Какие символы власти были в древнем риме. Армянская символика на монетах древнего рима

А.Е. Негин

Для превращения христианства из религии меньшинства в религию, признанную единственным законным культом, потребовалось почти сто лет, начиная со времен Константина, до смерти Феодосия в 395 г.

Это превращение не было ни прямолинейным, непрерывным процессом, ни какой-либо односторонней мерой государственных органов, преследовавших идеологические цели. Одним из наглядных показателей рывков этого развития является процесс замены в римской армии языческой символики христианской. Совершенно очевидно, что проходил он не так как был преподнесен христианскими авторами, а поэтапно и довольно медленно.

Согласно имеющимся в нашем распоряжении письменным источникам, замена старой языческой символики в римской армии произошла следующим образом. По словам Евсевия Константин в конце октября 312 г. постановил, чтобы крест стал отличительным знаком его легионов. Накануне битвы у Мильвийского моста, свидетельствует Евсевий, Константин увидел в небе огненный крест с греческой надписью En toutoi nika — «Сим победиши» (Euseb. Vita. Const. I. 28). Обычно традиция доносит эту фразу в латинской форме: In hoc vince, или In hoc signo vinces — «Под сим знаком победиши». Евсевий, являющийся единственным источником информации о данном видении, по его собственному признанию (Euseb. Hist. eccl. VIII. 2), склонен к назидательности: «Но зная, — уверяет он, — что император клятвенно подтверждал истинность этого сообщения мне, собиравшемуся писать эту историю... кто сможет в нем усомниться?» (ЕизеЪ. Уна. Сопзг. I. 28). На следующее утро, согласно Евсевию и Лактанцию (Euseb. Vita. Const. I. 29; Lact. De mort. persecut. XLIV. 5), Константин во сне слышал голос, повелевавший начертать на солдатских щитах так называемую «хризму» — символ Христа. Проснувшись, он поступил как было велено, а затем встал под стягом (известным с тех пор как labarum), на котором были изображены начальные буквы имени Христа, сплетенные с крестом. Данным действием Константин хотел показать, что решил разделить судьбу с христианами, которых было немало в его армии.

Это сражение стало поворотным пунктом в истории религии — битву у Мильвийского моста Константин выиграл. Впоследствии он повелел поместить монограмму Христа и на свой шлем (Euseb. Vita. Const. I. 31). Пруденций также повествует о помещении христианской монограммы на шлемы воинов, последовавших примеру своего предводителя (Prudent. Contra Symm. I. 489). Таким образом, согласно христианской традиции, крест вошел в военную символику. А ведь совсем еще недавно крест для солдат был олицетворением ужасной мученической смерти — распятия.

Однако если критически отнестись к сведениям христианских авторов и привлечь для рассмотрения этого вопроса иные источники, в т.ч. иконографические и археологические, перед нами предстает несколько иная картина проникновения христианской символики в римскую армию.

Монограмма Христа появляется на монете Константина в 315 г. После этого она быстро вошла в общее употребление и появилась на многочисленных предметах. На целом ряде монет, чеканенных в 315 г., можно видеть монограммы Христа, помещенные на лобной части или продольном гребне полусферических шлемов . В последнее время имеются и реальные находки пластинок с изображением монограммы, крепившихся к гребням шлемов. В середине 1990-х гг. в долине реки Маас (Нидерланды) был найден поздне-римский клад, содержавший остатки шлема с такой символикой. Две другие подобные пластинки, крепившиеся к гребням шлемов, были найдены в Сисаке (Хорватия) . Аналогичные броши обнаружены в Саварии (Сомбатхей) и Альшохетене . И, наконец, «хризма» помещена на наноснике шлема из Альшохетеня . В то же время, это не единственный вариант христианского символа, изображаемый на шлемах того времени. В 1909 г. в Интерцизе были найдены остатки 15-20 шлемов, из которых было собрано четыре целых экземпляра. Они украшены серебряной таушировкой в виде пары глаз на лобной части и полумесяцев . А на тулье одного из них отчетливо видны изображения четырёхлучевых звёзд. Если четырёхлучевые звезды интерпретировать как кресты, ведь они очень напоминают т.н. катакомбный крест, то такой декор представляется причудливым единением христианской и восточной культурных традиций, т.к. в Сасанидском Иране полумесяц являлся знаком бога луны . Другой разновидностью христианского креста, изображение которого появляется на шлеме из клада в болоте у Дёрне, является якорь — символ христианской надежды на будущее Воскресение, как говорит о том апостол Павел в послании к Евреям (Евр. 6:18-20).

Вопреки словам Евсевия, Лактанция и Пруденция о введении Константином традиции изображения христианской эмблемы на щитах (Prudent. Contra Symm. I. 488), мы не находим подтверждений этому утверждению в других источниках. Никакого намека на подобное украшение щитов нет ни на арке Константина (кстати, посвященной победе над Максенцием и изображающей эпизоды судьбоносной битвы у Мильвийского моста), ни на других памятниках первой половины IV в. Нет изображений монограммы Христа и на щитах армейских подразделений Западной и Восточной Римской империи IV в. в Notitia Dignitatum. Христианская монограмма, заполняющая всю поверхность щита, появляется на более поздних памятниках как специальный значок телохранителей императора,

например, на серебряном блюде из катакомбы на территории усадьбы Гордиковых в Керчи , колоннах Феодосия Великого и Аркадия , на диптихе пятого столетия , на мозаике церкви Сан Витале в Равенне . Если верить Notitia Dignitatum, то каждое подразделение продолжало использовать отличительную роспись на своих щитах, дабы быть отличимыми в бою от других. Хотя, вполне возможно, что солдаты могли изображать монограмму Христа на своих щитах очень маленькой. При этом, естественно, она оставалась неофициальным, хотя и разрешенным символом и изображалась без лаврового венка, который Лактанций не упоминает, и который был бы там весьма неуместным .


Гипотетическая реконструкция росписи позднеримских щитов с изображением христианской символики

Для данных реконструкций привлечены различные иконографические источники Западной и Восточной частей Римской империи. 1 — колонна Феодосия I; 2 — серебряное блюдо из Керчи; 3 — Notitia Dignitatum . Взята расцветка щита подразделения Vindices из состава Auxilia palatina (дворцовые подразделения); 4 — Notitia Dignitatum . Взята расцветка щита подразделения Celtae seniores из состава Auxilia palatina . В обоих последних случаях христианская символика добавлена гипотетически

Согласно описаниям Евсевия (Euseb. Vita. Const. I. 30; 31) лабарум (который он видел лично) имел следующий вид. На длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовывавшая с копьем знак креста, а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа, из середины которых выходила буква «ро». Таким образом, на лабаруме была изображена та же «хризма» в том виде, в каком она получила впоследствии наименование «монограмма Константина».

Правда, Евсевий пишет, что лабарум существовал и до похода в Италию. Но из его рассказа, по-видимому, следует заключить, что это знамя стали выставлять во главе армий лишь через десять лет после того, как Константин объявил себя освободителем церкви (Euseb. Vita. Const. II. 7-9). Была ли изображена христианская монограмма на этом знамени до битвы у Мильвийского моста, неизвестно, так как у Евсевия ничего об этом не говорится.

В отличие от апологетов христианства один из наиболее информативных авторов описываемого времени Аммиан Марцеллин, сам служивший в армии, нигде не упоминает ни о символах христиан-воинов, ни о лабаруме. Более того, из его пассажей следует, что в качестве боевых значков продолжали использовать орлов и драконов (Amm. Marc. XVI. 12. 12). Причем упоминает он их неоднократно, и не только в связи с описанием времени кратковременной реакции Юлиана Отступника (Amm. Marc. XVI. 12. 39), но и в последующий период (Amm. Marc. XXVI. 2. 11). Трудно заподозрить автора в необъективности, особенно при описании военных реалий и быта. Поэтому, вполне очевидно, что и после появления константиновского лабарума не только воины, но и сам император продолжали использовать в качестве боевых значков и главного войскового императорского знамени орлов и драконообразный штандарт. Об изображениях христианской символики на предметах индивидуального снаряжения Аммиан Марцеллин, видимо, сознательно не упоминает, так как лично для него она не имела какого-либо сакрального содержания.

Из этого следует, что христианская символика появлялась в римской армии постепенно. Можно даже говорить о том, что она была лишь узаконена Константином, так как ей уже исподволь пользовались христиане его армии. Константин отринул языческий культ и идолопоклонство противоестественное для христианина, а именно это было наиболее страшным для крещенного. Недаром Тертуллиан в своем трактате «О венце», написанном еще около 211 г., со всей яростью обрушивается на солдат-христиан, одевающих на военных церемониях венки, которые напрямую были связаны с языческим культом, так как их носили Пандора, Геракл, Аполлон, Вакх и Осирис (Tertul. De cor. 1-11). Отсюда и вытекает та двойственность отношения христиан к службе в армии, где еще не были изжиты старые языческие культы, когда «религиозная» сторона армейской жизни рассматривалась многими христианами как чисто формальное и официальное дело . Как это видно на примере археологических находок, солдаты-христиане в индивидуальном порядке, следуя примеру Константина, стали помещать на свои шлемы и, возможно, шиты монограмму Христа, но прошло еще несколько десятилетий, прежде чем, на дошедших до нашего времени памятниках, появляются признаки некоего официоза, унификации и массового внедрения христианских символов в эмблематику армии. И это касается прежде всего памятников Восточной Римской империи. В конце IV в. щиты императорских гвардейцев и знамена с изображением монограммы Христа появляются на колоннах Феодосия Великого и Аркадия, известных по рисункам XVI в. из библиотеки Тринити колледжа в Кембридже. Таким образом, к концу IV в. процесс внедрения христианских символов был уже на завершающей стадии. В целом же этот процесс можно разделить на следующие этапы.

Сначала должно было проходить индивидуальное внедрение, когда крещеные солдаты стали помещать символы своей веры на доспехи. Еще апостол Павел в своих посланиях, хотя и не направленных непосредственно к солдатам, призывал облечься оружием света и правды, создав идею «духовного воинства», в котором воины вооружены «броней праведности», «шлемом спасения», «щитом веры», «мечом духовным, который есть Слово Божие» (Эф. 6:17). Разумеется, у Павла суждений непосредственно о войне, оружии, военной службе нет. Однако, он указывает христианам аналогию: «меч — это слово божие, шлем — надежда» и т.д. Иными словами, «не божьи» мечи и шлемы христианам не нужны. Однако, как известно, большая часть мученических смертей солдат-христиан приходится на рубеж III-IV вв., когда императорский культ достиг наивысшего расцвета, и когда индивидуальную присягу с принесением жертв статуе правителя должны были приносить не только офицеры, но и рядовые солдаты . Поэтому этап индивидуального внедрения мог начаться только после появления эдикта о веротерпимости по отношению к христианам, изданного императором Галерием в Никомедии 30 апреля 311 г. Отрезок времени от эдикта Галерия до победы у Мильвийского моста, несомненно, был очень важен, так как показал Константину, что надо проводить более гибкую политику, как в отношении христиан, так и приверженцев старых культов, дабы не оскорбить религиозные чувства ни тех, ни других.

С другой стороны, при отсутствии надежных данных, подтверждающих наличие христианской символики на предметах вооружения уже в конце первого десятилетия IV в., рассматривать данный этап довольно сложно и делать какие либо далеко идущие выводы в отношении данного этапа невозможно. Можно предположить полулегальный характер этой символики, которая могла появляться, например, на внутренней стороне щита или как элемент декора солдатской одежды. При этом она не была элементом культа, выставленным на показ, оставаясь сугубо личным связующим звеном между верующим и Богом. Более того, символы, позднее трактовавшиеся христианскими авторами как однозначно христианские, в эти годы могли иметь совершенно иное значение. Так, например, А. Донини интерпретировал слова Лактанция о перевернутой букве X с примятой вершиной (Lact. De mort. persecut. XLIV. 5) как изображение символа Непобедимого Солнца, который галльские отряды Константина начертали на своих щитах и который обнаруживается и на монетах галлов .

На втором этане Константин превратил крест в символ, окруженный религиозным почитанием. Таким способом Константину удалось добиться того, что знамя с изображением христианского символа стало для всех его солдат тем, чем были священные, окруженные почитанием и обладавшие, по мнению солдат, способностью отпугивать врага языческие культовые предметы. Однако на этом этапе продолжали существовать элементы язычества, так как поголовной христианизации не последовало. Именно этим можно объяснить отсутствие, в большинстве случаев, изображений христианской символики на пропагандистских памятниках константиновского времени, хотя именно на них она должна была появиться.

Здесь как нельзя сильнее видна двойственность Константина. Ярчайший пример тому арка Константина, возведенная в 315 г. Изображения на ней решающего сражения еще свидетельствуют об отношении Константина к Непобедимому Солнцу, но надпись-посвящение связывает достижения Константина с божественным вдохновением и величием духа правителя: «Императору Цезарю Флавию Константину, величайшему, благочестивому, счастливому Августу, сенат и народ Рима посвящает эту арку, потому что он благодаря божественному вдохновению и своему величию духа вместе с войском отомстил за город тирану и всей его клике в справедливом бою» . Очевидно, что выбрана формулировка, которая не провоцирует староверов, но и не исключает толкования в христианском смысле. На подобное направление указывают изображения и надписи на римских монетах, ведь изображения старых богов украшали монеты Константина до 321 или 322 г. Несмотря на свой новый союз — с Христом, Константин продолжал оставаться верховным жрецом и сохранил традиционные формы культа императора. Политик Константин не был готов к той последовательности в религиозной сфере, которую от него ждали христиане.

Последующие события показывают всю остроту борьбы христиан и староверов. Преемник Констанция II император Юлиан, прозванный Отступником за свое бескомпромиссное желание возродить старую религию, не делал никаких поблажек при воплощении этой своей идеи и христианская символика была на короткое время отринута.

Новое обострение религиозных столкновений произошло после поражения императора Валента у Адрианополя в 378 г., после которого уже христианские правители устроили гонения на тех, кто не имел истинной веры, против ариан и последних представителей старого культа. Тогда и начался третий этап внедрения христианских символов в армии, ознаменовавшийся еще более широкими преобразованиями. Именно тогда «хризма», как отличительный знак, часто изображается на щитах отдельных подразделений (прежде всего, императорских телохранителей); продолжает увеличиваться количество шлемов с изображением этого же знака на лобной части или на гребне и увеличивается количество изображений знамен с христианскими символами.

Как видим, появление в римской армии христианской символики не было одномоментным, а постепенное внедрение ее растянулось почти на все IV столетие. Однозначное суждение об этом процессе на основании только лишь трудов апологетов христианства, по меньшей мере, неразумно, ведь в этом случае неминуема аберрация в сторону легендарной части в истории.

Примечания

Alföldi A. The helmet of Constantine with the Christian monogram // Journal of Roman Studies. 1932. 22. P. 11.

Ibid. P. 11-23.

Prins J. The «Fortune» of Late-Roman Officer // Association pour l"Antiquité tardive. Bulletin. 1998. 7. P. 52-53; Kocsis L. A new Late Roman helmet from Hetény in the Hungarian National Museum // Libelli archaeologici. Ser. nov. 2003. 1. P. 533, 548-549. Fig. 9, 10.

Migotti B. Evidence for Christianity in Roman Southern Pannonia (Northern Croatia). A catalogue of finds and sites. BAR International Series 684. Oxford, 1997. P. 58; Kocsis L. Op. cit. P. 533, 547. Fig. 6, 7.

Sosztarits O. Urchristliche Kleidungsnadel aus Savaria // Specimina Nova Universitatis Quinqueecclesiensis XII. 1996. P. 311. Fig. 2-3; Kocsis L. Op. cit. P. 533, 547. Fig. 8.

Wypustek-Krzyzowski A. Chrzescjane a armia rzymska — "De corona militis" Tertuliana // Pod znakami Aresa i Marsa / Red. E. Dabrowa. Krakow, 1995. S.132.

Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана). М., 1979. С. 216.

«IMPERATORI CAESARI FLAVIO CONSTANTINO MAXIMO PIO FELICI AVGVSTO SENATVS POPVLVSQVE ROMANVS QVOD INSTINCTV DIVINITATIS MENTIS MAGNITVDINE CVM EXERCITV SVO TAM DE TYRANNO QVAM DE OMNI EIVS FACTIONE VNO TEMPORE IVSTIS REMPVBLICAM VLTVS EST ARMIS ARCVM TRIVMPHIS INSIGNEM DICAVIT».

Публикация:
Воин № 4, 2006, стр. 2-6


Это своего рода фаза развития римской государственности того времени. Просуществовала она с 27 года до н. э. по 476 год, а главным языком был латинский.

Великая Римская империя веками держала в волнении и восхищении многие другие государства того времени. И это неспроста. Это могущество появилось далеко не сразу. Империя развивалась постепенно. Рассмотрим в статье, с чего все начиналось, все главные события, императоров, культуру, а также герб и цвета флага Римской империи.

Периодизация Римской империи

Как известно, у всех государств, стран, цивилизаций в мире была хронология событий, которую условно можно поделить на несколько периодов. У Римской империи есть несколько основных этапов:

  • период принципата (27 г. до н. э. - 193 г. н. э.);
  • кризис Римской империи в III в. н.э. (193 - 284 гг. н. э.);
  • период домината (284 - 476 гг. н. э.);
  • крах и разделение Римской империи на Западную и Восточную.

До образования Римской империи

Обратимся к истории и рассмотрим вкратце, что предшествовало становлению государства. Вообще, первые люди на территории нынешнего Рима появились примерно во втором тысячелетии до н. э. на реке Тибр. В VIII веке до н. э. два крупных племени объединились, возвели крепость. Таким образом, можно считать, что 13 апреля 753 г. до н. э. образовался Рим.

Сначала был царский, а затем республиканский периоды правления со своими событиями, царями и историей. Этот промежуток времени с 753 г. до н. э. называют Древним Римом. Но в 27 году до н. э. благодаря Октавиану Августу образовалась империя. Настала новая эпоха.

Принципат

Образованию Римской империи способствовали гражданские войны, из которых Октавиан вышел победителем. Сенат дал ему имя Август, а сам правитель основал систему принципата, что включало в себя смесь монархической и республиканской формы правления. Также он стал основоположником династии Юлиев-Клавдиев, однако просуществовала она недолго. Столицей Римской империи так и остался город Рим.

Период правления Августа считался очень благоприятным для народа. Будучи племянником великого полководца - Гая Юлия Цезаря - именно Октавиан стал Он провел реформы: одной из главных считается реформирование армии, суть которой была в том, чтобы сформировать римскую военную силу. Каждый солдат должен был отслужить до 25 лет, не мог завести семью и жил на пособие. Но это помогло сформировать наконец постоянную армию после почти столетнего ее формирования, когда она отличалась ненадежностью из-за непостоянства. Также заслугами Октавиана Августа считаются ведение бюджетной политики и, конечно же, изменение системы власти. При нем начало зарождаться христианство в империи.

Первого императора обожествляли, особенно за пределами Рима, но сам правитель не хотел, чтобы в столице был культ вознесения до бога. А вот в провинциях в его честь воздвигали много храмов и его правлению придавали сакральное значение.

Приличную часть своей жизни Август провел в разъездах. Он хотел возродить духовность народа, благодаря ему реставрировались обветшалые храмы и прочие сооружения. При его правлении было освобождено много рабов, а сам правитель был этаким образцом древнеримской доблести и жил в скромном владении.

Династия Юлиев-Клавдиев

Следующим императором, а также великим понтификом и представителем династии был Тиберий. Он являлся приемным сыном Октавиана, у которого был еще и родной внук. По сути, вопрос наследия престола оставался нерешенным после смерти первого императора, но Тиберий выделялся своими заслугами и умом, поэтому ему и предстояло стать полновластным правителем. Сам же он не желал быть деспотом. Он правил очень достойно и не жестоко. Но после проблем в семье императора, а также столкновения своих интересов с сенатом, полным республиканских установок, все вылилось в "нечестивую войну в сенате». Он правил всего с 14 по 37 год.

Третьим императором и представителем династии стал сын племянника Тиберия - Калигула, правивший всего 4 года - с 37-го по 41-й. Поначалу все ему симпатизировали как достойному императору, но власть его сильно изменила: он стал жестоким, вызвал сильное недовольство у народа и был убит.

Следующим императором стал Клавдий (41-54), с помощью которого, по сути, правили две его жены - Мессалина и Агриппина. Путем различных манипуляций второй женщине удалось сделать правителем своего сына Нерона (54-68). При нем произошел "великий пожар" в 64 году н. э., что очень сильно разрушило Рим. Нерон покончил свою жизнь самоубийством, и разразилась гражданская война, в которой всего за один год погибли три последних представителя династии. 68-69-й назвали "годом четырех императоров".

Династия Флавиев (с 69 по 96 годы н. э.)

Веспасиан был главным в борьбе против восставших иудеев. Он стал императором и основал новую династию. Ему удалось подавить восстания в Иудее, восстановить хозяйство, заново отстроить Рим после "великого пожара" и привести в порядок империю после многочисленных внутренних смут и мятежей, улучшить отношения с сенатом. Правил он до 79 года н. э. Его порядочное правление продолжил его сын Тит, правивший всего два года. Следующим императором стал младший сын Веспасиана - Домициан (81-96). В отличие от первых двух представителей династии, он отличался враждебностью и противостояниями с сенатом. Его убили в результате заговора.

Во времена правления династии Флавиев создали великий амфитеатр Колизей в Риме. Над его строительством работали 8 лет. Тут проводились многочисленные гладиаторские бои.

Династия Антонинов

Время пришлось именно на время правления этой династии. Правителей этого периода называли "пятью хорошими императорами". Антонины (Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий) правили последовательно с 96 по 180 год н. э. После заговора и убийства Домициана из-за его враждебности к сенату императором стал Нерва, который был как раз из сенаторской среды. Он правил два года, а следующим правителем стал усыновленный им сын - Ульпий Траян, который стал одним из лучших людей, когда-либо правивших во времена Римской империи.

Траян значительно расширил территории. Образовались 4 известные провинции: Армения, Месопотамия, Ассирия и Аравия. Колонизация других мест требовалась Траяну скорее не для завоевательных целей, а для защиты от нападений кочевников и варваров. Самые отдаленные места обстраивались многочисленными каменными башнями.

Третий император Римской империи времен династии Антонинов и преемник Траяна - Адриан. Он сделал много реформ в области права и образования, а также в сфере финансов. Он получил прозвище "обогатитель мира". Следующим правителем стал Антонин, которого прозвали "отцом рода человеческого" за его заботу не только о Риме, но и о провинциях, которые он благоустраивал. Потом правил который был очень хорошим философом, но ему пришлось провести много времени на войне на Дунае, где и погиб в 180 году. На этом эпоха "пяти хороших императоров", когда империя расцветала, а демократизм достигал своего пика, закончилась.

Последним императором, положившим конец династии, стал Коммод. Он увлекался гладиаторскими боями, а управление империей возложил на плечи других людей. Умер от рук заговорщиков в 193 году.

Династия Северов

Люди провозгласили правителем выходца из Африки - полководца правившего до своей смерти в 211 г. Он был очень воинственным, что передалось его сыну Каракаллу, который стал императором путем убийства своего брата. Но именно благодаря ему люди из провинций наконец получили право становиться Оба правителя сделали многое. Например, вернули Александрии самостоятельность и дали право александрийцам занимать гос. должности. Затем правили Гелиогабал и Александр до 235 г.

Кризис третьего века

Этот переломный момент имел такое большое значение для людей того времени, что историки выделяют его как отдельный период истории Римской империи. Этот кризис длился почти полвека: с 235 г. после гибели Александра Севера и вплоть до 284 г.

Причиной послужили войны с племенами на Дунае, которые начались еще во времена Марка Аврелия, стычки с зарейнскими людьми, непостоянство власти. Людям приходилось много воевать, а власть тратила деньги, время и силы на эти конфликты, что значительно ухудшило экономику и хозяйство империи. А также во времена кризиса были постоянные конфликты между армиями, которые выдвигали своих кандидатов на престол. К тому же боролся и сенат за право своего значительного влияния на империю, но потерял его вообще. Античная культура после кризиса тоже пришла в упадок.

Период домината

Концом кризиса стало возведение в императоры Диоклетиана в 285 г. Именно он положил начало периоду домината, что означало смену республиканской формы правления на абсолютную монархию. Эпоха Тетрархии также относится к этому времени.

Императора стали величать "доминатом", что в переводе означает "господин и бог". Домициан впервые так назвал себя. Но в I веке такая позиция правителя воспринималась бы с враждебностью, а после 285 года - спокойно. Сенат как таковой не прекратил свое существование, но теперь не имел такого большого влияния на монарха, который в конечном итоге сам принимал решения.

При доминате, когда правил Диоклетиан, христианство уже проникло в жизнь римлян, но всех христиан начали еще сильнее преследовать и принимать карательные меры за их веру.

В 305 году император отказался от власти, началась небольшая борьба за престол, пока на трон не вышел Константин, правивший с 306 по 337 гг. Он был единоличным правителем, но было деление империи на провинции и префектуры. В отличие от Диоклетиана, он не был таким жестким по отношению к христианам и даже прекратил подвергать их гонениям и преследованиям. Более того, Константин ввел единоверие, а христианство сделал государственной религией. Также он перенес столицу из Рима в Византий, который впоследствии назвали Константинополем. С 337 по 363 годы правили сыновья Константина. В 363 г. умер Юлиан Отступник, что и стало концом династии.

Римская империя еще продолжала существование, хотя перенос столицы был очень резким для римлян событием. После 363 г. правили еще два рода: династии Валентиниана (364-392) и Феодосия (379-457). Известно, что значительным событием в 378 году стала Адрианопольская битва между готами и римлянами.

Падение Западной Римской империи

Рим фактически продолжил свое существование. Но концом истории империи считают 476 год.

На падение ее повлиял перенос столицы в Константинополь при Константине в 395 г., где даже воссоздали сенат. Именно в этом году произошло на Западную и Восточную. Началом истории Византии (Восточной Римской империи) также считается это событие в 395-м. Но стоит понимать, что Византия - это уже не Римская империя.

Но почему тогда история заканчивается только в 476-м? Потому что после 395 года осталась существовать и Западная Римская империя со столицей в Риме. Но правители не справлялись с такой большой территорией, терпели постоянные нападки со стороны врагов, а Рим разорился.

Этому распаду поспособствовало расширение земель, за которыми нужно было следить, усиление армии врагов. После битвы с готами и поражения римской армии Флавия Валента в 378 г. первые стали для вторых очень могущественными, в то время как жители Римской империи все больше склонялись к мирной жизни. Мало кто хотел посвящать себя на многие годы армии, большинство любило просто земледелие.

Уже при ослабленной Западной империи в 410 году вестготы взяли Рим, в 455-м столицу захватили уже вандалы, а 4 сентября 476 года вождь германских племен Одоакр заставил отречься от престола Ромула Августа. Он и стал последним императором Римской империи, Рим больше не принадлежал римлянам. История великой империи была закончена. Столицей долгое время правили разные люди, не имеющие никакого отношения к римлянам.

Так все же, в каком году распалась Римская империя? Однозначно в 476-м, однако этот распад, можно сказать, начался еще задолго до событий, когда империя начала приходить в упадок и ослабевать, а варварские германские племена стали населять территорию.

История после 476 года

Тем не менее, хоть в верхушке власти случилось свержение римского императора, а империя перешла во владение германских варваров, римляне все так же продолжали существовать. Продолжал существовать даже еще несколько веков после 376 г. вплоть до 630 года. Но по территории Риму теперь принадлежали лишь части нынешней Италии. В это время как раз началось Средневековье.

Преемницей культуры и традиций цивилизации Древнего Рима стала Византия. Она уже почти век существовала после своего образования, в то время как Западная Римская империя пала. Только к 1453 году османы захватили Византию, на этом ее история и закончилась. Константинополь переименовали в Стамбул.

А в 962-м благодаря Оттону 1 Великому образовалась Священная Римская империя - государство. Ядром его была Германия, в которой он являлся королем.

Оттон 1 Великий уже владел очень большими территориями. В состав империи X века входила почти вся Европа, в том числе и Италия (земли падшей Западной Римской империи, культуру которой хотели воссоздать). Со временем границы территории менялись. Но тем не менее эта империя просуществовала почти тысячелетие вплоть до 1806 года, когда Наполеон смог распустить ее.

Столицей формально был Рим. Императоры Священной Римской империи правили и имели много вассалов в других частях своих больших владений. Все правители претендовали на высшую власть в христианстве, которое в то время обрело масштабное влияние на всю Европу. Корона императоров Священной Римской империи давалась только папой после коронации в Риме.

На гербе Римской империи изображен двуглавый орел. Этот символ встречался (и есть до сих пор) в символике многих государств. Как ни странно, на гербе Византии тоже изображен такой символ, как и на гербе Римской империи.

Флаг XIII—XIV веков изображал белый крест на красном фоне. Однако он стал другим в 1400-м и просуществовал до 1806 г. вплоть до падения Священной Римской империи.

На флаге с 1400 г. есть двуглавый орел. Это символизирует императора, в то время как одноглавая птица - короля. Интересны также и цвета флага Римской империи: черный орел на желтом фоне.

Тем не менее это очень большое заблуждение - относить Римскую империю до средневековых времен к Священной Германской Римской империи, в составе которой хоть и была Италия, но фактически это было уже совсем другое государство.

«Древний Рим МХК» - Древний Рим. План Рима. Пантеон. Материалы к уроку МХК в 10 классе. Реконструкция. Форум Траяна Реконструкция. Римский форум в IV веке. Форум. Колонна Траяна 114г. до н.э. Около 125г. Форум Августа. На купол и стены приходится ровно по половине высоты всего здания, которая равна диаметру основания. Интерьер Пантеона.

«Римская Империя» - Система налогообложения, элементы государственного аппарата. Ослабление центральной власти. Романизация. ЗАДАНИЕ №1.Закончить предложение: Назад. Латинский язык: основа современных европейских языков романской группы. Основные причины кризиса Римской империи: Отчуждение римской армии от интересов гражданского римского населения.

«Искусство Древнего Рима» - Около 114 г. до н.э. Рим. В течение нескольких столетий Форум неоднократно перестраивался. Архитектура Древнего Рима. Презентация МХК по программе Даниловой 10 класс. Воздвигнута по приказу императора на месте холма такой же высоты. Колонна Траяна. Римский Форум -. Развитие художественной культуры Древнего Рима.

«Архитектура Древнего Рима» - Древний Рим дал миру немало уникальных архитектур-ных памятников. Здание выполненное в виде портика. Дорический. Несмотря на зна чительные разрушения,Колизей сохранился до наше-го времени. В Древней Греции выде-ляли колонны 3 типов. Архитектура Древней Греции и Древнего Рима. Храм Парфенон. Ионический.

«Культура Рима» - Базилика Цезаря- здание, предназначавшееся для судебных заседаний, парадных собраний. Придумать миф с участием римских богов. Периоды возникновения Римской культуры: Форум Траяна в Риме. Христианство стало ведущей мировой религией. Колизей- величественный амфитеатр, где проходили гладиаторские бои. Рассказать о культурном памятнике или о выдающемся деятеле эпохи.

«Римская республика» - Плебеи. Другие города. Пунические войны. Римская республика. Октавиан Август-император(27 г до н.э-14 г. н.э.). Карфаген был повержен и разрушен. 1. За равноправие. 1. Диктатура Суллы -83-78 гг. до н.э 2. Триумвират -60-49 гг. до н.э.(Помпей, Красс, Цезарь) 3. Диктатура Юлия Цезаря- 49-44 гг. до н.э.

Всего в теме 19 презентаций

Знаки и символы правят миром, а не слово и закон

Конфуций

«С древнейших времён человека сопровождают символы, с их помощью он пытался и пытается сделать видимыми и узнаваемыми свои идеи. Люди до сих пор сражаются и умирают под эмблемами и знамёнами, имеющими символическое значение» 1 . Всякий символ несёт смысловую нагрузку по определению. Особенно это касается религиозных и государственных символов, несущих в себе мировоззренческие мотивы. Герб государства как визуальный символ воздействует на сознание непосредственно, почти «магически» возбуждая у соотечественников чувство единения, их патриотизм. Эта «магичность» (метафизичность, мифичность) государственного герба делает последний объектом самого пристального внимания служителей культов, будь то церковные иерархи или масонские магистры. В итоге герб обретает конкретные видимые черты (например, христианские или антихристианские) в зависимости от того, кто (Церковь или масонство) в данном европейском государстве контролирует духовную власть.

Орёл - властелин воздуха - один из наиболее однозначных и универсальных государственных символов, воплощающих силу, величие и власть 2 . Символом Римской империи (27г. до н. э. - 395 г.) со времён Юлия Цезаря стал императорский жезл с фигурой орла - священной птицы Юпитера. Как известно, империя, при всех её недостатках, является лучшей из форм государственного устройства многонационального и многоконфессионального образования. Римская империя по праву оставалась в античные времена лучшим европейским образцом такой формы. Посему герб 3 величественной Римской империи навсегда сохранил свою сакральную привлекательность, востребованность.

Итак, одноглавый римский орёл воплощает мощь, имперское величие, претензию на мировое господство, вселенскую культурную значимость. Это так. Но это ещё не всё. В Римской империи был рождён Иисус Христос, изменивший на тысячелетия мировоззрение и духовный мир европейцев, отделив раз и навсегда истину от лжи, праведность от греховности. Римская империя отличилась Его распятием. И потом ещё три века преследовала и казнила последователей Христа. Одноглавый Римский орёл стал поневоле олицетворять уже не только мощь, величие и власть, но ещё и откровенное антихристианство (богоборчество), проявляемое, прежде всего, ненавистью к ортодоксальному христианству. Одноглавый орёл символически освобождает политику и политиков империи от христианской нравственности. Последнее обстоятельство сделало одноглавого римского орла самым сакрально привлекательным символом европейских богоборцев (прежде всего, масонов), который впоследствии стал самым раскрученным мировым геральдическим брендом 4 .

Но вернёмся к началу средних веков. К четвёртому веку нашей эры Римская империя состояла из четырёх частей и некоторое время имела четырёх императоров. Став в 323 г. единовластным императором, Константин Великий в 330 году перенёс столицу империи из Рима в Константинополь («Новый Рим» или «Второй Рим») и сделал христианство официальной религией всей Римской империи. В отличие от языческого одноглавого орла, символизирующего, в числе прочего, богоборчество, Константин Великий вводит в 330 году новую имперскую эмблему - двуглавого орла, визуализировавшего не только светскую власть императора (первая голова орла), но и духовную власть Церкви (вторая голова) 5 . Вторая голова орла символизирует нравственную составляющую имперской политики, она как бы обязывает государственных мужей быть нравственными в христианском понимании нравственности. Двуглавый орёл становится на вечные времена бинарной оппозицией орлу одноглавому.

«Второй Рим» сделал всю Европу христианской. До XI века христианская Церковь была единой, то есть не было деления на католиков и православных. Но западные иерархи Церкви, ведомые властолюбием и политическими интригами, учинили её раскол, противопоставив свою Римскую Церковь (Католическую) Константинопольской (Православной). Запад, попавший под власть золотого тельца, постепенно становился христианским вероотступником. К началу XIII века в Константинополе было больше золота, чем во всей западной Европе. Алчный Запад с подачи венецианских купцов и по благословению Папы Римского вероломно нападает на Константинополь, разграбляет его и зверски уничтожает местное население. Византийская империя 6 пала в 1204 г. под натиском рыцарей-крестоносцев (по сути профессиональных боевиков, киллеров, фанатично преданных своим католическим орденам и иерархам) и по-настоящему более уже не восстановилась 7 . В результате этой трагедии Европе и христианству были нанесены раны, которые, как выяснилось со временем, оказались неизлечимыми 8 . Крестоносцы показали себя отнюдь не благочестивыми ревнителями христианской веры, а, наоборот, алчными, беспринципными и кровожадными захватчиками. В 1204 году они рассеяли ореол святости Католической Церкви



1. Герб Священной Римской империи с 962 г. по 1440 г.

2. Герб Ромейской (Византийской) империи


и всего западного благочестия. Это было первое, на уровне мирового катаклизма, символическое нападение Запада на двуглавого орла. Заметим, что объединённый Запад XII-XIII веков ассоциируется в значительной степени со Священной Римской империей, гербом которой был одноглавый орёл.

Дальновидные греки (титульный этнос Византийской империи) ещё задолго до заката своей выдающейся империи, просуществовавшей одиннадцать веков, духовно и культурно выстроившей всю европейскую цивилизацию, успели подготовить себе реально преданного преемника - Русь. Греки обеспечили мощный и на редкость талантливый русский этнос своей грамотой (Кирилл и Мефодий), культурной традицией (Феофан Грек) и самое главное - православной верой. Позднее Русь при Иване III после венчания в 1472 г. с греческой принцессой Софьей Палеолог приняла и Византийский герб - двуглавого орла как символ преемственности величайшей цивилизации и православной веры. Имперский символ на Руси позднее стал полностью соответствовать своей сути. В 1704 г. царь Петр I принимает титул императора. Россия стала новой православной империей, а её столица Москва - символическим «Третьим Римом».


1. Печать Ивана III

2. Герб Петра I


Двуглавый орёл вновь воспарил над Европой как символ подлинной христианской империи, политического игрока высшего европейского эшелона, претендуя на преемство европейской цивилизации и на её новый духовный центр.

В это же время на Западе начался официальный процесс расставания с христианской традицией. Во Франции в конце XVIII века происходят революции, организованные масонством. В числе прочего, революции несли в себе откровенно антихристианское мировоззрение. К власти приходит Бонапарт Наполеон, военный гений и атеист. Наполеон контролировал масонскую «Великую ложу Франции», едва ли не самую могущественную политическую организацию того времени. Отказ от Бога и Его заповедей составляет одно из оснований идеологии бонапартизма. Нравственность Наполеона со всей очевидностью противоречит христианским заповедям «Не возведи себе кумира...», «Не убий» и в целом христианской морали. Именно поэтому русский народ, обладавший духовным зрением, увидел в Наполеоне прообраз антихриста и справедливо окрестил его таковым. Создавая свою империю, Наполеон должен был определиться с её символом, олицетворяющим имперскую мощь, величие, власть и... богоборчество. Именно таким символом уже был Римский одноглавый орёл, который вполне логично становится гербом империи Наполеона. Последний ликвидировал оставшиеся западноевропейские империи: Австро-венгерскую и Священную Римскую империю германской нации, имевшие своими гербами двуглавых орлов. Одноглавый орёл Наполеона метафизически «отрезал» вторые головы орлов конкурирующих империй, как бы стараясь предать забвению их духовную христианскую составляющую.



Следует отметить, что западноевропейские двуглавые орлы как символы, скорее были данью исторической традиции, претензией на преемство величественной Византии, чем отражением христианского духа. Но даже такая формальная (как бы по инерции) западная преемственность Византийской империи была Наполеону противна. Всё, что касалось Византийской православной империи, должно было быть масонами стёрто из памяти поколений. Так, в наше время легко и просто найти информацию обо всех императорах Древнего Рима, культурных памятниках, философах и поэтах. Культурные Памятники Древней (дохристианской) Греции также бережно сохранены Западом. О ромеях (в переводе - римлянах, так себя называли греки Византии) информация практически стёрта, несмотря на то, что «Второй Рим» просуществовал вдвое дольше Рима «первого», а к началу XIII века в одном Константинополе было больше культурных достижений и учебных заведений, чем во всей Западной Европе вместе взятой. Как видим, «ничего личного», ничего национального, только откровенные богоборческие мотивы.

Однако на востоке Европы оставался последний двуглавый орёл как герб Российской империи, которая что в религии, что во внешней политике непоколебимо оставалась преданной преемницей Византии. Схватка орлов становилась неизбежной. Император Наполеон должен был покончить с этим оплотом православия и государственной независимости. Одноглавый орёл должен был «разобраться» с двуглавым, последним имперским, оставшимся в Европе. Войска Наполеона пошли войной на Москву («Третий Рим»).



Однако проект Наполеона по покорению Руси (включая подчинение Церкви Папе Римскому) разбился вдребезги о мощь православного русского духа, который Наполеон как раз и намеревался искоренить. Вселенская схватка орлов закончилась полной победой двуглавого орла, на столетие отбив охоту у одноглавого хищника меряться силой.

Не рассчитывая более на военную победу, одноглавый хищник «решает» действовать хитростью и уничтожить двуглавого орла революционными вирусами. План удался на славу. Революционные «вирусы» 1917 года «заразили» двуглавого орла, который «приболел» на долгие десятилетия. Но метафизически он оставался живым, пока были живы его носители - души человеческие. Иосиф Сталин неожиданно для Запада начал восстанавливать преемственность СССР от Российской империи. Вернулись ордена и погоны царской армии, понятия «офицер» и «офицерская честь», вернулась преемственность ратной истории, разрешены ранее уничтоженные духовные семинарии и т.п. Двуглавый орёл начал медленно метафизически выздоравливать, временно не являя себя миру. Советский Союз всё более и более начинал соответствовать имперской сути двуглавого орла. Запад это увидел. Увидел и возненавидел.

Ненависть привела к тому, что империя англосаксов (США, Великобритания и их вассалы) реанимировала Германию, чтобы направить её военную мощь на уничтожение СССР - преемника имперской России. Так в Европе появился новый одноглавый орёл как символ вновь созданной нацистской Германской империи (Третий Рейх). Быстро овладев Европой, Гитлер направил объединённую европейскую мощь против СССР, почти полностью повторяя наполеоновский сценарий.



Даже конкордат (соглашение с Папой Римским), суть которого в подчинении Православной Церкви Ватикану, был почти такой же, как у Наполеона. Проект Гитлера по покорению советской России, как и в случае с Наполеоном, также вдребезги разбился о мощь русского духа, который оставался неискоренимо православным.

Опять не получилось победить силой преемника двуглавого орла. Поэтому «вирусный» сценарий Западу позднее пришлось повторить. В борьбе с Советским Союзом на этот раз использовался либеральный «вирус». Квазиимперия - СССР была этим «вирусом» уничтожена в 1991 году, подобно результату «вирусной инъекции» 1917 года. Развал державы обусловил появление множества проблем и конфликтов, подчинение экономики и идеологии мировому гегемону - империи англосаксов. В этом развале, правда, произошло одно весьма знаменательное явление: формально восстановился прежний российский герб - двуглавый орёл. Он, как бы выздоравливая, от формы переходя к сути, медленно расправляя свои имперские крылья всё шире и шире, начал всё более и более демонстрировать свой гордый, независимый нрав, свою имперскую православную суть, заставляя с 2014 года с собой считаться весь мир.

Вернёмся к рассмотрению ведущего мирового одноглавого орла, каков он теперь, какова его символическая нагрузка. Масоны (отцы - основатели США) не долго «ломали голову», каков будет герб новой империи, навязывающей миру свой «новый порядок»: единственным исторически привлекательным символом, олицетворяющим имперскую мощь, величие, власть и богоборчество, по - прежнему оставался одноглавый орёл Римской империи. В эмблему этого орла масоны добавили лишь некоторые сакральные для них элементы (например, орёл в одной лапе держит 13 стрел, в другой - оливковую ветвь с 13 листьями и 13 оливками; звезду «Давида» образуют 13 пятиконечных звёзд; на обратной стороне печати заявлено на латыни весьма однозначно: «Novus Ordo Seclorum» - «Новый порядок навеки»). Антихристианская суть орла была проявлена сразу же: «Новым порядком» были уничтожены десятки миллионов индейцев и завезены рабы из Африки. Революции в России, провоцирование двух мировых войн, ядерная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, цветные революции, арабский терроризм, локальные войны во Вьетнаме, Афганистане, Югославии, Ираке, Ливии, Сирии, Украине - вот неполный перечень преступлений, к которым причастна варварская империя одноглавого орла всего-то за 100 последних лет. При этом всякий раз возрастали прибыль и господство империи англосаксов, сделав последнюю к концу ХХ века мировым гегемоном.



Современная мировая империя одноглавого орла (США и их вассалы) - это всегда варварские цели и средства. Всегда море крови и людского горя при реализации их планов. Россия мешает абсолютно безнравственной гегемонии США, их планам покорения мира. Сегодня Россия показывает пример нравственной внешней политики, основанной не на праве силы (как у англосаксов), но на силе международного права. А раз так, то битва орлов становится вновь неизбежной ввиду их имперской и полной нравственной несовместимости.

Она и началась, эта очередная смертельная схватка двух орлов 9 . Одноглавого (США и вассалы) и двуглавого (Россия). Между «Новым порядком навеки» и «Удерживающим мировое зло». В гибридной войне, развязанной США против России, главная надежда возлагается на идеологические «вирусы» либерализма, фашизма (как диктатуры олигархии) и нацизма. Именно эти «вирусы» на наших глазах успешно «дожирают организм» Украины. «Иммунитетом» для России может быть только внятная идеология, «заточенная» на борьбу с информационным оружием врага, ориентированная на отеческую Традицию, формирующая высокую нравственность и патриотизм у соотечественников. Таковой является идеология многонациональной и многоконфессиональной империи, устанавливающая основным закон милосердной любви.

Двуглавый орёл может и должен предъявить миру свою неодолимую мощь, вновь становясь символом победы христианской любви над кровожадной богоборческой ненавистью одноглавого хищника. Стало доброй национальной традицией России побеждать объединённый Запад при его очередном нашествии. Но для победы одной военной мощи мало, надо соответствовать своему сакральному символу - двуглавому орлу, то есть вновь стать суверенной империей и духовным полюсом мира.

Фёдор Папаяни, эксперт «Изборского клуба Новороссии», Донецк

_____________________________

1 Тресиддер Д. Словарь значений символов, http://slovo.yaxy.ru/67.html.

2 В статье нас будут интересовать только имперские символы. Орлы как гербы не имперских государств или символы иной смысловой нагрузки нами не рассматриваются.

3 Термин «герб» появляется в конце средних веков и происходит от немецкого слова, означающего наследство. Однако в статье используется понятие «герб» и для более ранних периодов. Хотя понятия как такового ещё не было, но его эквивалентная смысловая символическая нагрузка была.

4 Римская империя. Бренд и его наследники,

5 Существует версия историков, что в 330 г. император Константин Великий ввёл новую эмблему - чёрного двуглавого орла на золотом фоне - как символ власти императора над Западом и Востоком. Оппоненты этой версии приводят контр - аргументы: во-первых, Константин Великий объединил четыре, а не две части империи, а, во- вторых, разделение Римской империи на Западную и Восточную произошло спустя 65 лет, в 395 году. Однако, если даже принять эту спорную версию, то следует признать, что впоследствии со становлением христианства в империи символизм орла изменился. Орёл перестал быть эмблемой только светской власти (первая голова орла); он стал однозначно эмблемой и власти духовной (вторая голова орла).

6 Константин Великий (Флавий Валерий Аврелий Константин, Константин I, Константин Великий, 272-337 г.г.) с 323 года был единовластным правителем всей Римской империи. В 395 г. произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную. Западная Римская империя пала в 476 г., оставив Восточную Римскую империю исторической, культурной и цивилизационной преемницей Римской империи на протяжении почти десяти столетий. Восточная Римская империя была названа западными историками XVIII века как «Византийская империя», то есть, империи с последним названием на самом деле никогда не было; её граждане называли свою державу «Римской (по- гречески - Ромейской) империей». Тем не менее, название «Византийская империя» исторически устоялось и в данной статье поэтому используется. Имперским конкурентом Ромейской (Византийской) империи (395-1453 г.г.) становится «Священная Римская империя» (962 - 1512 г.г.), сменившая позднее название на «Священная Римская империя германской нации» (1512-1806 г.г.), охватывающая обширные территории западной Европы. В Священной Римской империи до 1440 года используется одноглавый орёл как герб государства. С 1441 года он меняется на двуглавого орла. Позднее двуглавый орёл стал гербом Австро-Венгерской и Российской империй.

7 формально Византийская империя просуществовала до 1453 г. и окончательно пала от турецкого нашествия. Но это лишь формально, поскольку после разгрома крестоносцами в 1204 г. империя являла собой лишь «остатки былой роскоши»; военная, экономическая и даже духовная мощь не были восстановлены.

8 Заборов М. Крестоносцы на востоке. http://enoth.org/Crusades2/Zaborov05_13.htm

9 Война имперских орлов-гербов понимается как символическое средство выражения идеологических, территориальных, имущественных и иных притязаний.

Римская волчица – символ города Рима, скульптурное изображение животного, вскармливающего близнецов Ромула и Рема, по легенде, основавших Рим. Волчицу в Риме с давних пор называют «матерью римлян», а после перенесения статуи в конце XV века в Капитолийский дворец закрепилось название «Капитолийская волчица» (Lupa Capitolina) .

Капитолийская волчица – основная героиня легенды об основании Рима, которая повествует о полубожественном происхождении братьев-близнецов Ромула и Рема.

Они были внуками Нумитора, правителя основанного троянцами города Альба-Лонга. Его младший брат Амулий, захватив власть, расправился с детьми Нумитора: сына убил, а дочь, Рею Сильвию, силой заставил принять обет безбрачия и сделаться жрицей – весталкой. Однако через четыре года Рея Сильвия родила мальчиков-близнецов от бога плодородия Марса .

Взбешенный Амулий, боясь мести, приказал казнить племянницу, а ее детей утопить в . Раб выполнил его приказание – отнес младенцев на берег разливающейся реки и там оставил корзину в надежде, что вода подхватит их и погубит, однако просчитался. Вода ушла, голодные близнецы закричали, их услыхала волчица, оказавшаяся поблизости, облизала и накормила своим молоком. Она приходила, чтобы ухаживать за укрывшимися в тени смоковницы детьми до тех пор, пока на них не наткнулся пастух, который воспитал их и дал имена – Ромул и Рем.

Дорогой читатель, для поиска ответа на любой вопрос по отдыху в Италии, воспользуйтесь . Я отвечаю на все вопросы в комментариях под соответствующими статьями минимум раз в сутки. Ваш гид в Италии Артур Якуцевич.

Мальчики выросли умелыми воинами, но однажды в результате боя попали в плен к своему деду. Когда выяснилось их происхождение, они помогли ему вернуть власть в Альба-Лонге (Alba Longa), а сами договорились между собой основать город на Палантинском (Palatium) – там, где когда-то Тибр выбросил их на берег.

Пещера

В подтверждение легенды в 2007 году в Риме, на Палантине, прямо под развалинами дворца , археологи нашли пещеру, где якобы находились дети, вскармливаемые волчицей.

Установлено, что это место расположения известного с древности храма Луперкале (Lupercale, от латинского lupa – волчица), посвященного Ромулу и Рему. Памятник античности — грот диаметром 7,5 и высотой 8 метров – обнаружили на 16-метровой глубине полузасыпанным землей. Из-за опасности обрушения исследования велись с помощью зондов и видеотехники, но после работ, которые обошлись в 12 миллионов евро, некоторые участки открыли для посетителей. Именно эта точка и принята за место основания Рима.

Статуя

Статуя, отлитая из бронзы, представляет собой изображение стоящей волчицы высотой 75 см, с оскаленной пастью, передними лапами упирающуюся в землю. Под ее брюхом тянутся к соскам два младенца – Ромул и Рем.

Капитолийская волчица, но без младенцев, упоминается в документах с самых древних времен. Долго полагали, что ее отлили в V веке до н. э. этруски, тогда же ее установили в Риме в знак объединения римлян, сабинов и этрусков. Однако последние исследования, которые в 2006 г. проводила реставратор Анна Мария Карруба, сдвинули момент создания статуи на VIII-X века нашей эры.

Фигуры близнецов отлиты явно в другом стиле и появились у сосков волчицы в конце XV века. Автором их назван скульптор Антонио дель Поллайоло.

Из записок Х века, принадлежащих перу летописца-монаха Бенедикта, известно, что капитолийская волчица стояла в Латеранском дворце на месте судилища. Это был не памятник, а скорее божество – «матерь римлян», следящая за поведением своих детей. Упоминания о судах и казнях «у волчицы» встречаются до середины XV века. В 1473-м Сикст IV приказал перенести статую на , в Палаццо-деи-Консерватори (Palazzo dei Conservatori), где она находится до сих пор.

Памятник и копии

Памятник волчице – копия знаменитой скульптуры, установленная на высокой колонне слева от центрального здания Капитолийского музея и мэрии города . Похожие памятники можно встретить и в других местах Рима, а также по всему миру:

  • в Пизе (область Тоскана, Италия) памятник можно найти между падающей башней и Пизанским собором;
  • они установлены в Латинском квартале Парижа, в испанской Сеговии;
  • во многих городах Румынии — здесь она является символом культурного наследия;
  • около олимпийского стадиона в Токио, Япония;
  • рядом с мемориалом Жуселину Кубичека в столице Бразилии, городе Бразилиа;
  • в США, где копии скульптуры, отправленные диктатором Бенито Муссолини, установлены в Эден-Парке (штат Цинциннати), в Риме (штат Джорджия), и в Нью-Йорке.

Символ Рима

Волчица в Риме – не просто статуя или памятник, это символ божественности происхождения «вечного города». Поэтому ее изображения присутствуют повсеместно, самые древние можно увидеть на монетах, найденных при археологических раскопках. Волчица также является символом футбольного клуба Roma, изображена на гербе.

Известно, что большим почитателем волчицы был Бенито Муссолини. Для него она была символом стремления возродить Римскую империю, он рассылал копии «матери римлян» по всему миру.

Как добраться

Капитолийская волчица в оригинале представлена во Дворце Консерваторов (Palazzo dei Conservatori), в Капитолийском музее по адресу Piazza del Campidoglio, 1. Он находится на Капитолийском холме рядом с площадью Венеции (Piazza Venezia) и Римским Форумом (Foro Romano), ближайшая станция – Colosseo.

  • Официальный сайт Капитолийского музея: www.museicapitolini.org

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Loading...Loading...