Техника безопасности на кухне и общие правила пользования для всей семьи. Безопасность на кухне — основные и важные моменты Инструкция по безопасности в кухне бытовой техники

Цель:

  • ознакомить с условиями подготовки рабочего места для кулинарных работ,
  • с правилами техники безопасности и санитарно - гигиеническими требованиями на уроках кулинарии;
  • воспитывать ответственность, бережливость и аккуратность.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Методы обучения: словесные, наглядные.

Наглядные пособия: доска, тезариус (ключевые слова).

Оборудование: посуда, плакаты по технике безопасности и сервировке стола, учебные пособия.

На доске выписаны термины: инвентарь, маркировка.

Контрольные материалы: тесты “Конверты с картинками”.

Ход урока

I. Актуализация.

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Проверка домашнего задания:

II. Основная часть. Сообщение познавательных сведений.

Сегодня вы приступите к первой теме, название которой только что записали – “Правила безопасной работы на уроках кулинарии”.

Сделайте пояснение:

Кулинария - наука о питании и приготовлении пищи, от латинского “кулина” - очаг. Так называлось место, где первобытный человек готовил себе еду. От этого слова позднее произошло и второе знакомое вам слово - кухня.

А человек, который работает в кухне и занимается приготовлением пищи, называется кулинаром.

Обратите внимание на то, что на кухне имеется много предметов, работать с которыми вам обязательно придется, но делать это необходимо очень осторожно и аккуратно.

Многие предметы вам хорошо знакомы, наверное, они имеются у каждого на кухне. Но все-таки важно, чтобы вы повторили правила работы с ними. Эти правила носят название “правила техники безопасности”. Они означают систему мероприятий для обеспечения здоровых и безопасных условий труда.

А какие правила необходимо соблюдать кулинару во время работы?

Правила техники безопасности при выполнении кулинарных работ.

1. Требования безопасности перед началом работ

1.1 Надеть спецодежду (косынку, фартук), волосы убрать под косынку.

1.2 Вымыть руки с мылом.

1.3 Проверить исправность кухонного инвентаря и его маркировку.

1.4 Включить вытяжную вентиляцию.

1.5 Овощи перед очисткой тщательно помыть, те которые употребляют в пищу в сыром виде, дополнительно ополосните кипячёной водой.

2. Требования безопасности во время работы

2.1 Включать и выключать электроприбор сухими руками при этом браться за корпус вилки.

2.2 Проверить качество ручек ёмкости.

2.4 Наполняя кастрюлю (чайник) жидкостью не доливаем до края 4-5см.

2.7 Засыпать в кипящую жидкость крупу и другие продукты осторожно.

2.8 На сковороду с горячим жиром продукты кладём аккуратно (от себя), чтобы не разбрызгивался жир.

2.9 Передавая нож или вилку только ручкой вперед.

3. Требования безопасности по окончанию работы

3.1 Выключить электроплиту, выключить вытяжную вентиляцию.

3.2 Тщательно вымыть рабочие столы, посуду и кухонный инвентарь.

3.3 Вынести мусор, тщательно вымыть руки с мылом.

Ребята, если не следовать правилам безопасной работы на уроках кулинарии, что может произойти?

Поражения электротоком;

Термические ожоги;

Электричество в бытовых условиях может быть причиной серьезных травм и даже смертельного исхода. Причиной многих травм являются неисправные выключатели и розетки, старая проводка, неправильное обращение с электробытовыми приборами.

Необходимо помнить об опасности воды, которая является хорошим проводником электричества. Человек значительно увеличивает риск получить травму, если работает с электробытовыми приборами мокрыми руками или стоит на мокром полу.

Ваши цели:

Отключить электроэнергию;

Оказать помощь пострадавшему;

Вызвать врача.

Действия:

1. Выключите ток на электрощите, если он в пределах досягаемости, в противном случае – выдерните штепсельную вилку.

2. Если вы не можете добраться до кабеля, розетки, электрощита, то:

Встаньте на сухую изолирующую поверхность, например, деревянную коробку, резиновый коврик или толстую книгу. Используйте швабру, деревянный стул или табуретку, чтобы оттащить пострадавшего от источника тока.

3. Не дотрагивайтесь до пострадавшего, обхватите его ногу или руку петлей и оттаскивайте от источника тока. В крайнем случае тяните пострадавшего за свободно свисающий сухой край одежды.

Если пострадавший без сознания, проверьте пульс и дыхание и при необходимости будьте готовы к реанимационным мерам. Охлаждайте ожоги большим количеством воды. Уложите его и вызовите скорую помощь.

Если человек серьезно не пострадал, создайте ему условия для отдыха и, если есть сомнения, вызовите врача.

Термический ожог - это травма, которая возникает в результате действия открытого огня, теплового излучения, соприкосновения тела с раскаленными предметами, жидкостями (кипяток) и др.

Различают четыре степени термического ожога.

Ожог первой степени, при котором поражается только верхний слой кожи, она краснеет, на месте ожога образуется отек, возникает боль.

Ожог второй степени, при нем пораженный участок увлажняется и покрывается волдырями. Необходимо оперативное лечение.

При ожоге третьей и четвертой степени поражаются все слои кожи, мышцы, нервы, жировая клетчатка. Требуется срочная госпитализация.

Действия:

1. Прекратить действия поражающего фактора (погасить пламя, убрать раскаленный предмет).

2. Снять одежду и обувь с пораженного участка.

3. Охладить место ожога водой, льдом, снегом в течение 10 минут.

4. Наложить сухую стерильную повязку.

5. Дать обильное питье.

В случае обширных ожогов пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение.

Вовремя оказанная помощь при порезе поможет быстрее залечить рану и предотвратить попадание микробов в рану.

Ваши цели:

Остановить кровотечение.

Свести к минимуму возможность инфицирования.

Действия:

1. Небольшие кровотечения можно остановить, придав конечности возвышенное положение и прижав рану.

2. Накройте рану стерильной салфеткой и забинтуйте.

3. При незначительных порезах достаточно наклеить лейкопластырь.

III. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Интересно было сегодня на уроке?

Что больше всего запомнилось?

Какие трудности встретились на уроке?

Что позволило вам преодолеть эти трудности?

На доске незаконченные предложения, которые написала учитель, продолжите их от себя. Пожалуйста, кто готов?

“Я узнала...!”
“Я научилась...!”
“Мне пригодится это...!”

IV. Заключение. Анализ урока.

Анализ урока, выставление оценок и их аргументация.

V. Домашнее задание: знать правила безопасности на уроках кулинарии.

Включенное в сеть оборудование (при его чистке или замене деталей) неисправные электророзетки перегруженные штепсельные разъемы влажные руки при обращении с оборудованием и штепсельными вилками неисправное газовое оборудование включенное в сеть оборудование (при его чистке или замене деталей) неисправные электророзетки перегруженные штепсельные разъемы влажные руки при обращении с оборудованием и штепсельными вилками неисправное газовое оборудование





Кухонная посуда Сковородки, кастрюли и пр. надо размещать на плите так, чтобы их ручки не нависали над ее краем. В противном случае можно зацепить их и опрокинуть на себя кипяток. По этой же причине следует использовать в первую очередь конфорки, расположенные ближе к стене, а также ставить горячее подальше от края кухонного стола.


Требования безопасности перед началом работы 1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку. 2. Проверить исправность кухонного инвентаря и его маркировку. 3. Проверить целостность эмалированной посуды, отсутствие сколов эмали, а также отсутствие трещин и сколов столовой посуды. 4. Включить вытяжную вентиляцию. Требования безопасности по окончании работы 1. Выключить электроплитку, при выключении не дергать за шнур. 2. Тщательно вымыть рабочие столы, посуду и кухонный инвентарь. 3. Вынести мусор, отходы и очистки в отведенное место. 4. Снять спецодежду, выключить вытяжную вентиляцию и тщательно вымыть руки с мылом.


Правила техники безопасности на кухне На кухне необходимо соблюдать следующие правила безопасности: перед работой с кухонным оборудованием ознакомиться с правилами сборки, разборки, замены сменных механизмов не опускать пальцы в чашу электромиксера или мясорубки, пока они не остановлены при работе с горячими сковородами и кастрюлями пользоваться только сухими рукавицами не оставлять ручки сковород выступающими за плиту правильно поднимать тяжелые предметы, чтобы избежать травм спины не складывать ножи в раковины пользоваться ножами аккуратно, носить их острием вниз класть ножи плоско, а не лезвием вверх следить, чтобы полы на кухне всегда были чистыми и сухими


Правила техники безопасности на кухне Нельзя подталкивать продукты в горловину мясорубки пальцами, для этого надо пользоваться деревянным пестиком. Следить за тем, чтобы при работе с ручной теркой не поранить руку: хорошо удерживать продукт, не тереть слишком маленькие его части. Брать горячую посуду следует прихваткой, а крышки кастрюль с кипящей жидкостью открывать от себя, чтобы капли горячей воды не попали на ноги. Использовать сковородник только с деревянной ручкой. Посуду с длинной ручкой (сковорода, ковш и другие) ставить так, чтобы не зацепиться за нее и не уронить. Не наливать горячую жидкость в стеклянную посуду: если посуда лопнет, то можно ошпариться. Не пробовать горячую пищу, предварительно не охладив ее. Периодически проветривать помещение, чтобы в нем не повышалась температура и влажность воздуха, не накапливался чад, образующийся при жарении. Следить за тем, чтобы хорошо было освещено рабочее место.


Правила техники безопасности на кухне для детей Храните стеклянную посуду и дорогой фарфор под замком или в верхних шкафчиках, до которых малыш не сможет дотянуться. Не забывайте о той опасности, которую таят в себе чистящие и моющие средства. Покупайте по возможности менее токсичные и храните их в безопасном месте, где малыш не сможет их найти.токсичные Ящички, где хранятся ножи и другие острые предметы, такие как насадки для блендера, закрывайте на специальные замки. Можно либо повесить замки на все шкафчики, либо убрать опасные предметы туда, где ребенок не сможет их достать. А можно и вовсе перекрыть вход на кухню с помощью детских ворот безопасности. Но если вы решите так сделать, убедитесь в том, что сможете наблюдать за малышом, пока находитесь на кухне.



Санитария и гигиена на кухне


Задачи урока

1 . Раскрыть понятие кулинария

2. Дать информацию о профессиях повар, официант, мойщик посуды.

3. Ознакомить с правилами санитарии и гигиены при выполнении кулинарных работ.

4. Ознакомить с технологией мытья посуды и правилами ухода за поверхность стен и пола.

5. Ознакомить с безопасными приёмами работы на кухне и правилами оказания первой помощи при порезах и ожогах.

6. Дать информацию о пищевых (питательных) веществах, пищевой пирамиде, пищевых отравлениях.

7. Дать информацию об оказании первой помощи при пищевых отравлениях.

8. Дать представление о режиме питания.


  • Знакомство с кулинарией;
  • Кухня и ее оборудование;

Кулинария - это наука о питании.

Слово «кулинария» означает «поварское дело». История кулинарии исчисляется даже не сотнями лет, а тысячелетиями. Уже в VII в. до н. э. в Риме существовали кулинарные школы. И испокон веков искусство приготовления пищи считалось почётным делом.


  • Пища – это источник жизни.
  • Кулинария – это искусство приготовления вкусной и здоровой пищи.
  • Изучать кулинарию необходимо для того, чтобы есть вкусную, питательную и здоровую пищу.
  • Мудрый совет : «Все кушанья должны готовиться с хорошим настроением и любовью к близким, тогда даже самое простое из них будет вкусным и полезным»



Рассмотрим примерный набор кухонной посуды

  • Для приготовления супов и бульонов необходимо иметь несколько кастрюль различной емкости (вместимости) - от 1 до 5 литров.
  • Для жарки мяса, рыбы, картофеля, омлетов, блинов, обжаривания овощей используют сковороды различного размера. Каждый из видов продуктов нужно готовить на отдельной сковороде: тефлоновой, чугунной,

эмалированной.

  • Овощи, мясо лучше тушить

в посуде с толстыми

дном и стенками.


На кухне должны быть необходимые инвентарь и приспособления:

  • набор хорошо заточенных кухонных ножей;

дуршлаг и сито; несколько разделочных досок

(для нарезки овощей, мяса, рыбы), а также

чесноковыжималка, кухонный молоток, скалки

для теста, воронка, ступка для растирания,

кухонные ложки, вилки и лопаточки, терки,

кондитерский мешок или

шприц с насадками,

кухонные часы - таймер,

рулоны фольги для

запекания



  • Безупречно чистая кухонная утварь и посуда - первейшее условие, обеспечивающее гигиеничность пищи.
  • Посуду надо мыть сразу же после ее использования. Ее сначала сортируют, отдельно ставят чашки, тарелки и т. д.
  • Сейчас выпускается множество средств для мытья посуды, а также приспособлений - губки, ерши, щетки, мочалки.
  • Пригоревшую в посуде пищу необходимо отмачивать, а не соскабливать. Посуду, в которой было молоко, сырые яйца, сначала моют холодной водой, а затем горячей.
  • Посуду с антипригарным покрытием нельзя тереть жесткой мочалкой. Для ухода за ней используют только губки и жидкие моющие средства.
  • Чугунные сковороды перед мытьем нужно вытереть бумагой, а затем промыть в горячей воде с моющим средством. Пригоревшие к сковороде остатки пищи можно оттереть сухой солью.

  • Столовую посуду освобождают от остатков пищи, промывают горячей водой. Если на посуде остался жир, ее обрабатывают моющим средством, а затем тщательно споласкивают горячей водой. Так же моют и чайную посуду. Налет чая или кофе можно удалить, потерев внутреннюю сторону чашек или блюдец мягкой тряпочкой с питьевой содой.
  • Посуду, украшенную «золотом», не следует мыть с содой.
  • Керамическую посуду лучше всего мыть горячей водой с содой, после чего хорошо сполоснуть чистой водой.
  • Лучше добавить в воду несколько капель моющего средства, а затем тщательно прополоскать посуду в чистой воде.
  • Стаканы и фужеры хорошо отмываются в теплой воде с солью. После мытья их нельзя ставить один в другой - остыв, они могут треснуть.
  • Вымытую посуду не рекомендуется вытирать полотенцем, лучше поместить ее в сушильный шкаф.


Питание – это процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности.

Пища - это энергия для нашего тела, а правильное питание ­ источник здоровья, силы, бодрости, красоты и долголетия.

Вместе с пищей в наш организм поступает вода, белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли.


Белки - основа жизни. Они обеспечивают рост организма, формирование всех органов и систем. Они необходимы в любом возрасте, но особенно в детском и юношеском, когда организм развивается.

Если в пище не хватает белков, организм отстает в физическом развитии, снижается умственная деятельность и работоспособность человека.


Жиры - это резервы энергии нашего организма. Они находятся во всех тканях или накапливаются в некоторых органах тела (почках, сердце и других). Жиры исключительно необходимы для нормального развития человеческого организма и в особенности нервной системы, а также для усвоения витаминов А, Д, Е.

Важны как животные жиры, которые содержатся в мясе, рыбе, молоке, сыре, масле, так и растительные (подсолнечник, соя, маслины).


Углеводы - главный источник энергии для организма. Поэтому и потребность в них приблизительно в четыре-пять раз больше, чем в белках и жирах.

Богаты углеводами прежде всего растительные продукты - все фрукты, некоторые овощи, такие, как картофель, капуста, столовая свекла, морковь, а также хлеб и изделия из теста, макароны, кондитерские изделия.


Пищеварение и жизнедеятельность организма невозможны без витаминов.

Витамины - это особые вещества, отсутствие которых в пище вызывает заболевание человека.

В настоящее время известны около 20 витаминов, которые делятся на две группы: водорастворимые - витамины С, Р и группы В, и жирорастворимые - А, Д, Е и К.


  • Витамин В - улучшают пищеварение, состояние кожи и зрение.
  • Витамин С - укрепляет защитные силы организма.

Он содержится во фруктах, ягодах, свежих овощах, зелени.

  • Витамин А - способствует росту, развитию, улучшает зрение.

Им богаты овощи, яйца, сливочное масло, молоко и др.

  • Витамин D - укрепляет кости, способствует хорошему самочувствию.

Чтобы получать этот витамин, нужно есть сливочное масло, молоко, яйца, рыбу, печень рыбы.

  • Витамин E - улучшает обмен веществ в организме.

Он содержится в растительном масле, орехах, хлебе, крупах.





  • Для того чтобы пища приносила человеку пользу необходимо соблюдать режим питания .
  • – это время и число приемов пищи. Между приемами пищи соблюдаются определенные интервалы времени. Наиболее рациональным является четырех- и трехразовый режим питания. Если принять суточный объем пищи за 100%, то при трехразовом питании на долю завтрака должно приходиться 30%, обеда - 50%, ужина -20%
  • Очень важны условия приема пищи , сервировка стола, доброжелательная атмосфера. Они способствуют хорошему аппетиту, лучшему усвоению пищи.

Режим питания для 1 и 2 смены

1смена

время

Завтрак

Второй завтрак

2 смена

7 час 30 мин

12 час 30 мин

Завтрак

Обед

Обед

16 час 30 мин

Ужин

8 час 00 мин

Полдник

Ужин


  • Знакомство с кулинарией;
  • Санитарно-гигиенические требования правила по технике безопасности;
  • Кухня и ее оборудование;

Спасибо за урок!

Презентация создана

учителем технологии МБОУ «Лицей №101»

Бакановой Э.М.


  • Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В.Синица, В.Д.Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2012.
  • Н.В.Синица. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: методическое пособие/ Н.В. Синица. М.: Вентана – Граф,2013.
  • Н.В.Синица Технологии ведения дома: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В.Синица, Н.А.Буглаева.- М.: Вентана –Граф, 2013
  • http:// yandex.ru/images
  • При разделке рыбы прихватывать её салфеткой, чтобы не уколоться. А чтобы рыба не выскользнула из рук, обмакнуть в соль пальцы или прицепить к хвосту прищепку и держать рыбу за неё.
  • Не браться голыми руками за сковороду или кастрюлю, не убедившись, что они не горячие.
  • Открывать крышку кастрюли движением от себя, осторожно, и обязательно с помощью прихватки.
  • Не пользоваться скороваркой самостоятельно.
  • Жиры на раскалённую сковороду класть ‘от себя’, очень осторожно. Так же поступать и с продуктами при жарении.
  • Горячую пищу пробовать не спеша, маленькими порциями, дав ей немного остыть. Доставать еду из кастрюли или сковороды лучше всего ложкой с длинной ручкой.
  • Горячие напитки в кружки и стаканы наливать осторожно, поместив в них чайную ложку. И никогда не навесу!
  • От посуды с трещинами и щербинами лучше всего избавляться.Пользоваться ими небезопасно.
  • Не ставить на пол горячие чайники, кастрюли, сковороды, чудо — печь. Запнуться о них ничего не стоит.
  • Не испытывать себя на выносливость — не переносить горячие предметы без прихватки. И обязательно смотреть себе под ноги.
  • Не пользоваться электроприборами даже с малейшими неисправностями.
  • Разбившуюся посуду собирать с пола осторожно, не судорожными движениями. Крупные куски — руками, мелкие — куском ваты, выбрасывая её вместе со стеклом и заменяя время от времени на другую.
  • Не наклоняться низко над включенной плитой и над стоящей на ней посудой с горячей едой.
  • Не ставить посуду с горячей едой на край стола.
  • Перенося с плиты на стол горячую посуду, заранее подготовить там для неё место.
  • Уксусную кислоту надо хранить в специальной, отличной от всей остальной посуде, и обязательно помеченной.
  • Никогда не пробовать на вкус неизвестное содержимое бутылок или иной посуды. Это очень опасно. Ведь там могут оказаться эссенция, уксус,спирт, техническая жидкость… Это правило соблюдать всегда и учить соблюдать его младших.
  • Не стоит рисковать и есть еду с малейшими признаками недоброкачественности, даже если она и съедобна на вкус. Это может закончиться серьёзным отравлением.
  • Помнить об осторожности, пользуясь ножами и шинковкой.
  • Особенно внимательно надо быть на кухне, когда там находятся малыши. Ведь они непоседливы и очень любопытны, и всё хотят делать сами — тереть овощи, резать продукты, размешивать еду на сковороде, а проба еды без них вообще не обходится. Не оставлять их без внимания!

→ Правила безопасности в помещении →

Правила безопасности

На кухне необходимо соблюдать следующие правила безопасности:

Перед работой с кухонным оборудованием ознакомиться с правилами сборки,

разборки, замены сменных механизмов

Не опускать пальцы в чашу электромиксера или мясорубки, пока они не остановлены

При работе с горячими сковородами и кастрюлями пользоваться только сухими рукавицами

Не оставлять ручки сковород выступающими за плиту

Правильно поднимать тяжелые предметы, чтобы избежать травм спины

Не складывать ножи в раковины

Пользоваться ножами аккуратно, носить их острием вниз

Класть ножи плоско, а не лезвием вверх

Следить, чтобы полы на кухне всегда были чистыми и сухими

Источники опасности не кухне

Источниками опасности могут служить:

Включенное в сеть оборудование (при его чистке или замене деталей)

Неисправные электророзетки

Перегруженные штепсельные разъемы

Влажные руки при обращении с оборудованием и штепсельными вилками

Неисправное газовое оборудование


Основные причины нарушения правил безопасности на кухне:

Рассеянность

Незнание правил безопасности

Аптечка первой помощи

При серьезном несчастном случае необходимо вызвать «скорую помощь». Если есть подозрение на перелом, ни в коем случае не перемещают пострадавшего, до тех пор пока сломанная конечность не будет обработана и зафиксирована.

В доме должна быть аптечка первой помощи, в которую должны входить:

Стерильные бинты

Жгут для остановки кровотечения

Лейкопластырь

Йод или другое дезинфицирующее средство

Нашатырный спирт

Пинцет, ножницы

Мазь от ожогов

Первая медицинская помощь

Признаки шока — потеря сознания, тошнота, липкая кожа и бледное лицо. Пострадавшего следует положить на спину и согреть. Накрывают одеялом или одеждой, но ни в коем случае не прикладывают бутылки с горячей водой.

Обморок

Обмороки случаются при длительном пребывании в жаркой, плохо проветриваемой кухне. Признаки надвигающегося обморока — бледность, головокружение и испарина. Пострадавшего укладывают на спину так, чтобы голова была ниже ног, а когда человек придет в сознание, выносят его на свежий воздух.

Порезы

Кожу вокруг пореза промывают водой и немедленно закрывают порез перевязочным материалом. Сильное кровотечение нужно остановить, надавливая на артерию большим пальцем. Эту процедуру можно проводить, пока готовят перевязочный материал, но не более 15 минут.

Переломы

Пострадавшего от перелома никуда не перемещают до тех пор, пока травмированная часть тела не будет зафиксирована. Следует срочно обратиться за медицинской помощью.

Ожоги и ошпаривания

Погружают обожженную часть тела в холодную воду (или под медленную струю проточной воды) на 10 минут или пока не прекратится боль.

Если ожог очень глубокий или его площадь велика, то накрывают обожженную поверхность чистой тканью или перевязочным материалом и доставляют пострадавшего в больницу.

Нельзя использовать липкие перевязочные материалы, лучше применить специальные лосьоны или мази.

Поражение электрическим током

Немедленно отключают ток. Если это невозможно, освобождают пострадавшего от его воздействия, используя сухой изолирующий материал, например ткань, дерево или резину. Нельзя касаться пострадавшего голыми руками, иначе вы тоже попадете под напряжение. Если дыхание остановилось, делают искусственное дыхание и вызывают врача. Раны обрабатывают так же, как описано выше (см. «Ожоги» и т. д.).

Отравление газом

Если дыхание пострадавшего остановилось, делают искусственное дыхание и вызывают врача.

Loading...Loading...