Достижения и проблемы советской системы организации туризма. Дипломная работа: Молодежный туризм

Добровольные спортивные общества (ДСО) в СССР, объединяют трудящихся и учащуюся молодёжь, занимающихся физкультурой, спортом и туризмом; через свои первичные организации (коллективы физической культуры на предприятиях, в учреждениях, колхозах, совхозах, учебных заведениях и др., а также спортклубы) решают задачи развития массовой физической культуры, спорта и туризма, подготовки значкистов "Готов к труду и обороне СССР", "Турист СССР", спортсменов-разрядников, мастеров спорта и повышения мастерства спортсменов. ДСО создаются по территориальному (в союзных республиках) или производственно-отраслевому признаку, объединяя коллективы физической культуры района, области, республики; предприятий, строек, одной или нескольких отраслей народного хозяйства, учебных заведений и др. Деятельность ДСО строится в соответствии с уставом обществ на основе принципа широкой самодеятельности.

В 1936-38 были созданы ДСО в профсоюзах; в 1943 физкультурники школ ФЗО и ремесленных училищ объединены в общество "Трудовые резервы"; в 1950-х гг. организованы сельские ДСО в союзных республиках. В 1971 в СССР было 36 ДСО, в том числе 6 всесоюзных: "Буревестник" , "Водник" , "Зенит" , "Локомотив" , "Спартак" ,"Трудовые резервы" ; 15 республиканских, объединяющих коллективы физической культуры промышленных предприятий: "Авангард" (УССР), "Алга" ("Вперёд", Киргизская ССР), "Ашхатанк" ("Труд", Армянская ССР), "Гантиади" ("Рассвет", Грузинская ССР), "Даугава" (Латвийская ССР), "Енбек" ("Труд", Казахская ССР), "Жальгирис" ("Зелёная роща", Литовская ССР), "Захмет" ("Труд", Туркменская ССР), "Калев" (Эстонская ССР), "Красное знамя" (БССР), "Мехнат" ("Труд", Узбекская ССР), "Молдова" (Молдавская ССР), "Нефтчи" ("Нефтяник", Азербайджанская ССР), "Таджикистан" (Таджикская ССР), "Труд" (РСФСР); 15 республиканских сельских ДСО: "Варпа" ("Колос", Латвийская ССР), "Йыуд" ("Сила", Эстонская ССР), "Кайрат" ("Сила", Казахская ССР), "Колмеруне" ("Колхозник", Грузинская ССР), "Колос" (УССР), "Колхозникул" ("Колхозник", Молдавская ССР), "Колхозчу" ("Колхозник", Киргизская ССР), "Колхозчы" ("Колхозник", Туркменская ССР), "Мехсул" ("Урожай", Азербайджанская ССР), "Нямунас" (Литовская ССР), "Пахтакор" ("Хлопкороб", Узбекская ССР), "Севан" (Армянская ССР), "Урожай" (РСФСР), "Урожай" (БССР), "Хосилот" ("Урожай", Таджикская ССР).

На 1 января 1970 действовало 114 тыс. первичных организаций ДСО, в том числе 105 тыс. профсоюзных (25 млн. физкультурников). В ДСО работало 1350 детско-юношеских спортивных школ , многочисленные группы совершенствования спортивного мастерства, клубы по видам спорта и др., занятия в которых вели 50 тыс. тренеров. В 1946-1970 в ДСО подготовлено свыше 60 тыс. мастеров спорта и около 2 тыс. заслуженных мастеров спорта. ДСО совместно с профсоюзными организациями, предприятиями, колхозами и др. осуществляют строительство спортивных сооружений. В 1970 ДСО имели 2490 стадионов, 59 тыс. футбольных полей, 14,4 тыс. комплексных спортплощадок, 10,2 тыс. спортивно-гимнастических залов, 950 искусственных бассейнов, около 270 тыс. площадок для спортивных игр. Основные средства на работу ДСО профсоюзов поступают из профбюджета (в 1970 они составляли 355 млн. рублей). Каждое общество имеет флаг, эмблему, спортивную форму, нагрудный знак. Руководство профсоюзными спортивными обществами осуществляет Всесоюзный совет ДСО профсоюзов (основан ВЦСПС в 1957). Совет организует соревнования между спортивными обществами, спартакиады профсоюзов СССР, физкультурные праздники, учебно-тренировочные сборы; обеспечивает участие ДСО во всесоюзных и международных первенствах и чемпионатах; направляет и контролирует работу детско-юношеских спортивных школ, повышение квалификации физкультурных кадров и общественного актива; руководит строительством спортивных сооружений; присваивает лучшим коллективам физической культуры звание спортклуба; поддерживает широкие связи с зарубежными рабочими и студенческими спортивными союзами. При Совете созданы федерации по видам спорта, тренерские советы, коллегии судей и др. Деятельность Всесоюзного совета направляется и финансируется ВЦСПС.

Значительный вклад в развитие физической культуры и спорта вносят также всесоюзное физкультурно-спортивное общество "Динамо" , спортклубы Вооружённых Сил СССР, в том числе ЦСКА , и спортивно-технические клубы ДОСААФ СССР (см. Клуб спортивный ).

Советская власть уделяла совё пристальное внимание туристско- экскурсионной деятельности, понимая, что это- одна из возможностей влияния на массы. Уже в 1918 года создавались курсы для учителей, в целях повышения квалификации, используя при этом вид обучения, как экскурсии.

Главным различием «буржуазного» и советского туризма являлось то, что заграничные буржуа стремились не за яркими впечатлениями, а за экзотикой и авантюрой, в условиях богатейшего комфорта совершают путешествия по разным концам света. В то время, как советский туризм, составлял часть культурной работы, и являлся глубоко политическим явлением.

В 1919 году создаются экскурсионные секции для организации экскурсионного дела в школах. Первые шесть секций были расположены в окрестностях Петрограда, были разработаны специальные маршруты. Для детей, пребывающих на экскурсии, предлагалось бесплатное питание (и это в условиях Гражданской войны и иностранной военной интервенции!). Школьников, которые прибывали для многодневных походов, устраивали на ночлег. Им для проезда по железной дороге выдавались специальные льготные проездные билеты. Постепенно началась дифференциация в направлениях работы со школьниками. Кроме Центральной станции 1920го года, возникло ещё 3 опорных центра:в Петергофе, Павловске и Царском селе. Гуманитарные станции проводили экскурсии в музеях и усадьбах, это позволяло ознакомить школьников с лестным ландшафтом и т.д.

В 1920 году создаётся Экскурсионное бюро при Наркомате просвещения РСФСР, где разрабатывают планы предстоящих походов и экскурсий.

С 1921 года начинают проводиться конференции по проблемам экскурсоводческого дела, и носили они общероссийский характер. И теперь, экскурсии должны были носить не только общеобразовательный характер, но и идеологический, так что стала разрабатываться историко-революционная тематика, а также уточнялись списки предприятий народного хозяйства.



С середины 20х годов на страницах «Комсомольской правды» стали появляться статьи, призывающие молодежь заняться туризмом. В декабре 1926 года была организована первая массовая экскурсия, в ней приняло участие 300 человек, и целью было ознакомление молодежи со строительством Волховской гидроэлектростанции.

Таким образом, все вышеперечисленные мероприятия привели к созданию Бюро туризма в 1927 году, главной задачей которого являлось развитие массового туризма среди молодежи.

В 1930-е годы стало очевидно, что мир стоит на пороге новой войны. СССР угрожала война на 2 фронта: против фашистской германии на западе и Японии на востоке. Красной нитью через многие публикации, касающиеся вопросов туризма, начинает проходить мысль о том, что «успешно воевать можно лишь тогда, когда помимо прочих условий бойцам достаточно хорошо известен район операции». Туристская подготовка многих держав позволяла успешно бороться с противниками в горах и других местностях, так как была хорошая подготовка. И туризм, « являясь по преимуществу массовым движением рабоче-крестьянской молодежи, т.е, как раз основной массы будущих защитников советского союза, в самой свободной и интересной форме даёт широчайшие возможности для изучения границ». Конечно, «массовый» туризм в приграничных районах осуществлялся, опираясь на довольно жесткие правила во избежание разведывательной деятельности под видом туризма.

Наряду с внутренним туризмом в СССР очень рано начинает развиваться и иностранный туризм. Так же как и при развитии внутреннего туризма, здесь приоритетными были пропагандистские вопросы, пытавшиеся раскрыть перед западным обывателем облик новой Росси. Так же считали, что знакомство с Советской Россией « неизбежно ускорит крах капитализма во всём мире». В самом начале, обязанности по обслуживанию иностранных туристов были возложены на «Совторгфлот», но эта организация больше занималась иностранной валютой, должной организации так и не было.

В 1929 году возрос поток иностранных туристов, и создаётся Всесоюзное акционерное общество «Интурист», которое со временем становится монополистом в области организации иностранного туризма в СССР. «Интурист» создаёт свои представительства как заграницей, так и в ряде российских городов, заключает договоры с зарубежными железнодорожными и пароходными компаниями. Туристам предлагались экскурсии не только по Москве, но и другим крупным городам России. Естественный спад начинается с 1938 года, как следствие мирового кризиса, и ощущался дух предстоящей войны. В иностранном туризме в связи со Второй мировой войной, а потом и Холодной войной, наступает длительный перерыв, и заканчивается только в 50ых годах.

Но выезжали ли совграждане заграницу в довоенный период? Основной формой выезда за рубеж были, конечно же, заграничные командировки. За рубежом побывали такие люди как, Цветаева, Маяковский, Есенин, Горький и т.д.

Организованный, или, как его стали называть, плановый зарубежный туризм, возник в СССР в 1930 году, когда первая группа из 257 передовиков производства из разных городов Союза отправилась в морской круиз с заходом в Гамбург, Неаполь и Стамбул. Туристам читали лекции о международном положении, проводились политинформации, но также давался страноведческий журнал по всем странам и берегам, вдоль которых происходило путешествие.

Внутренний туризм стал возрождаться лишь в конце 40ых годов, и в послевоенный период получили широкое распространение такие виды туризма как, плановый, самостоятельный, детский, семейный и спортивный.

С 1957 года начинается история советского морского туризма. Интурист арендовал 2 судна- «Победу»и «Грузию», на которых осуществлялись морские путешествия вокруг Европы из Одессы в Ленинград. В 1960ом году теплоход «Адмирал Нахимов» стал курсировать вдоль Крымско-Кавказского побережья. Позже, морской туризм стал развиваться и на Балтике.

В 1964 году создаётся Управление по иностранному туризму и Совет по иностранному туризму, которые должны были координировать работу различных организаций для дальнейшего развития иностранного туризма в нашей стране. В середине 1960х годов создаётся специальная система подготовки кадров для гостиниц и ресторанов, гидов и переводчиков. Основными туристическими центрами были: Ленинград, Сочи, Ялта, Иркутск и др.

С 1964 года «Интурист» стал принимать туристов с целью оздоровительного отдыха в таких местах как Пятигорск, Кисловодск, Сочи, Ессентуки.

Неизменно большой интерес вызывала поездка на «Транссибирском экспрессе» из Москвы до Владивостока через весь СССР. Быстро завоевал всеобщий интерес и экзотический круиз по Каракумскому каналу. Также многим туристам предлагали поход по прибалтийской тайге.

Главными туристскими регионами были Центральный, куда кроме Московской входили Тульская, Рязанская, Калужская, Калининская, Смоленская, Ярославская и Владимирская области. Т северо-западный, включающий в себя Ленинград, Новгород и Псков. Более половины всех маршрутов были проложены в таких курортных местах, как Черноморское побережье Кавказа, Крым, Северный Кавказ, Закавказье.

С 1970х годов наступает этап нормативно-планового развития туризма. Основными задачами являлись: массовое развитие туризма среди трудящихся масс и молодежи, способствующего повышению культурного уровня и укреплению здоровья, высокопроизводительному труду, воспитанию у советских людей любви к социалистической родине и т.д. В то же время планирование в туризме стало приобретать тотальный характер, разрабатывались и утверждались планы на 5, а иногда и 10 лет вперёд. Всё также активно продолжалась пропаганда туризма среди молодёжи, в 70х.годах была разработана программа всесоюзных походов и экскурсий школьников и студентов.

В связи с деформацией рыночных отношений в СССР увеличился спрос на оздоровительные услуги, и в связи с этим появляются новые форма обслуживания, например курсовое лечение в санаториях. По этим путёвкам отдыхающие получали лечебные и оздоровительные услуги в санаториях, с питанием и проживанием в частном секторе.

В 1970-1980г.г. наблюдается расширение географии туризма. Наряду с морскими и речными круизами, когда совершались путешествия по Северному морскому пути, начиная от Мурманска и заканчивая Петропавловском-Камчатским, по морям Северного Ледовитого и Тихого океанов, наблюдается разработка самостоятельных маршрутов от Хибин до Камчатки. Туристские путешествия становятся одной из самых популярных форм отдыха среди советских граждан.

Также стал развиваться социальный туризм, когда рабочие покупали путёвки через свои профсоюзы всего за 30% от их стоимости, иногда и больше.

Уже с 1960ого года появляется первый организованный автомобильный туризм, но реальное развитие он получает только в 80х годах. В 1985 году существовало 5 всесоюзных маршрутов для автотуристов: по Военно-Грузинской дороге, от Москвы до Алушты, от Ростова-на-Дону до Дербента, Новгород-Пярну, от Смоленска до Кара- Бугаза.

СССР приняло участие во всемирной конференции по туризму, состоявшейся в Филиппинах в 1980 году. Руководство советского союза от лица Л.И.Брежнева отметило, что туризм должен способствовать удовлетворению возросших потребностей людей в познании мира, во взаимном ознакомлении с культурой, традициями и образом жизни народов. Также туризм становился важным фактором укрепления взаимного доверия и тем самым вносил значительный вклад в поддержание мира во всём мире.

Железнодорожные путешествия планового характера появились впервые в 1960х, постепенно маршруты с использованием железнодорожного транспорта стали неотъемлемой частью многих маршрутов того времени.

Относительная дешевизна авиабилетов была одной из составляющих того бума, который переживал в 80х годах авиатуризм. Причём услугами авиации пользовались не только для доставки туристов к местам отдыха и обратно, но разрабатывались и самостоятельные авиапутешествия.

В 1960-1980 годы туризм уже не носил того принудительного идеологического характера, как это было в довоенные годы. Различными туристическими организациями были разработаны тысячи всевозможных маршрутов разных видов, продолжительности по времени, сложности и комфортности. Но, в силу того что туризм носил ярко выраженный социальный характер, спрос на туристские услуги превышал предложение. И многие туристско-экскурсионные бюро не могли обеспечить путёвки всем желающим.

Начавшаяся во второй половине 1980х перестройка и последующий распад СССР привели к распаду единой туристско-экскурсионной системы Советского Союза.

Туристско-экскурсионной деятельности Советская власть буквально с первых месяцев своего существования начинает уделять самое пристальное внимание, понимая, что это - одна из возможностей влияния на массы.

В научной литературе принято выделять несколько этапов развития туризма в СССР.

Первый (1917 - 1936гг.) - характеризуется созданием социально экономических условий, зарождением и организационным становлением экскурсионного и туристского движения. В условиях восстановления и реконструкции народного хозяйства, развёртывания культурной революции создаются первые учреждения пролетарского туризма, призванные активизировать массовый отдых трудящихся, удовлетворить их потребности в изучении культурных ценностей и природы Родины.

С 1921 г. начинают проводиться конференции по проблемам экскурсоводческого дела. Конференции с самого начала носили не локальный, а общероссийский характер. На них действовали две секции по естественно-научным и гуманитарным вопросам. Это было не случайно, так как экскурсии и походы должны были нести кроме общепознавательной и образовательной также и идеологическую нагрузку. Разрабатывалась историко-революционная тематика согласно ленинскому Декрету 1918 г. о монументальной пропаганде, а также уточнялись списки предприятий народного хозяйства, где можно было убедиться в «превосходстве социалистических методов хозяйствования». В Москве были созданы Центральный музейно-экскурсионный институт и экскурсионный отдел в Институте методов внешкольной работы, а в Петрограде соответственно Научно-исследовательский экскурсионный институт. Сотрудники этих учреждений занимались обобщением опыта работы в туристской сфере, читали различные циклы лекций и подготавливали конференции и съезды как по теоретическим, так и по практическим вопросам, связанным с туризмом.

С середины 1920-х гг. на страницах «Комсомольской правды» стали появляться статьи, настойчиво призывающие молодежь заняться туризмом. В декабре 1926 г. Московским комитетом комсомола совместно с «Комсомольской правдой» и МГСПС была организована первая массовая экскурсия, в ней приняло участие около 300 человек. Это было рекламно пропагандистское мероприятие в рамках ГОЭЛРО.

В 1930-е гг. стало очевидно, что мир стоит на пороге новой войны. Туризм стал внедряться и в армию. «Путешествие группы командиров 51-й дивизии на дунайских каяках из Смоленска в Одессу, по Днепру и Черному морю; шлюпочный поход командиров смоленского гарнизона от Смоленска до Киева; велосипедный пробег начсостава киевского гарнизона по маршруту Киев - Житомир; пробег командиров Приволжского военного округа по маршруту Казань - Свияжск - Чебоксары; 700-километровый поход на лодках начсостава Северокавказского военного округа по Дону и т.д.» Эти факты свидетельствуют о понимании значения туризма армейским командованием в деле воспитания и развития таких качеств, необходимых бойцу, как умение ориентироваться на местности, закалка характера, смелость, выносливость, взаимовыручка.

В области международного туризма ставится задача: предоставлять друзьям СССР и представителям прогрессивного движения за рубежом возможность ознакомиться с ходом социалистического строительства в СССР, а также расширить объём поездок советских трудящихся за рубеж.

Второй этап развития туризма (1936 - 1969гг) характеризуется внедрением новых организационных форм управления. В 1939г. была создана добровольная альпинистская организация военно-спортивной направленности. Из членов этой организации в годы Великой Отечественной войны формировались специальные отряды. Туризм приносил ощутимую помощь стране 1 .

Брижаков М.Б. Введение в туризм. - М; СПб., 2001

«Советским туристом» было разработано около 30 маршрутов, которые охватывали фактически всю территорию Советского Союза. Были даже разработаны маршруты по Памиру. Учитывая, что средняя продолжительность отпуска у большинства рабочих и служащих составляла порядка двух недель, соответственно и подавляющее большинство туров было такой же продолжительности.

Разница в деятельности ОПТ и Совтура заключалась в том, что ОПТ занимался организацией самодеятельных походов, а Совтур обслуживал группы отдыхающих по заранее определенным маршрутам, носящим в основном общеобразовательный и краеведческий характер.

Наряду с внутренним туризмом в СССР очень рано начинает развиваться и иностранный туризм. Так же как и при развитии внутреннего туризма, здесь приоритетными были пропагандистские вопросы.

В апреле 1936 г. Президиум ЦИК СССР счёл нецелесообразны дальнейшее развитие туризма в рамках добровольного общества и постановил его ликвидировать. Всё имущество ОПТЭ (общества пролетарского туризма и экскурсий) передавалось ВЦСПС, где создавалось туристско-экскурсионное управление (ТЭУ) ВЦСПС, на которое возлагалось руководство туристскими маршрутами всесоюзного значения, а также вся деятельность в области туризма и экскурсий. В функции территориальных ТЭУ, работавших на хозрасчётном принципе по плановым заданиям ВЦСПС, входили пропаганда туризма, консультации населения, культурно- массовое и хозяйственное обслуживание в пути, разработка маршрутов, а также строительство Домов туристов, горных хижин, лагерей, производство инвентаря. В ноябре 1937 г. был утверждён Устав туристско-экскурсионного управления ВЦСПС.

Этот период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.

Великая Отечественная война и восстановительный период отодвинули туристские проблемы на второй план. Внутренний туризм стал возрождаться лишь в конце 1940-х гг.

В послевоенные годы получил широкое распространение как плановый, так и самодеятельный, спортивный, детский и семейный туризм.

Был восстановлен также и туризм в Вооруженных Силах СССР. Согласно приказу министра обороны, возглавлять это направление в туризме было возложено на начальника Тыла ВС, а непосредственное руководство -- на Управление по туризму и экскурсиям Министерства обороны. Специально был создан Всеармейский совет по туризму для привлечения к этой работе широких слоев армейской и флотской общественности. Туризм, как плановый, так и самодеятельный, вскоре становится одним из наиболее любимых и массовых видов отдыха.

К середине 1980-х гг. было 24 турбазы, входивших в подчинение военных ведомств и Министерства обороны. Только с 1980 по 1985 г. на них отдохнуло около 1,2 млн. военнослужащих и членов их семей. Наибольшей популярностью в советское время пользовалась турбаза «Терскол», принимавшая туристов круглый год. Летом отсюда совершались походы и экскурсии по Приэльб-русью, а зимой приезжали горнолыжники. Уникальность ее, однако, заключалось в другом. Только здесь были разработаны маршруты различных категорий: от наипростейшего, дающего право на значок «Турист СССР», до I категории сложности.

Были разработаны десятки маршрутов автобусных путешествий по СССР. Пользовались популярностью и речные путешествия по Волге и Волго-Балту, а в июле ежегодно проводился 15-дневный тур по Енисею от Красноярска до заполярного Диксона. Проявлялась забота и о семьях молодых офицеров.

В три раза увеличилось в середине 1980-х гг. количество турбаз, где можно было отдыхать с детьми от пятилетнего возраста 1 .

Самодеятельный туризм также не был обойден вниманием. С 1970-х гг. стали проводиться ежегодные всеармейские соревнования на лучшее туристское путешествие, а с 1976 г. - Всеармейские слеты туристов. Это были грандиозные мероприятия.

Традиционно важным направлением туристско-экскурсионной работы был школьный туризм. Еще до начала Великой Отечественной войны в 1941 г. было объявлено о начале туристической краеведческой всероссийской экспедиции «Моя Родина - СССР». К идее возобновления этой экспедиции вернулись лишь в середине 1950-х гг. В 1956 г. «Пионерская, правда» и Центральная детская экскурсионно-туристическая станция опубликовали ос-новные положения этой Экспедиции. Работа развернулась по семи направлениям: «Ленин и теперь живее всех живых», «К тайнам природы», «Искусство принадлежит народу», «В буднях великих строек» и др.

С 1957 г. начинается история советского морского туризма. Интурист арендовал два судна - «Победу» и «Грузию», на которых и осуществлялись морские путешествия вокруг Европы из Одессы в Ленинград. Теплоход «Петр Первый» проводил черноморские круизы для туристов из соцстран. А в 1960 г. печально известный теплоход «Адмирал Нахимов» стал курсировать вдоль Крымско-Кавказского побережья. В начале 1960-х гг. морской туризм стал развиваться на Балтике, а судно «Григорий Орджоникидзе» устраивало 20-дневные туры вдоль Дальневосточного побережья.

На создание отвечающих европейским стандартам требований для приема иностранных туристов ушло десять послевоенных лет. Необходимо было построить сеть гостиниц и ресторанов, накопить опыт перевозок большого количества иностранцев авиационным и железнодорожным

1 [Соколова М.В. История туризма: Учебное пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 с. 294] транспортом, развернуть рекламу и, наконец, наладить производство сувенирной продукции.

«Интурист» занимался организацией не только групповых туров, но и индивидуальных морских и речных круизов, поездок иностранцев на курорты СССР, а советских граждан - на зарубежные курорты. Устраивались и эксклюзивные туры, например для охоты.

С 1964 г. «Интурист» стал принимать туристов для лечения на наиболее известных курортах страны. В их число вошли санатории, известные минеральными источниками, например, Мацеста в Сочи, Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск, лечебные грязи Цхалтубо и др.

В 1960-х гг. в СССР насчитывалось пять направлений туризма, которые существовали в значительной степени параллельно друг другу:

­ профтуризм (Центральный Совет по туризму и экскурсиям ЦСТиЭ при ВЦСПС);

­ интуризм (Государственный комитет по иностранному туризму при Совете Министров СССР);

­ молодежный туризм («Спутник» при ЦК ВЛКСМ);

­ военный туризм (Управление по туризму и экскурсиям Мин-обороны СССР);

­ школьный туризм (ЦДТЭС Министерства просвещения СССР).

В 1960-е гг. туристско-экскурсионными организациями профсоюзов было разработано свыше 13000 маршрутов - линейных, кольцевых, радиальных. В целях обеспечения разработки и выпуска различных видов рекламы, организации в прессе, по радио, телевидению и в кино пропаганды и рекламы мероприятий, проводимых туристско-экскурсионными организациями, решено было создать рекламно-информационное бюро «Турист». Оно было открыто в 1971 г. и действовало на хозрасчетных условиях.

Главными туристскими регионами были Центральный, куда кроме Московской входили Тульская, Рязанская, Калужская, Калининская, Смоленская, Ярославская и Владимирская области; и Северо-западный, включавший Ленинградскую, Новгородскую и Псковскую области. Одно только Московское бюро экскурсий в 1960-е гг. реализовало 4 млн. туристских путевок. Туристскими «мекками» в этот период становятся маршруты: «По пушкинским местам», «По древнерусским городам и Ленинграду» и др. Хотя количество маршрутов в Центральном и Северо-западном регионах было меньше, чем, скажем, в Закавказье или Крыму, но в них прини-мало участие гораздо большее количество туристов из-за развито-сти инфраструктуры. Кроме того, здесь были сосредоточены крупные туристские комплексы, которые были в состоянии обслужить большое количество путешественников. Многие маршруты по Центральному и Северо-западному регионам носили общесоюзный характер, что также влияло на массовость, хотя это не значит, что здесь не существовало местных маршрутов.

Более половины всех плановых всесоюзных маршрутов было проложено в таких курортных местах, как Черноморское побережье Кавказа, Крым, Северный Кавказ, Закавказье. Этот регион лидировал по «концентрации» кемпингов, туристских баз и гостиниц, которых здесь было более 50 % от их общего количества по стране 1 .

К маршрутам с активными способами передвижения относились 55 всесоюзных маршрутов. Это были конные, велосипедные, водные (лодочные, байдарочные и на надувных плотах), пешеходные. Турист, принявший участие в одном из них, имел право на получение удостоверения и значка «Турист СССР». Девять маршрутов, причисленные к первой категории сложности, среди которых можно назвать такие, как «По горному Крыму»,

«По Днестровскому каньону на плотах», «По Телецкому озеру и алтайской Соколова М.В. История туризма: Учебное пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 с. 294] тайге» и др. - могли принести туристу присвоение третьего разряда по туризму, правда, если у него уже имелось «звание» «Турист СССР». Туризм в 1960-е гг. стал настолько популярен, что почти во всех вузах СССР создаются туристские секции, а в некоторых университетах даже были организованы Клубы туристов.

В 1970 - 1980-е гг. наблюдается расширение географии туризма. Наряду с элитными морскими и речными круизами - такими, как, например, «Арктический круиз», когда совершалось путешествие по Северному морскому пути, начиная от Мурманска и заканчивая Петропавловском-Камчатским, по морям Северного Ледовитого и Тихого океанов - Охотскому и Японскому; или путешествия на комфортабельных теплоходах по Лене, Енисею, Амуру - наблюдается разработка самодеятельных маршрутов от Хибин до Камчатки. Туристские путешествия становятся одной из наиболее популярных форм отдыха советских граждан.

Путешествия на речных судах проходили по всем крупным рекам Советского Союза. Более 40 Советов по туризму разного уровня арендовали суда и организовывали путешествия для «своих» туристов. И хотя путешествия водным транспортом традиционно имел небольшой удельный вес - около 5 % от общего объема транспортных путешествий, - тем не менее, в СССР к началу 1990-х гг. функционировало около 500 речных и морских маршрутов, которые обслуживали 200 судов 1

Железнодорожные путешествия планового характера появились впервые в 1960-е гг. Постепенно маршруты с использованием железнодорожного транспорта стали неотъемлемой частью множества маршрутов самого разного уровня. Начинают формироваться «поезда здоровья» и специальные туристско-экскурсионные поезда. Маршруты составлялись таким образом, чтобы железнодорожные переезды между туристскими центрами приходились в основном на ночное время. В 1986 г. туристско-экскурсионных поездов. Особенной популярностью у жителей Дальнего Востока, Урала и Сибири пользовались кольцевые маршруты, охватывавшие главные города европейской части Союза, а также Средней Азии.

Относительная дешевизна авиабилетов была одной из составляющих того бума, который переживал в 1980-е гг. авиатуризм. Причем услугами авиации бюро путешествий и экскурсий крупных городов (по статистике их было более 160) пользовалось не только для доставки туристов к местам отдыха и обратно, но разрабатывались и самостоятельные авиапутешествия, например маршрут Москва - Архангельск - Соловки - Архангельск - Москва и десятки других.

Любимыми для многих горожан становятся походы «выходного дня». Только в 1980-е гг. в них приняло участие более 20 млн. человек 1 .

В 1960 - 1980-е гг. туризм уже не носил того принудительно идеологизированного характера, как в довоенные годы. Материальная база его возросла многократно. Различными туристскими организациями были разработаны тысячи всевозможных маршрутов разных видов, продолжительности по времени, сложности и комфортности. Туризм прочно вошел в быт советского человека, став его неотъемлемой частью. Но, в силу того, что туризм носил ярко выраженный социальный характер, спрос на туристские услуги значительно опережал предложение. И многочисленные туристско-экскурсионные бюро не могли обеспечить путевками всех желающих.

Особенности переходного периода:

1. переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские

предприятия становятся собственностью разных владельцев);

  • 2. формирование туристского рынка на основе новых законов;
  • 3. использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых
  • 1 [Шаповал Г.Ф. История туризма. - Минск, 1999] экономических и правовых отношениях;
  • 4. изменение характера спроса в связи с появлением новых видов

туристских услуг (выездные шоп-туры, развлекательные и приключенческие туры, тур с целью изучения языка и т.д.

  • 5. невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха);
  • 6. возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий;
  • 7. рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.

За весь комплекс обслуживания иностранных туристов, включая встречу и проводы, экскурсии и посещение театров и музеев, регистрацию паспорта, отвечало специальное бюро обслуживания Интуриста. Страсть к централизации любой деятельности сказывалась и на этой организации, поэтому в деятельности Интуриста брали верх то политические, то коммерческие соображения, что порождало специфические проблемы.

Конечно, даже самый высокий уровень услуг, которые мог обеспечить Интурист, не дотягивал до мировых стандартов. Частично сервисные неудобства искупались интересом иностранцев к экзотике первого в мире социалистического государства. Но дело было не только в недостатках материальной базы и выучке персонала. В деятельности Интуриста с самого начала боролись две установки. С одной стороны, это были коммерческие интересы страны, которая нуждалась в притоке иностранной валюты, и это заставляло следовать рыночным требованиям и конъюнктуре. С другой стороны, контакты с зарубежными гражданами привлекали повышенное политическое внимание и контроль силовых ведомств. Хотелось показать иностранцам, как хорошо и счастливо живут советские люди, но при этом любые контакты с "простыми советскими людьми" запрещались или жестко контролировались. От иностранных туристов зависел имидж страны, но им предоставлялась строго дозированная информация.

Особенно заметны стали эти противоречивые установки в преддверии Второй мировой войны и в первые послевоенные годы. В довоенное время целью приезда в СССР могла быть либо деловая командировка, либо чистый туризм, поэтому за прибывающими иностранцами тщательно следили, чтобы они ни в коем случае не отклонялись от программы пребывания, утвержденного маршрута, избегали контакта с советскими гражданами. Решения по правилам приема и обслуживания туристов принимались на уровне политического руководства, а не экономическими службами. Известны решения ЦК ВКП(б), осуждавшие практику получения чаевых, призывавшие усилить привлечение туристов из богатых стран. Государственные структуры утверждали план по туризму, словно это было какое-то производство.

Политическая подоплека иностранного туризма усугублялась плотным надзором со стороны политических силовых структур – ГПУ, затем НКВД и МГБ. Ограничивалась информация об СССР, запрещалось отклонение от предписанного маршрута, экскурсоводам приходилось утверждать текст, которым сопровождались экскурсии. Во время экскурсий интуристам разрешалось фотографировать все, кроме фабрик, заводов, мостов, железнодорожных сооружений и переездов, аэродромов, пристаней, развалин, нищих, т.е. всего того, что считалось "стратегическими объектами" или "очернением советской страны". На границе при выезде они должны были предъявить фото- и киноматериалы в проявленном виде. Более того, если после посещения СССР появлялись книги, интервью, фильмы туриста, "порочащие советскую действительность", разворачивалась кампания по его дискредитации. Руководство Интуриста постоянно указывало на пропагандистскую составляющую в туристской деятельности среди иностранцев. Уделялось большое внимание рекламным материалам, презентации СССР как главной державы будущего мира (рис. 15.1). Своеобразие рекламных материалов Интуриста заключалось в том, что они продвигали не уровень сервиса в СССР или богатые возможности для рекреационного, лечебного или культурного туризма, главный продукт – социализм, советский образ жизни как основной экзотический объект туристского интереса. Это было своего рода рыночное "уникальное торговое предложение" – единственная в мире страна социализма.

Рис. 15.1.

Пропагандистские задачи и постоянный политический контроль ограничивали коммерческие возможности Интуриста. Мешала также практика принятия зарубежных делегаций, порой весьма многочисленных, "за казенный счет", хотя при этом использовалась инфраструктура Интуриста. В 1938 г. въезд иностранцев в СССР составил около 6 млн человек, из них только 2,5 млн были "настоящими" туристами (Воронкова, с. 203).

Тем не менее заслугой довоенного Интуриста было установление контактов с иностранными фирмами-перевозчиками, гостиницами, ресторанами. С 1934 г. Интурист начал работать с такими мировыми компаниями как American Express, Thomas Cook & Son, Бюро путешествий МЕР в Германии, Общество международных спальных вагонов "Вагон-Ли" во Франции. С международными партнерами приходилось разговаривать на языке рынка, добиваться выгодных контрактов. Пришлось осваивать и приемы туристской рекламы. Главным рекламным вестником для иностранных туристов, прибывающих в СССР, стал богато иллюстрированный глянцевый журнал SovietTravel с тиражом 10 тыс. экземпляров. Он распространялся через заграничные структуры Интуриста и полностью соответствовал международным рекламным принципам в туризме. В 1939–1940-е гг. состоялось несколько больших международных выставок, которые устраивал Интурист для продвижения имиджа СССР: в Нью-Йорке, Кенигсберге, Лейпциге, Варне и Пловдиве.

Важным показателем развития иностранного туризма в СССР являлось увеличение количества маршрутов, предлагавшихся Интуристом зарубежным гостям. Если в 1931 г. их было 12, то в 1936 г. число маршрутов достигло 26 (Советское Зазеркалье, с. 29). Маршруты предполагали посещение Москвы, Ленинграда, Киева, а также других крупных городов, в том числе в Крыму и на Кавказе. В интуристовские маршруты включались разработанные в прежние годы экскурсии на Ай-Петри в Крыму, по Военно-Грузинской дороге на Кавказе, по старым русским городам вокруг Москвы. Уникальными были и несколько эксклюзивных одноразовых проектов. В 1931 г. состоялась научно-туристическая экспедиция на ледоколе "Малыгин" к Новой Земле; в 1934 г. американский пароход "Виктория" с американскими туристами совершил морскую прогулку вблизи мыса Дежнева, где состоялась встреча с представителями советской стороны на пароходе "Урицкий" и т.п. (Советское Зазеркалье, с. 31). С 1933 г. ежегодно проводился театральный фестиваль, который также был ориентирован на интуристов. В 1935 г. Интурист впервые стал обслуживать транзитные паломнические и религиозные туры из Китая в Европу. В 1936 г. групповые поездки в СССР составляли более 36% всех прибывающих в страну (Советское Зазеркалье, с. 50).

В 1939 г. Интурист отмечал десятилетие своей работы. В числе наиболее ценных достижений называлась работа но презентации социалистического режима и советского образа жизни. Юбилейные документы отдавали предпочтение пропагандистской стороне деятельности Интуриста, оставляя в тени собственно развитие туризма как способа организации досуга и экономические цели работы с иностранными туристами.

Благодаря Интуристу в СССР сохранились некоторые традиции школы экскурсионного дела. Интурист самостоятельно готовил для себя кадры гидов-переводчиков. В отличие от западной практики советские гиды не ограничивались только сопровождением групп и переводом, от них требовалось знание того, что включалось в экскурсии для интуристов, умение отвечать на вопросы, которые касались жизни советской страны, культуры, политики, истории. Советские сопровождающие должны были улаживать проблемы, связанные с паспортными и режимными правилами посещения различных городов и регионов. Подготовка гидов-переводчиков велась на разного рода курсах, которые длились от двух-трех месяцев экскурсионной практики до восьми-девятимесячного обучения иностранным языкам. Несмотря на старания Интуриста, коммерческие правила сервиса прививались плохо, поскольку советские гиды не считали себя обслуживающим персоналом и строили отношения с интуристами в зависимости от состава группы и собственных представлений о своей задаче. Стандарты сервиса для гидов-переводчиков в СССР не действовали, поскольку от них требовалась прежде всего "активная политическая позиция". Репрессивные "чистки" конца 1930-х гг. не обошли стороной и Интурист, где также выявлялись "шпионы", "враги народа", а контакты с иностранцами вызывали повышенное внимание со стороны органов госбезопасности.

В 1939–1940-х гг. заезды иностранных групп с целью туризма в СССР практически прекратились. Работа Интуриста все более сводилась к организации деловых поездок и организации транзита туристов – до 80–90% в структуре всей деятельности организации (Советское Зазеркалье, с. 75). С началом Великой Отечественной войны деятельность Интуриста была свернута до минимума. Сохранилась только управляющая структура и небольшая часть кадров. Интурист обеспечивал обслуживание дипломатов, которые работали в СССР и немногочисленные деловые визиты в военное время.

Интурист также занимался выездным туризмом, хотя эта сторона деятельности по социально-политическим причинам не получила массового развития. В 1938 г. из СССР выехало 4,3 млн советских граждан по линии различных ведомств, по только около 1 млн являлись организованными туристами (Воронкова , с. 203).

Начало туризма нельзя датировать не только годом, но и столетием: его истоки восходят в древность, когда только начиналось выделение человека из мира животных, в тяжелейшей борьбе закладывающее основы цивилизации.

Рассмотрев историю туризма в России по публикациям следует обозначить, что международный туризм, как и история России, связан непосредственно с развитием России, несет свое начало с древних лет. Об этом свидетельствует следующая составленная таблица.

Таблица 1

Эпоха развития туризма

Цели и задачи туризма

Результат туризма для России

Древний мир

Познание человеком окружающего мира

Человек делал у себя то, что видел у других, что лучше

Первые века нашей эры

Открытие новых земель. Познание жизни и быта населения

Развитие науки

Познание

Реализация опыта других стран в своей стране

Средневековье

Освоение водных путей

Налаживание торговли России с другими народами и странами. Развитие познания

Освоение новых торговых путей, открытие новых стран

Нахождение партнеров по торговле. Освоение неизведанного

XVI - XVIII вв.

Открытие Нового Света, морского пути в Индию, пути в Монголию, Китай, Азию, Сибирь, Дальний Восток и др. страны

Развитие товарно-денежных отношений, складывание российского рынка. Изменение мировоззрения людей, населения России

Время Петра I

Взаимодействие со странами Европы, познание Камчатки

Развитие науки, развитие отношений России с Западом, географические исследования, расширение связи России со странами

Открытие новых земель, стран, изучение опыта хозяйствования

Установление дипломатических, торговых отношений с Китаем, со странами Южной и Юго-Восточной Азии, с Индией. Процесс активизации хозяйственных связей

XVIII - начало ХХ в.

Развитие экскурсионного дела, организаций по туризму

Изучение окружающей природы, исторических мест. Возникновение первых туристских организаций, прием иностранных гостей. Возникновение кружков по туризму. Становление туристско-организационной работы

Первое десятилетие ХХ века

Познание мира в кругосветных путешествиях

Вклад в развитие России поездок за границу. Распространение технических знаний. Создание туристско-экскурсионного дела, первых экскурсионных комиссий

Развитие туризма в СССР

Выделяется несколько этапов развития туризма в СССР.

Первый этап: 1917 - 1936 годы. Этот этап характеризуется созданием социально-экономических условий, зарождением экскурсионно-туристского движения. Создаются первые учреждения пролетарского туризма. В области международного туризма ставятся задачи: предоставлять друзьям СССР возможность ознакомиться с ходом социалистического строительства в СССР, расширять объем поездок советских граждан за рубеж.

С 1920 года экскурсии и некоторые поездки начали проводить ведомства и учреждения. Интерес к туризму стал возрастать. Так в 1921 году было проведено более 400 групповых экскурсий экскурсионной секцией Губполитпросвета. Примерно такое же количество населения обслужил Московский гор. совет. В 1921 году проводится экскурсионная конференция в Петрограде при участии профсоюзов. Она рекомендовала расширить сети туризма и экскурсий. Организацией туризма стали заниматься различные учреждения. Определенные меры по развитию туризма принимались со стороны государства. Они были направлены на создание материально-технической базы и подготовку профессиональных кадров по туризму. В 1923 году было обучено 2,5 тыс. учителей-групповодов туристских групп. К началу 20-х годов складывается география туризма. Если в 1918 -1920 гг. проводились походы и поездки внутри страны, то с 1921 года начались выездки за пределы страны.

К концу 20-х годов в рамках общих задач культурной работы возникла необходимость упорядочения управления туризмом и экскурсиями, создания целевой организации, способной предоставить населению содержательные и дешевые путешествия.

Профсоюзы стали организаторами экскурсионно-туристской работы. Большую работу по туризму проводит ВЛКСМ.

В 1927 году появляется центральное бюро массового туризма, был создан временный справочно-инструктивный центр и организационная комиссия.

Второй этап развития туризма в СССР (1936 -1969 гг.) характеризуется внедрением новых организационных форм управления туризмом. Создаются туристско-организационные управления в центре и на территориях. Руководство самостоятельным туризмом поручалось Всесоюзному совету физической культуры при ЦИК. В середине 30-х годов были ликвидированы почти все массовые добровольные общества по туризму. Складывается в стране административно-командная система, которой не нужны были самодеятельные общества, их заменили чиновниками. Последним шагом стали репрессии 1937 - 1939 гг.

Тем не менее, подчиненный административно-командной системе туризм продолжает развиваться. Значительное развитие получает спортивный туризм. В 1937 - 1940 гг. была проведена комплексная реорганизация структуры туризма, в основу которой было положено жесткое государственно-партийное планирование капиталовложений, кадров и географии реакционной деятельности.

Осуществление планового туризма было возложено на 25 туристско-экскурсионных управлений ВЦСПС, 16 экскурсионных бюро, 165 Домов туриста, 50 турбаз, 12 тургостиниц, 24 станционных лагеря, 19 туристско-альпинистских приютов, сотни временных палаточных стоянок и кемпингов.

В годы Великой Отечественной войны туристско-экскурсионная деятельность была полностью прекращена.

Вместе с восстановлением разрушенного народного хозяйства восстанавливалась и налаживалась система туристско-экскурсионных учреждений. Однако процесс это шел очень медленно и противоречиво. Причина - господствовал остаточный принцип финансирования социальной сферы.

В 1962 году создается система советов по туризму, руководство осуществляет Центральный совет по туризму ВЦСПС. Началась активизация туристической деятельности. Во всех союзных республиках были организованы Советы по туризму, которые разрабатывали и осваивали тур маршруты. Всесоюзные и местные маршруты охватывали всю страну. Более 50% всесоюзных плановых тур маршрутов было проложено в пяти регионах Советского Союза: Кавказ, Закавказье, Крым, Черноморское побережье Кавказа.

В 1986 году в Советском Союзе действует 17 конных маршрутов на Алтае, Южном Урале, Северном Кавказе, в Закавказье и других регионах. В ряде мест появились веломаршруты. К числу местных плановых маршрутов относились и транспортные путешествия: теплоходные, железнодорожные, авиационные. Организовывались и морские экскурсии по Черному морю, по Японскому морю и Охотскому, по Белому, Баренцеву, Красным морям. Массовый характер в 80-е годы приобрели авиационные тур маршруты. Более 160 бюро пользовались услугами авиации, что позволило отдыхать ежегодно 2 млн. человек.

Для решения вопросов молодежного международного обмена в июне 1958 года было создано Бюро молодежного международного туризма "Спутник".

Перестройка второй половины 80-х годов в конечном итоге привела к распаду СССР и развалу единой туристско-экскурсионной системы Советского Союза. Начался процесс создания независимых государств, а также национальных туристско-экскурсионных организаций.

Колыбелью международного туризма стала Европа. Россия брала опыт зарубежных стран, и каждая эпоха характеризуется своим развитием в туризме. В принципе деятельность России по туризму мало чем отличается от форм других стран. Рост продвижения потребовал и от России развития: хозяйство, торговля, транспорт, промышленность, рынок. Бурное развитие потребовало путешествий за границу, освоения новых видов передвижения.

Таблица 2

Эпоха развития туризма

Цели и задачи туризма

Результат туризма для России

1917 -1940 гг.

Создание социально-экономических условий

Культурная революция в хозяйстве страны. Интерес к туризму. Появление учреждений по туризму, Бюро туризма. Развитие иностранного туризма, прием и обслуживание("Интурист"гостиница)

1946 - 1960 гг.

Внедрение новых организационных форм по туризму

Плановый туризм. Создание маршрутов, ознакомление с природой и хозяйством страны. Создание молодежного международного туризма с целью приема гостей на отдых, выезд за границу для отдыха

1970 - 1980 гг.

Интенсивное развитие внутреннего и зарубежного туризма

Познание, отдых, лечение людей, организация группового международного туризма

Loading...Loading...