Завоевательные войны консульства и империи карта. Консульство и образование наполеоновской империи

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

КОНСУЛЬСТВО И ОБРАЗОВАНИЕ Наполеоновской империи Тема 2 Урок № 1 Губанова Л.А. Учитель высшей категории школы № 29 Г. севастополя

ПЛАН УРОКА 1. От Франции революционной к Франции буржуазной. 2.Внутренняя политика НАПОЛЕОНА в период КОНСУЛЬСТВА 3. Революционер на троне. 4. Завоевательные войны НАПОЛЕОНА

Повторим! 1789г. – падение Бастилии 1791 г. – принятие конституции, уничтожившей абсолютизм и ограничившей власть короля 1793 г. – казнь Людовика XYI 1793 г. – принятие новой Конституции, провозгласившей ФРАНЦИЮ республикой 9-10 ноября(18-19 брюмера) 1799 г. - бескровный переворот. Приход к власти Наполеона Бонапарта. «МЫ ДОВЕЛИ ДО КОНЦА РОМАН РЕВОЛЮЦИИ. ТЕПЕРЬ НАДО ПОСМОТРЕТЬ, ЧТО В НЕМ ЕСТЬ РЕАЛЬНОГО» (Наполеон Бонапарт)

1 . Внутренняя политика Наполеона в период Консульства (1799-1804 г.г.) 18 брюмера 1799 г. – во Франции произошел государственный переворот. Власть передана 3 консулам во главе с Наполеоном Бонапартом. 1799 – 1804 гг. – период Консульства «РЕВОЛЮЦИЯ – БЕДА ПОКОЛЕНИЯ, КОТОРОЕ ЕЕ СОВЕРШАЕТ» (Наполеон Бонапарт)

1. Внутренняя политика Наполеона в период Консульства (1799-1804г.г.) ПО Конституции1799 года: ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ограничена ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ принадлежит 3 консулам: 1 консул - НАПОЛЕОН – вся полнота исполнительной, отчасти судебной и законодательной власти 2 и 3 консулы имеют право совещательного голоса Местное самоуправление уничтожено

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАПОЛЕОНА «Свобода, равенство, собственность». Поощрение развития предпринимательства Финансовая реформа. Ввел новую монету – золотой ФРАНК Отменено отделение церкви от государства. Главная религия – католицизм. Другие верования тоже разрешены. 1802 г. – Наполеон стал пожизненным консулом

2. РЕВОЛЮЦИОНЕР на троне «Бог вручил мне эту корону» Май 1804 г. – провозглашение Франции империей, а Наполеона императором. Окончательное установление авторитарного режима. 1804 г. – Гражданский кодекс Наполеона: А) равенство граждан перед законом Б) свобода совести В) неприкосновенность личности и собственности 1805 г. – Коронован как король Италии

Самостоятельная работа СТРАНИЦА 93 и Документ на стр. 100, ст. 7,8 Какие группы французского общества поддерживали Наполеона? Почему?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Наполеон говорил « Я бываю то лисой, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим». Проанализируйте деятельность Наполеона и подтвердите фактами его слова.

3. ЗАВОЕВАТЕЛЬНЫЕ ВОЙНЫ НАПОЛЕОНА Учебник, Страницы 96-98 Заполнить таблицу. Сделайте выводы Годы Основные события Итоги, значение

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ § 11, закончить таблицу Дать письменный ответ на вопрос 4 (страница 99, под значком орнамента). Объяснять понятия: -консульство - коалиция - континентальная блокада

3. Завоевательные войны Наполеона годы Основные события Итоги, значение 1800 г. Второй итальянский поход. Битва при Маренго Австрия вышла из войны К Франции присоединился Пьемонт и Генуя 1805 г. Битва при Ульме с Австрией Разгром австрийских войск Декабрь 1805 г. Битва у мыса Трафальгар (против Англии) Победа английского флота во главе с адмиралом Нельсоном Французский флот уничтожен 1806 г. Французы вошли в Пруссию 21 ноября 1806 г. – декрет о континентальной блокаде Англии Разгром Пруссии Все государства, зависящие от Франции не могут вести торговлю с Англией 1807 г. Тильзитский мир с Россией Россия присоединялась к континентальной блокаде 1808 г. - Французы вторглись в Испанию Оккупация Испании

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема № 2 Урок №2 Губанова Л.А., учитель истории и обществознания ООШ № 29 г. Севастополя

Исторический диктант Объяснить понятия: -консульство - коалиция - континентальная блокада - Кодекс Наполеона - промышленный переворот

Повторим! Докажите, что власть Наполеона во времена консульства была не меньше, чем у короля Людовика XVI Охарактеризуйте внутреннюю политику Наполеона Что из своих деяний Наполеон считал «истинной славой »? В чем вы видите заслугу Наполеона как политического деятеля? Какие действия вы считаете ошибочными? Дайте общую оценку его правления в период с 1799 по 1807 гг.?

Разгром империи Наполеона. Венский конгресс Исходное противоречие: С 1804 по 1815 г. На полях сражений погибло 1 700 00- французов, а солдаты все шли и шли на смерть с криком: «Да здравствует император!» Проблемное задание: Подумайте и ответьте, почему Франция все прощала Бонапарту?

1. Жизнь во времена империи К 1811 г. в империи было 130 департаментов, и в них про­водились большие строительные работы: сооружались дороги, тон­нели, мосты. В Париже по приказу Наполеона возвели мосты в честь Аустерлица и Йены, построили новые церкви, Триумфаль­ные арки, Биржу. Император хотел превратить столицу в «кра­сивейший из городов, когда-либо существовавших на свете». Лувр, называвшийся музеем Наполеона, стал хранилищем шедевров, вывезенных из завоеванных стран.

1. Жизнь во в ремена Империи До революции каждый крестьянин из 100 франков своего дохода отдавал сеньору, государству и церкви 81 франк. При Наполеоне, ничего не для платя сеньору и церкви, он отдавал государству 21 франк, оставляя себе 79. Именно эти крестьяне, ставшие при империи солдатами, офицерами, маршалами, графами и герцогами, поддерживали Бонапарта, который тоже был « сыном революции», безвестным корсиканцем, которого революция сделала королем. А. И. Герцен писал: «Одинаковость вкусов совершенно объясняет любовь к нему народа... он сам принадлежал толпе... с ее страстями и влечениями; возведенный в гения и покрытый лучами славы. Вот откуда его силы».

Почему Франция все прощала Наполеону? Исходное противоречие: С 1804 по 1815 г. На полях сражений погибло 1 700 00- французов, а солдаты все шли и шли на смерть с криком: «Да здравствует император!» Проблемное задание: Подумайте и ответьте, почему Франция все прощала Бонапарту?

2.Причины ослабления наполеоновской империи Прочитайте пункт 2 параграфа12 (страницы102 -103). Назовите причины ослабления империи Наполеона (письменно)

Проверьте себя! Причины ослабления империи Наполеона: 2 неурожайных года подряд Спад промышленности и торговли из-за блокады Англии Недовольство населения непрерывными войнами Сложные отношения с завоеванными странами

3 . КРУШЕНИЕ ИМПЕРИИ

годы Основные события Итоги, значение 1812 Поход на Россию Бросив армию Наполеон бежал в Париж 1813 «Битва народов» под Лейпцигом. Наполеон воевал против коалиции: Россия, Англия, Пруссия, Австрия, Швеция, Испания, Португалия Армия Наполеона разгромлена Войска коалиции вошли в Париж Наполеон отправлен в ссылку на остров Эльба 1815 Возвращение Наполеона во Францию «100 дней Наполеона» Империя восстановлена 18 июня 1815 Битва при Ватерлоо Армия Наполеона окончательно разбита. Наполеон сослан на остров Святой Елены.

4 . Венский конгресс (сентябрь 1814 – июнь 1815) Цели: Вернуть Францию к дореволюционным границам, восстановит династию Бурбонов Территориальное переустройство Европы и ее колоний Предохранить Европу от новых революций. Работа с Документом стр. 109. Можно ли считать объективной оценку целей Венского конгресса, данную Ф. Генцем. Свою точку зрения подтвердите фактами.

Страны - победительницы Территории, полученные по решению Венского конгресса Россия Часть Польши – Герцогство Варшавское, Финляндия, Бессарабия Пруссия Рейеская область, Вестфалия, западные польские земли Австрия 2 итальянские области Ломбардия и Венеция Англия О-в Мальта в Средиземном море, о-в Цейлон, Капская земля в Африке

Домашнее задание 1. § 12, в. 5 - письменно - закончить таблицу. 2. Дополнительно «Персоналии»: подготовить сообщение или презентацию: Шарль - -Морис Талейран, Горацио Нельсон

СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ 1815 г. Для поддержания всеобщего мира и борьбы с революционным движением «во имя религии» императоры России и Австрии, а также король Пруссии заключили Священный союз. Этот договор подписали почти все монархи европейских государств. По сути дела, это была первая попытка создать систему европейского равновесия, при которой обеспечивается уважение к существующим договорам, к установленному территориальному размежеванию. Европейское равновесие - это такой порядок, при котором все государства сдерживают друг друга, чтобы ни одно из них не могло силой навязать другому свое господство, подчинить его себе. Победители Наполеона считали, что они устанавливают европейское равновесие. В период с 1818 по 1821 г. вся их деятельность, свелась к борьбе с революциями. Совместными усилиями были задушены революции в Испании и Италии. В других же вопросах единства в политике членов Союза не существовало

Наука. Создание научной картины мира

План изучения темы 1) Причины быстрого развития физики и других естест­венных наук. 2).Столетие сенсаций 3) Переворот в естествознании 4) Новая наука – микробиология 5) Успехи медицины 6) Развитие образования

XIX - начало XX в.- особое время в развитии науки. Великие открытия следуют одно за другим. Казалось, ка­кой-то невидимый волшебник отдернул занавес, скрывающий тай­ны природы и человека. Но этим волшебником был человеческий разум. Новые открытия разрушают представление о том, что приро­да подчиняется точным законам механики.

Научная область Год открытия Ученый Содержание и значение открытия Физика 1831 Майкл Фарадей (1791 - 1861) Открыл явление электромагнетизма. Это позволило приступить к созданию электродвигателя СТР. 46-49

Какие изобретения, на ваш взгляд, были наиболее сенсационными? Почему?

СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ… В чем заключалась главная особенность естественно-научных открытий второй по­ловины XIX века?

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ! Главная особенность естественно-научных открытий второй по­ловины XIX в. заключалась в том, что они коренным образом ме­няли представление о строении материи, пространстве, времени, движении, о развитии живой природы, о месте человека в при­роде, о происхождении жизни на Земле.

Поработаем дома! ПАРАГРАФ 5. Закончить заполнение таблицы. Подготовьте сообщении о каком-либо важном открытии 2 пол. 19 века


Тема урока: «Консульство и образование наполеоновской империи».

Цели урока:

Образовательные: охарактеризовать развитие Франции в период с 1799 по 1810 гг.; узнать причины перехода от республики к империи во Франции; показать буржуазный характер наполеоновских преобразований. Значение их для дальнейшей модернизации Франции; показать захватнический характер воин Наполеона, территориальные изменения, произошедшие в Европе.

Развивающие: формирование у учащихся самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно - следственных связях исторических событий и явлений; формирование положительной мотивации обучении.

Воспитательные: продолжить формировать уважительное отношение к мировой культуре.

Ход урока.

I . Организационный момент.

II. Опрос домашнего задания:

Вам был задан § 9-10 Либералы, консерваторы и социалисты.

Вопросы для устного опроса:

1. Охарактеризуйте основные взгляды либералов на развитие общества, роль государства и права человека.

2. Перечислите основные принципы консерватизма. Подумайте, какие различия имелись во взглядах либералов и консерваторов по проблемам роли государства в обществе и прав человека.

3. Расскажите об основных принципах марксистского учения.

Самостоятельная работа (тест):

1. Социальное учение Западной Европы XIX в., в основу которого было положено право человека на жизнь и свободу:

а) социализм б) либерализм в) анархизм

2. Учение о классовой борьбе, коммунистической революции составляло основу

а) анархизма б) марксизма в) либерализма

3. Один из представителей критического социализма:

а) Анри Сен-Симон б) Фридрих Энгельс в) Пьер Прудон

4. Отметь все верные утверждения.

Консерваторы

а) признавали за государством право на регулирование экономики

б) выступали за социальное равенство всех людей

в) выступали за сохранение старого порядка и традиционных ценностей

г) выступали за отмену частной собственности

5. Представителем анархизма НЕ являлся

а) Шарль Фурье б) Пьер Прудон в) Михаил Бакунин

6. Объясните утверждение: «Разрешено все, что не запрещено законом».

III. Актуализация опорных знаний учащихся.

Рассказ учителя: Ребята, в прошлом году вы начали изучать Великую французская революция. Напомню вам, что по ее итогам была свергнута монархия, казнен французский император Людовик XVI, и власть перешла в руки народного представительного органа.

19 брюмера (ноября) 1799 г. был разогнан Совет пятисот, и генерал Бонапарт на 15 лет превратился в неограниченного правителя Франции. Наполеон Бонапарт установил жесткий авторитарный режим, власть его была огромна. Посмотрим, на что была направлена его власть. Что сделал Наполеон Бонапарт для Франции и каждого француза в отдельности? Что он сделал для Европы?

План урока:

3. «Революционер на троне».

IV. Изучение новой темы.

1. От Франции революционной к Франции буржуазной.

- Рассказ учителя. С 1789 г. во Франции произошло столько переворотов, что события 18-19 брюмера не обеспокоили санкюлотов. Большинство граждан не сочувствовали идее возвращения монархии. Генерал Бонапарт, человек с республиканским прошлым, был принят спокойно в качестве главы государства. Установив военную диктатуру, Бонапарт занялся восстановлением экономики, государственного управления и правовой системы. Он готовился управлять страной буржуа, крестьян и собственников.

- Работа с документом.

- Сообщение обучающегося о Наполеоне Бонапарте.

-Рассказ учителя. Принятая в декабре 1799 г. новая конституция провозглашала своими принципами «успокоение, порядок, законность». Сенат, высшая законодательная палата, вручал на 10 лет исполнительную власть трём консулам. Наибольшими правами наделялся Первый консул. Ему принадлежало право создавать законы, объявлять войну и заключать мир, назначать министров и чиновников. Он обладал большей властью, чем Людовик XVI по конституции 1791 г. Второй и Третий консулы имели только совещательный голос. Законодательная власть резко ограничивалась. Конституция восстановила всеобщее избирательное право. Однако местное самоуправление уничтожили, в департаменты для управления посылали правительственных чиновников - префектов. В городах вместо выборных коммун назначались мэры.

В стране установился режим личной власти. Французы устали от революции, и режим личной власти был одобрен на плебисците (всенародном опросе).

Так Наполеон Бонапарт, «сын революции», стал главной политической фигурой во Франции. Страна вступила на путь гражданского мира.

Период с 1799 до 1804 г., когда власть сосредоточилась в руках консулов, историки называют консульством.

Запись в тетради:

Консульство – это период в истории Франции с 1799 по 1804 г., когда власть сосредоточилась в руках консулов.

2. «Свобода, равенство и собственность!»

- Работа с учебником.

1 группа читает пункт «Свобода, равенство и собственность!» на стр. 93-94 учебника.

2 группа читает пункт «Общество без религии подобно кораблю без компаса» на стр. 94-95.

Задание: Каждая группа выделяет основные реформы, меры по укреплению государства и умиротворению народа, проведенные во Франции Наполеоном в период его консульства.

3. «Революционер на троне».

- Рассказ учителя. Республика шла к своему концу. Заговоры роялистов, имевшие целью свергнуть режим консульства и восстановить монархию Бурбонов, пугали «новых богачей», боявшихся лишиться собственности, приобретённой в годы революции. Они потребовали, «чтобы Наполеон Бонапарт, ныне Первый консул, был провозглашён императором и в качестве такового на него было возложено управление Французской республикой».

Предложение поддержали и крестьяне, купившие земли эмигрантов. Один из представителей верхушки буржуазии высказал общее мнение этих людей, заявив: «Только установив наследственную власть новой династии, мы сможем уничтожить в зародыше химерические надежды старой династии, придав новому порядку вещей прочный характер». Да и сам Первый консул давно уже жил мечтой об империи. Проложить путь к трону помогли военные победы.

Европейские державы, воевавшие против Франции, устали от войны. Первой в 1801 г. заключила перемирие с Францией Дания, затем этому примеру последовали её союзники. Лишившись союзников, Великобритания в марте 1802 г. в г. Амьене подписала с Францией мирный договор, положивший конец десятилетней войне. По этому договору Великобритания снимала морскую блокаду Франции, однако не признавала её новых границ. Заключение мира вызвало огромный энтузиазм французов и всплеск обожания Бонапарта. Он целый год пользовался такой всенародной популярностью, которая и не снилась другим французским политикам. Это облегчило Наполеону путь к установлению монархии.

Запись в тетради: 18 мая 1804 г. – Сенат провозгласил Наполеона «императором французов»

4. Завоевательные войны консульства и империи.

Задание. Ребята, сейчас вы самостоятельно прочтете пункт «Завоевательные войны консульства и империи» стр. 96-98 и заполните таблицу.

Главные битвы наполеоновских войн

Название битвы или похода

Дата битвы

5. «Истинная слава» Наполеона.

- Работа с документом. «Французский Гражданский кодекс» (извлечения) стр. 100 учебника.

V. Закрепление изученного на уроке.

Вопросы к классу:

1. Что такое консульство?

2. О каких реформах Наполеона вы узнали?

VI. Итог урока.

Конец XVIII - начало XIX века - важнейший период в истории Франции. Правящие группировки сменяли друг друга со стремительной силой и быстротой. От якобинской диктатуры Франция переходит к правлению исполнительного органа - Директории, в результате переворота 18 брюмера власть попадает в руки 3-х консулов, одним из которых был Наполеон Бонапарт. Куда в дальнейшем будут направлены политические, экономические и внешнеполитические векторы развития Франции, вы узнаете, изучив данный урок.

Консульство и образование наполеоновской империи

Предыстория

С 1789 г. во Франции происходили революционные изменения. В 1794 г., после свержения якобинской диктатуры, установился шаткий режим Директории.

Его черты:
.финансовый кризис, инфляция, стремительный рост цен;
.отсутствие компромисса между различными политическими силами во Франции, ожесточенная политическая борьба и заговоры;
.французы во многом устали от последовавшей вслед за революцией внутренней нестабильности и желали сильной власти;
.основных успехов в этот период Франция добивалась на военном поприще: рост популярности военных на фоне неспособной справиться с внутренними проблемами Директории.

Политические круги все больше задумывались об устранении непопулярной Директории и установлению более жесткого политического режима, который при поддержке армии смог бы добиться порядка в стране.

События

Ноябрь 1799 г. - переворот 18 брюмера (о перевороте). Популярный генерал Наполеон Бонапарт свергает правительство, разгоняет Законодательное собрание; устанавливается правительство из трех консулов - Бонапарта и бывших членов Директории, готовивших переворот: аббата Сийеса и Роже Дюко.

Декабрь 1799 г. - принятие конституции, согласно которой Наполеон стал первым консулом, обладающим всей полнотой власти, отодвинув на задний план союзников (Конституция 1799 г.).

1800 г. - создание Банка Франции (существует до сих пор), стабилизация финансовой ситуации в стране.

1801 г. - конкордат (соглашение) между Франций и католической церковью, нормализация отношений, испорченных в результате революции.

1802 г. - Наполеон объявил себя пожизненным консулом.

1804 г. - принятие Гражданского кодекса, повлиявшего на систему гражданского права во всем мире ().

Заключение

В мае 1804 года Наполеон в присутствии римского папы короновался в качестве императора Наполеона I. На этом закончилась 12-летняя история Первой французской республики. Началась новая эпоха в истории Франции - Первая империя.

Параллели

Сами французы эпохи революции и Наполеона любили сравнивать себя с Римской республикой и Римской империей. Свержение Бурбонов уподоблялось изгнанию царской династии Тарквиниев в Древнем Риме. Борьба политических групп, сопровождавшаяся террором, напоминала период . Бонапарта сравнивали с Юлием Цезарем и Октавианом Августом: бонапартистский режим прекращал внутренние распри, примирял различные социальные и политические слои, увеличивал экономическую устойчивость и военную мощь Франции.

На данном уроке речь пойдет о консульстве и создании наполеоновской империи во Франции. В прошлом году, в курсе всеобщей истории 7 класса, был рассмотрен вопрос о французской революции 1789 года. Напомним, что король Франции Людовик XVI в 1793 году был казнен, а летом того же года была установлена якобинская диктатура (политический режим в революционной Франции, существовавший с июня 1793 по июль 1794 гг.). После краха якобинской диктатуры к власти во Франции пришел новый орган, который назывался Директория (орган исполнительной власти французской республики по Конституции Французской республики, принятой Национальным Конвентом в 1795 году). Эпоха Директории во Франции, которая приходится на 1795-1799 гг., была не очень успешным временем. Это было время, когда во Франции свирепствовал экономический кризис. К 1799 году Директория во Франции стала непопулярна. Нужен был человек или орган власти, который пользовался бы народной поддержкой. Люди хотели видеть сильного правителя.

Таким правителем стал молодой генерал (рис. 1). Начиная с 1796 года он вел активные войны в Италии. Также он фактически принудил Швейцарию присоединиться к Франции. На это же время приходится и завоевание французами Нидерландов. Многочисленные победы Наполеона, его воинственный образ вызывали восторг среди немалой части французского общества. Звездным часом Наполеона должна была стать его египетская кампания (рис. 2). Если бы эта кампания оказалась бы удачной, то у англичан, основных противников Франции, возникли бы серьезные проблемы, ведь захват Францией Египта открывал французской армии дорогу в Индию, а Индия была важнейшим источником сырья и ресурсов. Но египетская кампания Наполеона закончилась неудачно. В августе 1798 года в Абукирском сражении англичане практически уничтожили французский флот (рис. 3). Попытки закрепиться в восточном средиземноморье оказались провалены. Однако Наполеон сумел реабилитироваться. В 1798 и 1799 гг. он предпринял две кампании, в Италии и Швейцарии . Противником Наполеона и его подчиненных в этих кампаниях была Россия, генералом российской армии в то время был (рис. 4). Несмотря на заслуги Суворова, эта кампания для России оказалась неудачной. Наполеон представился французам как победитель русских и самого Суворова, чьи заслуги знали и чтили во всей Европе после русско-турецкой войны. Таким образом, к 1799 году авторитет Наполеона во Франции был огромен.

Рис. 1. Наполеон Бонапарт ()

Рис. 2. Египетская кампания Наполеона ()

Рис. 3. Абукирское морское сражение ()

Рис. 4. Александр Васильевич Суворов ()

Этот авторитет решили использовать в своих целях члены Директории. Они недооценили Наполеона и решили его использовать в качестве марионетки в своих руках. В октябре 1799 года Наполеон с триумфом вернулся в Париж. Общественное мнение именно с ним связывало победы последних лет. Но уже через несколько дней после возвращения Наполеон совершил государственный переворот. Он вошел в историю как переворот 18 брюмера (рис. 5). Переворот произошел 9 ноября 1799 года . Было объявлено о раскрытии якобинского заговора. Совет пятисот был изгнан из зала заседания во дворце Сен-Клу. Было объявлено о том, что вся власть в стране переходит в руки трех лиц, которых стали называть на римский манер консулами . Такими консулами стали:

Сийес, который фактически и привел Наполеона к власти,

Роже-Дюко.

Эта эпоха, которая началась в 1799 году с переворота 18 брюмера и закончилась в 1804 году, получила название эпохи консульства .

Рис. 5. Переворот 18 брюмера ()

Основной задачей, которая должна была быть решена во Франции в эпоху консульства, была задача социального объединения страны . Во Франции было много сторонников разнообразных идей, течений, теорий и доктрин. Были монархисты, республиканцы, сторонники сильной военной власти.

Новая Конституция, принятая консулами в 1799 году, провозглашала неприкосновенным право на собственность. В результате в страну потянулись те, кто раньше опасался за свою жизнь и свое богатство. Всем эмигрантам, бежавшим ранее из страны, было разрешено вновь поселиться во Франции. Исключение было сделано только для монархистов. Наполеону такие соперники были не нужны.

Многое сделал Наполеон и для нормализации финансовой ситуации в стране. Это в первую очередь интересовало предпринимателей. Но и простые горожане были заинтересованы в том, чтобы денежная единица Франции была стабильной. В 1800 году Наполеоном был создан банк Франции , который существует и по сей день. В 1803 году в обращение был введен серебряный франк (рис. 6) - конвертируемая (свободно обмениваемая на другие денежные единицы) валюта.

Рис. 6. Серебряный франк ()

Наполеону удалось решить проблему во взаимоотношениях с папой римским. Франция была и оставалась католической страной с преобладающим католическим населением. Отношения с Италией и папой были нестабильными. Рим негативно воспринимал французскую республику и изгнание дворян из страны. В 1801 году Наполеон и папа римский подписали конкордат (договор между папой римским как главой католической церкви и каким-либо государством). В 1804 году папа римский даже приехал в Париж для проведения церемонии коронации Наполеона. Однако услуги папы не потребовались, Наполеон возложил на себя корону самостоятельно, но само присутствие папы римского на этой церемонии для Наполеона было очень важным. Наполеон, однако, считал, что имеет право распоряжаться церковным имуществом. У папы римского на этот счет было совершенно противоположное мнение.

В 1802 году Наполеон получил ожидаемую передышку. Постоянные революционные войны истощали страну. Нужен был перерыв для того, чтобы собраться с силами и подготовиться к новым военным кампаниям. Между Францией и Англией в 1802 году был заключен Амьенский мир . Это было сделано для того, чтобы усилить французские позиции в Италии. Сразу после подписания мирного договора к Франции были присоединены такие итальянские территории, как Пьемонт и остров Эльба.

В 1802 году англичане не воспринимали Наполеона очень серьезно. Они считали, что генерал не сможет справиться с экономической ситуацией в стране. Но они просчитались. Уже в мае 1803 года Наполеон создает на побережье Ла-Манша большой военный лагерь, известный как (рис. 7). В этом лагере собираются войска для грядущего вторжения в Великобританию.

Рис. 7. Булонский лагерь ()

Проблемой оставалась переправа этих многочисленных войск через Ла-Манш (пролив, отделяющий Англию и Францию, рис. 8). После разгрома французского флота в битве при Абукире Англия контролировала все перемещения по морям, тем более у своих берегов. Серьезного флота у Франции в то время не было. Состязаться с Англией в численности и маневренности он не мог. Английские карикатуристы, высмеивая армию Наполеона, изображали переправу французских войск через Ла-Манш в десантных тазиках.

Рис. 8. Пролив Ла-Манш, разделяющий Англию и Францию ()

В марте 1804 года Наполеон ввел во Франции в действие Гражданский кодекс (рис. 9). Этот документ был подготовлен специальной комиссией под председательством самого Наполеона. В нем закреплялись такие важные положения, как свобода частной собственности, свобода предпринимательства и нормы семейного права. Согласно Гражданскому кодексу был закреплен новый тип семейных отношений. Женщина до начала XIX века в Европе не рассматривалась как субъект права. Считалось, что она должна быть полностью подчинена своему мужу или отцу. Гражданский кодекс Наполеона впервые давал женщинам в Европе право на развод. Однако это право у женщин сохранялось крайне недолго. В 1816 году оно было отнято и восстановлено только в 1884 году. Гражданский кодекс не смог уравнять в правах женщин с мужчинами. Права голоса женщины не имели.

Рис. 9. Гражданский кодекс Наполеона ()

Наполеон сам понимал значение своего Гражданского кодекса. Он писал, что его военные победы могут ничего не значить, одно Ватерлоо перечеркнуло их все, а то, что останется жить в веках, - это Гражданский кодекс. По образцу Гражданского кодекса через несколько лет во Франции появился Торговый, а чуть позже и Уголовный кодекс.

В 1802 году Наполеон добился продления своих полномочий в качестве консула. Он получил пожизненные полномочия, но и этого генералу показалось мало. 18 мая 1804 года он был объявлен французским императором под именем Наполеона I . В декабре в Париже состоялась церемония его коронации (рис 10). Как было отмечено выше, корону на свою голову возложил сам Наполеон. Таким образом, Франция, которая на протяжении 12 лет являлась республикой, вновь вернулась к монархии . Период первой республики во Франции завершился. Начался период первой империи.

Рис. 10. Коронация Наполеона ()

Список литературы

  1. Жомини. Политическая и военная жизнь Наполеона. Книга, посвященная военным кампаниям Наполеона до 1812 года
  2. Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. - М.: Мысль, 1989.
  3. Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история. 8 класс. - М., 2013.
  4. Тарле Е.В. «Наполеон». - 1994.
  5. Чандлер Д. Военные кампании Наполеона. - М., 1997.
  6. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900, 8 класс. - М., 2012.
  1. Veter-stranstvii.ru ().
  2. Jurkom74.ru ().
  3. Treeland.ru ().
  4. Be5.biz ().

Домашнее задание

  1. Расскажите о первых военных кампаниях Наполеона. Какие из них были удачными, а какие нет?
  2. Когда произошел переворот 18 брюмера и какой режим установился в результате?
  3. В чем крылась причина негативных отношений между Наполеоном и католической церковью (папой римским)?
  4. Когда был создан Гражданский кодекс? В чем Наполеон видел его значение для французского общества?

19 брюмера (ноября) 1799 г. был разогнан Совет пятисот, и генерал Бонапарт на 15 лет превратился в неограниченного правителя Франции. Наполеон Бонапарт установил жесткий авторитарный режим, власть его была огромна. Посмотрим, что была направлена его власть. Что сделал Наполеон Бонапарт для Франции и каждого француза в отдельности? Что он сделал для Европы?»

Просмотр содержимого документа
«Консульство и образование наполеоновской империи»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Агаповская средняя общеобразовательная школа № 1им. П.А. Скачкова»

Методическая разработка урока истории в 8 классе

по теме: «Консульство и образование наполеоновской империи»

Выполнила: С.Т. Культасова,

учитель истории и обществознания

с.Агаповка

2018 год

Тема: Консульство и образование наполеоновской империи

Цель урока: Охарактеризовать развитие Франции в период с 1799 по 1810 гг.

Задачи урока:

    Узнать особенности перехода от республики к империи во Франции;

    Показать буржуазный характер наполеоновских преобразований. Значение их для дальнейшей модернизации Франции;

    Показать захватнический характер воин Наполеона, территориальные изменения, произошедшие в Европе. Продолжить формировать уважительное отношение к мировой культуре.

Тип урока: комбинированный

I Орг. момент:

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Мотивация.

II Опрос домашнего задания:

Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами начнем изучать один из важнейших и наиболее сложных периодов мировой истории – 19 век. Это время привнесло огромное количество изменений в европейскую жизнь. Мы с вами узнаем, как развивались ведущие европейские государства, а именно Франция, Великобритания, Германия и Италия. Это очень трудный материал и вам нужно будет приложить максимум усилий, чтобы его постичь. Изменения, которые произошли в этих странах, впоследствии привели Европу к 1 мировой войне. А причины этого ужасного конфликта кроятся непосредственно в этом периоде.

На вам был задан § 9-10 Либералы, консерваторы и социалисты . Даю вам 5 минут, чтобы вы повторили д\з и подготовились к опросу. Активные ребята в конце урока получат хорошие оценки.

Фронтальный опрос:

    Что такое либерализм? Идеология свободы

    Главные принципы либерализма? право ч-ка на жизнь, свободу, равенство, собственность

    Какими методами либералы предлагали преобразовывать гос. устройство? Реформами

    От какого слова происходит название консервативной идеологии? Охранять, сохранять

    Главные принципы консерватизма. Сохранение традиционных ценностей: религии, монархии, культуры, порядка.

    Каких мыслителей социалистов-утопистов вы можете назвать? Сен-Симон, Фурье, Оуэн

    Что такое социализм?

    Что такое марксизм? Назовите его основателей. Маркс, Энгельс

    Какими методами призывали свергать старые порядки социалисты? Революцией

    Что такое анархизм?

    Представители анархизма. Прудон, Бакунин, Кропоткин

III Новая тема:

Рассказ учителя: Ребята, в прошлом году вы начали изучать ВФР. Напомню вам, что по ее итогам была свергнута монархия, казнен французский император Людовик 16, и власть перешла в руки народного представительного органа. Сначала это было Национальное собрание, потом название сменилось на Законодательное собрание, а потом на Директорию.

19 брюмера (ноября) 1799 г. был разогнан Совет пятисот, и генерал Бонапарт на 15 лет превратился в неограниченного правителя Франции. Наполеон Бонапарт установил жесткий авторитарный режим, власть его была огромна. Посмотрим, что была направлена его власть. Что сделал Наполеон Бонапарт для Франции и каждого француза в отдельности? Что он сделал для Европы?».

Чтобы узнать о том, что такое Консульство и какие меры принимала французская власть в это время, проведем небольшую работу по вариантам. 1 вариант сейчас читает пункт «Успокоение порядок законность», второй вариант «Свобода равенство собственность». На выполнение задания вам 5 минут, по истечении которых я задам вам несколько вопросов, ответы на которые дадут вам оценки.

Вопросы для 1 группы Вопросы для 2 группы

Что было принято в 1799г? (КЦ) Какие законы были приняты?

Высший законодательный орган (Сенат) В чем суть денежной реформы?

Исполнительная власть (3 консула) Зачем закрывали газеты?

Какие полномочия у консулов

Кто был главным консулом (НБ)

Консульство - период в истории Франции, когда власть принадлежала Наполеону Бонапарту. Продолжался с 1799 по 1804.

В первый период консульства были приняты следующие меры:

    Подтверждение права имущества, приобретённого в годы революции;

    Поощрение предпринимательства. Крупной буржуазии предоставлялись государственные заказы.

    Денежная реформа (создание французского банка и новой денежной единицы – франка).

    Укрепление полиции, во главе которой встал Фуше, создавший мощную машину полицейского сыска.

    Католическая церковь объявлялась религией всех французов.

    1804 создан «Гражданский кодекс» - свод законов, в котором провозглашались основные права и свободы человека.

Рассказ учителя : Усиление Франции вызывало недовольство у европейских монархов, они создавали все новые и новые коалиции, ставящие своей целью вернуть Францию к границам 1792 г. и восстановить в ней монархию Бурбонов. Наполеон «унаследовал» войны, которые вела Франция. Ребята, запомните - войны, которые пришлось вести Наполеону,- это не только выражение его личных амбиций и претензий на мировое господство, а защита дела французской революции.

Главным врагом революционной Франции являлась Англия, и принудить ее к миру можно было не столько военными средствами, сколько экономическими. Для этого Наполеон ввел запрет на торговлю с Англией. Этот указ о континентальной блокаде должен был не только изгнать английские товары из Франции, но и вообще задушить английскую экономику, лишив ее европейских рынков. Для достижения результата Наполеону надо было добиться, чтобы к континентальной блокаде примкнули все европейские государства, иначе план был обречен на поражение. Как вы думаете, зачем Наполеон принял подобные меры?

Задание. Ребята, сейчас вы самостоятельно прочтете пункт Завоевательные войны консульства и империи стр. 96-98 и заполните таблицу.

Главные битвы наполеоновских войн

Название битвы или похода

Дата битвы

Итог

Битва при Маренго

Победа французов. Австрия вышла из войны. К Франции были присоединены Пьемонт и Генуя

Сражение под Ульмом

Октябрь 1805

Победа французов. Захвачена австрийская крепость Ульм

Морское сражение у мыса Трафальгар

Победа англичан. Англия закрепила статус владычицы морей

Битва при деревне Аустерлиц

Наполеон одержал победу над русско-австрийскими войсками. Австрия капитулировала

Битва при Фридланде

Победа французов. Россия заключила мир с Францией. Присоединение страны к континентальной блокаде Англии

Франция вторглась в Португалию

Франция вторглась в Испанию

Установление марионеточного правительства. Присоединение страны к континентальной блокаде Англии

IV Закрепление материала.

Вопросы для закрепления:

    Что такое консульство?

    Какие меры Наполеона вы узнали?

    О каких сражениях мы узнали?

V Домашнее задание: § 11 чтение, пересказ. записи в тетради учить.

VI Итог урока.

Вопрос 01. Укажите причины создания империи Наполеона Бонапарта. Сравните восстановленную им монархию с монархией Людовика XVI.

Ответ. Причины создания империи:

1) Франции требовалось примирение сторонников и противников революции;

2) Бонапарт использовал это как одно из средств реабилитации своего режима в глазах католиков;

3) Бонапарт использовал это как средство повышения авторитета на международной арене (например, благодаря этому титулу на равных шли мирные переговоры между императорами Наполеоном I и Александром I);

4) вполне возможно, что это было осуществление детской мечты Наполеона, который воспитывался в монархической стране и всегда стремился к величию;

5) в распоряжении Бонапарта была вся полнота исполнительной власти и преданность армии, его решения никто не имел шанса оспорить.

Вопрос 02. Расскажите о внутренней политике консульства и империи Наполеона I.

Ответ. Бонапарт стимулировал развитие крупного бизнеса, принимая для этого целый комплекс мер, включая укрепление франка. Одновременно он развернул масштабное государственного строительство, что с древних времён использовалось для того, чтобы дать работу беднякам. Создание новых рабочих мест стимулировало и развитие бизнеса крупной буржуазии, которую, повторюсь, поддерживало правительство. Бонапарт также решил примириться с умеренными противниками революции. Он объявил амнистию эмигрантам, а также попытался наладить отношения с католической церковью. Последнее включало целый комплекс мер. Первый консул пошёл на переговоры с папой римским. Позже папа римский возглавлял церемонию коронации императора. После серии военных побед Франции римский первосвященник стал подконтролен Парижу, при этом он всячески прославлялся и поддерживался в начинаниях, которые не расходились с политическим курсом империи. Отделение церкви от государства во Франции было отменено, позиции католических иерархов формально восстановлено, но, к примеру, епископов Наполеон назначал лично. Пользуясь своим правом издавать законы самостоятельно, Наполеон ввёл во Франции и на подконтрольных ей территориях ряд кодексов с новыми нормами общественных отношений. Его кодекс содержал много завоеваний революции в области гражданского права и личных свобод, именно к таким свободам стремились революционные движения многих стран после окончания Наполеоновских войн.

Вопрос 03. Какие меры включала континентальная блокада? Какие цели ставил Наполеон, прибегая к этой политике? Составьте свой прогноз развития международных отношений в связи с её применением.

Ответ. Наполеон надеялся лишить Великобританию денег на продолжение войны. Для этого он запретил всем подконтрольным ему странам любые торговые отношения с этим подчинёнными Лондону территориями. Однако такие меры не были выгодны, прежде всего, континентальным странам: они слишком уже зависели от английских товаров, в то время как английская промышленность могла бы найти новые рынки сбыта в своих и чужих колониях. Именно поэтому Россия на деле не соблюдала блокаду. Из этого можно сделать вывод, что продолжение блокады привело бы лишь к разорению поддерживавших блокаду стран. Это понимал и Наполеон, потому по воспоминаниям некоторых современников строил планы покорения британских колоний, в первую очередь Индии.

Вопрос 04. Начните составление таблицы «Внешняя политика консульства и империи». Графы таблицы: годы, основные события во внешней политике, итоги, значение.

Ответ. Внешняя политика консульства и империи

Loading...Loading...