Что такое фрейд. Зигмунд Фрейд – самые интересные факты из жизни и цитаты – Австрийский психоаналитик, психиатр и невролог

Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа. С 1938 в Великобритании.

Зигмунд Фрейд развил теорию психосексуального развития индивида, в формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. От разработанного совместно с Й. Брейером «катартического» метода (отреагирование с помощью гипноза забытых психических травм) перешел к методу свободных ассоциаций как основе психоаналитической терапии. Принципы психоанализа распространил на различные области человеческой культуры - мифологию, фольклор, художественное творчество, религию и т. д.

Основные труды Зигмунда Фрейда: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1904), «Лекции по введению в психоанализ» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Я и Оно» (1923). Знак зодиака - Телец.

Еще в начале своей карьеры Зигмунд Фрейд сделал вывод, что для лечения психического заболевания необходимо понять его природу, а для того, чтобы разобраться в отдельном феномене, необходимо наблюдать и исследовать его систематически. Это привело к открытию жизненно важного принципа психоанализа как действенного метода исследования. В результате Фрейду удалось впервые объяснить человеческое поведение в психологических понятиях и категориях и продемонстрировать, что поведение это при определенных обстоятельствах можно изменить. Он как бы сблизил понятия лечения и исследования. Выводы Фрейда и принципы вызвали к жизни первую всеобъемлющую теорию личности, основанную на наблюдении, а не на умозрительных предположениях.

6 мая 1856 года во Фрайбургской синагоге молились мужчины. У торговца тканями Якоба Фрейда родился мальчик, нареченный в честь деда Зигмундом. Семья Амалии и Якоба Фрейд на первенца возлагала особые надежды: во время беременности фрау Фрейд предсказали, что ее сыну суждено стать великим человеком. Поскольку текстильная промышленность, основа благополучия города, пребывала в упадке, Фрейды жили в стесненных обстоятельствах. Когда Зигмунду исполнилось три года, семья перебралась в Вену.

У матери Зигмунд был первенцем , ее «золотым Сигги», и, признавая его исключительные способности, родители ему одному из многочисленных детей выделили отдельную комнату, чтобы Сигги мог спокойно работать. И он не обманул надежд родителей - блеском окончил школу.

Вскоре мальчик убедился, что и в семье роль главы принадлежит Амалии. Формально признавая первенство мужа, она сама принимала все важные решения. Сильная привязанность сына к матери могла бы многое объяснить проницательному уму. Но в то время такого рода проницательностью не обладал никто. Позже Зигмунд Фрейд теоретически выразил влияние материнских амбиций на его эмоциональное развитие: «Человек, в детстве безгранично любимый матерью, на всю жизнь сохраняет в себе чувство победителя, ту веру в успех, которую зачастую действительно стимулирует успех».

Честолюбивые мечты о почестях и славе стали побудительной силой для Фрейда и во взрослой жизни. Чрезмерная жажда славы была для Фрейда в какой-то мере компенсацией за тот удар, который он получил в возрасте двенадцати лет, когда пошатнулась его вера в силу и авторитет отца. Незнакомец на улице смахнул с головы отца в грязь его новую меховую шапку и крикнул в лицо: «Еврей, убирайся с тротуара!» На возмущенный возглас сына: «И что же ты сделал?» - отец спокойно ответил: «Я сошел с тротуара и поднял шапку».

Эта робкая покорность и смирение глубоко задели Зигмунда Фрейда и ему предстояло добиться того, чего ждала от него семья, не имея за спиной сильной отцовской фигуры, и понадобилось четыре десятилетия, прежде чем Фрейд сумел преодолеть в себе возникшую еще в детстве потребность заменить ее каким-то другим идеалом. Окончательно избавиться от этой пассивной тяги к сильной отеческой руке ему удалось лишь тогда, когда он полностью уверовал в свое собственное интеллектуальное совершенство.

После окончания школы, Зигмунд Фрейд поступил в Венский университет» . Причины, побудившие Фрейда выбрать медицинскую карьеру, не совсем ясны. Эта профессия никогда его особенно не привлекала, да он так и не стал традиционным врачом. Как считает Эрнст Джонс, Фрейд выбрал медицину методом исключения. «Для венского еврея выбор лежал между промышленностью и бизнесом, юриспруденцией и медициной. Первые были отброшены сразу, учитывая интеллектуальный склад Фрейда...»

Пытливость в познании природы человека всегда была основным его качеством, и он считал «триумфом своей жизни» то, что в конечном итоге ему удалось найти именно тот путь, к которому он инстинктивно стремился. Фрейд считал, что на его интеллектуальное развитие больше всего повлиял Эрнст Брюкке, один из ведущих физиологов второй половины XIX века. Он предполагал, что к изучению живых организмов применимы принципы физики и химии, и отрицал воздействие в биологии других сил, таких как таинственная живая субстанция. Фрейд твердо усвоил этот строго научный подход и не отступал от него до конца жизни.

Те шесть лет, что Зигмунд Фрейд провел в лаборатории Брюкке, были годами его ученичества. Он досконально овладел методами гистологии, опубликовал несколько заметных статей о репродуктивных клетках угря и нервной системе некоторых низших животных и разработал ряд идей о нервных клетках и их взаимосвязях. Работа в лаборатории ему нравилась, но Фрейд не бросал своих философских раздумий. Он регулярно посещал лекции Франца Брентано, заведовавшего кафедрой в Венском университете, тогда же перевел книгу Джона Стюарта Милля.

В 1881 году Зигмунд Фрейд получил медицинский диплом и еще некоторое время продолжал лабораторные занятия в институте Брюкке, готовя себя к академической карьере. Однако он скоро понял, что академическая карьера плохо сочетается с необходимостью зарабатывать себе на жизнь, и по совету Брюкке, решил открыть частную практику как невропатолог, хотя и не испытывал никакого интереса к лечению больных.

Поработав некоторое время ассистентом профессора Германка Нотнагеля, известного терапевта, он получил назначение на такую же должность в психиатрическом институте Мейнерта, где приобрел свой первый опыт в области клинической психиатрии. В 1885 году Зигмунд подал заявление о приеме на должность приват-доцента по невропатологии и получил это место по рекомендации Брюкке, Мейнерта и Нотнагеля. Отныне для Фрейда была открыта дорога к успешной медицинской карьере.

До тридцати лет Фрейд оставался девственником: он боялся женщин . Это его смущало, над ним посмеивались. В двадцать два года Фрейд для солидности отпустил бороду. Его уверенность в том, что в жизни он прекрасно обойдется без женщин, была нарушена 7 мая 1883 года.

Зигмунд спешил в типографию с очередной статьей под мышкой. Его обдала грязью проезжающая коляска. Он не успел увернуться, рукопись упала в лужу. Экипаж остановился, оттуда выглянула милая женская головка. Фрейд замер на месте: на лице девушки было такое искреннее отчаяние, что он сразу позабыл о своем желании устроить скандал. Более того, он почувствовал невероятное волнение. Он не мог дать этому научного объяснения, поскольку ни с чем подобным не сталкивался. Через некоторое время он, наконец, поставил диагноз: это любовь! Но коляска уже умчалась.

Впрочем, на следующий день ему принесли письмо от незнакомки, внизу стояла подпись - Марта Бейрнайс. У доктора просили прощения и приглашали на бал, куда он и отправился не раздумывая. Там Зигмунда Фрейда поджидало еще одно потрясение: к нему подошли две совершенно одинаковые девушки, и он не мог сказать, кто из них была в той карете. А они смеялись, видя его изумление. «Мы сестры, - пояснила одна, - Я - Марта, это - Минна». В июне 1884 года в саду Теленгартен торжественно отпраздновали помолвку Фрейда и Марты Бейрнайс, однако нареченный жених отложил свадьбу до того момента, «когда он разбогатеет».

Женившись на Марте, Зигмунд Фрейд «не забывал» и о ее сестре. После одного из скандалов, вызванных приступом ревности жены, сорокалетний Фрейд клянется больше не встречаться с Минной. А в письме другу пишет, что отказывается от половой жизни вообще! К тому времени у Фрейда, правда, уже было пятеро детей. Дочь Анна пошла по стопам отца и стала известным психологом.

Работая в институте Мейнерта, Зигмунд Фрейд совершенствовался в невропатологии. Первая из публикаций Фрейда по нейроанатомии касалась корней нейронных связей слухового нерва (1885). Затем он публикует исследовательскую работу о чувствительных нервах и мозжечке (1886), далее еще статью о слуховом нерве (1886). Из его работ по клинической неврологии две были особенно значительны. Так, его книга о детском церебральном параличе и сегодня считается важным вкладом в медицинскую науку, а другая - об афазии (1891) - менее известна, но с точки зрения теории может считаться более фундаментальной

Работа Зигмунда Фрейда в области неврологии шла параллельно с его первыми опытами как психопатолога в области истерии и гипнотизма. Интерес к психологическим аспектам медицины проявился у него в 1886 году, когда он получил стипендию, позволившую ему поехать на стажировку в Париж к профессору Шарко, бывшему тогда в зените славы. К моменту возвращения в Вену Фрейд уже был ревностным сторонником взглядов Шарко на гипноз и истерию. Однако лишь Йозеф Брейер, один из старших коллег, слушал его с пониманием, на остальных же членов медицинского общества отчеты Фрейда о его парижском опыте не произвели особого впечатления. Мейнерт был вообще против гипноза, а работа Фрейда по мужской истерии не привлекла внимания медиков. На столь прохладный прием Фрейд отреагировал все большим отдалением от медицинского сообщества. Его прежде близкая и теплая, дружеская связь с Мейнертом быстро распалась, и вскоре Фрейд был исключен из лаборатории по анатомии мозга.

После недолгого периода безуспешного экспериментирования с применением различных приемов в 1895 году Зигмунд Фрейд открыл метод свободной ассоциации . Новая техника Фрейда состояла в том, что он предлагал своим пациентам отбросить сознательный контроль над своими мыслями и говорить первое, что придет в голову. Свободная ассоциация, как выяснил Фрейд, через достаточно длительное время подводила пациента к забытым событиям, которые он не только вспоминал, но и вновь проживал эмоционально.

Эмоциональное реагирование при свободной ассоциации, в сущности, подобно тому состоянию, которое пациент испытывает во время гипноза, но оно не столь внезапно и бурно выражено, и поскольку реагирование идет порциями, при полном сознании, сознательное «Я» способно справиться с эмоциями, постепенно «прорубая путь сквозь под сознательные конфликты». Именно этот процесс Зигмунд Фрейд и назвал «психоанализом», впервые употребив этот термин в 1896 году.

Фрейд научился читать между строк и постепенно понял значение символов, которыми пациенты выражали глубоко спрятанное. Он назвал перевод этого языка подсознательных процессов на язык повседневности «искусством толкования». Однако по-настоящему все это было осознано и понято лишь после того, как Фрейд раскрыл значение сновидений

Зигмунд заинтересовался сновидениями, заметив, что многие из его пациентов в процессе свободной ассоциации вдруг начинали рассказывать о своих снах. Тогда он стал задавать вопросы о том, какие мысли приходили им в связи с тем или иным элементом сновидения. И заметил, что часто эти ассоциации раскрывали тайный смысл сновидения. Затем он попытался, пользуясь внешним содержанием этих ассоциаций, реконструировать тайный смысл сновидения - его латентное содержание - и таким путем обнаружил особый язык подсознательных умственных процессов. Он опубликовал свои находки в работе «Толкование сновидений» в 1900 году. Эта книга по праву может считаться самым существенным его вкладом в науку.

После очередных наблюдений за пациентами, в 1905 году была опубликована новая работа Зигмунда Фрейда «Три очерка по теории сексуальности». Его теоретические выводы относительно сексуальной природы человека стали известны под названием «теория либидо», и эта теория вместе с открытием детской сексуальности явилась одной из главных причин того, что Фрейд был отвергнут своими собратьями по профессии и широкой публикой.

Ничего нового в этой враждебной конфронтации нет. Ученого преследовали с момента, когда он заложил и развил свою теорию и назвал ее психоанализом. Утверждение Зигмунда Фрейда - что невротические недуги, которым подвержены люди, являются следствием сексуальных сбоев, воспринималось респектабельными учеными мужами не более чем как непристойность. Его поразительный тезис об универсальности Эдипова комплекса (излагая упрощенно), когда маленький мальчик любит мать и ненавидит отца, казался скорее литературной выдумкой, нежели научной проблемой, достойной внимания ученого-психолога.

Большую роль в популяризации идей Фрейда сыграл другой великий ученый - Карл Юнг. Они шли вместе до 1912 года, когда пути ученых окончательно разошлись. Из друзей они превратились в соперников .

В 1921 году Лондонский университет объявил о начале цикла лекций о пяти великих ученых: физике Эйнштейна, каббалисте Бен-Баймониде, философе Спинозе, мистике Фило. Зигмунд Фрейд в этом списке был пятым. Его выдвинули на Нобелевскую премию за открытия в области психиатрии. Но получил премию коллега Фрейда Вагнер-Яуреггу за метод лечения паралича путем резкого повышения температуры тела. Фрейд заявил, что Лондонский университет оказал ему большую честь, поставив рядом с Эйнштейном, а сама премия его не волнует. «Причем этому парню было намного легче, - добавлял Фрейд, - за ним стоял длинный ряд предшественников, начиная с Ньютона, в то время как мне пришлось в одиночку пробираться через джунгли. Нет ничего удивительного в том, что мой путь не слишком легок и я ненамного продвинулся вперед».

Более тридцати лет воздерживался Фрейд от выработки всеобъемлющей теории личности, хотя сделал за это время много важных и подробных наблюдений в своей работе с пациентами. Наконец в 1920 году он опубликовал первую из серии систематизированных теоретических работ «По ту сторону принципа удовольствия», за которой последовала замечательная серия брошюр, изданных в 1933 году под общим названием «Продолжение лекций по введению в психоанализ».

В этой работе Зигмунд Фрейд попытался пересмотреть свой ранний взгляд на внешние проявления инстинктов - любви и ненависти, вины и раскаяния, горя и зависти. До того как он начал размышлять над глубинной природой этих базисных явлений, он определял их с позиций логики чувств. Таким образом, история психоанализа прошла тот же путь, что и теоретическая физика: природа явления была понята позже, чем установлены законы его проявления.

Идеи Зигмунда Фрейда относительно групповой психологии оказали серьезное влияние на развитие превентивной и социальной психиатрии, особенно той ее части, которая касается роли культурного фактора в образована неврозов. Его первый значительный вклад в теорию общества был сделан в работе «Тотем и табу» (1913), где он приложил выводы своих психологических теорий к обществу в целом. За этой работой последовали две другие - «Групповая психология и анализ «Я»» (1920) и «Цивилизация и ее неудовлетворенность» (1927). По иронии судьбы в этих работах Фрейда содержится большая часть основных социологических идей, которые неофрейдисты использовали в своих теориях и которые они же отрицали как классически фрейдистские.

Когда Австрию оккупировали нацисты, знаменитый ученый не покинул Вену даже после того, как ему напомнили о еврейском происхождении. Фрейду грозил Освенцим, но за него вступился буквально весь мир: особенно негодовали испанский король, которого он некогда лечил, и датская королева. Добиться депортации Фрейда из Австрии пробовал по дипломатическим каналам президент США Франклин Рузвельт. Все решил звонок Бенито Муссолини, Фрейд лечил одного из его близких друзей, в ставку фюрера. Дуче лично попросил Адольфа Гитлера позволить Фрейду уехать. Генрих Гиммлер предложил вариант выкупа. Тут же нашлись желающие. Одной из бывших пациенток Фрейда, а затем верной ученицей была внучка Наполеона Мария Бонапарт, жена греческого принца Георга. Она заявила австрийскому гауляйтеру: «Я заплачу за учителя любую сумму». Нацистский генерал назвал цену: два великолепных дворца княгини - почти все, что у нее было. «Слава Богу, фамилию деда вы у меня отнять не сможете», - с презрением сказала Мария Бонапарт, подписывая бумаги.

В Париже, куда привезли Зигмунда Фрейда, его встречали принц Георг и Мария Бонапарт. Под ноги Фрейду от ступенек вагона до «роллс-ройса» высокородной четы постелили ковровую дорожку из красного бархата, по которой некогда ступал дед Марии Наполеон, возвратившись в Париж после победы под Аустерлицем. Из глаз Фрейда потекли слезы.

Погостив у Марии Бонапарт, он отправился в Англию. Там его навестил Бернард Шоу. Проведя за беседой несколько часов, два упрямых старца расстались добрыми друзьями. А 23 сентября 1939 года Зигмунд Фрейд умер . В последний путь его провожали только сыновья: Мартин, названный в честь клинициста Шарко, Эрнст, названный в честь первого учителя Фрейда, и Освальд, названный в честь отца Марты.

После кончины Фрейда осталось 2300 семейных писем и 1500 писем, адресованных Минне. Говорят, они сенсационны, но, по завещанию Фрейда, их можно было обнародовать только после 2000 года.

Невероятные факты

Идеи и теории Зигмунда Фрейда могут выглядеть устаревшими, но нет никаких сомнений в том, что он оказал огромное влияние на развитие психологии и методов психоанализа.

Ниже мы рассказываем о самых увлекательных случаях с пациентами Фрейда.

10. Матильда Шлейхер (Mathilde Schleicher)

Матильда Шлейхер была одним из первых пациентов Фрейда, когда он в 1886 году начал свою практику в качестве "нервного доктора".

Её история душераздирающая.


Шлейхер была музыкантом, а серьёзные проблемы у неё начались после того, как её бросил жених. Она всегда была склонна к мигрени, а после того, как она потеряла контроль над своим психическим здоровьем, женщина впала в глубочайшую депрессию.


Её отправили к Фрейду на лечение, и он начал серию гипнотерапии. Всё стартовало в апреле 1886 года. К июню 1889 Матильда вышла из депрессии и была так благодарна за оказанную ей помощь, что подарила Фрейду красивейшую подписанную книгу для записей.

Однако, спустя месяц её депрессия превратилась в манию и бессонницу. Она постоянно говорила о славе и богатстве, которые появятся у неё в результате музыкальной карьеры. Параллельно с этим её регулярно мучали судороги.


Фрейд направил её в частную клинику доктора Вильгельма Светлина (Wilhelm Svetlin), где ей был поставлен не только диагноз, который позже стал известен как маниакальная депрессия или биполярное расстройство, но и выявилось, что она является нимфоманкой, потому как регулярно оголялась и требовала Фрейда.

Согласно другим записям, её проблемы были ещё глубже. Она, судя по всему, полагала, что каждое из её испражнений - это рождение, поэтому она старалась прятать своих "детей" под подушкой.


Следующие семь месяцев женщина провела, употребляя седативные препараты, такие как опиум, морфин, хлоралгидрат и даже коноплю. Постепенно маниакальные эпизоды шли на убыль. В мае 1890 года она вышла из больницы.

Фрейд продолжал лечить её депрессию хлоралгидратом и новым препаратом под названием сульфонал. Однако, в сентябре того же года она умерла. Никто не заметил, пока не стало слишком поздно, что в её моче было очень много крови. Это говорило о поражении печени, вызванном употреблением лекарственных препаратов.

9. Маленький Ганс


Фрейд работал с пятилетним мальчиком, которого он называл "Маленький Ганс". Малыша привёл к нему отец. Отец хотел, чтобы Фрейд помог Гансу справиться с его страхом лошадей. Малышу было всего лишь пять лет, и у него не было опыта общения с лошадьми, поэтому неудивительно, что он их боялся.

Они были большими и ужасали его. Особенно его приводили в ужас лошади, которые тянули повозки, в немалой степени из-за того, что он был свидетелем аварии с участием одной из таких тележек.


Тогда лошадь была вынуждена тянуть повозку, перегруженную людьми, она не справилась со своей задачей, упала и умерла прямо на глазах мальчика.

Страх мальчика был, прежде всего, обоснован тем, что на его глазах случилась трагическая смерть животного. Однако, Фрейд конечно же нашёл и другие объяснения. Он говорил, что Ганс особенно боялся лошадей с чёрными мордами, якобы они напоминали ему усы отца.


Ему не нравились лошади, которые носили шоры. Фрейд трактовал это как связь с очками отца.

В конце концов, Фрейд диагностировал страх маленького мальчика как особенность его Эдипова комплекса. Лошадь представляла его отца из-за сравнения усы-очки. Маленький Ганс, по словам Фрейда, развил в себе сильную, сексуально окрашенную любовь к своей матери и смотрел на отца как на соперника, отнимающего её любовь и внимание.


Его отец, конечно, казался ему больше и сильнее, чем он был на самом деле. Это и привело к развитию страха не только в отношении отца, но и в адрес лошадей.

Поскольку большая часть терапии с Гансом проводилась при участии его отца в качестве посредника, Фрейд решил, что страх лошадей никуда не уйдёт в ближайшее время, потому как терапия зависит от того, кого он боится.


После того, как Фрейд близко побеседовал с мальчиком, он сообщил, что все его опасения верны, и у Ганса действительно развивается Эдипов комплекс.

Однако, не стоит переживать за малыша. Фрейд наблюдал за ним вплоть до 19 лет. Мальчик не только вырос абсолютно нормальным, он даже не мог вспомнить о страхах, мучавших его в пять лет.

Практика Зигмунда Фрейда

8. Берта Паппенхайм или Анна О (Bertha Pappenheim)


В течение многих лет об этой пациентке доктора Джозефа Брейера (Josef Breuer) и Фрейда говорили как об Анне О в целях скрыть её настоящее имя – Берта Паппенхайм. Женщина начала лечение у Брейера, когда у неё на фоне болезни отца развилась странная истерия.

Ситуация обострилась после того, как отец умер. Она страдала от широкого спектра симптомов, включая перепады настроения, галлюцинации, нервный кашель, частичный паралич. Порой она забывала, как говорить на своём родном немецком языке, и была в состоянии только говорить и читать на английском и французском.


Брейер провёл с ней сотни часов, пытаясь с помощью бесед докопаться до корней её проблемы. Сначала она разговаривала исключительно "сказками", сочиняя рассказы о том, что она думает или чувствует по тому или иному вопросу.

Постепенно врач смог ввести её в состояние гипноза, чтобы всё-таки выяснить её проблемы, "разговорить" женщину. Таким образом, он создал основу метода терапии, которая сегодня нам довольно хороша известна.


Однако, наличие у неё психического заболевания всегда подвергалось сомнению, и выражалось мнение, что она просто хотела завоевать внимание терапевта. Фрейд, который был коллегой и близким другом Брейера (Фрейд даже назвал младшую дочь в честь жены Брейера) утверждал, что сексуальный подтекст на лицо.

Фрейд говорил, что проблема Анны О в её сумасшедшем увлечении своим терапевтом. Он был убеждён в этом настолько сильно, что дружбе пришёл внезапный и горький конец.


Фрейд использовал случай Паппенхайм в качестве основы для своей работы по психоаналитической терапии. Одновременно с этим он раскритиковал Брейера в глазах своих студентов, используя этот случай в качестве примера того, что может произойти, когда терапевт игнорирует то, что явно является сексуальными фантазиями.

Психоаналитик утверждал, что горе Берты в связи со смертью отца было, в первую очередь, связано с наличием у неё сексуальных фантазий по отношению к родителю. Вскоре она нашла новую "авторитетную фигуру". Ею стал Брейер.


Брейер, Анна О и Фрейд

Зигмунд рассказывал об одном из эпизодов лечения Берты, о котором ему поведал Брейер. Однажды он застал её в истерическом приступе ложных родов. Она говорила, что была беременна от Брейера.

7. Инъекция Ирмы


Фрейду было сложно ставить диагнозы самому себе, когда речь шла о доказательстве его теорий, однако, одно из его исследований снов основывалось на анализе одного из его собственных сновидений.

Он назвал его "Инъекция Ирмы". Во сне одна из пациенток Зигмунда, Ирма, оказалась у него в гостях. Он заметил, что она выглядит болезненнее, чем обычно, и отругал её за то, что она не слушала его диагнозы и не следует рекомендациям.


Во сне появлялись и другие врачи, которые, посмотрев на Ирму, пришли к такому же диагнозу, что и Фрейд. Психоаналитик отмечает, что во сне он знает причину – источник проблемы – это инъекция, которая была назначена другим врачом, и использование которой сам Фрейд считал безответственным и легкомысленным поступком.

Он говорит о том, что вероятно, даже игла, которой был сделан укол, не была чистой.

Сон покопался во всех потаённых ящичках, когда речь зашла о собственных желаниях Фрейда. Он сказал, что главным из его желаний было иметь возможность доказать, что болезнь пришла от кого-то со стороны.


Он обвинял других докторов в том, что неправильно её лечили (с использованием грязных игл), он обвинял пациентку в том, что не соблюдала рекомендации врачей. Фрейд подчеркнул, что вполне доволен своими доводами, и что таким образом снял с себя ответственность за её дальнейшие страдания.

Анализируя размышления Фрейда о своём сне, некоторые высказали мнение о том, что инъекция Ирмы – это на самом деле случай с виной Фрейда перед Эммой Экштейн (Emma Eckstein).


Эмма Экштейн

Эмма была пациенткой Зигмунда. Он выявил у неё истерическую симптоматику, возникшую на фоне детской травмы. У женщины были некоторые патологии носовых раковин, поэтому Фрейд назначил ей операцию, которая прошла крайне неудачно . После неё Эмме потребовались дополнительные хирургические вмешательства, принесшие ей много страданий.

6. Эрнст Ланзер (Ernst Lanzer)


История с Эрнестом Ланзером помогла Фрейду понять, работают ли психоаналитические методы, используемые для лечения истерии, на пациентах, страдающих от других проблем. В случае с Эрнестом, - это были постоянно преследуемые его мысли.

Когда Ланзер пришёл к Фрейду, психоаналитик был поражён огромным ассортиментом навязчивых мыслей. Ланзер боялся за свою жизнь из-за того, что его горло якобы становится всё меньше и меньше. А ещё у него абсолютно парализующий страх относительно того, что что-то случится либо с его отцом, либо с выдуманной им девушкой.


Помимо прочего он жутко боялся крыс после того, как в армии подслушал историю об ужасных пытках с использованием этих грызунов. С тех пор в нем сидит страх, что таким пыткам могут подвергнуть его, отца или вышеупомянутую леди.

Он также рассказал и о пытке, о которой идёт речь. Крыс помещают в ведро, затем на него сажают провинившегося человека, тем самым позволив крысам "проесть" себе путь через анус виноватого. Картина не из приятных.


Одним из первых наблюдений Фрейда было выражение лица Ланзера, который казалось, в какой-то степени был даже вдохновлён идеей о крысах, ищущих себе выход/вход через анус. Мужчине диагностировали наличие Эдипова комплекса.

Этот комплекс и привёл к эмоциональному дисбалансу между любовью, ненавистью и страхом, направленным в разных объёмах на вымышленную даму, отца и крыс.

Фрейд также привнёс в психоанализ то, что он считал мощной символикой "анусных крыс". Она включает в себя заботу о чистоте, сравнение между деньгами и экскрементами, а также сравнение крыс с детьми. Последнее связано с детским убеждением в том, что младенцы рождаются через анус.


Фрейду также удалось выяснить, что примерно в пятилетнем возрасте отец Ланзера часто его шлёпал. В то же время няня мальчика позволяла трогать ему своё обнажённое тело. Фрейд полагает, что именно тогда эти две вещи оказались намертво связанными друг с другом в подсознании малыша.

Случай Ланзера уникален тем, что это единственный его пациент, о котором помимо официальных заключений сохранились и тематические заметки Фрейда. Эти записи дали понять, что существуют некоторые вещи, которые он исключал из окончательных заключений. К примеру, Фрейд не поддерживал нейтралитет в отношениях с клиентами, и отправлял им открытки, находясь в отпуске.

Психоанализ Фрейда: практика

5. Ида Бауэр (Ida Bauer)


Проблемы у Иды Бауэр начались задолго до того, как отец привёл её к Фрейду в надежде вылечить истерию дочери. Родители всерьёз взялись за дочь, когда одержимая чистотой мать (которая заболела венерическим заболеванием, подхватив его от мужа) стала причиной срывов семилетней девочки.

Родители лечили её с помощью гидротерапии и электрошока.


Годы спустя Иде сделал предложение друг семьи – отец детей, у которых она была няней. Более того, он был мужем любовниц её отца. Ида отказалась, что впоследствии привело к глубокой депрессии, которая зашла так далеко, что женщина грозилась покончить жизнь самоубийством.

Фрейду, который лечил её отца от венерического заболевания, было предложено помочь также и Иде. Диагноз Фрейда был следующим: Ида страдала не из-за того, что некогда примерный семьянин и друг семьи вдруг проявил к ней подобного рода симпатию, а из-за подавленного лесбийского влечения к жене несостоявшегося любовника.


Её влечение к женщине осложнялось ещё и тем, что она уже была любовницей её отца. Из-за этого отношения у Иды с отцом были натянутыми.

Фрейд расшифровал и сон Иды: дом её семьи горит, и пока отец просто хочет выбраться из него, мать начинает искать сейф с драгоценностями. Зигмунд говорил, что это символизирует неспособность отца защитить её.


Лечение у Фрейда было очень коротким: так захотела сама Ида. Она продолжала бороться с психическими заболеваниями всю оставшуюся часть своей жизни, которая закончилась в 1945 году.

С годами Ида фактически превратилась в свою мать, став такой же сумасшедшей поклонницей чистоты. По иронии судьбы она продолжала поддерживать связь с семьёй, из-за которой всё началось, особенно с любовницей отца, ставшей её любимым партнёром по бриджу.

Психология по Фрейду: случаи из практики

4. Фанни Мозер (Fanny Moser)


На первый взгляд у Фанни Мозер было всё, о чём человек может только мечтать. У неё был счастливый брак, двое детей, она была наследницей аристократической семьи, а выйдя замуж, породнилась с семьей, славившейся производством изысканных швейцарских часов.

Всего через несколько дней после рождения второй дочери, её муж умер от сердечного приступа, а его сын от предыдущего брака начал распространять слухи, будто Фанни убила своего супруга.


После долгой, скандальной битвы в суде, Фанни очистив своё имя от обвинений, продала часовую компанию Мозеров, отдала большую часть денег на строительство нескольких больниц, но нервная система её дала сбой.

Она ходила от одного врача к другому, принимая всё новые и новые лекарства, но ничего не помогало.

Изначально она консультировалась у Брейера, а во время её лечения в санатории в Вене, Фрейд также принял участие в её спасении. Страдая от тяжёлой депрессии и нервных тиков, она была загипнотизирована Фрейдом, который попытался вытащить из неё все её беспокойства с конечной целью освобождения от них.


Травм было много, начиная от страшной жабы, которую она когда-то увидела, и заканчивая смертью мужа. Её состояние улучшилось, но ненадолго. Менее, чем через год, она вернулась в клинику.

Осенью 1885 г., получив стипендию, Фрейд отправляется на стажировку к прославленному психиатру Шарко. Фрейд заворожен личностью Шарко, но еще больше молодого врача впечатляют эксперименты с гипнозом. Тогда, в клинике Сальпетриер Фрейд сталкивается с больными истерией и тем удивительным фактом, что тяжелые телесные симптомы, такие как параличи, снимаются при помощи одних только слов гипнотизера. В этот момент Фрейд впервые догадывается, что сознание и психика не тождественны, что существует значительная область психической жизни, о которой сам человек не имеет представления. Давняя мечта Фрейда - найти ответ на вопрос как человек стал тем, кем он стал, начинает приобретать контуры будущего открытия.

Вернувшись в Вену, Фрейд выступает с сообщением в "Медицинском обществе" и сталкивается с полным неприятием коллег. Научное сообщество отвергает его идеи, и он вынужден искать собственный путь их развития. В 1877 году Фрейд знакомится с известным венским психотерапевтом Йозефом Брейером, и в 1895 году они пишут книгу "Исследования истерии". В отличие от Брейера, представляющего в этой книге свой катартический метод, заключающийся в выплескивании связанного с травмой аффекта, Фрейд настаивает на важности вспоминания самого события, вызвавшего травму.

Фрейд выслушивает своих пациентов, веря в то, что причины их страданий известны не ему, а им самим. Известны таким странным образом, что они хранятся в памяти, но доступа к ним у пациентов нет. Фрейд выслушивает рассказы пациенток о том, как они были соблазнены в детстве. Осенью 1897 года он понимает, что в действительности этих событий могло и не быть, что для психической реальности нет разницы между воспоминанием и фантазией. Что важно не выяснить, что было "на самом деле", а анализировать то, как устроена сама эта психическая реальность - реальность воспоминаний, желаний и фантазий. Как возможно узнать что-то об этой реальности? Позволяя пациенту говорить все, что ему приходит в голову, позволяя его мыслям течь свободно. Фрейд изобретает метод свободных ассоциаций. Если мыслям не навязывать извне ход движения, то в неожиданных ассоциативных связях, переходах с темы на тему, внезапных воспоминаниях обнаруживается их собственная логика. Говорить все, что приходит в голову, - основное правило психоанализа.

Фрейд бескомпромиссен. Он отказывается от гипноза, потому, что тот направлен на снятие симптомов, а не на устранение причин расстройства. Он жертвует дружбой с Йозефом Брейером, не разделявшим его взгляды на сексуальную этиологию истерии. Когда в конце ХIХ века Фрейд заговорит о детской сексуальности, пуританское общество отвернется от него. Почти на 10 лет он будет отделен от научного и медицинского сообщества. Это был тяжелый период жизни и, тем не менее, весьма продуктивный. Осенью 1897 г. Фрейд приступает к самоанализу. Не имея собственного аналитика, он прибегает к переписке со своим другом Вильгельмом Флиссом. В одном из писем, Фрейд скажет, что обнаружил у себя множество бессознательных мыслей, которые раньше встречал у своих пациентов. Позднее это открытие позволит ему поставить под вопрос само различие психической нормы и патологии.

Психоаналитический процесс самопознания субъекта обнаруживает важность присутствия другого. Психоаналитик участвует в процессе не как обычный собеседник и не как тот, кто знает об анализируемом субъекте что-то, чего тот сам не знает. Психоаналитик - тот, кто слушает особым образом, улавливая в речи пациента то, что тот говорит, но сам не слышит. Кроме того, аналитик - тот, на кого совершается перенос, тот, по отношению к кому пациент воспроизводит свое отношение к другим, значимым для него людям. Постепенно Фрейд понимает важность переноса для психоаналитического лечения. Постепенно ему становится ясным, что два важнейших элемента психоанализа - перенос и свободные ассоциации.

Тогда же Фрейд приступает к написанию «Толкования сновидений». Он понимает: толкование сновидений - королевский путь к пониманию бессознательного. В одной этой фразе прочитывается вся осторожность в отношении Фрейда к слову. Во-первых, толкование, а не интерпретация. Это роднит психоанализ с астрологией, толкованием древних текстов, с работой археолога толкующего иероглифы. Во-вторых, путь. Психоанализ - это не практика снятия симптомов, каковой является гипноз. Психоанализ - это путь субъекта к собственной истине, его бессознательному желанию. Желание это не расположено в скрытом содержании сновидения, а находится между явным и сокрытым, в самой форме преобразования одного в другое. В-третьих, это путь к пониманию, а не путь в бессознательное. Целью психоанализа, таким образом, является не проникновение в бессознательное, а расширение знания субъекта о себе. И наконец, в четвертых, Фрейд говорит именно о бессознательном, а не о подсознании. Последний термин отсылает нас к физическому пространству, в котором нечто расположено снизу, а нечто - сверху. Фрейд уходит от попыток локализовать инстанции психического аппарата, в том числе и в головном мозге.

Зигмунд Фрейд сам обозначит свое открытие как третью научную революцию, изменившую взгляды человека на мир и самого себя. Первым революционером был Коперник, доказавший, что Земля не является центром вселенной. Вторым стал Чарльз Дарвин, оспоривший божественное происхождение человека. И, наконец, Фрейд заявляет, что человеческое Я не является хозяином в своем собственном доме. Подобно своим знаменитым предшественникам, Фрейд дорого заплатил за нанесенную человечеству нарциссическую рану. Даже получив долгожданное признание общественности, он не может быть удовлетворен. Америка, которую он посетил в 1909 г. с лекциями по введению в психоанализ и где его принимают «на ура», разочаровывает своим прагматическим отношением к его идеям. Советский Союз, где психоанализ получил государственную поддержку, уже к концу 20-х годов отказывается от психоаналитической революции и встает на рельсы тоталитаризма. Та популярность, которую психоанализ получает, пугает Фрейда не меньше, чем то невежество, с которым его идеи отвергаются. Стремясь предотвратить злоупотребления своим детищем, Фрейд участвует в создании международных психоаналитических движений, но всячески отказывается занимать в них руководящие должности. Фрейд одержим желанием знать, а не желанием управлять.

В 1923 г. врачи обнаруживают у Зигмунда Фрейда опухоль в ротовой полости. Фрейд перенес безуспешную операцию, за которой в течение 16 остававшихся ему лет жизни последовали еще 32. В результате развития раковой опухоли часть челюсти пришлось заменить протезом, оставлявшим незаживающие раны и к тому же мешающим говорить. В 1938 г., когда Австрия в результате аншлюса становится частью нацистской Германии, Гестапо обыскивает квартиру Фрейда на Бергассе 19, его дочь Анну забирают на допрос. Фрейд, понимая, что так больше продолжаться не может, решается эмигрировать. Последние полтора года своей жизни Фрейд живет в Лондоне, окруженный семьей и только самыми близкими друзьями. Он дописывает свои последние психоаналитические труды и борется с развивающейся опухолью. В сентябре 1939 Фрейд напоминает своему другу и врачу Максу Шуру об обещании оказать последнюю услугу своему пациенту. Шур держит слово и 23-го сентября 1939 г. Фрейд уходит из жизни в результате эвтаназии, самостоятельно выбрав момент своей смерти.

После себя Фрейд оставил огромное литературное наследие, русскоязычное собрание сочинений насчитывает 26 томов. Его работы по сей день вызывают живой интерес не только у биографов, будучи написанными выдающимся слогом, они содержат в себе идеи, которые вновь и вновь требуют осмысления. Не случайно один из известнейших аналитиков XX в. Жак Лакан озаглавил программу своей работы «Назад к Фрейду». Зигмунд Фрейд не раз повторял, что мотивом его работы было желание понять, как человек стал тем, кем он стал. И это желание находит отражение во всем его наследии.

Александр / 8.01.2019 erfolg.ru/erfolg/v_vyasmin.htm
По этой ссылке доступна статья Вадима Вязьмина Живопись, Психоанализ и Золотая Игра.
“Зигмунд Фрейд - великий подвиг одного, отдельного человека! - сделал человечество более сознательным; я говорю более сознательным, а не более счастливым. Он углубил картину мира для целого поколения, я говорю углубил, а не украсил. Ибо радикальное никогда не дает счастья, оно несет с собой только определенность” (Стефан Цвейг).

анна / 6.03.2016 Всем кого мучают психические проблемы,советую прочитать несколько раз недовольство культурой. Особенно последние три главы. Это решение всех ваших проблем.

Читатель1989 / 19.01.2016 Фрейд, Юнг, Адлер, Фромм, как и многие другие люди, чувствовали у других людей настроение (хорошее или плохое), волю, ум. Но каждый описывал эти качества по-своему.
Каждый из них подгонял факты под свою теорию, интерпретировал факты по-своему. Надо наоборот, чтобы теория создавалась на основании фактов, чтобы теория логично, четко, ясно, непротиворечиво описывала факты.
Не хочу сказать, будто они были плохими психологами. Каждый из них в чем-то (а может во многом) был прав. Но все - таки слишком много субъективности.
какой - либо поступок, или характер человека, они (пускай Фрейд и Адлер) могли описать взаимоисключающими способами. Значит, как минимум кто - то один из них не прав. Это относится и к другим психологам.

Sad / 7.01.2016 Фрейд входил в масонское еврейское сообщество... Воззрения Фрейда на чел. природу во многом не сочетаются с информацией из книг Бехтеревой Натальи Петровны - советский и российский нейрофизиолог. Академик АМН СССР (1975). Академик АН СССР (1981). С 1990 года - научный руководитель Центра «Мозг» Академии наук СССР

доХтор / 5.01.2016 Фрейд лишь сказал что психическая энергия человека сексуального происхождения и поэтому сексуально окрашена, но она служит не только сексуальным целям, но вообще всем целям человека в обществе. В этом суть сублимации. Такова сульба всех инстинуктов в атмосфере социума. Не только у человека, но у животных. Все инстинкты лишаются до определённой степени своей индивидуальной цели и вынуждены служить интересам общества людей или стаи. " ------ - вопрос: если творчество и пр. - сублимация, что нами движут гормоны, то как обосновать творчество у маленьких детей, творчество у тех, кто родился без яичников и яичек (такое бывает)?)) Совету ознакомиться с более научными работами социобиологов, такими как М. Боуэн - один из немногих, кто прекраснейшим образом объяснил поведение людей с научной точки зрения (со всем уважением во многом субъективным работам Фрейда)

А Фрейда не нужно "защищать", пусть правда (если она имеет место быть) докажет себя сама в виде научного эксперимента. Фрейд хорошо писал, но если его правильно понимать 9не вырывая фразы из контекста) многие его приверженцы просто бы покинули его, т.к. Фрейд отнюдь не выступал сторонником секса, он позиционировал себя как довольно эмоционально сдержанного в этом плане, чрезвычайно подверженного морали буржуазного общества.

вопросик / 5.01.2016 учите лучше биологию)) Многое у Фрейда и других чисто субъективное. На данный момент ВОЗ рекомендует бихевиоральный подход. Все-таки какие-то объективные доказательства должны иметь место быть))

/ 19.11.2015 Вам ребята нечем заняться. А это самое хреновое

/ 8.10.2015 То,что все наши эмоции и поведение глубоко сексуальны,я поняла,благодаря Фрейду,давно.Нельзя отрицать того,что заложено в нас природой,как бы мы с этим не соглашались.

Гость / 15.08.2015 кто бы что не сыпал на фройда, а азы его учения весьма значимы, в частности, компоненты психеи (ид, эго и сьюпоэго), а его выссказывание относительно существования сверхестественного разума (божка) прям порадовали меня: чел страшится небытия и поэтому, дабы подсластить горечь смерти, выдумал фуфло о вечной жизни, о рае и аде и прочую хрень... помните у гоголя: пипелы хотят чуда и я могу дать им его, ибо много странствовал и знаю как создать новую религию... -> т.е. править тупорылым стадом из невежд, хе-хе

Валера / 3.11.2014 Зигмунд Фрейд - Я и Оно (аудио книга)
http://turbobit.net/6rncs5r51pl8.html

Гость / 3.11.2014 аудиоварианты
Очерк истории психоанализа http://turbobit.net/zhm0gfctnrxx.html

Введение в психоанализ
http://turbobit.net/o625zzasovlh.html

Недовольство культурой
http://turbobit.net/0ff4wrh2ukdc.html

Психология религия культура
http://turbobit.net/5c4btrz6o935.html

Психопатология обыденной жизни
http://turbobit.net/pk2cgcporvwn.html

Анна Александровна / 1.04.2014 Фрэйд один из лучших психологов....Очень интересные книги!

Лёха / 16.01.2014 Я понял что книги книги Фрейда одни из лучших и помогают понять не только себя но и тем кому хотите оказать неоценимую помощь.Сколько книг по психологии прочел а Фрейд помогает заглянуть на "дно Океана "а не просто плавать на поверхности капли океана...

Мария / 9.12.2013 он не в Великобритании жил с 38 г., а в США

Disappointed optimist / 20.10.2013 Дорогой Доктор, меня волнует проблема другого рода...почему люди хотят быть психотерапевтами...неужели из любви к человечеству и народным массам? Возможно им просто нравится нажимать какие-то кнопки в людях и наслаждаться тайной властью или просто радоваться тому факту, что у кого-то проблем еще больше,чем у них. Согласитесь, самый прикольный способ зарабатывания денег. хаха. Доктор, я вижу, что у вас большое будущее. Вам надо пробиться в большой эфир, и там вы сможете пропагандировать Фрейда, а также правильное произношение. Зачем опускаться до склок на сайте, где вас почти никто не слышит? Профессионалы ведь не связываются с любителями. Ну чтож, не знаю, как у вас в Париже, а у нас в Уошингтоне сегодня замечательный осенний день. Без уважения.

Фрейд родился во Фрайберге (Моравия) 6 мая 1856. В молодости интересовался философией и другими гуманитарными дисциплинами, однако постоянно ощущал потребность в изучении естественных наук. Поступил на медицинский факультет Венского университета, где получил степень доктора медицины в 1881, и стал врачом Венской больницы. В 1884 присоединился к Йозефу Брейеру, одному из ведущих венских врачей, который проводил исследования больных истерией с помощью гипноза . В 1885–1886 работал с французским невропатологом Жаном Мартеном Шарко в парижской клинике Сальпетриер. По возвращении в Вену занялся частной практикой. В 1902 работы Фрейда уже получили признание, и он был назначен профессором невропатологии Венского университета; этот пост он занимал вплоть до 1938. В 1938, после захвата нацистами Австрии, вынужден был покинуть Вену. Побег из Вены и возможность временно обосноваться в Лондоне были организованы английским психиатром Эрнстом Джонсом, греческой принцессой Марией Бонапарт и послом Соединенных Штатов во Франции Уильямом Буллитом.

Психоанализ

В 1882 Фрейд начал лечение Берты Паппенхайм (обозначаемой в его книгах как Анна О.), которая ранее была пациенткой Брейера. Ее разнообразная истерическая симптоматика дала Фрейду огромный материал для анализа. Первым важным феноменом оказались глубоко скрытые воспоминания, прорывавшиеся наружу во время сеансов гипноза. Брейер предположил, что они связаны с состояниями, в которых сознание редуцировано. Фрейд считал, что подобное исчезновение из поля действия обычных ассоциативных связей (поля сознания) является результатом процесса, который он назвал вытеснением; воспоминания заперты в том, что он назвал «бессознательным», куда их «отправила» сознательная часть психики. Важной функцией вытеснения является защита личности от влияния негативных воспоминаний. Фрейд предположил также, что процесс осознания старых и забытых воспоминаний приносит облегчение, хотя и временное, выражающееся в снятии истерических симптомов.

Сначала Фрейд, как и Брейер, использовал гипноз для освобождения вытесненных воспоминаний, а позднее заменил его техникой т.н. свободных ассоциаций, в которой пациенту позволялось говорить все, что приходит в голову. Предложив концепцию бессознательного, теорию защиты и понятие вытеснения, Фрейд начал разработку нового метода, который он назвал психоанализом.

В процессе этой работы Фрейд расширил диапазон необходимых данных, включив в него сновидения, т.е. психическую деятельность, происходящую в состоянии редуцированного сознания, именуемом сном. Изучая свои собственные сны, он наблюдал то, что уже вывел из феномена истерии, – многие психические процессы никогда не достигают сознания и удаляются из ассоциативных связей с остальным опытом. Сравнивая явное содержание снов со свободными ассоциациями, Фрейд обнаружил их скрытое или неосознаваемое содержание и описал ряд адаптивных психических приемов, соотносящих явное содержание снов с их скрытым смыслом. Некоторые из них напоминают конденсацию, когда несколько событий или персонажей сливаются в один образ. Другой прием, при котором мотивы того, кто видит сон, переносятся на кого-то еще, вызывает искажение восприятия – так, «я тебя ненавижу» превращается в «ты меня ненавидишь». Огромное значение имеет тот факт, что механизмы подобного рода представляют интрапсихические маневры, которые эффективно изменяют всю организацию восприятия, от которого зависит как мотивация, так и сама деятельность.

Затем Фрейд перешел к проблеме неврозов. Он пришел к выводу, что основной областью вытеснения является сексуальная сфера и что вытеснение происходит в результате реальной или воображаемой сексуальной травмы. Фрейд придавал большое значение фактору предрасположенности, которая проявляется в связи с травмирующим опытом, полученным в период развития и изменившим его нормальное течение.

Поиск причин невроза привел к наиболее спорной теории Фрейда – теории либидо. Теория либидо объясняет развитие и синтез сексуального инстинкта в его подготовке к репродуктивной функции, а также интерпретирует соответствующие энергетические изменения. Фрейд различал ряд стадий развития – оральную, анальную и генитальную. Разнообразные сложности развития могут помешать человеку достичь зрелости, или генитальной фазы, задержав его на оральной или анальной стадии. Подобное предположение базировалось на изучении нормального развития, сексуальных отклонений и неврозов.

В 1921 Фрейд видоизменил свою теорию, приняв за основу представление о двух противоположных инстинктах – стремлении к жизни (эросе) и стремлении к смерти (танатосе). Эта теория, помимо ее невысокой клинической ценности, вызвала невероятное количество интерпретаций.

Затем теория либидо была применена к изучению формирования характера (1908) и, вместе с теорией нарциссизма, к объяснению шизофрении (1912). В 1921, в основном для того, чтобы опровергнуть концепции Адлера, Фрейд описал ряд применений теории либидо к изучению феноменов культуры. Затем он попытался использовать понятие либидо как энергии сексуального инстинкта для объяснения динамики таких социальных институтов, как армия и церковь, которые, будучи ненаследственными иерархическими системами, отличаются в ряде важных аспектов от других социальных учреждений.

В 1923 Фрейд предпринял попытки развить концепцию либидо путем описания структуры личности в терминах «Оно», или «Ид» (изначальный резервуар энергии, или бессознательное), «Я», или «Эго» (та сторона «Оно», которая входит в контакт с внешним миром) и «Сверх-Я», или «Супер-Эго» (совести). Три года спустя, в основном под влиянием Отто Ранка, который был одним из первых его последователей, Фрейд пересмотрел теорию неврозов, так что она снова стала ближе к его ранним концепциям; теперь он охарактеризовал «Эго» как ведущий аппарат адаптации и переработал само понимание общей структуры невротических феноменов.

К 1908 Фрейд имел последователей по всему миру, что позволило ему организовать 1-й Международный конгресс психоаналитиков. В 1911 было основано Нью-Йоркское психоаналитическое общество. Быстрое распространение движения придало ему не столько научный, сколько вполне религиозный характер. Влияние Фрейда на современную культуру поистине огромно. Несмотря на то, что в Европе оно пошло на спад, психоанализ остается основным психиатрическим методом, применяемым в США и (в меньшей степени) в Великобритании.

В Соединенных Штатах психоанализ оказал значительное влияние на литературу и театр, особенно на произведения таких известных авторов, как Юджин О"Нил и Теннеси Уильямс. Психоанализ непреднамеренно способствовал идее о том, что всяческого вытеснения и подавления надо избегать, чтобы это не привело к «взрыву парового котла», и что воспитание ни в коем случае не должно прибегать к запретам и принуждению.

Хотя наблюдения и теории Фрейда всегда были предметом дискуссий и нередко оспаривались, нет сомнения, что он внес огромный и оригинальный вклад в представления о природе человеческой психики.

Наиболее известные работы Фрейда

Исследования истерии (Studien über Hysterie , 1895), совместно с Брейером;
Толкование сновидений (Die Traumdeutung , 1900);
Психопатология обыденной жизни (Zur Psychopathologie des Alltagslebens , 1901);
Лекции по введению в психоанализ (Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse , 1916–1917);
Тотем и табу (Totem und Tabu , 1913);
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci , 1910);
Я и Оно (Das Ich und das Es , 1923);
Цивилизация и недовольные ею (Das Unbehagen in der Kultur , 1930);
Новые лекции по введению в психоанализ (Neue Folge der Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse , 1933);
Человек по имени Моисей и монотеистическая религия (Der Mann Moses und die monotheistische Religion , 1939).

Loading...Loading...