Структура концепции развития региона. Теоретические концепции региона Региональная концепция

В отличие от концепции великой державы концепция региональной державы (regional power) возникла одновременно с появлением исследований, посвященных структурированию региональных подсистем международных отношений. В одной из первых публикаций по поводу концепции региональных держав дается следующее определение региональной державы: это государство, которое является частью конкретного региона, может противостоять любой коалиции других государств в регионе, обладает значительным влиянием в регионе и, в дополнение к региональному весу, является великой державой на мировом уровне .

Теоретики региональных процессов Б. Бузан и О. Уэвер считают, что региональная держава - это держава со значительными возможностями и сильным влиянием в регионе. Она определяет количество полюсов в нем (однополярная структура в Южной Африке, биполярная в Южной Азии, многополярная на Ближнем Востоке, в Южной Америке, Юго-Восточной Азии), но ее влияние большей частью ограничивается рамками конкретного региона. Великие державы и сверхдержавы вынуждены учитывать их влияние в регионе, но вместе с тем региональные державы редко принимаются в расчет при формировании глобального уровня системы международных отношений .

Большой интерес в этой связи представляют принципы сравнения региональных держав, предложенные Д. Нолте. В своей работе он основывается на теории перехода власти (Power Transition Theory ), разработанной А. Ф. К. Органски, которая представляет систему международных отношений как иерархическую систему с доминантной державой во главе и наличием региональных, великих, средних и малых держав, которые занимают свое подчиненное положение в этой системе. Все подсистемы международных отношений функционируют в соответствии с такой же логикой, как и глобальная система международных отношений, т.е. наверху каждой подсистемы существует свое доминантное государство или пирамида власти в данном регионе. По мнению автора, наличие тех или иных региональных держав и определяет структуру данного региона. Рассматривая различные критерии выделения региональных держав, Д. Нолте выделяет следующие: региональная держава - это государство, входящее в данный регион, которое имеет претензии на лидерство в нем, оказывает значительное влияние на геополитику данного региона и его политическое конструирование, имеет материальные (военные, экономические, демографические), организационные (политические) и идеологические ресурсы для проецирования своего влияния, либо тесно связанное с регионом в экономике, политике и культуре, имеющее реальное влияние на события, происходящие в регионе, в том числе путем участия в региональных институтах, определяющих региональную повестку дня в сфере безопасности. Он отмечает, что участие региональной державы в глобальных институтах, так или иначе, выражает интересы стран всего региона. В его работе также подробно выделены индикаторы этих категорий . На основе данной концепции представляется возможным выделить региональные державы исходя из четко прописанных критериев, предложенных Д. Нолте, на пространстве любого региона.

Для построения иерархии регионального порядка также необходимо понять, что включает в себя понятие «держава среднего уровня». Например, Р. Кохейн определяет державу среднего уровня как «государство, лидеры которого полагают, что оно не может действовать эффективно в одиночку, но может иметь систематическое влияние на небольшую группу стран или через какие-либо международные институты» . Как представляется, держава среднего уровня в целом обладает меньшими ресурсами, чем региональная держава, хотя большинство исследователей не выделяют конкретных критериев дифференциации моделей держав среднего уровня и регионального уровня. Державы среднего уровня обладают некоторыми ресурсами и некоторым влиянием, но не способны оказывать решающее воздействие на структурирование регионального пространства и не видят себя в качестве лидера в глобальном масштабе .

На основе этих методологических принципов (критериев выделения великих и региональных держав, а также держав среднего уровня) представляется возможным построить модель регионального порядка в любом регионе мира, определить контуры взаимодействия держав в рамках того или иного региона, а также сделать прогноз о будущем развитии региональной подсистемы международных отношений.

  • Osterud О. Regional Great Powers in International Politics // Regional Powers inInternational Politics / Ed. By Inver B. Neumann. - Basingstoke: St. Martin’s Press. P. 1-15.

региональный федерализм политика

Целью создания концепции развития является создание механизмов управления, которые должны гибко реагировать на возможные изменения ситуации в обществе, то есть стратегия должна адаптировать развитие к внешним изменениям. Внутренние процессы должны ориентироваться на цели концепции, а не на решение текущих местных задач. Для реализации концепции выделяются определенные этапы развития и специфические задачи с точки зрения создания необходимых предпосылок для дальнейшего развития. Концепция должна быть ориентирована не на простое наращивание потребления ресурсов, но и на повышение эффективности использования существующего потенциала.

Можно выделить четыре основных этапа создания концепции развития.

Анализ проблем:

  • - выявление системных диспропорций и вызывающих их факторов;
  • - анализ механизмов возникновения и воспроизводства диспропорций;
  • - установление связей и взаимозависимостей между проблемами территории;
  • - выявление ключевых проблем, деление проблем на внешние, характерные для всей страны, и внутренние, присущие только данной конкретной территории;
  • - сформулировать границы возможного вмешательства властей данного уровня управления для решения возникших проблем;
  • - определить факторы, воздействуя на которые можно разрешить проблемы;
  • - установить время, необходимое для решения той или иной проблемы;
  • - если в результате анализа выявлены проблемы, возникшие из-за диспропорций во внешних по отношению к данному территориальному уровню механизмах, то они фиксируются и с кратким анализом передаются на вышестоящие уровни, вместе со своим видением оптимального разрешения.

Формулирование целей и стратегий:

  • - на основе произведенного анализа внутренних проблем производится формирование множества целей развития;
  • - осуществляется проверка сформулированных целей на предмет непротиворечивости друг другу, а также целям развития вышестоящих уровней;
  • - производится выработка максимального числа направлений, на которых возможно достижение поставленных целей;
  • - осуществляется анализ альтернативных источников ресурсов, хозяйственных рычагов, структурных сдвигов, экономических и иных стимулов и т.д., их возможное комбинирование и последовательность использования для достижения целей.

Таким образом, одновременно с разработкой возможных направлений достижения каждой цели формируются и обосновываются требования к ее реализационным механизмам. Общая цель данного этапа - выделение наиболее существенных мер и обеспечение достаточной концентрации ресурсов на приоритетных направлениях, предотвращая их распыление.

Оценка возможных последствий

На данном этапе производится анализ стратегий с позиции:

  • - достижения ранее сформулированных целей;
  • - изменения состояния решаемых проблем территории;
  • - возможного возникновения новых проблем и обострения существующих.

Оценка последствий предполагает выявление возможной реакции всех элементов системы данного уровня на оказываемые стратегические воздействия. Данный процесс может быть оптимизирован с помощью всестороннего моделирования последствий реализации различных стратегий. При моделировании ситуации целесообразно учитывать возможную реакцию не только внутренних элементов системы, но и возможную реакцию вышестоящих и соседних и органов управления. Если оценка показывает, что сформулированные цели недостижимы, нужно уточнить поставленные цели, решаемые проблемы, изменить стратегии или изменить сроки достижения поставленных целей. В результате из множества допустимых стратегий отбираются только те, которые удовлетворяют целям по качеству последствий.

Выбор оптимальной стратегии

Производится сопоставительный анализ всех отобранных допустимых стратегий. Выбор осуществляется с помощью системы критериев, отражающих:

  • - эффективность использования ресурсов;
  • - универсальность стратегии, т.е. возможность адаптации к изменениям во внешней среде;
  • - комплексность развития;
  • - реализуемость основных функций данного уровня.

На данном этапе необходимо предусмотреть несколько сценариев реализации стратегии, которые применяются в зависимости от прогнозируемых изменений внешних условий в тех или иных границах. Следует провести оценку вероятности и размера подобных изменений во внешней среде и соответственно предусмотреть возможные корректировки стратегии в процессе ее реализации в зависимости от того, какой сценарий реализуется в действительности. Соответственно, необходимо наметить и оценить резервы, обеспечивающие достижение сформулированных целей, несмотря на возможные неблагоприятные изменения внешней среды. Кроме того, следует сформулировать возможные события, наступление которых будет означать необходимость полного пересмотра концепции развития.

Принятая стратегия должна служить основой для разработки как долгосрочных, так и оперативных решений по управлению развитием территории. Поэтому должны быть сформулированы сроки этапов ее реализации и основные параметры, которые необходимо достичь на каждом этапе.

В целом, концепция развития должна содержать стратегию долгосрочного развития и ее краткое обоснование. Примерная структура документа такова:

  • - Краткая историческая справка о регионе.
  • - Характеристика достигнутого уровня экономического и социального развития. Описание существующего и желаемого жизнестроя, образа жизни населения.
  • - Темпы развития по отраслям промышленного производства и социальной инфраструктуры, а также иные показатели развития, включая демографические.
  • - Основные направления специализации входящих в состав территорий.
  • - Проблемы, их взаимосвязанность и актуальность решения.
  • - Основные цели, задачи и направления развития на планируемый период.
  • - В введении суммируются результаты анализа и определяются исходные рубежи, с которых начнутся планомерные изменения, формулируются задачи социально-экономического развития региона.

Экономическое развитие региона:

  • - Развитие промышленности.
  • - Транспортная инфраструктура, оптовые базы и склады.
  • - Капитальное строительство объектов промышленности и инфраструктуры.
  • - Основные источники материально-технического снабжения предприятий региона и направления вывоза и потребления продукции предприятий региона.
  • - Влияние научно-технического прогресса на экономику региона.
  • - Финансовый сектор в экономике региона.

Социальное развитие региона

  • - Изменения социально-демографической структуры и структуры занятости населения региона.
  • - Повышение жизненного уровня населения.
  • - Жилищное строительство и строительство объектов социальной инфраструктуры.
  • - Коммунальное обслуживание.
  • - Развитие образования.
  • - Развитие медицины.
  • - Охрана общественного порядка.
  • - Экология.
  • - Культура.
  • - Религия.
  • - Сбытовая и торговая инфраструктура региона (магазины, рынки, мелкооптовые базы и склады).
  • - Инфраструктура сферы услуг.
  • - Основные пассажиропотоки и транспорт.
  • - Средства массовой информации.

По каждому из пунктов блока экономического развития и блока социального развития должны формулироваться цели и стратегии развития, в том числе определение целей и основных направлений их достижения, обоснование наиболее существенных мер по каждому из направлений, выявленные последствия реализации стратегий, определение критериев сопоставления стратегий и результата их применения, основные характеристики выбранной стратегии - пропорции в развитии различных подсистем, эффективность их функционирования, этапы реализации стратегии.

Органы государственной власти могут определять дополнительные составляющие и дополнительные требования к плану развития государственного сектора экономики. Исполнительные органы власти субъектов Федерации могут разрабатывать долгосрочные целевые программы, которые подлежат утверждению соответствующим представительным органом власти. Перечень долгосрочных целевых программ формируется в соответствии с приоритетами, определяемыми прогнозами социально-экономического развития.

Долгосрочная целевая программа, предлагаемая к утверждению и финансированию за счет бюджетных средств, должна содержать технико-экономическое обоснование, прогноз ожидаемых результатов реализации программы, наименование органа местного самоуправления - заказчика указанной программы, сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам, а также другие документы и материалы, необходимые для ее утверждения.

Грамотно разработанная концепция развития существенно облегчает разработку и принятие конкретных целевых программ развития региона. Целевая программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающий эффективное решение задач в области государственного, экономического, социального и культурного развития.

Для эффективного использования инструмента концепций развития в масштабах всей страны необходимо, чтобы концепции развития были единообразны по структуре и методологии подготовки. Такой подход существенно облегчит вышестоящим уровням управления написание концепций развития и улучшит их качество. Вышестоящие уровни власти смогут запрашивать концепции развития подчиненных территорий и на их основе составлять обобщенные концепции развития для более крупных территориальных образований. В настоящее время отдельные субъекты Федерации подготовили концепции развития. Однако существенные различия в их структуре и содержании не позволяют проводить их объективное сопоставление. Кроме того, не все регионы могут позволить себе проводить научные изыскания и самостоятельно решать методологические вопросы.

Сравнительно-географический метод

Это метод сопоставления стран, регионов, городов, результатов хоз-ной деятельности, демографических особенностей.
Он заменяет эксперимент.
Позволяет определить причины, оценить влияние условий и факторов на развитие изучаемых объектов.
Сравнение м\б в пространстве или во времени.
Метод явл. основой для прогнозирования.
Его подразделяют на 3 части:

региональный метод - исследование путей формирования и развития территорий, изучение развития и размещения общественного производства в региональном развитии;

отраслевой метод - исследование путей формирования и функционирования отраслей экономики в географическом аспекте, изучение развития и размещения общественного производства в отраслевом разрезе;

местный метод - исследование путей формирования и развития производства отдельного города, селения; изучение развития и размещения производства по его первичным ячейкам.

Статистический метод

В 70-90-е годы было опубликовано значительное число работ, посвященных методам обработки статистических данных. Одним из распространенных методов анализа многомерной информации является факторный анализ, или кластер-анализ. Он состоит в переходе к малому числу латентных (скрытых) переменных (факторов) и в классификации объектов по этим факторам.

Одним из первых видов статистических моделей, используемых в региональных исследованиях, была модель так называемой экономической базы. Она была сформулирована ученым Г. Хойтом (США) в 30-е годы и была использована за 40 лет в более чем 100 отдельных региональных исследованиях США.

Модели экономической базы достаточно просты как по теоретическому обоснованию, так и по разработке. Для их построения необходимы только показатели экономической активности (в основном показатели занятости) за два периода времени. Анализ экономической базы является ускоренным методом прогнозирования регионального экономического роста, при этом используется упрощенная теория роста, а потребности в информации минимальны. Полученные результаты сводятся лишь к прогнозированию развития базисного и обслуживающего секторов.

Представляет собой обобщение и анализ стат инфы о явлениях,присущих изучаемой территории.

Сущность закл в том, что по опр кол-ым и кач-ым признакам выделяются группы\части. Примен-ся для изучения структуры соц-эк явлений, происходящих в регионе, а так же изм-ий, характерных для него в опр период времени.



Циклический метод

К ряду локальных воспроизводственных циклов необходимо отнести:

Использование природных ресурсов;

Использование трудовых ресурсов;

Топливно-энергетический цикл;

Химико-лесной цикл;

Инвестиционно-строительный цикл;

¨ агропромышленный цикл;

Денежно-финансовый цикл;

Цикл производственной инфраструктуры;

Цикл институционально-информационной инфраструктуры;

Цикл производства непродовольственных товаров для населения.

Все названные циклы могут рассматриваться как самостоятельные структуры со своими целями и задачами, но при этом они естественным образом взаимодействуют на одной территории, связывая интересы хозяйствующих субъектов региона с задачами его развития. Способствуя решению ряда общерегиональных проблем, они одновременно расширяют реальные возможности отдельных предприятий и организаций, предоставляя им инфраструктурные услуги и обеспечивая повышение уровня жизни населения.

Результатами управления воспроизводственными циклами с высоким уровнем локализации и в целом региональным воспроизводственным циклом являются комплексное экономическое и социальное развитие региона, формирование пропорций, отвечающих задачам структурной перестройки экономики, охраны окружающей среды, социальной защиты населения.

7. Метод "затраты-выпуск" или метод разработки межотраслевого баланса

Метод "затраты-выпуск" в региональном варианте позволяет объяснить пространственное распределение производства и потребления различных товаров и услуг. Он может использоваться для расчета количества товаров и услуг, которые должны быть произведены и потреблены каждой отраслью при условии сбалансированности суммарного спроса на каждый продукт и суммарного объема его выпуска. Динамическая модель матрицы может служить для прогнозирования объема и структуры производства в зависимости от изменения конечного спроса.



Использование в региональном экономическом анализе матрицы "затраты-выпуск" позволяет решить проблему построения сводных показателей регионального воспроизводства на качественно новом уровне.

Межрегиональные связи

Пространство национальной экономики России включает в себя определенные территориальные образования – регионы, районы, поселения, которые отличаются уровнем социально-экономического развития, доминирующей отраслевой специализацией, конкретным природным и климатическим потенциалом. Несмотря на значительные особенности структурных единиц национальной экономики, они тесно между собой взаимосвязаны.

В процессе длительного совместного функционирования регионов между ними образовались определенные устойчивые социально-экономические связи и характерные процессы взаимодействия, например территориальное разделение труда, специализация в составе хозяйственного комплекса национальной экономики.

Функциональное состояние пространства экономики региона состоит из социально-экономического взаимодействия между различными регионами. Для него характерны два типа взаимодействий – внутрирегиональное и межрегиональное.

Межрегиональный тип взаимодействия включает совокупность связей региона с хозяйственными единицами, не входящими в его состав. Степень его развитости и масштабы определяют открытость региона для взаимодействия. Внутрирегиональный тип взаимодействий связан с взаимодействием хозяйственных единиц, входящих в состав одного региона. Он частично входит в межрегиональный тип и в некоторой степени составляет его основу. Присутствие всех эти типов взаимодействия определяет экономику региона как социально-экономически целостную.

Экономика региона представляет собой открытую экономическую систему. Увеличение степени ее открытости связано с активизацией процессов глобализации, интеграции и коммуникации. Наблюдается увеличение зависимости экономики региона от межрегиональных связей. Межрегиональные связи оказывают большое воздействие на характер протекающих экономических процессов, а их совокупный объем по некоторым параметрам сопоставим с масштабами производства и потребления.

В результате проводимых экономических реформ сформировались следующие негативные тенденции межрегиональных хозяйственных связей:

ослабление межрегиональных связей, обусловленное спадом объемов производства регионов;

уменьшение количества межрегиональных связей по причине увеличения степени ориентации многих регионов на экспорт сырья за границу.

Большое значение в ослаблении межрегиональных связей имеет глобальный рост тарифов на транспортные перевозки и общее сокращение объемов производства.

В целях определения количественной зависимости региона от динамики внешних связей применяется специализированная экономико-математическая модель расчета. Это оптимизационная статистическая отраслевая модель межотраслевого баланса региональной экономики. Она позволяет вполне достоверно определить зависимость динамики уровня внешних связей от объемов внутреннего конечного продукта. Внешние связи региона включают как межрегиональные, так и международные связи.

По степени зависимости регионов выделяют следующие их группы:

независимые. В эту группу входит Уральский регион, так как конечный объем производственной продукции минимально зависим от изменений национальной экономики;

устойчивые. Эта группа достаточно обширна, и в нее входят Северный, Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Северо-Кавказский, Волго-Вятский, Северо-Западный регионы. Для них изменения национальной экономики не приведут к существенным трансформациям экономики региона, но одновременно с этим экономическая конъюнктура, как и для всех хозяйственных субъектов, имеет для них большое значение;

зависимые. В эту группу входит Центрально-Черноземный район, для которого изменение объема внешних связей вызывает уменьшение конечного внутреннего продукта.

Современное состояние национальной экономики ставит регионы перед необходимостью выбора одной из стратегий своего поведения по отношению к межрегиональным связям. Подобного рода выбор обусловлен существующими функциональными различиями регионов между собой.

По отношению к межрегиональным социально-экономическим связям регионом может быть принята одна из следующих стратегий:

закрытая, т. е. формирование экономики региона в качестве замкнутой хозяйственной системы. В этом случае искусственно устанавливается режим функционирования экономики региона, при котором существует разрыв в объемах производства продукции экономикой региона и внешних экономических связей. Объем вывоза из региона и ввоза сводится к минимальным показателям;

открытая, т. е. увеличение степени открытости хозяйственной системы региона к внешним связям как с другими регионами, так и с мировыми рынками. Она предполагает определение структуры и объемов производства на основании ориентации на межрегиональные связи.

Реализация закрытой стратегии имеет для экономики региона негативные последствия, а именно приведет к экономическому спаду. Открытая стратегия одновременно с ослаблением связей между регионами является наиболее оптимальной для большинства регионов. При ее использовании будет происходить постепенное увеличение валового регионального продукта за счет активизации вывоза сырья в другие регионы. Вместе с тем не все регионы могут осуществить переход к этой стратегии, так как это связано с низкой конкурентоспособностью производимой ими продукции.

Одновременное практическое использование этих стратегий в условиях ослабления межрегиональных хозяйственных связей приведет к нарушению целостности единого экономического пространства.

Основными межрегиональными социально-экономическими процессами являются:

глобализация и интеграция. В результате активизации этого процесса все более усиливается унификация хозяйственных систем регионов, которая наибольшее развитие получила в рамках ЕЭС. Примером этому может послужить создание ассоциаций сотрудничества некоторых регионов с Финляндией, Казахстаном, Белоруссией и Украиной на основании взаимных экономических интересов. Основу экономической интеграции составляет взаимная заинтересованность регионов в равноправных и эффективных хозяйственных связях. Высокая степень интеграции повышает степень эффективности функционирования экономики региона. Так как основными субъектами межрегиональной интеграции становятся хозяйственные единицы, то задача государственной экономической политики сводится к формированию условий для активизации этого процесса. Действенные шаги в этом направлении связаны с созданием межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия, которые интегрируют на более глобальном уровне экономические интересы нескольких регионов;

региональное разделение труда, что находит свое проявление в закреплении определенной производственной деятельности за определенными регионами. Специфика межрегионального разделения общественного труда связана с конкретной промышленной специализацией регионов и определяется уровнем развития общественного производства. В его формировании большое значение имеет и географический фактор;

специализация регионов, прежде всего связанная с возможностями региональной хозяйственной системы производить определенный вид благ более эффективно. Большое значение в этом имеет и возможность значительного снижения себестоимости продукции за счет имеющегося у региона природного, ресурсного и экономического потенциала. Специализация региона связана с преобладающей концентрацией на его территории определенных типов производств, продукция которых позволяет удовлетворить не только потребности внутренних рынков, но и направить ее на экспорт;

формирование интегрированных хозяйственных единиц, основными формами которых являются финансово-промышленные группы, процесс развития которых происходит достаточно динамично. Они являются более эффективной формой воспроизводства и обращения финансового, промышленного и торгового капитала, его накопления, концентрации и инвестирования в приоритетные отрасли российской экономики. Значительна их роль и в повышении конкурентоспособности экономики регионов не только в рамках национальной экономики, но и на международном уровне;

выделение свободных экономических зон в целях создания благоприятных условий для иностранных инвестиций, увеличения и диверсификации экспорта. Необходимость их создания связана с наличием конкурентных преимуществ у некоторых регионов на международном рынке.

Характер протекания и состав межрегиональных социально-экономических процессов разнообразен, но именно они формируют основу национальной экономики.

Региональный рынок труда

Объективной основой организации экономики по территории служит общественное разделение труда, которое способствует удовлетворению материальных потребностей общества и ведет к повышению производительности общественного труда. Территориальное, как и отраслевое разделение труда характеризуется экономической системой, производящей и обменивающей продукцию. В первом случае составными звеньями такой системы служат отраслевые единицы, во втором Ц территориальные. Материальными элементами разделения труда между районами и странами являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, индустриальные центры, узлы и районы, сельскохозяйственные зоны, населенные пункты, транспортная сеть, территориально производственные комплексы, экономические районы и зоны.

Общественное территориальное разделение труда, закрепляющее определенные производства за определенными странами и районами, проявляется как в размещении отдельных отраслей хозяйства, формировании их производственных и сбытовых зон, так и специализации стран, экономических районов и других территориальных единиц, особом сочетании их отраслей, а также в межгосударственных, межрайонных и внутрирайонных хозяйственных связях. Тем самым разделение труда выступает в двух неразрывно связанных между собой формах Цразмещенческо-отраслевой и районно-комплексной.

Межрайонное и межгосударственное разделение общественного труда, отражаемое в производственной специализации районов и стран, их хозяйственных отношениях, не является простым результатом взаимодействия общества и природы. В действительности оно находится в непосредственной связи с разделением труда вообще, имеет исторически определенный характер. Территориальное разделение труда является формой развития общественного производства в целом, а поэтому, как способ производства, должно рассматриваться в единстве двух его сторон Ц производительных сил и производственных отношений.

Естественной основой территориального разделения труда являются пространственный фактор и различия в природных условиях. Особое значение разделение труда имеет для России с ее огромной территорией, богатейшим и разнообразным природно-ресурсным потенциалом.

Территориальное разделение труда сопровождается возникновением целостных, взаимосвязанных территориально-производственных общностей и имеет в своей основе ряд объективных закономерностей.

Процесс постоянного усложнения общественного разделения труда приводит к тому, что отраслям и производствам, по которым специализируется определенная территория, прибавляются отрасли, непосредственно связанные с ними (вспомогательные производства) и их размещение в территориальной отдаленности нецелесообразно. Кроме того, ряд вспомогательных производств отпочковывается от существующих на данной территории отраслей специализации.

Имеется определенная тенденция выравнивания структур потребления, особенно личного потребления, по различным территориальным ячейкам. Это приводит к тому, что в целях обеспечения потребностей населения возникают производства, которые также нецелесообразно разделять территориально.

С социальной точки зрения наблюдается устойчивая закономерность в том, что основная производительная сила Ц люди Ц стремятся жить не изолированно, а в форме определенных мощностей, причем наблюдается также устойчивая тенденция к концентрации населения.

Объективные процессы концентрации и диверсификации производства проявляются, в частности, в том, что постоянно усиливается территориальная концентрация и комплексность производства в рамках территориальных ячеек

Региональный рынок земли

Среди всей совокупности природных ресурсов, которыми могут располагать регионы, земля является одним из важнейших. Этот природный ресурс – достояние каждой территории. Кроме того, состояние земельных отношений является важнейшим показателем степени децентрализации государственного управления и действенности региональной политики. Система современных земельных отношений не сводится только к операциям купли-продажи земли. Земельный рынок – это часть системы земельных отношений, регуляторами которой являются: право собственности (владения, пользования, распоряжения); возможность передачи этого права (аренда, продажа, залог и т. д.); конкуренция (свободный выбор участника); денежная оценка и свободно складывающиеся цены на землю; законодательное закрепление данных регуляторов. При этом земля – специфический предмет рыночных отношений. Через систему купли-продажи в каждый конкретный период времени проходит лишь малая часть земельного фонда, а некоторая его часть (например, особо охраняемые территории) вообще из этой системы исключена. Этим земельные ресурсы коренным образом отличаются от прочих. Характерной теоретической особенностью предложения земли является нулевая эластичность кривой предложения. Дело в том, что землевладелец, владеющий определенным количеством земли и заинтересованный в максимизации своего дохода, будет предоставлять землю желающим ее купить практически за любую плату. Даже если плата мала, землевладелец заинтересован в предоставлении всей имеющейся у него земли, так как в противном случае с непредоставленных участков он вообще не будет получать дохода. В общем случае можно выделить два элемента региональной земельной политики: а) административное и законодательное регулирование в интересах территории путем формирования обязательных условий, на которых могут состояться аренда, продажа, залог земли и т. д.; б) экономическое регулирование, прежде всего земельные налоги. Земельные налоги имеют двойное назначение – пополнять бюджеты различных уровней и экономически воздействовать на поведение землевладельцев и землепользователей. Удельный вес земельных платежей вфедеральный и местный бюджеты пока ничтожен. Отчисления от НДС и налогов на прибыль предприятий в 10-20 раз превышают эти виды поступлений. В этой связи местные власти стремятся всячески повышать платежи за земельные участки. Однако такие меры провоцируют прежде всего рост инфляции издержек, поскольку в соответствии с принятым механизмом налогообложения платежи за землю включаются в издержки производства. Поэтому возникает проблема результативности регулятивных воздействий земельного налогообложения на тех, кто получил и использует или не использует землю, а через это и на параметры развития территории. В большинстве стран мира отдается предпочтие смешанным (административным и экономическим) вариантам. Элементы административно-правового регулирования: штрафы за незастроенную землю; требования к обязательной реорганизации земель; лицензирование видов деятельности на земле; национализация, муниципализация, экспроприация и право преимущественного приобретения земли и т. д. Элементы экономического регулирования: налоги на собственность; регулирование цен на землю; рентные оценки в ценообразовании с учетом качества земель, местоположения, экологической составляющей.

Региональный рынок капитала

Основными субъектами регионального рынка капиталов являются сфера бизнеса и сфера хаус - холда. Спрос на капитал на рынке факторов – это спрос фирм на физический капитал, позволяющий фирмам реализовывать свои инвестиционные проекты, а по форме предъявления – это спрос на инвестиционные фонды, обеспечивающие вложения необходимых финансовых средств в инвестиционные проекты фирмы. Спрос на капитал только выражается в виде спроса на финансовые средства для приобретения необходимых производственных фондов. На рынке факторов производства домашние хозяйства, владеющие капиталом в форме вложенных денежных средств, предоставляют капитал в пользование бизнесу в форме материальных средств и получают доход в виде процента на вложенные средства. В связи с тем, что физический капитал может приобретаться в собственность фирм или предоставляться им во временное пользование, следует различать плату за поток услуг капитала (цена использования) и цену капитальных активов (цена купли-продажи). Стоимость использования услуг капитала представляет собой рентную (прокатную) оценку капитала. Она может выступать в качестве рыночной котировки или суммы, уплачиваемой фирмой владельцу капитала за аренду части этого капитала. Цена актива представляет собой цену, по которой единица капитала может быть продана или куплена в любой момент. Второй вариант – под капиталом на рынке финансов понимается денежный капитал. Поэтому региональный рынок капиталов выступает одной из составляющих частей рынка ссудных капиталов.

Рынок ссудных капиталов представляет собой совокупность взаимоотношений, где объектом сделки выступает денежный капитал и формируется спрос и предложение на него. Рынок ссудных капиталов подразделяется на денежный рынок и рынок капиталов. Денежный рынок связан с краткосрочными банковскими операциями сроком до одного года. Рынок капиталов обслуживает среднесрочные и долгосрочные операции банков. Он в свою очередь делится на ипотечный рынок (операции с закладными листами) и финансовый рынок (операции с ценными бумагами). Субъектами финансового рынка являются не только банки и их клиенты (как на ипотечном рынке), но и фондовая биржа, а объектом операций выступают не только ценные бумаги частных предпринимателей, но и государственных институтов. Денежный рынок и рынок капиталов являются вторичными рынками ссудных капиталов. Каждый из них имеет собственный инструментарий, т.е. конкретные обращающиеся финансовые ценности, которые различаются по:

 статусу (акция или облигация);

 типу собственности (частная или государственная);

 сроку действия;

 степени ликвидности;

 характеру риска (банкротный или рыночный) и степени риска (рисковые, слаборисковые, безрисковые).

Например инструментарий рынка капиталов в США включает:

 казначейские облигации, предназначенные для финансирования долгосрочной политики федерального правительства США;

 ценные бумаги государственных учреждений, которые эмитируются на основе специального разрешения правительства для финансирования различных типов социальных программ через финансовую систему;

 муниципальные облигации, выпускаемые местными органами власти;

 акции и облигации корпораций, эмитируемые частными фирмами.

Рынок капитала часто называют рынком инвестиционных фондов. Под инвестициями (капиталовложениями) понимают затраты на производство и накопление средств производству и увеличение материальных запасов, увеличение запасов капитала в экономике. Поставщиками капитала выступают домохозяйства, а потребителями – фирмы бизнеса. Взаимодействие поставщиков и потребителей осуществляется через разветвленную сеть финансовых посредников: коммерческие банки, инвестиционные фонды, брокерские конторы и т.д. Их функцией является аккумуляция небольших сбережений домашних хозяйств в огромные суммы финансовых средств и размещение их среди потребителей капитала. Форма предоставления капитала может быть разная – либо непосредственная, в виде распространения акций новых выпусков среди подписчиков, либо заемная, в виде покупки облигаций корпораций и предоставления прямых займов фирмам. Важнейшую роль в этом процессе играет выплачиваемый по предоставленным средствам процент. В отличие от ростовщического капитала, когда основным источником выступали собственные денежные средства кредитора, ссудный капитал формируемся за счет финансовых ресурсов, кредитными организациями у юридических и физических лиц, а также у государства. Причем на первом этапе развития кредитных отношений единственным источником формирования ссудного капитала выступали временно свободные денежные средства, на добровольной основе передаваемые кредитным организациям для последующей капитализации. Этот источник не потерял своей актуальности и сегодня, когда временно свободные денежные средства населения составляют существенную часть ресурсных источников кредитных организаций. На втором этапе развития кредитных отношений, по мере развития безналичной формы расчетов с прямым участием банков, новым источником формирования ссудного капитала стали средства, временно высвобождаемые в процессе кругооборота промышленного и торгового капиталов. К ним относятся:

 амортизационный фонд предприятий для обновления, расширения и восстановления основных фондов;

 часть оборотного капитала в денежной форме, высвобождаемая в процессе реализации продукции и осуществления материальных затрат:

 денежные средства, образовавшиеся в результате разрыва между получением денег от реализации товаров и выплатой заработной платы;

 прибыль, идущая на обновление и расширения, производства.

Данные средства аккумулируются на расчетных счетах юридических лиц в обслуживающих их кредитных организациях. Особая привлекательность данного источника ссудного капитала для банка определяется отсутствием необходимости:

 получения согласия владельца расчетного счета на использование банком находящихся на счете средств;

 выплаты дохода по расчетным счетам, т.е. фактическая бесплатность для банка этих ресурсов.

Таким образом, для большинства современных банков рассмотренные источники выступают в качестве основного ресурса и побуждают банки к постоянному увеличению круга обслуживаемых клиентов. Экономическая роль рынка ссудных капиталов заключается в его способности объединить мелкие, разрозненные денежные средства в интересах всего капиталистического накопления, что позволяет рынку активно воздействовать на концентрацию производства и капитала. Рынок ссудных капиталов как один из финансовых рынков можно определить как особую сферу финансовых отношений, связанных с процессом обеспечения кругооборота ссудного капитала. Основными участниками этого рынка являются:

 первичные инвесторы, т.е. владельцы свободных финансовых ресурсов, на различных условиях мобилизуемых байками и превращаемых в ссудный капитал;

 специализированные посредники в лице кредитно-банковских институтов, осуществляющие непосредственное привлечение денежных средств и превращение их в ссудный капитал;

 заемщики – в лице юридических и физических лиц, а также государства, испытывающие временный недостаток в финансовых ресурсах. Исходя из вышеизложенного, современная структура рынка ссудных капиталов характеризуется двумя основными признаками:

Временным;

Институциональным.

По временному признаку различают денежный рынок, на котором предоставляются краткосрочные кредиты (до одного года), и рынок капитала, где выдаются среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные кредиты (от 5 лет и более). По институциональному признаку современный рынок ссудного капитала предполагает наличие рынка (собственно капитала или рынка ценных бумаг) и рынка заемного капитала (кредитно-банковской системы). Кроме того, рынок ценных бумаг подразделяется на первичный рынок, где продаются и покупаются эмиссии ценных бумаг и вторичный (биржевой) рынок, где продаются и покупаются ранее выпущенные ценные бумаги. Существует также внебиржевой (уличный) рынок ценных бумаг, где реализуются ценные бумаги, которые по тем или иным причинам не могут быть проданы на бирже. Оба признака рынка ссудных капиталов характерны для всех развитых стран, однако, без) словно, о состоянии национального рынка судят по второму (институциональному) признаку, в особенности по наличию и степени развитости его двух основных ярусов:

 кредитно-банковской системы;

 рынка ценных бумаг.

Функции регионального рынка капиталов определяются его сущностью и той ролью, которую он выполняет в системе общественного хозяйствования. Выделяют пять основных функций рынка ссудных капиталов:

 первая – обслуживание товарного обращения через кредит;

 вторая – аккумуляция денежных сбережений юридических, физических лиц и государства, а также иностранных клиентов;

 третья – трансформация денежных фондов непосредственно в ссудный капитал и использование его в виде капиталовложений для обслуживания процесса производства;

 четвертая – обслуживание государства и населения как источников капитала для покрытия государственных и потребительских расходов;

 пятая – ускорение концентрации и централизации капитала для образования мощных финансово-промышленных групп.

Необходимо отметить также, что:

 во-первых, первые три функции стали активно использоваться в промышленно развитых странах лишь в послевоенный период;

 во-вторых, в первых четырех функциях рынок выступает в качестве своеобразного посредника в движении капитала;

 в-третьих, все функции направлены на обеспечение эффективного функционирования системы государственно регулируемой экономики.

Классификация регионов

Обилие подходов к определению региона, породило и чрезвычайное разнообразие классификаций. Среди них можно выделить 4 основные группы.

1 группа классификаций - это простые регионы, выделяемые по единичным признакам. В региональной экономике в качестве таких признаков чаще всего выступают:

Объем валового регионального продукта;

Темпы экономического роста;

Тип территориальной структуры хозяйства (поляризованный или гомогенный);

Коэффициент плотности населения;

Характер хозяйственной специализации региона.

2 группа классификаций - это сложные регионы, выделяемые на основе совокупности признаков. Например, широко известна классификация регионов, проводимая журналом "Эксперт" на основе двух интегральных показателей: инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.

3 группа классификаций - на основе выделения ключевых проблем регионального развития. Здесь, в частности, можно выделить такие типы регионов, как:

Депрессивные регионы - демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития;

Стагнирующие регионы - отличающиеся крайне низкими или нулевыми темпами развития;

Пионерные регионы - регионы нового освоения;

Программные (плановые) регионы - регионы, на которые распространяется целевые программы социально-экономического развития и контуры которого не совпадают с существующими границами территориального районирования.

4 группа классификаций проводится с точки зрения возможностей региона осуществлять самостоятельную экономическую политику. Здесь, в частности, выделяются "планирующие" регионы, имеющие единые органы хозяйственного управления, и "плановые" регионы, лишенные подобных органов (например, Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский, прибалтийский, приволжский).

Деление территории на регионы называется районированием. Оно проводится в соответствии с поставленными целями, т.е. всегда является целевым или проблемно ориентированным. Для одной территории может быть проведено множество видов районирования. Рассмотрим некоторые виды районирования в России.

Структура концепции развития региона

Основным направлением функционирования экономики региона является ее устойчивое развитие – достижение более высокого по сравнению с предыдущим функционального состояния.

Для оценки уровня развития региональной экономики применяются следующие показатели:

совокупный региональный общественный продукт – совокупность благ, произведенных в региональной экономике;

совокупная вновь созданная стоимость в региональной экономике;

валовой региональный продукт (ВРП).

Развитие региональной экономики непосредственно зависит от функционального состояния рынков, составляющих ее структуру.

Существуют следующие направления развития региональных рынков:

Рынок товаров потребления (направление установления соответствия доходных и расходных статей бюджетов семей);

Рынок ресурсов производства (направление увеличения соответствия остаточной прибыли производственных предприятий с общим объемом выпуска средств производства в регионе);

Рынок капитала (направление установления соответствия процента по депозитам и дивидендов на акции, а также превышения совокупных долгосрочных инвестиций в экономику региона над краткосрочными);

Рынок человеческих ресурсов (направление установления оптимального количества и качества человеческих ресурсов в соответствии с потребностями экономического роста).

Основой устойчивого развития экономики региона является пропорциональная целостность его производственного потенциала – такой вид интеграции производственного комплекса, который позволяет активно развиваться производительному потенциалу, сбалансированному бескризисно.

Об экономическом росте региона свидетельствует соответствие производимой и потребляемой в регионе продукции.

Управление экономическим развитием входит в прямую задачу Министерства регионального развития Российской Федерации. Этим органом государственной власти была принята концепция «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации», которая является единственным нормативно-правовым документом, официально регулирующим вопросы экономического развития регионов.

В концепции «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» обозначено основное направление федеральной региональной политики – создание условий и содействие социальному и экономическому развитию регионов, а именно повышение качества жизни и благосостояния населения, вывод экономического роста на позиции устойчивости и высокого качества, создание условий конкурентного развития регионов.

Разработчиками этой концепции считается, что только активизация региональной экономики и повышение эффективности использования имеющихся в распоряжении ресурсов позволит России выйти из затяжного экономического кризиса и существенным образом увеличить ВВП.

Целями федеральной региональной политики в соответствии с концепцией являются:

создание условий развития конкурентной способности регионов. В связи с этим предполагается создание условий эффективной интеграции внутри РФ в мировую экономику. Распределение производственного потенциала таким образом, что

Сычева И.Н. Концепции регионального развития в контексте глобализации / И.Н. Сычева, Е.С. Пермякова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №5. – С. 170-174.

КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗ А ЦИИ

И.Н. Сычева, д — р экон . наук, профессор

Е.С. Пермякова , канд . экон . наук , доцент

Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова

(Росси я , г . Барнаул )

Аннотация . В данной статье рассматриваются новые подходы к развитию экономики регионов, обусловленные тенденциями глобализации мировой экономики. Раскрываются ос о бенности современного регионального развития в России. Приводится ряд организационно-экономических мер, способствующих интенсификации процесса регионального инновацио н ного развития.

Ключевые слова: глобализация, региональное развитие, экономика знаний, точки роста.

Глобализация мировой экономики и см е на технологических укладов предполагает смену концепции регионального развития, обусловленную объективными факторами разв и тия всех мировых стран. Предпосылки смены концепции заложены в глобальной экономике с ее новыми подходами к разв и тию стран на основе современных инфо р мационных технол о гий. В первую очередь, к ним относятся: усиление регионализации стран; появление новых возможностей в межстрановом взаимодействии; повышение интеграционных процессов на регионал ь ном уровне в результате обостряющейся конк у ренции на мировом рынке; усиление реги о нов как ответ на возрастающую роль тран с национальных корпораций; активное развитие миграционных процессов в ра з личных формах их проявления; нарастание проблемы сырьевого обеспечения наци о нальных экономик, в первую очередь, эне р гетических и водных; поиск решений по защите национальных рынков при собл ю дении международных с о глашений.

Новая концепция регионального разв и тия включает в себя следующие важнейшие аспекты: развитие на основе современных информационных технологий; новый по д ход к оценке и использованию регионал ь ных ресурсов; новые возможности в инт е грационных процессах, в том числе мир о вых. Вт о рым аспектом, отражающим новый подход к развитию регионов, является пер е ход к «экономике знаний», основанной на приоритетном развитии инновационных технологий, обеспечивающих базу конк у рентных преимуществ региона. Большой вклад в «экономику знаний» вносит разв и тие и н формационно-коммуникационного рынка. При п е реходе к информационному обществу меняются пропорции между му с кульными и интеллектуальными усилиями, между рутинными операциями и творчес т вом, между тиражированием прошлого и инновациями. Объем информационно-коммуникационного рынка сегодня прев ы сил 1 трлн. долл. В развитых странах да н ный сектор вносит значител ь ный вклад в прирост ВВП: например, в США он прев ы шает 30%; стремительно растут корпор а тивные инвестиции в информационные те х нологии (до 35 % всех капвл о жений), а доля специалистов в сфере информационных технологий в общей структуре занятых с о ставляет более 10%. Патенты, связанные с производством новых информационных технологий, составляют более 30% всех заявок, оформляемых в Финляндии, Исла н дии, Корее. Все страны разрабатывают и реализуют национальные программы фо р мирования информационного общества. Так, Европа объявила свой проект «Техн о логии информационного общества». Только те р е гионы, которые активно включились в этот процесс, имеют возможность макс и мального использования преимуществ н о вого разделения труда и участия в мирох о зяйственных связях. Мировые технологич е ские лидеры научились овладевать ресурс а ми менее ра з витых стран, устанавливая над ними интеллектуально-финансовый ко н троль. Относительно региональной экон о мики можно назвать следующие преимущ е ства: наличие высокопрофессиональных н а учно-исследовательских подразделений, о б ладающих конкурентными преимуществами в отдельных научных направлениях совр е менных исследований; создание на реги о нальном уровне условий по реализации вс е го инновационного цикла; создание высок о го уровня жизненных стандартов, в первую очередь, для научно-исследовательских коллективов (качественного образования с последующим закреплением кадров; кач е ства жизни); активное включение в межр е гиональные и международные научно-исследовательские колле к тивы.

К третьему направлению, отражающему смену региональной концепции, можно о т нести новый подход к оценке и использов а нию региональных ресурсов. Изменение структуры мировой экономики с ее пер е ориентацией от сырьевой направленности в ст о рону сферы услуг и более эффективного и с пользования природных невосполняемых ресурсов, а также большей значимости т а ких ресурсов, как транспортные, простра н ственные, водные и другие, позволяет в ы делить следующие аспекты нового реги о нального подхода: соответствие регионал ь ного пр о дукта мировым тенденциям при максимальном использовании регионал ь ных конк у рентных преимуществ; развитая транспортная составляющая и ее включе н ность в м и ровые транспортные коридоры; глубина комплексной переработки приро д ных ресу р сов; удельные затраты ресурсов на единицу регионального продукта и соо т ношение с мировыми показателями; качес т во трудовых ресурсов и их потенциал для инновационной экономики; соответствие регионального продукта потенциалу з е мельных угодий, качественные показ а тели.

К четвертому направлению региональной экономики можно отнести новые возможн о сти в интеграционных процессах и степень включенности региональной экономики в мировую: экспортный потенциал и его и с пользование, качественная структура.

Мировые тенденции нашли отражение и в России. На смену централизованным м о делям территориального развития, в кот о рых ключевое положение занимали кру п ные промышленные комплексы федерал ь ного уровня, приходят модели, ориентир о ванные на самостоятельность, активность и экономическую самоорганизацию террит о рий. Отличительной чертой современной экономики является создание новых терр и ториальных сетевых моделей, в основе к о торых лежит активное привлечение реги о нов к процессу инновационных преобраз о ваний, к созданию научно-производственных систем с высокой ко н центрацией интеллект у ального потенциала, призванных обеспечить новый уровень ко н курентоспособности реги о на. Современный этап территориального разв и тия и усиления роли регионов в составе Российской Фед е рации характеризуется выделением сл е дующих приоритетных направлений: зак о нодательные основы разграничения фун к ций между центром и регионами; использ о вание государственно-частного пар т нерства в качестве базового механизма взаимоде й ствия государства и бизнес-сообщества ; представление регионов как крупных те х нологических площадок создаваемых выс о котехнологичных производств и научно-технических комплексов; привлечение з а рубежного опыта и капитала для формир о вания промышленных округов; пов ы шение значимости малого производственн о го и инновационного бизнеса и др.

Особенностью России является неравн о мерность развития ее регионов. Так, из всех суб ъ ектов РФ в число лидеров по уровню инновационного развития входит около 10 регионов (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Нижегородская и Свер д ловская области); среди федеральных окр у гов в число наиболее инновационно разв и тых попадают Урал ь ский, приволжский и Центральный. При этом в Центральном и Северо-Западном федеральных округах с о средоточена большая часть научных орг а низаций (54,5%), персонала, занятого Н И ОКР (63,5%), а также госбюджетных средств, н а правляемых на поддержку науки (64,2%). В то же время по объему отгр у женной инновационной продукции со зн а чительным отр ы вом лидируют Уральский и Приволжский федеральные округа.

Таким образом, основой инновационного развития Росс ии и ее регионов должно стать решение следующих задач: восстановление и укрепление связей между наукой и прои з водством; обеспечение многоканального финансирования научно-технической и и н новационной деятельности; разработка э ф фективных мер стимулирования инновац и онной активности; развитие инфраструкт у ры, обеспечивающей передачу технологий в практику. Знание, новые технологии, акти в ное представительство в мировом простра н стве являются определяющими для выхода российских регионов на новый уровень д и намичного и устойчивого развития. Усто й чивое социально-экономическое развитие региона характеризуется его возможностью обеспечивать положительную динамику уровня и качества жизни населения, испол ь зовать в этих целях новые факторы и усл о вия, в том числе сбалансированное воспр о изводство экономического, социального, природно-ресурсного потенциала, локал и зованного на его территории. В совреме н ной России региональные органы власти, как правило, мотивированы скорее геоэк о номическими , чем геополитическими соо б раж е ниями. Включение России в мировое экономическое пространство должно пр о исходить не только через отдельные реги о ны, испытывающие давление двойного пр о винциализма: собственно центра и реги о нальных бл о ков. Проблему региональной интеграции для нашей страны необходимо рассматривать как проблему стратегическ о го «вписывания» всей России в геоэконом и ку трансграничных регионов. Остро нео б ходимое для страны создание воспроизво д ственной модели может, безусловно, нач и наться с точек роста – отдельных пригр а ничных регионов, обладающих определе н ными конкурентными преимуществами. Среди регионов приграничного пояса более бл а гоприятные условия для развития имеют те, которые располагаются на глобальных коммуникациях, обеспечивающих межд у народное региональное сотрудничество. Для регионов «тупикового положения» н е обходимы спец и альные меры федеральной региональной п о литики, опирающиеся на основополагающие принципы устойчивого пространственного развития. При этом ва ж но не просто извлечь выгоду из географич е ского положения или даже правильно поз и ционироваться — нео б ходимо определить, какие факторы внутрирегионального разв и тия могут поддерживать геоэкономические интересы других стран.

Перспектива экономического развития регионов должна базироваться на поддер ж ке «опорных» регионов — точек индустр и ального, технологического и инфрастру к турного роста. Однако эти точки невозмо ж но выделить и поддерживать в рамках пр о водимой ныне бюджетной политики пр о блемных р е гионов за счет регионов-доноров. В резул ь тате территории-рецепиенты теряют мот и вацию к развитию, а развитие успешных р е гионов, наоборот, искусственно сдерживае т ся.

России от политики равномерного разв и тия необходимо перейти к политике точек роста, так как зачастую наиболее удачные решения по стимулированию экономич е ского роста страны в целом реализуются в р е гионах. При этом, по мнению руководства Минрегионразвития РФ, федеральные соц и альные стандарты, определяемые госуда р ственной социальной политикой, должны обеспечиваться во всех без исключения р е гионах, а что касается инвестиционных средств из федерального бюджета, то они должны направляться только туда, где фо р мируются предпосылки для экономического роста. Для точек роста характерны одн о временная концентрация кадров промы ш ленн о сти и хай-тека , научный потенциал, учащаяся молодежь, производственные ц е почки, инфраструктура. Потенциальных т о чек роста, откр ы тых для частно-государственных инвестиционных прое к тов, в России дост а точно.

В мировой практике выработан и апр о бирован на практике ряд организационно-экономических мер, способствующих и н тенсификации процесса регионального и н новационного развития: осуществление специальных целевых программ на общег о сударственном, р е гиональном и местном уровнях; прямые государственные субсидии и целевые ассигновании региональных (м е стных) органов власти; местные налоговые льготы, направленные на стимулирование инновац и онной деятельности предприятий; формирование научных парков и реги о нальных це н тров передовых технологий; создание инкубаторов малого бизнеса; пр и влечение венчурного капитала; мобилиз а ция ресурсов частного сектора на решение задач регионального развития; формиров а ние предпринимательских сетей и класт е ров; соверше н ствование информационной, коммуникационной, финансовой инфр а структуры; орг а низация управленческого консультирования предпринимателей и др у гие меры.

Вместе с тем, проводимая на практике региональная инновационная политика о п ределяется конкретными экономическими у с ловиями. Поэтому не существует одного общего р е цепта для применения различных инструментов ее реализации. Каждое гос у дарство и каждый регион подходит к реал и зации этих задач с учетом существующих особенностей, традиций, имеющихся ресу р сов и потребностей.

Библиографический список

1. Никонова А.А. Системность управления как основной императив в переходе к устойч и вому развитию // Эффективное антикризисное управление. – 2015. – № 6(93) . – С. 62-75.

2. Сычева И.Н . Предпринимательские риски: проблемы оценки и учета / В сборнике: «О р ганизация – 2012» // Материалы заочной научно-практической конференции / О тв. ред. И.Н. Сычева – Барнаул: Изд-во АлтГТУ , 2012 – С. 306-319 .

3. Сычева И.Н., Пермякова Е.С. Инновационное предпринимательство в регионе: пробл е мы и решения // Экономика и бизнес: теория и практика / Международный научный журнал. – 2015. – № 9. – С. 95-98.

4. ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы http://www.ano-info.ru/index.php/component/content/article/143-main/1098-ftsp .

5. Лившиц В.Н. О нестационарности российской переходной экономики // Проблемы те о рии и практики управления. – 2014. – №2. – С. 8 -13.

6. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Foundation for Assistance to Small Innovative Enterprises – FASIE ) http://xpir.fcntp.ru/guidealias/FASIE-General .

7. Алтайский гарантийный фонд – Алтайский фонд микрозаймов http://www.altfond.ru/news/news-23-03-2016 .

8. Инновационные технологии для малого бизнеса http://gorn.pro/archive/2006/10/1943938/

9. The Global Innovation Index 2015 . Effective Innovation Policies for Development / Cornell University, INSEAD, and WIPO. Fontainebleau; Ithaca; Geneva 2015. https://www.globalinnovationindex.org/userfiles/file/
reportpdf /gii-full-report-2015-v6.pdf .

10. The Human Development Report 2015 . Work for Human Development. Published for the United Nations Development Programme (UNDP). New York, NY, 2015. http://hdr.undp.org/sites/default/files/
2015_human_development_report_1.pdf.

THE CONCEPT OF REGIONAL DEVELOPMENT IN THE CONTEXT

OF GLOBAL I ZATION

I.N. Sycheva , doctor of economic sciences, professor

E.S. Permyakova , candidate of economic sciences, senior lecturer

I.I. Polzunov Altai state technical university

(Russia, Barnaul)

Abstract. This article discusses the new approaches to the development of the economy of the r e gion, due to the trends of globalization of the world economy. The peculiarities of modern regio n al development in Russia. We present a series of organizational and economic measures that contri b ute to the intensification of the process of regional innovation development.

Keywords: globalization, regional development, knowledge economy, the growing point.

  • Моргунов Антон Владимирович , кандидат наук, ведущий научный сотрудник
  • Научно-исследовательский институт ФСИН России
  • КОНЦЕПЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  • ОПЫТ РАЗНЫХ СТРАН МИРА В ОБЛАСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
  • УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ
  • НОВА СИСТЕМА УПРАВЛЕНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ

В статье рассматривается необходимость разработки документов, определяющих концептуальные основы территориального развития экономики России, рассматривается опыт развитых стран мира в области регионального менеджмента. Автор анализирует проблемы регионального развития Российской Федерации и направления совершенствования территориального развития экономики страны.

  • Значение оффшорного бизнеса в предпринимательской деятельности
  • Особенности обслуживания корпоративных клиентов в туризме
  • Стратегические цели промышленного предприятия и устойчивость экономики
  • Оценка и управление экономической безопасностью предприятия с учетом факторов риска и неопределенности рыночной среды

В последние годы в Российской Федерации после длительного перерыва возобновилась работа по разработке стратегических программ социально-экономического развития территорий. Подготовлены документы, направленные на развитие концептуальных основ территориального развития экономики России на федеральном уровне, на уровне федеральных округов, субъектов федерации и муниципалитетов в виде программ среднесрочного развития, в которых сформулированы приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации.

Большой вклад в систему управления региональным развитием сделан в нашей стране в советское время. В этой связи необходимо упомянуть таких авторов как А.Г. Аганбегян, А.Г. Гранберг, О.С. Пчелинцев, Г.Г. Фетисов.

В работе Лемешева М.Я. и Панченко А.И. комплексные программы определяются как «планируемый комплекс экономических, социальных, производственно-технических и научно-исследовательских мероприятий, направленных на достижение одной четко очерченной цели общественного развития.

Анализ показывает, что экономическое программирование оказывает позитивное влияние на хозяйственную жизнь страны. Воздействие индикативных планов на экономическую динамику трудно выразить количественно, однако можно утверждать, что высокие темпы экономического роста и сравнительно небольшая амплитуда циклических колебаний в Японии, в значительной степени определяются влиянием государственного программирования.

Указывая основные пути перспективного развития, стратегические направления регионального развития служат основой для определении конкретной политики в различных важнейших сферах жизни общества: сфере рынка труда, бюджетно-финансовой, научной, образовательной). Таким образом, требования к качеству этих документов повышаются. Вместе с тем теоретическая и методическая основа разработки данных документов не удовлетворяет современным требованиям. В настоящее время необходимо создание такой системы управления экономикой, которая сочетала бы рыночную систему хозяйственных отношений как базовую, и адекватные меры государственного регулирования.

Система инструментов государственного регулирования экономического развития регионального хозяйственного комплекса в настоящее время находится в стадии формирования. На наш взгляд, и в этом вопросе солидарны с авторами, высказавшими эту идею еще в прошлом веке, она включает: прогноз социально-экономического развития, стратегический план развития региона, программирование регионального развития разработку и реализацию бюджета региона, индикаторный план развития экономики региона .

Решение проблемы территориального развития экономики страны требует тщательного и всестороннего обоснования. Разработка новой, приемлемой для России концепции территориального развития должна учитывать все многообразие факторов функционирования экономики страны, как внешних, так и внутренних .

Причины неудовлетворительного положения дел в территориальном развитии экономики страны многообразны. К их числу на федеральном уровне относят такие проблемы, как:

  • не определены стратегические направления социально-экономических преобразований в стране в увязке с финансовыми ресурсами;
  • программы развития регионов должны найти свое место в консолидированном бюджете страны;
  • стратегия развития экономики страны должна иметь не только определенность по важнейшим направлениям отраслевого развития, но вместе с тем должна быть развернута в территориальном разрезе.

В настоящее время система управления региональным развитием экономике в нашей стране построена по принципу ее административно-территориального деления. В каждом из субъектов РФ имеется своя законодательная, исполнительная, и судебная власть. Помимо этого на выработку и реализацию управленческих решений в области регионального развития оказывает воздействия общественные, религиозные, благотворительные и иные негосударственные организации, внебюджетные фонды коммерческие структуры, средства массовой информации.

Проблем управления региональным развитием на современном этапе множество. Можно согласиться с Орешиным В.П. и Фетисовым Г.Г., что главными из них являются:

  1. В стране отсутствует документально оформленная долгосрочная стратегия социально-экономического развития с учетом региональных особенностей и факторов.
  2. Несмотря на имеющиеся различия в природно-климатическом, демографическом, историко-культурном положении регионов, управление их социально-экономическом развитием осуществляется по единственной унифицированной схеме .

Однако, по нашему мнению, к этому перечню проблем следовало бы добавить проблему совершенствования системы статистического учета и наблюдения за социально-экономическим развитием регионов. Эта система не вполне адекватна системе экономических отношений и современным требованиям организации структур управления региональным развитием. Эта неадекватность проявляется в наборе и структуре учитываемых показателей, их разноуровневой несовместимости, в отсутствии в системе учитываемых показателей целевых и приоритетных, недостаточности методологического обеспечения ряда важнейших показателей (например, показателей структуры национального богатства, совокупного экономического потенциала, использования земельных ресурсов и др.).

Все это диктует необходимость совершенствования управления территориальным развитием экономики страны на пути поиска взаимовыгодных для всех регионов направлений размещения и развития производства и построения взаимовыгодных отношений между различными уровнями власти. При этом необходимо использовать различные «входные» предпосылки, как внутреннего, так и внешнего характера: дальнейшего развития рыночных отношений в стране, повышения качества жизни населения, повышения конкурентоспособности внутренних производителей. Разработка новой концепции управления территориальным развитием страны имеет большое политико-экономическое значение, особенно для столь специфичной страны, как Россия.

На наш взгляд, наиболее интересные разработки в области управления территориальным развитием по странам мира следующие:

  1. Решения освоения природных богатств отдаленных регионов страны с суровым климатом вахтовым методом, применяемым в Канаде (провинция Альберта) и США (Аляска) .
  2. Опыт Великобритании в успешном решении проблем развития депрессивных муниципалитетов и графств на пути активизации роли центрального правительства (разработка программ регионального развития, оказания помощи из государственного бюджета и пр.) должен быть взят на вооружение .
  3. Теория «точек роста» Мюрдаля и Перру применительно к развитию территории страны с выделением регионов, развивающихся более высокими темпами.

В странах европейского сообщества региональная политика в настоящее время базируется на следующих основных принципах: субсидиарности, концентрации средств, приоритета для программ, направленных на комплексное развитие территорий, первостепенности (средства для мероприятий региональной политики используются в дополнение к национальным ресурсам, но не вместо них).

Европейский союз исходит из того положения, что без решения проблем регионов, смягчения диспропорций в уровнях социально-экономического развития между ними от которого выигрывали бы все регионы, трудно добиться успехов в развитии ЕС .

Исходя из опыта развитых европейских стран, реальной ситуации в социально-экономическом развитии регионов России, а также необходимости стимулирования перехода к постиндустриальному обществу требуется создание в стране Совета по развитию науки и технологиям во главе с Премьер-министром. Создание такого рода специального органа было бы решением проблемы прорыва нашей экономики в технологическое сообщество развитых стран мира. Наряду с этим в целях эффективного управления территориальным развитием страны необходим Совет по стратегическому региональному развитию страны.

В целях реализации перехода от отраслевого (блочно-функционального) принципа управления к территориально-отраслевому) сетевому принципу, необходимо создать ряд управленческих структур, отвечающих за координацию отраслей и секторов экономики. Их следует рассредоточить по регионам профильной специализации. Так, департаменты Минприроды могут быть рассредоточены по регионам Сибири и севера, а также частично Урала. Департаменты Минсельхоза могут быть могут быть рассредоточены в Южных и Центральных регионах страны. Такой принцип построения структур управления будет способствовать:

  • органическому сближению субъекта и объекта управления;
  • создание условий для обновления системы управления новыми кадрами из регионов;
  • создание объективных условий для разблокирования годами и десятилетиями формировавшихся гнезд бюрократии и коррупции в правительственном аппарате.

Можно назвать и другие преимущества построения систем управления страной по предлагаемому принципу. Тем не менее, решение о целесообразности её внедрения на данном этапе должно быть тщательно подготовлено, подкреплено соответствующими расчетами и подвергнуто соответствующей экспертизе. Однако, несомненно, что предлагаемая мера позволит усилить степень интегрированности экономического пространства страны и регионов и повысить уровень эффективности использования природно-географического, демографического, производственно-технологического пространства .

Должна быть обеспечена объективная оценка результатов социально-экономического развития страны и регионов на основе организации мониторинга, применение комплекса независимых экспертиз экономического роста, социально-экономического развития страны и регионов, уровня жизни населения.

Следует разработать механизм персональной ответственности должностных лиц органов власти, бизнес-сообщества за реализацию основных положений и принципов стратегии социально-экономического развития страны и регионов и программы, обеспечивающих её реализацию.

Список литературы

  1. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Д.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 1995.
  2. Воронков А.А. Методы анализа и оценки государственных программ
  3. в США. М.: Наука 1986.
  4. Государственное регулирование переходной экономики/Под общ. ред. С.А. Пелеха. Минск: Право и экономика, 2008.
  5. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  6. Евенко Л.И., Урицкий В.Е. Авергов В.А. и др. Государство и управление в США. М.: Мысль, 1985.
  7. Пчелинцев О.С., Арянин А.Н., Верхунова М.С., Щербакова Е.М. Новые тенденции развитии регионов России и экономическая политика федерального центра // Проблемы прогнозирования. 1998. № 3.
  8. Стиглиц Д.Э. Экономика государственного сектора. М.: Инфра-М, 1997.
  9. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. региональная экономика и управление.
  10. М.: Инфра-М, 2008.
  11. Experimental Laboratory in Spatial Planning/ European Comission. March 2000.
Loading...Loading...