История Ирана. Иран

Ранее Иран назывался Персией, до сих пор страну так называют во многих художественных произведениях. Часто культуру Ирана называют персидской, Иранскую цивилизацию также называют персидской. Персами называют коренное население Ирана, а также народ, проживающий в странах Персидского залива, народ, проживающий близ Кавказа, Средней Азии, Афганистана, Пакистана и Северной Индии.

Официально иранское государство называется Исламская Республика Иран. Название страны «Иран» используется в настоящее время для современной цивилизации, сейчас персов называют иранцами, это народ, проживающий на территории между Каспийским морем и Персидским заливом. Иранцы проживают на этой территории в течении более двух с половиной тысяч лет.

Иранцы имеют непосредственную связь с народами, называвшими себя ариями, которые также проживали на этой территории в древние времена, они были предками индо-европейских народов Центральной Азии. На протяжении многих лет происходили нашествия на цивилизацию иранцев, и в связи с этим империя претерпевала некоторые изменения.

Из-за нашествий и войн постепенно менялся состав населения страны, государство расширялось, а народы, попадавшие в него, стихийно смешивались. На сегодняшний день перед нами предстает такая картина: в результате большого количества миграций и войн на территорию и культуру Ирана претендуют народы европейского, тюркского, арабского и кавказского происхождения.

Многие из этих народов проживают на территории современного Ирана. При чем жители Ирана предпочитают, чтобы страну называли Персией, а их – персами, чтобы указать на свое сходство и преемственность по отношению к персидской культуре. Часто население Ирана не хочет иметь ничего общего с современным политическим государством. Многие иранцы эмигрировали в Соединенные Штаты Америки и Европу, но и там они не хотят себя сопоставлять с современной Исламской Республики Иран, созданной в 1979 году.

Становление нации

Иранский народ является одним из старейших цивилизованных народов в мире. Во времена палеолита и мезолит население проживало в пещерах в горах Загрос и Эльбурс. Самые ранние цивилизации в регионе проживали предгорьях Загроса, где они развивали сельское хозяйство и животноводство, а также была создана первая городской культуры в бассейне Тигра и Евфрата.

Возникновение Ирана относят к середине I тысячелетия до нашей эры, когда Кир Великий создает Персидскую империю, существовавшую до 333 года до нашей эры. Персидская империя была завоевана Александром Македонским. В шестом веке до нашей эры Персия возвращает независимость, и Персидское царство существует уже до седьмого века нашей эры.

Страна включается в Мединский, а позже в Дамасский халифат с приходом на территорию Персии ислама. Изначальная религия зороастрийцев практически исчезает, будучи полностью подавлена исламом. Вплоть до настоящего времени в иранской истории повторяется один и тот же сюжет разворачивания событий: завоеватели иранской территории в конечном счёте сами становятся почитателями иранской культуры. Одним словом, они становятся персами.

Первым из этих завоевателей был Александр Великий, который пронесся по области и завоевал империи Ахеменидов в 330 году до н.э. Александр умер вскоре после этого, оставляя своих генералов и их потомков на этой земле. Процесс расчленения и завоевания страны завершился созданием обновленной Персидского империи.

В начале третьего века нашей эры Сасаниды объединили все территории к востоку, включая и Индию, и успешно стали сотрудничать с Византийской империей. Вторыми Великими завоевателями были арабские мусульмане, пришедшие из Саудовской Аравии в в 640 году нашей эры. Они постепенно сливались с иранскими народами, и уже к 750 году произошла революция, которая подтолкнула новых завоевателей стать персами, но с вкраплениями элементов своей культуры. Так появилась империя Багдад.

Следующие завоеватели, которые пришли с волной тюркских народов на земли Ирана в одиннадцатом веке. Они установили суды в северо-восточной части Хорасан, основали несколько больших городов. Они стали покровителями персидской литературы, искусства и архитектуры.

Последовательные монгольские нашествия тринадцатого века происходили в период относительной нестабильности, которая длилась вплоть до начала шестнадцатого века. Иран вновь приобретает независимость с приходом к власти персидской династии Сефевидов. Они установили в качестве государственной религии шиизм. И этот период стал расцветом иранской цивилизации. Столица Сефевидов, Исфахан, была одним из самых цивилизованных мест на земле, задолго до появления большинства городов в Европе.

Последующими завоевателями были афганцы и турки, однако, результат был тот же самый, что и у предыдущих завоевателей. В период завоевания Ирана народом Каджар с 1899 года по 1925 год, Персия вступила в контакт с европейской цивилизацией самым серьезным образом. Промышленная революция на Западе серьезно пошатнула экономику Ирана.

Отсутствие современной армии с новейшим военным оружием и транспортом приводит к большим потерям территорий и влияния. Иранские правители пошли на уступки, давая возможность развития для сельскохозяйственных и экономических институтов своих европейских конкурентов. Это было нужно для того, чтобы привлечь средства, необходимые для модернизации. Большая часть денег пошла напрямую в карманы правителей.

Через несколько лет страна вновь приходит к процветанию, благодаря основанию новой династии. В 1906 году в Иране провозглашают конституционную монархию, существовавшая вплоть до 1979 года, пока шах Мохаммад Реза Пехлеви не был свергнут с трона. В январе 1979 года аятолла Хомейни провозглашает Иран исламской республикой.

Этнические отношения Ирана

В Иране в основном не бывает межэтнических конфликтов, особенно учитывая тот фактор, что там проживает огромное количество разных народностей. Можно с уверенностью заключить, что в Иране никто не преследует и не терроризирует этнические меньшинства, и тем более не существует открытой дискриминации.

Некоторые группы, проживающие в Иране, всегда стремились к автономии. Одними из главных представителей таких народов являются курды, проживающие на западной границе Ирана. Эти люди отчаянно независимы, они постоянно оказывают давление на иранское центральное правительство, чтобы оно пошло в их отношении на экономические уступки и приняло их автономные полномочия для принятия решений.

Тем не менее, за пределами городских районов курды уже осуществляют внушительный контроль над своими регионами. Иранские правительственные чиновники ориентируются очень легко в этих областях. Курды в Иране наряду с их собратьями в Ираке и Турции давно хотят создать независимое государство. Ближайшие перспективы для этого являются довольно тусклыми.

Кочевые родовые группы в южных и западных районах Ирана также создают некоторые проблемы для центрального правительства страны. Эти народы пасут своих коз и овец и, как следствие, постоянно кочуют более половины года, эти народы всегда было исторически трудно контролировать.

Эти народы, как правило, самодостаточны, и некоторые из них являются довольно-таки зажиточными людьми. Попытки урегулировать отношения с этими племенами в прошлом часто сталкивались с насильственными действиями. В настоящее время они пытаются заключить хрупкий мир с иранскими центральными органами власти.

Арабское население в юго-западной провинции в Персидском заливе Хузестан выказывает свое желание вырваться из Ирана. Во времена конфликта между Ираном и Ираком, иракские лидеры поддержали сепаратистское движение как способ противодействовать иранским должностным лицам. Суровое социального преследования в Иране была направлена на религиозных Периоды относительного спокойствия чередовались с периодами дискриминации на протяжении веков. В соответствии с действующим законом Исламской республики, эти меньшинства переживали трудное время.

Хотя теоретически они должны были попасть под защиту как «людей Писания» по исламскому праву, а евреи, христиане и зороастрийцы столкнулись с обвинениями в шпионаже в пользу западных стран или для Израиля. Исламские чиновники также имеют смутное представление о своей толерантности потребления алкоголя, а также относительную свободу по отношению к женскому полу.

Одна группа, которая повсеместно преследовалась, вела свое начало со времен девятнадцатого века, но ее религия рассматривалась как еретическое направление мусульман-шиитов.

Народы Древнего Ирана создали оригинальную и высокоразвитую цивилизацию

Географические и временный рамки

Иран - страна древней и высокоразвитой цивилизации. Его обитатели еще в начале III тыс. до н.э. создали свою письменность и оригинальную культуру, которую затем и совершенствовали в течение многих тысячелетий.

Древнеиранские религии (зороастризм, зерванизм и манихейство) оказали значительное влияние на разработку философских воззрений античного мира и на возникновение эсхатологических учений в христианстве и исламе. Многие произведения древней и раннесредневековой иранской литературы были переведены на арабский, сирийский, армянский и другие языки, а затем - в эпоху Возрождения и позднее - дали сюжеты для литературных памятников Запада и Востока. Произведения искусства, созданные мастерами Древнего Ирана, прочно вошли в сокровищницу мировой культуры.

Исконным населением юго-западной части Ирана были эламиты, родственные, как полагают многие ученые, дравидийским племенам, жившим к востоку от них, в Белуджистане. В западных предгорьях Загроса и на территории северо-западного Ирана жили племена неиндоевропейского происхождения, в том числе хурриты, маннеи, луллубеи и др. На рубеже XII-XI вв. до н.э. на территории Западного Ирана стали селиться мидийские и персидские племена, которые впоследствии заняли все Иранское нагорье и ассимилировали автохтонное население.

В истории Древнего Ирана четко выделяются следующие этапы:

  • время возникновения и расцвета эламской цивилизации (с конца IV тыс. до конца VII в. до н.э.);
  • мидийская эпоха (VIII - середина VI в. до н.э.);
  • ахеменидский период (с середины VI в. до 330 г. до н.э.);
  • парфянское время (середина III в. до н.э. - приблизительно 224 г. н.э.).

Элам

География областей

Юго-западную часть Ирана занимал Элам (совр. провинция Хузистан), где были благоприятные условия для быстрого развития производительных сил. Равнинная часть Элама (Сузиана) орошалась водами рек Карун и Керха, впадавших в древности в Персидский залив. Эта аллювиальная долина - одна из древнейших областей земледельческой культуры. Уже на рубеже IV-III тыс. до н.э. там выращивали обильные урожаи ячменя, эммера и фруктов. Тогда же здесь возникло и ремесло. Особенно значительного расцвета достигло гончарное дело. Горная часть Элама (совр. Бахтиарские горы) была богата строительным лесом и полезными ископаемыми (медь, свинец и др.). Основным занятием жителей горных районов было скотоводство.

В начале III тыс. до н.э. появились раннегосударственные объединения племен. Столицей одного из этих объединений стали Сузы, крупный город в долине Каруна и Керхи, расположенный на месте скрещения важнейших путей, соединявших Элам с Двуречьем, а также с Северным и Восточным Ираном. Кроме того, в Эламе существовали государства Аван, Аншан, Кимаш и Симаш.

Государственное управление

Постепенно выработалась характерная система государственного управления, существовавшая с середины III до середины II тыс. до н.э. Наряду с верховным правителем, который носил титул суккалмах («великий посланец») и пребывал в Сузах, большую роль играл его заместитель, обычно младший брат и будущий преемник верховного правителя. Он назывался суккалом (посланцем) Симаша. На третьем месте в государственной иерархий стоял наместник области Сузиана, который был старшим сыном царя. Он занимал место суккала Симаша в случае смерти последнего. Более мелкими областями управляли лица местного происхождения, после кончины которых власть переходила к их племянникам (сыновьям сестер). Для царских семей Элама были характерны браки на сестрах и левират, когда после смерти царя его брат и преемник женился на вдове умершего и тем самым получал право на престол. Поэтому цари и наследники престола в Эламе издревле носили титул «сыновья сестры». Браки на сестрах продолжались в течение очень долгого времени, во всяком случае до середины VII в. до н.э.

Статуя царицы Напирасу. Сузы. XIII в. до н.э.

Хотя в течение всей истории Элама женщина сохраняла свое почетное положение, в системе государственного управления постепенно произошли большие изменения. Начиная с XIII в. до н. э. царский престол стали передавать по наследству по отцовской линии, от царя к его старшему сыну.

Социальные и экономические нормы Элама

В III тыс. до н.э. основной формой экономической и социальной организации в Эламе являлись сельские общины, куда входили все свободные люди независимо от их родственных уз, коллективно владевшие землей и совместно обрабатывавшие ее. Эти общины управлялись старейшинами, выбранными народным собранием того или иного города или деревни. Народное собрание и избранные им должностные лица регулировали спорные вопросы, разбирали имущественные тяжбы и судили преступников.

Однако с начала II тыс. до н.э. стали интенсивно развиваться частные хозяйства с использованием рабского труда. Это приводило к имущественной дифференциации, к распаду сельских общин и разорению свободных общинников, которые лишались земли и орудий труда. Земля стала сосредоточиваться в руках отдельных экономически могущественных семей. На смену сельским общинам, которые к концу II тыс. до н.э. перестали существовать, пришли домашние общины. Производители, входившие в них, были связаны родственными узами. Домашние общины коллективно владели землей и сообща обрабатывали ее и затем делили доходы между собой.

С течением времени в домашние общины могли объединиться и люди, которые не были родственниками. Для этого надо было только заключить договор о «братстве» и передать свою землю в общинное пользование. Однако постепенно такие договоры стали применять для увеличения рабочей силы за счет малоземельных свободных, которые, вступив в общину, утрачивали свою собственность и принимали участие в обработке земли, получая за это часть урожая. Малоимущим приходилось прибегать к ссудам зерном или деньгами, отдавая в залог свои дома или сады. Кроме погашения ссуды кредитор требовал также уплаты процентов. Поэтому многие малоимущие оказывались в долговом рабстве. Постепенно процессы имущественной дифференциации привели к разложению домашней общины, распаду коллектива семей как единой хозяйственной ячейки, разделу общинного имущества между отдельными членами и даже к аренде и продаже земли.

Наряду с общинными, а позднее и частновладельческими хозяйствами в Эламе были также и . Храмы были собственниками крупных земельных владений, занимались торговыми и ростовщическими операциями, давая в долг под проценты зерно, деньги и т. д. Часть храмовых земель сдавалась в аренду, остальные угодья обрабатывали храмовые рабы, а также общинники. Однако в I тыс. до н.э. в результате бесконечных войн и многократных вторжений чужеземцев на территорию Элама храмовые хозяйства оказались разоренными и перестали играть видную роль в экономической жизни страны.

По верованиям эламитов, законы были установлены богами, и нарушение их каралось богом Солнца Наххунте. В рассматриваемом нами обществе были не только религиозные законы, но также законы об усыновлении, разделе имущества, продаже земли и т. д. Для эламского права были характерны жестокие наказания преступников. Например, за ложную клятву отрезали руку и язык или топили в реке. Нередко нарушители контракта тоже приговаривались к смертной казни.

Политическая история

Политическая история Элама на всем своем протяжении была тесно связана с историей Месопотамии. Обе страны часто воевали друг с другом, заключали мирные договоры и имели оживленные торговые и культурные связи. В XXIV-XXIII вв. до н.э. Элам был включен в состав Аккадского государства. Большинство документов и надписей в Эламе в тот период составлялось на аккадском языке. В XXII-XXI вв. до н.э. при царях III династии Ура Элам оставался под господством Двуречья, но во второй половине XXI в. до н. э. добился независимости. При царе Кутир-Наххунте I (1730-1700 гг. до н.э.) эламиты вторглись в Двуречье и, как говорится в одной вавилонской надписи, на целое столетие «наложили руки на святилища Аккада и превратили Аккад в прах». До середины XIV в. до н.э. Элам сохранял свою независимость, но затем был надолго завоеван вавилонянами. Около 1180 г. до н.э. эламский царь Шутрук-Наххунте I изгнал вавилонское войско с территории Элама и, совершив победоносный поход в Вавилонию, разграбил ее города и увез оттуда в Сузы богатую добычу. Среди этой добычи находилась также стела с Законами Хаммурапи, которая в самом начале нашего столетия была раскопана в Сузах французскими археологами.

В 1159-1157 гг. до н.э. эламский царь Кутир-Наххунте III воевал с Вавилонией, где правил последний представитель касситской династии Энлиль-надин-аххе. Война окончилась полной победой эламитов, захвативших Вавилон, Сиппар, Ниппур и другие города Двуречья. Это было время расцвета Элама, и в самом Иране власть эламских царей простиралась от Персидского залива на юге до области нынешнего города Хамадан на севере.

В VIII в. до н.э., когда Вавилония боролась за свою независимость от Ассирии, Элам стал союзником вавилонян и оказался втянутым в бесконечные войны с ассирийцами. Сначала военная удача была на стороне Элама и его союзников. В 720 г. до н.э. эламиты в кровопролитной битве при Дере нанесли сокрушительное поражение ассирийцам. Но десять лет спустя ассирийский царь Саргон II вторгся в Элам и разгромил его войско.

В 692 г. до н.э. вавилоняне подняли новое восстание против Ассирии. Элам, верный своей традиционной политике, решил оказать помощь своим союзникам. Вокруг Элама объединились также все племена Загроса, включая персов. Была создана сильная армия, ядро которой составляли эламские и персидские колесничие, пехота и конница. Битва с ассирийцами произошла в местности Халуле на Тигре. Хотя эламиты одержали верх в ожесточенной схватке с ассирийцами, сами они оказались настолько обескровленными, что были не в состоянии перенести войну на территорию противника.

Когда в 652 г. до н.э. вавилонский царь Шамаш-шум-укин поднял восстание против Ассирии, эламиты снова выступили на стороне Вавилонии. Война окончилась десятилетие спустя полным поражением Элама и захватом Суз ассирийцами. Позднее, около 549 г. до н. э., Элам был захвачен персами и навсегда лишился своей независимости. Однако эламская цивилизация оказала огромное влияние на материальную и духовную культуру Древней Персии.

Культура Элама

Письменность

Эламиты создали самобытную культуру. В начале III тыс. до н.э. они изобрели пиктографическое (рисуночное) письмо. Возможно, что наличие письменности у живших рядом шумеров дало толчок к его возникновению, однако последнее является самостоятельным видом письма, которое принято называть протоэламским. На протяжении 400 лет оно употреблялось для записи документов хозяйственной отчетности, имело около 150 основных знаков, передававших целые понятия и слова. На глиняных табличках в виде рисунков изображались крупный рогатый скот, кувшины, вазы и т. д. Такие таблички найдены не только на собственно эламской территории (в Сузах, Аншане и др.), но и в Центральном Иране (в местности Сиалк) и на крайнем юго-востоке Ирана, в 300 км от Кермана, на Тепе-Яхья, что свидетельствует о широком распространении эламской культуры в начале III тыс. до н.э. Однако это письмо пока еще не расшифровано.

Во второй половине III тыс. до н.э. в Эламе было изобретено линейное слоговое письмо, которое возникло независимо от протоэламского. Знаками линейного письма, которые состояли из комбинаций различных геометрических линий, обозначалось не слово (логографическое письмо), а слог (силлабическое письмо). Такими знаками (а их насчитывалось около 80) можно было записать не только хозяйственные, но и политические или религиозные тексты. Материалом для письма служили камень, глина и металл. Однако линейное письмо недолго находилось в употреблении в большинстве областей Элама, и основные тексты, записанные им, относятся к XXIII в. до н.э.

С конца III тыс. до н.э. эламиты прибегали к шумеро-аккадской клинописи, ею они пользовались до середины V в. до н. э. В первой половине II тыс. до н.э. для составления деловых документов, а также для записи литературных текстов они обычно пользовались аккадским языком. Со второй половины II тыс. до н.э. начинает появляться значительное количество клинописных текстов на эламском языке.

Религия

Хотя эламская религия была связана с религией Двуречья, но в существенных чертах она весьма своеобразна. Религиозным центром страны служили Сузы. Первоначально во главе эламского пантеона стояла Пинекир, «великая богиня», считавшаяся матерью богов, что свидетельствует о сильном влиянии пережитков матриархального права в эламском обществе. Большое значение имел также культ Иншушинака, покровителя Суз, а позднее и бога преисподней. К середине II тыс. до н. э. главенствующее положение в эламском пантеоне занял бог Хумбан. Бог Солнца Наххунте считался создателем дня. В одном тексте XXIII в. до н.э. приводятся имена 37 эламских божеств. Многие из них почитались эламитами по крайней мере до середины V в. до н.э.

Искусство и архитектура

Еще в IV тыс. до н.э. эламиты создали оригинальное искусство. Эламские сосуды украшены геометрическими узорами и геометризованными изображениями птиц, животных и людей. Искусство III тыс. до н.э. наиболее ярко отразилось в печатях, на которых изображены грифоны, крылатые львы и демоны. На каменных сосудах - изображения крупного рогатого скота, птиц и зверей.

Bo II тыс. до н.э. вавилонское изобразительное искусство оказало значительное влияние на эламское. Статуи упомянутого периода изготовлены в традициях круглой скульптуры Вавилонии. Шедевром эламского искусства является бронзовая статуя царицы Напирасу (XIII в. до н. э.), которая весит 1800 кг и выполнена с большим мастерством.

Большая золотая чаша. Хасанлу. XIII-XII вв. до н.э.

Самый крупный памятник эламской архитектуры - это зиккурат (культовая башня), построенный непосредственно в Дур-Унташ (ныне Чога-Замбил), в 30 км от Суз, при царе Унташ-Напирише в XIII в. до н.э. От р. Карун в город для снабжения водой был проведен канал длиной 50 км. У входа в зиккурат стояли скульптурные изображения львов, быков, грифов, статуи богов и царей, изваянные из золота и серебра. Длина сторон нижнего этажа зиккурата равнялась 105 м. Зиккурат имел семь ворот и был четырехэтажным. Общая высота строения составляла 42 м. На его сооружение были израсходованы миллионы кирпичей и сотни тысяч камней. В руинах зиккурата французские археологи, проводившие там планомерные раскопки, нашли много посвятительных сосудов из металла, мрамора и стекла, а также сотни царских надписей. Город Дур-Унташ был разрушен в VII в. до н. э. мощным нашествием ассирийского войска, вторгшегося в Элам.

Приход мидийских и персидских племен в Иран

Мидийцы и персы составляли часть огромного мира иранских племен, простиравшегося от Северного Причерноморья до территории современного Афганистана. Эти племена говорили на различных диалектах иранских языков. Многие из них занимались кочевым скотоводством.

До недавнего прошлого большинство ученых полагало, что прародина иранцев находилась в Средней Азии и прилегающих к ней районах и оттуда в IX-VIII вв. до н.э. часть иранских племен направилась на Иранское плато. Но в настоящее время многие специалисты склонны считать, что иранские племена направились на плато из южнорусских степей через Кавказ. Например, по мнению В. И. Абаева, по меньшей мере с начала II тыс. до н.э. иранские племена находились на юге России, а позднее часть их направилась оттуда через Кавказ и вдоль северного побережья Каспийского моря соответственно в Иран и в Среднюю Азию, в то время как скифы, также являвшиеся иранцами, остались в Южной России. Имеются, правда, и иные гипотезы, другие научные концепции.

Во всяком случае можно говорить о том, что мидийцы и персы появились на плато уже в начале I тыс. до н. э. В IX-VIII вв. во многих районах Ирана местное неираноязычное население еще оставалось преобладающим в политическом отношении, но начиная со второй половины VIII в. иранцы уже составляли большинство в различных областях Западного Ирана, в том числе и на территории будущего Мидийского царства, и к западу от него. Когда мидийцы и персы пришли в эти районы, у них уже были развитые культурные и социально-экономические традиции и институты, они занимались как скотоводством и коневодством, так и земледелием, были хорошо знакомы с обработкой металлов. В военных походах пользовались . Царство мидийцев, как позднее и государство персов, возникло в области, где преобладал иранский этнический элемент, возникло именно на основе предшествующего развития иранских племен, их социально-экономических отношений и культурных традиций.

Древнейшая история иранцев очень скупо отражена в письменных источниках. Как видно из ассирийских текстов, мидийцы в начале I тыс. до н. э. осели в северозападном Иране. В IX в. до н.э. на этой территории начинался переход от первобытнообщинных отношений к классовым и там существовали десятки мелких княжеств, которые объединяли как мидийцев, так и автохтонное население.

Персы также впервые упоминаются в ассирийских источниках IX в. до н. э. В надписи ассирийского царя Салманасара III, составленной около 843 г. до н.э., говорится об области Парсуа. В 834 г. до н.э. ассирийцы получили подать с 27 «царей» этой области. По всей вероятности, она была расположена в горах Центрального Загроса. Персы тогда еще не были объединены и находились под предводительством своих многочисленных вождей, которые были независимы друг от друга. В конце VIII в. до н. э. в ассирийских текстах упоминается страна Парсумаш, расположенная восточнее нынешнего города Сулеймание, т. е. к северо-западу от Элама. По-видимому, около 800 г. до н.э. персы отделились от родственных им мидийских племен и постепенно двинулись на юго-восток. В 714 г. до н.э. они упоминаются как подданные ассирийского царя Саргона II. С течением времени они заняли исконную эламскую территорию на югозападе Ирана, которая по имени новых пришельцев получила название Парса. Территория эта примерно совпадала с современной иранской провинцией Фарс. Последнее название является арабизированной формой от Парса, обозначавшей как страну и народ персов, так и столицу их Персеполь.

До начала 40-х годов VII в. до н.э. персы находились в зависимости от эламских царей и затем на короткое время стали данниками ассирийцев. По-видимому, уже в то время персы составляли племенной союз, который возглавлялся вождями из рода Ахеменидов. Основателем династии традиция считала Ахемена. Около 675-650 гг. до н.э. союз персидских племен возглавлял Чишпиш, которого поздняя традиция считала сыном Ахемена. После Чишпиша царская власть перешла к его сыну Киру I, который был правителем области Парсумаш и около 646 г. до н.э. послал собственного сына в качестве заложника в Ниневию, столицу Ассирии.

Мидия

Возвышение Мидии

Необходимость оказать сопротивление грабительским нашествиям ассирийцев ускорила процесс объединения мелких мидийских княжеств в единое государство. В 672 г. до н.э. мидийцы, поддержанные киммерийцами и скифами, вторгшимися из Северного Причерноморья в Переднюю Азию в последние десятилетия VIII и в начале VII в. до н.э., подняли восстание против Ассирии. Но вскоре ассирийцам удалось добиться, чтобы скифы отпали от восставших. Мидийцы продолжали борьбу и смогли добиться независимости. Они сумели создать свое государство, которое к середине VII в. до н.э. наряду с Ассирией, Эламом и Урарту стало крупным царством. В 653 г. до н.э. мидийцы предприняли поход против Ассирии. Но в это время скифы, союзники Ассирии, напали на мидийцев. Последние потерпели поражение, не выдержав борьбы на два фронта. В 653-624 гг. до н.э. в Мидии господствовали скифы.

В 624 г. до н. э. мидийский царь Киаксар нанес поражение скифам и окончательно объединил все иранские племена в единое государство со столицей в Экбатанах (ныне Хамадан). Вскоре Киаксар создал боеспособную регулярную армию, реорганизовав ее по родам оружия (копьеносцы, лучники и конница) вместо прежнего ополчения по племенному принципу.

Теперь мидийцы обратились против Ассирии, которая к тому времени уже более десяти лет воевала с Вавилонией. В 614 г. до н.э. мидийцы во главе с Киаксаром захватили Ашшур, древнюю столицу Ассирии. В августе 612 г. до н.э. мидийцы и вавилоняне ворвались в Ниневию. В результате разгрома Ассирийской державы мидийцы захватили восточную часть Малой Азии и коренную территорию Ассирии.

Киаксар, которого древнегреческий трагик Эсхил назвал «основателем владычества над Азией», стал расширять границы своего государства за счет южных и восточных соседей. Один из первых его ударов обрушился на Персию, которая была завоевана около 624 г. до н.э. Киаксару удалось захватить также Парфию и Гирканию, расположенные к востоку от Каспийского моря, а кроме того, Армению. Около 590 г. до н.э. Киаксар присоединил к Мидии Манну - крупное государство к западу от Мидии. Тогда же мидийцы подчинили своей власти и Урарту.

Но уже в 553 г. до н.э. мидийцы сталкиваются с персами, до того находившихся в вассальной зависимости от них.

Открытие мидийских памятников археологами

В VII и первой половине VI в. до н.э. Мидия была центром иранской материальной и духовной культуры, которую затем заимствовали и развили персы. В трудах Геродота и Полибия сохранилось описание царского дворца в Экбатанах. Дворец был окружен семью крепостными стенами. При этом одна стена возвышалась над другой на высоту бастиона, а сами бастионы были окрашены в различные цвета. Два бастиона, примыкавшие к дворцу, были соответственно посеребрены и позолочены. Внутри этих стен находились сам дворец и сокровищница. Дворец имел в окружности более одного километра. Потолки и портики дворцовых покоев были сделаны из кедра, обшитого золотом и серебром. Раскопки археологических памятников Мидии начались всего несколько десятилетий назад. Поэтому исследователям еще предстоит открыть иранскую дворцовую архитектуру и памятники монументального искусства. За последние 30 лет на территории Мидии велись интенсивные археологические работы. Обнаруженные в ходе их памятники относятся к эпохе железного века и датируются временем между 1300-600 гг. до н.э. Особо следует отметить «луристанские бронзы» - вотивные и бытовые предметы, оружие, детали конской сбруи, изображающие реальных и фантастических животных. Часть предметов относятся к рубежу II и I тыс. до н.э.

В 1947 г. местные жители нашли у высокого холма в 42 км к востоку от г. Саккыз большой клад. Среди найденных сокровищ выделяются золотое нагрудное украшение, которое, по всей вероятности, носил царь, обломок золотой царской диадемы, массивная золотая часть ножен меча, серебряные и золотые детали конской сбруи и керамические сосуды. Для украшения этих предметов чаще всего использовались изображения оленя, грифа, зайца и барана. Позднее археологи установили, что на месте клада в VIII-VII вв. до н.э. была расположена крепость. Надо полагать, что к тому же времени относятся и упомянутые вещи из Саккыза.

С 1951 г. велось исследование холма Хасанлу в северо-западном Иране. Этот холм высотой 25 м скрывал, в частности, памятники мидийской эпохи. Было раскопано укрепленное здание (по-видимому, дворец), окруженное стеной с двенадцатью башнями, интервалы между которыми составляют около 10 м. К зданию вел портик длиной 4,5 м. За портиком следовал «зал аудиенций» с четырьмя рядами колонн. Здание это погибло в огне в конце IX в. до н.э. во время набега урартского войска.

В 1961-1962 гг. был раскопан могильник Марлик в области Гилян. Этот памятник содержал 53 погребения с богатым инвентарем. Особый интерес представляют найденные в нем золотая фигурка человека в церемониальной одежде, мужская и женская керамические фигуры обезьяно-людей, золотые и серебряные сосуды с изображениями различных, в том числе и фантастических, животных.

Большой интерес представляет памятник мидийской эпохи, получивший название Нуш-и-Джантепе. Он расположен в 70 км к югу от Хамадана. В 750-600 гг. до н.э. там была мидийская крепость с культовыми и административными зданиями и жилыми покоями для правителей и их вельмож. Помещения крепости, сооруженные из сырцового кирпича, сохранились на высоту до 8 м. На территории крепости находились также зал для аудиенций и два храма огня. Все эти здания были обнесены круглой кирпичной стеной с башнями.

Ахеменидская держава

Политическая история

Правление Кира II

В 558 г. до н.э. царем персидских племен стал Кир II. Центр Персидского государства был расположен вокруг г. Пасаргады, интенсивное строительство которого относится еще к началу царствования Кира.

Когда Кир II стал царем Персии, на всем Ближнем Востоке оставалось четыре крупных державы: Мидия, Лидия, Вавилония и Египет. В 553 г. до н.э. Кир поднял восстание против Астиага, царя Мидии, в вассальной зависимости от которого находились персы. Война длилась три года и окончилась в 550 г. до н.э. полной победой персов. Экбатаны, столица бывшей Мидийской державы, стали одной из царских резиденций Кира. Покорив Мидию, Кир формально сохранил Мидийское царство и принял официальные титулы индийских царей: «великий царь, царь царей, царь стран».

Фигурный сосуд. Обнаженный плакальщик с сосудом для возлияния. Курдистан. VIII-VII вв. до н.э.

Начиная со времени захвата Мидии Персия, до того малоизвестная периферийная область, выступает на широкую арену мировой истории, чтобы в течение следующих двух столетий играть в ней ведущую в политическом отношении роль. В 549-548 гг. до н.э. персы подчинили своей власти страны, входившие в состав бывшей Мидийской державы, а именно Парфию, Гирканию и, вероятно, Армению. В конце октября 547 г. до н.э. у р. Галис произошла кровопролитная битва между персами и лидийцами, окончившаяся безрезультатно. Ни одна из сторон не рискнула вступить в новый бой, царь Лидии Крез отступил в свою столицу Сарды. Следующая битва произошла у стен этого города. Под напором превосходящих сил противника лидийцам пришлось бежать в Сарды, где они были осаждены. Осада длилась всего четырнадцать дней. В мае 547 г. до н.э. город был взят персами, и Лидийское царство перестало существовать. После этого настала очередь и греческим государствам Малой Азии признать власть Кира.

Между 545 и 539 гг. до н.э. Кир покорил восточноиранские (ныне восточные провинции Ирана и некоторые районы Афганистана и Индии) и среднеазиатские области Дрангиану, Маргиану, Хорезм, Согдиану, Бактрию, Арейю, Гедросию, племена саков, Саттагидию, Арахосию и Гандхару. Осенью 539 г. до н.э. персы захватили Вавилонию. После этого все западные страны до границ Египта (Сирия, и Финикия) добровольно подчинились Киру. Затем Кир решил обезопасить северо-восточные границы своего государства от вторжения кочевых племен массагетов в Средней Азии. Эти набеги наносили значительный ущерб областям с оседлым населением, которые входили в состав Ахеменидской державы. Во время битвы на восточной стороне Амударьи в начале августа 530 г. до н.э. персидская армия потерпела полное поражение, а сам Кир погиб.

Правление Камбеза

В том же году царем Ахеменидской державы стал Камбиз, старший сын Кира. В мае 525 г. до н.э. персы разгромили египетскую армию и захватили Египет. В марте 522 г. до н.э. Камбиз умер, и в конце того же года царский престол в Персии захватил Дарий I. Начало его правления было ознаменовано многочисленными восстаниями народов Ахеменидской державы. Против Дария подняли мятежи Персия, Мидия, Элам, Маргиана, Парфия, Саттагидия, сакские племена Средней Азии, Вавилония и Египет. Эти восстания были подавлены через год с небольшим в результате кровопролитных битв.

Правление Дария I

Восстановив империю Кира и Камбиза в ее прежних границах, Дарий в 519 г. до н.э. возглавил поход против сакского племени тиграхауда, жившего в Средней Азии, и покорил его. Затем между 519-512 гг. до н.э. персы захватили Фракию, Македонию и северо-западную часть Индии. К концу VI в. до н.э. границы Ахеменидской державы простирались от р. Инд на востоке до Эгейского моря на западе, от Армении на севере до первого нильского порога на юге. Таким образом возникла первая в истории мировая держава, объединившая под властью персидских царей из династии Ахеменидов десятки стран и народов. Социально-экономические институты и культурные традиции, сложившиеся в ахеменидский период, сыграли большую роль в мировой истории и сохранялись в течение многих столетий, обслуживая государства Александра Македонского, Селевкидов, парфян, Сасанидов.

Приход Александра Македонского

Фигурка лани. Золото. Ахеменидский период. VI в. до н.э.

Вскоре на политическом горизонте появился опасный противник. Весной 334 г. до н.э. Александр Македонский выступил в поход против Персии. Его армия состояла из 30 тыс. пехотинцев и 5-тысячной конницы. Ядром войска были тяжеловооруженная македонская пехота и конница. Кроме того, в нем были греческие пехотинцы, критские лучники и фессалийская конница. Войско сопровождало 160 боевых кораблей. Для штурма городов везли осадные машины.

Первое столкновение произошло летом 334 г. до н.э. на Геллеспонте при р. Гранике. Победителем вышел Александр. После этого он захватил греческие города в Малой Азии и двинулся вглубь страны. Летом 333 г. македоняне устремились в Сирию, где были сосредоточены основные силы персов. В ноябре того же года произошла новая битва при Иссе, на границе Киликии с Сирией. Пока шли ожесточенные сражения, персидский царь Дарий III потерял самообладание и, не ожидая их исхода, бежал, бросив свою семью, которая попала в плен. Битва окончилась полным триумфом Александра, и теперь для него был открыт путь в Сирию и на финикийское побережье. С захватом Финикии македонянами персидский флот лишился своего главенствующего положения на море, поскольку он состоял в основном из финикийских кораблей.

Осенью 332 г. до н.э. Александр захватил Египет, а потом вернулся в Сирию и направился к местности Гавгамелы, недалеко от Арбелы, где находился персидский царь со своим войском. 1 октября 331 г. до н.э. произошла битва. Решающая схватка завязалась в центре, где Александр вместе со своей конницей врезался в середину персидского войска. Персы ввели в бой колесницы и слонов, но Дарий III, как и при Иссе, преждевременно счел продолжавшуюся битву проигранной и трусливо скрылся. Александр одержал бесспорную победу и захватил Вавилонию, а в феврале 330 г. до н.э. македоняне вступили в Сузы. Потом в руки македонского войска попали города Персеполь и Пасаргады, династийные столицы персидских царей, где хранились их главные сокровищницы. Дарий III со своими приближенными бежал в Восточный Иран, где вскоре пал от руки наместника Бактрии Бесса, стремившегося захватить престол. Но в 329 г. до н.э. Бактрия также была покорена македонской армией, и Ахеменидская держава погибла.

Экономика и социальные институты

По своему социально-экономическому укладу и традициям империя персидских царей отличалась большим разнообразием. В нее входили области Малой Азии, Элам, Вавилония, Сирия, Финикия и Египет, которые задолго до возникновения государства персидских племен имели свои развитые цивилизации и социальные институты. Наряду с этими экономически передовыми странами персы покорили также массагетские и другие племена, которые находились на стадии разложения родового строя, занимались собирательством и жили групповым браком.

Реформы Дария I. Образование сатрапий

Для создания эффективного аппарата управления столь разнородными областями около 519 г. до н.э. Дарий I приступил к осуществлению своих знаменитых административно-финансовых реформ. Государство было разделено им на двадцать административно-податных округов, которые назывались сатрапиями. Во главе их стояли сатрапы. Этот титул существовал еще при Кире II и Камбизе, но тогда гражданские и военные функции были объединены в руках одного и того же лица, каковым и являлся сатрап. Дарий же ограничил власть сатрапов, установив четкое разделение функций между ними и военачальниками. Теперь сатрапы превратились в гражданских наместников. Они стояли во главе администрации своей области, осуществляли там судебную власть, следили за хозяйственной жизнью, поступлением податей и выполнением повинностей. Армия была в ведении военачальников, независимых от сатрапов и подчиненных непосредственно царю. Однако после смерти Дария I правило о четком разделении военных и гражданских функций строго не соблюдалось.

Гривна с головами львиц. Золото. VI-V вв. до н.э.

В состав обширных сатрапий могли входить и страны, которые пользовались автономией во внутренних делах. Это относится к отдаленным провинциям, в повседневную жизнь которых персидская администрация вмешивалась редко, осуществляя управление ими с помощью местных правителей и ограничиваясь получением податей. Такие племена, как арабы, колхи, эфиопы, саки и др., управлялись своими племенными вождями.

Бюроктатия

В связи с осуществлением новых реформ был создан большой центральный аппарат во главе с царской канцелярией. Центральное государственное управление находилось в Сузах - административной столице Ахеменидской державы. Царский двор осень и зиму проводил в Вавилоне, лето - в Экбатанах, весну - в Сузах, а время больших праздников - в Пасаргадах и Персеполе.

Официальным языком Ахеменидской державы был арамейский, который применялся для общения между государственными канцеляриями всего государства. Из центра в Сузах во все концы державы рассылались официальные документы на этом языке. Получив документы на местах, писцы, которые знали два или несколько языков, переводили их на родной язык наместников областей. Кроме общего для всей империи арамейского языка в различных странах официальные документы писали и на местных языках, и, таким образом, делопроизводство велось на двух и более языках.

Почтовая служба

Для управления сатрапиями была налажена регулярная почтовая служба. На крупных дорогах существовали специальные пункты с постоялыми дворами, которые были расположены на расстоянии дневного перехода и охранялись государством. На особенно важных из них находились сторожевые укрепления с охраной. От Сард до Суз, например (путь этот составлял около 2470 км), было 111 станций. Сменяя лошадей и гонцов, за день можно было преодолеть до 300 км, и все расстояние от Сард до Суз проезжали обычно за неделю.

Гривна с головами львиц. Золото, бирюза. X в. до н.э.

Клинописные документы из Персеполя, составленные на рубеже VI и V вв. до н.э., содержат обильную информацию о доставке государственной почты в различные области Ахеменидской державы, от Египта до Индии. Сохранились, в частности, письма служебного характера и донесения высокопоставленных чиновников друг другу. Донесения, адресованные царю, обычно отправляли в Сузы и, по всей вероятности, в большинстве случаев фактически были предназначены для царской канцелярии. Из Суз с распоряжениями царя гонцов посылали чуть ли не во все сатрапии. Естественно, что для регулярной доставки государственных распоряжений необходимо было располагать значительным штатом профессиональных гонцов, которые находились на постоянном государственном довольствии. На промежуточных пунктах имелись царские склады, откуда отпускали продовольствие для гонцов и других чиновников, отправленных с поручениями в дальний путь. Для сообщения срочных вестей применялась также сигнализация огнем.

Однако в древности почтовая служба существовала лишь для государственных нужд. Частные письма посылались либо с оказией, либо через гонцов или агентов, состоявших на службе у частных лиц. Много частных писем сохранилось из Вавилонской сатрапии Ахеменидской державы. Поскольку они дают представление о повседневной жизни, приведем некоторые из них.

Например, сестра пишет своему брату: «Привет моему брату. Будешь ли ты хорошо обращаться с моими детьми, когда я умру? Выкупишь ли ты их из долговой тюрьмы, если они попадут туда? При моей жизни ты был жесток со мною. Подними голову и скажи правду, глядя на солнце: не растила ли я тебя, как если бы ты был моим собственным сыном? Или я должна сама прийти к тебе и сказать все это прямо тебе в глаза? Почему, когда наш брат Римут заболел, ты не отправил его ко мне?.. Пришли мне ячмень и финики, ибо у меня ничего нет. Пусть это письмо смягчит твое сердце, и боги сделают твое сердце милосердным».

Другой человек пишет своей сестре: «Это ужасно! Почему нет никаких известий ни от кого из вас? Мое сердце радуется, узнав, что ты беременна. Вести, которые доходят до меня, неутешительны. Пошли мне одну мину серебра и тунику с кем-нибудь, кто направляется сюда…»

Следующее письмо полно тревоги за судьбу друга: «Бел-эпуш, который находится с вами, дорог мне, как брат. Вы должны заставить замолчать всякого, кто своими рассказами порочит его. Во всех отношениях мы с ним как братья. Я пишу это, будучи в большом беспокойстве. Сделайте мне одолжение и срочно пришлите ответ на это письмо».

Некий Римут-Набу пишет своим родственникам: «В течение двух лет я не видел вашей сестры, но в тот же день, когда увидел, взял ее к себе. Два года Набу-кишар требует ее, говоря: «Она - рабыня, которая принадлежит мне». Вы слишком боитесь наместника и поэтому не решаетесь пожаловаться царю. Из-за этой боязни вы потеряете ее».

За кажущимся интересом к астрономии в строках другого письма проглядывают тревоги земной жизни: «Когда я смотрел на Луну, появились облака. Не произошло ли лунного затмения? Пожалуйста, сообщи мне точно об этом. Узнай, какие молитвы нужно произносить в случае затмения. Сообщи мне свое мудрое мнение».

Серебряный ритон. V в. до н.э.

Из Египетской сатрапии также сохранились интересные частные письма. Большинство из них было написано на рубеже VI-V вв. до н. э.

Одно письмо кончается, например, следующими словами: «Когда я найду надежного человека, я вам кое-что вышлю».

Отправитель другого письма сообщает: «Змея укусила меня, и я умираю, а ты даже не пришлешь письма, чтобы справиться, жив ли я или уже умер».

В третьем письме содержится просьба: «Смотри теперь за детьми, пока Ахутаб не прибудет и не доверит их другим».

Налоговая система и чеканка монет

Ахеменидская империя могла существовать при хорошо налаженной налоговой системе. Однако при Кире II и Камбизе еще не было твердо отрегулированной системы податей, основанной на учете экономических возможностей стран, входивших в состав державы. Около 519 г. до н.э. Дарий I ввел новую систему государственных податей. Все сатрапии обязаны были платить строго зафиксированные для каждой области денежные подати серебром, что устанавливалось с учетом обрабатываемой земли и степени ее плодородности. В труде Геродота сохранился подробный перечень податей, которые ежегодно платили сатрапии Ахеменидской державы. Согласно ему, в общей сложности подвластные персидским царям народы платили в год около 7740 вавилонских талантов серебра (232 200 кг.), не считая Индийской сатрапии, которая вносила подать золотым песком. Кроме денежных налогов необходимо было также платить подать натурой: зерном, фруктами, вином, скотом, коврами, одеждой, золотыми и серебряными сосудами и т. д. Дарий I ввел единую для всей державы монетную единицу, составлявшую основу ахеменидской денежной системы, а именно золотой дарик весом 8,42 г. Чеканка золотой монеты была прерогативой персидского царя. Обычным средством обмена служил серебряный сикль весом 5,6 г. с примесью не более 5%, чеканившийся главным образом в малоазийских сатрапиях от имени царя. Серебряные монеты различной стоимости чеканили также автономные города и зависимые цари, например цари финикийских городов, а также сатрапы.

Однако монеты персидской чеканки имели ограниченное хождение вне Малой Азии. Обычно торговля велась с помощью слитков нечеканного серебра, а монеты персидской чеканки играли лишь второстепенную роль. Поэтому легко понять, почему в кладе серебряных монет, найденных в 1933 г. в Кабуле и свидетельствующих об обращении чеканенных денег в Восточном Иране (клад был зарыт около 380 г. до н.э.), содержится всего 8 сиклей персидской чеканки. В то же время клад имеет греческие монеты чуть ли не из всех областей Греции и всех времен, начиная от архаических слитков квадратной формы с клеймами до статеров и тетрадрахм.

Именно в ахеменидское время с монетным обращением ознакомились области Восточного Ирана и Средней Азии, и на их территории найдены образцы дариков и других персидских монет. Тем не менее нет оснований говорить об их широком распространении на этих территориях.

Торговля

Относительное политическое спокойствие и регулярные контакты между различными сатрапиями Ахеменидской державы и наличие хороших морских и сухопутных дорог способствовали развитию международной торговли в небывалых до того времени масштабах. Для расцвета торговых связей большое значение имела и экспедиция морехода Скилака, уроженца области Кария в Малой Азии. Около 518 г. до н.э. Дарий I велел ему выяснить возможность установления морских связей между Индией и другими странами своей державы. Корабли Скилака проплыли по Индии до Индийского океана и затем, обогнув Аравию, вдоль южных берегов Ирана добрались до побережья Красного моря.

В Ахеменидской державе существовало много важных караванных путей. В частности, большое значение имела дорога, которая, пересекая Загросские горы, соединяла Вавилонию с Экбатанами и затем продолжалась до Бактрии и границ Индии.

Для развития торговых контактов немалое значение имело и различие в природе и климатических условиях стран, входивших в состав Ахеменидской державы. Из Индии импортировали золото, слоновую кость и благовония. Из Согдианы и Бактрии в страны Передней Азии поступали лазурит и сердолик, из Хорезма - бирюза. Из Египта вывозили зерно и полотно, из Вавилонии - шерстяную одежду, из финикийских городов - вино и предметы ремесленного производства (прежде всего стеклянные сосуды).

Золотой ритон. Хамадан. V в. до н.э.

Особенно обширная информация о торговле сохранилась в вавилонских документах ахеменидского времени. Большое значение во внутренней и внешней торговле имели могущественные деловые дома. Наиболее известным из таких домов был дом Эгиби, который начал функционировать еще до ахеменидского времени и продолжал свою деятельность до V в. до н.э. Он продавал и покупал поля, дома, рабов, а также занимался банковскими операциями, выступая заимодавцем, принимая на хранение вклады, давая и получая векселя, уплачивая долги своих клиентов, финансируя и основывая коммерческие предприятия. Велика была роль дома Эгиби и в международной торговле. Например, представители Эгиби ездили в Мидию и Элам, покупая там местные товары и перепродавая их в Вавилонии.

В V в. до н.э. в южной и центральной Вавилонии выделялся дом Мурашу, занимавшийся торговыми и ростовщическими операциями. Он брал в аренду поля, принадлежавшие персидским вельможам, чиновникам и царским воинам, платил их владельцам арендную плату и вносил за них в государственную казну денежные и натуральные подати. В течение одного календарного 423/422 года до н.э. доходы Мурашу одними только финиками равнялись около 48 200 гектолитров, что в денежном исчислении составило бы 350 кг. серебра.

Армия

Стабильность Ахеменидской державы во многом зависела от армии. Ее костяк составляли мидийцы и персы. Большая часть взрослого мужского населения персов являлись воинами. Они начинали служить с двадцати лет. В войнах, которые вели персидские цари, не последнюю роль играли и восточные иранцы. В частности, сакские племена Средней Азии поставляли для персидских царей значительное количество привычных к постоянной военной жизни конных лучников. Высшие должности в гарнизонах, основных стратегических пунктах, крепостях и т. д. обычно находились в руках персов. Армия состояла из конницы и пехоты. Совместные действия кавалерии и лучников обеспечили персам победы во многих войнах. Лучники расстраивали ряды противника, после чего кавалерия уничтожала его.

Орел, терзающий лебедя. Золото, эмаль. Ахеменидский период.

В завоеванных странах для предотвращения восстаний покоренных народов были размещены войска, состав которых был очень пестрым. Но в них обычно отсутствовали жители данной страны. Например, в Египте персидские цари держали армию в 10-12 тыс. человек. Приблизительно такое же число воинов было и в гарнизонной армии, размещенной в Вавилонии.

На границах державы персидские цари сажали воинов, наделив их земельными участками. Из армейских гарнизонов подобного типа лучше всего известна элефантинская военная колония, созданная для несения сторожевой и военной службы на границах Египта с Нубией. В этом гарнизоне, размещенном на острове Элефантина на Ниле, находились персы, мидийцы, греки, карийцы, хорезмийцы и другие чужеземцы, но основную его часть составляли иудейские поселенцы, служившие там еще при египетских фараонах, т. е. до завоевания этой страны персами.

Во время важнейших военных походов все народы державы обязаны были выделить установленное количество воинов. Со времени Дария I персы стали играть господствующую роль и на море. Морские войны велись с помощью кораблей финикийцев, киприотов, жителей островов Эгейского моря и египетского флота.

Раздел - I - Описания древнего Ирана
Раздел - II - Религия древнего Ирана
Раздел - III -Культура древнего Ирана
Раздел - IV -Искусство древнего Ирана
Раздел - V - Архитектура древнего Ирана
Раздел - VI -Древние города Ирана
Раздел - VII - Письменность древнего Ирана
Раздел - VIII - Древние основатели Ирана
Раздел - IX - Научные открытия древнего Ирана
Раздел - X - Правители древнего Ирана

Описания древнего Ирана

  • Древний Иран имеет одну из старейших историй в мире. В течение истории, существовавшие здесь государства периодически менялись, равно как и их названия. Однако всю Ирана условно можно разделить на мусульманский и домусульманский периоды. Когда сюда пришло Мусульманство, в жизни местного населения произошли серьезные изменения в мировоззрении и культуре, однако многие ценности, донесенные из древних времен, остались востребованными. Именно домусульманский период рассматривается историками как Древний Иран.
  • Первым государственным образованием на территории Ирана стал Элам. Это небольшое государство находилось к востоку от реки Тигр, за которой располагались владения Вавилона. Это государство имело немалый вес среди государств Передней Азии, и смогло составить достойную конкуренцию шумерам, ассирийцам и вавилонянам. Восточная часть Ирана в то же время оставалась под влиянием народов долины Инда.
  • В период между 2000 и 1500 годами до н.э. (сказать точнее историки не могут) Иран был заселен арийскими племенами. Элам долгое время сопротивлялся своим западным соседям, однако в начале 1 тысячелетия до н.э. это государство потеряло самостоятельность. Новым государством на территории современного Ирана стала Мидия, занимавшая куда большие земли, чем Элам. Страна была основана племенами мидян, проживавших к востоку от Ассирии, и обретших независимость в 7 веке до н.э. Влияние Мидии оставалось настолько сильным, что даже когда власть в государстве в 6 веке до н.э. была фактически узурпирована персидским царем Киром, и вся страна называлась Персией, греки называли их мидянами вплоть до конца 5 века до н.э.
  • На рубеже 5 и 6 веков до н.э. начался период, известный как Империя Ахеменидов, названная так по династии, к которой принадлежал царь Кир Великий. Это государство стало величайшим во всем Ближнем Востоке, и вскоре начало предпринимать походы в Европу против Греции. Ответной мерой греков можно назвать поход Александра Македонского, которому удалось сломить все могущество этого государства, и прекратить существование династии Ахеминидов.
  • После греческого завоевания в 4 веке до н.э. в течение одного столетия в Иране владычествовала империя Селевкидов, однако в 3 веке до н.э. Персия и другие территории была отнята молодым государством парфян, которым правил царь Митридат I. Он объявил себя владетелем всей Персии. С тех пор Парфия вела периодические войны с Арменией и древним Римом. В 3 веке н.э. произошло восстание, в ходе которого к власти пришла династия Сасанидов. В период их владычества государство расширилось до невиданных ранее пределов - персы заняли весь Аравийский полуостров, продвинулись на север и запад и захватив Египет. Однако в 7 веке государство сильно ослабло, в нем началась борьба за власть, которой и воспользовался Арабский Халифат. В 651 году Древний Иран окончательно перешел в новую фазу своего существования.

Религия древнего Ирана

Отделение племен древнего Ирана от индоевропейского корня произошло во втором тысячелетии до нашей эры. Этого было достаточно, чтобы религиозные представления иранцев обрели свою самобытность, однако они сохранили и многие верования своих предков. Религия древнего Ирана была выделена в отдельное течение, названное маздаизмом.....

Культура древнего Ирана

Культура древнего Ирана остается малоизвестной современным ученым. Большую часть информации о ней удалось получить в ходе раскопок, при анализе найденных культовых построек и предметов изобразительного искусства .....

Искусство древнего Ирана

Искусство древнего Ирана представлена множественными письменными источниками и произведениями искусства. Также были обнаружены развалины, позволяющие оценить их архитектурный стиль.....

Архитектура древнего Ирана

Архитектура древнего Ирана объединяет в себя достижения эламитов, мидян и персов в архитектурном искусстве. Все эти народы и создаваемые ими государства имеют общую историю, которая предшествовала образованию современного Ирана. Люди на северном побережье Персидского залива обитали с древних времен, наиболее старые поселения здесь относятся к 8 тысячелетию до н.э., один из них - город Сузы, сумевший дожить до наших времен....

Древние города Ирана

Хотя арабское завоевание стерло почти все следы существования древнеиранской цивилизации,

археологам и исследователям все же удалось узнать про древние города Ирана. При этом многие города, получив новые названия от арабов, дожили и до нашего времени.....

Письменность древнего Ирана

На территории Ирана, который иногда также называют Персией, когда-то давно образовалась одна их самых древних цивилизаций в мире. В этой стране есть удивительная природа, красивые горы, древние города, бальнеологические, горнолыжные и пляжные курорты. Иранцы очень гостеприимные люди и всегда радушно принимают туристов, которые уважают их религию.

География Ирана

Иран находится на территории Юго-Западной Азии. На севере и северо-востоке Иран граничит с Азербайджаном, Туркменией и Арменией, на западе – с Ираком, на северо-западе – с Турцией, а на востоке – с Пакистаном и Афганистаном. На севере берега Ирана омывают воды Каспийского моря, а на юге страны находится Аравийское море (Персидский и Оманский заливы), которое является частью Индийского океана. Общая площадь этой страны – 1 648 000 кв. км, включая и острова, а общая длина государственной границы – 5 619 км.

На западе Ирана расположена горная система Эльбурс, а также Кавказские горы. Вообще, большую часть территории Ирана занимают горы. Самая высокая вершина страны - пик Демавенд, чья высота достигает 5 604 метров. Однако, на востоке Ирана находятся пустыни (например, Деште-Кевир), а на севере – большие равнины.

Столица

Столица Ирана - Тегеран, в котором сейчас проживают более 8,8 млн. человек. Археологи утверждают, что поселение людей на месте современного Тегерана существовало уже 7 тысяч лет назад.

Официальный язык

Официальный язык в Иране – персидский, относящийся к иранской группе индоевропейской языковой семьи.

Религия

Около 98% населения Ирана – мусульмане (89% - мусульмане-шииты, а 9% - мусульмане-сунниты).

Государственное устройство Ирана

Согласно действующей Конституции 2004 года, Иран – это исламская республика. Ее глава – Президент, избираемый путем всеобщего голосования на 4 года. Президент своим указом назначает членов Совета министров, и контролирует их деятельность.

Однако, в Иране настоящая власть принадлежит не Президенту, а «Верховному лидеру», который избирается Советом экспертов, состоящим из 86 человек (их избирает народ).

Особая роль в Иране принадлежит Совету стражей конституции (12 человек). Члены этого Совета должны проверять насколько принимаемые в Иране законы соответствуют Конституции.

Право законодательной инициативы в Иране имеет однопалатный парламент – Меджлис. Он состоит из 190 депутатов, избираемых прямым всеобщим голосованием на 4 года.

Климат и погода

Климат в Иране имеет переменчивый характер. На севере вдоль побережья Каспийского моря климат субтропический. На северо-западе зима холодная (там часто выпадает много снега), весна и осень теплые, а лето сухое и жаркое. Что же касается юга страны, то там зима теплая, а лето жаркое. В июле на юге Ирана средняя температура воздуха - +38С. Вообще, в целом в Иране среднегодовая температура воздуха – +16,7С. Среднее ежегодное количество осадков – 213 мм.

Средняя температура воздуха в Иране:

Январь - +3,5С
- февраль - +6С
- март - +11С
- апрель - +16С
- май - +28С
- июнь - +27С
- июль - +30С
- август - +28,5С
- сентябрь - +25С
- октябрь - +18С
- ноябрь - +10С
- декабрь - +5,5С

Море в Иране

На севере Иран омывается водами Каспийского моря. На юге страны находится Аравийское море (Персидский и Оманский заливы), которое является частью Индийского океана. Длина побережья Каспийского моря в Иране составляет 740 километров, а побережье вдоль Персидского и Оманского заливов протянулось на 2 440 километров.

В состав Ирана входят несколько островов. Самый известный из них, это, пожалуй, остров Киш в Ормузском проливе, который представляет собой сейчас популярное место для пляжного отдыха.

Реки и озера

В Иране не очень много рек, что определяет его географическое месторасположение. Причем только одна из них судоходна – Карун, протекающая на северо-западе страны.

На северо-западе Иране находится также самое известное иранское озеро – Урмия, соленые воды которого по своему химическому составу похожи на воду Мертвого моря. Благодаря своим водам озеро Урмия является в Иране очень популярным бальнеологическим курортом.

История Ирана

Согласно археологическим находкам, люди на южном берегу Каспийского моря (т.е. на территории современного Ирана) жили уже в 10 000 г. до н.э. Ученые полагают, что этот регион сумел избежать все «прелести» Ледникового периода.

Раньше Иран называли Персией, впрочем, сейчас это название тоже еще употребляется.

Первое упоминание об иранцах относится к 844 г до н.э. (в ассирийских текстах). В VI веке Кир Великий основал Персидскую империю, которая была разрушена в 330 г. до н.э. Александром Македонским.

В последующие века Персия была захвачена парфянами, арабами, монголами, и турками-сельджуками. В середине VII века, после того, как Персию завоевали арабы, среди иранцев начинает распространяться мусульманство, вытесняя их древнюю религию зороастризм.

С 1502 года шахами Ирана становятся представители династии Сефевидов. В эту эпоху иранский шах Исмаил I делает государственной религией шиитское направление в исламе.

В XVIII-XIX веках Иран попадает в сферу интересов Великобритании и России. В начале 1900-х годов из-за нефти усилилось соперничество между Великобританией и Россией, претендовавших на влияние в Иране.

В 1921 году армейский офицер Реза-хан установил в Иране военную диктатуру, а в 1925 году он присвоил себе титул «шах».

В 1979 году в Иране произошла революция, в результате которой шах был свергнут, а Иран стал исламской республикой. Основателем исламской республики Иран является аятолла Хомейни.

Культура

Иран - очень консервативная мусульманская страна. Возможно, именно поэтому иранцы сохранили многие свои обычаи и традиции. Большинство иранских обычаев и праздников носят религиозный характер.

В марте иранцы отмечают Новруз, который посвящается началу Нового Года (у иранцев свой календарь). Перед наступления Нового Года иранцы обязательно устраивают у себя в доме генеральную уборку, а также покупают себе, своим родственникам и друзьям сладости и сухофрукты.

Кухня Ирана

Иранская кухня очень разнообразна. В каждой провинции Ирана существуют свои кулинарные традиции и очень вкусные блюда. Основные продукты питания – рис, мясо (в том числе и мясо курицы), рыба, овощи, орехи, пряности. Однако, на иранскую кухню заметное влияние оказали греческие, арабские, турецкие, и даже русские кулинарные традиции.

Ash-e Jow – густой суп из фасоли ячменя, чечевицы и овощей;
- Fesenjan – курица с гранатами в ореховом соусе;
- Kalam polo – плов с ароматом корицы и шафрана;
- Khoresht ghaimeh – тушеное мясо с горохом;
- Khoresht-e Aloo – тушеная баранина с черносливом;
- Kookoo – омлет с пряностями;
- Kufteh – пряные котлеты;
- Reshteh Polo – «зеленый» плов (зеленый он из-за добавляемых в него трав).

Алкогольные напитки в Иране запрещены (вместо алкоголя иранцы курят кальян). А вот к традиционным иранским безалкогольным напиткам относятся йогурт, кофе и чай.

Достопримечательности Ирана

Чтобы познакомиться с достопримечательностями Ирана эту страну нужно посетить несколько раз. Пожалуй, по количеству (и их красоте) достопримечательностей Иран уступает только таким странам, как Италия, Греция и Болгария. В десятку лучших иранских достопримечательностей, на наш взгляд, могут войти следующие:

  1. Гробница персидского царя Кира II в Пасаргадах
  2. Музей Сад Абад в Тегеране
  3. Пятничная мечеть в Исфакане
  4. Крепость Мейбод
  5. Мечеть Имама в Исфакане
  6. Гробница поэта Хафеза в Ширазе
  7. Древний зиккурат Чога-Зембиль
  8. Зороастрийское святилище в Йезде
  9. Руины крепости ассасинов Аламут

Города и курорты

Самые большие иранские города – Кередж, Тебриз, Мешхед, Шираз, Исфахан, Ахваз, и, конечно же, Тегеран.

Казалось бы, что в Иране должно быть много пляжных курортов, т.к. страна имеет выход к Каспийскому и Аравийскому морям, однако, пока еще это не так. На это влияет, отчасти, политическая ситуация, в которой находится Иран.

Тем не менее, в последние годы в Иране все-таки начинают развиваться пляжные курорты. Так, на острове Киш (Шахид-Закери, Лафт, Бахман), расположенным в 17 км от побережья Ирана в Ормузском проливе, в последние годы построено много высококлассных отелей, а также созданы отличные условия для дайвинга. Купаться и загорать на острове Киш можно и зимой. Кстати, на острове Киш мужчинам запрещено носить галстуки, т.к. они «являются частью западного образа жизни».

В Иране есть много минеральных источников (больше всего их на северо-западе страны). Самый известный бальнеологический иранский курорт – Темриз. В окрестностях Термиза находится озеро Урмия, вода которого близка по своему составу воде Мертвого моря.

Мы уже говорили о том, что в Иране очень много гор (особенно на западе страны). Поэтому не удивительно, что в Иране сейчас работают несколько горнолыжных курортов – Дизин, Тошаль и Аб Али. Сезон катания – с ноября по апрель. Кстати, горнолыжный курорт Аб Али был построен еще в 1953 году.

Конечно, инфраструктура иранских горнолыжных курортов не сильно развитая. Зато на этих курортах есть минеральные источники, которые немного компенсируют недостатки инфраструктуры.

Сувениры/покупки

Туристы из Ирана в качестве сувениров привозят ковры, сумки, платки, одеяла, полотенца, посуду, керамику, корзины, ювелирные изделия, разнообразные сладости, кальяны.

Часы работы учреждений

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Секреты великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. Летопись войны, описание сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, неизвестный СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная наука.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Наше издание уже рассказывало об участии животных во Второй мировой войне. Однако использование братьев наших меньших в военных действиях берет своё начало в незапамятные времена. И одними из первых были привлечены к этому суровому делу собаки…

Кому суждено сгореть, тот не утонет. Эта мрачная пословица прекрасно проиллюстрировала перипетии судьбы астронавта Вирджила Гриссома, который входил в экипаж американского космического корабля «Аполлон-1».

Реализовывавшийся с 1921 года план ГОЭЛРО вывел Советский Союз в промышленно развитые державы. Символами этого успеха стали открывшая перечень масштабных строек Волховская ГЭС и крупнейшая в Европе Днепровская ГЭС.

Первая в мире канатная дорога появилась в Швейцарских Альпах в 1866 году. Это было что-то вроде аттракциона «два в одном»: короткое, но захватывающее дух путешествие над пропастью и одновременно доставка туристов на смотровую площадку с открывающимся оттуда великолепным видом.

…Громкий раскатистый шум сделал то, что казалось невозможным, - он заставил меня высунуть голову из спального мешка, а потом и вовсе выползти из тёплой палатки на мороз. Казалось, будто бы одновременно загремели тысячи барабанов. Их эхо раскатилось по долинам. Моё лицо обдал свежий холодный утренний воздух. Вокруг все обледенело. Тонкий слой льда покрывал палатку и траву вокруг неё. Теперь моё жилище явственно напоминало эскимосское иглу.

Разнообразие и оригинальность масонских орденов и их ритуалов порой просто поражают. Масоны готовы использовать в своих служениях чуть ли не все религиозные обряды. Один из таких любящих оригинальничать орденов, к примеру, задействовал исламский и арабский колорит.

Июнь 1917 года ознаменовался сенсацией: на русско-немецком фронте в составе Российской армии появились женские воинские подразделения с устрашающим названием «батальоны смерти».

Как известно, участниками выступления 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге были в основном молодые офицеры гвардии или флота. А вот среди членов тайного общества, действовавшего при Московском университете в начале 1831 года, - почти все вольнодумцы числились студентами старейшего вуза. «Дело», которое вели жандармы с июня 1831-го по январь 1833 года, осталось в архивах. Иначе история МГУ обогатилась бы сведениями о студентах, выступивших против «николаевской деспотии».

Loading...Loading...