Цыгане восточной европы. История цыган Западной Европы (XV-XIXв.в.) Н.Бессонов Румыния и Болгария - самые «цыганские» страны Европы

Считается, что цыгане - дальние потомки иммигрантов из Индии, впервые появившихся в Европе в VII веке, и более массово населивших ее в XIV веке. Цыгане, они же ромы, что в переводе с хинди значит “люди”. Кочевой образ жизни, который они, как правило, ведут, издавна вызывает неприязнь у тех, кто оказался их временными соседями.

Интересную схему миграции во Францию и депортации обратно придумали они недавно. Цыгане чаще всего въезжают в страну на машине, и поэтому в их документах нет никаких отметок о пересечении границы. Остается верить на слово. Высылка цыган происходит на добровольной основе. За согласие убраться восвояси в качестве «гуманитарной помощи» они получают наличными 300 евро на взрослого и 100 евро на ребенка. Эти деньги, как правило, идут на обратную дорогу. Часто цыгане возвращаются с новыми документами, при случае это позволяет им повторно получить деньги от французских властей по той же схеме. В результате французские чиновники получают необходимые им для отчетности цифры, а цыган во Франции меньше не становится.

По приблизительным подсчетам, в европейских странах живут от 12 до 15 миллионов цыган. Большинство - в Румынии и Болгарии.

Но после расширения Евросоюза в 2004, а затем в 2007 году, многие из них воспользовались правом на свободу передвижения и пополнилии уже существовавшие цыганские общины во Франции, Испании и других странах ЕС.

В Румынии и Болгарии они по-прежнему подвергаются дискриминации и живут в очень тяжелых условиях. Среди цыган крайне высок уровень неграмотности, безработица зачастую приближается к 100%. Большинство из них прозябают в нищете.

Поэтому-то они и выходят на большую дорогу. После крушения социалистического строя цыганская община оказалась в глубоком кризисе. При разделе земли бывшие работники совхозов не получили ничего, поскольку не имели личных участков во время коллективизации. Без работы оказались и цыгане в городах.

К 1994 году безработица в цыганской общине достигла 76%, а в некоторых регионах даже 90%. Разумеется, эти угрожающие процессы привели к вполне предсказуемым результатам.

Люди, лишённые всяких средств к существованию, стали совершать больше преступлений. Если ещё в 1993 году уголовная статистика свидетельствовала, что цыгане составляют 6,8% среди преступников, то в 1995 году было осуждено уже 20,2% цыган. Цыгане вдвое реже, чем прочие граждане Болгарии, обвинялись в преступлениях против личности, зато совершили на 6% больше краж.

Существует даже ряд специальных профессий среди цыган. Черни - профессиональные воры. Женская половина их действует группами, возглавляемыми опытной воровкой - «черни». Она занимает место атаманши за особые заслуги и воровской талант. При выходе на «дело» каждая из цыганок выполняет свою, заранее определенную функцию. Воровки звонят в дверь облюбованной квартиры и просят «напиться» или «перепеленать ребеночка». Стоит только неосторожной жертве приоткрыть дверь, как цыганки покажут ей массу увлекательных фокусов. Не успеет хозяйка или хозяин и глазом моргнуть, как из квартиры молниеносно исчезнут все находящиеся в ней деньги и ценности.

Ловари промышляют своим излюбленным способом - кражами из квартир. В последнее время они освоили еще одну смежную «профессию» - «ломку» денег у коммерческих киосков, пунктов обмена валюты, на вокзалах и рынках.

Колдерари - самая распространенная цыганская группа. Они строго придерживаются национальных традиций и внутренних групповых законов, избирают таборных баронов. Промышляют «колдерари» в основном гаданием, действуют при этом большими группами вблизи рынков и вокзалов. Именно их жертвами становятся доверчивые граждане, которым пестро одетые таборные красавицы предлагают погадать или снять порчу. По всей видимости, цыганки в какой-то мере владеют искусством гипноза и внушения.

Севри занимаются в основном карманными кражами, воровством и торговлей наркотиками. Как профессионалы «карманной тяги», цыгане не уступают знаменитым грузинским карманникам. Торговля же «марафетом» - кокаином становится постепенно основным криминальным занятием всех цыган.

Унгри (венгерские цыгане). Они действуют организованными преступными группами с жесткой иерархией и дисциплиной. Попрошайничество на улицах сочетается с грабежами и разбоями. Проживают «унгри», в основном таборами, заселяя иногда заброшенные дома.

Плащуны - группа цыган, специализирующихся на заказных убийствах, убийствах священников, грабежах и разбоях.

Так ли безнадёжно положение цыган в Европе? Неизбежны ли конфликты с окружающим населением? Конечно же, нет - и вот почему. В каждой из европейских стран есть много организаций, выступающих против расизма и дискриминации.

Интересно и даже парадоксально, но именно в тех странах, где цыганам тяжелее всего – в Румынии, Словакии, Чехии, Болгарии, Венгрии - правительства выделяют немало средств для улучшения их жизни. Во всех этих странах издаётся много разнообразной литературы на цыганском языке. Радио и телевидение ведут еженедельные передачи, где журналисты, (чаще всего цыгане по национальности) поднимают злободневные вопросы и пытаются их решить.

Содержание статьи

ЦЫГАНЕ , или рома – кочевой народ, точнее, этнические группы, имеющие общие корни и язык, чье происхождение прослеживается из северо-западной Индии. Сегодня живут во многих странах мира. Цыгане обычно черноволосые и смуглые, что особенно характерно для популяций, живущих в странах, близких к Индии, хотя более светлая кожа для цыган вообще не типична. Несмотря на расселение по всему миру, цыгане повсюду остаются четко выделенным народом, в большей или меньшей мере придерживающимся своих собственных обычаев, языка и сохраняющим социальную дистанцию с нецыганскими народами, в окружении которых он живет.

Цыгане известны под рядом названий. В Средние века, когда цыгане впервые появились в Европе, их ошибочно называли египтянами, поскольку идентифицировали как магометан – выходцев из Египта. Постепенно это слово (Egyptians, Gyptians) подверглось сокращению, превратившись в «gypsy» («gipsy» на английском), «gitano» на испанском и «giphtos» на греческом. Цыган также называют «zigeuner» на немецком, «цыганами» на русском, «zingari» на итальянском, что является вариациями греческого слова athinganoi, означающего «не трогай» – оскорбительное название одной религиозной группы, ранее населявшей Малую Азию и избегавшей, как и цыгане, контактов с чужаками. Но цыгане не любят эти названия, предпочитая самообозначение «рома» (мн. число, ром или рома) от «романи (человек)».

Происхождение.

В середине 18 в. европейским ученым удалось найти доказательную базу того, что цыганский язык происходит непосредственно от классического индийского языка санскрит, что указывает на индийское происхождение его носителей. Серо-антропологические данные, в частности, информация о группах крови, также указывают на происхождение из Индии.

Многое, однако, остается туманным относительно ранней истории цыган. Хотя они говорят на одном из языков индийской группы, весьма возможно, что фактически они ведут происхождение от дравидийских аборигенов этого субконтинента, которые, в конце концов, начали говорить на языке арийских захватчиков, занявших их территорию. В последние годы ученые в самой Индии приступили к академическому изучению цыган, и, кроме того, возрождается интерес к этому предмету в научных кругах Запада. Постепенно рассеиваются мифы и дезинформация, окружавшие вопросы истории и происхождения этого народа. Стало очевидным, например, что цыгане были кочевниками не потому, что обладали каким-то номадическим инстинктом, но потому, что широко распространенное дискриминационное законодательство не оставляло им другого выбора как продолжать постоянное перемещение.

Миграция и расселение.

Новые исторические и лингвистические данные указывают на то, что миграция цыган из северо-западной Индии произошла в первой четверти 11 в. в результате ряда исламских вторжений, возглавлявшихся Мохаммедом Газневидом. По одной из гипотез предки цыган (которых в литературе называют иногда «домба» («Dhomba»), организовались в военные подразделения, называвшиеся раджпутами, для борьбы с этими вторжениями. В течение последующих двух веков цыгане двигались все дальше и дальше на запад, останавливаясь в Персии, Армении и на территории Византийской империи (в современном языке цыган есть много персидских и армянских слов и, особенно, много слов из византийского греческого), и достигли юго-восточной Европы в середине 13 в.

Движение на Балканы вызывалось так же распространением ислама, которое было причиной миграции цыган из Индии двумя столетиями ранее.

Не вся масса цыган пересекла Босфор и попала в Европу, одно из ее ответвлений мигрировало в восточном направлении в районы сегодняшней Восточной Турции и Армении и стало отдельной и вполне отчетливой субэтнической группой, известной под именем «лом» («Lom»).

Еще одна популяция, широко распространенная по всему Ближнему Востоку, это «дом» («Dom»), которая, как это долго считалось, была частью исходной миграции цыган (из Индии, но позже отделилась от основной массы где-то в Сирии). В то время как сами «дом» и их язык безусловно индийского происхождения, их предки, очевидно, представляли отдельную и гораздо более раннюю волну (возможно 5 в.) миграции из Индии.

В Византийской империи цыгане приобрели глубокие знания в области металлообработки, на что указывает металлургический словарь в языке цыган греческого и армянского (не индийского) происхождения. Когда цыгане пришли на Балканы и, в частности, в княжества Валахия и Молдавия, эти знания и умения обеспечили устойчивый спрос на их услуги. Это новое ремесленническое население цыган оказалось фактически настолько ценным, что в начале 1300-х годов были приняты законы, сделавшие их собственностью их нанимателей, т.е. рабами. К 1500 примерно половине цыган удалось уйти с Балкан на север и запад Европы. Возникшее разделение между теми, кто оставался в рабстве в Валахии и Молдавии (сегодняшней Румынии) в течение пяти с половиной столетий, и теми, кто ушел оттуда, имеет фундаментальное значение в истории цыган и обозначается в литературе как Первая европейская диаспора цыган.

У населения Балкан не ушло много времени на то, чтобы понять, что цыгане полностью отличались от мусульман, которых оно столь сильно боялось. Но население в более отдаленных от Балкан странах, т.е. во Франции, Голландии и Германии, например, не приходилось ранее встречаться с мусульманами впрямую. Когда туда пришли цыгане со своей экзотической речью, внешностью и одеждой, их ассоциировали с мусульманами и называли «язычниками», «тюрками», «татарами» и «сарацинами». Цыгане были легким объектом для нападок, поскольку у них не было ни страны, куда можно было бы вернуться, ни военной, политической или экономической силы, чтобы защитить себя. С течением времени в одной стране за другой стали вводиться репрессивные меры против них. В Западной Европе наказания за принадлежность к цыганам включали битье плетью, увечье, депортацию, рабство на галерах и даже, в некоторых местах, казнь; в восточной Европе цыгане оставались рабами.

Политические изменения в Европе 19 в., включая отмену рабства для цыган, привели к резкому росту их миграции, ознаменовавшему период Второй европейской диаспоры цыган. Третья диаспора образовалась в 1990-х годах с падением коммунистических режимов по всей восточной Европе.

Находившиеся в рабстве цыгане были либо домашними рабами, либо рабами на полях. Эти широкие категории включают множество более мелких профессиональных групп. Взятые на работы в дома землевладельцев цыгане в конечном счете утратили свой язык индийского происхождения и обрели румынский на основе латыни. Теперь румыно-говорящие цыгане такие, как «бояши» («boyash»), «рудари» («шахтеры») и «урсари» («поводыри медведей») встречаются не только в Венгрии и на Балканах, но также и в западной Европе и в других регионах Западного полушария.

Гораздо бóльшую часть древних традиций сохранили группы цыган, происходящие из полевых рабов. Калдераша («медники»), ловара («торговцы лошадьми»), чурара («изготовители сит») и мочвая (от сербского города Мочва) все эти группы говорят на близкородственных диалектах цыганского языка. Эти языки образуют диалектную группу, называемую влакс или влач, характеризующуюся большим влиянием в ней румынского. К концу 19 в. влаксоязычные цыгане предпринимали дальние разъезды в поисках мест, где можно было обосноваться. Страны в западной Европе были негостеприимны из-за столетиями существовавшего в них антицыганского законодательства, поэтому основной поток миграции направлялся на восток в Россию, на Украину и даже в Китай, или же, через Грецию и Турцию морем в Северную и Южную Америку, Южную Африку и Австралию. После Первой мировой войны распад Австро-Венгерской империи в центральной Европе вызвал массовый исход цыган из этих земель в западную Европу и Северную Америку.

Во время Второй мировой войны нацисты избрали цыган в качестве объекта геноцида, и цыгане были предназначены наравне с евреями к уничтожению пресловутым постановлением Рейнхарда Гейдриха от 31 июля 1941 для осуществления «окончательного решения». К 1945 почти 80% всех цыган Европы погибли.

Современное расселение.

Цыгане рассредоточены по всей территории Европы и западной Азии и встречаются в некоторых частях Африки, Северной и Южной Америки и Австралии. Точную численность цыган по каждой стране установить, однако, не удается, поскольку переписи и иммиграционная статистика редко выделяют их особой статьей, а многовековые преследования научили цыган осторожности в обозначении своей этнической принадлежности в анкетах переписей. В мире насчитывается от 9 до 12 млн. цыган. Эту оценку дает Международный Союз цыган: около одного миллиона в Северной Америке, примерно столько же в Южной Америке, и между 6 и 8 млн. в Европе, где цыгане сосредоточены главным образом в Словакии, Венгрии, Румынии и в других местах на Балканах.

Примерно за тысячу лет со времени исхода цыган из Индии их образ жизни стал замечательно разнообразным, хотя каждая группа сохранила в большей или меньшей мере элементы основной культуры цыган. Те, что давно обосновались на одном месте, склонны приобретать национальные черты принявшего их народа. В обеих Америках значительное число цыган появились в конце 19 и начале 20 вв., хотя у цыган существует предание о том, что в третьем путешествии Колумба в 1498 среди команды были матросы-цыгане, и первые представители этого народа появились там еще в доколониальные времена. Документально зафиксировано, что первые цыгане появились в Латинской Америке (на Карибский островах), в 1539, когда в Западной Европе начались гонения против этого народа. Ими стали цыгане из Испании и Португалии.

Новые волны иммигрантов начали прибывать в обе Америки после 1990.

Жизнь цыган.

Несмотря на их общее языковое, культурное и генетическое наследие, группы цыган стали настолько разнообразными в результате воздействия факторов времени и пространства, что было бы неправильным пытаться нарисовать их обобщенный портрет. В остальной части статьи особое внимание уделяется влаксоязычным цыганам, являющимся наиболее многочисленной и наиболее географически распространенной популяцией.

Социальная организация.

Взятая в целом жизнь цыган называется «романипен» или «романия» и строится на основе сложной системы семейных отношений. Группа родственных семей образует род («виста» clan), возглавляемый лидером, которого называют «баро» (он не является королем; так называемые короли и королевы у цыган – это изобретение журналистов). Он признанный лидер своей группы и может управлять ее перемещениями и представлять ее в контактах с посторонними. По важным вопросам он может советоваться со старейшинами виста. Нарушения правил морали и поведения могут рассматриваться особой мужской ассамблеей, называемой «крис» («kris»). В юрисдикцию этого суда входит широкий круг нарушений, включая материальные и супружеские дела. Наказания могут заключаться в наложении штрафов или в исключении из общины, причем виновного называют меримэ или ритуально нечистыми. Поскольку общения с не-цыганами избегают как само собой разумеющееся правило и поскольку сама община цыган должна исключать того, кто является меримэ, то индивид в этом положении оказывается, в конечном счете, в условиях полной изоляции. Эта идея ритуального загрязнения, унаследованная из Индии и расширенная для индивида в его отношении к пище, животным и к другим человеческим существам, была тем наиболее общим фактором, который способствовал тому, что популяции цыган оставались обособленными от других и внутренне едиными.

К бракам с годже (не-цыганами) относятся с неодобрением; даже выбор брака с другими цыганами ограничен. В случае смешанных браков дети будут считаться с цыганами, только если таковым является их отец. Семья играет активную роль в брачных формальностях, которые непосвященным могут казаться длительными и сложными. Во-первых, ведутся долгие переговоры между родителями, особенно, о величине «дарро» (приданого). Это сумма, подлежащая компенсации за потенциальную способность заработка «бори» или невестки, которая переходит из своей семьи и включается в семью ее новых родственников по браку. Сама свадьба («абиав») проводится в снимаемом на этот случай зале с присутствием множества друзей и родственников. Сопровождающие свадьбу торжества длятся обычно три дня. Единожды созданный брачный союз остается обычно постоянным, но в случае необходимости развода может требоваться согласие «криса». Как правило, гражданские и церковные браки становятся все более частыми, даже если они представляют собой всего лишь завершающую фазу традиционного ритуала.

Официальная религия не оказала большого влияния на образ жизни цыган, хотя им и не удалось избежать попыток миссионеров обратить их в свою веру. Они восприняли, в большинстве случаев поверхностно, такие религии, как ислам, восточное православие, римский католицизм и протестантизм тех стран, в которых они проживали некоторое время. Исключением является удивительное и очень быстрое принятие некоторыми группами харизматического «нового» христианства последних лет.

Наиболее известными религиозными праздниками цыган-католиков являются ежегодные паломничества в Квебек к базилике св. Анны (Сент-Анн-де-Бопре, Sainte Anne de Beaupre) и в городок Сент-Мари-де-ла-Мер (Saintes-Maries-de-la-Mer) на средиземноморском побережье Франции, куда цыгане собираются каждый раз отовсюду 24–25 мая, чтобы почтить свою святую покровительницу Сару (по преданию – египтянку).

Средства к существованию и отдых.

Цыгане предпочитают занятия, обеспечивающие им минимальной длительности контакт с «гадже» и независимость. Услуги, удовлетворяющие случайные потребности и постоянно меняющуюся клиентуру, хорошо согласуются с образом жизни цыган, который может требовать от индивида срочного отъезда для участия в свадьбе или похоронах, или в «крисе» в другой части страны. Цыгане разносторонни, и средства, которыми они зарабатывают на жизнь, многочисленны. Но есть некоторые главные профессии цыган – такие, как торговля лошадьми, работа с металлами, гадание и, в некоторых странах, сбор овощей или фруктов. Для совместных экономических предприятий у цыган может образовываться и чисто функциональная ассоциация «кумпания», члены которой не обязательно принадлежат к одному и тому же роду или даже к одной и той же диалектной группе. В сфере индивидуальной деятельности многие цыгане работают разносчиками, особенно, в Европе. Некоторые перепродают товары, купленные по более низкой цене, другие торгуют на улицах, шумно предлагая произведенный ими самими товар, хотя в 20 в. ряд ремесел цыган пострадал от конкуренции с изделиями массового производства. В добывании средств к существованию свою полную роль играют женщины. Именно они носят от двери к двери корзины с произведенным товаром и занимаются гаданием.

Хотя многие названия различных групп цыган базируются на профессиях, которыми они занимались в течение периода рабства, они не могут более служить надежным путеводителем по деятельности конкретных семей. В Мексике, например, «медники» гораздо более часто являются сегодня операторами передвижных киноустановок, чем металлообработчиками. Для многих «медников» в США главным источником дохода служит гадальный салон («офиса»), который может размещаться в передней части дома гадальщика или во фронтоне магазина.

Цыгане известны также как большие специалисты по развлечению публики, особенно как музыканты и танцоры (несколько известных актеров, включая Чарля Чаплина, говорят о своих предках цыганах). В Венгрии и в Румынии, в частности, цыганские оркестры с их виртуозными скрипачами и цимбалистами создали свой стиль, хотя многое из того, что слышат зрители, является, фактически, европейской музыкой в цыганской интерпретации. Существует иной, совершенно особый тип музыки – оригинальная музыка цыган, представляющая собой высоко ритмическую последовательность тонов, в которой используется мало инструментов или они отсутствуют вообще и доминантный звук – это часто звук хлопающих ладоней. Исследования показали, что большая часть центрально-европейской классической музыкальной традиции и работы таких композиторов, как Лист, Барток, Дворжак, Верди и Брамс, отмечены значительным влиянием цыган. То же самое было продемонстрировано исследованиями и в отношении еврейской музыки «клезмер» (klezmer), характерными признаками которой являются необычные гаммы и живые ритмы.

В Андалусии, в южной части Испании, по данным одного из исследований, проведенных университетом Висконсин, цыгане вместе с марокканцами создали традицию фламенко как скрытый способ выражения гнева по отношению к репрессивному испанскому режиму. Из Андалусии этот стиль распространялся через Иберийский полуостров и затем в испаноязычную Америку, пока песня, танец и игра на гитаре в стиле фламенко не стали принятой формой народного развлечения. С конца 1970-х музыка группы «Цыганских королей» («Gipsy Kings»), состоящей из шести гитаристов, выдвинула современный вариант основанной на стиле фламенко музыки в рейтинги поп-музыки, а джаз-гитарная техника ушедшего из жизни Джанго Рейнхардта (Django Reinhardt) (он был цыганом) пережила возрождение, благодаря его внучатому племяннику Бирели Лагрене (Bireli Lagrene).

Как и у всех народов с развитой устной традицией, повествование у цыган достигает уровня искусства. В течение многих поколений они расширяли свой фольклорный багаж, выбирая и добавляя к нему народные сказки тех стран, в которых они оседали. В обмен они обогащали фольклор этих наций устными историями, приобретенными ими в ходе прошлых миграций.

Вследствие строгих ограничений на общение с посторонними, цыгане проводили много свободного времени в компании друг друга. Многие из них полагают, что негативные последствия пребывания среди гадже могут быть компенсированы только временем, которое они проводят среди своих на общинных ритуальных мероприятиях, таких как крестины, свадьбы и др.

Питание, одежда и жилье.

В привычках питания у западноевропейских групп цыган отражено влияние их кочевого образа жизни. В их кухне значительное место занимают супы и тушеные блюда, которые могут готовиться в одном горшке или котле, а также рыба и мясо диких животных. Для рациона оседлых восточноевропейских цыган характерно употребление большого количества специй, особенно острых сортов перца. У всех групп цыган приготовление пищи строго обусловлено соблюдением различных табу относительной чистоты. Такими же культурными соображениями обусловлены вопросы одежды. В культуре цыган нижняя часть тела считается нечистой и постыдной, и ноги женщины, например, прикрываются длинными юбками. Подобным же образом, замужняя женщина должна повязывать голову платком. По традиции, приобретенные ценности обращаются в ювелирные изделия или золотые монеты, и последние иногда носятся на одежде в качестве пуговиц. Поскольку голова считается самой важной частью тела, то многие мужчины привлекают к ней внимание, нося широкие шляпы и большие усы, а женщины любят крупные серьги.

Передвижные жилища представляют большую значимость для тех семей, чьи способы добывания средств к существованию вынуждают их к постоянному нахождению в пути. Все еще существует большое множество семей цыган, особенно на Балканах, которые путешествуют в легких открытых повозках, запряженных лошадьми или ослами, и ночуют в шатрах традиционной конструкции из брезента или шерстяных одеял. Сравнительно недавно появившаяся жилая повозка цыган, украшенная сложной резьбой, скорее дополняет, чем заменяет шатер. Вместе с менее живописной повозкой, запряженной лошадьми, эта жилая повозка быстро выходит из употребления, уступая место моторизированному трейлеру. Часть цыган с грузовиками или легковыми автомобилями с прицепами близко придерживаются прежних привычек людей с повозками, в то время как другие полностью восприняли такие современные удобства, как баллонный кухонный газ и электричество.

Современное население цыган.

Различные группы цыган в Европе были почти полностью уничтожены огнем холокоста, и только более чем через четыре десятилетия позже их национальное движение начало набирать силу. Для цыган понятие «национализм» не означает создания реального государства-нации, но подразумевает обретение признания человечеством того факта, что цыгане представляют собой обособленную внетерриториальную нацию людей со своей собственной историей, языком и культурой.

Тот факт, что цыгане живут по всей Европе, но не имеют своей собственной страны, привел к возникновению громадных проблем после падения восточно-европейских коммунистических режимов и возрождению там этнического национализма. Подобно тем цыганам, которые впервые пришли в Европу семь с половиной веков тому назад, европейские цыгане 20 в. все более воспринимаются как люди, очень отличные от традиционных европейских народов и доставляющие неудобства. Для борьбы с этими предрассудками цыгане организовались в несколько политических, социальных и культурных групп с целью развития идеалов самоопределения. Международный Союз цыган является постоянным членом Совета по экономическому и социальному развитию ООН с 1979; к концу 1980-х годов он обрел представительство в Детском фонде ООН (UNICEF) и в ЮНЕСКО, а в 1990 началось формирование европейского парламента цыган. К началу 1990-х годов уже появилось большое число таких профессионалов из цыган, как журналисты и политические активисты, деятели образования, политики. Выковывались связи с родиной предков Индией – с середины 1970-х в Чандигаре существует Индийский институт цыганских исследований. Организации цыган направляли свою работу на борьбу с расизмом и стереотипами в средствах массовой информации, а также на получение репараций за военные преступления, приведшие к гибели цыган в огне холокоста. Кроме того, решались вопросы стандартизации языка цыган для международного применения, составления двадцатитомной энциклопедии на этом языке. Постепенно литературный образ «кочевых цыган» замещается образом народа, готового и способного занять свое место в сегодняшнем разнородном обществе.

Основным источником информации по всем аспектам истории, языка и образа жизни цыган является «Журнал общества цыганских знаний» (Journal of the Gypsy Lore Society), который издается с 1888 по настоящее время.

Цыгане – народ, овеянный мифами и легендами. Ну, вот хотя бы начать с того, являются ли они единым народом, и кого вообще можно причислять к цыганам? Сами цыгане относят себя то к синти, то к кало, то келдэри. Кроме всем известных европейских рома есть еще балканские «египтяне» и ашкали, ближневосточные дом, закавказские боша, среднеазиатские мугат и китайские эйну. Окружающее население относит их к цыганам, но вряд ли наши цыгане признают их за своих. Так, кто такие цыгане, и откуда они взялись?

Цыгане-урсари. Картинка заимствована у фонда wikimedia

Вначале легенда
Раньше цыгане жили в Египте между реками Цынь и Ган. Но потом в этой стране к власти пришел плохой царь, который решил превратить всех египтян в рабов. Тогда свободолюбивые цыгане покинули Египет и расселились по миру. Эту историю я услышал в детстве в белорусском городе Слуцке от старого дедушки-цыгана, промышлявшего на местном базаре. Потом мне приходилось слышать и читать ее в разных вариантах. Например, о том, что цыгане происходят с острава Цы на реке Ганг. Или о том, что цыгане разошлись в разные стороны, пересекая реку Цы-Ган.
Устная история живет не долго. Как правило, более-менее правдивые сведения об исторических событиях сохраняются всего три поколения. Есть исключения, например древнегреческие поэмы о Троянской войне или исландские саги. Они передавали известия о событиях многовековой давности. Но это произошло благодаря профессиональным сказителям. У цыган таких сказителей не было, поэтому место правдивой информации заняли мифы. Они создавались на основе легенд местных народов, библейских сюжетов и откровенных небылиц.
Цыгане не помнят, что название их народа происходит от греческого слова «атсигганос». Так называли средневековую христианскую секту колдунов и предсказателей родом из Фригии (теперь территория Турции). К моменту появления цыган в балканской Греции она была уничтожена, но память о ней сохранилась и была перенесена на пока малоизвестный народ.
В некоторых странах цыган до сих пор называют египтянами (вспомним английское слово Gypsies или испанское Gitano). Это название также берет свое начало на Балканском полуострове, где выходцы из Египта долгое время промышляли фокусами и цирковыми представлениями. После завоевания Египта арабами поток фокусников оттуда иссяк, но слово «египтянин» стало нарицательным и перенесено на цыган.
Наконец, самоназвание европейских цыган «рома» иногда относит их к выходцам из Рима. О настоящем происхождении этого слова мы еще поговорим ниже. Но, если вспомнить, что в средние века жители Византии называли себя не иначе, как римлянами, то мы вновь возвращаемся на Балканский полуостров.
Любопытно, что первые письменные упоминания о цыганах также связаны с Балканским полуостровом. В житии греческого монаха Георгия Афонского, написанным в 1068 году, рассказывается о том, что незадолго до своей смерти византийский император Константин Мономах обращался к неким индийцам, чтобы те очистили его сады от диких животных. В XII веке к неудовольствию православных монахов цыгане торговали в Константинополе амулетами, предсказывали судьбу и выступали с дрессированными медведями. В 1322 году ирландский паломник Саймон Фиц-Симонс встретил их на острове Крит. В 1348 году запись о цыганах появляется в Сербии, в 1378 году – в Болгарии, в 1383 году – в Венгрии, в 1416 году – в Германии, в 1419 году – во Франции, в 1501 году – в Великом Княжестве Литовском.
В средние века приход переселенцев всегда приветствовался феодалами, так как они рассчитывали на дешевую рабочую силу. В 1417 году император Сигизмунд Люксембургский даже выдал цыганам охранную грамоту. Но очень скоро европейские монархи разочаровались в пришельцах. Они не желали оседать в конкретном месте и больше напоминали бродяг. Уже в XV веке начали приниматься законы, направленные на изгнание цыган. Причем, в некоторых случаях нарушителям грозила смертная казнь. Цыгане уходили и возвращались. Им некуда было деваться, так как они не помнили, где их родина. Если родина – не Балканский полуостров, то откуда они взялись?

Прародина в Индии
В 1763 году трансильванский пастор Иштван Валый составил словарь цыганского языка и пришел к выводу, что он имеет индоарийское происхождение. С тех пор лингвисты нашли множество фактов, подтверждавших его умозаключение. В 2004 – 2012 годах появились работы генетиков, определивших, что прародину цыган следует искать на северо-западе Индии. Они обнаружили, что большинство мужчин рома происходят от небольшой группы родственников, живших 32 – 40 поколений назад. Пятнадцать столетий назад они покинули родные места и зачем-то двинулись на запад.
Доказательства индийского происхождения цыган столь очевидны, что в 2016 году индийское министерство иностранных дел объявило цыган частью зарубежной индийской общины. Поэтому, если хотите узнать, сколько индийцев проживает, например, на территории Беларуси, прибавьте к 545 выходцам из Индии еще 7079 белорусских цыган!
Вместе с тем, ни языковеды, ни генетики пока точно не определили, предки какого современного индийского народа (ведь в Индии проживает много народов!) имеют отношение к цыганам. Отчасти это объясняется тем, что на северо-западе Индии обитают разные племена. Особенно много их в штатах Гуджарат и Раджастхан. Возможно, предки цыган представляли собой одно небольшое племя. После того, как они ушли на запад, в Индии у них не осталось близких родственников и потомков.
«Подождите, как же так! – воскликнет кто-то. – Ведь в Индии сохранились цыгане!» Путешественники пишут об индийских цыганах в блогах, снимают их на видео. Мне самому приходилось видеть на севере Индии представителей народа, который там называют «банджара», «гармати», «ламбани» и так далее. Многие из них продолжают вести кочевой образ жизни, живут в палатках, занимаются попрошайничеством или мелкой торговлей. Отношение индийцев к ним примерно такое же, как у европейцев к цыганам «рома». То есть, несмотря на все толерантности и романтические сказки, очень плохое. Однако «банджара-гармати» — это не цыгане. У этого народа своя история. Он происходит из Гуджарата, но «цыганский» образ жизни начал вести лишь в XVII веке. «Банджара-гармати» и цыгане действительно являются дальними родственниками, но не в большей степени, чем другие племена и народы северо-запада Индии.

Как цыгане оказались на западе
В 2004 году британский историк Дональд Кендрик издал книгу «Цыгане: от Ганга до Темзы». Он попытался суммировать все известные сведения, которые могут пролить свет на появление цыган в Европе. Его работа – это только версия, в ней много косвенных фактов и спорных умозаключений. Тем не менее, она выглядит правдоподобно, и ее стоит очень кратко пересказать русскоязычным читателям.
Переселение индийцев на запад в соседнюю Персидскую империю началось более 1500 лет назад. Персидская поэма «Шахнаме» рассказывает об этом в лирической форме. Якобы правивший в V веке шах Брахрам Гур обратился к одному из индийских царей с просьбой прислать музыкантов-лури. Каждый музыкант получил корову и осла, так как шах хотел, чтобы переселенцы осели на земле и воспитывали новые поколения музыкантов. Но чаще индийцы переезжали в Персию как солдаты-наемники и ремесленники. Д. Кендрик отмечает, что в Иране предки цыган могли познакомиться с кибитками. Позже кибитка «вардо» станет символом кочевников-цыган в Европе.
В 651 году Персия была завоевана арабами-мусульманами. Арабы знали индийских переселенцев под названием «зотты». Возможно, оно происходит от народа джаты, что в наше время живут как раз на северо-западе Индии. Зотты сформировали в нижнем течении Тигра и Евфрата некое подобие государства, взимая с проезжающих купцов дань за пользование торговыми путями. Их самоуправство вызвало гнев у халифа Аль-Мутасима, который в 834 году разгромил зоттов. Часть пленных он переселил в район города Антиохия на границу с Византией. Теперь это пограничье Турции и Сирии. Здесь они служили пастухами, охраняя стада от диких животных.
В 969 году византийский император Никифор захватил Антиохию. Таким образом, предки цыган оказались в пределах Византийской империи. Некоторое время они жили на востоке Анатолии, где значительную часть населения составляли армяне. Недаром многие лингвисты обнаруживают в цыганском языке заимствования из армянского.
Из Восточной Анатолии часть цыган переселилась в Константинополь и Балканский полуостров, а затем в другие страны Европы. Эти цыгане известны нам как «ром». Но другая часть цыган осталась в Анатолии и уже во времена турецких завоеваний освоила просторы Ближнего Востока, Закавказья, Ирана, Египта. Они известны как «дом». Цыгане «дом» и ныне живут в мусульманских странах, исповедуют ислам, но отделяют себя от арабов, турков и персов. Характерно, что в Израиле они сотрудничают с властями и даже служат в израильской армии. В соседнем Египте домари живут около больших городов. Среди египтян их женщины имеют сомнительную славу хороших танцовщиц и дешевых проституток.

Путешествие цыган на запад в V — XV веках

В Армении цыгане-«лом», известные также как «боша», приняли христианство и теперь почти не отличаются от остальных армян. В Средней Азии дом стали говорить на таджикском языке и называть себя «мугат», хотя окружающие народы чаще называют их «люли». В Западном Китае на южных склонах гор Тянь-Шань и в оазисах пустыни Такла-Макан можно встретить совсем уж экзотических цыган «эйну». Они разговаривают на странном языке, в котором индоарийские и таджикские слова сочетаются с тюркской грамматикой. Эйну – обычные крестьяне и ремесленники, не склонные к воровству, попрошайничеству или торговле наркотиками. Тем не менее, соседи-китайцы и уйгуры относятся к ним с презрением. Сами эйну говорят, что пришли в Китай из Ирана, то есть являются потомками средневековых зоттов либо все тех же цыган «дом».
Названия «ром» и «дом» имеют общее происхождение, отличаются лишь произношением. Но, если «ром» отсылает нашу фантазию к Риму, то «дом» проясняет истинные корни самоназвания цыган. В пенджабском языке слово «дам-и» означает человека или мужчину.

Второе пришествие
Итак, в XIV веке цыгане стали покидать уютный Балканский полуостров, где провели несколько столетий, и переселяться в другие европейские страны. Ничего удивительного в этом нет, если вспомнить, что в этот период происходило турецкое завоевание земель бывшей Византийской империи. Однако количество переселенцев нельзя назвать огромным. Доказательством этому являются материалы о преследовании цыган со стороны властей. Как правило, до XVIII века цыганские общины в европейских странах едва насчитывали несколько сот человек каждая. В России цыгане не упоминаются до 1733 года, да и тогда они жили только в Прибалтике.
К XIX веку многие европейские цыгане оставили кочевой образ жизни, так или иначе вписались в существующие социальные структуры, служили в армии, участвовали в колониальной экспансии европейских народов. Отрицательный образ цыган постепенно размывался. Поэты-романтики воспевали любовь цыган к свободе. Но в середине XIX века с Балканского полуострова хлынул новый поток цыган-переселенцев, к которым ни разу не подходило определение свободные.
Откуда они взялись? Несмотря на турецкое нашествие, большинство средневековых цыган предпочли оставаться там, где жили раньше. В начале XVII века мы обнаруживаем цыганские предместья около Афонского монастыря, поселения цыган-ремесленнников в Болгарии и даже цыган-солдат в османской армии. В то время как в европейских странах цыган преследовали, в Османской Порте они признавались подданными султана, платили налоги и в ряде случаев пользовались определенной самостоятельностью.
Нет ничего удивительного в том, что среди османских цыган было много оседлых. Некоторые принимали ислам, другие оставались христианами, третьи пытались слиться с местным населением. Так в Косово возникла небольшая группа цыган-ашкали, которые жили в постоянных деревнях, занимались садоводством и говорили на албанском языке. В Болгарии цыгане чаще принимали турецкий язык и культуру.

Деревня румынских цыган в XIX веке. Картинка заимствована у фонда wikimedia

Однако на севере Балкан было одно большое исключение. В румынских княжествах Валахия и Молдавия цыгане были рабами. Любопытно, что уже первое упоминание о цыганах в валашских документах XIV века говорит о них, как о несвободных. Большинство цыган принадлежали князю, но были также рабы, зависимые от монастырей или землевладельцев-бояр. Часть цыган-рабов вела оседлый образ жизни, другим разрешали кочевать, но так или иначе они работали на хозяина. Хозяева распоряжались их имуществом, разрешали или запрещали вступать в браки, судили и наказывали. Рабы в Валахии стоили дешево. Например, в 1832 году тридцать цыган обменивали на одну бричку. В Молдавии, кроме рабов-цыган, была небольшая группа рабов-татар. Татары становились рабами, когда попадали в плен. А вот как цыганское население оказалось в рабстве, понять сложно. Военные действия между румынами и цыганами не велись.
Рабство было окончательно отменено лишь в 1856 году. Хотя румынские власти предпринимали действия для того, чтобы цыгане смешивались с румынами, многие из освобожденных рабов предпочли убраться подальше от бывших хозяев. Это особенно было характерно для тех, кто сохранял кочевой образ жизни. Многие из цыган, живущих в западноевропейских странах, в России, Украине и Беларуси – прямые потомки той самой поздней волны цыган из Румынии.
В XX веке в СССР и других социалистических странах цыган пытались перевести на оседлый образ жизни. Нацисты уничтожали цыган в концлагерях. Так, в годы Второй мировой войны Беларусь потеряла практически все коренное цыганское население. Ныне живущие у нас цыгане – потомки послевоенных переселенцев из других советских республик. В наше время подозрительное, а иногда и явно враждебное отношение к цыганам характерно для всех европейских стран от Франции до России.
Цыган не любят, ими восхищаются, а они продолжают вести обособленный образ жизни. И так полторы тысячи лет!

Еще совсем недавно, до начала миграции миллионов беженцев и считающих себя таковыми жителей азиатских и африканских стран в страны Евросоюза, одной из ключевых социальных проблем Европы признавалось положение цыганских меньшинств.

Цыган в Европе много, но и проблем у них тоже много

Пришли из Индии, прошли рабство и геноцид

Прежде всего, следует отметить, что современные цыгане не представляют собой единой нации. Поэтому в этнографической науке чаще всего говорят о «цыганских и цыганообразных» группах населения, включая туда как цыганские субэтносы, так и группы, строго говоря, не являющиеся цыганами, но ведущие схожий образ жизни (типичный пример - т.н. «шелта», или «ирландские путешественники», проживающие в Ирландии и Великобритании). В Восточной Европе цыганские группы появились в период Раннего Средневековья, продвинувшись из Индии, через Афганистан и Иран, на территорию Византийской империи. Отметим, что далеко не все цыганские группы мигрировали в Византию - значительная часть осела на Ближнем Востоке («дом»), в Средней Азии («мугат», «люля»), в Закавказье («боша»). С Ближнего Востока цыгане проникли в Малую Азию и на Балканский полуостров. Часть цыганских групп проникла дальше - в страны Западной Европы, где образовали местные цыганские общности. Другая, большая часть цыган, осела на Балканах и в Восточной Европе. Именно здесь произошло формирование тех цыганских групп, которые в настоящее время хорошо известны в России - сэрвы, влахуря, урсары, кишиневцы, ловаря, кэлдэрары, крымы и так далее. Уже к XV веку значительная часть цыган, расселившихся в Восточной Европе, стала оседать и селиться деревнями или слободами на окраинах городов. В основном, цыгане занимались ремеслами, связанными с обработкой железа и драгоценных металлов, плетением корзин. Кроме того, сохранялись и традиционные для цыган и на Востоке виды заработка - танцы, цирковые представления, музыка, гадание.

Поворотным событием для цыганского населения Восточной Европы стало османское завоевание. Османская империя проводила достаточно мягкую политику в отношении цыган. Поскольку османы нуждались в ремесленниках, труд цыган оставался востребованным, а стремление к освобождению от уплаты налогов привело многие группы восточноевропейских цыган к принятию ислама. Так появились цыгане-мусульмане, которые составляют сегодня значительную часть цыганского населения Восточной Европы (в России и на Украине ислам исповедуют крымские цыгане - «крымы»). Кстати, османы воспринимали цыган как наиболее лояльную, наряду с мусульманами - албанцами, группу населения Балканского полуострова. Причем снисходительному отношению способствовал и полукочевой образ жизни цыганских групп - ведь османские тюрки также в прошлом были кочевниками. Однако, лояльное отношение со стороны османов привело к тому, что местное христианское население стало воспринимать цыганские группы гораздо более негативно, чем прежде. Наиболее жесткое отношение к цыганам установилось в румынских Молдавском и Валашском княжествах, где цыган просто обращали в рабство. До 1833 г. цыгане даже не обладали статусом личности, то есть в их отношении можно было совершать любые преступления, не говоря уже о возможности продажи в рабство. Практически все румынские цыгане находились в статусе рабов, и лишь в 1864 г. рабство в Румынии было отменено. Освобождение цыган, в свою очередь, привело к началу их массовой миграции из Румынии в соседние страны, включая и Российскую империю.

В Венгрии, Словакии и Чехии, попавших под власть Габсбургов, положение цыган было качественно иным, чем в странах Балканского полуострова. Австрийское законодательство в духе времени (а Европа в XVII-XVIII вв. переживала настоящую «эпидемию» борьбы с бродяжничеством и нищенством) поставило всех цыган вне закона. Это привело к началу массовых убийств цыган. В 1710 году императорский наместник в Чешском королевстве называл в качестве применяемых мер: казнь мужчин; плети и отрезание уха у женщин и детей. В 1721 г. император Карл VI приказал вешать и женщин. Лишь при императрице Марии Терезии антицыганская политика австрийских властей претерпела масштабные изменения. Теперь цыган предполагалось не убивать, а ассимилировать. Мария Терезия издала декреты, запрещавшие употребление самого слова «цыган». Вместо него вводилось обозначение «нововенгерец» или «новопоселенец». Был запрещен цыганский язык, а всем кочевникам предписывалось осесть. Конечно, ассимиляционные меры имели и позитивную составляющую - так, все цыгане получили паспорта с новыми венгерскими или немецкими именами и фамилиями, что предполагало и предоставление цыганскому населению гражданских прав. Детей предполагалось изымать из семей, чтобы избавить от влияния со стороны родителей и усвоения цыганских традиций, и помещать на воспитание в венгерские, чешские или словацкие крестьянские семьи. Было запрещено держать лошадей и заниматься коневодством. Однако, ассимиляционную политику Марии Терезии так и не удалось осуществить до конца. Таким образом, Австро-Венгрия, планировавшая полностью растворить цыганские меньшинства в венгерском или чехословацком окружении, благодаря значительному смягчению политики в отношении цыган превратилась в одну из наиболее комфортных для них стран. Это способствовало тому, что на ее территории сформировался целый ряд цыганских групп, представители которых впоследствии появились и на территории России - мадьяры, ловари, отчасти - кэлдэраря (эта группа формировалась на стыке венгерских, румынских и сербских границ).

Серьезнейшим испытанием для цыганского населения Восточной Европы стала гитлеровская оккупация. Цыгане стали вторым после евреев народом, которые Гитлер собирался полностью уничтожить физически. Наиболее жестокие убийства цыган творились в славянских странах Восточной Европы и в Прибалтике. В Румынии местные власти не перешли к политике тотального истребления цыганского населения, позволяя цыганам даже кочевать на румынской территории. По последним исследованиям, не менее около 150 000-200 000 цыган в Центральной и Восточной Европе были истреблены нацистами и их союзниками. Среди них свыше 30 000 лиц цыганской национальности были гражданами Советского Союза, проживавшими на оккупированных нацистами территориях Украины, Молдавии, Белоруссии, прибалтийских республик, РСФСР. Многие советские цыгане в годы войны были призваны в ряды действующей армии, некоторые участвовали в партизанском сопротивлении.

Социалисты хотели «включить» цыган в общество

Социалистическая политика в отношении цыганского населения Восточной Европы отличалась противоречивостью. С одной стороны, был взят курс на кардинальную модернизацию социального уклада цыганских групп. В первую очередь, власти Советского Союза, а затем и других социалистических стран Восточной Европы, ставили задачу борьбы с кочевым образом жизни цыганского населения. Для этого не только всячески критиковался кочевой образ жизни и пропагандировалась оседлость, но и создавались реальные социальные и экономические условия. В конце 1920-х - начале 1930-х годов в Москве и Ленинграде был создан специальный педагогический техникум, открыты цыганские школы. В 1931 г. был организован всемирно известный цыганский театр «Ромэн». Велась работа по созданию цыганской письменности, организовывался выпуск литературы на цыганском языке. Мероприятия советской власти не сводились лишь к культурно-просветительской деятельности. Так, создавались цыганские артели и колхозы, которые должны были способствовать оседлости и трудоустройству цыганского населения. В странах Восточной Европы в послевоенные годы цыган старались трудоустраивать на крупных промышленных предприятиях. Возле них строились районы типовых многоэтажек, в которых цыганским рабочим предоставлялись квартиры. Естественно, что эта политика также способствовала разрушению традиционного уклада жизни цыганского населения и его частичной ассимиляции. Тем не менее, учитывая значительно более низкий уровень образования и, чаще всего, отсутствие профессиональной подготовки, цыгане в восточноевропейских странах трудились, преимущественно, на тяжелой, малоквалифицированной и плохо оплачиваемой работе. Но, с другой стороны, лишь в социалистических странах осуществлялась какая-либо централизованная политика по обеспечению работой и доступным образованием цыганского населения. После того, как в конце 1980-х гг. страны Восточной Европы стали переходить к рыночной экономике, огромное количество предприятий в Венгрии, Чехии, Словакии, Румынии, Болгарии было закрыто. Работники предприятий оказались безработными. Причем если представители титульных наций еще могли найти работу, в том числе по причине более высокой квалификации, наличия образования, да и национальный фактор также играл роль, то цыгане оказались на обочине социального пространства. Как результат - произошло стремительное возвращение к традиционному образу жизни, благо переход к рыночной демократии повлек за собой и отказ от жестких репрессивных мер за бродяжничество и отсутствие работы.

Румыния и Болгария - самые «цыганские» страны Европы

В наиболее тяжелом положении оказались цыгане Румынии. Как мы уже отметили выше, численность цыганского населения в этой стране колеблется от 3 до 11% от общей численности жителей Румынии. В любом случае, цыган здесь - несколько миллионов. Большинство румынских цыган живет за чертой бедности - если колоссальные проблемы с работой у самих румын, то о представителях цыганского меньшинства нет и речи. Не менее 50% румынских цыган - безработные, а среди занятых 60% составляют неквалифицированные рабочие на стройках, предприятиях и в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Среди румынских цыган 58% мужчин и 89% женщин не имеют образования и профессиональной подготовки, 27% детей неграмотны и не обучаются грамоте. Известно, что свыше 60% румынских цыган проживает в сельской местности. Естественно, что ни о каких рабочих местах в румынском селе в условиях массовой безработицы говорить не приходится. Поэтому многие цыгане, вернувшись к традиционному образу жизни, направляются в страны Западной Европы, особенно в Италию и Францию, где надеются заработать денег гаданием, попрошайничеством и криминальной деятельностью.

Наиболее серьезно проблема румынских цыган в Италии и Франции обострилась во второй половине 2000-х гг., когда десятки тысяч выходцев из Румынии разбили свои палаточные лагеря в итальянских и французских городах. Местную прессу захлестнули сообщения о многочисленных преступлениях, совершающихся лицами цыганской национальности в отношении представителей коренного населения и иностранных граждан. Именно эти обстоятельства вынудили французского президента Саркози прибегнуть к стратегии депортации. При этом, французское правительство не только соглашалось оплатить расходы на транспортировку цыганских семей назад в Румынию, но и выплатить каждой из них пособие в размере 300 евро на взрослого и 100 евро на ребенка.

Достаточно сходное положение - у цыган Болгарии. Здесь проживает около миллиона лиц цыганской национальности. Это третий по численности народ страны после болгар и турок. По официальным данным, цыгане составляют 4,7% населения страны, по неофициальным - до 8%. Цыганское население Болгарии неоднородно - часть его исповедует православие и в большей степени интегрирована в болгарскую среду, часть - еще во время Османской империи приняла ислам и, соответственно, поддерживает более тесные связи с турецкими общинами Болгарии. Именно за тесное сотрудничество с турками в годы османского владычества, болгары и недолюбливают цыган, особенно ту их часть, которая приняла ислам и фактически слилась с турецкой общиной. Цыгане периодически становятся героями криминальных хроник болгарской прессы. В 2011 г. в Болгарии произошли одни из крупнейших в Европе выступления против цыганской общины. 23 сентября 2011 г. микроавтобус, принадлежавший одному из влиятельных цыганских авторитетов, сбил насмерть 19-летнего болгарина Ангела Петрова. После этого в селе Катуницы, где произошла трагедия, начались массовые беспорядки. Похороны сбитого юноши 25 сентября переросли в общеболгарские демонстрации протеста. В Пловдиве, Варне и ряде других городов футбольные фанаты и праворадикальные активисты предприняли нападения на населенные цыганами городские кварталы. В конце концов, под давлением общественности удалось добиться ареста хозяина микроавтобуса, сбившего Ангела Петрова. Несмотря на то, что беспорядки постепенно сошли на нет, сам уровень накала показал, насколько сложной является проблема межнациональных отношений в современной Болгарии. И одна из главных причин тому - политика правительства страны, которое, с одной стороны, не создает реальных условий для социального развития цыганской общины, с другой стороны - реализует пресловутые «принципы толерантности», которые оборачиваются консервацией анклавов и вседозволенностью этнокриминальных групп.

Отсутствие реальных программ по социальной модернизации лишь способствует дальнейшей криминализации цыганских общин Болгарии (как, впрочем, и других стран Восточной Европы). Учитывая высокий уровень рождаемости, нищету, неудовлетворительный уровень образования и отсутствие профессиональной квалификации, это приводит к очень серьезным проблемам. Те социальные программы, которые существуют в Болгарии и ряде других стран Восточной Европы в отношении цыганского населения, лишь способствуют дальнейшей консервации иждивенческих тенденций. В частности, практика выплаты пособий цыганским семьям фактически лишает их стимула работать, однако отнюдь не препятствует криминальной и полукриминальной деятельности. Вместо того, чтобы создать рабочие места, создать условия для получения образования и профессиональной подготовки детей и молодежи, одновременно введя и серьезные меры в плане ответственности за криминальное поведение, власти предпочитают «откупаться» пособиями, полагая, что это частично решит социальные проблемы цыганского населения. На самом деле, такая практика лишь способствует их укоренению.

Мадьяры, которые не совсем мадьяры

Очень многочисленна цыганская диаспора и в современной Венгрии. По некоторым данным, цыгане составляют до 8% населения страны, хотя официальные сведения сообщают о значительно меньшем количестве - примерно 2% населения. Но это может быть связано и с тем, что значительная часть венгерских цыган идентифицирует себя исключительно как мадьяры (не путать с мадьярами-венграми!) и говорит на венгерском языке. Цыганский язык они давно забыли, приняли кальвинистское или католическое вероисповедание. Мадьяры считаются одной из субэтнических групп («нэций») цыганского населения - помимо Венгрии, значительное количество мадьяр проживает в соседних Словакии и Закарпатской области Украины. Образ жизни и «южная» внешность - единственное, что отличает цыган-мадьяр от остальных мадьяр. Еще в более худшем положении, чем цыгане Венгрии, оказались после распада СССР цыгане-мадьяры, проживающие в Закарпатской области Украины - в районах городов Берегово, Виноградов и Мукачево. Закарпатская область всегда была неблагополучным и бедным регионом, а экономический кризис, последовавший за распадом Советского Союза, лишь способствовал углублению социальных проблем ее населения.

Как и в других странах Восточной Европы, в социалистический период современной венгерской все жители страны были обеспечены работой. Трудились и венгерские цыгане - в первую очередь, на предприятиях тяжелой промышленности. Однако, переход к рыночной экономике способствовал прекращению работы многих предприятий. Трудящиеся оказались на улице, и цыгане - в первых рядах новых безработных. В настоящее время среди венгерских цыган до 85% не имеют постоянной работы. Наиболее тяжелое положение в восточных и северо-восточных регионах Венгрии. Естественно, что этот фактор не может не сказываться на общем уровне экономического благосостояния и на социальном поведении венгерских цыган. Большинство цыган страны живет на всевозможные пособия. Впрочем, в 2011 г. венгерское правительство запустило программу трудоустройства цыган - им предложили принимать участие в общественных работах по благоустройству за 150 евро в месяц. Однако, правозащитники тут же объявили это нарушением прав человека, при том, что отсутствие работы, по их мнению, к нарушению прав человека, очевидно, не относится. Что касается закарпатских мадьяр из Украины, то их можно часто встретить на вокзалах и базарах российских городов - грязные, растрепанные мамаши с такими же детьми, просящие милостыню. За не имением иных способов заработка, новые поколения мадьяр вернулись к традиционному попрошайничеству, стали промышлять мелкими кражами, рассеявшись по бескрайним просторам Украины, а затем и России. Многие венгерские цыгане - мадьяры, в свою очередь, направились в страны Западной Европы. Но большинство остается в Венгрии, несмотря на целый ряд проблем.

Как известно, Венгрия - страна с очень развитым националистическим движением, которое пользуется очень большим влиянием и поддержкой венгерского населения. Это дает венгерскому правительству возможность сохранять некоторую независимость во внутренней и внешней политике по сравнению с другими странами Евросоюза. В частности, венгерские политики постоянно высказывают наиболее жесткую позицию по вопросу о миграционной ситуации в Европе, отличается их позиция и по проблеме взаимоотношений с Украиной и Россией. В новой конституции страны подчеркивается, что Венгрия - христианское государство венгров. Соответственно, и национальные меньшинства страны, особенно такие, как цыгане, встречают достаточно прохладное отношение со стороны венгерского правительства, не говоря уже о населении и праворадикальных партиях и движениях. Известно, что во многих венгерских городах функционируют «народные дружины», созданные венгерскими правыми и занимающиеся, в том числе, и «патрулированием» цыганских кварталов. Либералы обвиняют эти дружины в национализме и запугивании местных цыган, а представители дружин, в свою очередь, считают, что занимаются исключительно поддержанием общественного порядка и профилактикой преступности. Что говорить - значительная часть цыган Восточной Европы, в том числе и Венгрии, занята полукриминальной и криминальной деятельностью. Попрошайничество, гадание, сбор металлолома (разумеется, часто приобретающий характер краж металлолома) - вот самые безобидные виды деятельности восточноевропейских цыган. Но они не чуждаются и обычных краж, грабежей, разбоев. Широко известно о деятельности кланов, занятых контрабандой и торговлей наркотиками. Живущие за счет преступной деятельности цыгане выгодно выделяются своим благосостоянием от более законопослушных соплеменников. В тех же нищих Румынии, Болгарии, Украине в поселках, населенных цыганами, среди окружающих бедняцких домишек выделяются настоящие дворцы местных авторитетов. Разумеется, кто-то из них сколотил состояние не криминальной деятельностью, а торговлей, но очень многие дорогие дома построены именно на «грязные» наркотические деньги. Об этом прекрасно знает окружающее население - отсюда и нелюбовь к упорно не желающему интегрироваться в европейскую действительность национальному меньшинству. Венгров беспокоит, что среди новорожденных 20% составляют дети из цыганских семей - по сравнению с венграми, рождаемость у цыган колоссальная, и это не может не напрягать тех, кто считает Венгрию - страной венгров. Причем наибольшее неприятие вызывает не то, что цыгане - люди другой национальности, а их неготовность и нежелание усваивать модели поведения и образа жизни, принятые у венгров. Иными словами - цыгане не интегрируются в венгерское общество, и это является, пожалуй, самой сложной проблемой в их взаимоотношениях с государственными институтами и венгерским населением. В одном из предместий Будапешта действует «Романо Киа» - «Дом цыган», организаторы которого пытаются решить едва ли не главную проблему современной венгерской цыганской диаспоры - недостаточный уровень образования. Здесь предлагаются дополнительные курсы для неуспевающих учеников, осуществляется обучение профессиям и иностранным языкам.

Самое крупное в Европе «гетто ромов»

Словакия - еще одна восточноевропейская страна, где проблема социального развития цыганского меньшинства стоит очень остро. В 5,5-миллионной Словакии проживает около 500 тыс. цыган. Свыше 55% словацких цыган не достигли даже возраста 18 лет - это самая молодая этническая группа страны. Впрочем, и средняя продолжительность жизни цыган в Словакии составляет лишь 55 лет- на двадцать лет меньше, чем у словаков (76 лет). Как и в соседней Венгрии, в Словакии правительство настроено довольно решительно по отношению к миграционным и национальным проблемам. Социальные проблемы, связанные с проживанием внушительного цыганского меньшинства, в Словакии решают достаточно специфическим путем. Известно, что крупнейший в Европе анклав компактного проживания цыган находится в словацком городе Кошице. Это микрорайон «Луник IX». Здесь, на площади чуть более одного квадратного километра живет около 8 тысяч словацких цыган. Луник был построен в 1970-е гг. как типовый район многоэтажек, а в 1979 г. было принято решение о заселении микрорайона цыганами. Предполагалось, что жизнь в городских квартирах будет способствовать изменению их уклада, приведет к постепенной ассимиляции и превращению в обычных словаков, трудоустроенных на предприятиях. Для этого цыган из снесенной неподалеку деревни поселили в микрорайоне в окружении словаков. Однако последние вскоре осознали всю проблематичность такого соседства и стали массово покидать район. Освободившиеся квартиры занимали все новые и новые цыганские семьи. В середине 1980-х гг. цыгане составляли половину населения района, а к концу 1990-х гг. все 100% населения Луника составляли представители цыганского национального меньшинства.

Треть населения восьмитысячного Луника - несовершеннолетние, по официальным данным в каждой типовой квартире здесь живет свыше шести человек, по неофициальным - до 12-14 человек. Разумеется, район - крайне проблемный, считающийся «головной болью» городских властей Кошице. Поскольку ни о какой оплате за коммунальные услуги здесь речь не идет, практически все дома района отключены от газа, водопровода и электричества. Абсолютное большинство взрослых жителей района также не имеет и постоянной работы. В Словакии и не каждый словак с образованием и квалификацией может найти работу, что говорить о людях без всякого образования и профессии. Поэтому не удивительно, что жители соседних с Луником районов Кошице стали жаловаться на постоянные кражи и обилие попрошаек на улицах. В конце концов, городские власти приняли решение - построить стену, которая бы отделяла неблагополучный район от остального города. Стена обошлась городскому бюджету в 4700 евро, она представляет собой двухметровое бетонное ограждение, которое, по мнению городских властей и полицейских, сможет улучшить ситуацию в сфере охраны общественного порядка в Кошице. Естественно, что правозащитные организации считают «Великую словацкую стену» в Кошице проявлением дискриминации цыганского меньшинства. Им отвечают правые, которые убеждены, что проблема не в цыганах, а в образе жизни, который ведет, в силу отсутствия работы и постоянных занятий, большинство взрослого населения неблагополучного района. В августе 2015 г. в Кошицком районе, в местечке Спишска Нова Вес, произошло столкновение цыган с полицией. Около 200 мужчин и парней цыганской национальности отказались исполнять требования полицейских прекратить пьяную гулянку. В результате столкновений 9 цыган и 7 полицейских получили ранения. Начальник полиции Кошицкого края Юрай Лешко сообщил, что это уже двадцать пятое по счету столкновение полиции с цыганами в этом районе Словакии. Наиболее проблематичным регионом страны является Восточная Словакия - здесь социально-экономическая ситуация еще хуже, чем на западе, а численность цыганского меньшинства намного выше.

В соседней Чехии «цыганский вопрос» всегда стоял менее остро, чем в Словакии. Ведь численность цыганского населения здесь была значительно ниже. Однако после распада Чехословакии значительная часть словацких цыган переселилась в Чехию, поскольку ее экономическое положение выгодно отличалось от положения Словакии. В результате, в стране стала стремительно расти численность цыганского населения. В 1989 в чешской части Чехословакии проживало 145 тысяч цыган, а в 1999 г. их численность практически удвоилась и составила уже 300 тысяч человек. Сколько проживает цыган в Чехии в настоящее время, не знает никто. Это приводит к недовольству чешских правых кругов. В сентябре 2015 г. в северочешском городке Шлукновску едва не дошло до массовых беспорядков - властям пришлось вводить дополнительные силы полиции, чтобы предотвратить расправу праворадикальных активистов и футбольных фанатов над проживающими в городе цыганами. Причиной столь решительного настроя правых стали многочисленные жалобы жителей города на криминальную активность цыганской молодежи.

Решение проблем возможно, но маловероятно

Лишь немногим представителям цыганского меньшинства в восточноевропейских странах удается получить образование и подняться вверх по социальной лестнице. Такие представители цыганской интеллигенции прекрасно понимают все многочисленные проблемы своих соплеменников. Кто-то пытается их решать, создавая всевозможные национально-культурные организации, но большинство «поднявшихся» все же предпочитают забыть о своем происхождении и берут личный курс на ассимиляцию в румынском, венгерском, словацком окружении. В странах Восточной Европы создаются многочисленные общественные организации, которые вроде как ориентированы на решение проблем цыганского населения. Однако, в действительности многие из них фактически существуют лишь для получения грантов и имитации деятельности. К странным последствиям приводит и мнимая забота государства об адаптации цыганских меньшинств. Так, в Сербии была введена квота для цыган при поступлении в высшие учебные заведения - кроме льготных прав при поступлении и бесплатного образования, им предоставляются также бесплатные общежитие, питание и выплачивается стипендия. На практике это привело к тому, что некоторые сербские абитуриенты пытаются причислить себя к цыганам, надеясь воспользоваться перечисленными выше привилегиями. С другой стороны, представители интеллигенции, имеющие цыганские корни, часто стараются скрыть свое происхождение, опасаясь дискриминации. Они ориентированы на максимальную интеграцию в окружающее общество, отказываются от всех обычаев и традиций, когда надо - меняют имена и фамилии и предпочитают не вспоминать о том, кем были их предки.

В современной Европе сложилась сложная, парадоксальная ситуация. Страны Западной Европы, мягко говоря, не жаждут видеть румынских, болгарских, венгерских, сербских цыган на улицах своих городов. В то же время, они подвергают критике антицыганскую, с их точки зрения, политику восточноевропейских государств. В Восточной Европе, в свою очередь, социально-экономическая ситуация не позволяет произвести масштабное решение социальных и социокультурных проблем цыганского населения. В результате, для восточноевропейских правительств становится выгодной миграция цыган в Западную Европу - по принципу «чем больше уедет, тем меньше проблем». Европейские страны не могут прийти к консенсусу по вопросу о решении сложившейся ситуации, а «масло в огонь» подливают структуры Евросоюза, которые препятствуют любым попыткам централизованной деятельности восточноевропейских стран по трудоустройству и социализации цыганских меньшинств. Впрочем, на фоне современной афро-азиатской миграции проблемы исконных «кочевников Европы» отходят на второй план. Одно можно сказать с уверенностью - без кардинальных мер в социально-экономической сфере никаких изменений не произойдет. Можно потратить еще миллиарды долларов на выплату пособий, строительство бетонных стен вокруг цыганских кварталов, депортации или, наоборот, рекламные проспекты, рассказывающие о толерантности, но пока не будут приниматься меры по созданию рабочих мест, организации воспитания и обучения детей, «цыганская проблема» в современной Европе так и не будет решена.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

404 means the file is not found. If you have already uploaded the file then the name may be misspelled or it is in a different folder.

Other Possible Causes

You may get a 404 error for images because you have Hot Link Protection turned on and the domain is not on the list of authorized domains.

If you go to your temporary url (http://ip/~username/) and get this error, there maybe a problem with the rule set stored in an .htaccess file. You can try renaming that file to .htaccess-backup and refreshing the site to see if that resolves the issue.

It is also possible that you have inadvertently deleted your document root or the your account may need to be recreated. Either way, please contact your web host immediately.

Are you using WordPress? See the Section on 404 errors after clicking a link in WordPress.

How to find the correct spelling and folder

Missing or Broken Files

When you get a 404 error be sure to check the URL that you are attempting to use in your browser.This tells the server what resource it should attempt to request.

http://example.com/example/Example/help.html

In this example the file must be in public_html/example/Example/

Notice that the CaSe e xample and E xample are not the same locations.

For addon domains, the file must be in public_html/addondomain.com/example/Example/ and the names are case-sensitive.

Broken Image

When you have a missing image on your site you may see a box on your page with with a red X where the image is missing. Right click on the X and choose Properties. The properties will tell you the path and file name that cannot be found.

This varies by browser, if you do not see a box on your page with a red X try right clicking on the page, then select View Page Info, and goto the Media Tab.

http://example.com/cgi-sys/images/banner.PNG

In this example the image file must be in public_html/cgi-sys/images/

Notice that the CaSe is important in this example. On platforms that enforce case-sensitivity PNG and png are not the same locations.

404 Errors After Clicking WordPress Links

When working with WordPress, 404 Page Not Found errors can often occur when a new theme has been activated or when the rewrite rules in the .htaccess file have been altered.

When you encounter a 404 error in WordPress, you have two options for correcting it.

Option 1: Correct the Permalinks

  1. Log in to WordPress.
  2. From the left-hand navigation menu in WordPress, click Settings > Permalinks (Note the current setting. If you are using a custom structure, copy or save the custom structure somewhere.)
  3. Select Default .
  4. Click Save Settings .
  5. Change the settings back to the previous configuration (before you selected Default). Put the custom structure back if you had one.
  6. Click Save Settings .

This will reset the permalinks and fix the issue in many cases. If this doesn"t work, you may need to edit your .htaccess file directly.

Option 2: Modify the .htaccess File

Add the following snippet of code to the top of your .htaccess file:

# BEGIN WordPress

RewriteEngine On
RewriteBase /
RewriteRule ^index.php$ - [L]
RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-f
RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-d
RewriteRule . /index.php [L]

# End WordPress

If your blog is showing the wrong domain name in links, redirecting to another site, or is missing images and style, these are all usually related to the same problem: you have the wrong domain name configured in your WordPress blog.

How to modify your .htaccess file

The .htaccess file contains directives (instructions) that tell the server how to behave in certain scenarios and directly affect how your website functions.

Redirects and rewriting URLs are two very common directives found in a .htaccess file, and many scripts such as WordPress, Drupal, Joomla and Magento add directives to the .htaccess so those scripts can function.

It is possible that you may need to edit the .htaccess file at some point, for various reasons.This section covers how to edit the file in cPanel, but not what may need to be changed.(You may need to consult other articles and resources for that information.)

There are Many Ways to Edit a .htaccess File

  • Edit the file on your computer and upload it to the server via FTP
  • Use an FTP program"s Edit Mode
  • Use SSH and a text editor
  • Use the File Manager in cPanel

The easiest way to edit a .htaccess file for most people is through the File Manager in cPanel.

How to Edit .htaccess files in cPanel"s File Manager

Before you do anything, it is suggested that you backup your website so that you can revert back to a previous version if something goes wrong.

Open the File Manager

  1. Log into cPanel.
  2. In the Files section, click on the File Manager icon.
  3. Check the box for Document Root for and select the domain name you wish to access from the drop-down menu.
  4. Make sure Show Hidden Files (dotfiles) " is checked.
  5. Click Go . The File Manager will open in a new tab or window.
  6. Look for the .htaccess file in the list of files. You may need to scroll to find it.

To Edit the .htaccess File

  1. Right click on the .htaccess file and click Code Edit from the menu. Alternatively, you can click on the icon for the .htaccess file and then click on the Code Editor icon at the top of the page.
  2. A dialogue box may appear asking you about encoding. Just click Edit to continue. The editor will open in a new window.
  3. Edit the file as needed.
  4. Click Save Changes in the upper right hand corner when done. The changes will be saved.
  5. Test your website to make sure your changes were successfully saved. If not, correct the error or revert back to the previous version until your site works again.
  6. Once complete, you can click Close to close the File Manager window.
Loading...Loading...