Проанализировать способы деятельности политических партий. Политические партии

Ключевые слова

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / ЦЕЛИ / ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРИОРИТЕТ ИНТЕРЕСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ / POLITICAL PARTIES / PURPOSES / PRINCIPALS OF ACTIVITY /

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы - Волкова М. А.

Введение. Статья посвящена актуальной проблеме исследования целей и принципов деятельности политических партий через призму участия граждан в управлении делами государства. Цель . Основная цель состоит в анализе нормативно закрепленных и провозглашенных партиями целей их деятельности во взаимодействии с основными принципами деятельности политических партий в России, выявлении соотношения целей и принципов. Результаты. Исследовано российское законодательство на предмет закрепления основных целей и принципов деятельности политических партий , проанализированы уставы политических партий . Сделан вывод о первичности принципов, а также о необходимости введения в перечень принципов деятельности политических партий принципа . Заключение. Сделаны выводы о важности исследования целей и принципов деятельности политических партий в России, о необходимости приведения их в соответствие друг другу для исключения возникающих противоречий. Подчеркивается неверное представление о том, что главной целью политической партии всегда является завоевание власти, приводятся аргументы в пользу того, что завоевание власти не является и не должно являться самоцелью деятельности политических партий . Акцентируется важность взаимосвязи целей и принципов деятельности политических партий . Предлагается дополнить действующее законодательство о политических партиях еще одним принципом принципом приоритета интересов избирателей .

Похожие темы научных работ по политологическим наукам, автор научной работы - Волкова М. А.

  • Правовые проблемы взаимодействия государства и политических партий в современной России

    2018 / Дураев Таулан Азреталиевич
  • Участие граждан в управлении делами государства посредством активности политических партий на местном уровне

    2014 / Волкова М. А.
  • Правовая институционализация политических партий в постсоветской России

    2016 / Курочкин Анатолий Васильевич
  • Конституционно-правовые ограничения многопартийности в России

    2014 / Володина С. В.
  • Теоретико-методологический анализ политических партий и общественных объединений в мировых партийных системах

    2014 / Зимина Наталья Владимировна
  • Политические партии и партийная система России: к вопросу о классификации

    2019 / Гайсина Анастасия Викторовна
  • Участие политических партий в демократических выборах: Актуальные аспекты конкурентоспособности

    2015 / Касибина Мария Анатольевна
  • Современная модель взаимоотношений политических партий и органов государственной власти в России: региональный аспект

    2015 / Назаров Иван Иванович, Тюкина Яна Александровна
  • Институционализация политических технологий, используемых партиями на выборах российской федерации

    2018 / Курочкин Анатолий Васильевич
  • Общие и специальные компоненты правовой институционализации политических партий в Российской Федерации

    2017 / Курочкин Анатолий Васильевич

Introduction. The article is dedicated to actual problem of analyze of purposes and principals of political parties activity in sphere of participation in government. Purpos. Main point of article is to analyze juridical purposes of political parties activity and basic principals of political parties activity in Russia and to analyze of correlation purposes and principals. Results. The author analyzed the Russian legislation on the subject of fixing the main objectives and principles of political parties activity, analyzed the statutes of political parties . The author draws a conclusion about the primacy of the principles, as well as about the necessity of insertion in the list of principles of political parties activity of the principle of priority of interests of voters . Conclusion. Author discovers roots about importance of analyze juridical purposes of political parties activity and basic principals of political parties activity in Russia. Author concludes about the need to bring them in line with each other to the exclusion of any disputes. Author underlines the wrong idea about that the main purpose of political parties always is the conquest of power. The author arguments in favor of the fact that the conquest of power is not and should not be an end in itself the activities of political parties . It is emphasized the importance of the relationship of the purposes and principles of activity of political parties . The author offers to amend the existing legislation on political parties one more principle principle of priority of interests of voters .

Текст научной работы на тему «Цели и принципы деятельности политических партий в контексте участия граждан в управлении делами государства»

УДК 329.1/.6; 342.7

ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В КОНТЕКСТЕ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА

М. А. Волкова

аспирант кафедры конституционного и муниципального права, Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

Введение. Статья посвящена актуальной проблеме исследования целей и принципов деятельности политических партий через призму участия граждан в управлении делами государства. Цель. Основная цель состоит в анализе нормативно закрепленных и провозглашенных партиями целей их деятельности во взаимодействии с основными принципами деятельности политических партий в России, выявлении соотношения целей и принципов. Результаты. Исследовано российское законодательство на предмет закрепления основных целей и принципов деятельности политических партий, проанализированы уставы политических партий. Сделан вывод о первичности принципов, а также о необходимости введения в перечень принципов деятельности политических партий принципа приоритета интересов избирателей. Заключение. Сделаны выводы о важности исследования целей и принципов деятельности политических партий в России, о необходимости приведения их в соответствие друг другу для исключения возникающих противоречий. Подчеркивается неверное представление о том, что главной целью политической партии всегда является завоевание власти, приводятся аргументы в пользу того, что завоевание власти не является и не должно являться самоцелью деятельности политических партий. Акцентируется важность взаимосвязи целей и принципов деятельности политических партий. Предлагается дополнить действующее законодательство о политических партиях еще одним принципом - принципом приоритета интересов избирателей. Ключевые слова: политическая партия, цели, принципы деятельности, приоритет интересов избирателей.

Введение

Федеральный закон «О политических партиях» (далее - Закон о политических партиях), закрепляя в ст. 3 понятие политической партии, формулирует его через указание на цели этого субъекта политической деятельности и системы . Среди них выделяются такие, как участие граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участие в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также представление интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Однако далее, закрепляя отдельно цели политической партии, законодатель называет в дополнение иные цели: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам обще-

© Волкова М. А., 2014

ственной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов на выборах различного уровня, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов, что видится нам не совсем верным, поскольку не все указанные цели политических партий отражены в нормативном определении политической партии. Например, формирование общественного мнения как целевая установка, на наш взгляд, не отражено в определении политической партии, а ниже в перечне целей она наличествует. Очевидно, что в этом есть определенная непоследовательность, выражающаяся в нечеткости представления целей политической партии.

Основная задача заключается в анализе нормативно закрепленных и провозглашенных партиями целей их деятельности во взаимодействии с основными принципами деятельности политических партий в России, выявлении соотношения целей и принципов.

Результаты

Партиям предоставлена свобода в выборе и закреплении в уставе и программе своих целей, единственным ограничением является противоправность целей (ст. 9 Закона запрещает создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности).

Анализируя уставы современный российских политических партий, отметим, что в большинстве своем в них сложно найти проявления самостоятельности политических партий в формулировании и определении целей своей деятельности. Чаще они содержат копии целей, закрепленных Законом о политических партиях, однако присутствуют и некоторые вариации: Устав партии «Единая Россия» в настоящее время самой первой целью партии закрепляет обеспечение соответствия государственной политики, решений, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, интересам большинства населения Российской Федерации, а также выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни . Устав КПРФ не содержит разграничения целей и задач, закрепляя их вместе, среди них указано и укрепление влияния партии в обществе за счет действий каждого члена партии, каждого первичного, местного и регионального отделения партии ; является ли это целью либо задачей - остается только догадываться, тем не менее, на наш взгляд, вы-

ведение такого постулата в качестве цели было бы неправильным и нецелесообразным.

Всероссийская политическая партия «Гражданская инициатива» устанавливает главной целью партии превращение России в современную, уважаемую в мире многонациональную страну, в которой обеспечена комфортная, безопасная и достойная жизнь для каждого человека .

Таким образом, можно заключить, что законодательно обозначены лишь основные цели политической партии, а все остальные, которые будут закреплены в ее уставе и программе, не должны противоречить основным целям. Это обстоятельство позволяет нам классифицировать цели политических партий на основные и факультативные, законодательно закрепленные и содержащиеся в уставе и программе партии, а по содержательной направленности можно выделять и рассматривать идеологические, социальные, экономические, просветительские и др.

Неверным представляется мнение о том, что главной целью политической партии всегда является завоевание власти. Считаем, что завоевание власти - не самоцель политической партии, а скорее действенное средство для реализации основных целей, например обеспечения участия граждан в управлении делами государства. Эта точка зрения находит поддержку в трудах политологов и юристов. Любая партия нуждается в государственной власти для того, чтобы использовать властно-принудительные возможности государства как политического института для придания статуса общегосударственным идеалам и интересам, которые выражает данная партия, и для их практической реализации через законодательство и исполнительные механизмы государственного управления .

Профессор С. А. Авакьян под целями политических партий понимает «стратегические "указатели", векторы движения вперед» . Многими авторами поддерживается точка зрения, что цели всех политических партий носят конституционно-правовой характер, поскольку затрагивают фундаментальные основы государственной и общественной действительности, цели политических партий «провозглашают в качестве базовых ценностей отстаиваемые модели желаемого государственного устройства страны, ее конституционно-правовых основ, а также институциональных основ устройства общественной (внегосударственной) жизни» . На основании целей формулируются задачи и основные направления деятельности каждой партии, а также выражаются наиболее значимые функции политических партий.

Помимо целей Закон о политических партиях в ч. 1 ст. 8 закрепляет основные прин-

ципы деятельности политических партий в Российской Федерации . Среди них названы добровольность, равноправие, самоуправление, законность и гласность, все они базируются на положениях ст. 30 Конституции РФ о том, что каждый имеет право на объединение и никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение и пребыванию в нем . Законом обозначены указанные принципы как основные, что позволяет задуматься о наличии и других принципов, возможно, второстепенного или факультативного значения.

Устанавливая принципы деятельности политических партий, законодатель дает свободу последним в установлении целей, форм и методов своей деятельности. Грамотное изложение норм о целях и принципах деятельности политических партий в определенной степени могут минимизировать расхождения в основных направлениях и функциях их деятельности.

Принцип добровольности указывает на то, что, несмотря на тесное взаимодействие с государственными структурами, политическая партия остается автономным от государственных органов и институтов образованием. В связи с чем предусмотрен как свободный вход в состав партии, так и свободный выход из него. Данный принцип вытекает также из положений Конституции РФ, однако, в отличие от других общественных объединений, политическую партию характеризуют особые цели (ч. 4 ст. 3 Закона о политических партиях) всех членов и единые идеологические установки. Свобода деятельности общественных объединений, в том числе политических партий, гарантируется Конституцией РФ. Несмотря на провозглашенную добровольность деятельности политических партий, необходимо помнить и о том, что их деятельность не должна нарушать прав и свобод человека и гражданина, поскольку они признаются высшей ценностью в Российской Федерации. Таким образом, считаем, что добровольность применима как к порядку создания, членству в партии, так и к самой деятельности политической партии.

Принцип равноправия основывается на ст. 19 Конституции РФ, провозглашающей равенство всех граждан РФ перед законом и судом. Равноправие применительно к политическим партиям означает равные права всех членов партий. Добровольность и равноправие тесно взаимосвязаны между собой.

Гласность подразумевает открытость деятельности партии, доступность основных ее документов, освещение ее деятельности и достигнутых результатов в прессе, интернет-пространстве.

Принцип самоуправления политической партии позволяет ей самостоятельно определять внутреннюю структуру, курс своей будущей деятельности, вектор политической направленности, разрабатывать Устав и программу своей деятельности, определять приоритетные направления.

Учитывая основные принципы развития демократических институтов в России, основные ценности, связанные с демократическим режимом (свобода, равенство, права человека), нам представляется очевидным наличие несоответствия указанным ценностям в норме ч. 1 ст. 8 Закона о политических партиях.

На наш взгляд, помимо названных выше принципов, необходимо в п. 1 ст. 8 внести изменения путем включения в перечень принципов принципа приоритета интересов избирателей, поскольку вся деятельность партии на основе указанных выше принципов реализуется с целью максимального учета интересов избирателей. В связи с этим представляется нелогичным наличие в Законе запрета, действующего в отношении возможности политической партии выдвигать в кандидаты лиц, являющихся членами других политических партий. Считаем, что ч. 1 ст. 8 Закона о политических партиях, закрепляющая основные принципы деятельности политических партий, должна быть изложена в следующей редакции:

«Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности, гласности и приоритета интересов избирателей. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом».

Учитывая цели данного принципа, часть 3.1 ст. 36 того же Закона, введенную в 2006 г. и устанавливающую запрет политическим партиям выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий, следует изъять из текста Закона, тем самым предоставив партиям такую возможность.

В рамках избранного нами подхода будет возможным говорить о консенсусной концепции демократии, стремящейся к принятию таких решений, которые учитывают как можно более широкий спектр предпочтений, а не только предпочтения большинства , что поддерживается принципами существования пропорциональной

Полагаем, это прогрессивный шаг на пути повышения эффективности участия граждан в управлении делами государства, поскольку политические партии должны рассматриваться прежде всего как инструмент реализации основных политических прав граждан и инструмент для участия в управлении делами государства, а не средство завоевания власти, о чем нами уже упоминалось выше в контексте целей политической партии.

На первый взгляд, вопрос о политических партиях кажется вполне разработанным в научной литературе, однако при тщательном изучении принципов деятельности политических партий и исследовании их сущности возникает множество вопросов. Так, например, не совсем понятно соотношение таких принципов, как добровольность и самоуправление, поскольку, используя эти понятия в широком смысле, возникает возможность дублирования и даже подмены одного понятия другим. В связи с этим уместным было бы уточнение принципа добровольности, используя формулировку «добровольность членства», что значительно сузило бы вкладываемый в этот принцип смысл и позволило бы избежать необоснованного расширительного толкования. Такой опыт имеется в законодательстве Республики Армения: в законе, регулирующем статус политических партий, указан именно принцип добровольности членства.

В законодательстве Республики Азербайджан, помимо закрепления принципа свободы ассоциаций, уточнено также значение принципа равноправия как равноправие членов политических партий, т. е. значение этого принципа также намеренно уточнено. А в Республике Беларусь, помимо названных в российском законе принципов, закреплены и такие, как принцип свободы объединения и демократизм.

Помимо основных принципов деятельности политических партий, закрепленных в Федеральном законе «О политических партиях», некоторыми авторами выделяются и другие принципы, вытекающие из отдельных направлений деятельности или прав и обязанностей партий. Так, например, А. В. Ильиных выделяет принципы информационного обеспечения деятельности политических партий: принцип общедоступности информации об учредительных и программных документах партии, принцип свободного распространения информации о деятельности политической партии, принцип использования политическими партиями государственных и му-

ниципальных средств массовой информации на равных условиях, принцип гарантированности доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации . Однако, на наш взгляд, такая классификация принципов отражает больше организационные начала взаимодействия партий с государственными и муниципальными органами, организационный механизм информационного обеспечения, а не сущностные и ценностные ориентиры деятельности партии в целом.

Заключение

Проведенный анализ позволяет заключить, что принципы, являясь базисом и идейными регуляторами, должны ложиться в основу целей деятельности политических партий, и никак не наоборот. Формулирование целей и искусственное подведение под эти цели принципов крайне неверно. Именно принципы должны являться критериями правомерности, формулирование целей в данном случае вторично, поскольку принципы обеспечивают единообразное понимание целей. Наложение принципов деятельности политической партии на конкретные действия позволяет судить о правомерности и правильности деятельности политической партии.

Список литературы

1. О политических партиях: федер. закон от 21 июля 2001 г. № 95-ФЗ // Рос. газ. 2001. 14 июля.

2. URL: http://er.ru/party/rules/#23 (дата обращения: 10.09.2013).

3. URL: http://kprf.ru/party/program (дата обращения: 10.09.2013).

4. URL: http://www.grazhdan-in.ru/index.php/party-program (дата обращения: 10.09.2013).

5. Маздогова З. З. Парламентская партия как политико-правовой институт // Вестн. Казан. юрид. ин-та МВД России. 2012. № 8. С. 85-90.

6. Авакьян С. А. Конституционно-правовой статус политических партий в России. М. : Норма, 2011. 320 с.

7. Барашков Г. М. Конституционные цели как политико-правовые акты в программах политических партий // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2008. Т. 8, вып. 1. С. 49-52.

9. Фененко А. В. Концепции и определении демократии. М. : КомКнига, 2006. 224 с.

10. Ильиных А. В. Административно-правовой механизм информационного обеспечения деятельности политических партий: сущность, принципы // Учен. заметки ТОГУ 2013. Т. 4, № 4. С. 1197-1203.

Purposes and Principals of Political Parties Activity in Sphere of Participation in Government

Saratov State University,

83, Astrakhanskaya, Saratov, 410012, Russia

E-mail: [email protected]

Introduction. The article is dedicated to actual problem of analyze of purposes and principals of political parties activity in sphere of participation in government. Purpos. Main point of article is to analyze juridical purposes of political parties activity and basic principals of political parties activity in Russia and to analyze of correlation purposes and principals. Results. The author analyzed the Russian legislation on the subject of fixing the main objectives and principles of political parties activity, analyzed the statutes of political parties. The author draws a conclusion about the primacy of the principles, as well as about the necessity of insertion in the list of principles of political parties activity of the principle of priority of interests of voters. Conclusion. Author discovers roots about importance of analyze juridical purposes of political parties activity and basic principals of political parties activity in Russia. Author concludes about the need to bring them in line with each other to the exclusion of any disputes. Author underlines the wrong idea about that the main purpose of political parties always is the conquest of power. The author arguments in favor of the fact that the conquest of power is not and should not be an end in itself the activities of political parties. It is emphasized the importance of the relationship of the purposes and principles of activity of political parties. The author offers to amend the existing legislation on political parties one more principle - principle of priority of interests of voters.

Key words: political parties, purposes, principals of activity, priority of interests of voters.

1. O politicheskih partijah: Federal"nyj Zakon ot 21 ijulja 2001 g. № 95-FZ . Rossiiskaja gazeta , 2001, 14 Jul.

4. Available at: http://www.grazhdan-in.ru/index.php/party-program (accessed 10 September 2013).

5. Mazdogova Z. Z. Parlamentskaja partija kak politiko-pravovoj institut . Vestnik Kazanskogo juridicheskogo instituta MVD Rossii , 2012, no. 8, pp. 85-90.

6. Avak"jan S. A. Konstitucionno-pravovoj status politicheskih partij v Rossii . Moscow, Norma Publ., 2011. 320 p.

7. Barashkov G. M. Konstitucionnye celi kak politiko-pravovye akty v programmah politicheskih partij . Izv. Saratov Univ. New Ser. Ser. Economics. Management. Law, 2008. Vol. 8, iss. 1, pp. 49-52.

8. Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata na vsenarod-nom golosovanii 12 dekabrja 1993 g.) . Rossiiskaja gazeta , 1993, 25 Dec.

9. Fenenko A. V. Koncepcii i opredelenii demokratii . Moscow, KomKniga Publ., 2006. 224 p.

10. Il"inyh A. V. Administrativno-pravovoj mehanizm infor-macionnogo obespechenija dejatel"nosti politicheskih partij: sushhnost", principy . Uchenye zametki TOGU , 2013, vol. 4, no. 4. pp. 1197-1203.

Понятие политической партии означает особый вид общественной организации, задача которой принять участие в управлении государством или органами местного самоуправления (городом, например). Партия может также ставить целью полный захват государственной власти.

Первые политические партии в современном понимании появились в XIX веке в некоторых западных странах после введения всеобщего избирательного права : Прогрессивная партия Германии, Бельгийская либеральная партия и т.д.

Интересен тот факт, что более трети россиян, согласно опросам, не понимают, для чего нужны политические партии. Для этого рассмотрим цели и функции политических партий.

Функции политических партий.

  1. Формирование общественного мнения .
  2. Политическое воспитание граждан государства.
  3. Выражение позиций граждан по социальным вопросам.
  4. Доведение этой позиции до общественности и органов власти.
  5. Выдвижение своих кандидатов на выборах разного уровня.

Виды политических партий.

По социально-классовому критерию:

  1. Буржуазные партии (состоящие из представителей бизнеса, предпринимателей).
  2. Трудящиеся (представители рабочих, крестьян)
  3. Примиряющие (из различных представителей всех классов).

По организации партии:

  1. Кадровые партии - состоящие из профессиональных политиков или парламентариев и имеющие группу лидеров. Наиболее активны во время выборов. Целевая аудитория - представители элиты. Финансируются из частных источников.
  2. Массовые партии - централизованные организации с уставным членством. Финансируются за счет членских взносов. Многочисленны и имеют целевой аудиторией народные массы.

По степени вовлеченности в государственную власть:

  1. Правящие - имеющие большинство в парламенте.
  2. Оппозиционные - противники правящих партий, составляющие меньшинство в парламенте.
  3. Не участвующие - те, которые не набрали на выборах достаточное количество голосов.
  1. Левые (коммунистические и социалистические, либо имеющие соответствующий уклон).
  2. Правые (националистические, либо имеющие националистический уклон, а также консервативные и либеральные).
  3. Центристы (демократы).
  4. Смешанные.

По структуре организации:

  1. Классического типа - с четкой организацией и постоянным членством.
  2. Движенческого типа - в них членство является формальным.
  3. Политические клубы - свободное членство.
  4. Авторитарно-собственнического типа - партии одного человека, автора идеологии партии и ее основного представителя (например, Блок Юлии Тимошенко или Радикальная партия Олега Ляшко).

По типу идеологии:

  1. Либеральные партии. Нацелены на минимальное вмешательство государства в общественную и личную жизнь.
  2. Демократические партии. Выступают за народовластие.
  3. Социал-демократические партии. Выступают за государственное регулирование общественной жизни.
  4. Коммунистические партии. За полное равенство , общественную собственность, контроль власти над социальной и экономической жизнью.
  5. Националистические партии. Идеология господства нации в жизни страны.
  6. Клерикальные партии. Церковь и религиозные идеи и нормы.
  7. Зеленые партии. Экологическая составляющая политической идеологии.
  8. Фашистские партии. Ликвидация свобод, подавление личности человека.

Часто какой-либо определенный вид политической партии ассоциируется с определенными цветами и иногда эмблемами. Например, общепринято, что все партии коммунистического (левого) толка ассоциируются с красным цветом. Консервативные партии, как правило, синие или сине-черные, социал-демократы - розовые, а либералы - желтые. Цвет зеленых партий очевиден, а цвет монархистов - белый (иногда - пурпурный). Коричневый, черный, красно-черный - цвета фашистов и неонацистов. Еще один популярный вид цветов - цвета национального флага. Наибольшую популярность такие цвета получили на Украине.

Ключевая особенность такого явления как политические партии заключается в том, что они становятся посредниками между обществом и государством . Политические партии являются высшей формой организации политической деятельности (по сравнению с другими групповыми субъектами политической деятельности - массовыми движениями, общественными организациями, группами давления и т.д.). Кроме того, политические партии также являются наиболее организованной формой социальной активности.


Деятельность политических партий обязательно включает

1.обоснование политических целей

2.принятие решений, обязательных для всех граждан

3.сбор налогов; 4.создание вооруженных групп

П.п. наз-ся - организационно оформленное политическое объединение, стремящееся к достижению политических целей и использующее для этого легитимные средства.

Во-первых, отметим, что определяется политическая партия, т. е. партия, ставящая перед собой политические цели , связанные с участием в государственной власти. В одном организационном объединении - партии - могут существовать одновременно различные течения, группы, фракции со своими собственными политическими целями. Иногда эти цели согласовываются и выносятся на общепартийный уровень, иногда они остаются на внутрипартийном уровне. Сама партия не имеет целей. Имеют цели индивиды, объединенные в партию. В этом смысле понимается выражение «цели партии».

Во-вторых, партия должна быть организационно оформлена. Это понятие включает как создание структуры организации и управления партией, так и ее юридическое оформление и регистрацию. Партия должна иметь необходимые документы, сопровождающие регистрацию. Обычно это программа, в которой излагаются ее цели и задачи, и устав, содержащий информацию об основах деятельности партии. В некоторых странах наличие у партии программы записано в конституции, у других существуют специальные законы о партиях, предусматривающие условия создания партии и требования к ней со стороны государства.

В-третьих, данное определение предполагает, что партия существует в демократическом обществе, в котором вопросы управления государством решаются на правовой, законной основе. Чаще всего эти легитимные средства включают институт выборов как непременное условие прихода партии к власти демократическим способом. Поэтому для достижения своих целей партия строит свою деятельность так, чтобы обеспечить определенное количество голосов избирателей, которые проголосуют за нее на выборах.

Нет необходимости включать в определение партии слова о том, что партия «действует на постоянной основе и имеет политическую программу». Еще М. Дюверже отмечал, что в руководящих органах коммунистической партии Франции рабочие составляют меньшинство. Партии создаются и исчезают в более короткие сроки вместе с режимами, из которых они выросли (пример - национал-социалистическая партия Германии).

В условиях современных коммуникационных сетей и развернутых СМИ критерий общенационального характера партии не является существенным. Вполне можно представить партию, которая имеет только центр, а вся остальная ее структура является виртуальной, активизирующейся только в предвыборный период.

В большинстве случаев при пропорциональных избирательных системах ни одной партии не удается завоевать политическое руководство страной. Поэтому даже партия, входящая в руководящий страной блок, часто не господствует, а только оказывает давление, решая попутно проблемы своего руководства.Не обязательно партия ищет и массовую опору. Часто ей необходима поддержка, но не опора, по своему смыслу представляемая как более устойчивое во времени формирование. Вполне возможно, что партия существует в условиях широкой динамической поддержки только в период избирательной кампании, а в остальное время представляет собой небольшую стабильную организацию, активизирующуюся только перед выборами.

В В действительности во всех случаях речь должна идти об интересах, поскольку партия всегда представляет в первую очередь чьи-то интересы. На этих интересах как на фундаменте строятся программы и обещания, и если партия приходит к власти, то определяющими для нее прежде всего являются именно эти «фундаментальные интересы», скрытые от широких слоев общества, а уже затем, по мере возможности, - выполнение остальных обещаний, под знаменем которых партия шла на выборы.Наиболее часто интересы определяются экономическими факторами и материальными условиями. Поэтому в дальнейшем, не конкретизируя понятие «интересы», будем предполагать, что партия представляет интересы только своих членов, причем в максимальной степени интересы своего руководства, под которым понимаются не только непосредственные формальные руководители, но и тот верхний круг лиц, связанных с партийной иерархией, которые финансируют партию, создают условия ее работы, контролируют голоса отдельных групп электората. Из этого слоя рекрутируются представители партии в парламент, в высшие органы исполнительной власти, крупные правительственные администраторы.Часто члены партии связывают с ними не действительные интересы, а свои представления о возможных интересах, предрассудки, желания. Эту сторону используют популистские лидеры, чтобы завоевать поддержку членов партии и электората. Существование идеальных представлений хорошо и тем, что их выполнения никто не требует, к ним можно приближаться бесконечно, но никогда не достигать. Примером такого идеала является коммунизм, сто лет освещавший дорогу, по которой создавался материальный достаток руководителей компартий во всех странах.

По Веберу, «под партиями следует понимать ассоциации, основанные на свободных (формально) обязательствах. Их деятельность имеет целью обеспечить своим руководителям власть внутри какой-либо организации, чтобы активные члены получили также шансы достичь материальных или идеальных целей».

Интересы каждого члена партии могут быть различными, но существуют общие политические цели, достижение которых, по мнению члена партии, обеспечит в достаточной степени реализацию его индивидуальных интересов. Другими словами, индивидуальная оценка преимуществ, получаемых членом партии, если партия реализует свою цель с его участием, превосходит индивидуальную оценку издержек члена партии, связанных с его участием в деятельности партии.Любая партия, как любая иерархическая система, неоднородна. Формально в партии все равны, но всегда одни отдают распоряжения, а другие должны их выполнять. Те, кто находится на верхних уровнях этой иерархии, имеют больше возможностей отстаивать свои собственные интересы, чем те, кто находится внизу. Очень четко это прослеживалось в бывшей КПСС, в которой каждый уровень руководства имел четко определенные возможности получения материальных благ и дополнительных льгот, начиная от квартир, машин и кончая продуктами питания и одеждой, специальными санаториями и лечебными учреждениями.

От Гость >>

16.Деятельность политических партий обязательно включает

1.обоснование политических целей

2.создание вооруженных групп

3.принятие решений, обязательных для всех граждан

4.сбор налогов

17.Каким признаком характеризуется тоталитарное государство?

1.развитая система законов, защищающих права личности

2.свободное формирование политических партий и движений

3.полномочия главы государства неограниченны

4.разделение государственных властей

18.Исключительным признаком правового государства является

1.многопартийность

2.гарантия прав и свобод граждан

3.наличие различных СМИ

4.суверенитет

19.Институтом российского права является право

1.гуманитарное

2.международное

3.наследственное

4.политическое

20.Среди прав, представляемых Конституцией 1993г., новым является право на

1.образование

2.местное самоуправление

3.избирать и быть избранным

4.право на жизнь

21.Видом административного проступка является

1.нарушение правил проезда в метро

2.нарушение трудовой дисциплины

3.нарушение учебной дисциплины

22.Носителем суверенитета и единственным источником властим в РФ является

1.Президент

2.Правительство

3.Федеральное Собрание

4.народ России

23.Понятие «состязательность сторон» относится к деятельности органов

1.законодательной власти

2.исполнительной власти

3.внутренних дел

4.судебной власти

24.Верны ли следующие суждения о нормативно- правовых актах?

А.В РФ население страны участвует в принятии законов путем референдума.

Б.Нормативно- правовые акты различаются по юридической силе.

1.верно только А

2.Верно только Б

3.верны оба суждения

4.оба суждения неверны.

политический партия правовой конституционный

Сущностные признаки политической партии находят свое сжатое выражение в ее различных определениях. При этом общепризнанного определения политической партии в правовой и политической науке нет, как отсутствует и единство подходов к пониманию ее сущности и характерных признаков. По данным З.М. Зотовой, только в отечественных научных работах насчитывается более двухсот определений политической партии. Среди множества этих определений в современной политической и правовой науке наибольшее распространение получили электоральное (Д. Сартори и др.), структурное (М. Дюверже, М. Острогорский), функциональное (К. Лоусон и др.), структурно-функциональное (К. Нойман). К примеру, Д. Сартори определяет политическую партию как «политическую группу, активно участвующую в проведении выборов и имеющую благодаря этому возможность проводить своих кандидатов в органы публичной власти». В данном случае сущность политической партии видится, прежде всего, в ее связи с электоральным процессом, обеспечивающим приход к власти определенной группы политиков.

Сторонник функционального подхода К. Лоусон исходит из того, что «политическая партия - это организация индивидов, которая стремится путем выборов или помимо выборов продлить полномочия народа или его части, чтобы осуществить политическое господство над данным учреждением». Показательно, что лаконичность своего определения К. Лоусон мотивирует отсутствием возможности разработки комплексной дефиниции партии. Исторически подобный подход был присущ и ряду отечественных исследователей политических партий, например, П.А. Берлину, определявшему партии как «свободные организации массы для достижения определенной социальной или политической цели».

Электоральное определение партии, фактически являющееся разновидностью функционального определения, основано на выделении электоральной функции как наиболее значимой из всех функций, осуществляемых партией. В среде отечественных исследователей подобного подхода придерживается Г.М. Михалева, определяющая политические партии как «общественные объединения, участвующие в выборах на различном - федеральном, региональном и местном уровне, формулирующие политические цели и стремящиеся к участию в органах власти».

Современной науке известны также структурные определения, выводящие сущность партии из специфики ее организационного устройства. Традиции структурного подхода восходят еще к работам М.Я. Острогорского и Р. Михельса, исследовавших закономерности структурной динамики современных им политических партий и тенденции их олигархизации в условиях демократического общества. В современной науке это направление представлено, прежде всего, М. Дюверже, выделившим в качестве важнейших атрибутов партии такие характеристики, как особенности их структуры, длительность существования, факторы организационного устройства. Оригинальное структурное определение предлагает Р.Ф. Матвеев, рассматривающий партию как организацию, соединяющую общественное движение и течение общественно-политической мысли.

Отдельными западными исследователями (С. Нойман и др.) предпринимались довольно удачные попытки формулирования комплексного структурно-функционального определения партии как «уставной организации политических агентов общества, которые связаны с контролем правительственной власти и которые соревнуются за народную поддержку с другой группой или группами». Близким к структурно-функциональному является и определение Ю.С. Гамбарова, содержащееся в его известной работе «Политические партии в их прошлом и настоящем» («свободные общественные группы, образующиеся внутри правового государства для совместного действия на почве общих всем объединяемым индивидам интересов и идей»).

Таким образом, на наш взгляд, под политической партией понимается устойчивое во временном отношении общественное объединение, выражающее интересы части общества и ставящее целью борьбу за обладание властью, характеризуемое уставной дисциплиной, общностью ценностей и корпоративных интересов.

Различные теоретико-методологические подходы к определению понятия политической партии формируются как юристами-государствоведами, так и политологами. Безусловно, научные определения политической партии, хотя и не несут нормативной нагрузки, тем не менее находят свое отражение при разработке и закреплении в нормативных актах правовой конструкции политических партий. При этом в ходе ее разработки происходит операционализация понятия политической партии: в нем находят свое отражение, прежде всего, юридически значимые признаки, факт наличия или отсутствия которых может быть с достоверностью установлен. В этой связи значительную методологическую ценность представляет позиция Т.Б. Бекназар-Юзбашева, предлагавшего четко разграничивать общее государственно-правовое значение понятия партии (с позиций рассмотрения политических партий в контексте их взаимодействия со всей системой государственных, общественно-политических и правовых институтов) и конкретно-правовое определение в законе, форму конкретного выражения партии в праве.

Невозможность полного отождествления юридического понятия политической партии с понятиями, сформулированными политической и правовой науками, неоднократно отмечена в новейших исследованиях, посвященных политическим партиям, поскольку «перевод соответствующих теоретических положений в нормативный акт требует учета специфики правового регулирования».

Вопрос о критериях юридической значимости признаков понятия политической партии имеет важное прикладное значение. Однако так было не всегда. До середины XX в. деятельность политических партий в большинстве стран конкурентной демократии регламентировалась в основном в рамках избирательного процесса, соответственно в отсутствие законодательства о партиях научное понятие политической партии было тождественно его правовому определению. По выражению исследователя политических партий начала XX в. Ю.С. Гамбарова «политические партии представляют собой не юридический, а только социальный факт, лишенный всякой юридической санкции». Однако, по мере развития системы источников права и становления института партий как самостоятельной организационной формы общественного объединения, вопрос о выделении юридически значимых критериев партии приобрел актуальность.

Современная правовая наука располагает различными вариантами выделения юридически значимых критериев политической партии. По мнению Ю.А. Юдина, анализ современного законодательства позволяет выделить три основных квалифицирующих признака, при отсутствии хотя бы одного из которых общественное объединение теряет юридическое качество партии. Это завоевание политической власти (в рамках и на основе Конституции Российской Федерации) как главная цель участия в политическом процессе, объединение индивидов на основе общности политических взглядов, признания определенной системы ценностей, находящих воплощение в партийной программе, и наличие формализованной постоянно действующей партийной структуры.

А.С. Автономов определяет политическую партию как общественное объединение, отстаивающее и претворяющее в жизнь интересы представляемого им класса или социальной группы путем борьбы за государственную власть, осуществления ее, участия в ее осуществлении или оказания максимально возможного в конкретных условиях воздействия на ее осуществление, находясь в оппозиции в составе государственного органа или вне их. Т.В. Шмачкова указывает на четыре образующих партию признака: идеологическая направленность партийной деятельности, длительный и многоуровневый характер объединения, нацеленность на завоевание и осуществление власти, апелляция к поддержке народа.

В работах российских исследователей, посвященных сравнительному государствоведению, встречаются и более детализированные варианты перечня юридически значимых признаков политической партии. В частности, В.Е. Чиркин в числе существенных признаков политической партии, находящих отражение в законодательстве, выделяет ее добровольный, самоуправляемый, устойчивый и автономный характер, общность убеждений и целей ее членов как фактор образования партии, отсутствие целей извлечения прибыли, содействие формированию и выражению политической воли народа путем участия в выборах, осуществляемое на демократических принципах и на основе гласности, публичности и открытости.

С учетом вышеприведенных точек зрения можно выделить следующие основные признаки политической партии:

1. Партия является разновидностью общественного объединения. Это означает, что партии, равно как и иные виды общественных объединений (профсоюзы, молодежные, национально-культурные и иные объединения) представляют собой добровольные, самоуправляемые формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих уставных целей. В российской правовой системе юридическая значимость соотнесения политической партии с родовым понятием общественного объединения выражается в том, что на партии распространяются требования законодательства об общественных объединениях в части, не урегулированной специальным законом о политических партиях.

По своей организационно-правовой форме партия представляет собой общественную организацию, основанную на членстве. В основе партийной организации лежит система взаимоотношений между членами политической партии, предусматривающая наличие определенных иерархических связей между различными звеньями организации, партийной дисциплины и субординации, добровольно соблюдаемых ее членами. Партию отличает устойчивость организации во времени - она создается на длительный, неопределенный срок.

Партия является субъектом публичной политики, которому присущ идеологический образ действий. Цели и задачи партии формулируются в программных документах и предвыборных платформах и реализуются в ее политической деятельности. Сочетание программно-мировозренческого и активно-деятельностного компонентов отличает политическую партию, с одной стороны, от сообществ единомышленников (клубов, кружковых объединений), а с другой - от лоббистских структур, руководствующихся в основном конъюнктурными интересами.

4. Партия нацелена на обретение своего политического представительства в органах государственной власти посредством выборов, на участие - через своих представителей - в управлении государством. Способом, обеспечивающим политическое влияние партии, является обращение к поддержке граждан, осуществляемое открыто и на состязательной основе.

Юридическое определение политической партии обычно существует только в законодательстве тех государств, где имеется законодательство о партиях. Анализ конституционно-правовой базы деятельности политических партий выявляет интересную закономерность: в странах с давними многовековыми традициями многопартийности упоминания о партиях в конституциях, равно как и специальные законы, посвященные партиям, обычно отсутствуют, а деятельность партий регулируется в рамках гражданского законодательства либо законов о выборах. В частности, законы о политических партиях отсутствуют в Австралии, США (на федеральном уровне) и Швейцарии. В Великобритании закон о политических партиях был принят лишь в 2000 году. Во Франции правовое регулирование деятельности партий осуществляется в рамках закона о свободе ассоциаций.

Напротив, в странах с относительно недавно сформировавшимися конституционными традициями правовое регулирование партийной деятельности более предметно. Законы, регулирующие деятельность политических партий, приняты в большинстве стран СНГ: Азербайджане, Беларуси, Кыргызстане, Казахстане, Молдове, Таджикистане, Узбекистане, Украине. Необходимость в этом очевидна: в странах с тоталитарным и авторитарным прошлым переход к демократическим формам организации политической власти требовал создания правовых предпосылок для обеспечения участия граждан в общественной жизни и предметного регулирования деятельности партий.

Определение статуса политических партий содержится в большинстве конституций, принятых во второй половине XX века. В ряде зарубежных государств (Австрии, Бельгии, Испании, Нидерландах, Португалии, Финляндии, Швеции) статус политических партий непосредственно увязан с закреплением в конституциях основ избирательной системы. В некоторых странах вопросы правового регулирования деятельности политических партий и порядка организации и проведения выборов объединены в рамках единого нормативного правового акта (например, в Мексике - федеральный закон о политических организациях и избирательном процессе). В ряде зарубежных государств (Бельгия, Греция, Италия, Испания, Швеция, Финляндия) приняты специальные законы о порядке финансирования политических партий.

С принятием закона «О политических партиях» юридическое определение партии появилось и в российском законодательстве. В соответствии со статьей 3 данного закона партией является общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Как видно из определения, в основе правовой конструкции политической партии заложены статусные функциональные критерии, отличающие ее от иных организационно-правовых форм общественных объединений, а именно:

публично-правовой характер целей деятельности, выражающийся в обеспечении участия граждан в политической жизни общества;

специфические средства реализации этих целей (формирование и выражение политической воли граждан, участие в политических акциях, выборах и референдумах, представление их интересов в органах государственной власти и местного самоуправления).

Кроме того, содержащаяся в пункте 1 статьи 3 комплексная функциональная дефиниция политической партии дополнена в пункте 2 статьи 3 закона указанием на ряд структурных признаков - требований, которым в обязательном порядке должна соответствовать партия, претендующая на конституционно-правовое закрепление своего статуса. Это:

  • - наличие у политической партии региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации;
  • - наличие у политической партии не менее 50 тысяч членов;

установление минимальной численности региональных отделений политической партии более чем в половине субъектов Российской Федерации на уровне 500 членов (в остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 250 членов);

нахождение руководящих и иных органов политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений на территории Российской Федерации.

Правовая конструкция политической партии является важнейшим элементом ее правового статуса. Однако, правовая конструкция партии - лишь базовая основа для закрепления ее статуса в системе политических институтов. Более подробно статус политической партии раскрывается в принципах деятельности политических партий, представляющих собой основные правовые ориентиры, которыми она должна руководствоваться в своей деятельности. Приоритетное значение принципов деятельности политических партий заключается в том, что они ориентируют правоприменителя, позволяя найти нужное решение даже при наличии в пробелов и правовых коллизий.

Принцип добровольности, основанный на положении части второй статьи 30 Конституции РФ, означает, что создание партий, их деятельность и членство в них осуществляется на основе свободного волеизъявления. Принуждение к участию в деятельности политических партий, равно как и насильственное удержание в рядах политической партии, не допускается.

Закрепленный в законе принцип равноправия, основанный на положениях части четвертой статьи 13 и части первой ст. 19 Конституции РФ, означает как равенство прав граждан, объединившихся в политическую партию, так и равенство партий перед законом. Государство в своей деятельности создает гражданам, входящим в партии, равные возможности для реализации конституционного права на объединение, на выражение своих политических взглядов и на участие в выборах. Принцип равноправия не отрицает внутрипартийную иерархию, которая существует в политической партии, как и в любой другой организации. Ведь внутреннее организационное единство политической партии предполагает, помимо наличия общих целей и задач, также и иерархическую структуру власти, наличие системы норм и правил регулирования ее деятельности. Соответственно, принцип правового равенства проявляется в том, что отношения вертикальной соподчиненности между членами партии и ее руководством основаны на закрепленных в уставе партии общих для всех членов нормах партийной дисциплины, которым они подчинены в равной мере и на добровольной основе.

Принцип самоуправления, основанный на положении части первой статьи 30 Конституции РФ о свободе деятельности общественных объединений, означает, что партии самостоятельно и под свою ответственность осуществляют деятельность, связанную с реализацией уставных целей и задач. Государство и его органы не вправе вмешиваться во внутренние дела партий, навязывать им определенную линию политического поведения, кооптировать в руководящие органы партии своих представителей и др., т.е. использовать неправовые средства воздействия на партии. Вместе с тем, рассмотрение и разрешение государственными органами (судами, органами, осуществляющими контроль за деятельностью партий согласно пункту 1 ст. 38 Федерального закона «О политических партиях») споров между членами партии и ее руководящими органами, касающихся нарушения прав и свобод граждан, не является вмешательством государства во внутрипартийные отношения.

Принцип законности, основанный на положении части 2 статьи 15 Конституции РФ, означает, что политические партии в своей деятельности обязаны соблюдать требования, установленные действующим законодательством, обеспечивать соответствие этим требованиям своих программных и организационно-уставных документов.

Принцип гласности партийной деятельности подразумевает ее открытость для общественности, доступность информации о ее деятельности, публичный характер партийных мероприятий и необходимость обнародования важнейших учредительных и программных документов.

Система принципов, приведенная в настоящем исследовании, базируется на положениях Федерального закона «О политических партиях». В то же время в ряде исследований, посвященных проблеме правового статуса партии, приводятся и иные принципы, предметно не обозначенные законодательством, но как бы подразумеваемые по системной связи его норм. В частности, рядом исследователей выделяется и принципы плюрализма и конкуренции, что, по нашему мнению, вполне оправданно, т.к. последний базируется на положениях частей 1 и 3 статьи 13 Конституции Российской Федерации, признающей идеологическое и политическое многообразие, многопартийность в качестве основ конституционного строя.

Loading...Loading...