Завоевательные войны консульства и империи наполеона таблица. Конспект урока на тему "консульство и образование наполеоновской империи"

Конец XVIII - начало XIX века - важнейший период в истории Франции. Правящие группировки сменяли друг друга со стремительной силой и быстротой. От якобинской диктатуры Франция переходит к правлению исполнительного органа - Директории, в результате переворота 18 брюмера власть попадает в руки 3-х консулов, одним из которых был Наполеон Бонапарт. Куда в дальнейшем будут направлены политические, экономические и внешнеполитические векторы развития Франции, вы узнаете, изучив данный урок.

Консульство и образование наполеоновской империи

Предыстория

С 1789 г. во Франции происходили революционные изменения. В 1794 г., после свержения якобинской диктатуры, установился шаткий режим Директории.

Его черты:
.финансовый кризис, инфляция, стремительный рост цен;
.отсутствие компромисса между различными политическими силами во Франции, ожесточенная политическая борьба и заговоры;
.французы во многом устали от последовавшей вслед за революцией внутренней нестабильности и желали сильной власти;
.основных успехов в этот период Франция добивалась на военном поприще: рост популярности военных на фоне неспособной справиться с внутренними проблемами Директории.

Политические круги все больше задумывались об устранении непопулярной Директории и установлению более жесткого политического режима, который при поддержке армии смог бы добиться порядка в стране.

События

Ноябрь 1799 г. - переворот 18 брюмера (о перевороте). Популярный генерал Наполеон Бонапарт свергает правительство, разгоняет Законодательное собрание; устанавливается правительство из трех консулов - Бонапарта и бывших членов Директории, готовивших переворот: аббата Сийеса и Роже Дюко.

Декабрь 1799 г. - принятие конституции, согласно которой Наполеон стал первым консулом, обладающим всей полнотой власти, отодвинув на задний план союзников (Конституция 1799 г.).

1800 г. - создание Банка Франции (существует до сих пор), стабилизация финансовой ситуации в стране.

1801 г. - конкордат (соглашение) между Франций и католической церковью, нормализация отношений, испорченных в результате революции.

1802 г. - Наполеон объявил себя пожизненным консулом.

1804 г. - принятие Гражданского кодекса, повлиявшего на систему гражданского права во всем мире ().

Заключение

В мае 1804 года Наполеон в присутствии римского папы короновался в качестве императора Наполеона I. На этом закончилась 12-летняя история Первой французской республики. Началась новая эпоха в истории Франции - Первая империя.

Параллели

Сами французы эпохи революции и Наполеона любили сравнивать себя с Римской республикой и Римской империей. Свержение Бурбонов уподоблялось изгнанию царской династии Тарквиниев в Древнем Риме. Борьба политических групп, сопровождавшаяся террором, напоминала период . Бонапарта сравнивали с Юлием Цезарем и Октавианом Августом: бонапартистский режим прекращал внутренние распри, примирял различные социальные и политические слои, увеличивал экономическую устойчивость и военную мощь Франции.

На данном уроке речь пойдет о консульстве и создании наполеоновской империи во Франции. В прошлом году, в курсе всеобщей истории 7 класса, был рассмотрен вопрос о французской революции 1789 года. Напомним, что король Франции Людовик XVI в 1793 году был казнен, а летом того же года была установлена якобинская диктатура (политический режим в революционной Франции, существовавший с июня 1793 по июль 1794 гг.). После краха якобинской диктатуры к власти во Франции пришел новый орган, который назывался Директория (орган исполнительной власти французской республики по Конституции Французской республики, принятой Национальным Конвентом в 1795 году). Эпоха Директории во Франции, которая приходится на 1795-1799 гг., была не очень успешным временем. Это было время, когда во Франции свирепствовал экономический кризис. К 1799 году Директория во Франции стала непопулярна. Нужен был человек или орган власти, который пользовался бы народной поддержкой. Люди хотели видеть сильного правителя.

Таким правителем стал молодой генерал (рис. 1). Начиная с 1796 года он вел активные войны в Италии. Также он фактически принудил Швейцарию присоединиться к Франции. На это же время приходится и завоевание французами Нидерландов. Многочисленные победы Наполеона, его воинственный образ вызывали восторг среди немалой части французского общества. Звездным часом Наполеона должна была стать его египетская кампания (рис. 2). Если бы эта кампания оказалась бы удачной, то у англичан, основных противников Франции, возникли бы серьезные проблемы, ведь захват Францией Египта открывал французской армии дорогу в Индию, а Индия была важнейшим источником сырья и ресурсов. Но египетская кампания Наполеона закончилась неудачно. В августе 1798 года в Абукирском сражении англичане практически уничтожили французский флот (рис. 3). Попытки закрепиться в восточном средиземноморье оказались провалены. Однако Наполеон сумел реабилитироваться. В 1798 и 1799 гг. он предпринял две кампании, в Италии и Швейцарии . Противником Наполеона и его подчиненных в этих кампаниях была Россия, генералом российской армии в то время был (рис. 4). Несмотря на заслуги Суворова, эта кампания для России оказалась неудачной. Наполеон представился французам как победитель русских и самого Суворова, чьи заслуги знали и чтили во всей Европе после русско-турецкой войны. Таким образом, к 1799 году авторитет Наполеона во Франции был огромен.

Рис. 1. Наполеон Бонапарт ()

Рис. 2. Египетская кампания Наполеона ()

Рис. 3. Абукирское морское сражение ()

Рис. 4. Александр Васильевич Суворов ()

Этот авторитет решили использовать в своих целях члены Директории. Они недооценили Наполеона и решили его использовать в качестве марионетки в своих руках. В октябре 1799 года Наполеон с триумфом вернулся в Париж. Общественное мнение именно с ним связывало победы последних лет. Но уже через несколько дней после возвращения Наполеон совершил государственный переворот. Он вошел в историю как переворот 18 брюмера (рис. 5). Переворот произошел 9 ноября 1799 года . Было объявлено о раскрытии якобинского заговора. Совет пятисот был изгнан из зала заседания во дворце Сен-Клу. Было объявлено о том, что вся власть в стране переходит в руки трех лиц, которых стали называть на римский манер консулами . Такими консулами стали:

Сийес, который фактически и привел Наполеона к власти,

Роже-Дюко.

Эта эпоха, которая началась в 1799 году с переворота 18 брюмера и закончилась в 1804 году, получила название эпохи консульства .

Рис. 5. Переворот 18 брюмера ()

Основной задачей, которая должна была быть решена во Франции в эпоху консульства, была задача социального объединения страны . Во Франции было много сторонников разнообразных идей, течений, теорий и доктрин. Были монархисты, республиканцы, сторонники сильной военной власти.

Новая Конституция, принятая консулами в 1799 году, провозглашала неприкосновенным право на собственность. В результате в страну потянулись те, кто раньше опасался за свою жизнь и свое богатство. Всем эмигрантам, бежавшим ранее из страны, было разрешено вновь поселиться во Франции. Исключение было сделано только для монархистов. Наполеону такие соперники были не нужны.

Многое сделал Наполеон и для нормализации финансовой ситуации в стране. Это в первую очередь интересовало предпринимателей. Но и простые горожане были заинтересованы в том, чтобы денежная единица Франции была стабильной. В 1800 году Наполеоном был создан банк Франции , который существует и по сей день. В 1803 году в обращение был введен серебряный франк (рис. 6) - конвертируемая (свободно обмениваемая на другие денежные единицы) валюта.

Рис. 6. Серебряный франк ()

Наполеону удалось решить проблему во взаимоотношениях с папой римским. Франция была и оставалась католической страной с преобладающим католическим населением. Отношения с Италией и папой были нестабильными. Рим негативно воспринимал французскую республику и изгнание дворян из страны. В 1801 году Наполеон и папа римский подписали конкордат (договор между папой римским как главой католической церкви и каким-либо государством). В 1804 году папа римский даже приехал в Париж для проведения церемонии коронации Наполеона. Однако услуги папы не потребовались, Наполеон возложил на себя корону самостоятельно, но само присутствие папы римского на этой церемонии для Наполеона было очень важным. Наполеон, однако, считал, что имеет право распоряжаться церковным имуществом. У папы римского на этот счет было совершенно противоположное мнение.

В 1802 году Наполеон получил ожидаемую передышку. Постоянные революционные войны истощали страну. Нужен был перерыв для того, чтобы собраться с силами и подготовиться к новым военным кампаниям. Между Францией и Англией в 1802 году был заключен Амьенский мир . Это было сделано для того, чтобы усилить французские позиции в Италии. Сразу после подписания мирного договора к Франции были присоединены такие итальянские территории, как Пьемонт и остров Эльба.

В 1802 году англичане не воспринимали Наполеона очень серьезно. Они считали, что генерал не сможет справиться с экономической ситуацией в стране. Но они просчитались. Уже в мае 1803 года Наполеон создает на побережье Ла-Манша большой военный лагерь, известный как (рис. 7). В этом лагере собираются войска для грядущего вторжения в Великобританию.

Рис. 7. Булонский лагерь ()

Проблемой оставалась переправа этих многочисленных войск через Ла-Манш (пролив, отделяющий Англию и Францию, рис. 8). После разгрома французского флота в битве при Абукире Англия контролировала все перемещения по морям, тем более у своих берегов. Серьезного флота у Франции в то время не было. Состязаться с Англией в численности и маневренности он не мог. Английские карикатуристы, высмеивая армию Наполеона, изображали переправу французских войск через Ла-Манш в десантных тазиках.

Рис. 8. Пролив Ла-Манш, разделяющий Англию и Францию ()

В марте 1804 года Наполеон ввел во Франции в действие Гражданский кодекс (рис. 9). Этот документ был подготовлен специальной комиссией под председательством самого Наполеона. В нем закреплялись такие важные положения, как свобода частной собственности, свобода предпринимательства и нормы семейного права. Согласно Гражданскому кодексу был закреплен новый тип семейных отношений. Женщина до начала XIX века в Европе не рассматривалась как субъект права. Считалось, что она должна быть полностью подчинена своему мужу или отцу. Гражданский кодекс Наполеона впервые давал женщинам в Европе право на развод. Однако это право у женщин сохранялось крайне недолго. В 1816 году оно было отнято и восстановлено только в 1884 году. Гражданский кодекс не смог уравнять в правах женщин с мужчинами. Права голоса женщины не имели.

Рис. 9. Гражданский кодекс Наполеона ()

Наполеон сам понимал значение своего Гражданского кодекса. Он писал, что его военные победы могут ничего не значить, одно Ватерлоо перечеркнуло их все, а то, что останется жить в веках, - это Гражданский кодекс. По образцу Гражданского кодекса через несколько лет во Франции появился Торговый, а чуть позже и Уголовный кодекс.

В 1802 году Наполеон добился продления своих полномочий в качестве консула. Он получил пожизненные полномочия, но и этого генералу показалось мало. 18 мая 1804 года он был объявлен французским императором под именем Наполеона I . В декабре в Париже состоялась церемония его коронации (рис 10). Как было отмечено выше, корону на свою голову возложил сам Наполеон. Таким образом, Франция, которая на протяжении 12 лет являлась республикой, вновь вернулась к монархии . Период первой республики во Франции завершился. Начался период первой империи.

Рис. 10. Коронация Наполеона ()

Список литературы

  1. Жомини. Политическая и военная жизнь Наполеона. Книга, посвященная военным кампаниям Наполеона до 1812 года
  2. Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. - М.: Мысль, 1989.
  3. Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история. 8 класс. - М., 2013.
  4. Тарле Е.В. «Наполеон». - 1994.
  5. Чандлер Д. Военные кампании Наполеона. - М., 1997.
  6. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900, 8 класс. - М., 2012.
  1. Veter-stranstvii.ru ().
  2. Jurkom74.ru ().
  3. Treeland.ru ().
  4. Be5.biz ().

Домашнее задание

  1. Расскажите о первых военных кампаниях Наполеона. Какие из них были удачными, а какие нет?
  2. Когда произошел переворот 18 брюмера и какой режим установился в результате?
  3. В чем крылась причина негативных отношений между Наполеоном и католической церковью (папой римским)?
  4. Когда был создан Гражданский кодекс? В чем Наполеон видел его значение для французского общества?

19 брюмера (ноября) 1799 г. был разогнан Совет пятисот, и генерал Бонапарт на 15 лет превратился в неограниченного правителя Франции. Наполеон Бонапарт установил жесткий авторитарный режим, власть его была огромна. Посмотрим, что была направлена его власть. Что сделал Наполеон Бонапарт для Франции и каждого француза в отдельности? Что он сделал для Европы?»

Просмотр содержимого документа
«Консульство и образование наполеоновской империи»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Агаповская средняя общеобразовательная школа № 1им. П.А. Скачкова»

Методическая разработка урока истории в 8 классе

по теме: «Консульство и образование наполеоновской империи»

Выполнила: С.Т. Культасова,

учитель истории и обществознания

с.Агаповка

2018 год

Тема: Консульство и образование наполеоновской империи

Цель урока: Охарактеризовать развитие Франции в период с 1799 по 1810 гг.

Задачи урока:

    Узнать особенности перехода от республики к империи во Франции;

    Показать буржуазный характер наполеоновских преобразований. Значение их для дальнейшей модернизации Франции;

    Показать захватнический характер воин Наполеона, территориальные изменения, произошедшие в Европе. Продолжить формировать уважительное отношение к мировой культуре.

Тип урока: комбинированный

I Орг. момент:

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Мотивация.

II Опрос домашнего задания:

Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами начнем изучать один из важнейших и наиболее сложных периодов мировой истории – 19 век. Это время привнесло огромное количество изменений в европейскую жизнь. Мы с вами узнаем, как развивались ведущие европейские государства, а именно Франция, Великобритания, Германия и Италия. Это очень трудный материал и вам нужно будет приложить максимум усилий, чтобы его постичь. Изменения, которые произошли в этих странах, впоследствии привели Европу к 1 мировой войне. А причины этого ужасного конфликта кроятся непосредственно в этом периоде.

На вам был задан § 9-10 Либералы, консерваторы и социалисты . Даю вам 5 минут, чтобы вы повторили д\з и подготовились к опросу. Активные ребята в конце урока получат хорошие оценки.

Фронтальный опрос:

    Что такое либерализм? Идеология свободы

    Главные принципы либерализма? право ч-ка на жизнь, свободу, равенство, собственность

    Какими методами либералы предлагали преобразовывать гос. устройство? Реформами

    От какого слова происходит название консервативной идеологии? Охранять, сохранять

    Главные принципы консерватизма. Сохранение традиционных ценностей: религии, монархии, культуры, порядка.

    Каких мыслителей социалистов-утопистов вы можете назвать? Сен-Симон, Фурье, Оуэн

    Что такое социализм?

    Что такое марксизм? Назовите его основателей. Маркс, Энгельс

    Какими методами призывали свергать старые порядки социалисты? Революцией

    Что такое анархизм?

    Представители анархизма. Прудон, Бакунин, Кропоткин

III Новая тема:

Рассказ учителя: Ребята, в прошлом году вы начали изучать ВФР. Напомню вам, что по ее итогам была свергнута монархия, казнен французский император Людовик 16, и власть перешла в руки народного представительного органа. Сначала это было Национальное собрание, потом название сменилось на Законодательное собрание, а потом на Директорию.

19 брюмера (ноября) 1799 г. был разогнан Совет пятисот, и генерал Бонапарт на 15 лет превратился в неограниченного правителя Франции. Наполеон Бонапарт установил жесткий авторитарный режим, власть его была огромна. Посмотрим, что была направлена его власть. Что сделал Наполеон Бонапарт для Франции и каждого француза в отдельности? Что он сделал для Европы?».

Чтобы узнать о том, что такое Консульство и какие меры принимала французская власть в это время, проведем небольшую работу по вариантам. 1 вариант сейчас читает пункт «Успокоение порядок законность», второй вариант «Свобода равенство собственность». На выполнение задания вам 5 минут, по истечении которых я задам вам несколько вопросов, ответы на которые дадут вам оценки.

Вопросы для 1 группы Вопросы для 2 группы

Что было принято в 1799г? (КЦ) Какие законы были приняты?

Высший законодательный орган (Сенат) В чем суть денежной реформы?

Исполнительная власть (3 консула) Зачем закрывали газеты?

Какие полномочия у консулов

Кто был главным консулом (НБ)

Консульство - период в истории Франции, когда власть принадлежала Наполеону Бонапарту. Продолжался с 1799 по 1804.

В первый период консульства были приняты следующие меры:

    Подтверждение права имущества, приобретённого в годы революции;

    Поощрение предпринимательства. Крупной буржуазии предоставлялись государственные заказы.

    Денежная реформа (создание французского банка и новой денежной единицы – франка).

    Укрепление полиции, во главе которой встал Фуше, создавший мощную машину полицейского сыска.

    Католическая церковь объявлялась религией всех французов.

    1804 создан «Гражданский кодекс» - свод законов, в котором провозглашались основные права и свободы человека.

Рассказ учителя : Усиление Франции вызывало недовольство у европейских монархов, они создавали все новые и новые коалиции, ставящие своей целью вернуть Францию к границам 1792 г. и восстановить в ней монархию Бурбонов. Наполеон «унаследовал» войны, которые вела Франция. Ребята, запомните - войны, которые пришлось вести Наполеону,- это не только выражение его личных амбиций и претензий на мировое господство, а защита дела французской революции.

Главным врагом революционной Франции являлась Англия, и принудить ее к миру можно было не столько военными средствами, сколько экономическими. Для этого Наполеон ввел запрет на торговлю с Англией. Этот указ о континентальной блокаде должен был не только изгнать английские товары из Франции, но и вообще задушить английскую экономику, лишив ее европейских рынков. Для достижения результата Наполеону надо было добиться, чтобы к континентальной блокаде примкнули все европейские государства, иначе план был обречен на поражение. Как вы думаете, зачем Наполеон принял подобные меры?

Задание. Ребята, сейчас вы самостоятельно прочтете пункт Завоевательные войны консульства и империи стр. 96-98 и заполните таблицу.

Главные битвы наполеоновских войн

Название битвы или похода

Дата битвы

Итог

Битва при Маренго

Победа французов. Австрия вышла из войны. К Франции были присоединены Пьемонт и Генуя

Сражение под Ульмом

Октябрь 1805

Победа французов. Захвачена австрийская крепость Ульм

Морское сражение у мыса Трафальгар

Победа англичан. Англия закрепила статус владычицы морей

Битва при деревне Аустерлиц

Наполеон одержал победу над русско-австрийскими войсками. Австрия капитулировала

Битва при Фридланде

Победа французов. Россия заключила мир с Францией. Присоединение страны к континентальной блокаде Англии

Франция вторглась в Португалию

Франция вторглась в Испанию

Установление марионеточного правительства. Присоединение страны к континентальной блокаде Англии

IV Закрепление материала.

Вопросы для закрепления:

    Что такое консульство?

    Какие меры Наполеона вы узнали?

    О каких сражениях мы узнали?

V Домашнее задание: § 11 чтение, пересказ. записи в тетради учить.

VI Итог урока.

Наполеон Бонапарт после государственного переворота поспешил юридически оформить свою власть. Он продиктовал новую конституцию, согласно которой вся полнота власти сосредоточивалась в руках первого консула. Четыре законодательных органа - сенат, государственный совет, трибунат и законодательный корпус имели чисто декоративное значение. Наполеон покончил с парламентским режимом и избирательным правом, даже в том урезанном виде, в каком оно существовало при Директории. Вместо права выбирать депутатов граждане Франции получили лишь право намечать кандидатов, из числа которых правительство само назначало членов законодательных органов.
Созданная революцией система выборного местного и областного (департаментского) самоуправления была также уничтожена. Ее заменила полицейско-чиновничья система префектур: министр внутренних дел назначал префекта департамента, префект назначал мэров и членов муниципальных советов городов и коммун. Вся Франция была теперь сверху донизу охвачена строго централизованным административным аппаратом, нити управления которым в конечном счете сосредоточивались в руках Наполеона. Могущественное и разветвленное ведомство полиции опутывало густой сетью всю общественную и личную жизнь французов: ничто не ускользало от его наблюдения.
С особой беспощадностью полиция, как и вся правительственная власть, подвергала преследованиям и репрессиям демократические круги. Наполеон стремился полностью искоренить якобинство и самый его дух. Ренегат Фуше в качестве министра полиции с особым усердием помогал ему в этом.
Одной из первых мер Наполеона, проведенных в начале 1800 г., было закрытие независимых газет; он сохранил лишь те органы печати, которые всецело подчинялись правительству. Была установлена строжайшая цензура. Из литературы, театра, преподавания исключали все, что напоминало о революции и о ее деятелях.
Наполеон ликвидировал прогрессивное законодательство революции в вопросах религии и церкви. В 1801 г. был заключен, а в 1802 г. введен в действие конкордат (соглашение) с папой Пием VII. В силу конкордата католицизм признавался «религией огромного большинства французских граждан»; государство выплачивало духовенству жалованье; римский папа отказывался от претензий на конфискованные во время революции церковные земли и признавал контроль французского государства над деятельностью священников и епископов. Этим соглашением с папой Наполеон стремился поставить католическую церковь на службу новому, буржуазному строю.
Наполеоновский режим защищал и охранял то перераспределение собственности, которое произошло за годы революции, когда в руки буржуазии и крестьянства перешли земли церкви и дворян-эмигрантов. В то же время Наполеон открыл двери Франции тем эмигрантам, которые отказались от поддержки монархии Бурбонов и готовы были служить ему. Некоторым из них были возвращены непроданные имения. Впрочем, за всеми бывшими эмигрантами полиция установила надзор.
Наполеон последовательно поддерживал и поощрял предпринимательскую деятельность и инициативу промышленников, банкиров, торговцев. В 1800 г. был основан Французский банк. Особым покровительством Наполеона пользовалась промышленность, для развития которой он не скупился на правительственные заказы, государственные субсидия, экспортные премии. Правительство ограждало внутренний рынок от иностранной, в первую очередь английской, конкуренции. В интересах крупных собственников и в ущерб широким слоям трудового народа были сокращены прямые налоги и в два - два с половиной раза увеличены косвенные.
Современники говорили о Наполеоне, что он боялся малейших волнений рабочих больше, чем проигранного сражения. Поощряя развитие промышленности, организуя общественные работы, правительство старалось не допустить безработицы, которая могла вызвать революционные вспышки. Вместе с тем рабочие подвергались особенно тщательному наблюдению полиции. Отменив многие из законов революционных лет, Наполеон сохранил закон Ле Шапелье, лишавший рабочих права организованной защиты своих интересов и предоставлявший предпринимателям неограниченную возможность их эксплуатации. В 1803 г. были введены рабочие книжки, что давало предпринимателям и властям дополнительное средство контроля и полицейской опеки над рабочими.
Политика наполеоновского правительства отвечала до определенного времени не только интересам промышленной и торговой буржуазии, но и интересам крестьян-собственников. Маркс писал: «После того как первая революция превратила полукрепостных крестьян в свободных земельных собственников, Наполеон упрочил и Урегулировал условия, при которых крестьяне беспрепятственно могли пользоваться только что доставшейся им французской землей и удовлетворить свою юношескую страсть к собственности».

Тема «Консульство и образование наполеоновской империи».

Класс: 9-Б

Дата: 11.10 2018 год

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Технология построения урока : Проблемное обучение, эвристический метод

Цель урока: Охарактеризовать развитие Франции в период с 1799 по 1810 гг.

Задачи урока:

    Узнать причины перехода от республики к империи во Франции;

    Показать буржуазный характер наполеоновских преобразований. Значение их для дальнейшей модернизации Франции;

    Показать захватнический характер воин Наполеона, территориальные изменения, произошедшие в Европе.

    Сформировать у учащихся умение работать с картой (внешняя политика-направления)

    Сформировать у учащихся умение работать с документами (статьи кодекса Наполеона)

Основные понятия темы : Консульство, Гражданский кодекс, Континентальная блокада, Тильзитский мирный договор.

Ход урока:

Организационный момент.

Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами начнем изучать один из важнейших и наиболее сложных периодов мировой истории – 19 век. Это время привнесло огромное количество изменений в европейскую жизнь. Мы с вами узнаем, как развивались ведущие европейские государства, а именно Франция, Великобритания, Германия и Италия. Это очень трудный материал и вам нужно будет приложить максимум усилий, чтобы его постичь. Изменения, которые произошли в этих странах, впоследствии привели Европу к 1 мировой войне. А причины этого ужасного конфликта кроятся непосредственно в этом периоде.

Откройте тетрадки, запишите число и тему нашего урока.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Наполеон говорил «Я бываю то лисой, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим». Проанализируйте деятельность Наполеона и подтвердите фактами его слова.

План урока:

    От Франции революционной к Франции буржуазной

    Биография Наполеона

    Внутренняя политика Наполеона в период консульства и империи

    Внешняя политика Наполеона в период консульство и империи

Но сначала проверим домашнее задание. Вам на дом был задан § 9-10 Либералы, консерваторы и социалисты. Даю вам 5 минут, чтобы вы повторили д\з и подготовились к опросу.

Активные ребята в конце урока получат хорошие оценки.

К доске выходят три человека. На доске портреты 3-х представителей разных политических течений. Задание: определите политическое течение к которому относится данный представитель и запишите основные положения этого течения. (Маркс, Прудон, Сен-Симон)

Фронтальный опрос:

    Что такое либерализм?(Идеология свободы)

    Главные принципы либерализма? (право ч-ка на жизнь, свободу, равенство, собственность)

    Какими методами либералы предлагали преобразовывать гос. устройство?(Реформами)

    От какого слова происходит название консервативной идеологии? (Охранять, сохранять)

    Главные принципы консерватизма. (Сохранение традиционных ценностей: религии, монархии, культуры, порядка._

    Какое политическое течение находилось у власти в большинстве стран Европы на протяжении всего 19 века?

    Назовите пути изменения общества, предлагаемые политиками 19 века.

    Какое политическое течение признавало революцию как основный способ изменения общества?

Молодцы, теперь проверим тех, кто работал у доски, и перейдём к новой теме.

Новая тема:

Рассказ учителя: Ребята, в прошлом году вы начали изучать Великую Французскую Революцию. Напомню вам, что по ее итогам была свергнута монархия, казнен французский император Людовик 16, и власть перешла в руки народного представительного органа. Сначала это было Национальное собрание, потом название сменилось на Законодательное собрание, а потом на Директорию. 19 брюмера (ноября) 1799 г. был разогнан Совет пятисот, и генерал Бонапарт на 15 лет превратился в неограниченного правителя Франции. Наполеон Бонапарт установил жесткий авторитарный режим, власть его была огромна. Посмотрим, что была направлена его власть. Что сделал Наполеон Бонапарт для Франции и каждого француза в отдельности? Что он сделал для Европы?».

Революция 1789 года перевернула всю страну. Она выдвинула новую политику, новую систему и новых людей.

Всю историю Франции этого периода делят на два периода. Запишите в тетрадь:

Франция 1799-1815 гг.

1.период консульства-1799-1804 гг.

2.период наполеоновской империи-1804-1815 гг.

Декабрь 1799 г. – принятие новой Конституции Франции, по которой

Сенат – высшая законодательная палата.

Три консула – исполнительная власть (срок 10 лет):

Первый консул:

    Право создавать законы;

    Право объявлять войну;

    Право заключать мир;

    Право назначать министров и чиновников.

Второй и Третий консулы – совещательный голос.

В стране установился режим личной власти. В конце своей жизни Наполеон скажет: «Революция – беда поколения, которое её совершает». Французы устали от революции, и режим личной власти был одобрен на плебисците (всенародном опросе)

- И так Консульство - это период в истории Франции, когда власть принадлежала Наполеону Бонапарту, продолжавшийся с 9 ноября 1799 по 18 мая 1804 .

Биография Наполеона Бонопарта (сообщение ученика,опережающее задание).

А теперь, ребята, мы с вами поработаем с учебником (стр. 94-96). Ваша задача, прочитав пункты параграфа, записать основные реформы проведенные Наполеоном в период консульства.

В этот период были приняты следующие меры:

    Подтверждение права имущества, приобретённого в годы революции;

    Поощрение предпринимательства. Крупной буржуазии предоставлялись государственные заказы.

    Денежная реформа (создание французского банка и новой денежной единицы – франка).

    Укрепление полиции, во главе которой встал Фуше, создавший мощную машину полицейского сыска.

    Католическая церковь объявлялась религией всех французов.

    1804 создан «Гражданский кодекс» - свод законов, в котором провозглашались основные права и свободы человека.

Апрель 1802 года – Наполеон издал декрет о всеобщей амнистии эмигрантов.

Август 1802 г. – Наполеон становится пожизненным консулом.

18 мая 1804г. – Сенат провозгласил Наполеона «императором французов»

В 1805 г. Наполеон был коронован в Милане в Домском соборе. Наполеон был короновал как император Италии. Он сам возложил на себя корону, которую носил Карл Великий. « Бог вручил мне эту корону» - заявил Наполеон.

Некоторое время Франция ещё именовалась республикой, но позднее слово « империя» вытиснуло её. Так возникла буржуазная монархия.

Во Франции этого периода были созданы условия для быстрого экономического подъёма, во Франции начался промышленный переворот.

А теперь, ребята давайте подведем с вами черту под внутренней политикой Наполеона.(Внутренняя политика консульства имела стабилизирующий характер.)

Переходим с вами ко второму периоду наполеоновской империи-1804-1815 гг.

Но сначала подумайте, почему Наполеон так легко смог прийти к единоличному правлению и смог изменить политическое устройство страны?

Исходя из того, как легко Французы отнеслись к смене власти, можно сделать вывод, что они были всем довольны.

Сейчас мы посмотрим, чем же подкупил Наполеон симпатии населения.

(Работа с письменными источниками - кодекс Наполеона, приложение 1) самостоятельно работают с документом. По прочтению выполняют задание на доске.

На доске два девиза:

    свобода, равенство, братство.

    свобода, равенство, собственность.

Выберите то из них, которое соответствует основным идеям кодекса.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Наполеон говорил «Я бываю то лисой, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим». Проанализируйте деятельность Наполеона и подтвердите фактами его слова.(ответы детей)

Не смотря на назревание внутренних противоречий (новая знать, возвращение эмигрантов и т.д.), об этом позже, кризис в большей степени спровоцировала внешняя политика.

Задание. Ребята, сейчас мы все вместе поработаем с таблицей, и проследим все эти события по карте.

Завоевательные войны консульства и империи стр. 96-98 и заполните таблицу.

Внешняя политика Наполеона Бонапарта:

1805

    Сражении под Ульмом

    Битве у м. Трафальгар

    Аустерлиц , битва трех императоров

Разгром австрийской армии

Поражение французского флота

Поражение русско-австрийской армии (признали за Фр. свободу действий в германских и итальянских государствах)

1806

Сражение под Йеной

Разгром Пруссии, которая

1. присоединилась к континентальной блокаде,

2. лишилась территории, из которых создано герцогство Варшавское

3. контрибуция

1807

Тильзитский мирный договор с Россией.

Условия договора:

· Россия признала все завоевания Наполеона.

· Присоединение к континентальной блокаде против Англии (секретное соглашение). Россия должна полностью отказаться от торговли со своим главным партнёром (в частности, условия мирного договора предписывали России полностью в Великобританию) изоляция Англии!!!.

· Россия и Франция обязались помогать друг другу во всякой наступательной и оборонительной войне, где только это потребуется обстоятельствами.

· На территории польских владений Пруссии образовано , зависимое от Франции.

Значение:

Наполеона Тильзитский мир вознёс на вершину могущества

Наполеон поощрял Россию к территориальным приобретениям за счёт Швеции. Вознаграждая Александра за чужой счёт, Наполеон имел в виду рассорить Россию с её прежним союзником, добиться в конечном счёте внешнеполитической изоляции России и сделать её зависимой от Франции

Россия получила отсрочку в войне, т.к. от Англии не было реальной помощи, союзников в Европе не осталось

1808

вторжение в Испанию

«Война ножей» 1808-1812

К 1810 году Наполеон достиг небывалого могущества и славы. Франция вернулась к монархической форме правления, но это была буржуазная монархия, и её жизнь осуществлялась по новым законам.

Подведем итоги внешнеполитической деятельности Наполеона к 1812 году(записывают в тетрадь)

    Устранил угрозу реставрации

    Разбил коалицию

    Остался один соперник- Англия

    Расширил территорию Франции

    Распространение новых порядков на территории Европы

Итак, давайте подведем итог нашему уроку. (Дети пытаются самостоятельно сделать выводы).

Вывод: в период консульства и империи Франция достигла значительных успехов во внутренней и внешней политике: были изданы десятки законов, приводивших в порядок государственную систему. Бонапарт, провозгласив себя правителем «национальным», народным, сумел устранить многие конфликты в обществе. В результате военных побед в эти годы Франция стала сильнейшим государством на континенте.

Закрепление: Фронтально

Теперь перейдём к закреплению:

1. Назовите мне два периода истории Франции с 1799 г. по 1815 г.

2. Основные проблемы внутренней политики Франции периода консульства.

3. Как назывался основной свод законов наполеоновской империи и когда был принят этот свод?

4. Выразите суть этого закона одним лозунгом.

5. В чём особенность внешней политики периода консульства.

6. Какой характер имела внешняя политика периода империи.

7. Основной противник Франции на международной арене.

Домашнее задание:

    Дифференцированное задание: ответить письменно в тетради на один из вопросов (№ 3, 5, 6).

    Подготовить сообщение о Венском конгрессе.

Приложение 1

Кодекс Наполеона.

Кодекс закрепил принципы равенства граждан и неприкосновенности частной собственности. Утвердив, таким образом, за "новыми богачами" и крестьянами право на приобретённую ими собственность дворян и церкви, конфискованную в годы революции. В этих классах он нашёл главную опору.

Содержание

Гражданский кодекс состоял из вводного титула, посвященного опубликованию, действию и применению законов, и трех книг. Первая книга (статьи 7 – 551) «О лицах» содержит положения о физическом лице как субъекте права и семейное право, рассматривает вопросы гражданства и в целом гражданского состояния. В этой книге четко просматривается основная идея всего кодекса – равенство всех перед законов, к примеру, в первой статье вводного титула сказано: «Законы являются подлежащими к исполнению на всей французской территории» , в первой главе 7 статье говориться о том, что «всякий француз пользуется гражданскими правами » . Вторая книга (статьи 516-710) «Об имуществах и различных видоизменениях собственности» содержит положения о разных видах имущества, о праве собственности и других вещных правах. Основная идея здесь состоит в том, что частная собственность – неприкосновенна, и право собственности охраняется государством, например статья 545: «никто не может быть побуждаем к уступке своей собственности» , статья 544 «собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее удобным способом» . Третья книга «О различных способах, которыми приобретается собственность» посвящена вопросам наследственного права, обязательственного права: в ней содержатся нормы о залоге, поручительстве, исковой давности и т.п. В кодексе уделяется большое внимание брачным отношениям, детям, кодекс носит социальный характер. Он имеет четкую, методическую систему, написан понятным языком. С принятием кодекса, фактически, завершился процесс формирования гражданского права и системы экономических отношений. Он оказался очень эффективным.

Всякий француз пользуется гражданскими правами.

544. Собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами или регламентами.

545. Никто не может быть принуждаем, к уступке своей собственности, если это не делается по причине общественной пользы и за справедливое и предварительное возмещение.

Титул IX .

Об отцовской власти.

371. Дети во всяком возрасте, должны оказывать своим отцу и матери почтение и уважение.

372. Дети остаются под властью родителей до достижения совершеннолетия или до освобождения из-под власти.

373. Отец один осуществляет эту власть во время существования брака.

376. Если ребенок не достиг 16 лет, то отец может лишить его свободы на срок, который не может превышать месяца; в этих целях председатель трибунала округа должен по просьбе отца выдать ордер на арест.

Loading...Loading...