Ядерное вооружение кндр. У кима за пазухой: что известно о ракетно-ядерной программе кндр

13 лет назад Корейская Народно-Демократическая Республика официально объявила о создании собственных ядерных вооружений.

«Переговорный процесс зашёл в тупик из-за антикорейской враждебной политики США. Покуда Америка размахивает ядерной дубинкой, вознамерившись во что бы то ни стало ликвидировать наш строй, мы будем расширять запасы ядерного оружия ради защиты исторического выбора нашего народа, свободы и социализма», — заявили 10 февраля 2005 года в МИД КНДР.

Оскал «бумажного тигра»

Потенциальная ядерная угроза в разные годы оценивалась лидерами КНДР по-разному. Одно время руководство страны не придавало этому большого значения. Северокорейский лидер Ким Ир Сен считал, что ядерная бомба — это «бумажный тигр».

Начало работ по созданию ядерной инфраструктуры Северной Кореи началось вскоре после того, как Ким Ир Сен узнал, что США во время Корейской войны 1950—1953 годов собирались сбросить на столицу республики семь ядерных бомб. Уже в 1956 году началось сотрудничество между СССР и КНДР в этой сфере, на первых порах заключавшееся в подготовке специалистов.

«Ядерное оружие в Северной Корее появилось фактически сразу после окончания Корейской войны. Уже тогда стало очевидно, что Северной Корее необходимо максимально повышать свою обороноспособность», — рассказала в интервью RT специалист по Северной и Южной Кореям, доцент кафедры Американских исследований СПбГУ Ирина Ланцова.

  • Cтатуи основателя Северной Кореи Ким Ир Сена и Ким Чен Ира во время военного парада
  • Reuters
  • Damir Sagolj

По мнению профессора Российского университета дружбы народов Юрия Тавровского, главной причиной начала ядерных разработок КНДР стали «глубокое чувство угрозы со стороны традиционных противников Кореи, таких как Япония и Соединённые Штаты, а также стремление опираться на собственные силы, политика чучхе».

Корейцы решили не надеяться на ядерный зонтик Советского Союза и Китая, считает Тавровский. Кроме того, по его мнению, на тот момент ещё свежа была память о разрушительной и кровопролитной войне.

«Они (власти Северной Кореи — RT ) пришли к выводу, что только ядерное оружие может быть гарантией неповторения войны обычными методами, которые исключительно разрушительны, и полагали, очевидно, что ядерное оружие не будет применено, но станет хорошей защитой», — полагает эксперт.

Постепенно Северная Корея обзавелась необходимой инфраструктурой и уже в 1974 году вступила в МАГАТЭ. Тогда же началась работа по созданию Пхеньяном собственного ядерного оружия. Значительную помощь в этом оказал, в частности, Китай, допустивший северокорейских учёных на свои объекты.

Успеху КНДР способствовали, по мнению Тавровского, два основных фактора: «перенапряжение экономических, технических, научных сил самой Северной Кореи», а также «осознанные и неосознанные передачи технологий другими странами, такими как Советский Союз, Китайская Народная Республика и, возможно, Пакистан». На последней стадии, уже в наше время, корейцы выкупили технологии либо специалистов из Украины, из «Днепропетровска, где расположен завод «Южмаш», который выпускал для Советского Союза самые тяжёлые жидкостные ракеты, которые известны на Западе как «Сатана».

В 1985 году, рассчитывая на помощь СССР в строительстве АЭС, Пхеньян под давлением Москвы подписал Договор о нераспространении ядерного оружия. В начале 1990-х в страну зачастили инспекторы МАГАТЭ, итоги их проверок оказались неоднозначны.

Весной 1993 года было объявлено о намерении КНДР выйти из Договора, а летом 1994-го страна покинула МАГАТЭ. Впоследствии стало известно, что именно в 1994 году США чуть не нанесли удар по реактору в Йонбёне — крупнейшему в Северной Корее ядерному объекту. Однако, проанализировав неизбежные жертвы, Клинтон от этой затеи отказался.

После визита в КНДР экс-президента США Джимми Картера странам удалось в конце 1994 года подписать так называемое Рамочное соглашение. Согласно этому документу, Северная Корея, в частности, брала на себя обязательство прекратить строить, а также использовать инфраструктуру по обогащению урана и извлекать плутоний из реакторов, вывести обогащённое ядерное топливо за пределы КНДР и демонтировать все объекты, так или иначе связанные с ядерным оружием.

США должны были, в соответствии с соглашением, поставлять в Северную Корею мазут и построить взамен реактора в Йонбёне, который был остановлен, два реактора гораздо большей мощности на лёгкой воде. Их нельзя было использовать для получения ядерного топлива.

Лихие нулевые

В 2001 году к власти в США пришёл Джордж Буш — младший, включивший КНДР в список «стран-изгоев». При нём обещанные реакторы построены не были, зато требований к Северной Корее становилось всё больше. Уже в 2002 году США заявили о невыполнении Пхеньяном Рамочного соглашения и обвинили КНДР в продолжении обогащения урана. В конце года Северная Корея выдворила со своей территории сотрудников МАГАТЭ и заявила о продолжении работ по ядерной программе.

Итогом нового витка противостояния США и КНДР в январе 2003 года стал выход Пхеньяна из Договора о нераспространении ядерного оружия.

Начавшиеся летом 2003 года шестисторонние переговоры КНДР, КНР, США, России, Южной Кореи и Японии также ни к чему не привели. В 2004 году Северная Корея участвовать в них отказалась, потребовав разъяснений относительно ядерной программы Южной Кореи, которая, как выяснилось, велась уже четыре года.

10 февраля 2005 года КНДР объявила о создании ядерного оружия, но первое испытание провела только в октябре 2006 года. Известно о нескольких испытаниях нового оружия Северной Кореей с 2006 по 2017 год.

  • Ким Чен Ын наблюдает за запуском ракеты
  • Reuters

В 2017 году Пхеньян объявил об испытании термоядерного заряда, так называемой водородной бомбы.

Эксперты отмечают, что развитие северокорейской ядерной программы было вынужденной мерой.

«Уже после Ирака, а потом после Ливии и Сирии стало понятно, что других способов отстоять суверенитет нет. Если бы у Северной Кореи не было ядерной программы, вполне вероятно, что её бы уже бомбили», — подчеркнул в беседе с RT сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов.

По словам эксперта, Северная Корея существует в недружественном окружении, например, с точки зрения Южной Кореи КНДР как государства нет. Формально южнокорейская Конституция распространяется также на северные территории.

С доставкой на Белый дом

Средство доставки ядерного заряда КНДР начала разрабатывать в 1988 году. На создание баллистической ракеты средней дальности «Тэпходон-1» ушло десять лет — первый запуск был произведён в 1998 году.

С 1999 по 2005 год КНДР соблюдала односторонний мораторий на испытания ракет, введённый по итогам переговоров с администрацией Клинтона в обмен на продовольственную помощь.

«Диалог с США прекратился в 2001 году с приходом к власти администрации Буша, а это означает, что мы вправе возобновить испытания ракет», — гласил текст заявления МИД КНДР, который был опубликован 3 марта 2005 года.

В последующие годы Пхеньян продолжил запуски ракет, а в конце 2012-го Северная Корея стала космической державой, успешно выведя на орбиту спутник «Кванмёнсон-3».

В 2017 году , которая упала в Японском море, стал поводом для созыва Совбеза ООН. Вскоре был произведён ещё один , которая упала в Тихий океан, пролетев над японским островом Хоккайдо.

У США особую обеспокоенность вызывает последняя версия «Хвасона» — «Хвасон-15», которая, по мнению специалистов, может поразить любую цель на территории Соединённых Штатов.

Сегодня Северная Корея является ещё и экспортёром ракет. Среди её наиболее крупных покупателей — ОАЭ, Египет, Сирия, Ливия, Пакистан и Йемен. Кроме того, иранские носители, предположительно, были изготовлены на основе северокорейской «Тэпходон-2».

Санкционное давление

Свою ядерную программу КНДР разрабатывала в условиях жёстких , Японией и Южной Кореей, так и Европейским союзом, и даже Австралией. В ООН был создан в отношении КНДР. За каждыми ядерными испытаниями следовали пакеты санкций, которые коснулись практически всех сфер жизни — от культурных обменов и денежных переводов до запрета на поставку различного сырья и товаров.

По мнению Ланцовой, Северная Корея в условиях жёстких санкций добилась очень хорошего результата: в работе над ракетно-ядерной программой были достигнуты значительные успехи — это касается как средств доставки, так и самого ядерного оружия.

Со стороны США давление на Северную Корею усилилось с приходом к власти Дональда Трампа, который уже успел пригрозить КНДР полным уничтожением.

«У США много сил и терпения, но если нам придётся защищаться, то у нас не будет другого выбора, кроме как полностью уничтожить КНДР. Человек-ракета ( — RT ) приступил к самоубийственной миссии», — сказал глава Белого дома, выступая в ООН.

Однако реальная опасность, исходящая от КНДР, вызывает большие сомнения у специалистов. По мнению Тавровского, вероятность того, что Северная Корея первой нанесёт ядерный удар, минимальна.

«Северные корейцы достигли всех своих целей. Они достигли того, ради чего много лет недоедали, перерабатывали. Они практически создали ракетно-ядерный щит, это признано уже всеми противниками КНДР», — уверен эксперт.

Между тем Асмолов допускает возможность того, что Северная Корея может начать действовать первой, если её спровоцируют.

«Если северокорейское руководство будет уверено в том, что никаких мирных альтернатив нет и что их уже собираются убивать, они, естественно, будут действовать по принципу «бей первым», — подчеркнул эксперт.

Решительный настрой и независимость своей политики северокорейское руководство продемонстрировало накануне старта зимней Олимпиады в Пхёнчхане. 8 февраля 2018 года в столице КНДР Пхеньяне состоялся военный парад в честь 70-летия народно-демократической республики. Традиционно торжества проходят в апреле. Однако власти страны решили провести мероприятие в феврале, приурочив его к годовщине основания регулярной армии Северной Кореи. На параде межконтинентальная баллистическая ракета нового типа «Хвасон-15».

«Пока сохраняется враждебная политика Соединённых Штатов, миссия народной армии, выполняющей роль мощного меча для защиты страны, будет продолжаться», — заявил северокорейский лидер Ким Чен Ын, выступая на параде перед военными.

10 февраля 2005 года Северная Корея официально объявила о создании ядерного оружия. Это вызвало обеспокоенность в США и Японии и стало причиной введения жёстких санкций в отношении республики. Ограничительные меры не остановили руководство КНДР, и в 2017 году у страны появилась баллистическая ракета, по словам специалистов, способная доставить смертоносный заряд на территорию Соединённых Штатов. Однако, по мнению экспертов, вероятность того, что Северная Корея первой нанесёт удар, минимальна. Как КНДР создавала ракетно-ядерный щит - в материале RT. 13 лет назад Корейская Народно-Демократическая Республика официально объявила о создании собственных ядерных вооружений.

«Переговорный процесс зашёл в тупик из-за антикорейской враждебной политики США. Покуда Америка размахивает ядерной дубинкой, вознамерившись во что бы то ни стало ликвидировать наш строй, мы будем расширять запасы ядерного оружия ради защиты исторического выбора нашего народа, свободы и социализма», - заявили 10 февраля 2005 года в МИД КНДР.

Оскал «бумажного тигра»

Потенциальная ядерная угроза в разные годы оценивалась лидерами КНДР по-разному. Одно время руководство страны не придавало этому большого значения. Северокорейский лидер Ким Ир Сен считал, что ядерная бомба - это «бумажный тигр».

Начало работ по созданию ядерной инфраструктуры Северной Кореи началось вскоре после того, как Ким Ир Сен узнал, что США во время Корейской войны 1950-1953 годов собирались сбросить на столицу республики семь ядерных бомб. Уже в 1956 году началось сотрудничество между СССР и КНДР в этой сфере, на первых порах заключавшееся в подготовке специалистов.

«Ядерное оружие в Северной Корее появилось фактически сразу после окончания Корейской войны. Уже тогда стало очевидно, что Северной Корее необходимо максимально повышать свою обороноспособность», - рассказала в интервью RT специалист по Северной и Южной Кореям, доцент кафедры Американских исследований СПбГУ Ирина Ланцова .

По мнению профессора Российского университета дружбы народов Юрия Тавровского, главной причиной начала ядерных разработок КНДР стали «глубокое чувство угрозы со стороны традиционных противников Кореи, таких как Япония и Соединённые Штаты, а также стремление опираться на собственные силы, политика чучхе».

Корейцы решили не надеяться на ядерный зонтик Советского Союза и Китая, считает Тавровский. Кроме того, по его мнению, на тот момент ещё свежа была память о разрушительной и кровопролитной войне.

«Они (власти Северной Кореи - RT) пришли к выводу, что только ядерное оружие может быть гарантией неповторения войны обычными методами, которые исключительно разрушительны, и полагали, очевидно, что ядерное оружие не будет применено, но станет хорошей защитой», - полагает эксперт.

Постепенно Северная Корея обзавелась необходимой инфраструктурой и уже в 1974 году вступила в МАГАТЭ . Тогда же началась работа по созданию Пхеньяном собственного ядерного оружия. Значительную помощь в этом оказал, в частности, Китай, допустивший северокорейских учёных на свои объекты.

Успеху КНДР способствовали, по мнению Тавровского, два основных фактора: «перенапряжение экономических, технических, научных сил самой Северной Кореи», а также «осознанные и неосознанные передачи технологий другими странами, такими как Советский Союз, Китайская Народная Республика и, возможно, Пакистан». На последней стадии, уже в наше время, корейцы выкупили технологии либо специалистов из Украины, из «Днепропетровска, где расположен завод „Южмаш“, который выпускал для Советского Союза самые тяжёлые жидкостные ракеты, которые известны на Западе как „Сатана“.

В 1985 году, рассчитывая на помощь СССР в строительстве АЭС, Пхеньян под давлением Москвы подписал Договор о нераспространении ядерного оружия. В начале 1990-х в страну зачастили инспекторы МАГАТЭ, итоги их проверок оказались неоднозначны.

Весной 1993 года было объявлено о намерении КНДР выйти из Договора, а летом 1994-го страна покинула МАГАТЭ. Впоследствии стало известно, что именно в 1994 году США чуть не нанесли удар по реактору в Йонбёне - крупнейшему в Северной Корее ядерному объекту. Однако, проанализировав неизбежные жертвы, Клинтон от этой затеи отказался.

После визита в КНДР экс-президента США Джимми Картера странам удалось в конце 1994 года подписать так называемое Рамочное соглашение. Согласно этому документу, Северная Корея, в частности, брала на себя обязательство прекратить строить, а также использовать инфраструктуру по обогащению урана и извлекать плутоний из реакторов, вывести обогащённое ядерное топливо за пределы КНДР и демонтировать все объекты, так или иначе связанные с ядерным оружием.

США должны были, в соответствии с соглашением, поставлять в Северную Корею мазут и построить взамен реактора в Йонбёне, который был остановлен, два реактора гораздо большей мощности на лёгкой воде. Их нельзя было использовать для получения ядерного топлива.

Лихие нулевые

В 2001 году к власти в США пришёл Джордж Буш - младший, включивший КНДР в список „стран-изгоев“. При нём обещанные реакторы построены не были, зато требований к Северной Корее становилось всё больше. Уже в 2002 году США заявили о невыполнении Пхеньяном Рамочного соглашения и обвинили КНДР в продолжении обогащения урана. В конце года Северная Корея выдворила со своей территории сотрудников МАГАТЭ и заявила о продолжении работ по ядерной программе.

Итогом нового витка противостояния США и КНДР в январе 2003 года стал выход Пхеньяна из Договора о нераспространении ядерного оружия.

Начавшиеся летом 2003 года шестисторонние переговоры КНДР, КНР, США, России, Южной Кореи и Японии также ни к чему не привели. В 2004 году Северная Корея участвовать в них отказалась, потребовав разъяснений относительно ядерной программы Южной Кореи, которая, как выяснилось, велась уже четыре года.

10 февраля 2005 года КНДР объявила о создании ядерного оружия, но первое испытание провела только в октябре 2006 года. Известно о нескольких испытаниях нового оружия Северной Кореей с 2006 по 2017 год.

В 2017 году Пхеньян объявил об испытании термоядерного заряда, так называемой водородной бомбы.

Эксперты отмечают, что развитие северокорейской ядерной программы было вынужденной мерой.

»Уже после Ирака, а потом после Ливии и Сирии стало понятно, что других способов отстоять суверенитет нет. Если бы у Северной Кореи не было ядерной программы, вполне вероятно, что её бы уже бомбили», - подчеркнул в беседе с RT сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов .

По словам эксперта, Северная Корея существует в недружественном окружении, например, с точки зрения Южной Кореи КНДР как государства нет. Формально южнокорейская Конституция распространяется также на северные территории.

С доставкой на Белый дом

Средство доставки ядерного заряда КНДР начала разрабатывать в 1988 году. На создание баллистической ракеты средней дальности «Тэпходон-1» ушло десять лет - первый запуск был произведён в 1998 году.

С 1999 по 2005 год КНДР соблюдала односторонний мораторий на испытания ракет, введённый по итогам переговоров с администрацией Клинтона в обмен на продовольственную помощь.

«Диалог с США прекратился в 2001 году с приходом к власти администрации Буша, а это означает, что мы вправе возобновить испытания ракет», - гласил текст заявления МИД КНДР, который был опубликован 3 марта 2005 года.

В последующие годы Пхеньян продолжил запуски ракет, а в конце 2012-го Северная Корея стала космической державой, успешно выведя на орбиту спутник «Кванмёнсон-3».

В 2017 году запуск ракеты «Хвасон-14», которая упала в Японском море, стал поводом для созыва Совбеза ООН . Вскоре был произведён ещё один запуск северокорейской ракеты «Хвасон-12», которая упала в Тихий океан, пролетев над японским островом Хоккайдо.

У США особую обеспокоенность вызывает последняя версия «Хвасона» - «Хвасон-15», которая, по мнению специалистов, может поразить любую цель на территории Соединённых Штатов.

Сегодня Северная Корея является ещё и экспортёром ракет. Среди её наиболее крупных покупателей - ОАЭ, Египет, Сирия, Ливия, Пакистан и Йемен. Кроме того, иранские носители, предположительно, были изготовлены на основе северокорейской «Тэпходон-2».

Санкционное давление

Свою ядерную программу КНДР разрабатывала в условиях жёстких санкций, вводимых как США, Японией и Южной Кореей, так и Европейским союзом , и даже Австралией. В ООН был создан комитет Совбеза по санкциям в отношении КНДР. За каждыми ядерными испытаниями следовали пакеты санкций, которые коснулись практически всех сфер жизни - от культурных обменов и денежных переводов до запрета на поставку различного сырья и товаров.

По мнению Ланцовой, Северная Корея в условиях жёстких санкций добилась очень хорошего результата: в работе над ракетно-ядерной программой были достигнуты значительные успехи - это касается как средств доставки, так и самого ядерного оружия.

Со стороны США давление на Северную Корею усилилось с приходом к власти Дональда Трампа , который уже успел пригрозить КНДР полным уничтожением.

«У США много сил и терпения, но если нам придётся защищаться, то у нас не будет другого выбора, кроме как полностью уничтожить КНДР. Человек-ракета (Ким Чен Ын - RT) приступил к самоубийственной миссии», - сказал глава Белого дома, выступая в ООН.

Однако реальная опасность, исходящая от КНДР, вызывает большие сомнения у специалистов. По мнению Тавровского, вероятность того, что Северная Корея первой нанесёт ядерный удар, минимальна.

«Северные корейцы достигли всех своих целей. Они достигли того, ради чего много лет недоедали, перерабатывали. Они практически создали ракетно-ядерный щит, это признано уже всеми противниками КНДР», - уверен эксперт.

Между тем Асмолов допускает возможность того, что Северная Корея может начать действовать первой, если её спровоцируют.

«Если северокорейское руководство будет уверено в том, что никаких мирных альтернатив нет и что их уже собираются убивать, они, естественно, будут действовать по принципу «бей первым», - подчеркнул эксперт.

Решительный настрой и независимость своей политики северокорейское руководство продемонстрировало накануне старта зимней Олимпиады в Пхёнчхане. 8 февраля 2018 года в столице КНДР Пхеньяне состоялся военный парад в честь 70-летия народно-демократической республики. Традиционно торжества проходят в апреле. Однако власти страны решили провести мероприятие в феврале, приурочив его к годовщине основания регулярной армии Северной Кореи. На параде была продемонстрирована межконтинентальная баллистическая ракета нового типа «Хвасон-15».

«Пока сохраняется враждебная политика Соединённых Штатов, миссия народной армии, выполняющей роль мощного меча для защиты страны, будет продолжаться», - заявил северокорейский лидер Ким Чен Ын, выступая на параде перед военными.

В статье поговорим об испытании ядерного оружия в Северной Кореи, а также о других странах, которые могут представлять угрозу. Подробно рассмотрим этот вопрос со всех сторон, а также изучим ядерные испытания в Корее и поговорим о потенциале других стран.

Ракетно-ядерная программа КНДР

Так условно называется комплекс исследовательских работ по созданию ядерных зарядов в Все данные основываются на официальных документах или заявлениях правительства страны, так как разработки скрыты. Власть заверяет, что все испытания носят исключительно мирный характер и направлены на изучение космоса. Зимой 2005 года о ядерном оружии заявила официально и через год уже произвела первый взрыв.

Известно, что после войны США регулярно угрожали Северной Корее тем, что могут применить ядерное оружие. Правитель Ким Ир Сен, находясь под защитой СССР, был спокоен в этом отношении, пока не узнал, что США планировали сбросить на Пхеньян 7 ядерных зарядов во время Корейской войны. Это послужило мощным толчком к тому, что в Кореи начались исследования ядерной энергии. Принято считать 1952 год началом ядерной деятельности КНДР. Действовала страна совместно с СССР, который оказывал немалую помощь. С 1970-х годов началась разработка ядерного оружия в Северной Корее. Были заключены договора с Китаем, который пустил исследователей на свои полигоны.

В 1985 году под сильным давлением со стороны СССР КНДР подписала Договор о нераспространении ядерного оружия.

Первое испытание

Осенью 2006 года власти страны заявили о том, что было успешно проведено первое ядерное испытание. В официальном заявлении говорилось о том, что это было подземное испытание, которое послужит миру и стабильности на Корейском полуострове. Исследование проходило на полигоне Пунгери, который располагается на северо-востоке республики, меньше чем в 200 км от границы с Россией. Подземный толчок вызвал землетрясения в Японии, США, Австралии, Южной Корее и России.

После этого вопрос о том, есть ли ядерное оружие у Северной Корее, больше не стоял. Власти КНР были предупреждены за 2 часа до взрыва. Мировые державы, включая Россию и Китай, а также высшие эшелоны власти Евросоюза и НАТО критически отнеслись к тестированию ядерного оружия. Политические лидеры открыто высказывали свое недовольство. Из-за этого вооружение которой заслуживает внимания, сразу же пришла в боевую готовность.

Второе испытание

Весной 2009 года прошло второе испытание, мощность которого была намного больше. После взрыва на 9 языках международное радио Кореи вещало о том, что их народ вышел в поддержку испытания оружия, так как регулярно появляется угроза со стороны США. Корея же, в свою очередь, просто проводит решительные меры для возможной защиты своей территории.

При этом Южная Корея присоединилась к странам, которые негативно отнеслись к такому положению дел. Правительство США даже выдвинуло санкции против КНДР. В ответ власти сказали, что, если будут проводится массовые досмотры, Корея воспримет это как начало войны.

Третье испытание

Зимой 2013 года республика публично заявила о том, что намерена провести ещё одно испытание. В феврале исследователи из США заметили подземные толчки, локализация которых находилась примерно в области ядерного полигона Северной Кореи. В ООН было объявлено об обнаружении странного сейсмического явления, имеющего признаки взрыва. В тот же день власти Северной Кореи заявили об успешно проведенном эксперименте. 12 декабря 2012 года исследователи КНДР вывели на орбиту новый спутник, из-за чего начался кризис в стране. Отношения США, Южной Кореи, Японии и Северной Кореи сильно накалились.

Все еще думаете, есть ли ядерное оружие у Северной Кореи и сколько его? Будет полезно узнать, что в 2015 году официально заявил, что у страны есть водородная бомба. Аналитики с уверенность сказали, что, скорее всего, разработки в этом направлении ведутся, но готовых боезарядов ещё нет.

В январе 2016 года власти Южной Кореи поделились информацией о том, что КНДР якобы готовится к испытанию водородной бомбы. Разведчики говорили о том, что в Северной Корее наладилось производство трития, необходимо для создания бомбы, а также строится новый подземный тоннель. Зимой 2017 года по приказу Ким Чен Ына был проведён первый взрыв термоядерной бомбы возле китайской границы. Эту информацию подтвердили китайские исследователи. Осенью того же года официально была подтверждена информация о том, что КНДР владеет водородной бомбой.

Четвертое испытание

Зимой 2016 года снова о себе напомнила Северная Корея. Ядерная держава провела еще один взрыв и вскоре заявила о том, что прошло первое успешное Однако эксперты со всего мира проявили некоторое недоверие к этим словами и усомнились, что взорвана была именно водородная бомба. Они настаивали, что взрыв должен был быть мощнее в несколько сотен тысяч млн. тонн. Он был приравнен к тому, что случился 2009 года. По мощности его сравнивали с бомбой, взрывавшейся в Хиросиме.

Пятое испытание

Осенью 2016 года утром на территории страны произошел мощный сейсмический взрыв. Эпицентр находился в населенном пункте, недалеко от полигона Пунгери. Геологи США классифицировали сейсмические толчки, как взрыв. Чуть позже КНДР официально заявила об успешном проведении пятого испытания ядерного оружия.

Шестое испытание

3 сентября 2017 года были зафиксированы мощнейшие подземные толчки на территории Северной Кореи. Их заметили сейсмические станции множества стран. В этот раз ученые сошлись во мнении, что взрыв был наземный. Он произошел днем по местному времени в районе полигона Пунгери. Официально власти Кореи заявили об успешном испытании боеголовки с ядерным зарядом. Мощность взрыва была невероятной и в 10 раз превышала ту, которая была осенью 2016 года. Через несколько минут после первого толчка Геологическая служба США зафиксировала ещё один. Со спутника были видны множественные оползни.

Страны

Когда у Северной Кореи появилось ядерное оружие, она вступила в так называемый «Ядерный клуб», состоящий из государств, которые владеют разным количеством такого оружия. Список стран, которые законно владеют мощностями: Франция, Китай, Великобритания, Россия и США. Нелегитимными владельцами являются Пакистан, Индия и Северная Корея.

Надо упомянуть, что Израиль официально не считается владельцем ядерного оружия, но многие мировые эксперты уверены, что у страны есть собственные секретные разработки. Однако многие государства в свое время занимались разработкой такого оружия. К тому же, не все подписали Договор о нераспространении в 1968 году, а многие из тех, кто подписал его - не ратифицировали. Именно поэтому угроза по-прежнему существует.

США

Перечень стран с ядерным оружием начнем с США. Основа мощи ее заключается в баллистических ракетах на подводных лодках. Известно, что на данный момент США имеет более 1500 боезарядов. После Второй мировой войны производство оружия резко усилилось, но в 1997 году было прекращено.

Россия

Итак, список стран с ядерным оружием продолжает Российская Федерация, которая владеет 1480 боеголовками. Также она имеет боезапасы, которые могут использоваться в морских, стратегических, ракетных и авиационных войсках.

В течении последнего десятилетия количество оружия в России значительно уменьшилось благодаря подписанию договора о взаимном разоружении. РФ, как и США, подписывала еще договор 1968 года, поэтому она входит в список стран, владеющих ядерными боезапасами легитимно. При этом наличие такой угрозы позволяет России достойно отстаивать свои политические и экономические интересы.

Франция

Насколько сильна армия Северной Кореи, мы уже поняли, но что на счет европейских стран? Франция, например, владеет 300 боеголовками, которые можно применять на подводных лодках. Также страна имеет около 60 мультипроцессоров, которые могут быть использованы в целях военной авиации. Запас оружия этой страны кажется ничтожно малым по сравнению с объемами США и России, но и это весомо. Франция очень длительное время боролась за независимость в плане разработки собственного оружия. Исследователи пытались изобрести суперкомпьютер, проводили испытания ядерного оружия. Но всё это длилось до 1998 года, после чего все разработки были уничтожены и прекращены.

Великобритания

Эта страна владеет примерно 255 единицами ядерного оружия, из которых более 150 находятся в полной готовности для использования на подводных лодках. Неточности в количество оружия Великобритании вызваны тем, что принципы политики запрещают размещать подробную информацию о качестве вооружения. Страна не пытается увеличить свой ядерный потенциал, но и ни в коем случае не собирается его понижать. Здесь ведется активная политика сдерживания использования смертельного оружия.

Китай, Индия, Пакистан

О том, сколько ядерного оружия у Северной Кореи, мы поговорим позже, а пока обратим внимание на Китай, который владеет примерно 240 единицами ядерного оружия. По неофициальным данным считается, что на территории страны есть около 40 межконтинентальных ракет и около 1000 ракет малой дальности. Правительство не дает никаких точных данных о количестве оружия, уверяя, что оно будет поддерживаться на минимальном уровне для гарантирования безопасности.

Также власти Китая утверждают, что они никогда не применят оружие такого типа первыми, а если его и придётся использовать, то оно не будет направлено на страны, у которых ядерного вооружения нет. Что и говорить, мировое сообщество очень положительно реагирует на такие заявления.

Ядерное оружие Северной Кореи мы уже рассмотрели, а что на счет на такой многогранной страны, как Индия? Эксперты считают, что она относится к государствам, которые владеют смертельным оружием нелегитимно. Считается, что военный запас состоит термоядерных и ядерных боеголовок. Еще есть баллистические ракеты, ракеты малой и средней дальности. Несмотря на то, что страна владеет ядерным оружием, на мировой арене никак это не обсуждается и не предоставляется никакой информации, что расстраивает мировое сообщество.

В Пакистане, по мнению экспертов, есть около 200 боеголовок. Однако это лишь неофициальные данные, поскольку точной информации нет. Общественность очень жестко отреагировала на все испытания ядерного оружия в этой стране. Пакистан получил массу экономических санкций почти от всех государств мира, кроме Саудовской Аравии, так как она была связана с ним договорами о поставке нефти.

Вооружение которой явно достаточное, по-прежнему является основной мировой угрозой. Правительство не хочет предоставлять никакой приблизительной информации о количестве оружия. Известно, что есть ракеты средней дальности и мобильный комплекс ракет «Мусудан». Из-за того, что КНДР регулярно проводит испытания своего оружия и даже публично заявляет, что оно в стране есть, на нее регулярно накладываются экономические санкции. Уже давно ведутся шестисторонние переговоры между странами, но несмотря на все это, Корея не собирается прекращать свои исследования.

Что касается упомянутых переговоров, то они начались ещё в 2003 году. Участниками стали США, Россия, Япония, Южная Корея. Первые три раунда переговоров, которые происходили в 2003-2004-х годах не принесли никакого практического результата. Четвертый раунд прошел без участия Пхеньяна - столицы КНДР. Случилось это из-за нового кризиса в отношениях КНДР с Америкой и Японией.

На всех этапах переговоров речь идет об одном и том же - чтобы страна свернула свою ядерную программу и уничтожила созданное оружие. США предлагали Корее экономические выгоды и полную гарантию того, что агрессии и угроз с их стороны больше не будет. Однако, когда все страны-участниц потребовали, чтобы КНДР полностью свернула всю свою деятельность, да ещё и под контролем МАГАТЭ, Корея решительно отказалась.

Позже страна всё-таки смягчила свои условия и согласилась временно заморозить свои исследования в обмен на поставку мазута на максимально выгодных для Кореи условиях. Однако к этому моменту США и Японии было уже недостаточно заморозки, они хотели полного прекращения ядерной программы. Естественно, КНДР такие условия не приняла.

В последствии США удалось договориться с Кореей о временной заморозке всех испытаний за хорошее вознаграждение. Однако после этого страны-участницы стали требовать самого желанного - полностью прекратить и уничтожить все разработки. В который раз Корея отвергла такие условия.

Переговоры длятся до сих пор, и ситуации происходят аналогичные: как только КНДР идет на уступки, от неё требуют ещё больше. Корея, в свою очередь, ни под каким предлогом не соглашается свернуть ракетно-ядерную программу.

МИР И БЕЗОПАСНОСТЬ

НЕРАСПРОСТРАНЕНИЕ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ И ЯДЕРНАЯ ПРОГРАММА КНДР

Пак Сан Хун

Институт внешней политики и национальной безопасности (Республика Корея) Республика Корея, Сеул, Сеочо-гу Сеочо-донг, 13-76-2, 137-863

В статье анализируются современные аспекты проблемы нераспространения ядерного оружия на примере международных подходов к ядерной программе КНДР, а также усилия мирового сообщества по ее разрешению, в особенности по линии Шестисторонних переговоров.

Ключевые слова: Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), МАГАТЭ, Северная Корея, ядерная программа, ядерная проблема, Шестисторонние переговоры.

После Карибского кризиса 1962 г., чуть не приведшего к мировой ракетно-ядерной войне, СССР и США как ведущие ядерные державы пришли к выводу, что, во-первых, гонка вооружений должна быть в какой-то мере ограничена, а во-вторых - что доступ новых членов в «ядерный клуб» должен быть закрыт. В итоге в 1968 г. СССР, США и Великобританией, а также еще примерно полусотни стран, уже тогда определивших для себя, что они не нуждаются в собственном ядерном оружии, был подписан Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), вступивший в силу в 1970 г. После присоединения к нему в 1992 г. Франции и КНР его членами оказались все пять ядерных держав - постоянных членов Совета Безопасности ООН. Однако, к сожалению, это не остановило расползание ядерного оружия. Еще в 1970-х гг. Израиль создал свои первые ядерные устройства, причем сотрудничая в этой сфере с режимом апартеида в Южно-Африканской Республике. Шахскому Ирану хватило бы нескольких лет для обретения потенциала по созданию ядерного оружия, но этому помешала революция 1979 г. При этом все указанные страны категорически отрицали даже наличие такого рода намерений.

Положение изменилось в 1998 г., когда не состоящие в ДНЯО Индия и Пакистан явочным порядком влились в «ядерный клуб». Ситуация еще больше усугубилась, когда Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) сначала вышла из ДНЯО в 2003 г., а затем официально заявила о проведении первого ядерного испытания в 2006 г., за которым последовало еще одно в 2009 г. Одновремен-

но появились и подозрения относительно ядерной программы Исламской Республики Иран .

С формально-юридической точки зрения Индия и Пакистан не могут быть подвергнуты осуждению за нарушение положений ДНЯО, поскольку не состоят в нем. Обе страны утверждают, что нуждаются в ядерном оружии исключительно в целях самообороны друг против друга, но могли бы присоединиться к ДНЯО - при условии присоединения другой стороны. Но это маловероятно, ибо у Индии есть еще один потенциальный противник, который «законно» обладает ядерным оружием - Китай. Иран же по сути дела подозревается лишь в стремлении стать «пороговым государством», быть которым ДНЯО не запрещает.

Ситуация с КНДР совершенно иная. Она открыто заявляет о проведении ядерных испытаний и наличии у нее ядерного оружия. При этом она обладает, помимо границы с Республикой Корея, также общими границами с двумя ядерными, но не враждебными ей державами - КНР и Россией, а также имеет дело с базирующимися в регионе вооруженными ядерным оружием силами Соединенных Штатов Америки, которых она рассматривает в качестве своего самого опасного врага. Поэтому понятно, что возможность отказа Северной Кореи от ядерного оружия на взаимной основе с любой или всеми тремя региональными ядерными державами полностью отсутствует - он возможен лишь в одностороннем порядке. Это делает северокорейскую ядерную проблему особенно сложной и комплексной, и она имеет много измерений или уровней. Представляется целесообразным осмысливать ее на трех уровнях - глобальном, региональном и национальном.

На глобальном уровне данная проблема - серьезная угроза режиму нераспространения в качестве негативного примера для других стран. Данный факт очевиден для любых непредубежденных исследователей.

На региональном уровне конфликт из-за этой проблемы - сердцевина более широкой проблемы безопасности в Северо-Восточной Азии. Представляются обоснованными опасения, что если при появлении у Северной Кореи ядерного потенциала возникнут сомнения в готовности США выполнять свои обязательства по защите союзников, то последние, скорее всего, тоже устремятся к обладанию ядерным оружием.

На национальном уровне военная ядерная программа КНДР служит главной помехой для экономического развития Севера и Юга Кореи, для межкорейского примирения и, в конечном счета, воссоединения страны. Этот уровень включает в себя факторы и процессы на уровне отдельно взятых вовлеченных в конфликт государств и их правительств. На этом уровне в наибольшей степени на развитие ситуации влияют шаги, которые предпринимают Республика Корея (РК), США, КНР, Россия и Япония.

Следует напомнить, что в ответ на вывод США своих тактических ядерных вооружений из Южной Кореи в сентябре 1991 г. РК и КНДР в декабре того же года подписали Соглашение о примирении, ненападении, обменах и сотрудничестве, а в январе следующего - Совместную декларацию Севера и Юга о денуклеариза-ции Корейского полуострова. Однако уже в 1993 г. разразился первый ядерный кризис, когда КНДР очень ненадолго приостановила свое участие в ДНЯО. И тогда президент РК Ким Ён Сам тесно увязал ядерную проблему с прогрессом в двусто-

ронних отношениях. В 1994 г. посредничество экс-президента США Дж. Картера помогло сторонам согласиться на проведение саммита, но внезапная смерть лидера КНДР Ким Ир Сена ликвидировала перспективы переговоров.

Тем не менее КНДР осталась в ДНЯО, а 1998 г. новый южнокорейский президент Ким Дэ Чжун начал активно проводить принципиально новую политику всеобъемлющего и активного взаимодействия с Севером, которая продолжалась и на всем протяжении президентства его преемника Но Му Хёна. Однако эта политика «солнечного тепла», символами которой стали саммиты «Ким-Ким», т.е. Ким Дэ Чжуна и нового лидера КНДР Ким Чен Ира (2000 г.) и саммит «Но-Ким», т.е. Но Му Хёна с Ким Чен Иром (2007 г.), распространилась в основном на экономические и гуманитарные обмены. Она так и не смогла запустить мирный процесс, поскольку Север отказался обсуждать вопросы безопасности, включая ядерную проблему.

Благодаря подписанию Рамочного соглашения, достигнутого с помощью серии двусторонних переговоров между Соединенными Штатами и Северной Кореей в 1994 г., первый ядерный кризис закончился, но предпосылки для него остались. С началом второго ядерного кризиса в 2003 г. новой платформой для обсуждения проблемы стали Шестисторонние переговоры с участием обоих корейских государств, США, КНР, России и Японии. Однако такие важные прорывы, как Совместная декларация от 19 сентября 2003 г. и Соглашение от 13 февраля, состоялись лишь благодаря двусторонним американо-северокорейским переговорам.

Частично причина того, почему не удалось серьезно обсудить северокорейскую ядерную проблему на межкорейском уровне, заключается в дефиците воли у прежних южнокорейских правительств. Они имели склонность заниматься лишь более простыми вопросами, без серьезных возражений отступая перед отказом Пхеньяна обсуждать ядерную проблему. Во-вторых, характерные особенности северокорейского ядерного кризиса за прошедшие годы стали другими и вышли за рамки отношений Север-Юг . Рамки Шестисторонних переговоров предусматривал участие РК в обсуждении ядерной проблемы, но тем самым они сами по себе огранили возможность ее разрешения на межкорейской основе. Поэтому выпадение ядерной проблематики из повестки дня межкорейских встреч частично произошло из-за отсутствия воли у Сеула, но главная причина - изменившиеся за последние двадцать лет характеристики проблемы .

После инаугурации президента Ли Мён Бака в Южной Корее в феврале 2008 г. межкорейские отношения остаются напряженными, особенно в плане наличия противоположных точек зрения на вопрос о реализации договоренностей, достигнутых в итоге двух межкорейских саммитов в 2000 и 2007 гг. С точки зрения новой администрации, проводившаяся десять лет политика «солнечного тепла», межкорейские диалоги и обмены, сотрудничество и помощь Юга Северу не сумели подтолкнуть Северную Корею к отказу от ядерной программы.

Новая южнокорейская администрация стала больше внимания уделять проблеме денуклеаризации. При этом она дала ясно понять, что если Север продемонстрирует свою решимость отказаться от ядерного оружия, то Юг готов к осуществлению всеобъемлющей программы развития межкорейского экономического сотрудничества. Пхеньян оказался крайне недоволен такими переменами и стал

выражать это наращиванием враждебной пропаганды и реальными физическими мерами в отношении РК. Это выразилось и в потоплении в 2009 г. южнокорейского корвета «Чхонан», вину за которое и РК, и США, и Япония возложили на Пхеньян, хотя КНДР не признала свою причастность, а Россия и Китай заняли позицию сторонников презумпции невиновности и в обстреле северокорейской артиллерией южнокорейского острова на следующий год, и в других действиях.

Относительно США можно отметить, что в отличие от администрации Б. Клинтона, поддерживавшей политику «солнечного тепла», первоначальный подход администрации Дж. У. Буша к проблеме был неопределенным. Госсекретарь К. Пауэлл заявил о преемственности, о том, что республиканская администрация «подберет то, что оставил президент Клинтон» . В июне 2001 г. администрация Буша провозгласила свою стратегию в отношении КНДР, которую она определила как активизацию реализации Рамочного соглашения при одновременном более всеобъемлющем подходе к переговорам. Однако вскоре политика «солнечного тепла» для администрации Буша превратилась в раздражитель в отношениях между США и Южной Кореей. При Буше США заняли более сдержанную позицию в отношении вовлечения КНДР в сотрудничество. В условиях, когда Северная Корея настойчиво добивалась проведения двусторонних переговоров с США, те предпочли многосторонние переговоры с привлечением РК, Китая, Японии и России, чтобы разделять с ними ответственность за ядерное нераспространение. Это особенно характерно для периода после 11 сентября 2001 г., когда США обнародовали новую стратегию упреждения международного терроризма и применения ОМУ, оправдывая это тем, что стратегии политического и военного сдерживания, основанные на реагировании на уже случившееся, уже неадекватны .

Администрация Буша быстро потеряла доверие к Шестисторонним переговорам. Различия между коренными интересами, переговорными стилями и внутренними приоритетами каждой страны-участницы осложняли этот процесс. Остальные пять участниц переговоров сумели вернуть КНДР за стол переговоров и выработать соглашения по имплементации Совместного заявления. Но переговоры уперлись в нежелание Пхеньяна согласиться на обязательную четкую верификацию.

Критики политики Дж. Буша в США обвиняли ее в неадекватности, в том, что она вызвала рост конфронтации с Северной Кореей, привела к бездействию Рамочного соглашения и вынудила сформировать механизм Шестисторонних переговоров без ясного понимания того, как эти шаги должны были обеспечить свертывание северокорейской ядерной программы. Далее отмечалось, что администрация была чрезмерно занята вторжением в Ирак, где ядерное оружие так и не обнаружилось, тогда как действительно реальной и неотложной ядерной угрозе на Корейском полуострове было позволено выйти из-под контроля. Когда же итоги войны в Ираке оказались проблематичными, администрация Буша не сумела обеспечить прекращение внутренних дебатов, и это сильно ограничило ее способность перейти к политике вовлечения Северной Кореи в конструктивное сотрудничество с помощью какого-то крупного привлекательного предложения .

Ко времени прихода к власти администрации Б. Обамы КНДР, согласно некоторым данным, обладала плутонием, достаточным для производства от шести до восьми ядерных зарядов и проявляла мало интереса к шагам по развитию ранее принятых ею обязательств. Администрация Обамы заявила о приверженности дипломатическим методам. Однако Северная Корея отвергла эти подходы и в 2009 г. денонсировала Совместную межкорейскую декларацию о денуклеаризации Корейского полуострова 1992 г., выдворила инспекторов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) со своих вновь введенных в действие ядерных объектов в Йонбёне, покинула - возможно на время - Шестисторонние переговоры, заявив, что «больше не будет участвовать в таких переговорах» и провела второе ядерное испытание. В ответ США заявили, что их жизненно важный интерес - это полный, поддающийся проверке и необратимый демонтаж (complete, verifiable and irreversible dismantlement - CVID) военной ядерной программы Северной Кореи .

Китайская Народная Республика с начала 1990-х гг. избегала активной роли в ходе первого северокорейского ядерного кризиса. В то время Китай делал упор на свой принцип невмешательства и подчеркивал, что данную проблему должны решать непосредственно вовлеченные стороны . Однако когда разразился второй кризис, он отказался от роли осторожного наблюдателя и занял более активную позицию. После выхода Северной Кореи из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в январе 2003 г., Китай организовал в апреле Трехсторонние переговоры с участием Соединенных Штатов и Северной Кореи, ставшие прологом к Шестисторонним, а в августе 2003 г. уже все шесть сторон впервые собрались, причем, что примечательно, в Пекине.

Подход Китая определяется его потребностью в поддержании внутренней стабильности и поощрении экономического развития. Движущей силой сопротивления КНР жесткой международной реакции на действия КНДР являются опасения, что крах северокорейского режима или вызванный строгими санкциями экономический кризис могли бы породить огромный поток северокорейских беженцев через общую границу. В то же время Пекин иногда вносит конструктивный вклад в разработку и применение жестких санкций СБ ООН в отношении Северной Кореи. Он желает улучшить свой облик в мире и построить более позитивные отношения с США, и достижению данных целей была призвана помочь его роль председателя на Шестисторонних переговорах и по сути дела ведущего посредника между сторонами.

Учитывая тесные отношения Китая с КНДР и несравнимое ни с кем влияние на нее, Китай в случае более глубокого вовлечения в решение проблемы северокорейской ядерной проблемы играл бы ключевую роль в любом ее разрешении. Зависимость Северной Кореи от Китая по линии экономических связей и политической протекции делают его мощной и авторитетной силой. Подход КНР к КНДР, видимо, отражает одновременно и подлинное желание не допустить международных санкций, способных дестабилизировать эту страну, и столь же подлинное желание удержать Пхеньян от тех или иных опрометчивых шагов.

После проведения Северной Кореей второго ядерного испытания в мае 2009 г. Китай проявил больше восприимчивости к идее введения ООН новых санкций.

Но реального воплощения это не нашло . Причина в том, что, хотя денуклеари-зация Корейского полуострова желательна для Китая, более актуальный приоритет для Пекина - сохранить Северную Корею на полуострове в качестве жизнеспособного союзника. Теоретически Китай мог бы использовать то, что он является главным источником энергии, продовольствия и других жизненно важных товаров, чтобы заставить Пхеньян отказаться от его военной ядерной программы. Однако в реальности Пекин очень опасается возможных последствий применения такого мощного «рычага» . Больше всего Пекин обеспокоен возможностью военных действий на полуострове, краха государства на Севере, потока северокорейских беженцев в Китай и, тем более, такого воссоединения Кореи, которое привело бы к военному присутствию США к северу от 38-й параллели. Поэтому, хотя Китай выступает за возобновление процесса переговоров, его ценность для Пекина не следует преувеличивать. По сравнению с сохранением КНДР, он стоит гораздо ниже на шкале приоритетов китайской дипломатии .

Участие Российской Федерации в Шестисторонних переговорах все это время оставалось осторожным, но принципиальным и основывалось на двух принципах, а именно - «свободный от ядерного оружия Корейский полуостров» и «мирное разрешение конфликта». Позиция России полностью соответствует ее последовательной приверженности ДНЯО. Именно СССР в свое время убедил КНДР подписать ДНЯО и обеспечить возможность работы инспекторов МАГАТЭ в качестве условия своего дальнего сотрудничества с Пхеньяном . Только после этого Москва согласилась поставить КНДР четыре легководных ядерных реактора.

Россию беспокоит не только то, что северокорейское ядерное оружие поставит под угрозу общий баланс сил в Северо-Восточной Азии, подтолкнув к созданию такого оружия Японию и Южную Корею и, соответственно, ускорению наращивания китайского ядерного потенциала, но и то, что наличие его у КНДР нанесет ущерб глобальным усилиям по нераспространению. Связанные с гонкой вооружений в регионе расходы были бы весьма велики, а цепная реакция ядерного распространения в мире - весьма серьезна. Россия непосредственно также озабочена тем, чтобы избежать вооруженного конфликта или любых неожиданных перемен на Корейском полуострове. Ввиду географической близости к Северной Корее неожиданный крах режима или применение ядерного оружия на Корейском полуострове были бы пагубными для российского Дальнего Востока, поскольку, как известно, и радиация, и беженцы не признают государственные границы.

Эти соображения заставили Россию сопротивляться любым предложениям о применении силы или какой-либо иной схемы, направленной на резкую смену режима в КНДР. Россия придерживается точки зрения, что разрешение нынешнего ядерного кризиса можно найти путем урегулирования через переговоры, и считает, что угрозы, санкции и обвинения против Северной Кореи могут оказаться контрпродуктивны. В то же время уже давно информационные сообщения о контактах российских дипломатов с северокорейскими коллегами содержат одну и ту же констатацию того, что Россия надеется на возобновление шестисторонних переговоров.

Что касается Японии, то она, как страна, пережившая Хиросиму и переживающая Фукусиму, также крайне обеспокоена северокорейской ядерной проблемой. Стабильность в Северо-Восточной Азии критически важна для экономического благополучия этой страны, а военная ядерная программа КНДР (как и ракетная) воспринимается Японией в качестве прямой угрозы национальной безопасности. Основная цель японской политики в отношении КНДР - нормализовать при сотрудничестве с США и РК отношения с ней путем разрешения северокорейской ядерной проблемы.

Вместе с тем японская сторона регулярно поднимает вопрос о похищениях в прошлом северокорейскими агентами японских граждан. Позиция Токио по вопросу об этих похищениях деликатно критикуется остальными участниками Шес-тисторонних переговоров, которые считают, что прогресс в деле денуклеаризации не следует делать заложником данного важного, но гораздо более частного вопроса. Тем не менее без его решения Токио отказывается предоставлять какую-либо помощь в сфере энергетики или давать иные позитивные стимулы Северной Корее. В сентябре 2002 г. северокорейский лидер Ким Чен Ир принес извинения премьер-министру Д. Коидзуми за похищения, полагая, видимо, что это снимет или хотя бы смягчит вопрос. Однако, напротив, само признание факта похищений резко ухудшило отношение японского общественного мнения к КНДР. Конечно, этот вопрос определенно нуждается в окончательном разрешении, но оно более вероятно лишь в атмосфере улучшения двусторонних отношений. В принципе можно констатировать, что из всех пяти контрагентов Пхеньяна на переговорах Токио занял, по-видимому, наиболее жесткую позиции, тем самым обнажая трещины в региональной многосторонней системе и провоцируя резкие разногласия насчет процедурных вопросов и принципов в отношении развития переговорного процесса .

Договор о нераспространении ядерного оружия обеспечил основополагающие, хотя и не стопроцентно эффективные правовые рамки для нераспространения ядерных вооружений в мире. В апреле 2010 г. США и Россия подписали новый договор по СНВ, ратифицированный восемь месяцев спустя, а затем на Саммите по ядерной безопасности в Вашингтоне было достигнуто единодушное согласие 47 мировых лидеров предпринять усилия по снижению уязвимости ядерных материалов от террористов.

В контексте глобальной проблемы нераспространения решение северокорейской ядерной проблемы - вопрос, касающийся не только межкорейских отношений, пусть даже наибольшую тревогу она вызывает именно у РК, но уже и важная региональная и глобальная задача. Однако более жесткие нормы и более эффективные институты сами по себе вряд ли смогут решить северокорейскую ядерную проблему, поскольку она выросла из дефицита внутренней и международной безопасности этой страны, а также ее уникальной истории и мировоззрения руководителей .

Опыт изучения внешней политики КНДР показывает, что она по-своему является весьма последовательной. Если же в ней происходят какие-то изменения, то они обусловлены переменами во внутренней обстановке и внешними воздействиями. Что касается первых, то при всей видимой неизменности внутренней жиз-

ни, она в некоторых аспектах отличается от той, какой была лет тридцать назад. Влияние же внешних факторов - например, санкций - ограничено балансом сил и далеко не во всем совпадающих интересов присутствующих в регионе государств, все из которых хотели бы в той или иной степени перемен, но никто - катастрофических потрясений. В силу этого не следует преувеличивать значение смены лидеров Северной Кореи. Разумеется, внешняя политика Ким Чен Ира отличалась в некоторых деталях от линии его отца Ким Ир Сена, но определить, при ком из них она была более жесткой или, напротив, склонной к компромиссам, не возьмется никто.

Аналогично, трудно строить предположения насчет того, вернется ли КНДР к переговорам и, если вернется, то в каком формате. После смерти Ким Чен Ира складывалось обоснованное впечатление, что в условиях оказания гуманитарной помощи и компенсации за замораживание ядерной программы, в том числе по линии содействия мирной ядерной программе, а также благодаря политике «солнечного тепла», проводившейся администрацией Ким Дэ Чжуна, эта страна будет постепенно открываться внешнему миру и переходить к более миролюбивой позиции. Однако в новом столетии эти надежды почти не оправдались.

В силу учета данного опыта применительно к новому лидеру Ким Чен Ыну можно лишь предполагать, что позиции Пхеньяна по внешнеполитическим проблемам, включая проблему денуклеаризации, вероятно, и скорее всего будут формироваться как равнодействующая позиций различных неформальных группировок в правящей элите, которая, в свою очередь, будет определяться во все большей степени не столько идеологическими установками, сколько реальными материальными интересами. Можно предполагать, что КНДР по сути, хотя и не декларируя этого, будет также стремиться решать свои проблемы прежде всего посредством контактов с США и Китаем как главными геополитическими акторами в регионе и лишь во вторую очередь - с их региональными союзниками и партнерами.

ЛИТЕРАТУРА

Наджи Халифе. Безопасность на Ближнем Востоке и иранская ядерная программа // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». - 2010. - № 4.

Byung-joon Ahn. South-North Korean Relations and the North Korean Nuclear Challenge // Coping with Korea"s Security Challenge. - Vol. 2. - Future of ROK-US Alliance, Institute of Foreign Affairs and National Security, 2003.

David C. Kang. Kim"s Nuclear Obsession // The National Interest online, 13 April 2010. URL: http://nationalinterest.org

Hillary Clinton, Press Conference at ASEAN Summit, 22 July 2009. URL: http://www.state.gov/ secretary/rm/2009a/july/126320.htm

Natalya Bazhanova. North Korea"s Decision to Develop an Independent Nuclear Program // North Korean Nuclear Program. Security, Strategy and New Perspectives from Russia. - N.Y., L.: Routledge, 2000.

Sung Bae Kim. How Can an Inter-Korean Summit Contribute to the Denuclearization of North Korea? // Policy Forum Online 10-035, 1 July 2010, Nautilus Institute.

Patrick M. Morgan. The Role of the United States in the North Korean Nuclear Crisis // Korean Security in a Changing East Asia. - N.Y.: Praeger Security International, 2006.

Press availability conducted between Colin Powell and Swiss Foreign Minister on March 6, 2001. URL: http://2001-2009. state.gov/secretary/former/powell/remarks/2001/1116. htm.

Shades of Red: China"s Debate over North Korea // Crisis Group Asia Report No. 179, 2 November 2009.

Ted Galen Carpenter. False Hopes // The National Interest online, 11 March 2010. URL: http://nationalinterest.org

The Korean Peninsula: Challenges and Opportunities for Russia // CSCAP Russian National Committee Report, September 2010.

Yevgeniy P. Bazhanov, James C. Moltz. China and the Korean Peninsula: Managing an Unstable Triangle // North Korean Nuclear Program. Security, Strategy and New Perspectives form Russia. - N.Y., L.: Routledge, 2000.

Yoichi Funabashi. The Peninsula Question. - Washington, DC.: Brookings Institution Press, 2007.

NONPROLIFERATION OF NUCLEAR WEAPONS AND THE NUCLEAR PROGRAM OF THE DPRK

Institute of Foreign Affairs and National Security (Republic of Korea) Republic of Korea, Seoul, Seocho-dong, Seocho-gu, 137-8631, 3-76-2

The article analyzes the contemporary aspects of the nuclear weapon nonproliferation issue as exemplified by the international approaches to the DPRK nuclear weapons program, as well as the international community efforts to resolve it, in particular via the Six-Party Talks.

Key words: Non-Proliferation Treaty (NPT), IAEA, North Korea, nuclear program, nuclear problem, Six-Party Talks.

Ким Чен Ын, в отличие от своих родственников и предшественников, вовсе не шантажирует мир ядерными разработками, а создаёт реальный ракетно-ядерный арсенал.

Взрыв к празднику

9 сентября 2017 года Северная Корея отметила 69-ю годовщину создания Корейской Народно-Демократической Республики очередным испытанием ядерного оружия.

Сначала сразу несколько стран зафиксировали повышенную сейсмическую активность на территории Северной Кореи, которая могла означать взрыв ядерного заряда.

Затем факт проведения ядерных испытаний официально подтвердил Пхеньян. «КНДР будет и дальше принимать меры по укреплению национальных ядерных сил в количественном и качественном отношении, чтобы обеспечить достоинство и право на существование страны в условиях возрастающей ядерной угрозы со стороны США», - говорится в сообщении, распространённом официальным северокорейским информагентством ЦТАК.

Южная Корея, США и Япония инициировали проведения экстренного заседания Совета Безопасности ООН, на котором, как ожидается, будет поднят вопрос об ужесточении санкций в отношении Пхеньяна.

Проблема, однако, в том, что санкции на КНДР практически не действуют. Больше того, в ракетно-ядерной программе Северной Кореи отмечается существенный прогресс.

Как всё начиналось

Ещё в годы Корейской войны командование США рассматривало возможность нанесения ядерных ударов по Северу. Хотя эти планы и не были реализованы, руководство Северной Кореи было заинтересовано в получении доступа к технологиям, позволяющим создавать оружие подобного типа.

СССР и Китай, выступавшие в качестве союзников КНДР, к этим планам относились прохладно.

Тем не менее в 1965 году при помощи советских и китайских специалистов был основан ядерный научно-исследовательский центр в Йонбёне, где был установлен советский ядерный реактор ИРТ-2000. Изначально предполагалось, что реактор будет использоваться для работ исключительно по мирным программам.

В 1970-х годах Пхеньян, опираясь на поддержку Китая, начинает первые работы по созданию ядерного оружия.

В 1985 году Советский Союз добился от КНДР подписания Договора о нераспространении ядерного оружия. В обмен на этот СССР поставил в Корею газо-графитный исследовательский реактор мощностью 5 МВт. Также было подписано соглашение о строительстве в Северной Корее АЭС с четырьмя легководными реакторами типа ВВЭР-440.

Несостоявшаяся война президента Клинтона

Распад Советского Союза изменил ситуацию в мире. На Западе и в Южной Корее ожидали скорого падения северокорейского режима, одновременно ведя с ним мирные переговоры в расчёте на либерализацию политической системы и её демонтаж по варианту Восточной Европы.

Соединённые Штаты в обмен на отказ от ядерной программы обещали Пхеньяну оказание экономической и технической помощи в освоении мирного атома. Северная Корея в ответ согласилась допустить на свои ядерные объекты инспекторов МАГАТЭ.




Отношения стали резко портиться после того, как инспекторы МАГАТЭ заподозрили в сокрытии некоторого количества плутония. На основании этого МАГАТЭ потребовало провести специальную инспекцию двух объектов по хранению отработанного ядерного топлива, которые не были задекларированы, однако получило отказ, мотивированный тем, что объекты никак не связаны с ядерной программой и носят военный характер.

В итоге в марте 1993 года КНДР объявила о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия. Переговоры с США позволили затормозить этот процесс, но 13 июня 1994 Северная Корея не только отказалась от договора, но и вышла из МАГАТЭ.

В этот период, как утверждал в 2006 году журнал «Ньюсуик», администрация президента США Билла Клинтона отдала распоряжение об изучении вопроса о проведении военной операции против Северной Кореи. Отчёт военных гласил - операция потребует расходов в размере 100 миллиардов долларов, а силы Южной Кореи и США потеряют около миллиона человек, причём потери армии США составят не менее 100 000 человек убитыми.

В результате Соединённые Штаты вновь вернулись к тактике переговоров.

Угрозы и обещания

В конце 1994 года при содействии экс-главы США Джимми Картера было достигнуто «рамочное соглашение», согласно которому Северная Корея обязалась отказаться от программы создания ядерного оружия в обмен на поставки топливного мазута и создание двух новых ядерных реакторов на лёгкой воде, которые не могут быть использованы для работ по ядерному оружию.

На несколько лет установилась стабильность. Обе стороны, правда, выполняли свои обязательства лишь частично, но внутренние трудности в КНДР и отвлечённость США на другие проблемы обеспечивали устойчивую ситуацию.

Новая эскалация началась в 2002 году, когда в США к власти пришёл президент Джордж Буш-младший.

В январе 2002 года в своём выступлении Буш включил КНДР в так называемую «ось зла». Вкупе с намерением создать глобальную систему ПРО это вызвало серьёзную тревогу в Пхеньяне. Северокорейское руководство не хотело разделить судьбу Ирака.

В 2003 году начались переговоры по ядерной программе КНДР с участием КНР, США, России, Южной Кореи и Японии.

Никакого реального прогресса на них добиться не удалось. Агрессивная политика США порождала в КНДР уверенность в том, что обеспечить собственную безопасность можно только при наличии собственной атомной бомбы.

В Северной Корее особенно не скрывали, что исследовательские работы по ядерной тематике продолжаются.

Бомба: рождение

Ровно 12 лет тому назад, 9 сентября 2004 года, южнокорейским разведывательным спутником был зафиксирован сильнейший взрыв в отдалённом районе КНДР (провинция Янгандо), неподалёку от границы с Китаем. На месте взрыва остался видимый из космоса кратер, а над местом происшествия выросло огромное грибовидное облако диаметром около четырёх километров.

13 сентября власти КНДР объяснили появление облака, похожего на ядерный гриб, взрывотехническими работами в ходе строительства ГЭС Самсу.

Ни южнокорейские, ни американские специалисты не подтвердили, что речь действительно шла о ядерном взрыве.

Западные эксперты считали, что для создания полноценной атомной бомбы у КНДР нет нужных ресурсов и технологий, и речь идёт о потенциальной, а не о непосредственной опасности.

28 сентября 2004 года заместитель министра иностранных дел КНДР заявил на сессии Генеральной ассамблеи ООН, что Северная Корея уже превратила в ядерное оружие обогащённый уран, полученный из 8000 переработанных топливных стержней из её атомного реактора. Он подчеркнул, что у КНДР не было иного выбора в создании сил ядерного сдерживания в условиях, когда США провозгласили своей целью уничтожение КНДР и угрожают превентивными ядерными ударами.

10 февраля 2005 года МИД КНДР впервые официально заявил о создании в стране атомного оружия. К этому заявлению в мире отнеслись как к очередному блефу Пхеньяна.

Полтора года спустя, 9 октября 2006 года, КНДР впервые объявила о проведении успешного испытания ядерного заряда, причём о его подготовке заявлялось перед этим публично. Малая мощность заряда (0,5 килотонны) вызвала сомнения в том, что речь шла об атомном устройстве, а не об обыкновенном тротиле.

Ускорение по-северокорейски

25 мая 2009 года КНДР провела очередные ядерные испытания. Мощность подземного ядерного взрыва, по оценке российских военных, составила от 10 до 20 килотонн.

Спустя четыре года, 12 февраля 2013 года, Северная Корея провела очередное испытание атомной бомбы.

Несмотря на принятие новых санкций в отношении КНДР, сохранялось мнение - Пхеньян далёк от создания мощных устройств, которые могут использоваться в качестве реального оружия.

10 декабря 2015 года лидер КНДР Ким Чен Ын заявил о наличии у его страны водородной бомбы, что означало новый шаг в создании ядерного оружия. 6 января 2016 года был произведён очередной испытательный взрыв, который КНДР объявила испытанием водородной бомбы.

Нынешнее испытание южнокорейские источники называют самым мощным за всю ядерную программу КНДР. Обращает на себя внимание и то, что промежуток между испытаниями получился самым коротким за все годы, что свидетельствует о том, что Пхеньян серьёзно продвинулся вперёд по части совершенствования технологий.

А главное, Северная Корея заявила, что данное испытание было проведено в рамках разработки ядерных боеголовок, которые могут размещаться на баллистических ракетах.

Если это действительно так, то официальный Пхеньян вплотную подошёл к созданию реального боевого ядерного оружия, что в корне меняет ситуацию в регионе.

Ракеты летят всё дальше

Сообщения в СМИ о ситуации в КНДР, часто появляющиеся благодаря южнокорейским источникам, создают превратное впечатление о Северной Корее. Несмотря на бедность населения и прочие проблемы, эта страна не является отсталой. Там вполне достаточно специалистов в передовых отраслях, в том числе в ядерных и ракетных технологиях.

Об испытаниях северокорейских ракет обыватели говорят со смешком - снова взорвалась, снова не долетела, опять упала.

Военные же эксперты, следящие за ситуацией, утверждают - специалисты КНДР за последние годы сделали мощный технологический рывок.

К 2016 году в КНДР создана мобильная одноступенчатая жидкостная баллистическая ракета «Хвасон-10» с дальностью стрельбы около трёх тысяч километров.

Летом же текущего года была успешно испытана ракета «Пуккыксон-1». Эта твердотопливная ракета предназначена для вооружения подводных лодок. Её успешный запуск был произведён именно с подводной лодки ВМС КНДР.

Это совершенно не вяжется с представлениями о Северной Корее как о стране со ржавыми старыми советскими самолётами и китайскими танками.

Эксперты обращают внимание - количество испытаний в КНДР в последние годы стремительно возрастает, а техника становится всё сложнее.

В течение нескольких лет Северная Корея способна создать ракету с дальностью полёта до 5000 км, а затем и полноценную межконтинентальную баллистическую ракету. Причём она будет оснащена самой настоящей ядерной боеголовкой.

Что делать с Северной Кореей?

Почти нет сомнений в том, что санкции в отношении КНДР будут ужесточены. Но прежний опыт говорит - на Пхеньян это никоим образом не влияет.

Более того, товарищ Ким Чен Ын, в отличие от своих родственников и предшественников, вовсе не шантажирует мир ядерными разработками, а создаёт реальный ракетно-ядерный арсенал.

Причём его не останавливает даже откровенное раздражение главного союзника - Пекина, не заинтересованного в нагнетании обстановки в регионе.

Возникает вопрос: а что вообще можно сделать с Северной Кореей? Даже те, кто крайне негативно воспринимает режим товарища Кима, убеждены, что раскачать ситуацию изнутри не получится. Убедить Пхеньян «вести себя хорошо» не удаётся ни друзьям, ни врагам.

Военная операция против Северной Кореи сегодня обойдётся США значительно дороже, чем в начале 1990-х, когда администрация Клинтона строила подобные планы. К тому же ни Россия, ни Китай не допустят у своих границ войны, которая имеет все перспективы превратиться в Третью мировую.

Теоретически, Пхеньян могли бы удовлетворить гарантии, обеспечивающие сохранение режима и отсутствие попыток его демонтажа.

Вот только новейшая история учит, что единственной подобной гарантией в современном мире является «ядерная дубинка», над созданием которой и трудится Северная Корея.





Метки:
Loading...Loading...