Нравы саудовской аравии. Сочинение: Саудовская Аравия в Новое время

Пожалуй, единственными известными саудовскими писателями являются историки конца 19 в., из которых самым известным можно считать Османа ибн Бишра . Отсутствие литературных традиций в Саудовской Аравии отчасти компенсируется имеющими глубокие корни традициями в области устной прозы и поэзии, берущими свое начало еще с доисламских времен.

Музык а не является традиционной формой искусства в Саудовской Аравии. Ее развитие в последние десятилетия в качестве средства художественного выражения было сведено на нет запретом, введенным Советом улемов на ее исполнение в увеселительных целях. Исполнителей народной музыки и песен немного, и все они мужчины.

Среди наиболее известных музыкальных исполнителей можно отметить первую поп-звезду Саудовской Аравии Абду Маджида-и-Абдаллаха и виртуоза арабскою лютни (уд) Абади аль-Джохара.

Популярностью в стране также пользуется египетская поп-музыка . Такой же жесткий запрет введен на изображение человеческих лиц и фигур в живописи и скульптуре, хотя это и не касается фотографии. Художественные поиски ограничены созданием архитектурных орнаментов, например фризов и мозаик, включающих в себя традиционные формы исламского искусства.

Ваххабизм не одобряет возведение изысканно украшенных мечетей, так что современная религиозная архитектура невыразительна, в отличие от древней, эстетически более интересной (например, святилище Кааба в Мекке). Наиболее значительной религиозной архитектурной работой последних лет, по-видимому, является восстановление и отделка мечети на месте погребения Пророка в Медине, а также значительное расширение и обновление Большой мечети в Мекке.

Строгость религиозной архитектуры компенсируется расцветом гражданской архитектуры . В городах в больших масштабах ведется строительство дворцов, общественных зданий и частных домов; в большинстве из них гармонично сочетаются современные идеи и традиционный дизайн.

В стране отсутствуют театры и общественные кинотеатры, запрещены зрелища и представления.

Арабы-кочевники , населяющие пустынные районы, кочуют между пастбищами и оазисами в поисках корма и воды. Их традиционным жилищем являются шатры, сотканные из черной овечьей и козьей шерсти. Для оседлых арабов характерны жилища из высушенного на солнце кирпича, побеленные или окрашенные охрой. Трущобы, ранее довольно распространенные, теперь стали редкостью благодаря государственной политике жилищного строительства.

Основными продуктами питания арабов являются баранина, ягнятина, цыплята и дичь, приправленные рисом и изюмом. К распространенным блюдам относятся супы и тушеное мясо, приготовленное с луком и чечевицей.

В пищу употребляется много фруктов, особенно фиников и инжира, а также орехи и овощи. Популярным напитком является кофе. Употребляется верблюжье, овечье и козье молоко. Для приготовления пищи обычно используется топленое масло из овечьего молока (дахн).

Главенствующую роль в саудовском обществе играют мужчины . Женщина не может появиться в общественном месте без покрывала на лице и накидки, которые закрывают ее тело с головы до ног. Даже в своем доме она может не прикрывать лицо только перед мужчинами из своей семьи.

Женская («запретная») половина дома, харим (отсюда происходит слово «гарем»), отделена от той части, где принимаются гости. У бедуинов женщины обычно более свободны; они могут появляться в обществе без покрывала на лице и разговаривать с посторонними мужчинами, тем не менее они занимают отдельный шатер или часть семейного шатра.

Брак считается гражданским договором и сопровождается финансовым соглашением между супругами, которое должно быть зарегистрировано в религиозном суде. И хотя романтическая любовь является извечной темой арабской, особенно бедуинской, поэзии, браки, как правило, организуются без участия или согласия жениха и невесты. Основной обязанностью жены является уход за мужем и удовлетворение его потребностей, а также воспитание детей. Как правило, браки являются моногамными, хотя мужчине разрешено иметь до четырех жен.

Только наиболее состоятельные граждане могут позволить себе пользоваться этой привилегией, но даже в этом случае предпочтение отдается одной, а не нескольким женам. Муж может в любое время обратиться к судье (кади) с требованием развода, причем единственными ограничениями для него являются брачный контракт и отношения между заинтересованными семействами.

Женщина может обратиться к кади с требованием развода только в тех случаях, если для этого имеются основания, например, плохое обращение со стороны мужа и скудное содержание, или сексуальное пренебрежение.

Введение…. 3

§1. Этногеографические характеристики Саудовской Аравии…. 5

§2. Зарождение ислама на территории Саудовской Аравии…. 8

§3. Ислам в Саудовской Аравии…. 10

§4. Характеристика основных сфер культуры… 12

Заключение…. 18

Список литературы… 19

Глоссарий… 20

Введение (выдержка)

На современном этапе большинство мусульманских стран испытывают значительное влияние со стороны «унифицирующей» современной европоцентристской культуры. Данное влияние не обошло стороной и культуру Саудовской Аравии, которая является крупнейшей нефтедобывающей державой. В настоящее время на её территории проживает около 20% иностранных рабочих из разных стран мира. Стране приходится использовать научно-технические достижения современной европейской цивилизации. Однако, при этом Саудовская Аравия продолжает оставаться «духовным центром» арабо-исламского культурного традиционализма.

Это связанно с тем, что Саудовская Аравия является исторической родиной и духовным центром ислама. Саудовская Аравия – это теократическое исламское государство. Поэтому все сферы культуры детерминируются исламом. Этнические культурные особенности арабов в Саудовской Аравии опосредованы культурным влиянием арабо-исламской культуры.

Надо отметить, что ислам зародился на территории Аравии среди арабов-бедуинов и распространился в течение столетия (7-8вв.) на огромных территориях от Индии до Испании. Арабы-бедуины находились на более низком культурном уровне, чем страны (Персия, Ирак, Египет, Ближний Восток, Южная Испания), в которые они принесли ислам. Однако, в результате синкретического синтеза ислама и восточных культур сформировалась великая арабо-исламская культура. Саудовская Аравия, как родина ислама являлась центром религиозного паломничества, а арабский язык, - языком культуры для всех мусульман. В результате Саудовская Аравия стала «духовным центром» арабо-исламской культуры.

В связи с тем, что ислам является основным культурообразующим фактором в Саудовской Аравии, и рассматривать специфику культуры этой страны необходимо с только учётом влияния ислама, особенно, официального религиозного течения, - ваххабизма. Несмотря на различные культурные влияния, Саудовская Аравия пытается сохранить традиционную арабо-исламскую культуру, выступая при этом «духовным центром» традиционной исламской культуры и для других мусульманских стран.

В связи с отмеченными особенностями культуры Саудовской Аравии анализ её различных сфер, как в историческом аспекте, так и в современном, представляется довольно актуальным.

Цель реферативного исследования – комплексный анализ различных сфер культуры Саудовской Аравии, как в историческом, так и в современном аспектах.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

Проанализировать основные этногеографические характеристики страны;

Рассмотреть ислам, как основной культуробразующий фактор культуры страны;

Рассмотреть основные сферы культуры страны;

Методы реферативного исследования: сравнительный и исторический анализ, дескрипция и др.

Методологической базой послужили работы ведущих российских арабистов: историков, религиоведов, культурологов.

Заключение (выдержка)

В современное время довольно мало стран в которых доминирует религиозная, а, не светская культура. Одна из таких стран – это Саудовская Аравия. Саудовская Аравия – это страна с исламской культурой. В большинстве традиционных исламских стран исламская культура вытесняется светской европоцентристской универсальной культурой. Таким образом, Саудовская Аравия находится в окружении стран с доминированием европоцентристской культуры, включая и традиционно мусульманские страны (Алжир, Тунис, Турция и др.).

Сохранить в данном культурном окружении религиозную культуру можно только в условиях теократического государства, каким и является Саудовская Аравия. В истории есть примеры, когда за счёт теократического государственного устройства во враждебном культурном окружении сохранялась религиозная культура. Примером тому может служить Иудейское теократическоне государство в I тыс. до н.э., сохранявшее на протяжении столетий религиозную культуру, перенимая при этом элементы греческой и римской цивилизации. Это доказывает, что в любой культуре главной является её духовная, религиозная, а не материальная составляющая.

Саудовская Аравия, являясь крупнейшей нефтедобывающей державой, не может не использовать элементы европейской цивилизации. Но, благодаря теократии, страна сохраняет духовные основы исламской культуры. Во многом, это связано с официальным вероисповеданием, - ваххабизмом, который призывает к строгому соблюдению ислама во всех сферах культурной жизни.

Литература

Список литературы:

1. Бартольд В. Ислам и культура мусульманства. – М., Высшая школа. – 1992.

2. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. – СПб., Питер. 2003.

3. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. – СПб., Питер. 2003.

Мы рассмотрим вопрос о том, что чувствует человек, который ощущает себя чужим среди своих.

Небольшое предисловие

В этой стране можно встретить детей смешанных браков. К примеру, отец является саудовец, а мать – иностранная гражданка. Эти дети не чувствуют себя принятыми. Они не ощущают себя частью культуры ни отца, ни матери.

Взгляд изнутри

Государство является единственным в своем роде местом. Королевство может слегка напомнить известный сериал “LOST”. Власть здесь немного странная, она управляет всеми. Кроме этого, существует невидимое правительство – страшное, находчивое и необъяснимое. Королевство является местом, где вам все сойдет с рук, если вы занимаете должное положение. Страна привлекает самых непрофессиональных и неэтичных людей, причем со всего земного шара. Сюда рвутся те, кто на родине не может создать хороший уровень для жизни. Кроме этого, привлекает государство граждан, избегающих налогов, а также людей, не имеющих возможность получить то, что им надо в своей стране.

В государстве очень низкий уровень для чего-либо профессионального или же этического. Граждане страны испорчены, ленивы, живут лишь для себя. От других они требуют очень многого, при этом сами ничего не могут сделать. Несколько последних десятков лет они были в дремоте, из-за того что полностью отсутствовало руководство, а также не было жесткого контроля. Именно эти факторы сдерживали любой вид роста. Неудачники из других государств приезжают сюда, дабы создать быстрый доллар. Едут по этой причине и англичане, и американцы, и филиппинцы и многие другие.

У саудовцев есть одна тенденция – держаться вместе. Они образовывают кланы, мафии, называть подобные сборища можно по-разному. Обычно группы держатся на общем менталитете и образе мыслей или же целях. Очень трудно проникнуть в подобное сообщество, не любят здесь чужих. Такая группа может быть среди родственников, друзей, коллег и т.д.

Если вы попробуете войти в подобную группу, то вы не сможете сделать этого до того, пока не найдете общий язык с большей ее частью, а сделать это, кстати, очень трудно. Они на все смотрят по-другому.

В государстве имеется и много хорошего, правда иногда его сложно рассмотреть через так называемое «стекло раздражений».

Главная причина депрессий в государстве – «не будьте тем, кем вы не являетесь, а также не делайте ничего, чтобы себя изменить». Ваши старания в этом государстве никто не оценит, даже члены семьи. Вот такая она горькая правда.

Самый сильный инструмент для применения в этом государстве – молчание. Если граждане страны не умеют читать ваши мысли, то они не смогут вами руководить. Не видя того, что у вас внутри, они не смогут до вас добраться. Люди страны являются экспертами в сфере манипуляции и психологии. Они могут находить слабые "больные" места и влиять на человека. Если они не сделают вам больно сегодня, то ждите, что завтра это произойдет. Будете держать мысли при себе? Тогда вы сможете обойти их, ведь власть над вами только в ваших руках.

Вы постоянно должны находиться в режиме выживания. Учитесь оберегать себя и создавать сильнейший защитный механизм.

Культура Саудовской Аравии неразрывно связана с исламом, пронизывающим практически все аспекты общественной, политической и личной жизни граждан страны. К этому примешивается явно различимая тяга к сохранению национальной самобытности, совершенно не зависящая, к слову, от воли правящих кругов.

Самое важное культурное наследие страны - арабский язык, родившийся на территории Аравийского полуострова и распространившийся в последующем на весь Ближний Восток и Северную Африку (в настоящее время на нем говорят более 140 миллионов человек). Это один из древнейших языков региона, впитавший в себя элементы различных библейских народов, а также многих этносов, пришедших на эту землю в более позднее время. К тому же это очень богатый и удивительно гибкий инструмент, позволяющий легко оперировать самыми сложными понятиями - арабский считается одним из немногих языков планеты, не спешащим перенимать неологизмы из других языков мира, в первую очередь английского. На арабском написан и Коран - единственный по сей день факт использования живого языка для канонических религиозных текстов.

Комплекс обычаев и традиций жителей Саудовской Аравии достаточно сложен и многогранен для поверхностного описания. Многие местные традиции едины для всего арабского мира, другие проистекают от уникальных исторических и природно-климатических условий этой земли, третьи являются следствием довольно жесткой изоляционистской политики правящих кругов. В любом случае - местная жизнь достаточно далека от штампов.

Семьи в Саудовской Аравии до сих пор достаточно большие и состоят из представителей разных поколений, проживающих совместно или в пределах одного населенного пункта. В последние годы, впрочем, здесь наметилась явная тенденция к уменьшению семейств, однако род и клан до сих пор являются основополагающим понятием местных социальных отношений. Главой семейства до сих пор является самый старший мужчина в роду, которому в порядке старшинства наследуют его сыновья (мужчины в целом определяют и все остальные аспекты жизни семьи и рода). По крайней мере один сын обязательно остается жить в родительском доме, чтобы заботиться о родителях, даже если он женат. Дочь живет с родителями до замужества и затем переходит в дом мужа, при этом её имя в браке не изменяется, только добавляется родовая фамилия мужа. Многие семьи по-прежнему "устраивают браки", хотя в настоящее время молодые люди по большей части сами решают с кем им жить. Однако традиционный договор, аналог брачного контракта, до сих пор является незыблемым устоем местного гражданского права. Согласно исламским законам, мужчина может иметь несколько супруг, если он может обеспечить им достойные условия жизни, однако сам термин "достойных условий" нигде, кроме брачного договора, по сути, не оговаривается. Поэтому в современном арабском мире большинство мужчин имеет только одну жену.

Положение женщин в саудовском обществе служит поводом для бесконечных инсинуаций. С одной стороны большинство штампов верно - публичные взаимоотношения между женщинами и мужчинами здесь действительно ограничены, женщины должны одеваться в строгом соответствии с канонами ислама и не появляться на людях без сопровождения мужчины-родственника, им запрещено водить автомобили, "харим" ("запретный", женская половина дома) строго отделена от мужской, где принимают гостей, а большинство обязанностей её сводится лишь к заботам по дому и воспитанию детей. Однако это не значит, что женщины находятся здесь на положении рабынь - под закрывающей все тело черной накидкой (кстати, часто украшенной вышивкой, драгоценными камнями и бисером) может прятаться платье от лучших модельеров мира и украшения на сумму иного "мерседеса", закрывающая лицо "абайя" может заменяться полумаской из драгоценных металлов, "харим" оборудуется всеми мыслимыми приспособлениями, облегчающими работу женщины (в богатых домах держится целый штат служанок), брачный договор пишется практически самой невестой (через отца, естественно, но это ничего не меняет, да и подписан такой документ может быть только в присутствии муллы или шариатского судьи, после чего он приобретает силу закона), в сельской местности многие женщины работают наравне с мужчинами, а во многих отраслях занимают и ответственные посты. Бедуинские женщины могут появляться в обществе без "абайи" и даже "шейлы" или "никаба" (головной платок) и разговаривать с посторонними мужчинами, при этом им предоставляется отдельный шатер или часть семейного шатра. В любой момент женщина может обратиться к "кади" (судье шариата) с требованием развода, причем причиной для него может стать несоблюдение условий брачного договора (вот где сыграют роль "достойные условия жизни") или плохое обращение со стороны мужа. Даже запрет на образование для женщин давно снят - хотя до сих пор во многих учебных заведениях студенткам запрещено посещать лекции преподавателей-мужчин, их с успехом заменяют мониторы и видеокамеры. 10 местных колледжей обучают только женщин, причем по самым востребованным профессиям. Однако в некоторых районах, в первую очередь в Южной области страны, нравы достаточно консервативные, и местные женщины просто обязаны закрывать волосы и лицо, оставляя неприкрытыми одни глаза.

В одежде жители Саудовской Аравии придерживаются вековых традиций и канонов ислама, что и неудивительно - местные длинные и свободные рубахи до лодыжек "тавб", или "тобе", из шерсти или хлопка, небольшая шапочка под головной платок "тагийя", традиционный головной платок "гутра", удерживаемый на голове при помощи особого шнура "агал", а также накидка из верблюжьей шерсти "бишт" максимально подходят для жаркого и сухого климата. Женщины носят длинную свободную рубаху "тавб", или "тобе" (женский вариант обильно украшается вышивкой и бисером), закрывающий все тело длинный свободный плащ-накидку "абайя" ("абая"), закрывающий голову и нижнюю часть лица платок "бошийя" ("бошия"), платок "шейла", или "никаб", а также хлопковые или шелковые шаровары "сурвал".

Традиционным жилищем кочевников являются большие шатры из черной(!) шерсти, оседлые арабы по большей части живут в домах традиционной архитектуры из необожженного кирпича, побеленных или окрашенных охрой - в таких сооружениях прохладно даже в самую жару. В последнее время, естественно, все большее распространение получают дома из более современных материалов, но и в их строительстве обязательно используются местные архитектурные приемы. Большинство домов окружено достаточно внушительными стенами, призванными не столько защитить жилище, сколько оградить его от посторонних взоров. Понятие неприкосновенности дома и его территории, этакое "прайвеси", здесь совершенно незыблемо. Несмотря на то, что вполне допускается и даже поощряется (социальный статус как-никак!) открыто демонстрировать уровень достатка, внутренняя территория дома и жизнь его обитателей тщательно скрываются, даже человеку, стоящему на пороге, вряд ли удастся что-либо разглядеть за пределами ворот или дверей - местная архитектура тщательно учитывает этот общепринятый обычай.

Приглашение в местный дом - очень большая редкость и высокая честь для гостя, хотя гостеприимство местных жителей известно. Арабы предпочитают встречаться в отелях, ресторанах, кафе, на специальных открытых площадках-кафе под навесом, но в свой дом приглашают только самых близких друзей или очень уважаемых людей. Даже при наличии приглашения переступить порог дома можно лишь после того, когда хозяин явно подтвердит свое решение пропустить гостя на свою территорию. Обычно таким разрешающим жестом служит приглашающее движение правой рукой с открытой ладонью или фраза "тафаддал" (впрочем, для иностранца обычно используют "Come in"). Маленький подарок главе дома, самому старшему мужчине в семье или детям будет воспринят с благодарностью, заострять свое внимание на отсутствие женщин за столом не рекомендуется, хотя во многих городских семьях отношения в этом плане вполне европейские. Заводить разговор с обсуждения бизнеса или личной жизни не рекомендуется - здесь ценится степенная и отстраненная беседа, лишь "по ходу дела" касающаяся каких-то насущных вопросов. Для дорогого гостя будет обязательно зажжена курильница с ладаном и накрыт стол, а саму беседу будет сопровождать непременный кофе ("кахва", "кабва" или "гахва") и сладости.

О кофе стоит упомянуть отдельно - это и традиционный напиток, и важнейшая часть ритуала приветствия гостя, и сложный церемониальный элемент. Считается, что в каждом доме кофе варят по-своему, поэтому демонстрация своего мастерства в этом вопросе может быть важным социальным элементом. Согласно легендам, тонизирующие свойства кофе открыл почти 12 веков назад аравийский пастух по имени Халид, который заметил, что в послеобеденный период, когда очень хочется спать, козы и овцы грызли ягоды какого-то вечнозеленого кустарника и оставались бойкими и подвижными. Изобретательный Халид придумал обжарку этих ягод и ввел их в рацион, и с тех пор кофе стало неотъемлемым элементом местной жизни. Канонический ритуал приготовления кофе включает здесь и обжарку зерен на открытом огне в специальной небольшой сковородке "махмасе", последующее охлаждение, измельчение в специальной ступке "махбаш" (по звуку помола многие знатоки сразу определяют сорт и качество кофе, причем гости должны оценить мастерство и артистизм хозяина, проявленные в этом процессе), заварку в небольшом кофейнике "делла" (часто в нескольких - в одном варится самый крепкий напиток, в другом заваривается чистый кофе по иной рецептуре, в третьем это все смешивается в необходимой пропорции и так далее), добавление кардамона и шафрана, а затем разлив кофе по небольшим чашечкам. Сахар не подается, вместо него используются различные засахаренные фрукты или орешки.

Приготовление кофе является привилегией хозяина дома, поэтому первую чашку он наливает себе, "на пробу", и лишь затем кофе разливается гостям, причем первая чашка традиционно достается самому уважаемому члену компании. Отказ от кофе может быть расценен как оскорбление, и потребуются довольно витиеватые объяснения, более-менее приемлемыми из которых будут считаться разве что проблемы с сердцем. Не предложенная гостю чашка, соответственно, является открытым вызовом. Кофейные чашки наполняются едва наполовину, и принято пить их очень медленно, запивая время от времени обязательным стаканом холодной воды, растягивая тем самым беседу, - подливать или предлагать пополнить чашку будут постоянно (верхом вежливости считается выпить нечетное число чашек). По окончании гость должен покачать пустой чашечкой из стороны в сторону и произнести "шукран".

Режим питания, как и в большинстве арабских стран, двухразовый - очень плотный завтрак и такой же плотный обед.

Коран запрещает употребление спиртного, безалкогольное пиво и коктейли можно найти только в барах гостиниц. Строго наказуемым деянием считается нахождение в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, что грозит немедленным арестом или депортацией. Отношение к курению примерно такое же, как и в большинстве европейских стран. Обязательно выделяются помещения для некурящих. В течение рамадана мусульманам не положено есть, курить или пить в течение светлого времени суток, это правило распространяется и на иностранцев (впрочем, в последнем случае это касается только публичных мест).

Не принято есть стоя или на ходу, а также смотреть в лицо человека, занятого едой. Хлеб обычно разламывается руками, которыми берется и большинство блюд. Зачастую вместо столовых приборов используется хлеб или лепешка, кусочками которых берут соусы и кусочки мяса, однако в большинстве заведений европейские столовые приборы можно найти без проблем. Брать пищу, деньги и вещи следует только правой рукой, поскольку в исламе левая рука считается нечистой (ею отправляются гигиенические надобности).

Прикасаться к кому-либо, особенно к голове, без явного на то разрешения не рекомендуется. Подошвы ног не должны быть направлены в чью-либо сторону. Во время рукопожатия не следует смотреть в глаза собеседнику, также при этом нельзя держать другую руку в кармане или интенсивно размахивать ею в воздухе (особенно с сигаретой). Нельзя обходить молящихся спереди. При входе в мечети и дома следует снимать обувь. В обычной беседе вполне допустимы ссылки на бога (аллаха) и призывание его в свидетели, однако злоупотреблять этим не стоит - у местных жителей свои представления о нормах приличия в этом плане. Также не стоит активно жестикулировать - у арабов своя сложная система жестикуляции и зачастую вполне приличный европейский жест может значить здесь нечто оскорбительное.

Арабы Саудовской Аравии обычно приветствуют членов семьи и друзей объятиями и поцелуями в обе щеки. С малознакомыми людьми это не принято - здесь в ходу обычное европейское рукопожатие. Прикасаться к представителям противоположного пола категорически не рекомендуется.

Местные особенности и обычаи Королевства Саудовской Аравии

Королевство Саудовская Аравия ( KCA ) – арабское государство в Юго-западной Азии, занимает более 80% территории Аравийского полуострова. Граничит с Иорданией, Ираком и Кувейтом на севере и северо-востоке, с Катаром, Бахрейном и ОАЭ - на востоке, Оманом и Йеменом – на юго-востоке и юге.

Общая площадь составляет 2 149 690 млн. кв. км. Протяженность сухопутных границ – 4 431 км, морского берега – 2 640 км.

Население – 28 686 633 чел. (по состоянию на июль 2009 г.), включая 5 576 076 постоянно проживающих мигрантов. Ежегодный прирост населения – около 1,5% (по сост. на 2009 г.). Уровень безработицы в 2009 г. составлял 8,9% (13,2% в 2004 г.).

Столица – г. Эр-Рияд (5,9 млн. жителей на конец 2009 г.). Основные города: Джидда (св. 3,4 млн. жителей на конец 2009 г.), Мекка, Медина, Таиф, агломерация Большой Даммам (включает города Даммам, Дахран и Хобар).

Государственный язык – арабский, распространен английский.

Государственная религия – ислам суннитского толка. На территории Королевства находятся главные святые места ислама – города Мекка и Медина, которые во время хаджа ежегодно посещают около 4 млн. человек.

Национальные праздники . В соответствии с «Основами системы власти КСА» государственными праздниками являются «Ид аль-Фитр» (праздник разговения, отмечается по завершении месяца Рамадан) и «Ид аль-Адха» (праздник жертвоприношения, отмечается в период хаджа). Отмечается также День провозглашения Королевства Саудовская Аравия – 23 сентября. Выходные дни в государственных учреждениях - четверг, пятница.

Денежная единица – саудовский риал, 1 риал = 0,27 долл. США.

Время – UTC (Всемирное координированное время) +3 часа, т.е. совпадает с московским в зимнее время и отстаёт на 1 час летом.

Климат – крайне засушливый. Аравийский полуостров - одно из немногих мест на Земле, где летом температура постоянно превышает 50 °C. Впрочем, снег выпадает лишь в горах Джизан на западе страны, и не каждый год. Средняя же температура в январе составляет от 8 °C до 20 °C в городах в пустынной местности и от 20 °C до 30 °C на побережье Красного моря. Летом температура в тени колеблется от 35 °C до 43 °C. Ночью в пустыне иногда можно столкнуться с температурами, близкими к 0 °C, так как песок быстро отдает тепло, накопленное за день. Среднегодовой уровень осадков составляет 100 мм. В центре и на востоке Саудовской Аравии дожди идут исключительно поздней зимой и весной, тогда как на западе - только зимой.

Прямое воздушное сообщение с Россией отсутствует. Рейсы с пересадкой до Москвы совершаются через Каир (Египет), Дубай (ОАЭ), Стамбул (Турция), Доху (Катар), Ларнаку (Кипр), Франкфурт (Германия).

Столица Эр-Рияд является относительно недорогим городом для проживания. Вне сезона хаджа здесь вполне можно найти бюджетный отель за 5‑25 долларов США в сутки и небольшие ресторанчики с расценками в пределах 4-10 долларов за обед. Гостиницы среднего уровня обойдутся в 20-60 долларов в сутки, рестораны - 10-20, высококлассные отели запрашивают за свои услуги от 60 долларов и выше, рестораны - от 20.

Большая часть магазинов и частных лавок открываются в 8-9 утра и закрываются в 8-10 вечера, прерывая свою работу в течение дня на время молитвы. Супермаркеты открыты до 12 ночи, а некоторые работают круглосуточно. Вместе с тем, ряд специализированных магазинов промышленных товаров и техники закрыты с 12 дня до 16.30, работая с утра и с вечера до поздней ночи.

Столица КСА славится фантастическим выбором торговых точек, от традиционных рынков "сук" до больших универмагов и торговых центров, причем здесь можно найти как вполне демократические по ценам магазины, так и самые дорогие бутики. Частично такой богатый выбор объясняется тем фактом, что в стране нет никаких баров, казино, ночных клубов, театров или кинотеатров (любое изображение человека и его тела запрещено Кораном), поэтому магазины - любимый способ времяпрепровождения местных жителей.

Почти повсеместно к оплате принимаются различные виды кредитных карт. Для тех, кто предпочитает расплачиваться «наличными», также широко доступны банкоматы.

Бесплатные общественные туалеты имеются во всех крупных магазинах и большинстве мест общественного отдыха.

Железнодорожный и автобусный вокзал в столице КСА расположены в старой части города, к югу от делового центра. Международный аэропорт имени короля Халеда (один из крупнейших в мире - каждый год через него проходит более 20 миллионов пассажиров) расположен примерно в 30 километрах от Эр-Рияда.

Система устройства дорог и дорожного движения в КСА во многом позаимствована у США. Одной из отличительных особенностей можно назвать возможность поворота направо при красном сигнале светофора. В стране действует правило правой руки, движение, как правило, одностороннее, дорожные знаки международного образца. При нарушениях скоростного режима движения штраф налагается на месте. Женщинам водить автомашину запрещено.

Безопасность движения в Эр-Рияде обеспечивается силами дорожной полиции МВД КСА, выставляющей стационарные посты на основных транспортных магистралях, либо использующей так называемые секретные патрули - обычные автомобили без опознавательных знаков, оснащенные радарами, системами фотофиксации и связи. Практически все перекрестки города контролируются средствами видеонаблюдения, выводящими информацию на мониторы единого центра контроля дорожной обстановки Эр-Рияда. С 2008 года в столице проводятся испытания различных систем автоматического распознавания номерных знаков автомобилей, однако до настоящего времени широкого применения они еще не получили.

В интересах сокращения количества случаев и тяжелых последствий ДТП постановлением правительства с 2007 года введен перечень ПДД (приложение 3), нарушение которых ведет к применению санкций со стороны сотрудников дорожной полиции в отношении водителей. При этом применяется система штрафных баллов наряду с наложением крупных штрафов и назначением наказания с отбыванием срока в тюрьме. Так, наиболее серьезными с точки зрения наказания считаются: проезд на запрещающий сигнал светофора; игнорирование остановки на сигнал «STOP»; несоблюдение скоростного режима; движение по встречной полосе; поворот в запрещенном месте.

За нарушение правил предусмотрены штрафы от 2 до 6 баллов и от 80 до 270 долларов США.

Стоит отметить, что возможность использования национального российского водительского удостоверения (в том числе международного образца) допускается только для сотрудников дипломатической миссии. Кроме того, водительское удостоверение саудовского образца выдается дипломатам бесплатно.

Основные виды топлива в КСА – бензин марки «91» (стоимость 1 литра около 8 центов США) и «95» (около 16 центов за литр).

Стояночные места, большей частью бесплатные, имеются в достаточном количестве. В столице платные стоянки расположены в аэропорту и около крепости «Масмак» в исторической части города (стоимость за 1 час составляет от 0.5 до 1.5 доллара США).

Транспортный налог в КСА не взимается, проезд по основным магистралям страны бесплатный – исключение составляет мост имени короля Фахда, соединяющий КСА и Бахрейн (стоимость проезда по мосту в одну сторону составляет около 5,5 доллара США).

В случае ДТП местные жители, как правило, обращаются в службу «Наджма» - полугосударственную фирму, специализирующуюся на разрешении аварийных ситуаций на дорогах и оказывающую посреднические услуги гражданам в контактах с местной автомобильной инспекцией и страховыми компаниями.

Страхование автомобиля является обязательным. Без страхового полиса невозможно оформить покупку и регистрацию автомобиля. Услугу страхования предоставляет большое число компаний. Годовая стоимость страховки составляет в среднем около 10 процентов от рыночной стоимости автомобиля.

Общественный транспорт, например, в столице КСА представлен небольшим количеством автобусных маршрутов с низкой интенсивностью движения, связывающих центр Эр-Рияда с промышленными районами, аэропортом и торговыми рынками. Используется в основном низкооплачиваемыми иностранными рабочими для поездок в пределах города. Основным средством передвижения остается личный транспорт, для тех, у кого нет автомобиля – такси (стоимость проезда – около 0,25 долларов США за 1 км.). Широко используется практика аренды легковых автомобилей от 70 до 200 долларов США в сутки, в зависимости от марки автомашины и срока аренды.

В 2009 году губернатор провинции Эр-Рияд принц Сальман объявил о начале проектных работ по созданию сети легкого метро, предназначенного для сокращения заторов на дорогах столицы. В настоящее время компетентные органы завершают разработку необходимых инженерных конструкций в соответствии с технической спецификацией. Ожидается, что в ближайшее время будет начато строительство двух треков железнодорожных линий в городе. Первый этап предполагает создание линии длиной 25 км, которая соединит север и юг, а второй этап включает создание 14-километрового звена между востоком и западом. В целом проект охватит 30 кварталов города, объем перевозок на начальном этапе будет достигать 1500 пассажиров в час по каждой линии.

Нелицеприятной стороной местной действительности являются жесточайшие нормы соблюдения исламского права , поскольку обычный закон в европейском его понимании здесь заменяют нормы шариата. Запрещены любые обсуждения существующего политического или религиозного строя. За нарушение канонов ислама полагается жестокое наказание, и за этим следят строго. В столице активно действует религиозная полиция - "мутавва", чьи представители и агенты в гражданском постоянно патрулируют улицы и общественные заведения. Впрочем, за мелкие нарушения к иностранцам обычно применяются лишь профилактические беседы и довольно легкие (по местным нормам) меры порицания.

Иностранцам закон не запрещает одеваться вне исламских традиций, но как женщинам, так и мужчинам при въезде в страну рекомендуется скромная одежда. В любом случае короткая юбка или шорты, обнаженные выше локтя руки (даже у мужчин) и непокрытая платком голова у женщин могут вызвать претензии со стороны представителей религиозной полиции. Традиции общественного поведения здесь чрезвычайно консервативны и этим ни в коем случае не следует пренебрегать - за нарушение местных правил обычно грозит немедленная высылка из страны. Иностранцу категорически не рекомендуется носить и местную одежду - фасон, крой, цвет и отделка многих элементов традиционного арабского костюма призваны определить принадлежность хозяина к тому или иному клану, поэтому попытка европейца примерить это на себя может быть расценена достаточно негативно. Однако это относится только к наиболее консервативным представителям местного населения.

В 2006 году правительство Саудовской Аравии отменило запрет на фотографирование в общественных местах, однако для съемок частной собственности, государственных и военных объектов, элементов инфраструктуры или отдельных людей по-прежнему требуется разрешение.

Одной из особенностей «шопинга» в Эр-Рияде является то, что мужчины старше 16 лет без сопровождения женщин не допускаются в крупные супермаркеты. Запрет на вход одиноким мужчинам введен в целях защиты нравственных и моральных устоев женского населения страны.

В основе судебной системы Саудовской Аравии лежат по­ложения мусульманского права - шариата, Коран и сунна, предания о жизни и поступках пророка Мухаммеда.

Судебная власть представлена системой шариатских судов, высшей инстанцией которых является Верховный кассационный суд и Высший совет улемов, возглавляющий также систему религиозных институтов Королевства.

Суды низшей инстанции существуют практически во всех населенных пунктах страны и бедуинских поселках. Они рассматривают мелкие имущественные дела и бытовые правонарушения. Их решения окончательные и обжа­лованию не подлежат.

Существующая в Саудовской Аравии система наказаний за совершенные преступления и правонарушения несет на себе от­печаток средневековых норм мусульманского права. За употребление спиртных напитков или распространение их виновного публично наказывают розгами. За мелкую кражу также нака­зывают розгами, а за неоднократные крупные кражи отсекают кисть правой руки. За более серьезное преступление виновного может постичь смертная казнь - отсечение головы или даже четвертование.

По мусульманскому законодательству развод считается состоявшимся, если муж трижды повторит известную формулу «инта талак» - «ты разведена» и передает дело в суд для оформления акта развода. Разведенная женщина закрывает от мужа лицо и возвращается в отцовский дом. Дети, как правило, остаются с отцом, если он сам не пожелает отдать их матери. Женщина может потребовать развода лишь в том случае, если муж не может «выполнить свои супружеские обязанности». В эту формулировку включается, в частности, и отказ или невозможность ее содержать.

Вопросы приобретения и лишения гражданства в достаточно закрытом и строго регламентированном обществе такого государства, как Королевство Саудовская Аравия, являются весьма актуальными и для саудовских граждан, и для связанных с ними семейно-брачными узами иностранцев. Как и во многих других монархиях, институт гражданства целиком заменил собой институт подданства, поэтому во всех современных саудовских нормативных документах используется именно данный термин.

Несмотря на наличие закона и подзаконных актов о гражданстве, при решении этих вопросов возникает значительное количество проблем, что вызывает недовольство и жалобы, особенно среди саудовских граждан, вступивших в смешанные браки, а также острые дискуссии в прессе, привлекающие пристальное внимание местных и международных правозащитных организаций.

В условиях глобализации, активизации международных контактов и роста социально-правового самосознания в саудовском обществе в последние годы значительная часть граждан стала отходить в вопросах семейных отношений от традиционных консервативных представлений и постулатов, предписывающих заключение эндогамных браков. Стало распространенной практикой, что саудовские граждане (обоих полов), находящиеся за рубежом (учеба, командировки и пр.), заключают браки с иностранцами. При решении вопросов предоставления саудовского гражданства иностранцам или детям от смешанных браков превалирующее значение приобретает мнение чиновников МВД, уполномоченных принимать окончательное решение, которые зачастую, весьма субъективно трактуют законодательные нормы.

Саудовским подданным считается лицо, родившееся на территории КСА или за его пределами, отец которого является саудовским подданным; или мать является саудовской подданной, а гражданство отца не установлено или он является лицом без гражданства; или лицо, родившееся на территории КСА, родители которого не установлены (ст. 7).

Саудовская Аравия, на сегодняшний день, остается самой закрытой страной для посещения туристами. Тем не менее, с начала 2006 года генеральным секретарем Высшей Комиссии по туризму (ВКТ) КСА принцем Султаном бен Салманом Бен Абдель Азизом сделаны конкретные шаги в направлении активизации работы по развитию туристического сектора в Саудовской Аравии. Помимо огромных финансовых вложений в строительство отелей и курортов на побережье Красного моря и Персидского залива, создания будущей инфраструктуры туризма, власти совершенствуют и законодательную базу страны.

Если до недавнего времени граждане из стран вне зоны Персидского Залива могли получить только рабочие, деловые или паломнические визы, а их оформление было сопряжено с большими трудностями, то в ближайшее время у иностранцев появится возможность посетить Саудовскую Аравию и в качестве туриста, причем саудовская виза может быть получена иностранцем независимо от его принадлежности к той или иной религии. Также ВТК КСА проводит пересмотр различных ограничений, действующих в стране для иностранцев - в частности принято решение об отмене запрета на фото и видеосъемку.

В тоже время, саудовские власти сохраняют некоторые ограничения для въезда в страну. В соответствии с новыми правилами, туристы обязаны путешествовать только группами. Туристические визы не могут быть выданы евреям и обладателям израильских виз в паспортах, а также лицам, нарушающим принятые в Саудовской Аравии правила и обычаи. Въезд в КСА туристам-«дикарям», а также женщинам без мужского сопровождения по-прежнему запрещен. Также запрещено посещение городов Мекка и Медина для немусульман.

Санитарно-эпидемическая обстановка в стране находится под постоянным контролем госорганов. Благодаря развитию здравоохранения значительно сокращено количество случаев заболевания опасными инфекциями. Детям младшего возраста при въезде в страну в обязательном порядке делаются прививки от полиомиелита, коклюша и столбняка.

С учётом возможного осложнения санитарной обстановки в стране в период проведения хаджа большой внимание уделяется профилактическим мероприятиям в отношении паломников. Помимо строгого медицинского контроля на границе, в районе проведения хаджа создаются карантинные городки.

Всем прибывающим для совершения хаджа, необходимо сделать следующие прививки и представить соответствующие справки: вакцинация против жёлтой лихорадки (всем приезжающим из стран, в которых зарегистрирована эпидемия), вакцинация против вирусного менингита (всем приезжающим из любой страны), прививка против дифтерии (прибывающим из Российской Федерации).

Виза на совершение хаджа выдается мусульманам, желающим совершить паломничество. Такие визы оформляются саудовским диппредставительством ежегодно, их выдача начинается за 90 дней до начала периода хаджа. Для оформления визы необходимо обращаться в духовные управления или офисы компаний, имеющих лицензию российских властей на занятие деятельностью по организации поездок на хадж. При выдачи такой визы посольство КСА не взимает консульские сборы.

Другой разновидностью «паломнической» визы является виза на «умру» (малое паломничество). Саудовское диппредставительство выдает такую визу ежегодно начиная с месяца Сафар по Хиджре до середины месяца Рамадан. При выдаче посольство также не взимает консульские сборы.

В исключительных случаях предусмотрено получение въездных виз непосредственно в аэропорту. При этом въездные визы проставляются дежурным офицером службы паспортного контроля аэропорта только на основании телеграммы или письменного указания, направляемых соответствующими управлениями МИД или МВД КСА. Выдача визы в аэропорту производится только по саудовской инициативе.

В связи с существующей безвизовой системой въезда в страну подданных стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) в зоне паспортного контроля выделены три коридора: для сотрудников диппредставительств, подданных государств ССАГПЗ (в том числе и саудовцев), а также для иностранных граждан других государств. На всех пунктах контроля для женщин-мусульманок, обязанных, согласно исламским законам, закрывать свое лицо, имеются специальные комнаты, в которых женщины-сотрудницы службы паспортно-визового контроля осуществляют идентификацию личности, после чего в паспорте проставляется штамп.

Паспортный контроль выезжающих из страны пассажиров осуществляется аналогичным порядком. При этом в компьютерную систему аэропорта вводятся данные из «выездной карты», заполняемой пассажиром, а также компьютерный номер, проставляемый в паспорте при въезде в страну. Это дает возможность сотруднику паспортного контроля сверить данные «выездной карты» с информацией, поступающей в компьютерную систему аэропорта из МВД Саудовской Аравии. При совпадении этих данных, а также при отсутствии запрета на выезд в паспорте пассажира проставляется штамп о пересечении границы с указанием даты выезда и пограничного пункта.

Для осуществления более эффективного учета и контроля прибывающих в страну иностранцев все пункты паспортно-визового контроля оборудованы электронными системами снятия отпечатков пальцев и фотографирования сетчатки глаза. Данные заносятся в единую базу МВД. В настоящее время данная процедура проводится только в отношении иностранцев, получающих рабочую саудовскую визу.

При пересечении сухопутных границ Королевства на автотранспортных средствах паспортно-визовой осуществляется на территории контрольно-пропускных пунктов. При въезде в зону контроля проверяются документы водителя и технический паспорт машины. Вся информация вносится в компьютерную систему и проверяется по учетам автотранспортных средств, выезд которым с территории Саудовской Аравии запрещен. После проверки владельцу автомобиля выдается специальный бланк, на котором проставляются все печати и штампы служб контроля.

Пункт паспортно-визового контроля представляет собой, как правило, отдельное здание, в котором осуществляются действия, аналогичные паспортному контролю в международных аэропортах и морских портах. Таможенный контроль проводится в строениях ангарного типа, где служащие под контролем офицеров таможенной службы производят полный досмотр автомобиля и груза. При выезде из зоны контрольно-пропускного пункта осуществляется повторная проверка документов и правильности проставления всех печатей и штампов.

Следует отметить, что на саудовско-бахрейнской границе для иностранного дипломатического состава действует упрощенный порядок прохождения паспортно-визового и таможенного контроля (без выхода из автомобиля). Однако, в случае возникновения каких-либо подозрений, таможенные службы могут потребовать досмотр багажа.

Кроме того, в мае 2008 года для иностранцев введен новый образец въездной визы, которая в виде специального номерного бланка вклеивается в заграничный паспорт.

Преступность. В целом Саудовская Аравия считается одним из самых безопасных государств мира. Как считают власти страны, такое благоприятное положение сложилось исторически, благодаря строгому следованию королевства законам шариата и соблюдению его населением норм и правил поведения, которые предписываются каждому правоверному мусульманину.

Тем не менее, в последнее время официальные саудовские представители обращают внимание на возросший уровень преступности в стране, что связано, прежде всего, с тем, что Саудовская Аравия как государство с относительно высоким уровнем жизни является притягательной для выходцев из бедных стран Азии и Африки.

Ежегодно после хаджа и умры в КСА остается большое количество нелегальных иммигрантов. Получить визу паломника для мусульманина не составляет труда, однако многие из них, въехав в страну, остаются дольше положенного срока и. не имея легального заработка или возможности устроиться на работу, становятся потенциальными членами преступных сообществ, втягивающих их в свою незаконную деятельность.

В связи с тем, что подавляющее большинство паломников приезжают к святыням Мекки и Медины через морской порт города Джидда, аэропорты Джидды и Медины, а также северные и северо-восточные границы с Иорданией и Ираком, то первоначально ареал криминальной деятельности концентрируется именно в этом регионе, растекаясь затем по остальным городам КСА.

Особенностью местного криминального мира является то. Что он представляет собой конгломерат преступных группировок, имеющих выраженный этнический характер.

Так, преступные группировки из стран черной Африки, которые представлены в первую очередь выходцами из Нигерии, Мали и Нигера, специализируются на разбойных нападениях, похищениях людей с целью выкупа, рэкете и финансовых аферах. Известны также преступные сообщества из Судана, Эфиопии, Эритреи и Сомали.

Сфера преступной деятельности группировок из Южной и Юго-Восточной Азии (выходцы из Индии, Бангладеш, Филиппин, Малайзии, Индонезии) – это бутлегерство, проституция, распространение наркотиков, производство контрафактной продукции (игровые, музыкальные и видео диски, в том числе порнографического содержания).

Стоит отметить также преступления, связанные с контрабандой из Йемена. Прозрачность саудовско-йеменской границы, ее прохождение по пустынной и горной местности, а также миграция местных племен, - все это создает благоприятные условия для масштабной контрабанды в КСА оружия, взрывчатых веществ, наркотиков, алкоголя и других товаров.

Консульский отдел Посольства Российской Федерации в Королевстве Саудовская Аравия

Loading...Loading...