Идеология политики как социального института. Связи индивида в обществе

В результате освоения дайной главы студент должен:

знать

  • сущность социальной эффективности инновационного развития предпринимательских организаций;
  • показатели, характеризующие социальную эффективность инновационного развития предприятий;

уметь

  • определять интегральный показатель социального эффекта от внедрения инноваций;
  • рассчитывать обобщающие показатели, характеризующие социальный эффект организационно-технического развития предприятий;

владеть

  • навыками выступления перед аудиторией с информационными сообщениями, докладами по актуальным проблемам российского инновационного предпринимательства;
  • методами оценки социального эффекта в результате предпринимательской деятельности.

Социальная сфера в условиях рыночных отношений

В условиях перехода к рыночной экономике социальные аспекты в сфере производства явно недооцениваются. Уже в начале экономических реформ четко проявился курс на упразднение социального сектора предприятий: закрывались дошкольные учреждения, спортивно-оздоровительные комплексы. При этом не ставился вопрос об обеспечении безубыточного их функционирования, а с молчаливого согласия федеральных служб и местного самоуправления объекты социальной сферы продавались, закрывались, растаскивались.

Безработица обусловила дешевый рынок трудовых ресурсов, что круто изменило отношение предпринимателей к кадрам. В свою очередь, это порождает ответную негативную реакцию работающих. Утратили значимость коллективные договоры на предприятиях, роль профсоюзных организаций сведена к минимуму, несвоевременная выплата заработной платы – все это отрицательно сказывается на уровне организации труда и производства. Однако недооценка кадровой политики является недопустимой ошибкой, имеющей экономические и социальные последствия.

В мировой практике высокоразвитых стран приоритеты инвестирования ориентированы на удовлетворение ряда общественных потребностей – развитие жилищной индустрии, совершенствование инфраструктуры и сферы услуг. Формируется новая модель развития, главным приоритетом в которой является повышение качества жизни, включая оздоровление и улучшение условий труда и экологии, повышение качества медицинских услуг, производство экологически чистых продуктов питания, обеспечение социальной и личной безопасности и условий для развития и самореализации личности.

Для российской экономики крайне сложно, на данном этапе развития, сочетать обеспечение экономического роста и повышение качества жизни. Но это архиважная проблема и решать ее нужно, с этой целью необходимо разрабатывать концепции и программы (федерального и регионального уровня) научно-экономического развития.

Именно инновационная деятельность обеспечивает условия совершенствования производственных отношений, изменяет формы организации, условия, характер и содержание труда.

В результате социальных последствий инновационной деятельности создаются условия активизации деятельности человека, что в конечном итоге прямо или косвенно влияет на подъем экономики. Социальные последствия инновационной деятельности неоднозначны, и поэтому их следует оценивать в зависимости от достижения цели научно-технического развития. Так, внедрение компьютерного оборудования и информационных технологий обусловливает применение высшей стадии автоматизации производства. Но при этом одновременно возрастает сложность производственных процессов, меняются функции рабочего, его роль в производстве. Автоматизация и роботизация облегчают труд, но и повышают ответственность рабочего, требуют специальной производственной культуры и интеллекта, постоянного повышения уровня знаний.

Воздействие инноваций на структуру интенсивного труда работающих довольно сложно и противоречиво. В условиях технического совершенствования производства одновременно со снижением затрат физической энергии и облегчением труда увеличиваются умственные и нервные нагрузки. Таким образом, возникают противоречия между ускорением преобразования производственных процессов, увеличением потока информации и ограниченными физическими и психофизиологическими способностями человека.

Различные социальные последствия оказывают неодинаковое влияние на экономическую эффективность, увеличивая ее или снижая. Однако социальные воздействия инновационной деятельности, как правило, поддаются регулированию, в результате чего снижаются отрицательные воздействия и усиливаются положительные. В этом заключена одна из особенностей управления социальным развитием отдельных предприятий и отраслей.

Целенаправленные воздействия на социальные последствия инновационной деятельности должны обеспечивать повышения социального эффекта.

Э. Дюркгейм и за ним Р. Мертон утверждали, что о функциях социальных институтов надо судить не по намерениям и целям людей, вступающих во взаимодействие, а по гем общественным последствиям (полезным или вредным), которые возникают в результате институциальных взаимодействий. Роберт Мертон предложил разделить последствия деятельности социального института на функции и дисфункции.

Кризис российского института семьи, о котором активно заговорили с конца 1980-х гг., связан как раз с возрастанием дисфункций этого института: значительное увеличении числа разводов, серьезные проблемы с воспитанием детей, неэффективное распределение внутрисемейных ролей и т.п. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов расшатывает общественный порядок и может породить дезорганизацию всей социальной системы. Если социальный институт работает нормально, так, как положено, то плюсов (функций) у него намного больше, чем минусов (дисфункций).

Деятельность социальных институтов порождает множество различных функций (и дисфункций) или, иначе говоря, институты являются полифункциональными. В социологической литературе принято выделять универсальные и специфические функции.

Универсальные функции являются общими для всех социальных институтов. К ним относятся:

  • 1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Она осуществляется через систему норм, предписаний, правил поведения, характерных для конкретного социального института, что позволяет стандартизировать и формализовать поведение людей, задавая рамки их деятельности. В результате поведение людей делается предсказуемым, а общественные отношения становятся стабильными и упорядоченными.
  • 2. Регулятивная функция. Общая задача совместной деятельности большого числа людей имеет не один, а множество вариантов решений, и это обстоятельство вызывает необходимость в регулировании человеческой деятельности в том направлении, которое наиболее полезно обществу. Регулятивная функция состоит в согласовании взаимоотношений между членами общества с помощью норм, образцов, эталонов поведения и контроля за их соблюдением.
  • 3. Интегративная функция. В сложноустроенной социальной системе неизбежно возникает потребность в объединениях членов общества, которые обеспечивали бы ее стабильность и целостность. Нормами, ролевыми комплексами, правилами и санкциями социальные институты сплачивают членов социальных групп, организаций, связывают их отношениями взаимозависимости и взаимоответственности. Интегративные процессы в рамках социальных институтов упорядочивают систему взаимодействий, координируют деятельность людей, позволяют создавать сложные организации.
  • 4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не обладало механизмом передачи социального опыта. Социальные институты транслируют и общественные отношения, и различные виды деятельности. Трансляция осуществляется как во времени (т.е. от поколения к поколению), так и в пространстве, когда к определенной деятельности подключаются новые группы людей.
  • 5. Коммуникативная функция. Через социальные институты передается определенная информация и создаются условия для общения отдельных индивидов. Общение в социальных институтах имеет свою специфику: это формальное, ролевое общение. Институты во многом предопределяют характер общения, задают повод и основные его способы. Социальные институты различаются по своим коммуникативным возможностям.

Например, есть институты, созданные для передачи информации (газеты, радио, телевидение). В ряде институтов возможность распространения информации затруднена (производство конвейерного типа). В одних институтах возможен активный способ получения информации (наука, образование), в других – пассивный (радио, телевидение).

Специфические функции существуют наряду с универсальными. Это функции, которые характерны не для всех, а лишь для некоторых социальных институтов. Например, установлением порядка в обществе занимается государство, обучением и подготовкой к профессиональной деятельности – институт образования; открытия в различных сферах познания связаны с наукой, а за здоровьем граждан следит институт здравоохранения.

Помимо универсальных и специфических в социологи выделяют явные и латентные функции социальных институтов.

Явные функции – это те последствия деятельности, ради которых и был создан определенный социальный институт как система самовозобновляемых взаимодействий. Это необходимые, осознанные, ожидаемые, преднамеренные и очевидные функции. Явные функции официально декларируются, они записаны в кодексах и уставах, закреплены в системе статусов и ролей, приняты сообществом причастных людей и контролируются обществом. Поскольку явные функции всегда провозглашены и связаны с довольно строгими традициями или процедурами (президентская клятва, наказы избирателей, принятие специальных законов о социальном обеспечении, образовании, прокуратуре и т.п.), они являются более формализованными и подконтрольными обществу. Члены общества, например, могут спросить у депутатов о причинах невыполнения предвыборных обещаний, а у властей о расходовании собранных налогов.

Латентные функции – это такие результаты действий социальных институтов, которые не были запланированы заранее, поскольку они являются неосознаваемыми некоторое время или не осознаются вообще. Это как бы "не свои" функции, которые выполняются институтом скрытно или непреднамеренно (например, институт образования может выполнять функцию политической социализации, не являющуюся "родной" для него).

Например, явными функциями высшей школы являются подготовка специалистов высшей квалификации по различным профессиям, усвоение господствующих в обществе стандартов – ценностных, моральных, идеологических, подготовка молодежи к различным социальным ролям. Неявными, латентными последствиями выступает воспроизводство социальной стратификации или закрепление социального неравенства, которое прямо связано с получением высшего образования.

Еще один пример: закон о запрещении игорного бизнеса в качестве явной функции предполагает прекращение широкого распространения азартных игр, а в качестве латентной функции может привести к созданию подпольных игорных заведений.

Таким образом, латентные функции можно рассматривать как побочный продукт деятельности социального института, они могут быть как позитивными (функциями), так и негативными (дисфункциями). Значение латентных функций в жизни общества велико. Только с помощью изучения скрытых последствий деятельности социальных институтов можно получить полную и истинную картину общественной жизни. Без анализа латентных функций представление о роли конкретного института в социальных процессах будет ограниченным и прямолинейным, а значит, неточным.

Каждый социальный институт выполняет не одну-единственную функцию, а целый комплекс, в который могут входить функции (позитивные последствия) и дисфункции (негативные последствия); универсальные и специфические; явные и латентные функции. Кроме того, одну и ту же функцию могут выполнять сразу несколько институтов. Например, воспитанием кроме семьи занимаются институты образования, религии, армии, СМИ, государства. Полифункциональность институтов приводит к тому, что функции различных социальных институтов пересекаются или же реализуются параллельно. Производство, правительство, образование, религия, семья, потребление, торговля – все эти институты находятся во взаимодействии и взаимовлиянии.

Например, потребности экономики привели в индустриальных странах к широкому росту грамотности, а затем к увеличению квалифицированных специалистов; эффективное производство через налоги формирует бюджет, из которого государство направляет средства на бесплатное общее образование и поддержание высшей школы. И наоборот, чем выше качество образования, тем выше будет квалификация специалистов, работников, тем более сложные технологии они смогут освоить, что скажется на эффективности экономики.

Функции, которые выполняют социальные институты, не являются неизменными. Со временем могут исчезать одни функции и появляться новые, часть функций может перемещаться к другим институтам, может меняться (увеличиваться или уменьшаться) объем функций. Так, государство при возникновении выполняло довольно узкий круг функций, связанный с безопасностью. Современное государство решает значительный объем задач. Кроме проблем безопасности оно занимается социальным обеспечением различных категорий граждан, сбором налогов, регулированием различных сфер общества: экономики, здравоохранения, образования и т.д.

Состояние социальных институтов является значимым показателем (индикатором) социальной стабильности общества. В стабильном обществе социальные институты обладают четкими, понятными, неизменными функциями. В нестабильном обществе, напротив, функции социальных институтов многозначны, нечетки, изменчивы.

190. Интрагенерационная мобильность – это…
1.Переход от одной позиции к другой в различные моменты трудовой жизни индивида
2.Перемещение от позиции к позиции по отношению к позициям родителей
3.Горизонтальная мобильность
4.Нисходящая мобильность

191. Особенностью неформальных групп является то, что они возникают…

1. Как результат управления 2. Стихийно

3. Как результат приказов 4. Целенаправленно

192. Одной из функций первичной группы является…

1. Аксиологическая функция 2. Гуманистическая функция

3. Социализация личности 4. Экономическая функция

193. Отношения между основными классами в буржуазном обществе К.Маркс охарактеризовал как классовую (-ый,-ое)...

3. Антагонизм 4. Конкуренцию

194. Класс, современного общества, выступающий за политическую, экономическую и культурную стабильность – это _____________ класс.

1. Низший 2. Андеграунд

3. Средний 4. Высший

195. Переход к всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования это – характерная черта ______ общества.
1. Традиционного 2. Индустриального

196. Переход к всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования – это характерная черта _______ общества.

1. Традиционного 2. Индустриального
3. Постиндустриального 4. Классового

197. Экономическая зависимость женщины от супруга и признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства характерны для ______ семьи.

1. Номинальной 2. Нуклеарной
3. Эгалитарной 4. Патриархальной

198. Понятие «референтная группа» ввел в социологию …

1. М. Вебер 2. Ч. Кули
3. Э. Дюркгейм 4. Г. Хаймен

199. Наличие взаимодействия между членами группы является признаком социальной …

1. Общности 2. Роли
3. Группы 4. Связи

200. Работники концерна «Газпром» представляют собой …

201. Совокупность не политических и не государственных организаций, объединений, движений – это …

1. Общественность 2. Партия
3. Государство 4. Гражданское общество

202. Представители _____________ определяют общество как стабильную и упорядоченную систему, устойчивость которой достигается благодаря общим ценностям, убеждениям, а также социальным ожиданиям.

1. Интеракционизма 2. Социальных групп
3. Функционализма 4. Теории конфликта

203. Экономическую основу традиционного общества составляет …

1. Сельское хозяйство 2. Наука

3. Торговля 4. Промышленность

204. Процесс упорядочивания статусов и ролей в систему для удовлетворения общественных потребностей называется …

1. Институционализацией 2. Стратификацией
3. Социализацией 4. Урбанизацией

205. Совокупность формальных предписаний, определяющих права и обязанности мужа и жены, а их двоих – по отношению к своим детям и родственникам, называется …

1. Семьей 2. Браком
3. Девиацией 4. Санкцией

206. Группа людей, объединенная решением определенных общественных задач, характеризующаяся общими интересами и целями, чувством солидарности и самоопределением, называется …

1. Толпой 2. Общностью
3. Коллективом 4.Организацией

207. Общество имеет такие признаки, как территориальная определенность и наличие …

1. Полного равенства 2. Политических интересов
3. Общей культуры 4. Географической среды

208. Переход к всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования – это характерная черта _____ общества.

1. Постиндустриального 2. Индустриального
3. Классового 4. Традиционного

209. Брак одной женщины одновременно с несколькими супругами называется …

1. Полигинией 2. Эндогамией
3. Полиандрией 4. Экзогамией

210. Наличие формальной организации – является признаком __________ группы.

1. Большой 2. Реальной
3. Малой 4. Вторичной

211. Два человека, ожидающие автобус на остановке называются …

1. Ин-группой 2. Аут-группой
3. Референтной группой 4. Квазигруппой

212. Юридическое закрепление за каждой группой прав и обязанностей характерны для _____ системы стратификации.

1. Рабовладельческой 2. Классовой
3. Кастовой 4. Сословной

213. Успешная адаптация к новой социально-экономической ситуации характеризует ____ слой.

1. Базовый 2. Андеркласса
3. Нижний 4. Средний

214. Рассеянное в пространстве множество людей, которые обладают сходными интересами в отношении некоторого объекта, – это …
1. Класс 2. Страта
3. Толпа 4. Общественность

215. Переход к всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования – это характерная черта _____ общества.

1. Традиционного 2. Постиндустриального
3. Классового 4. Индустриального

216. Если последствия деятельности социального института препятствуют функционированию другого института, то это явление называется …

1. Дисфункцией 2. Девиацией
3. Явной функцией 4. Латентной функцией

217. Совокупность формальных предписаний, определяющих права и обязанности мужа и жены, а их двоих – по отношению к своим детям и родственникам, называется …

1. Санкцией 2. Браком
3. Семьей 4. Девиацией

218. Группа, с которой индивид идентифицирует себя и к которой он принадлежит, называется …

1. Номинальной 2. Первичной
3. Внутренней 4. Малой

219. Группа людей, объединенная решением определенных общественных задач, характеризующаяся общими интересами и целями, чувством солидарности и самоопределением, называется …

1. Коллективом 2. Общностью
3. Толпой 4. Организацией

220. Объединение, которое заявляет об общем для всех ее членов происхождении, общей истории, а также характеризуется чувством солидарности, – это ____ общность.

1. Массовая 2. Номинальная
3. Территориальная 4. Этническая

221.Главная особенность ____ – изолированность от институтов большого общества.

1. Нижнего слоя 2. Среднего слоя
3. Базового слоя 4. Андеркласса

222. Социальная группа из трех человек, в которой обычно складываются сложные отношения, называется…

1. Диадой 2. Ресоциализацией
3. Триадой 4. Валидностью

223. Совокупность не политических и не государственных организаций, объединений, движений – это

1. Гражданское общество 2. Партия
3. Государство 4. Общественность

224. Экономическую основу индустриального общества составляет …

1. Наука 2. Сельское хозяйство
3. Промышленность 4. Торговля

225. Социальный институт, осуществляющий воспроизводство населения, называется …

1. Организацией 2. Сословием
3. Общиной 4. Семьей

226. Группа, в которой связь поддерживается непосредственными личными контактами и высокоэмоциональным вовлечением членов в дела группы, называется _______ группой.

1. Референтной 2. Вторичной
3. Социальной 4. Первичной

227. Покупатели в магазине, пассажиры на вокзале представляют пример …


3. Социального агрегата 4. Территориальной общности

228. Юридическое закрепление за каждой группой прав и обязанностей характерны для _____ системы стратификации

1. Классовой 2. Сословной
3. Рабовладельческой 4. Кастовой

229. Наиболее многочисленную часть в системе стратификации российского общества составляет _____ слой.

1. Нижний 2. Средний
3. Базовый 4. Субэлитный

230. Широкая социальная группа, характеризующаяся определенным географическим положением, политическим суверенитетом и самобытной культурой, называется …

1. Обществом 2. Культурой
3. Субкультурой 4. Цивилизацией

231. Объединение людей, основанное на их участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами, называется _________ группой.

1. Социальной 2. Первичной
3. Референтной 4. Номинальной

232. Наличие взаимодействия между членами группы является признаком социальной …

1. Общности 2. Роли
3. Группы 4. Связи

233. Покупатели в магазине, пассажиры на вокзале представляют пример …

1. Этнической общности 2. Социальной категории
3. Территориальной общности 4. Социального агрегата

234. С позиций _______ основой социального неравенства является частная собственность на средства производства.

1. Функционализма 2. Марксизма
3. Конфликтной теории 4. Теории обмена

235. Отличительная черта представителей _____ слоя – невысокий деятельностный потенциал.

1. Субэлитного 2. Среднего
3. Базового 4. Нижнего

236.Согласно концепции Э. Шилза существенными признаками общества являются собственные…

237. Отношения между основными классами в буржуазном обществе К.Маркс охарактеризовал как классовую (-ый,-ое)...

1. Кооперацию 2. Соперничество

3. Антагонизм 4. Конкуренцию

238. Класс, современного общества, выступающий за политическую, экономическую и культурную стабильность – это _____________ класс.

1. Низший 2. Андеграунд

3. Средний 4. Высший

239. Согласно Т. Парсонсу поддержание мотивации деятелей при исполнении ролей, устранение скрытых напряжений обеспечивает подсистема …

1.Политическая 2. Культуры

3. Социального контроля 4.Экономики

240. Широкая социальная группа, характеризующаяся определенным географическим положение, политическим суверенитетом и самобытной культурой, называется …

1. Цивилизацией 2. Культурой

3. Субкультурой 3. Обществом

241. Экономическая зависимость женщины от супруга и признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства характерны длясемьи.

1. Эгалитарной 2. Нуклеарной

3. Номинальной 4. Патриархальной

242. Группа, с которой индивид идентифицирует себя и к которой он принадлежит, называется…

1. Первичной 2. Внутренней

3. Номинальной 4. Малой

243. Социальная группа, состоящая из двух членов, отношения между которыми основаны на чувствах, эквивалентности обмена и взаимности, называется …

1. Урбанизацией 2. Аномией

3. Диадой 4.Триадой

244. Крупные предприниматели и ответственные чиновники входят в слой.

1. Субэлитный 2. Базовый

3. Нижний 4. Средний

245. В основе эволюционной типологии обществ лежат социальные ______, типовые для всех стран и народов.

1. Функции 2. Санкции

3. Нравы 4. Изменения

246. Если последствия деятельности социального института препятствуют функционированию другого института, то это явление называется….

1. Девиацией 2. Явной функцией

3. Латентной функцией 4. Дисфункцией

247. Брак одной женщины одновременно с несколькими супругами называется…,.

1. Экзогамией 2. Эндогамией

3. Полигинией 4. Полиандрией

248. Группа, в которой связь поддерживается непосредственными личными контактами и высокоэмоциональным вовлечением членов в дела группы, называется….

1. Вторичной 2. Референтной

3. Первичной 4. Социальной

249. Совокупность людей, которые обладают единством отношений к той или иной освоенной местности, - это ____ общность.

1. Территориальная 2. Массовая

3. Номинальная 4. Этническая

250. Юридическое закрепление за каждой группой прав и обязанностей характерны для _______ системы стратификации.

1. Классовой 2. Сословной

3. Кастовой 4. Рабовладельческой

251. Социальный институт, осуществляющий воспроизводство населения, называется …

1. Организацией 2. Общиной

3. Семьей 4. Сословием

252. Группа людей, объединенная решением определенных общественных задач, характеризующаяся общими интересами и целями, чувством солидарности и самоопределением, называется …

1. Организацией 2. Толпой

3. Коллективом 4. Общностью

253. Общество имеет такие признаки, как территориальная определенность и наличие …

1. Общей культуры 2. Полного равенства

3. Политических интересов 4. Географической среды

254. Рассеянное в пространстве множество людей, которые обладают сходными интересами в отношении некоторого объекта, - это

1. Класс 2. Общественность

3. Толпа 4. Страта

255. Понятие «референтная группа» ввел в социологию …

1. М. Вебер 2. Э. Дюркгейм

3. Г. Хаймен 4. Ч. Кули

256. Наличие взаимодействия между членами группы является признаком социальной …

1. Общности 2. Группы

3. Связи 4. Роли

257. Общество как систему отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру, определял …

1. Т. Парсонс 2. М. Вебер

3. К. Маркс 4. Э. Дюркгейм

258. Переход к всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования – это характерная черта _____ общества.

1. Индустриального 2. Классового

3. Постиндустриального 4. Традиционного

259. Наличие формальной организации – является признаком ______ группы.

1. Малой 2. Вторичной

3. Большой 4. Реальной

260. Отличительная черта представителей ______ слоя – невысокой деятельностный потенциал.

1. Нижнего 2. Субэлитного

3. Базового 4. Среднего

261. Совокупность формальных предписаний, определяющих правами и особеннсти мужа и жены. А их двоих – по отношению

1. Санкцией 2. Семьей

3. Браком 4. Девиацией

262. Совокупность людей, которые обладают единством отношений к той или иной освоенной местности, - это ___ общность

1. Этническая 2. Номинальная

3. Массовая 4. Территориальная

263. Права гражданства – основной критерий стратификации в ______ системе неравенства.

1. Рабовладельческой 2. Кастовой

3. Сословной 4. Классовой

264. Успешная адаптация к новой социально – экономической ситуации характеризует ___ слой.

1. Андеркласса 2. Базовой

3. Нижний 4. Средний

265. Совокупность не политических и не государственных организаций, объединений, движений это….

1. Гражданское общество 2. Государство

3. Партия 4. Общественность

266. Семья состоящая из представителей нескольких поколений, нахывается….

1. Патриархальной 2. Номинальной

3. Расширенной 4. Нуклеарной

Тема 5. Общество и личность: проблемы взаимодействия.

1. Принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры:

1. Нормативная личность 2. Типичная личность

3. Традиционная личность 4. Культурная личность

2. Поведенческая реакция (Мертон), которая выражается в полном отрицании провозглашаемых обществом целей и средств и замене их на новые цели и средства.

1. Ритуализм 2. Мятеж

3. Конформизм 4. Ретритизм

3.Совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом, это:

1.Главные статусы 2. Социальные статусы

3. Статусное положение 4. Статусный набор

4. Обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические параметры человека, это:

1.Социальный статус 2. Личный статус

3. Ролевой набор 4. Социальное положение

5. Модель поведения, ориентированная на конкретный статус – это:

1. Социальная роль 2. Статусная роль

3. Образец социальных действий 4. Социальная норма

6. К разновидности статусов не относится:

1. Социальный статус 2. Личный статус

3. Межпоколенный статус 4. Предписанный статус

7. Процесс превращения внешних реальных действий, социальных форм общения в устойчивые внутренние качества личности путем усвоения ею групповых ценностей и установок:

1. Конформизм 2. Интериоризация

3. Девиация 4. Обучение

8. Социальные нормы, которые поддерживаются моральным сознанием верующих, верой в наказание за грехи при отступлении от норм:

1. Религиозные нормы 2. Моральные нормы

3. Правовые нормы 4. Законные нормы

9. К методам социального контроля не относится :

1.Манипулирование 2. Убеждение

3. Принуждение 4. Внушение

10. Синонимом понятия «социальный статус» не является термин:

1.Социальный ранг 2.Социальное положение

3.Социальная позиция 4.Социальная роль

11. Положение индивида или группы в социальной системе, обусловленное выполняемыми ими социальными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями, это:

1.Социальная позиция 2. Обязанности

3. Субъективизм 4. Мобильность

12. Вид социального контроля, характерный для небольших групп:

1. Неформальный контроль 2. Формальный контроль

3. Изоляция 4. Обособление

13. Принцип поведения, основанный на мировоззрении, ценностях и нормах, готовность к действию:

1. Ценностные ориентации 2. Жизненная позиция

3. Социальные нормы 4. Ценности

14.Устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества:

1. Дружба2. Социальные отношения

3. Кооперация 4. Интеграция

15. Тип личности, наиболее распространенный на данной территории:

1. Социальная личность 2. Нормативная личность

3. Модальная личность 4. Типичная личность

16. Общее понятие, представляющее собой биосоциальную категорию, это:

1. Личность 2. Человек

3. Субъект 4. Объект

17. Неповторимое сочетание природных и социальных свойств индивида, это:

1. Неповторимость 2. Индивидуальность

3. Уникальность 4. Неподражаемость

18. Социально одобряемые большинством людей представления о том, что такое добро, долг, справедливость, дружба и т.д., это:

1. Добродетели 2. Правила

3. Нормы 4. Ценности

19. Разновидностью _________ статуса является социально-классовый статус.

1. Главного 2. Предписанного

3. Достигаемого 4. Личного

20. Фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус):

1. Нормативное поведение 2. Социальное поведение

3. Ролевое исполнение 4. Конформизм

21. Разработал теорию иерархии потребностей:

1. А. Маслоу 2. К. Маркс

3. Ч. Кули 4. Ф. Энгельс

22. Целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития:

1. Личность 2. Человек

3. Субъект 4. Объект

23. Проявление общественных отношений на межличностном уровне, зависимость поведения одного индивида от другого:

1. Социальное 2. Общественное

3. Психологическое 4. Гуманистическое

24. А. Маслоу разработал иерархию потребностей: базовые (витальные), безопасности, __________, признания, самореализации.

1. Материальные 2. Общения

3. Экономические 4. Любви

25. Дж.Мид в формировании личности выделил три стадии: стадия принятия роли другого, ________, стадия принятия роли «обобщенного другого».

1. Стадия принятия роли других 2. Стадия принятия себя

3. Стадия осознания себя 4. Стадия осознания других

27. Каждый, живущий в обществе и прошедший социализацию, это:

1. Личность 2. Человек

3. Субъект 4. Объект

28. Человек, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов данного общества, адаптированный к социальным условиям:

1. Конформист 2. Модальная личность

3. Культурный человек 4. Правильный человек

29. В теории _____человек предстает в качестве продукта или объекта общественных отношений – он таков, какова окружающая его социальная среда.

1. Позитивизма 2. Фрейдизма

3. Марксизма 4. Рационализма

30. Совокупность социальных факторов, влияющих на формирование и поведение личности:

1. Общество 2. Социум

3. Социальная среда 4. Макросреда

31. Статус, характеризующий общественное положение человека, определяющий его образ жизни:

1. Важный 2. Главный

3. Первый 4. Аскриптивный

32. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе – это:

1. Социализация 2. Социальная реформа

3. Социальная эволюция 4. Социальная стабильность

33. Социальная позиция, которая занимается индивидом и закрепляется через его индивидуальный выбор, собственные усилия, это статус:

1. Личный 2. Предписанный

3. Социальный 4. Достигнутый (дескриптивный )

34. Образец поведения, укрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную социальную позицию (статус) в системе общественных отношений – это:

1.Ролевое ожидание 2.Социальная роль

3. Социальная позиция 4. Социальная норма

35. Статус, который проявляется на уровне малой группы и определяется личными качествами и чертами характера, это статус:

1. Ожидаемый 2. Личный

3. Заслуженный 4. Групповой

36. Ожидаемая модель поведения для людей данного статуса в данной социальной системе:

1. Роль 2. Ролевое ожидание

3. Ролевое исполнение 4. Нормативное действие

37. Осознание своего «Я» формируется с осознанием других «Я», считал:

1. З. Фрейд 2. К. Маркс

3. В. Парето 4. Ч. Кули

38. Опытный процесс, в ходе которого роли идентифицируются и наполняются содержанием, изменяются по мере изменения системы координат, это:

1. Построение роли 2. Анализ роли

3. Проигрывание роли 4. Взаимодействие ролей

39. В агенты первичной социализации не входят:

1.Родители 2. Близкие родственники

3. Сверстники 4.Администрация школы

40. Поведенческая реакция (Мертон), выражающаяся в приятии целей, но неприятии средств их достижения:

1. Инновация 2. Депривация

3. Социализация 4. Конфликт

41. Столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей:

1. Конценсус 2. Противоречие

3. Ролевой конфликт 4. Конформизм

42. Исследователь _______организовал и провел “тюремный” эксперимент:

1. Э. Мэйо 2. К. Маркс

3. Г. Тард 4. Ф. Зимбардо

43. Процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов, общностей:

1. Социализация 2. Воспитание

3. Обучение 4. Научение

44. Это ожидаемое поведение, обусловленное социальным статусом индивида, это:

1. Социальная роль 2. Ролевое действие

3. Нормальное поведение 4. Запланированное поведение

45. Статус, который характеризует индивида как члена большой социальной группы, как представителя класса, нации, профессии, это статус:

1. Ожидаемый 2. Личный

3. Заслуженный 4. Групповой

46. Агенты социализации: родители, родственники, друзья, учителя и другие референтные (значимые) люди, они важны на ранних этапах жизни, это агенты:

1. Главные 2. Важные

3. Референтные 4. Первичные

47. Совокупность социальных предписаний и церемоний, посредством которых отмечается вступление индивида в члены группы, изменение его статуса, приобретение новой социальной роли:

1. Инициация 2. Коронование

3. Церемониал 4. Принятие

48. Процесс усвоения новых социальных норм взамен утраченных или их восстановление:

1. Социализация 2. Девиация

3. Ресоциализация 4. Депривация

49. Приспособление индивида к ролевым функциям, социальным нормам, социально- экономическим условиям, институтам:

1. Привыкание 2. Принятие

3. Социальная адаптация 4. Обучение

50. Конфликт, когда индивиду приходится выбирать между необходимостью выполнять служебные обязанности и прийти на помощь другу, оказавшемся в беде:

1. Межролевой конфликт 2. Субъективный конфликт

3. Статусный конфликт 4. Межличностный конфликт

51. Средства поощрения и наказания, заставляющие людей соблюдать социальные нормы:

1. Санкции 2. Приказы

3. Указания 4. Пожелания

52. Представители администрации школы, института (куратор группы), предприятия, армия, церквь, государство, сотрудники СМИ – их роль важна на более поздних этапах жизни, это агенты социализации:

1. Вторичные 2. Групповые

3. Нереферентные 4. Общественные

53. Механизм социализации, выражающийся в более или менее точном копировании индивидом поведения других людей:

1. Подражание 2. Имитация

3. Повторение 4. Копирование

54. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется:

1. Ролевым набором 2. Ролевым подбором

3. Проигрывание ролей 4. Спектаклем

55. Процесс включения социальных норм, ценностей во внутренний мир человека, т.е. придание социальным нормам личностного характера, это:

1. Конформизм 2. Интериоризация

3. Девиация 4. Обучение

56. Процесс отучения от старых норм, ценностей, ролей, правил поведения:

1. Десоциализация 2. Социализация

3. Девиация 4. Депривация

57. Состояние разрыва между биологическим и социокультурным взрослением молодежи, проявляющееся в непринятии социальных обязанностей и обязательств:

1. Девиация 2. Социализация

3. Отчуждение 4. Инфантилизм

58. Противоправные поступки, нарушающее закон, не являющиеся в собственном смысле преступлениями, наказуемые в административном порядке:

1. Делинквентное поведение 2. Девиация

3. Криминал 4. Конформизм

59. Поведенческая реакция (Мертон), которая выражается в неприятии целей, но приятии средств достижения этих целей:

1. Ритуализм 2. Согласие

3. Конформизм 4. Договоренность

60. Механизм, обеспечивающий поддержание социально приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом:

1. Нормы 2. Социальный контроль

3. Армия 4. Полиция

61. Поведенческая реакция (Мертон), заключающаяся в приятие целей и средств данной социальной общности, даже путем отказа от собственных убеждений:

1. Принятие 2. Согласие

3. Конформизм 4. Договоренность

62. Разновидностью _______статуса может быть профессионально-должностной статус.

1. Аскриптивного 2. Достигаемого

3. Личного 4. Группового

63. Понятие, отражающее социальный атрибут, дискредитирующий индивида или группу с целью исключения их из социального взаимодействия, это «ярлык», навешиваемый на человека:

1. Стигма 2. Исключение

3. Депривация 4. Конформизм

64. Функциональность девиантного поведения для общества, по-мнению _________проявляется в том, что оно ведет к совершенствованию социальных норм в обществе.

1. Э. Дюркгейма 2. К. Маркса

3. М. Вебера 4. М.М. Ковалевского

65. Подчинение индивида принятым в обществе нормам, установки и поведение индивида, соответствующие ожиданиям и нормам социальной группы:

1. Принятие 2. Конформность

3. Девиация 4. Социализация

66. _______представляют собой предписания того, как надо правильно себя вести в обществе.

1. Нормы 2. Правила

3. Законы 4. Наказания

67. По мнению социологов, основным видом «социальных лифтов» в современном обществе является

1.Личные способности индивида 2.Социальный институт образования
3.Конкуренция между индивидами 4.Межличностные отношения

68. Социальные нормы, которые фиксируют установившийся порядок поведения людей, основанный на привычках и поддерживающийся силой общественного мнения:

1. Ритуал 2. Нормы обычая

3. Церемония 4. Правила

69. Социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом или группой независимо от его способностей или усилий, это:

1. Предписанный (аскриптивный) статус 2. Главный статус

3. Достигаемый статус 4. Характерный статус

70. Конкретное действие человека, и система поступков, и относительно устойчивое массовое социальное явление, которые не соответствуют нормам группы, общества:

1. Нарушения 2. Преступления

3. Аномалии 4. Девиантное поведение

71. Социальные нормы, имеющие преимущественно оценочный характер и обеспечивающиеся силой общественного мнения:

1. Моральные нормы 2. Правовые нормы

3. Нормы этикета 4. Нормы закона

72. Факторы, детерминирующие девиантное поведение: биологические, ________, социальные.

1. Экономические 2. Психологические

3. Политические 4. Личностные

73. Нормы, которые регулируют отношения между личностью и властью, между отдельными государствами и находят свое отражение, как в законах, так и в международных договорах:

1. Политические нормы 2. Моральные нормы

3. Религиозные нормы 4. Правовые нормы

74. Меры воздействия социальной группы на поведение индивидов, отклоняющееся от социальных ожиданий и норм:

1. Приказы 2. Санкции

3. Наказания 4. Поощрения

75. Тип социализации, которой индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества, она осуществляется в сфере межличностных отношений:

1. Личная 2. Первичная

3. Главная 4. Социальная

76. Физические лица и организации, которые реализуют действия социальных норм и применяют социальные санкции:

1. Агенты социального контроля 2. Контролеры

3. Полиция 4. Армия

77. Виды социального контроля: формальный контроль и __________.

1. Неформальный контроль 2. Обязательный контроль

3. Административный контроль 4. Армейский контроль

78. Делинкветность – это…
1.То же, что и девиация 2.Нарушение моральных табу
3.Равнозначна аномии 4.Нарушение правовых и социальных норм

79. Для обозначения слоя сверхбогатых предпринимателей в России, имеющих влияние на власть, подходит термин …

1. «Нувориши» 2. «Олигархи»

3. «Бизнес-элита» 4. «Новые дворяне»

80. Принятие решений методом всеобщего согласия как разновидность социального взаимодействия называется _____.

1. Кооперацией 2. Консенсусом

3. Компромиссом 4. Конкуренцией

81. В _______ обществе школьное образование приобретает массовый характер и становится одним из ведущих факторов социальной стратификации.

1. Индустриальном 2. Феодальном

3. Традиционном 4. Рабовладельческом

82. Верны ли следующие суждения:
А) Для современных обществ Западной Европы характерна классовая система социальной стратификации;
Б) Для современных обществ Западной Европы характерна сословная система социальной стратификации.

1. Верно только Б 2. Оба суждения неверны

3. Верно только А 4. Оба суждения верны

83. Верны ли следующие суждения:
А) К «среднему классу» в современной России относятся менеджеры среднего звена управления, работники интеллектуального труда высокой и средней квалификации;
Б) К «среднему классу» в современной России относятся интеллигенция, рабочие, служащие и крестьяне.

1. Оба суждения неверны 2. Верно только Б

3. Верно только А 4. Оба суждения верны

84. С точки зрения теоретиков либерализма, конкуренция между продавцами в условиях рыночной экономики приводит к _____.

1. Повышению цен

2. Ухудшению качества обслуживания потребителей

3. Росту экономической эффективности

4. Дефициту товаров и услуг

85. Полное использование своих талантов, способностей, возможностей А. Маслоу определил как ______ человека.

1. Самопрезентацию 2. Самопознание

3. Самоактуализацию 4. Самомнение

86. Исходные побудители деятельности, отражающие объективные условия существования человека, называются…

1. Потребностями 2. Ролями

3. Целями 4. Инстинктами

87. Желание отдохнуть после длительного путешествия может являться примером действия потребностей…

1. Идеальных 2. Биологических

3. Социальных 4. Духовных

88. Мотив – внутренняя побудительная причина действия, в то время как ___ - внешняя.

1. Фактор 2. Условие

3. Стимул 4. Обстоятельство

89. Способность к саморефлексии характеризует ________ личность

1. Современную 2. Первобытную

3. Патриархальную 4. Традиционную

90. В социологии термином «личность» обозначается …

Личных контактов

Обменом

Конфликтом

Контроль

Социальной группой

развития.

Циклическую

Наблюдением

Придают смысл

Интервью

Статусная

Изменения

общества.

Индустриального

Дисфункцией

Регулирования

Ролевого конфликта

Н. Данилевский разработал модель общественного

развития.

Циклическую

Цель эмпирического социологического исследования - получение объективных данных для...

Практического использования

Чикагской

Высший высший

Горизонтальной

Приписанного

Стратификация

Предписания и требования, определяющие границы допустимого поведения людей в обществе, называются социальным (-mi) ...

Нормами

Этнической

Понятие «первичная группа» ввел в социологию...

Западной

Теория «циркуляции злит» В. Парето относится к

Циклическим

изменений.

Направленных и стимулируемых

Ассимиляцией

Фермерское

Примером контркультуры в современном обществе может быть субкультура...

Экономическую основу индустриального общества составляет...

Промышленность

В основе эволюционной типологии обществ лежат социальные, типовые для всех стран и народов.

Изменения

Брак одного мужчины одновременно с двумя и более женами называется...

Р. Мертон

Действие, направленное на другого человека и вызывающее ответную реакцию, называется...

Социальным взаимодействием

Конфликтом

Наказание ii поощрение в системе социального контроля называются

Санкциями

Необходимые условия коллективного поведения - это общая ситуация и участников.

Организованность

Высший высший

Модальной

Идеологической пропаганды

Социальную

Несовместимость функций, конфликтующие обязанности и требования - это признаки...

Ролевого конфликта

Прогрессом

Небольшое число людей, которые находятся в постоянном личном контакте и взаимодействии называется труппой.

Вторичной

Урбанизации

Конформизмом

П. Сорокин

неравенства.

Социальные

Квалифицированных рабочих

Модернизация в современных условиях является процессом

изменений.

Направленных и стимулируемых

концепциям социальных изменений.

Циклическим

К негативным эффектам глобализации относят...

Субурбанизацией

Происхождение, место проживания - это основы

неравенства.

Социальные

В классовой модели У. Уорнера на основе критерия «богатство и знатное происхождение» выделяется класс.

Высший высший

Достигаемый

Социальным

Санкциями

Существенный признак массового действия - отсутствие...

Личных контактов

Обменом

Десоциаллизацией

Несовместимость функций, конфликтующие обязанности и требования - это признаки...

Ролевого конфликта

Теория «циркуляции элит» В. Парето относится к

концепциям социальных изменений.

Циклическим

Глобализация миграционные процессы в мире.

Стимулирует

Профсоюзное

Процесс взаимного культурного проникновения, в результате которого утверждается общая культура, называется...

Ассимиляцией

нормы жизнедеятельности.

Ценностей

Экономическую основу традиционного общества составляет...

Промышленность

Если последствия деятельности социального института препятствуют функционированию другого института, то это явление называется...

Дисфункцией

Эгалитарной

Группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы и ценности, которой он ориентируется в своем поведении, называется труппой.

Референтной

Диаспорой

Получение индивидом правительственной награды - это вид санкции.

Формальной позитивной

Поведение толпы - это вид...

Массового действия

Любое действие индивида, ориентированное на мотивы поведения других людей, называется...

Психологическим

Охранительную и стабилизирующую функции в обществе выполняет социальный (- ая, - ое, -ые) ...

Контроль

Форма социального взаимодействия, предполагающая вознаграждения и затраты, называется...

Кооперацией

Существенный признак массового действия - отсутствие...

Личных контактов

Форма социального взаимодействия, предполагающая вознаграждения и -затраты, называется...

Обменом

Действие, направленное на другого человека и вызывающее ответную реакцию, называется...

Конфликтом

Охранительную и стабилизирующую функции в обществе выполняет социальный (- ая, - ое, -ые) ...

Контроль

Совокупность людей, имеющих общий социальный признак и объединенных совместной деятельностью, называется...

Социальной группой

Н. Данилевский разработал модель общественного

развития.

Циклическую

Метод сбора первичных данных путем восприятия и регистрации событий называется...

Наблюдением

Этнометодология изучает способы, которыми! люди

социальной (-ую) действительности (-ь).

Придают смысл

Фокус-группа - это вид социологического...

Интервью

При включении ребенка в отношения взаимодействия социального крута родителей реализуется функция семьи.

Статусная

В основе эволюционной типологии обществ лежат социальные, типовые для всех стран и народов.

Изменения

Массовая грамотность населения - это характерная черта

общества.

Индустриального

Если последствия деятельности социального института препятствуют функционированию другого института, то это явление называется...

Дисфункцией

Личность может снизить ролевое напряжение или конфликт путем ролей.

Регулирования

На заключительной стадии развития «Я» происходит...

Признание «обобщенного другого»

Политическую

Согласно нормативной концепции гражданского общества формирование общественного мнения происходит путем...

Идеологической пропаганды

Индивид, одновременно обладающий несколькими социальными статусами формирует...

Статусный набор

На основе экономического критерия «малообеспеченностъ» в российском обществе выделяют...

Базовый слой

Разновидностью горизонтальной мобильности является

мобильность.

Индивидуальная

Наличие или отсутствие личной свободы является критерием стратификации в системе.

Классовой

К негативным эффектам глобализации относят...

Ограничение автономности национальных гражданских институтов

Субкультура, находящаяся в конфликте с господствующими ценностями доминирующей культуры, называется...

Контркультурой

Модернизация в современных условиях является процессом

изменений.

Направленных и стимулируемых

Согласно Н. Смелзеру следствием распространення промышленных технологий стало...

Снижение уровня грамотности

Согласно классификации Н. Смелзера к нормоориентированным социальным движениям можно отнести движение.

Профсоюзное

Теория «циркуляции элит» В. Парето относится к

концепциям социальных и изменений.

Циклическим

Любое действие индивида, ориентированное на мотивы поведения других люден, называется...

Психологическим

Конкуренцией

Согласно М. Веберу капитализм возник как следствие массового распространения...

Рационального предпринимательства

При изучении элементов общественного мнения или индивидуального сознания применяют...

Массовая грамотность населения - это характерная черта

общества.

Индустриального

Соласно Р. Мертону главным для общества является существование

фундаментальных благодаря которым индивид соблюдает

нормы жиже деятельности.

Ценностей

Пропорциональное распределение семейных обязанностей и взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем характерны для семьи.

Эгалитарной

Индивид, одновременно обладающий несколькими социальными статусами формирует...

Статусный набор

Иерархическую структуру общества отражает понятие «социальная

Стратификация

В классовой модели У. Уорнера на основе критерия «богатство и знатное происхождение» выделяется класс.

Высший высший

Наиболее распространенный в обществе тип личности со средними общепринятыми чертами называется личностью.

Модальной

Согласно нормативной концепции гражданского общества формирование общественного мнения происходит путем...

Идеологической пропаганды

Социальную

Несовместимость функций, конфликтующие обязанности и требования - это признаки...

Ролевого конфликта

Стадиями развития социального движения являются формирование, формализация.

Согласно Н. Смелзеру следствием распространения промышленных технологий стало...

Усиление социальной мобильности

Кумулятивный социальный процесс накопления позитивных характеристик в обществе называется...

Прогрессом

К негативным эффектам глобализации относят...

Интернализацию институтов гражданского общества

Небольшое число людей, которые находятся в постоянном личном контакте и взаимодействии называется труппой.

Вторичной

Рост численности городского населения в обществе отражает понятие...

Урбанизации

Преобладание безличных или опосредованных контактов между членами социальной группы является признаком.

Пассивное принятие индивидом групповых норм и мнений называется...

Конформизмом

Форма социального взаимодействия, в которой акторы стремятся к осуществлению своих интересов в ущерб интересам других людей, называется...

Конфликтом

Поведение толпы - это вид...

Массового действия

Действие, совершаемое человеком автоматически, по привычке согласно классификации М. Вебера называется...

Традиционным

Совокупность людей, имеющих общий социальный признак и объединенных совместной деятельностью, называется...

Социальной группой

Небольшое число людей, которые находятся в постоянном личном контакте и взаимодействии называется группой.

Механизм институционального социального контроля включает...

Пенитенциарные учреждения

Общность людей, живущих за пределами своего этнического окружения, называется...

Диаспорой

Стадиями развития социального движения являются формирование, формализация.

Сотрудничество

Массовой

Теория «циркуляции элит» В. Парето относится к

концепциям социальных изменений.

Циклическим

Необходимым условием успешной аккультурации является...

Терпимость

Критерием прогресса в концепции постиндустриального общества выступает уровень развитая.

Научного

Разведывательное

Эмпирические исследования социальных проблем урбанизации, маргинальных групп городского населения проводили социологи школы

Чикагской

Многозначные и двусмысленные

Общественное мнение можно выявить с помощью специализированных опросов и...

Референдумов

Структура ролевого поведения личности включает в себя ролевое ожидание и ролл.

Понимание

Перемещение человека из одной конфессии в другую называется мобильностью.

Гopизонтальной

Происхождение, место проживания - это основы

неравенства.

Социальные

Статус сына или дочери - это вид статуса.

Приписанного

Стратификация советского общества имела характер.

Бесклассовый

Если последствия деятельности социального института препятствуют функционированию другого института, то это явление называется...

Дисфункцией

Общей культуры

Индивид, одновременно обладающий несколькими социальными статусами формирует...

П. Сорокин

Происхождение, место проживания - это основы

неравенства.

Социальные

В состав высшего низшего класса У. Уорнер включил...

Квалифицированных рабочих

Модернизация в современных условиях является процессом

изменений.

Направленных и стимулируемых

Теория «циркуляции элит» В. Парето относится к

концепциям социальных изменений.

Циклическим

Символическая система, выполняющая функцию создания, хранения и передачи информации называется...

К негативным эффектам глобализации относят...

Ограничение автономности национальных гражданских институтов

При переходе к постиндустриальному обществу наблюдается процесс увеличения численности населения пригородных зон - это явление называется...

Субурбанизацией

Процесс упорядочивания статусов и ролей в систему для удовлетворения общественных потребностей называется...

Институционализацией

Широкая социальная группа, характеризующаяся определенным географическим положением, политическим суверенитетом и самобытной культурой, называется...

Обществом

Необходимые условия коллективного поведения - это общая ситуация н участников.

Пространственная близость

Сотрудничество нескольких индивидов для решения общей задачи с применением разделения труда называется...

Кооперацией

Если один человек другому дает пощечину, то он выполняет...

Физическое действие

Член группы, выполняющий в ней функции целеполагания, называется...

Лидером

Преобладание безличных или опосредованных контактов между членами социальной группы является признаком группы.

Номинальной

Наличие экономических и социальных связей в пространственно ограниченных рамках характеризует общность.

Территориальную

Выборкой

Для апробации инструментария и методов эмпирического исследования проводят исследование.

Разведывательное

Этнометодологая изучает способы, которыми люди

социальной (-ую) действительности (-ь).

Придают смысл

Позитивизм в социологии согласно О. Конту проявляется в

По позитивной оценке всех социальных явлений

Структура ролевого поведения личности включает в себя ролевое ожидание и роли.

Понимание

В процессе социализации родители для ребенка выполняют роль...

Агентов первичной социализации

Общественное мнение можно выявить с помощью специализированных опросов п...

Референдумов

Социокультурньй слой в структуре тайности включает...

Стимулы активности

Социальный институт, осуществляющий воспроизводство населения называется...

При переходе к постиндустриальному обществу наблюдается процесс увеличения численности населения пригородных зон - это явление называется...

Субурбанизацией

Общество имеет такие признаки, как территориальная определенность и наличие...

Общей культуры

Основным компонентом социальной структуры общества является (-ются) ...

Социальный институт

мобильности.

Восходящей

Происхождение, место проживания - это основы

неравенства.

Социальные

В классовой модели У. Уорнера на основе критерия «богатство и знатное происхождение» выделяется класс.

Высший высший

Сдав вступительные экзамены в ВУЗ и став студентом, вы приобретаете статус.

Достигаемый

Любое действие индивида, ориентированное на мотивы поведения других людей, называется...

Социальным

Наказание и поощрение в системе социального контроля называются

Санкциями

Существенный признак массового действия - отсутствие...

Личных контактов

Форма социального взаимодействия, предполагающая вознаграждения и затраты, называется...

Обменом

Процесс утраты одних и приобретения человеком новых целей и ролей на каждом этапе жизни называется...

Десоциаллизацией

Несовместимость функций, конфликтующие обязанности и требования - это признаки...

Ролевого конфликта

В концепции П. Бурдье система неосознаваемых схем восприятии и действия личности называется...

Интересом

Согласно нормативной концепции гражданского общества формирование общественного мнения происходит путем...

Идеологической пропаганды

Группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы и ценности, которой он ориентируется в своем поведении, называется группой.

Референтной

Э. Дюркгейм обосновал парадигму в социологии.

Социоцентрическую

Согласно Г. Спенсеру интеграция общества обеспечивается усложнением системы...

Социального контроля

Для апробации инструментария и методов эмпирического исследования проводят исследование.

Разведывательное

Совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащая непосредственному изучению, называется...

Выборкой

Мюзиклы и блокбастеры в жанре фантастики и детектива являются примером культуры.

Массовой

Диффузии

Кумулятивный социальный процесс накопления позитивных характеристик в обществе называется...

Эволюцией

Реформа

В процессе глобализации происходит распространение установок и ценностей цивилизации по всему миру.

Западной

Согласно классификации Н. Смелзера к нормоориентированным социальным движениям можно отнести движение.

Профсоюзное

Планомерное социальное изменение на основе существующих ценностей общества - это...

Реформа

В процессе глобализации происходит распространение установок и ценностей цивилизации по всему миру.

Западной

Согласно Н. Смелзеру следствием распространения промышленных технологии стало...

Снижение уровня грамотности

Признаками сформировавшегося социального движения являются наличие и четко с формулированных целей.

Иерархическую структуру общества отражает понятие «социальная ».

Стратификация

Стратификация современного российского общества имеет

характер.

Классово-слоевой

Статус сына или дочери - это вид статуса.

Приписанного

Повышение человека в должности - это разновидность

мобильности.

Восходящей

Несовместимость функций, конфликтующие обязанности и требования - это признаки...

Ролевого конфликта

Утрата человеком прежних навыков и манер поведения называется

Де социализацией

Наиболее распространенный в обществе тип личности со средними общепринятыми чертами называется личностью.

Модальной

К функциям гражданского общества относят...

Защиту индивида от государства

Культурными атрибутами общности являются язык, обряды,

традиции, историческая память.

Этнической

Пассивное принятие индивидом групповых норм и мнений называется...

Конформизмом

Совокупность людей, имеющих общий социальный признак и обьединенных совместной деятельностью, называется...

Социальной группой

При включении ребенка в отношения взаимодействия социального крута родителей реализуется функция семьи.

Статусная

Соласно Р. Мертону главным для общества является существование

фундаментальных благодаря которым индивид соблюдает

нормы жизнедеятельности.

Ценностей

Институт обеспечивает управление в разных сферах

Политики

Взаимодействие в форме соперничества, в котором люди заранее обговаривают правила игры, называется...

Конкуренцией

Любое действие индивида, ориентированное на мотивы поведения других людей, называется...

Социальным

Социальные традиции и нравы - это вид...

Социальных норм

Существенный признак массового действия - отсутствие...

Личных контактов

Для апробации инструментария и методов эмпирического исследования проводят исследование.

Разведывательное

Методически ошибочно включать в анкету вопросы.

Многозначные и двусмысленные

Общество имеет такие признаки, как территориальная определенность и наличие...

Общей культуры

Институт обеспечивает управление в разных сферах

общества, безопасность и социальный порядок.

Политики

При включении ребенка в отношения взаимодействия социального крута родителей реализуется функция семьи.

Статусная

Информационное

Согласно У. Беку модернизация порождает новые риски, которые...

Можно предсказать

Планомерное социальное изменение на основе существующих ценностей общества - это...

Реформа

К «новым» социальным движениям относят движение.

Фермерское

Мюзиклы и блокбастеры в жанре фантастики и детектива являются примером культуры.

Массовой

Формирование алфавитов европейских языков на основе латинского алфавита - это пример культурного (-ой) ...

1. Под социальным институтом понимают:

а) объединение людей, создаваемое ими для удовлетворения определенной совокупности личных и общественных потребностей;

б) организационную форму той или иной социальной системы, упорядочивающую совокупность отношений между людьми, образующими ее;

в) учебно-воспитательную организацию, в которой члены общества проходят процесс вторичной социализации и приобщаются к предстоящей в будущем деятельности в рамках формальных организаций;

г) устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере общественной жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов.

2. Понятие «социальный институт» ввел в научный оборот …

а) О. Конт;

б) Г. Спенсер;

в) Э. Дюркгейм;

г) К. Маркс.

3. Процесс упорядочивания статусов и ролей в систему для удовлетворения общественных потребностей называется …

а) урбанизацией;

б) стратификацией;

в) институционализацией;

г) ресоциализацией.

4. Если последствия деятельности социального института препятствуют функционированию другого института, то это явление называется …

а) явной функцией;

б) латентной функцией;

в) девиацией;

г) дисфункцией.

5. Передача социального опыта приходящим в социальный институт новым людям происходит с помощью ________ функции.

а) транслирующей;

б) интегративной;

в) регулятивной;

г) коммуникативной.

6. Социальный институт, в котором объем функций, средства и методы действия регулируются предписаниями законов или иных правовых актов, называется …

а) политическим;

б) формальным;

в) религиозным;

г) неформальным.

7. Репродуктивные функции в обществе осуществляют:

а) политические институты;

б) экономические институты;

в) правовые институты;

г) брачно-семейные институты.

8. В основе выделения нуклеарной семьи лежит критерий …

а) формы брачных отношений;

б) состава семьи;

в) благополучия в семье;

г) функций семьи.



Какая из форм брака преобладает в современных обществах?

а) полиандрия;

б) полигиния;

в) моногамия;

г) групповой брак.

10. Тип семьи, при котором власть распределяется неравномерно в пользу старшего мужчины, называется …

а) эгалитарный;

б) матриархальный;

в) патрилинеальный;

г) патриархальный.

Тема 8. Социология организации и управления

1. Деятельность бюрократии как механизма управления и особого социального слоя служит выражением:

а) целерационального типа социального действия;

б) ценностно-рационального типа социального действия;

в) традиционного типа социального действия;

г) аффективного типа социального действия.

2. По стилю управления выделяют общественные движения …

а) тоталитарные;

б) демократические;

в) консервативные;

г) либеральные.

3. Наиболее выраженное негативное последствие бюрократии в организации и обществе проявляется в том, что …

а) рационально используются ресурсы;

б) повышается производительность управленческого труда;

в) цели общества или организации игнорируются;

г) улучшается культура обслуживания.

4. Компонент организации, который считают самым главным и от которого зависят все составляющие организации, - это …

а) социальные льготы;

б) социальные технологии;

в) цели организации;

г) персонал.

5. Отсутствие вознаграждения за участие и работу в организации характерно для …

а) принудительных организаций;

б) утилитарных организаций;

в) ассоциаций;

г) тотальных институтов.

а) позиция лидера вне группы;

б) члены группы не информируются о перспективных целях;

в) личные инициативы членов группы игнорируются;

г) решение принимается лидером единолично.

7. Если руководитель не вмешивается в действия подчиненных, позволяя им принимать решения и действовать самостоятельно, то он использует ___________ стиль управления.

а) демократический;

г) попустительский.

8. Демократический стиль управления в группе наиболее эффективен при …

а) низкой квалификации работников;

б) большом числе участников группы;

в) выполнении срочной работы;

г) решении творческих задач.

9. В кооперативных организациях преобладают отношения …

а) борьбы;

б) соперничества;

в) вражды;

г) сотрудничества.

В таблице приведены определения некоторых экономических статусов. Укажите в правой графе номера тех родов занятий, которые, по вашему мнению, имеют отношение к ним.

Loading...Loading...