Социальные последствия инновационной деятельности. Наличие паранормальных способностей Сторонником какой теории личности был Дж

1. Одно - основное - последствие деформации социального института уже было названо: оно состоит в том, что институт теряет свое общественное значение, так как перестает выполнять возложенную на него социальную функцию. Естественно, что это влечет за собой ряд побочных последствий. К ним относятся, как отмечалось выше, появление ложной функции (замещение), а также гипертрофирование функции самообеспечения персонала (самосохранение). Но, кроме того, возникают и последствия «второго рода». Это, прежде всего, разрушение тех социальных организмов, которые обслуживались данным институтом, причинение прямого или косвенного ущерба общественным и личным интересам. Так, при деформации системы торговли, общественного питания, здравоохранения, культуры страдают жизнь, здоровье, материальные и духовные интересы граждан. Деформация политических институтов влечет за собой апатию, упадок общественных инициатив, стагнацию в социальном развитии общества и т. д. (рис. 5).

Рис. 5.

Все это приводит к снижению престижа той общественной системы, к которой принадлежит институт, падению авторитета государственной власти. Происходит ослабление нормативного регулирования общественных отношений, авторитет закона также снижается. Изменяется и система ценностных ориентаций: люди переосмысливают моральные и правовые ценности, пересматривают свое отношение к социальным институтам и нормам в негативном направлении.

Весьма существенным последствием деформации является, далее, замена социального института новым, большей частью неформальным образованием. Последнее может быть самым различным, в том числе противоправным и даже преступным. Первопричина такой замены в том, что функции, не выполняемые деформированным институтом, повисают в воздухе. Они должны быть кем-то или чем-то осуществлены, ибо такова общественная потребность. Неформальное образование и принимает их на себя. При этом, как показывает практика, общественная функция, если она не выполняется законно (официально), будет выполняться иначе - путем социальных отклонений. Отсюда рост правонарушений и преступности, аморальных явлений.

Данные за 1991 и предшествующие годы отчетливо показывают динамику этих явлений. Преступность начиная с 1988 г. постоянно росла. Если в 1988 г. было зарегистрировано почти 1870 тыс. преступлений, то в 1989 - 2460 тыс., в 1990 - 2780 тыс., а в 1991 г. - уже свыше 3 млн (в прежних границах СССР) . "

В результате бессилия правоохранительных органов «ухудшилось» и качество антиобщественных проявлений: усилились агрессивно-разрушительные мотивы преступного поведения, возросла доля тяжких преступлений, сопровождающихся насилием и уничтожением имущества, резко возросли случаи хищения оружия, выросла преступность несовершеннолетних. От 30 до 40% населения испытывают чувство тревоги по поводу сложившейся криминогенной ситуации, опасаются стать жертвами преступлений . Все это в порядке «обратной связи» еще больше дестабилизирует обстановку, лишает доверия органы власти и правоохранительные органы. ;

Деформация социального института сама по себе уже яёляется социальным отклонением. Вместе с тем она может служить как причиной, так и следствием отклонений в других компонентах общественной системы. Эта связь осуществляется по меньшей мере четырьмя путями: а) деформация института вызывает социальную напряженность и конфликты из-за того, что институт не выполняет свойственных ему функций; б) данный процесс порождает стремления к замене бездействующего института иными установлениями (преимущественно неформальными); в) дисфункции социальных институтов, продолжающиеся длительное время, отрицательно сказываются на нравственном формировании личности, искажают систему ценностных ориентаций и мотивы поведения людей; г) ослабление контрольных функций социальных институтов создает безнаказанность нарушителей социальных норм и общее состояние безответственности за свои поступки, расшатывает общественную систему. Индивидуальные нарушения становятся массовыми, приобретают опасный характер.

Когда оказалось, что система торговли не справляется со своими обязанностями, полки магазинов пустеют, - пышным цветом стали расцветать все виды спекуляции. Получили значительное распространение торговля из-под прилавка, по знакомству, придерживание товара для последующей перепродажи по повышенной цене и т. д. Функции снабжения населения продуктами питания и ширпотребом при этом стали по существу переходить от централизованной государственной системы торговли к спекулянтам и колхозному рынку. В сфере услуг аналогичный процесс порождает шабашников, маклеров, посредников, которые втридорога исполняют функции, принадлежавшие ранее государственным или кооперативным организациям. Потребитель как-будто бы удовлетворен... Но, во-первых, какой ценой? Во-вторых, даже при подобной «замене» социального института, в силу господства дефицита товарами удовлетворяется лишь небольшая часть населения. И, в-третьих, действуют все прочие упомянутые выше последствия деформации института, включая подрыв авторитета власти. Поэтому рассматривать происшедшую замену как исправление кризисной ситуации нет, разумеется, никаких оснований.

2. Как эти события развиваются дальше? Мы рассмотрим этот вопрос подробнее, когда перейдем к проблеме социодинамики деформаций. Здесь же обратим внимание лишь на один аспект. Какова эволюция тех неформальных установлений, которые заменили собой деформированный институт, приняли на себя его функции? Судьба этих установлений различна, она зависит от того, насколько их функционирование оправдывает социальные ожидания. В итоге может быть две линии развития. Одна - конфронтация, борьба против новых установлений, например, против спекуляции, коррупции, «блата». Эти негативные явления, разумеется, не устраивают никого (кроме самих их участников), но иногда дело заходит так далеко, что борьба с ними становится неэффективной, а затем - невозможной.

Вторая линия - укрепление и дальнейшее развитие неформального установления, превращение его в новый институт. Так, на месте неформальных клубов и кружков образуются политические партии. А в сфере экономики переход к рыночным отношениям по сути дела и означает закрепление, формализацию тех связей и структур, основанных на товарно-денежных отношениях, которые возникли в противовес дискредитировавшей себя системе государственной торговли. Но такая перемена направленности социального института - дело сложное и болезненное. Оно требует новых кадров, новых знаний, широкой общественной и государственной поддержки, а прежде всего - твердой воли и решимости к серьезным общественным переменам.

  • См.: Преступность и правонарушения в СССР, 1990: Статист, сб. М., 1991. С. 10.
  • См.: Социальная и социально-политическая ситуация в СССР. С. 73.

Социальные последствия – это ожидаемые, планируемые или неожиданные, стихийно возникающие, непредвиденные результаты преобразований в обществе, каких-либо нововведений в ограниченной территориальной социальной системе (регион, город) или социальной организации (предприятие, фирма, учреждение), которые сказываются на социальных отношениях групп, общностей, индивидов. Социальные последствия могут быть положительными и отрицательными, непосредственными и отдаленными (по времени возникновения), прямыми или косвенными (по связи с основным направлением преобразований) и т.д. Социальные последствия, как правило, соотносятся с социальными целями и проблемами и являются важным понятием социального управления.

Ответственность – это возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные последствия. С психологической точки зрения ответственность –- понятие более сложное, выступающее в различных психологических явлениях. Ответственность это прежде всего осознание личностью тех требований и норм организации трудовой деятельности, последствий их выполнения и невыполнения, которые существуют в коллективе, трудовой организации, обществе. Но одного осознания недостаточно, необходимо активное действенное стремление реализовать эти требования в условиях совместной работы, воплотить эти нормы в конкретных действиях и поступках. Таким образом, когда мы говорим об ответственности, то речь идет не о простом исполнении того, что должно, а об активной жизненной позиции, стремлении добиться того, что должно. При этом важно, что человек отвечает за свои действия прежде всего перед самим собой, перед своей совестью.



С другой стороны, ответственность может рассматриваться как психологическая черта личности, устойчиво проявляющаяся в ее отношении к трудовой деятельности, к коллективу, самому себе. Наряду с этим понятие ответственности включает и эмоционально-чувственный компонент, выражающийся в переживаемом человеком чувстве ответственности, долга и совести.

Таким образом, ответственность как психологическое явление есть результат многих психических функций личности: познавательной, эмоциональной и поведенческой. Существенные признаки ответственности, проявляющиеся в поведении, – точность, пунктуальность, обязательность в исполнении своих обязанностей, готовность отвечать за последствия своих действий. Ответственное поведение предполагает профессионализм, знание своего дела, стремление разобраться в сложных вопросах. Оно не может реализовываться успешно, если у человека не развиты эмоциональные качества: способность к сопереживанию, чуткость к состоянию другого человека. Осуществление ответственного поведения требует волевых качеств: настойчивости, терпеливости, выдержки, стойкости.

Ответственность имеет непосредственное отношение к выполнению обязательств, под которыми понимают «обещание или договор, требующие от принявшего их безусловного выполнения.

Ответственность всегда относилась к определенному субъекту и отражала объем задач и обязанностей личности, т.е. пределы долга.

Долг есть обязанность человека перед кем-то или перед своей совестью.

Совесть же представляет собой осознание и переживание ответственности, основанные на самооценках исполнения обязанностей.

В качестве субъекта ответственности могут выступать:

· отдельная личность;

· группа как определенная общность людей;

· государство как некая макроструктура.

Наличие инстанции, перед которой субъект может и должен держать ответ за свои действия, является важным регулятором общественной жизни. Такими инстанциями могут быть:

1) общественно значимое лицо (например, президент, руководитель компании и т.д.);

2) социальная группа (политическая партия, организация, общество и т.д.);

3) исторически сложившиеся этические, нравственные, религиозные и другие требования.

Виды ответственности: юридическая, моральная, профессиональная, социальная и другие. В качестве одного из критериев социальной ответственности берутся ролевые обязанности и социальные отношения, обуславливающие их. Возможен также выбор и более частных критериев классификации ответственности, на основе которых определяются такие ее виды, как уголовная, административная, материальная, моральная.

Психологической предпосылкой ответственности является возможность выбора, т.е. сознательного предпочтения определенной линии поведения. Выбор может осуществляться в усложненных условиях, например, в конфликтных, где сталкиваются интересы отдельно взятой личности, группы людей или общества.

Ответственность считается важнейшим свойством личности. Если речь идет о принятии социальных норм поведения, то обычно говорится о социальной ответственности личности. Особенность ее состоит в том, что ее объектом являются социальные нормы и ролевые функции. Субъектом контроля может выступать как сам человек, так и его социальное окружение.

Осознание ответственности – прежде всего отражение в субъекте бытия социальной необходимости, т.е. понимание смысла совершаемых действий и последствий. В итоге атрибуция ответственности порождается жизненной необходимостью оценивать результаты деятельности, а также определять уровень успеха или неудачи, налагать взыскания и т.п.

Понятие ответственности непосредственно взаимодействует с понятием «самостоятельность». Когда решение принимается лично субъектом действия, то на него ложится вся ответственность. Ответственность девальвируется в группе.

На предприятии сам характер деятельности рождает производственные конфликты. Приведем конфликтный пример такой управленческой ситуации. Один сотрудник работает на импортной дорогостоящей машине, которая требует бережного отношения и тонкой наладки в процессе эксплуатации. Но работник не несет ответственности за ее сохранность. Поэтому в случае аварии человек обвиняет техника или инженера, отвечающего за ее техническое состояние. Возникает конфликт – кто виноват? Такая ситуация могла бы не возникнуть, если бы за эксплуатацию и уход за машиной несло ответственность одно и тоже подразделение, в котором осуществлялось бы необходимое обучение персонала по использованию техники.

Одной из форм правового и морального обеспечения социальной активности личности является ответственность за бездействие. Человек должен чувствовать себя ответственным не только за сделанное им, но и за то, чего он не сделал, хотя обязан был это сделать.

Профессиональная ответственность требует постоянной психологической готовности к выполнению конкретных действий. На некоторых должностях, в том числе и руководящих, ответственность бывает главным источником психического напряжения в течение времени.

Выполняя основные функции управления, руководитель решает сложные задачи, которые по содержанию и структуре не являются однопорядковыми. Их составными элементами являются экономические, правовые, технологические, социально-психологические, воспитательные и другие задачи. Руководитель обязан соблюдать государственные законы, правовые нормы и одновременно быть ответственным за свою работу и работу подчиненных.

Различают юридическую и социальную ответственность.

Юридическая ответственность означает следование конкретным законам и нормам государственного регулирования, определяющим, что может и чего не может делать организация, группа как отдельный элемент организации, отдельная личность как объект управления.

В отличие от юридической, социальная ответственность -это определенная степень добровольного отклика на социальные проблемы в соответствии с социальными нормами, ценностями, особенностями субкультуры и моральными обязанностями.

Социальная ответственность лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований. Пример: пожертвования в целях помощи больным детям, инвалидам и др. Такое поведение не регулируется юридическими законами и является добровольным. Другой пример: донорская деятельность для оказания экстренной помощи больному. Это пример альтруистического поступка, связанного с осознанием долга.

Социальная ответственность связана с выполнением общих правил, норм, которые усваиваются человеком. Социальные нормы поведения формируются постепенно в процессе взросления, начиная с детского возраста. Постепенно из внешних требований они становятся внутренними, психологическими образованиями.

Социальная ответственность служит средством внутреннего контроля личности (его называют самоконтролем), т.е. деятельности, которая осуществляется сознательно и добровольно.

Осознание человеком необходимости социальной ответственности связано с действием различных факторов: познавательных, мотивационных, ситуационных, характерологических, личностных и других.

Социальная ответственность имеет непосредственное отношение к выполнению групповых норм поведения. Когда говорят, что работник нарушает нормы группы, членом которой он является, это значит, что такие нормы существуют и что человек должен им следовать.

Под групповыми нормами понимается совокупность требований и правил, вырабатываемых внутри группы как определенного сообщества и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы.

Практика формирования и функционирования групп (в социальной психологии их называют «малыми» или «рабочими» группами) свидетельствует, что нормы эти никем извне не задаются, а складываются в процессе совместной деятельности людей. Можно сказать, что групповые нормы создаются спонтанно и становятся стандартами поведения всех членов группы.

В сплоченной группе складываются также нормы отношений к другим людям. Ценностно-ориентационное единство группы является одним из сложных социально-психологических явлений, поскольку носит системный характер. До настоящего времени оно недостаточно изучено. Групповые нормы способствуют выполнению определенных действий людьми, выполняющими общую работу. Существование групповых норм дает возможность прогнозировать поведение не только отдельных членов группы, но и всей группы в целом. При наличии групповых норм сама группа становится коллективным организатором и координатором деятельности исполнителей. Система групповых норм контролируется самой группой. Поэтому не только руководитель, но и сама группа становятся субъектами управления всеми ее участниками.

В любой организации, имеющей развитую структуру, существуют формальные и неформальные группы.

Руководитель является ответственным не только за настоящее, но и за будущее, за выполнение своих обязанностей и предвидение последствий собственных действий. В качестве примера можно взять любое управленческое решение, без которого не может быть решена организационная задача. Так, не решая задачи кадрового менеджмента, не отбирая нужный персонал и кадры управления, нельзя решить ни одной управленческой задачи.

За любое принятое решение руководитель несет ответственность. Но возможны ситуации, когда руководитель не принимает конкретных решений. Непринятие решений может являться нарушением социальной ответственности руководителя. Например, не принято решение о проверке техники безопасности менеджерами, имеющими к этому прямое отношение. Результат – гибель людей из-за возникшего пожара.

Руководитель должен предвидеть последствия своей бездеятельности и быть готовым нести за это ответственность. Социальная ответственность руководителей может вступать в противоречие с юридической ответственностью. Например, вопреки законам, руководитель изыскивает средства, сдавая в аренду помещение, находящееся на территории предприятия, для погашения задолженности работникам по зарплате. Такое поведение руководителя с чисто человеческих позиций можно расценить как социально ответственное.

Социальную ответственность следует рассматривать как стойкое личностное свойство. Составляя жизненные планы, человек обычно взвешивает, посильна ли ему эта цель или нужно надеяться на внешние силы, на других людей. По мнению исследователей, один человек может выступать хозяином своей судьбы, а другой « плывет по воле волн», т.е. одна личность принимает на себя ответственность, а другая – уходит от нее.

В связи с этим следует отметить две разные стратегии поведения человека:

1) видеть источник управления своей жизнью во внешней среде;

2) в самом себе.

В соответствии со взглядами Дж. Роттера, если человек принимает на себя ответственность за события своей жизни, то это означает наличие у личности «интернального» контроля. Интернальность личности положительно коррелирует с социальной ответственностью, с осознанием смысла и целей жизни. Лица с интернальным локусом контроля (локус контроля – свойство личности определять меру ответственности за свои поступки самому себе или внешним обстоятельствам) берут на себя ответственность за ход жизненных событий, руководствуясь чувством долга, морали и четко осознавая смысла.

Социально ответственным личностям свойственно наличие позитивных качеств, начиная от пунктуальности, точности, послушности и заканчивая нравственными, гражданскими чертами, такими как честность, справедливость, принципиальность и т.д.

Если ответственность приписывается обстоятельствами другим людям или случаю, то это характеризует наличие внешнего, т.е. «экстерналъного» контроля. Интернальность и экстернальность локуса контроля являются устойчивыми свойствами личности, сформированными в процессе социализации (по Дж. Роттеру). Социализация – это результат включения человека в социальные отношения, благодаря которым усваивается социальный опыт, а затем воспроизводится в деятельности. В противоположность интервальным, экстернальным личностям свойственны подозрительность, тревожность, депрессивность, агрессивность, конформизм, догматизм, авторитарность и т.д.

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Чем вызвана необходимость управления?

2. В чем сущность управленческого взаимодействия?

3. Что понимается под системой социального управления?

4. Что является ресурсами управления?

5. Что входит в понятие социальная система?

6. Из каких элементов состоит система управления?

7. Что такое ответственность?

8. Чем характеризуется социальная ответственность?

9. Какова связь личности и ответственности?

1. Поведение людей, обладающих такими чертами, как неорганизованность, некоординированность:

1) коллективное поведение;

2) паническое поведение;

3) массовое поведение.

2. Организации, членство в которых обеспечивает работников средствами к существованию, называются:

1) деловые;

2) общественные;

3) ассоциативные.

3. Передачу знаний от поколения к поколению и распространение культуры выполняет:

1) институт религии;

2) институт семьи;

3) институт образования.

4. Стремление максимально ограничить свободу подчиненных свидетельствует о:

1) попустительском стиле лидера;

3) демократическом стиле лидера.

5. Социальный институт представляет собой:

1) совокупность статусов и ролей;

2) устойчивые формы общественных отношений;

3) формы управления.

6. Обязательным признаком социальной организации является:

1) собрание людей в одном месте;

2) взаимодействие людей на основе иерархии социальных статусов;

3) системная общность.

7. Группа людей, выполняющих общественно-полезную и личностно-значимую деятельность – это:

1) компания;

2) организация;

3) коллектив.

Какой тип регламентации характерен для социальных институтов?

1) аморфный;

2) гибкий;

3) нерегулярный;

4) жесткий.

9. Функции образования – это:

1) формирование у подрастающего поколения установок, ценностей, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе;

2) воспитание людей в духе беспрекословного подчинения власти;

3) трансляция и распространение культуры в обществе (научных знаний, моральных ценностей и норм, опыта и навыков, присущих различным профессиям);

4) социальная селекция.

Какой из предложенных подходов к определению семьи является специфически социологическим?

1) семья – это малая социальная группа, члены которой объединяются в единое целое на основе общих интересов, чувств и стремлений;

2) семья – это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей;

3) семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства.

11. Социальный институт, осуществляющий воспроизводство населения называется …

1) организацией;

2) семьей;

3) общиной;

4) сословием.

12. Правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействие между людьми, называются …

1) нормами;

2) ресоциализацией;

3) субкультурой;

4) обычаями.

13. Брак одного мужчины одновременно с двумя и более женами называется …

1) полигинией;

2) полиандрией;

3) моногамией;

4) конкубинатом,

14. Если последствия деятельности социального института препятствуют функционированию другого института, то это явление называется …

1) явной функцией;

2) латентной функцией;

3) дисфункцией;

4) девиацией.

15. Исключите из указанных вариантов определение социального института, которое, по вашему мнению, является неверным:

1) социальный институт это – организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества;

Б) реальная социальная общность, с которой индивид соотносит себя и на нормы, мнения, ценности, оценки которой он ориентируется в своем поведении;

В) исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленные на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

16. Предпосылкой возникновения любого социального института является…

1) возникновение общественной потребности;

2) наличия общественного договора;

3) возникновение социальных стереотипов;

4) государственное регулирование.

17. Правительственные учреждения, университеты – это…

1) тоталитарные организации;

2) принудительные организации;

3) утилитарные организации;

4) ассоциации.

18. Элементом социального института не является….

3) ценности;

4) знания.

19. Рождаемость ниже там, где:

1) высокий уровень и качество жизни;

2) низкая культура и образованность;

3) существует соответствующая культурная установка.

20. Какой тип семьи является преобладающим в современном обще­стве:

1) домовая община;

2) моногамная патриархальная семья;

3) нуклеарная моногамная семья.

Тема 7. Личность, общество, культура

1. Социализация личности– это:

1) освоение культуры (норм, ценностей, правил поведения и стереотипов понимания) общества;
2) перемещение индивида или социальной группы в социальном пространстве, переход из одной страты в другую;
3) совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критериям социального неравенства (по доходам, уровню образования, престижу должности или профессии, обладанию властью);
4) процесс формирования устойчивых ценностно-нормативных образцов действий, посредством которых интегрируется и координируется деятельность социальной группы.

2. Диспозиционная теория личности разработана:

1) европейскими социологами;

2) американскими социологами;

3) российскими социологами.

3.Личность – это:

1) устойчивая совокупность социально значимых черт, присущих человеку как социальному существу. Среди них социологи выделяют в первую очередь социальные роли, усваиваемые индивидов в процессе социализации, а также ценностные ориентации, на основе которых выстраивается жизненная линия поведения личности;

2) социально приобретаемый элемент структуры личности, выступающий как фиксированное, устойчивое представление о желаемом;

3) процесс формирования устойчивых ценностно-нормативных образцов действий, посредством которых интегрируется и координируется деятельность социальной группы;

4) совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

4. Необходимость социализации определяется:

1) социальными причинами;

2) географическим положением;

3) биологией человека.

5. Социальный статус личности – это:

1) социальное поведение человека;

2) трудовой стаж человека;

3) достоинство человека.

Какой уровень существования человека характеризуется его биосоциальностью?

1) человек как личность;

2) человек как индивид;

3) человек как социальный субъект;

4) человек как индивидуальность.

Сторонником какой теории личности был Дж. Г. Мид?

1) ролевая теория;

2) психоанализ;

3) необихевиоризм;

4) теория «зеркального Я».

С чем связано приобретение предписанного статуса?

1) место работы;

2) место рождения;

3) профессия;

4) престиж.

Кто из социологов провел «тюремный эксперимент»?

1) Ф. Зимбардо;

2) Дж. Хоманс;

3) Т. Парсонс;

4) Дж. Г. Мид.

Кто ввел понятие «ролевого набора»?

1) Ф. Зимбардо;

2) Р. Мертон;

3) Дж. Г. Мид;

4) Дж. Хоманс.

11. Отклоняющееся от групповых норм поведение, которое влечет за собой тюремное заключение – это:

1) индивидуализм;

2) делинквенция;

3) патология;

4) девиация.

12. Динамический характер статуса определяется понятием:

1) девиация;

2) социальный контроль;

3) социальная роль.

13. Подготовка девианта к возвращению в нормальную жизнь называется:

1) реабилитация;

2) вторичная социализация;

3) перевоспитание.

14. Социокультурный слой в структуре личности включает …

1) стимулы активности

2) подсознание

3) самосознание

4) влечения

15. Личность может снизить ролевое напряжение или конфликт путем _____ ролей.

1) забывания

2) игнорирования

3) регулирования

4) объединения

16. Статус, определяющий общественное положение и значение человека с его правами и обязанностями, называется …

1) эпизодическим

3) главным

4) смешанным

17. Необходимым условием успешной аккультурации является …

1) конфликтность

2) терпимость

3) избегание

18. Податливость установок и поведения личности групповому давлению называется …

1) конформизмом

2) социализацией

3) ролевым конфликтом

4) лидерством

19. Субкультура, находящаяся в конфликте с господствующими ценностями доминирующей культуры, называется …

1) народной культурой

2) высокой культурой

3) контркультурой

4) массовой культурой

20. Наиболее распространенный в обществе тип личности со средними общепринятыми чертами называется ______ личностью.

1) модальной

2) нормативной

3) идеальной

1. Для функционализма характерен анализ образования как

·Фильтрующего устройства

·Социально значимой деятельности

·Сферы самореализации

При переходе к постиндустриальному обществу наблюдается процесс увеличения численности населения - это явление называется

·Урбанизацией

·Субурбанизацией

·Социальной мобильностью

Фактором, влияющим на быстроту принятия инноваций, является возможность … характеристик

·Демонстрации

·Визуального осмотра

·Описания

Процесс взаимного культурного проникновения, в результате которого утверждается общая культура, называется

·Ассимиляция

·Сегрегация

·Компромисс

Сущность контактов заинтересованности состоит в том, что они

·Заставляют обращать внимание на других

·Заставляют других обращать внимание на нас

·Позволяют выбрать социальный объект

6. Возникновение новых социальных движений объясняется массовой реакцией на

·Вестернизацию

·Глобализацию

·Модернизацию

7. Теория Шпенглера носит название «теории жизненного цикла…»

·Обществ

·Цивилизаций

·Культур

8. Идеология политики как социального института базируется на след. Идеях

·Свобода, прогресс, равенство

·Демократия, право, национализм

·Конституция, закон, гос-во

Устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, называется …

·Социальный институт

·Соц система

·Соц структура

Необходимым условием успешной аккультурации является

·Терпимость

·Избегание

·Конфликт

Форма соц взаимодействия, в кот-й акторы стремятся к осуществлению своих интересов в ущерб интересам др людей

·Кооперация

·Конфликт

·Компромисс

Примером эволюционного процесса яв-ся..

·С/х жизнь

·Развитие разделения труда

·Развитие информац. Систем

Мировой информ. Порядок по Гидденсу -

·Создание международной системы новостей

·Создание международной системы производства инф-и и ее распространение

·Объявление о найме на работу

·Покупка газеты

·Переход улицы по пешеходному перекрестку

К общим признакам социальных институтов не относится

·Мотивация

·Кодексы

·Идеология

Социальные изменения в общ-вах развиваются через..

·Селекцию

·Диффузию

·Сегрегацию

К новым соц движениям относят.. Движение

·Профсоюзное

·Экологическое

·Фермерское

Глобализация … миграционные процессы в мире

·Стимулирует

·Вызывает

Примером контркультуры в современном общ-ве может быть субкультура …

·Предпринимателей

·Богемы

·Глухонемых

Роль СМИ в современном мире

·Конструирование соц реальности

·Оценка соц реальности

·Отражение соц реальности

Теория … утверждает, что толпа способствует проявлению такого поведения людей, к которому они предрасположены

·Конвергенции

·Возникновения норм

·Прирастающей ценности

Форма соц взаимодействия, предполагающая вознаграждения и затраты, наз-ся

·Конкуренция

·Компромисс

·Обмен

23. Свержение гос и классовых структур общ-ва и замена их новым порядком - это

·Классовый конфликт

·Политический переворот

·Соц революция

24. К факторам, пораждающим глобализ-ю, не относ-ся

·Электронные СМИ

·Эколог. Движение

·Этноцентризм

25. Экономическую основу традиц. Общ-ва составляет..

·Сфера услуг

·Промышленность

Кто из западных социологов утверждал, что современные школы не развивают познавательные способности учащихся, их здравый смысл и учение самостоятельно мыслить

·С.Д.Хэрн

·И.Иллих

·Р.Коллинз

Действие, совершаемое человеком автоматически, по привычке согласно классификации Вебера наз-ся

·Целерациональным

·Традиционным

·Аффективным

Кто считал причиной конфликтов в общ-ве нерав-во ролей

·Дж. Г. Мид

·Л. Козер

·Р. Дарендорф

29. К негативным эффектам глобализации относят

·Интернализацию институтов гражд общ-ва

·Международное разделение труда

·Ограничение автономности национ. Гражданских институтов

30. Какой аспект не является характерным при анализе образования

·Институциональный

·Системный

·Структурный

31. Кто из социологов выделяет ядро глобального общ-ва, состоящее из мировых лидеров производства

·И. Валлернштайн

·Э.Гидденс

·Н. Смелзер

Кто создал двучленную схему развития общ-ва, состоящую из стадий общины и общества

·Ф. Теннис

·Г.Зиммель

·В.Паретто

Поведение толпы - это вид..

·Коллективного поведения

·Массового действия

·Социального движения

К элементам структуры социал действий не относится

·Потребность в активизации

·Рез-т действия

·Интересы участников

35. Существенный признак массового действия - отсутствие..

·Инcтитуциональных контактов

·Личных контактов

·Личной активности

Как называется особый тип мимолетных кратковременных связей индивида в обществе

·Контакты

·Взаимодействия

Гидденс считает что глобализация неразрывно связана с..

·Модернизацией

·Трансформацией

·Дискриминацией

Кто из нижеперечисленных социологов считал, что образование является капиталовложением в будущее, которое приносит прибыль

·Дюркгейм

·Хэрн

·Джастер

39. Формирование алфавитов европейских языков на основе латинского алфавита - это пример культурного (-ой)

·Аномии

·Релятивизма

·Диффузии

40. Система взаимообусловленных соц действий наз-ся

·Взаимными упреками

·Взаимодействиями

·Взаимоотношениями

К установкам и образцам поведения религии как соц института относится

·Любовь

·Вера

·Почтительность

42. Глобализация образования означает его..

·Интернационализацию

·Унификацию

·Г.Лебон

·Г.Тард

·Н.Смелзер

Согласно теории.. все общ-ва проходят одинаковые этапы развития от традиционализма к индустриальной стадии

·Культурной динамики

·Эволюции

·Модернизации

45 К пространственным контактам не относится..

·Предполагаемый

·Визуальный

·Публичный

46 Система способов идеологического и соц - психологич. Воздействия с целью изменения мнения, мышления, сознания и поведения людей вопреки их интересам наз-ся

·Пропаганда

·Внушение

·Манипулирование

47 СМИ по мнению Гидденса не оказывает влияния на

·Повседн существование

·Предрасположенность к преступлениям и насилию

·Религиозную принадлежность

48 Глобализация возможности нац гос-в реально управлять внутренними процессами в стране

·Не влияет на

·Снижает

·Повышает

Любое действие индивида, ориентированное на мотивы поведения др людей, наз-ся

·Культурным

·Психологическим

·Социальным

50 К типам соц действий по веберу не относится

·Прагматическое

·Традиционное

·Аффективное

Ценностно ориентированные движения характеризуются след признаками

·Наличие лидеров, программ и развитых идеологий

·Наличие лидеров, перспективных программ и развитых идеологий

·Наличие харизматических лидеров, перспективных программ и развитых идеологий

52 Мюзиклы и блокбастеры в жанре фантастики и детектива яв-ся примером.. культуры

·Элитарной

·Массовой

·Народной

Соц движения - это совокупность усилий и действий направленных на..

·Поддержку изменений

·Против нововведений

·Поддержку или сопротивление изменениям

·Конфликт

·Несогласие

·Мобилизацию

55 Какое из перечисленных теоретических направлений считает, что в основе строения общ-ва лежит единство, общественное согласие и функциональное соответствие

·Эволюционализм

·Конфликтология

·Функционализм

Критерием прогресса в концепции постиндустриального об-ва выступает уровень.. Развития

·Технического

·Научного

·Культурного

Брак м/у одной женщиной и несколькими мужчинами наз-ся

·Полигинией

·Полигамией

·Полиандрией

58 Согласно Смелзеру следствием распространения промышл. Технологий стало

·Усиление соц мобильности

·Появление закрытых соц групп

·Усиление родств. Связей

·У.Ростоу

·А.Тоффлер

·Л.Уайт

Институт … обеспечивает управление в разных сферах общества, безопасность и соц.порядок

·Религии

·Политики

·Экономики

Этот вид движений направлен на улучшение условий труда и повышение его оплаты

·Ценностно ориентированные

·Нормоориентированные

·Реформаторские

Все харизматические движения можно назвать

·Нормоориентированными

·Ценностоно ориентированными

·Религиозными

Община по Ф.Тённису- это образ … общества

·Массового

·Традиционного

·Индустриального

Н. Смелзер рассматривает коллективное поведение как

Развитие реального сектора национальной экономики ограничено многими макроэкономическими факторами, среди которых — изношенность основных производственных фондов и острая необходимость в инвестиционных ресурсах для их модернизации.

Под экономическим эффектом понимают полезный результат от экономической деятельности, измеряемый, как разница между денежными доходами от такой деятельности и денежными расходами на ее осуществление, а проявлением экономического эффекта для компании, имеет тенденцию к росту капитализации, является повышение ее рыночной стоимости, конкурентоспособности, прибыльности, инновационной привлекательности, кредитного рейтинга и т.п..

Социальный эффект связывают:

— со снижением заболеваемости населения;

— улучшением условий отдыха;

— сохранением природных ресурсов;

— возможностью его учета в экономических показателях — экономия расходов на лечение, проведение необходимых дорогостоящих медицинских процедур, таких как исправление прикуса у детей и т.д.;

— выплаты по больничным листам;

— созданием благоприятных условий для всестороннего развития личности;

— реализацией гражданами своих творческих сил и способностей, что выражается в сокращении тяжелого физического труда;

— увеличении свободного времени;

— повышении материального и культурного уровня жизни населения, в здравоохранении;

— повышением материального и культурного уровня жизни населения, более полным удовлетворением его потребностей в товарах и услугах;

— совершенствованием условий и техники безопасности труда, снижением доли тяжелого ручного труда;

— полезным результатом любой экономической деятельности, отражается в создании условий для удовлетворения основных социальных потребностей и целей общества.

Исследователи социальных эффектов разделяют их на личные и общественные. Личный социальный эффект имеет индивидуальный характер и проявляется в улучшении уровня жизни отдельной личности. Общественный социальный эффект не имеет индивидуального характера и распространяется на широкий круг лиц. Кроме того различают социальный эффект на микро- и макроуровне экономики.

Рост капитализации предприятия обеспечивает привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов, расширение объемов производственной деятельности, рост доходов, от чего социальные выгоды получают, как работники компании, так и регионы и национальная экономика.

Для персонала предприятия — это рост оплаты труда, дополнительные социальные льготы и гарантии, повышение безопасности и условий труда, квалификации и профессиональных навыков за счет предприятия, изменение характера труда с тяжелой физической на интеллектуальную, творческую и т.д.. Вследствие роста доходов высоко-капитализированным компаниям растут отчисления в государственный бюджет, средства которого направляются на финансирование развития социальной инфраструктуры и социальных программ.

Кроме того социальный эффект на макроуровне проявляется в росте занятости и доходов населения, улучшении уровня удовлетворения общественных потребностей за счет товарных инноваций, способствующих повышению качества товаров и услуг, снижении экологической нагрузки на окружающую среду, рациональном использовании безопасных ресурсов, как следствие — повышение уровня и качества жизни населения. Рост прибылей компаний предполагает их частичное реинвестирования, что обеспечивает увеличение прибыли и капитализации, а потому и дальнейший рост социальных выгод за счет мультипликативного эффекта.

Положительные социальные последствия деятельности компаний способствуют развитию человеческого капитала, который, в то же время, служит главным конкурентным преимуществом отечественных предприятий и мощным резервом роста капитализации в условиях становления экономики, основанной на знаниях.

Итак, социальные эффекты, возникающие вследствие роста капитализации субъектов хозяйствования, занимающих важное место наряду с экономическими, обеспечивая положительные социальные сдвиги, основными из которых является повышение уровня, качества, безопасности и продолжительности жизни населения.

Loading...Loading...