Типы и виды неформальных молодежных объединений. Молодежные неформальные группы в россии

Объединения, о которых ниже пойдет речь, возникают и живут по другим законам, чем те, в которых волей-неволей оказывается молодой человек, будучи членом студенческой группы, трудового коллектива и т.п.

Чаще проблематика неформальных молодежных объединений рассматривается на материале подростковых и юношеских групп, важными функциями которых является удовлетворение потребности в аффилиации, специфическая помощь в самоопределении, в обретении идентичности, в частности через присоединение к некоторому "Мы" в оппозиции к "Они" и т.п. Хорошо известно, что подростки в большинстве своем имеют острую потребность быть членами разного рода групп, главным образом неформальных. Есть ли такая потребность у тех, кто постарше, – у молодых? Какова ее природа? Нельзя сказать, что данная проблема хорошо изучена. Вместе с тем она волнует многих, и интерес этот носит далеко не только академический характер. Но прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению проблемы молодежных объединений, остановимся на тесно связанной с ней теме молодежной культуры (субкультуры).

Летом 1968 г. на улицы Парижа вышли тысячи молодых людей, которые вели себя буйно и страшно напугали не только других жителей французской столицы, но и всю Европу, весь западный мир, тем более что волна подобных акций молодежи прокатилась по многим городам в разных странах. Суть лозунгов, высказываний, деклараций, с которыми вышли демонстранты, сводилась к заявлению о том, что есть такие особые люди – молодежь, которую не устраивают порядки, придуманные и проповедуемые взрослыми, которая хочет жить иначе и намерена перестроить мир по-своему. Молодежь заявила о себе как о представителях особой культуры, или субкультуры, – молодежной. Молодежная субкультура предъявила миру свои представления о том, что важно и что не важно в жизни, новые правила поведения и общения людей, новые музыкальные пристрастия, новую моду, новые идеалы, новый стиль жизни в целом. Можно сказать, молодежь заявила свои права на культурное доминирование.

Понятие "молодежная культура" создано для описания особого типа социального пространства, которое населяют люди, находящиеся в относительно бесправном и зависимом положении. Зависимость молодежи проявляется в том, что она рассматривается "социально зрелыми" взрослыми не как самоценная группа, а лишь как естественный ресурс будущего общества, который надо социализировать, воспитывать и использовать.

Описание молодежи как отдельной социально-возрастной группы началось с работ С. Холла, К. Мангейма и Т. Парсонса, в которых были заложены основы так называемого биополитического конструкта. Зарождение и этапы развития биополитического конструкта молодежи анализирует в своей книге Е. Л. Омельченко . Суть состоит в том, что особенности молодости (понимаемой в данном случае широко, с включением в этот возраст и отрочества) обусловлена столкновением сил природы ("гормональное пробуждение") с "неподвижными" преградами культуры, т.е. социальными институтами, что и определяет необходимость социализации. Эти два обстоятельства – пробужденная сексуальность (биологическая предпосылка) и необходимость поколенческой социализации (политическая предпосылка) – и задают формулу биополитического конструкта.

Эти идеи стали особенно популярны на Западе после Второй мировой войны. Молодежная культура представлялась независимым социальным пространством, в котором люди могут обрести аутентичность, идентичность, тогда как в семье или школе они лишены реальных прав и полностью контролируются взрослыми. Если в доиндустриальных обществах семья полностью выполняла все необходимые функции социальной репродукции (биологическую, экономическую, культурную), то в современных индустриальных обществах семья теряет эти свои традиционные функции, прежде всего в области культуры – образования и профессиональной подготовки молодого человека. Молодежь в таких условиях начинает занимать максимально уязвимую позицию, находясь между двумя ценностными мирами: патриархальными моделями семейной социализации, с одной стороны, и взрослыми ролями, которые заданы рыночной рациональностью и безличной бюрократической структурой, – с другой. Молодость, по Т. Парсонсу, это период "структурированной безответственности", мораторий, вставленный между детством и взрослостью. Такая пространственно- временна́я позиция молодежи в жизненном цикле и приводит к формированию групп сверстников и молодежной культуры, что, в свою очередь, способствует развитию моделей эмоциональной независимости и безопасности, изменению ролевых характеристик первичной (детской) социализации через усвоение принятых в компании сверстников норм, ценностей, техник, моделей поведения и т.п.

Подобные идеи разделялись и разделяются многими учеными, как зарубежными, так и отечественными. Однако эмпирические исследования, проводившиеся в нашей стране, долгое время не выявляли никакой специфической подростковой или молодежной субкультуры. Ярким примером может служить сравнительное исследование моральных норм и регулируемого ими поведения у подростков СССР и США, которое проводилось в начале 1970-х гг. американским психологом У. Бронфенбреннером и сотрудниками лаборатории Л. И. Божович и описано в вышедшей и в США, и у нас его книге . Наши подростки тех лет устойчиво ориентировались на нормы взрослых, в то время как их американские сверстники в своем поведении опирались преимущественно на моральные нормы, правила, ценности, выработанные в их, подростковом, сообществе.

Однако постепенно, с ослаблением патриархальных порядков, снижением социализирующей функции семьи, ростом плюрализма в самых разных сферах общественной жизни и в нашей стране стала возникать молодежная культура и многочисленные подростковые и молодежные группы. И если раньше, в 1950-е гг., неформалами были разве что "стиляги" (наш вариант тех, кого на Западе называли "тедди бойз"), которых нещадно критиковали средства массовой информации, комсомольские и партийные организации, руководители вузов (вплоть до исключения), то постепенно и у нас появились панки, скинхеды, готы и т.п. молодежные группы, противопоставляющие свою культуру культуре большинства (как теперь говорят, мейнстрима).

В новейшей истории России, т.е. в течение последних двухтрех десятилетий, ситуация с молодежными объединениями менялась по меньшей мере трижды.

Бурный всплеск неформального молодежного движения возник в 80-е гг. прошлого века, в эпоху горбачевской перестройки. Тогда сообщество молодых разделилось на комсомольцев, с одной стороны, и неформалов – с другой.

Сам термин "неформалы" был введен в этот период комсомольскими бюрократами для обозначения самоорганизованных молодежных групп, которые ставили себя в оппозицию к формальным структурам – пионерским, комсомольским. Позже этим термином стали обозначать не только молодежные, но вообще всякие движения и организации, возникающие по инициативе "снизу". Впоследствии содержание понятия "неформалы" не раз менялось. Парадокс состоит в том, что термин, введенный "сверху", был воспринят самой молодежью. Сегодня им чаще всего обозначают различные молодежные группы, в первую очередь субкультурные формирования.

Следующий этап – 1990-е гг. Неформальное движение в этот период пошло на спад. Комсомол распался, так что противостоять стало нечему. Молодежные группировки фактически растворились в бандитской или полубандитской среде, стали активно завоевывать клубные и дискотечные пространства в российских городах.

Новые изменения принес новый век. По мнению исследователей современных тенденций в неформальном движении, сегодня представляющие его молодежные объединения характеризуется сложным характером взаимоотношения различных стилевых составляющих. Для современных разношерстных неформалов, так же как и для их предшественников, важно обозначение той силы, которой они противостоят, – это почти обязательное условие формирования соответствующей групповой идентичности. Сегодня место бывших комсомольцев заняли так называемые гопники. Противостояние неформалов (свои, продвинутые) гопникам (чужие, нормальные) и составляет сегодня основное стилевое напряжение в этой области .

Е. Л. Омельченко отмечает, что молодежная культура, как она понималась в середине XX в., ушла со сцены. Она солидарна с американским исследователем Дж. Сибруком в том, что сегодня понять характер молодежных объединений можно, лишь учитывая новый социокультурный контекст . А он заметно изменился в конце XX в.

В настоящее время определяющим фактором является то, что Дж. Сибрук назвал "культура супермаркета". Центральное действующее лицо в этой культуре – постоянно конструируемый с помощью коммерческих сетей подросток потребляющий. Ядром, центром культуры супермаркета становится мейнстрим, а индивидуальность занимает периферийные позиции. Культурная власть переходит от индивидуальных вкусов к авторитету рынка, и ключевой фигурой этого рынка становится подросток, вообще молодой человек, знающий, что будет модно завтра .

В качестве главной тенденции последних лет Е. Л. Омельченко называет формирование новой "комнатной культуры" молодежи. Когда-то молодежь вышла на улицы, породив представление о молодежи как особой социальной группе и особой социальной проблеме. Сегодня молодежь, молодежность становится брендом, который присваивается все новыми сегментами потребительского рынка. Высказывается следующая гипотеза: современная молодежь социализируется не столько через разного рода группы сверстников, а в рамках глобальных имиджей. В этой ситуации глобализация порождает новый тип социальной дифференциации – разрыв между теми, кто хорошо знаком с технологическими новшествами, и теми, кто не имеет к ним полного доступа.

Когда ни молодежные объединения, ни дружеские компании, ни тем более социальные институты не позволяют обрести собственную идентичность, самым важным для современного молодого человека становится наличие защищенного личного пространства. Таковым оказывается своя комната почти обязательно со своим компьютером.

Итак, молодежная культура в последнее время все больше превращается в часть общей потребительской культуры. Даже тогда, когда молодежь начинает создавать что-то свое, ее рано или поздно настигает массовая молодежная индустрия. Происходит перерождение молодежной культуры в ее коммерческую форму. Западные ученые все чаще говорят об этом, как о форме "коллективного исчезновения" или даже "смерти молодежной культуры". На смену классическим молодежным субкультурам, расцветшим во второй половине XX в., пришла так называемая рейв-культура, в основе которой – откровенно гедонистическое, нацеленное на сиюминутное удовольствие отношение к жизни, способствующее растворению молодежи в доминирующей массовой культуре.

Походы по магазинам (шопинг) для значительной части молодежи становятся формой культурной активности, восполняющий недостаток коллективизма. Поиск идентичности в таком случае идет не путем ролевого экспериментирования в разных группах сверстников, как это было некоторое время назад, а путем поиска своего стиля в якобы совершенно свободном выборе товаров. Правда, эта свобода доступна не всем и не в равной мере, поэтому для многих она превращается в источник негативных эмоций, в войну за то, чтобы поддерживать свой стиль, не стать аутсайдером. Как отмечает Е. Л. Омельченко, особую остроту и важность эта потребительская борьба имеет для российской молодежи, растущей по большей части в бедных или не очень состоятельных семьях Омельченко Е. Смерть молодежной культуры и рождение стиля "молодежный".

Существует ряд молодёжных общественных организаций позитивной направленности. Все они имеют большие воспитательные возможности, но в последнее время резко возросло число неформальных молодёжных объединений самой различной ориентации (политической, экономической, идеологической, культурологической); среди них немало структур с ярко выраженной антисоциальной направленностью.

За последние годы в нашу речь влетело и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово «неформалы». Пожалуй, именно в нем аккумулируются ныне подавляющее большинство так называемых молодежных проблем. Неформалы - это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.

Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп - соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий. Они очень разные - ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.

На основании психолого-педагогических критериев подростковые неформальные формирования можно условно разделить на музыкальные, спортивные, философствующие, политические :

Музыкальные неформальные молодёжные организации.

Главная цель таких молодежных организаций - прослушивание, изучение и распространение любимой музыки.

Среди «музыкальных» неформалов наиболее известна такая организация молодых людей как металлисты. Это группы, объединенные общим интересом к прослушиванию музыки в стиле рок (так же имеют название «Хэви металл»). Самыми распространёнными группами, играющие рок-музыку, являются «Кисс», «Айрон Мейден», «Металлика», «Скорпионз», и отечественные - «Ария» и т.д. В тяжелом металлическом роке присутствуют: жесткий ритм ударных инструментов, колоссальная мощность усилителей и выделяющиеся на этом фоне сольные импровизации исполнителей.

Другая наиболее известная молодёжная организация пытается сочетать музыку с танцами. Это направление носит название брейкеры (от англ. break-dance - особый вид танца, включающий разнообразные спортивно-акробатические элементы, которые постоянно сменяют друг друга, прерывая начавшееся было движение). Есть и другое толкование - в одном из значений брейк означает «изломанный танец» или «танец на мостовой». Неформалы этого течения объединены самозабвенной страстью к танцам, стремление их пропагандировать и демонстрировать буквально в любой ситуации.

Политикой эти ребята практически не интересуются, их рассуждения о социальных проблемах носит поверхностный характер. Стараются поддерживать хорошую спортивную форму, придерживаются очень строгих правил: не употреблять алкоголь, наркотики, отрицательно относятся к курению.

В тот же раздел попадают и битломаны - течение, в рядах которого когда-то стаяли многие и родителей и учителей нынешних подростков. Их объединяет любовь к ансамблю «Битлз», его песням и наиболее известным его участникам - Полу Маккартни и Джону Ленону.

Неформалы в спорте.

Ведущие представители данного течения - знаменитые футбольные фанаты. Проявив себя как массовое организованное движение, спартаковские болельщики 1977 года стали основоположниками неформального течения, которое ныне распространенно и вокруг других футбольных команд, и вокруг иных видов спорта. Сегодня в целом это достаточно хорошо организованные группировки, отличающиеся серьезной внутренней дисциплиной. Входящие в них подростки, как правило, хорошо разбираются в спорте, в истории футбола, во многих его тонкостях. Их лидеры решительно осуждают противоправное поведение, выступают против пьянства, наркотиков и других негативных явлений, хотя в среде фанатов подобные вещи встречаются. Бывают и случаи группового хулиганства со стороны фанатов, и скрытый вандализм. Вооружены эти неформалы довольно воинственно: деревянные палки, металлические пруты, резиновые дубинки, металлические цепи и т.д.

Внешне фанатов легко различить. Спортивные шапочки цветов любимых команд, джинсы или спортивные костюмы, футболки с эмблемами «своих» клубов, кроссовки, длинные шарфы, значки, самодельные плакаты с пожеланиями успехов тем, за кого они болеют. Они легко отличаются друг от друга по этим аксессуарам, собираясь перед стадионом, где обмениваются информацией, новостями о спорте, определяют сигналы, по которым будут скандировать лозунги в поддержку своей команды, разрабатывают планы других действий.

Близки к спортивным неформалам по целому ряду признаков и те, кто сами именуют себя «ночными всадниками». Их называют рокеры. Рокеров объединяют любовь к технике и антиобщественное поведение. Их обязательные атрибуты - мотоцикл без глушителя и специфическая экипировка: разрисованные шлемы, кожаные куртки, очки, металлические заклепки, молнии. Рокеры часто становились причиной дорожно-транспортных происшествий, в ходе которых были жертвы. Отношение к ним общественного мнения почти однозначно негативное.

Философствующие неформальные группировки.

Интерес к философии - один из весьма распространенных в неформальной среде. Наверное, это естественно: именно желание понять, осмыслить себя и свое место в окружающем мире выводит его за рамки устоявшихся представлений, и толкают к чему-то иному, подчас альтернативному по отношению к господствующей философской схеме.

Выделяются среди них хиппи. Внешне их узнают по неряшливой одежде, длинным непричёсанным волосам, определенной атрибутике: обязательные голубые джинсы, вышитые рубашки, майки с надписями и символикой, амулеты, браслеты, цепочки, иногда крестики. Символом хиппи на долгие годы стал ансамбль «Битлз» и особенно его песня «Земляничные поляны навсегда». Взгляды хиппи заключаются в том, что человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне, даже в ситуациях внешнего ограничения и закабаления. Раскрепоститься в душе - вот квинтэссенция их взглядов. Они считают, что человек должен стремиться к миру и свободной любви. Хиппи считают себя романтиками, живущими естественной жизнью и презирающими условности «добропорядочной жизни мещан». Стремясь к полной свободе, они склонны к своеобразному бегству от жизни, уклонению от многих социальных обязанностей. Хиппи используют медитацию, мистицизм, наркотики как средства, позволяющие добиться «открытия самого себя».

Основными принципами идеологии хиппи стала свобода человека. Достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души; освобождению души способствуют наркотики; поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность.

Политические неформальные организации.

В данную группу неформальных молодёжных организаций относятся объединения людей, которые имеют активную политическую позицию и выступают на различных митингах, участвуют и проводят агитацию.

Среди политически активных молодёжных группировок выделяются пацифисты, скинхеды и панки.

Пацифисты одобряют борьбу за мир; против угрозы войны, требуют создания особых отношений между властью и молодежью.

Скинхеды - агрессивное течение неформальных молодежных организаций. Они считают себя истинными патриотами родины, ведут непримиримую войну с людьми другой расы, устраивают погромы. Скинхеды носят черную одежду, кованые армейские ботинки с белой шнуровкой, нацистские символики, коротко стригут волосы.

В настоящее время в России действует около 300 неформальных организаций общей численностью около 3 миллионов человек. По данным Генпрокуратуры, из них около 200 объединений экстремистского характера численностью до 10 тысяч человек. Основную массу из их участников составляют молодые люди в возрасте от 16 до 25 лет, учащиеся средних профессиональных и высших учебных заведений.

Существует ряд молодёжных общественных организаций позитивной направленности. Все они имеют большие воспитательные возможности, но в последнее время резко возросло число неформальных детских и молодёжных объединений самой различной ориентации (политической, экономической, идеологической, культурологической); среди них немало структур с ярко выраженной антисоциальной направленностью.

За последние годы в нашу речь влетело и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово «неформалы». Пожалуй, именно в нем аккумулируются ныне подавляющее большинство так называемых молодежных проблем.

Неформалы - это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.

Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп - соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.

Они очень разные - ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.

Существуют некоторые классификации молодёжных организаций по направлениям их деятельности, мировоззрения.

Музыкальные неформальные молодёжные организации.

Главная цель таких молодёжных организаций - прослушивание, изучение и распространение любимой музыки.

Среди «музыкальных» неформалов наиболее известна такая организация молодых людей как металлисты. Это группы, объединенные общим интересом к прослушиванию музыки в стиле рок (так же имеют название «Хэви металл»). Самыми распространёнными группами, играющие рок-музыку, являются «Кисс», «Металлика», «Скорпионз», и отечественные - «Ария» и т.д. В тяжелом металлическом роке присутствуют: жесткий ритм ударных инструментов, колоссальная мощность усилителей и выделяющиеся на этом фоне сольные импровизации исполнителей.

Другая наиболее известная молодёжная организация пытается сочетать музыку с танцами. Это направление носит название брейкеры (от англ.break-dance- особый вид танца, включающий разнообразные спортивно- акробатические элементы, которые постоянно сменяют друг друга, прерывая начавшееся было движение). Есть и другое толкование-в одном из значений брейк означает “изломанный танец” или “танец на мостовой”.

Неформалы этого течения объединены самозабвенной страстью к танцам, стремление их пропагандировать и демонстрировать буквально в любой ситуации.

Политикой эти ребята практически не интересуются, их рассуждения о социальных проблемах носит поверхностный характер. Стараются поддерживать хорошую спортивную форму, придерживаются очень строгих правил: не употреблять алкоголь, наркотики, отрицательно относятся к курению.

В тот же раздел попадают и битломаны -течение, в рядах которого когда-то стаяли многие и родителей и учителей нынешних подростков. Их объединяет любовь к ансамблю «Битлз», его песням и наиболее известным его участникам - Полу Маккартни и Джону Ленону.

Неформальные организации в спорте.

Ведущие представители данного течения - знаменитые футбольные фанаты. Проявив себя как массовое организованное движение, спартаковские болельщики 1977 года стали основоположниками неформального течения, которое ныне распространенно и вокруг других футбольных команд, и вокруг иных видов спорта. Сегодня в целом это достаточно хорошо организованные группировки, отличающиеся серьезной внутренней дисциплиной. Входящие в них подростки, как правило, хорошо разбираются в спорте, в истории футбола, во многих его тонкостях. Их лидеры решительно осуждают противоправное поведение, выступают против пьянства, наркотиков и других негативных явлений, хотя в среде фанатов подобные вещи встречаются. Бывают и случаи группового хулиганства со стороны фанатов, и скрытый вандализм. Вооружены эти неформалы довольно воинственно: деревянные палки, металлические пруты, резиновые дубинки, металлические цепи и т.д.

Внешне фанатов легко различить. Спортивные шапочки цветов любимых команд, джинсы или спортивные костюмы, футболки с эмблемами “своих” клубов, кроссовки, длинные шарфы, значки, самодельные плакаты с пожеланиями успехов тем, за кого они болеют. Они легко отличаются друг от друга по этим аксессуарам, собираясь перед стадионом, где обмениваются информацией, новостями о спорте, определяют сигналы, по которым будут скандировать лозунги в поддержку своей команды, разрабатывают планы других действий.

Близки к спортивным неформалам по целому ряду признаков и те, кто сами именуют себя «ночными всадниками». Их называют рокеры. Рокеров объединяют любовь к технике и антиобщественное поведение. Их обязательные атрибуты - мотоцикл без глушителя и специфическая экипировка: разрисованные шлемы, кожаные куртки, очки, металлические заклепки, молнии. Рокеры часто становились причиной дорожно- транспортных происшествий, в ходе которых были жертвы. Отношение к ним общественного мнения почти однозначно негативное.

Философствующие неформальные организации.

Интерес к философии - один из весьма распространенных в неформальной среде. Наверное, это естественно: именно желание понять, осмыслить себя и свое место в окружающем мире выводит его за рамки устоявшихся представлений, и толкают к чему-то иному, подчас альтернативному по отношению к господствующей философской схеме.

Выделяются среди них хиппи. Внешне их узнают по неряшливой одежде, длинным непричёсанным волосам, определенной атрибутике: обязательные голубые джинсы, вышитые рубашки, майки с надписями и символикой, амулеты, браслеты, цепочки, иногда-крестики. Символом хиппи на долгие годы стал ансамбль “Битлз” и особенно его песня “Земляничные поляны навсегда”. Взгляды хиппи заключаются в том, что человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне, даже в ситуациях внешнего ограничения и закабаления. Раскрепоститься в душе - вот квинтэссенция их взглядов. Они считают, что человек должен стремиться к миру и свободной любви. Хиппи считают себя романтиками, живущими естественной жизнью и презирающими условности «добропорядочной жизни мещан».

Стремясь к полной свободе, они склонны к своеобразному бегству от жизни, уклонению от многих социальных обязанностей. Хиппи используют медитацию, мистицизм, наркотики как средства, позволяющие добиться «открытия самого себя».

Новое поколение тех, кто разделяет философские поиски хиппи, часто именует себя “системой” (системные ребята, пиплз, пиплы). “Система” - это не имеющая чёткой структуры неформальная организация, в которую входят люди, разделяющие цели “обновления человеческих отношений” через добро, терпимость, любовь к ближнему.

Хиппи делятся на «старую волну» и «пионеров». Если старые хиппи (их ещё называют олдовые) в основном проповедовали идеи социальной пассивности и невмешательства в общественные дела, то новое поколение склонно к достаточно активной социальной деятельности. Внешне они стараются иметь «христианский» облик, походить на Христа: ходят по улицам босиком, носят очень длинные волосы, подолгу не бывают дома, ночуют под открытым небом. Основными принципами идеологии хиппи стала свобода человека.

Достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души; освобождению души способствуют наркотики; поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность. Красота и свобода тождественны, их реализация -чисто духовная проблема; все, кто разделяет сказанное, образует духовное сообщество; духовное сообщество-идеальная форма общежития. Помимо христианских идей. Среди «философствующих» неформалов распространены также буддистские, даосистские и иные древневосточные религиозно - философские учения.

Политические неформальные организации.

В данную группу неформальных молодёжных организаций относятся объединения людей, которые имеют активную политическую позицию и выступают на различных митингах, участвуют и проводят агитацию.

Среди политически активных молодёжных группировок выделяются пацифисты, нацисты (или скинхэды), панки и другие.

Пацифисты: одобряют борьбу за мир; против угрозы войны, требуют создания особых отношений между властью и молодежью.

Панки - относятся достаточно экстремистскому течению среди неформалов, имеющих вполне определённую политическую окраску. По возрасту панки-преимущественно старшие подростки. В качестве лидера выступают парни. Желание панка любым путём привлечь к себе внимание окружающих людей, как правило, приводит его к эпатажу, вычурному и скандальному поведению. Они используют шокирующие предметы в качестве украшений. Это могут быть цепочки, булавки, лезвие бритвы.

Панки делятся на «левых» и «правых» и пропагандируют цели «протеста против существующих меркантильных отношений в обществе».

Неофашисты (скинхэды).

В 20-30-х годах 20 века в Германии появилось то, что погубило миллионы людей, то, что заставляет вздрагивать нынешних жителей

Германии и извиняться за грехи предков перед целыми народами. Имя этому чудовищу - фашизм, названный историей «коричневой чумой». Случившееся в 30-40-е годы настолько чудовищно и трагично, что некоторым из молодых людей иногда даже трудно поверить в то, что им рассказывают жившие в те годы.

Прошло более 50-ти лет, и история сделала свой новый виток, и настало время повторения ее. Во многих странах мира появляются молодежные организации фашистского толка или, так называемые, неофашисты.

«Скинхэды» родились в середине 60-х годов как реакция определенной части рабочего класса Великобритании на хиппи и рокеров-мотоциклистов.

Тогда им пришлась по душе традиционная рабочая одежда, которую трудно было порвать в драке: черные фетровые куртки и джинсы. Они коротко стригли волосы, чтобы не мешали в потасовках. К 1972 г. мода на «скинхэдов» пошла на убыль, но неожиданно возродилась спустя 4 года. Новый виток развития этого движения был обозначен уже бритыми наголо головами, армейскими ботинками и нацистской символикой. Английские «бритоголовые» стали чаще вступать в драки с полицией, фанатами футбольных клубов, такими же «скинхэдами», студентами, гомосексуалистами, иммигрантами. В 1980 г. «Национальный фронт» проник в их ряды, привнеся в их движение неонацистскую теорию, идеологию, антисемитизм, расизм и т.д. На улицах появились толпы «скинхэдов» с татуированной свастикой на лицах, скандирующие «Зиг, хайль!» С 70-х годов осталась неизменной униформа «скинов»: черные и зеленые куртки, футболки националистического характера, джинсы на подтяжках, армейский ремень с железной пряжкой, тяжелые армейские ботинки (типа “GRINDERS” или “Dr.MARTENS”).

Практически во всех странах мира «скины» предпочитают заброшенные места. Там «бритоголовые» встречаются, принимают новых сочувствующих в ряды своей организации, проникаются националистическими идеями, слушают музыку. Об основах учения «скинов» говорят и надписи, весьма обычные в местах их обитания:

Россия - для русских! Москва - для москвичей!

Adolph Hitler. Mein Kampf.

У «скинов» есть четкая иерархия. Существует «низший» эшелон и «высший» - продвинутые «скины», имеющие отличное образование. «Непродвинутые скины» это в основном подростки 16-19 лет. Любой из прохожих может быть избит ими до полусмерти. Повод к драке не нужен.

Несколько иначе обстоит дело с «продвинутыми скинхэдами», которые также зовутся «правыми». Прежде всего, это не просто распоясавшаяся молодежь, которой нечем заняться. Это своеобразная «скинхэдовская» элита - люди начитанные, образованные и взрослые. Средний возраст «правых скинов» от 22 до 30 лет. В их кругах постоянно муссируются мысли о чистоте русской нации. В тридцатых годах такие же идеи двигал с трибуны Геббельс, но только речь шла об арийцах.

Функции молодежных организаций.

Разговор о неформальном движении молодежи будет не полон, если не коснуться вопроса о том, какие функции выполняют самодеятельные объединения в развитии общества.

Прежде всего, сам слой «неформальности» как не зарегулированной общественной активности никогда не исчезнут с горизонтов развития человеческого сообщества. Общественный организм нуждается в своего рода живительной подпитке, которая не позволяет социальной ткани иссушаться и становится для человека непроницаемым, обездвиживающим футляром.

Правильно оценивать состояние неформального движения молодёжи как своего рода социальную симптоматику, помогающую поставить диагноз всему общественному организму. Тогда реальная картина современной, как и ушедшей в прошлое общественной жизни будет, определятся не только по процентам выполнения производственных заданий, но и потому, сколько детей брошено родителями, сколько лежит в больнице, совершают правонарушений.

Именно в пространстве неформального общения возможен первичный, самостоятельный выбор подростком своего социального окружения и партнёра. А привитие культуры этого выбора возможно лишь в условиях терпимости взрослых. Нетерпимость, склонность к разоблачениям и морализаторство примитивизируют молодёжную среду, провоцируют подростков к протестным реакциям, часто с непрогнозируемыми последствиями.

Важнейшая функция молодёжного движения - стимулирование прорастания социальной ткани на окраинах общественного организма.

Молодёжные инициативы становятся проводником общественной энергии между местными, региональными, поколенческими и т.п. зонами общественной жизни и её центром - основными социально- экономическими и политическими структурами.

Влияние молодёжных группировок на личность подростка.

Многие из неформалов - люди весьма неординарные, талантливые. Они проводят на улице дни и ночи напролет, не зная, зачем. Этих молодых людей никто не организовывает, не заставляет приезжать сюда. Они стекаются сами - все очень разные, и в тоже время чем- то неуловимо похожие. Многим из них, молодым и полным сил, часто хочется выть по ночам от тоски и одиночества. Многие из них лишены веры, во что бы то ни было и оттого мучаются собственной ненужностью. И, пытаясь разобраться в себе, отправляются на поиски смысла жизни и приключений в неформальные молодежные объединения.

Ради чего они стали неформалами? ј - т.к. деятельность официальных организаций в сфере досуга неинтересна.1/5 - т.к. официальные учреждения не помогают в их интересах. 7% - т.к. их увлечения не одобряются обществом.

Принято считать, что главное для подростков в неформальных группировках - возможность отдохнуть, провести свободное время. С социологической точки зрения это неправильно: «балдежь» стоит на одном из последних мест в перечне того, что привлекает молодежь в неформальные объединения, - об этом говорит лишь чуть более 7%. Около 15% находят в неформальной среде возможность общаться с близкими себе по духу людьми. Для 11% самое главное - условия для развития своих способностей, возникающие в неформальных группировках.

Виды и структура культуры

Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, то есть система ценностей и правил поведения...

Влияние политической обстановки в стране на формирование молодежной субкультуры

Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах...

Голливуд - фабрика грез

Миф об «обществе равных возможностей», на который работает и Голливуд, превратился его в своего рода «субкультуру»: влияние Голливуда становится все ощутим ее, оно выходит даже за пределы американского общества...

Имиджевые манифестации молодежной субкультуры

Субкультура - это культура группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Под субкультурой понимается система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей...

Исследование "аниме" как социально-культурного феномена

Рассмотрев основные культурные характеристики сообщества анимешников надо сделать непростой вывод: является ли оно своеобразной субкультурой в рамках современной культуры постмодерна? Прежде всего...

Культурология как продукт современной культуры

культурология субкультура массовая элитарная общество Субкультура с точки зрения культурологии же субкультура - это такие объединения людей, которые не противоречат традиционным ценностям культуры, а дополняют ее...

Молодежная культура и субкультура

В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура - это подкультура или культура в культуре...

Молодежная субкультура

Молодежная субкультура

Молодежные стили в моде 60-х

В 1960-е гг. начали выходить специализированные журналы для тинейджеров и молодежи: в Британии "Petticoat" (имевший подзаголовок "Новая молодая женщина") и "Honey"...

Молодежные субкультуры

Субкультура -- (лат. sub -- под и cultura -- культура) система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультура (подкультура) -- понятие, характеризующее культуру группы или класса...

Молодежные субкультуры и мода

Начнем с истории термина. В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством...

Субкультуры

Субкультура (лат. Sub - под и cultura - культура; подкультура) - часть общества, которая отличается от преобладающей культуры своей собственной культурой, а также социальные группы, являющиеся носителями этой культуры. Г.В.Осипов. Социология. М. 2008. С...

Субкультуры: типология, признаки, виды

Само понятие "субкультура" сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства, ставшей особенно очевидной в урбанизированном обществе. Прежде под "культурою" понималась господствующая этическая, эстетическая...

Феномен готики в истории культуры: традиционный и современный аспект

В современном обществе уже нет того однообразия, которое наблюдалось еще лет 20 назад. Сейчас мы повсеместно наблюдаем молодых людей, стиль которых не вписывается в привычные представления о внешнем виде современного молодого человека...

Отдельного разговора заслуживает проблема неформальных молодежных движений и организаций. Представленный здесь спектр объединений настолько широк, что любые попытки их типологизации наталкиваются на ряд объективных трудностей. Во-первых, это отсутствие (полное или частичное) формальных организационных признаков, что серьезно усложняет процесс их локализации в социуме. Во-вторых, высокая степень подвижности и мобильности неформальных молодежных движений, спонтанность их деятельности. В-третьих, размытость границ между различными неформальными объединениями молодежи. Можно ли на основе этого сделать вывод об отсутствии неформального движения как реально существующего и значимого явления социальной жизни современного российского социума? По существу такое утверждение будет неоправданным. Ведь большинство неформальных движений существует в виде контркультурных проявлений, а наличие этих тенденций в молодежной среде социологами не оспаривается.

Молодежные неформальные движения действительно крайне разнообразны, так же как разнообразны и проблемы, интересы, потребности, объединяющие молодежь в те или иные неформальные группы и направления начиная от музыкальных (металлисты, рокеры) и заканчивая молодежными дворовыми и преступными группировками. Каждая из таких групп или течений имеет внешние отличительные признаки, свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.

Несмотря на свою явную неоднородность, неформальные молодежные движения имеют ряд общих черт:

    возникновение на базе стихийного общения;

    самоорганизация и независимость от официальных структур;

    обязательные для участников (отличные от типичных) модели поведения, направленные на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизнедеятельности потребностей;

    относительная устойчивость, высокий уровень включения индивида в функционирование неформальной общности;

    атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.

В социологической науке существует несколько подходов к типологизации неформальных молодежных движений. Первый вид классификации предполагает выделение неформальных групп молодежи, основываясь на направлениях их деятельности. В этом случае говорят о движениях, деятельность которых в содержательном плане характеризуется как политическая ; поддерживающая социальные ценности (забота об историческом и культурном наследии); направлена на помощь людям и социальным группам; субкультурно-досуговая ; контркультурная ; агрессивно-гегемонистская (установление и поддержание господства на определенной территории).

Второй вид классификации предполагает выделение групп, объединений, деятельность которых ориентирована однозначно позитивно с точки зрения целей и ценностей общества; имеют колеблющуюся ориентацию; направлена на альтернативный образ жизни; ориентирована негативно (антисоциально).

Остановимся более подробно на одной из немногочисленных попыток типологизации молодежных неформальных движений, предпринятой в конце 80-х годов ХХ века Д.В. Ольшанским. 1 Взяв в качестве критерия типологизации ведущую деятельность той или иной группировки, Д.В. Ольшанский выделил следующие типы неформальных молодежных движений.

Музыкальные неформалы , главной целью которых является прослушивание, изучение, распространение любимой музыки. Наиболее известными из них являются металлисты, брейкеры, битломаны, волнисты. Все эти течения объединяет негативное отношение к фарцовщикам, спекулянтам, нацистам.

Спортивные неформальные молодежные организации . Ведущие позиции здесь занимают фанаты. На данный момент они представляют собой достаточно организованную группу. Их поведение кране вариативно: от помощи милиции в поддержании порядка во время футбольных матчей, до организации жесткого (зачастую силового) отпора как иным молодежным группировкам, так и органам безопасности. Во время массовых беспорядков могут проявлять изрядную жестокость, используя как подручные средства, так и самодеятельные заготовки (кастеты, металлические цепи, серпантины, плетки со свинцовыми наконечниками).

В начале 1990-х годов в крупных мегаполисах получили распространение «ночные всадники» (организация ночных мотогонщиков). Их отличала любовь к технике и антиобщественному поведению, наличие формальных требований к возможным кандидатам и «вступительных экзаменов».

Неформалы – «правоохранители» . К ним относятся такие молодежные группировки как любера, фураги, куфаечники, стригуны. Их объединяло нелюбовь ко всему западному, крайняя агрессия по отношению к лицам «нерусской» национальности. С целью создания и поддержания воображаемого порядка, борьбы за чистоту и нравственность зачастую прибегали к антисоциальным и противоправным действиям.

Философствующие неформалы отличались интересом к изучению и осмыслению различных направлений философской мысли. Данный спектр молодежных движений крайне широк и представлен различными направлениями от юных марксистов и бухаринцев, до всевозможных религиозных объединений. Агрессивность сознания и противоправные (преступные) действия в этой среде были достаточно редким явлением. Равно как большинству представителей этого направления был свойственен пацифизм во взглядах и действиях.

«Политические неформалы» . Как социальное явление появились лишь в конце 1980-х годов. Ведущие позиции здесь занимали объединения патриотического и крайне правого толка. Наибольшую известность получили такие движения как «Память», «Родина», «Русь».

Меньшую известность среди всех молодежных неформальных движений получили экологические . Они носили локальный и неорганизованный характер, не имели броских отличительных признаков, привлекающих внимание и вызывающих ажиотаж.

Особое место среди молодежных неформальных движений занимают молодежные группировки или, следуя терминологии В.Д. Ольшанского – экстремистские группировки . Термин «группировка» или «шайка» впервые появился в Америке для обозначения групп делинквентной (преступной) молодежи. Многие годы молодежные группировки считались сугубо американским феноменом. Их изучение в российской социологии стало осуществляться лишь с конца 80-х годов ХХ столетия. Следует оговориться, что к молодежным группировкам не относятся такие разновидности территориальных подростково-молодежных сообществ как дворовые компании. Признаком последних является направленность на совместное проведение досуга, тогда как уличным группировкам присущи делинквентность и насильственный характер действий.

Заметим, что российские молодежные группировки значительно отличаются от американских и европейских. Во-первых, их легко отличить от других подростковых микрокультур прежде всего по их территориальной привязанности и высокой делинквентной активности. Во-вторых, молодежные группировки в России этнически гетерогенны. В-третьих, можно говорить о связи существующей между российскими молодежными группировками и организованной преступностью. Зачастую молодежь из уличных группировок становится резервом организованных преступных групп.

Что же становится причиной объединения молодежи в неформальные группировки? Почему и ради чего молодые люди стали неформалами? Здесь ценный материал дают исследования, проводимые в неформальной молодежной среде в начале 1990-х годов. Так, четверть неформалов заявляли, что их не устраивает деятельность государственных организаций в сфере досуга. Еще пятая часть считают, что официальные организации не помогают им в реализации своих увлечений. Еще около 7% респондентов не удовлетворены тем, что их интересы не одобряются окружающими. Итак, значительная часть (более половины) неформалов вступает на этот путь из-за недовольства официальной системой, не удовлетворяющей интересы молодежи в досуговой сфере. Получается, что мы сами являемся творцами и организаторами этого явления.

К сожалению, в современной отечественной социологии эмпирическому изучению неформальной молодежной среды уделяется незначительное внимание. Но те эпизодические исследования, которые с начала 1990-х годов и по настоящее время проводят различные авторские коллективы, позволяют развеять ряд мифов, сложившихся вокруг молодежных неформальных объединений раннее.

Миф первый . Долгое время было принято считать, что основным мотивом возникновения неформальных объединений молодежи является желание последних отдохнуть и с удовольствием провести свободное время. Однако еще в начале 1990-х годов проводимые исследования убедительно доказали, что этот мотив среди всех остальных стоит на последнем месте – 2%. Около 15% юношей находят в неформальной среде возможность общаться с близкими себе по духу людьми. Для 11% самое главное – наличие условий для развития своих способностей.

Миф второй . Не соответствует действительности и то расхожее мнение, согласно которому неформальные группы по своей природе не устойчивы. Как показывают результаты исследований, даже молодежные уличные группировки, отличающиеся крайней мобильностью, существуют не менее года. 1 Ряд неформальных групп может существовать более 3 – 5 лет.

Миф третий . Не подтвердилось и предположение о том, что неформалами становятся под влиянием сильного лидера. Личность лидера приобщает к группе лишь 2,6% респондентов. Скорее наоборот: привлекает толпа, масса себе подобных, в которой можно избавиться от страха одиночества.

Здесь прослеживаются некоторые общие черты, роднящие неформальные молодежные движения с толпой как видом социальной общности. Причем только на этом сходство не заканчивается. Так, в неформальных движениях действует тот же механизм заражения и подражания , описанный еще в XIX веке Тардом и Лебоном. Присутствует стадный инстинкт с непременным атрибутом наличия конкурентов, оппонентов, недоброжелателей и даже врагов , причем ими могут стать кто угодно. Тут действует все та же потребность выделиться и обособиться . Не менее важной особенностью неформальных движений являются завышенные притязания . Однако все это не дает нам права ставить знак равенства между толпой и неформалами. Последних ко всему прочему отличает стремление быть самими собой . Личные качества в неформальном коллективе не только не растворяются в массе, но даже усиливаются, становясь одним из способов проявления индивидуальности как в микро, так и в макросоциуме. Скажем, хотите раз и навсегда решить проблему металлистов? Нет ничего проще: давайте объявим весь этот излюбленный ими образ обязательной школьной формой – и их мигом не станет. Другое дело, что место старых атрибутов займут новые, настолько же эпатажные символические элементы. Ведь дело не в форме, а лежащих за внешним видом социально-психологических механизмах неформального поведения.

Таким образом, природа молодежной неформальности складывается из трех составляющих. Первый уровень составляет биология определенного возраста, включая природные склонности к поведению определенного типа. Мало признавать биосоциальную сущность человека – биологию молодежи надо просто знать и вникать в поведенческие механизмы. Вторая составляющая – психология, отражающая условия социальной жизни и их преломление в сознании молодежи. Наконец, третий слой – социология неформальности. Он включает знание неформального общественного мнения, мнения, которое сплачивает молодежь, объединяет ее, придает ей характеристики социального движения.

Однако анализ молодежи в качестве субъекта общественной жизни будет не полным без определения ее места и роли в политической жизни общества.

Вопросы для самоконтроля

    Какой смысл социологи вкладывают в понятие социализация?

    Большинство исследователей признает, что социализация начинается с рождения человека? Какие еще точки зрения относительно этой проблемы Вам знакомы?

    Какие этапы процесса социализации принято выделять в науке?

    Условно механизмы социализации принято делить на социально-психологические и социально-педагогические. Какие механизмы относятся к первой группе?

    Объясните, какие факторы повлияли на процесс становления современного молодежного движения?

    Чем процесс институционализации молодежных движений в 1990-е годы отличался от аналогичного в начале ХХIвека?

    Каковы специфические черты неформальных молодежных объединений?

    Какие подходы к типологии неформальных молодежных движений существуют в науке?

Темы для рефератов и сообщений

    Социализация: понятие, сущность, этапы.

    Роль молодежных организаций в процессе социализации подрастающего поколения.

    Молодежные движения на Западе во второй половине ХХ века.

    Проблемы становления и развития молодежных движений в современной России.

    Неформальные молодежные организации и движения в России.

Литература

Андреенкова В. П. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. - М., 1970.

Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др . Социология молодежи: Учебное пособие. – Ростов–н/Д.: Феникс, 2001. – 576 с.

Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования, 2000. - № 3.

Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования, 2003. - № 1.

Копцева О.А. Детские общественные организации и социальное творчество учащихся // Социологические исследования, 2005. - № 2.

Мерлин В. С. Становление индивидуальности и социализация индивидуума // Проблемы личности. - М., 1970.

Молодежное движение в России. Документы федеральных органов Российской Федерации и программные документы молодежных объединений. – М., 1995.

Молодежь России: тенденции и перспективы / Под ред. И.М. Ильинского. – М., 1993.

Мудрик А.В. Социализация человека: Учебное пособие. – М.: Академия, 2004. – 304 с.

Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. – М., 1990. – 192 с.

Салагаев А.Л., Шашкин А.В. Молодежные группировки – опыт пилотажного исследования // Социологические исследования, 2004. - № 9.

Сергейчик С.И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи // Социологические исследования, 2002. - № 7.

Социология молодежи: учебник / под ред. В.Н. Кузнецова. – М., 2007. – 335 с.

Социология молодежи: Учебник / Под ред. Т.В. Лисовского. – СПб., 1996. - 460 с.

Loading...Loading...