Факультативное занятие "правописание приставок пре-, при-". Тема урока: "Правописание приставок пре- и при-"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ (В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС)

Тема: «Правописание приставок -ПРЕ и -ПРИ».

Тип урока: усвоение новых знаний.

Вид: комбинированный.

Учитель: Воробьева Елена Сергеевна

Класс: 6 «Б»

МБОУ СОШ № 18 им. Братьев Могилевцевых г. Брянска

Дата: 27.09.2017 г.

Цели урока:

Деятельностная - создание условий для самостоятельного усвоения знаний и способов деятельности, поиска и обработки информации, выбора способов деятельности и постановки учебной задачи, развитие самости ребенка.

Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма.

Задачи урока:

Образовательные:

Выявление условий выбора гласных е - и в приставках;

Способствовать формированию навыка написания приставок пре-/ при-;

Обогащение словарного запаса учащихся;

Развивающие:

Способствовать формированию УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные:

создание условий для воспитания интереса и уважения к родному языку;

создание условий для воспитания ценностного отношения к слову;

создание условий для развития коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Формируемые УУД:

Личностные: развитие навыков сотрудничества, уважение чужого мнения; установление связей между учебной деятельностью и ее мотивом.

Регулятивные: развитие самости ребенка (анализирование, постановка целей, рефлексия).

Познавательные: установка причинно-следственных связей, умение группировать, анализировать и обобщать.

Коммуникативные: Умение полно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью.

Структура и ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

ПРИгрело солнце,

и ПРИоткроем мы оконце.

Давайте улыбнемся друг другу, чтобы на душе у всех стало светло и тепло.

Скажите пожалуйста, как бы вы написали эти слова? (с приставкой ПРИ). Почему? (Приставка имеет значение неполноты действия).

Очень хорошо. Вот и сегодня мы с вами приоткроем оконце в мир знаний.

Цитирует двустишие.

Мотивирует учащихся на успех и нацеливание.

Отвечают на вопросы.

  • Постановка цели и задач урока.

Давайте разберемся, что же мы будем сегодня изучать? И как мы будем это делать? - Что нам уже известно по этой теме?(работа со схемой - Приложение 1).

Задает вопросы.

Работает со схемой на доске.

Отвечают на вопросы.

Чертят схему.

  • Актуализация знаний.

Хотите, я познакомлю вас с интересной сказкой, в которой множество слов с приставками -ПРЕ и -ПРИ? Взгляните на свои распечатки. Давайте прочитаем эту сказку. (читает один учащийся).

Скажите, испытывали ли вы трудности при прочтении сказки? Почему?

Чтобы выполнить это задание, нам необходимо вспомнить правила. Перед вами лежат таблицы, которые необходимо заполнить. (Работа в парах - у доски 2 пары: учеников).

Если все выполнено верно, поставьте себе 6 баллов.

Работает с текстом.

Задает вопросы.

Работают с текстом.

Работают у доски.

Отвечают на вопросы.

Вспоминают правила.

  • Первичное усвоение новых знаний.

Давайте вернемся к нашей сказке и поработаем по цепочке.(Фронтальная работа).

Молодцы. С заданием справились. У кого все слова записаны верно - ставят себе 15 баллов.

У меня для вас есть еще задания. Сейчас предлагаю вам игру, которая называется «Замена». (5 человек - за доской по 2 слова).

Выразите словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-.

1) Расположенный у берега. (Прибрежный ).

2)Задуматься на некоторое время. (Призадуматься ).

3) Участок около школы. (Пришкольный ).

4)Открыть дверь не полностью. (Приоткрыть ).

5) Очень спокойный. (Преспокойный ).

Посмотрите на доску, сравните. У кого все записано верно - ставит себе 5 баллов. Остальные - баллы по количеству правильных ответов. Молодцы, справились.

Проверяет ответы учащихся, при затруднении - помогает, при ошибочном ответе - исправляет.

Вставляют пропущенные буквы, выделяют приставки.

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.

  • Физкультминутка.

Показывает упражнения.

Повторяют за учителем.

6) Первичная проверка понимания, первичное закрепление.

«Распределительный диктант».

2 за доской.

1-ый ученик и 1 вариант записывают слова с приставкой ПРИ.

2-ой ученик и 2 вариант записывают слова с приставной ПРЕ.

Поменяйтесь листочками и проверьте друг друга. (Взаимопроверка).

Прибрежный, прекрасный, преогромный, прибежать, придорожный, привстать, прелестный, прервать.

Контролирует выполнение задания учащимися.

Выполняют задание, проверяют правильность выполнения.

7. Домашнее задание.

Придумать и записать в тетрадь 10 примеров слов с приставками -ПРЕ и -ПРИ. Разобрать эти слова по составу.

Знакомит учащихся с д/з

Записывают задание в дневник.

8. Рефлексия.

Какова тема урока?

Какие цели ставили перед собой и достигли ли результатов?

Что выполняли на уроке?

Скажите, а любите ли вы математику? Давайте-ка посчитаем, какое максимальное количество баллов вы могли сегодня заработать?

ИНТЕГРАЦИЯ С МАТЕМАТИКОЙ

Как нам удобнее будет сложить эти числа?

Правильно, здесь мы использовали переместительный и сочетательный законы сложения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

30 - 25 б - «5»

24 - 19 б - «4»

18 - 14 б - «3»

Менее 14 б - повторить тему и получить индивидуальное задание.

Задает вопросы. Работает со схемой.

Отвечают на вопросы, работают со схемой. Делают записи в листах.

9. Комментирование и выставление отметок.

Выставляет и комментирует отметки.

Приложение 1.

  • ПРЕкрасным (= очень) вечером Василисе ПРЕмудрой (= очень) ПРИснился (запомнить) ПРИчудливый (запомнить) сон. ПРЕзабавные (= очень) и ПРЕхорошенькие (= очень) зайчата скакали ПРИпрыгивая (неполнота действия) по поляне. Вдруг солнце закрыла ПРЕогромная (= очень) туча. Это ПРИлетел (приближение) злой-ПРЕзлой (= очень) Змей Горыныч. ПРИземлился (приближение) он, ПРИсел (неполнота действия) на травку и ПРИзадумался (неполнота действия). ПРИказал (запомнить) ему Кащей Василису ПРЕмудрую (=очень) найти, ПРИпугнуть (неполнота действия), к нему ПРИвести (приближение). Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые (= пере) ПРЕпятствия (запомнить).

  • Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.

Приложение 2.

Значение приставки

Примеры

Значение приставки

примеры

ПРИближение

ПРИбежать

ПРЕлестный

ПРИсоединение

ПРИклеить

ПРЕрвать

Близость

ПРИморский

Неполное действие

ПРИкрыть

Тема урока : « Приставки пре - и при»

Класс : 5

Предмет : русский язык

УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока : открытие нового знания

Цели урока : - формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия;

Изучить правописание приставок при- и пре-;

Научить видеть в тексте слова с приставками пре- и при-;

Усвоить зависимость написания гласных в приставках пре и при от их значения;

Создание ситуации для развития внимания, памяти;

Развивать орфографическую зоркость;

Формирование чувства уверенности в своих силах;

Воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

В разнообразии приставок – разнообразие смысла

К. Чуковский.

I . Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II . Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1.Повторение пройденного.

Что такое приставка?

Почему приставка значимая часть слова?

Обратите внимание на эпиграф. Прочитаем.

Согласны ли вы с мнением К.Чуковского, который сказал, что « в разнообразии приставок – разнообразие смысла»? А чтобы доказать это, проведём такую работу.

Прочитайте слово ЛЕТЕЛ. А теперь образуйте однокоренные слова, используя следующие приставки: ЗА-, ВЫ-, С-, В-, ПРО-, ДО-, ПЕРЕ-, ВЗ-. Какой смысл вносят данные приставки?

На какие группы можно разделить все приставки?

Давайте вспомним, когда на конце приставок нужно писать букву З, а когда С?

ЗАДАНИЕ: из данного текста назовите слова с приставками и разделите их на 2 столбика:

    Неизменяемые приставки

    Приставки, заканчивающиеся на З и С

2.Работа с текстом.

Слайд № 5.

Солнце выглянуло ещё раз, осветило мрачную сторону горизонта и пропало. Всё изменяется и приобретает мрачный вид. Задрожала роща. Стрижи и ласточки пролетают низко над землёй. Вспыхивает молния. Над головой раздаётся гул.

Какое слово не вошло ни в 1-ый столбик ни во 2-ой?

Скажите, а можем ли мы сейчас определить, почему в приставке пишется И?

Написание приставок зависит от их значения.

3. Целеполагание. Определение темы и целей урока.

Как думаете, какова тема урока?

Какова главная цель урока?

Какова задача урока?

Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

приставки вносят различные смысловые значения

Читают эпиграф.

Слайд 3-4.

ЗАЛЕТЕЛ, ВЫЛЕТЕЛ, СЛЕТЕЛ, ВЛЕТЕЛ, ПРОЛЕТЕЛ, ДОЛЕТЕЛ, ПЕРЕЛЕТЕЛ, ВЗЛЕТЕЛ.

    Неизменяемые приставки ( За-, на-, об-, по- и др.)

    Приставки, написание которых определяется правилами.

Отвечают на вопросы.

1 учащийся у доски.

1 столбик - выглянуло, осветило, пропало, задрожала, пролетают.

2 столбик – изменяется, вспыхивает, раздаётся.

ПРИОБРЕТАЕТ.

нет

Рефлексия, вывод.

Формулируют тему урока (Приставки пре- и при-.)

Формулируют цель.

Изучить правило написания приставок пре- и при-.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III . Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков.

1.Организация наблюдения.

Сегодня на уроке мы познакомимся с вами, при каком условии надо писать пре-. а когда при-.

Поможет нам в этом заполнение небольшой таблицы, которая есть у каждого ученика. Хочу обратить внимание, что в толковом словаре С.И. Ожегова на слова с приставками «пре» и «при» отведено 8 страниц, а это значит, что такие слова довольно часто встречаются в нашей речи.

Итак, давайте сначала определим, когда же пишется приставка ПРЕ?

Проведём небольшое исследование.

А для этого прослушаем лингвистическую сказку.

3.Лингвистическая сказка.

Жили были две приставки. Одна пре-, другая при-. Приставка Пре- была очень добрая, очень гордая, очень серьёзная. Пре- дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень гордая – прегордая, очень мудрая – премудрая.

Итак, при каком же условии пишется приставка ПРЕ - ?

Заполняем таблицу. В одну колонку примеры, в другую – значение.

- Слушаем сказку дальше.

Пристака пре- была дочкой приставки пере-, она была очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву Е. Благодаря этому сходству, она могла заменять приставку пере- в глаголах: перервать – прервать, переступить – преступить.

Какие же слова с приставкой пре- встретились в данном тексте?

Давайте сделаем вывод: в каком случае ещё пишется приставка ПРЕ-?

Снова заполняем таблицу.

А теперь давайте посмотрим, при каком условии пишется приставка ПРИ?

Слушаем продолжение сказки.

Приставка ПРИ была хорошо воспитанной и стеснительной барышней, не позволяла себе ничего лишнего. Не ляжет, а приляжет, не сядет, а присядет.

Какие слова с приставкой при- встретились в данном отрывке?

Какое же значение имеет приставка ПРИ в данном случае?

Сказка на этом заканчивается, но мы рассмотрели не все случаи правописания приставки ПРИ. У нас осталось незаполненными ещё три строчки. Посмотрите на слайд № 7. Ваша задача прочитать отрывки из работ ваших сверстников, найти слова с приставками При - и также сделать вывод, в каких случаях ещё пишется данная приставка.

3. Работа с текстами.

Слайд № 8-10.

1 текст.

Если человек идёт пешком и к чему-нибудь приближается, то говорят «пришёл», конь – прискакал, черепаха – приползла, а колобок вообще прикатился.

Какие слова с приставкой при вы нашли?

2 текст.

Мне кажется, самый нужный предмет в школе – это технология. Девочек там учат пуговицы пришивать, бантики привязывать, а мальчишек – гвозди прибивать, шурупы прикручивать.

Какие слова с приставкой при- вы нашли?

Итак, какое значение имеет приставка в этом случае?

3 текст.

Привокзальная площадь очень большая, пришкольная территория – не такая огромная, а приусадебный участок у нашей бабушки совсем маленький.

Какие слова с приставкой ПРИ- нашли в 3 тексте?

Итак, какое значение имеет приставка в этом случае?

Итак, мы с вами заполнили таблицу. Давайте ещё раз сделаем вывод, когда пишется приставка ПРЕ, а когда ПРИ?

4.Чтение стихотворения.

Слайд № 11- 14.

Правило ты повтори.

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри

Сразу получишь ответ.

Прибыл ли поезд, приплыл пароход

Космонавт прилетел из Вселенной –

Обо всех, кто придёт, прилетит, приплывёт

Пишется ПРИ несомненно.

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело.

Помни, что пишется ПРИ. – Обо всём,

Что добрые руки приделали.

Язык прикусил – не совсем откусил,

Пригрело – не значит горит.

Помни, что сделано, но не совсем,

Пишут с приставкой ПРИ.

Около что-то или вблизи

И непременно в приставках пиши.

Предлинный достанет с крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Кто очень такой и очень сякой

ПРЕ мы напишем при этом.

Дожди непрерывно льют в октябре,

Но грамотным дождь не преграда.

Где очень похожи ПЕРЕ и ПРЕ,

Там только пре ставить надо.

- А теперь откроем учебник и познакомимся с параграфом № 9 (ученики читают только правило).

Для тех, кто ещё не совсем запомнил правило, у нас висит таблица, которую вы можете использовать как подсказку.

Слушают учителя.

Учащиеся перечерчивают таблицу себе в словарик.

Слайд №6.

ТАБЛИЦА «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ -»

Слайд № 6.

ПРЕДОБРАЯ, ПРЕГОРДАЯ, ПРЕМУДРАЯ.

Когда приставку можно заменить словом «очень»

Заполняют таблицу.

Ученики называют, а учитель записывает на доске: ПРЕРВАТЬ, ПРЕСТУПИТЬ

когда приставка Пре- = Пере-

Ученики называют, а учитель записывает на доске: ПРИЛЯЖЕТ, ПРИСЯДЕТ.

Всё делается «Чуть-чуть, не до конца – неполнота действия»

ПРИШЁЛ, ПРИСКАКАЛ, ПРИПОЛЗЛА, ПРИКАТИЛСЯ, ПРИБЛИЖАЕТСЯ.

Приближение

ПРИШИВАТЬ, ПРИВЯЗЫВАТЬ, ПРИБИВАТЬ, ПРИКРУЧИВАТЬ.

Присоединение.

ПРИВОКЗАЛЬНАЯ, ПРИШКОЛЬНАЯ, ПРИУСАДЕБНЫЙ.

Близость к чему-либо, можно приравнять к слову «около».

Ребята делают вывод по таблице.

Получают отпечатанное стихотворение для запоминания и занесения в словарик.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV . Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

1.Тренировочные упражнения.

Упр. 73(устно)

Физкультминутка.

Цель: сменить вид деятельности.

2.Обращение к рубрике « Пишем правильно». (на стр. 48- 49).

Упр. 76(устно), 77(устно), 81(письменно).

3.Работа с текстом.

Слайд № 15.

ТЕКСТ

Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр..снился сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали по полям. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кощей Василису найти и к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча пр…грады.

На центральной доске. Исправь ошибки в тексте. Выделите в словах приставки ПРЕ- и ПРИ-

Слайд № 16.

Прикатился клубок, преостановился. Пресмотрелся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушке не страшны никакие приграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел Иванушка на предорожный камень и призадумался.

Задание (если останется время): Замените выражение одним словом с приставкой пре- или при- Приставки графически выделить.

Слайд № 17.

Лечь ненадолго – прилечь

Очень добрый – предобрый

Сесть на краешек – присесть

Очень скверный – прескверный

Заболеть, но не сильно – приболеть

Очень хорошенький – прехорошенький.

Нарушитель закона – преступник.

Чуть-чуть открыть окно – приоткрыть

Канава при дороге – придорожная

Кем является Дмитрий Анатольевич Медведев – президент

Обратите внимание на последнее слово. Можем ли мы проверить написание Пре- или при-?

Зачитывают слова из упражнения, называют значение приставок.

Выполняют задание поочерёдно.

ПРЕ

прекрасным премудрой Презабавные Прехорошенький Преогромная Презлой Преграды

ПРИ

Приснился

прилетел

приземлился

призадумался

приказал

присел

Правильный вариант

Прикатился клубок, приостановился. Присмотрелся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот преспокойно на месте лежит. Иванушке не страшны никакие преграды. Хотел прилечь, только прикоснулся к траве, а трава в росе. Присел Иванушка на придорожный камень и призадумался.

нет.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V .Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа : осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

А сейчас давайте подведём итог. Что мы узнали сегодня на уроке?

Где можно применить новые знания?

А закончить наш урок я хочу стихотворением.

Слайд № 18.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре –

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи – Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова,

Выучи русский язык!

- Домашнее задание. § 9 упр. 79,82, подготовиться к словарному диктанту.

Дают ответы на вопросы

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

"Правописание приставок при- и пре-"

Цели урока:

Обучающие: познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; тренировать учащихся в запоминании основных значений приставок; повторить правописание приставок на -з (-с)

Развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка: воспитывать коммуникативные отношения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: записи примеров на доске, опорная схема, сигнальные, индивидуальные карточки.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Зарядка для успешности. Пожелайте себе успехов и скажите себе: "Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!"

П. Мобилизующий этап.

Цель: настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить правописание изменяемых приставок на -з(-с)

На доске написаны слова:

Бе..вкусный, бе..шумный, бе..мятежность, бе..покойство, пр..бежать, пр..школьный, и..толковать, и..давать, пр..добрый.

На какие группы и почему можно разделить эти слова?

Запишите те слова, приставки которых оканчиваются на -з(-с). Выделить орфограмму в приставке, вспомнить правило.

Взаимопроверка тетрадей, один ученик у доски вставляет буквы и рассказывает правило.

Какие слова остались? Прочитайте их. Сможем ли мы их сейчас написать? (Нет, потому что не знаем правила)

III. Формулирование темы и цели урока.

Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Сформулируйте тему урока.

Учитель пишет тему урока на доске, дети в тетрадях.

Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

(Познакомиться с правилом написания гласных е - и в приставках при- и пре-)

IV. Изучение нового материала.

Обратимся к материалу для наблюдений и анализа. На доске написаны слова:

Пр..ехать, пр..лететь, пр..плыть

Пр..шить,пр..клеить, пр..битъ

Пр..школьный,пр..дорожный

Пр..открыть,пр..гореть,

пр..добрый,пр..милый,

пр..градить, пр..рвать

Ребята, как вы думаете, какие гласные е или и напишем в приставках? Почему?

Выслушать мнения ребят.

Давайте подумаем над значением каждого слова. Вы сами должны эти значения определить.

Какое общее значение объединяет слова 1 группы (2 - 6)?

Работая над значением слов каждой группы, дети записывают примеры в тетрадь, учитель на доске вставляет пропущенные буквы, графически обозначает орфограмму, в скобках записываем значение.

Ребята, сделайте выводы-версии, когда пишется и - е в приставках?

В ходе работы учащиеся сами определяют значения приставок, на доске постепенно открывается опорная схема:

ПРИ -

Приближение = близко

Присоединение = друг к другу

Расположение вблизи = около

Неполное действие = чуть-чуть

ПРЕ-

Пре = очень

Пре = пере-

Приставка ПРЕ- дочь приставки ПЕРЕ-. Она очень похожа на мать и внешне, и по значению. Только одну букву не взяла она от матери. Какую? И вот, благодаря сходству в значении, она может заменять ПЕРЕ- в глаголах

преградить - перегородить

преступить - переступить

прервать - перервать

Ребята, сделайте общий вывод, когда пишутся приставки ПРИ- и ПРЕ-?

В одной детской передаче "Радионяня" звучала такая песенка:

ПРИ- или ПРЕ-, ПРЕ- или ПРИ-?

Это совсем не секрет.

-Сразу получишь ответ.

Прибыл ли поезд, приплыл

Пароход

Космонавт ппилетел из

Вселенной -

Обо всех, кто придет,

Прилетит, приплывет,

Пишется ПРИ -, несомненно.

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело

-Помни, что пишется ПРИ -Обо всем,

Что добрые руки приделали.

Язык прикусил ~ не совсем откусил

Пригорело - не значит горит.

Помни, что сделано, но не совсем

Пишут с приставкой ПРИ -.

Предлинный достанет с крыши рукой

прежадный не даст вам конфету.

Кто очень такой и очень сякой

-ПРЕ - мы напишем при этом.

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным - дождь не преграда.

Где очень похожи ПЕРЕ - и ПРЕ

-Там только ПРЕ - ставить надо.

Физминутка "Приставочки".

V. Закрепление изученного.

Цель: закрепить полученные знания.

1 этап - первичное закрепление: применение алгоритма рассуждения.

1) Устный орфографический разбор (фронтальная работа с комментированием)

На доске записаны слова:

приехать, приморье, припаять, премилый, презабавный, преломить, присесть.

2) Осложненное списывание

ученики по очереди выходят к доске, сначала объясняют написание слова, потом вставляют пропущенную букву

Пр..винтить, пр..лететь, пр..веселый, пр..морский, пр..града

3) Кто больше? Привести свои примеры на каждое значение. Объяснить написание.

2 этап - вторичное закрепление.

4) Индивидуальные карточки (для тех, кто вперед выполнил упражнение)

5) Работа с сигнальными карточками Е И

Приземлиться, прицепить, пресерьезный, приморский, прекрасный, прискакать, прижечь, предобрый, приоткрыть, присесть, предлинный, преградить.

6) Морфологическая шарада "Собери слово".

Составить слово, взяв указанные морфемы из других слов

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же - в дневнике я и в журнале.

(оценка)

VI.Итог урока.

С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?

Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании приставок ПРИ- и ПРЕ- ?

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

VII.Домашнее задание: § 54 (составить ОК)

Проект по русскому языку По теме, Приставки -рас- и –рос-

Правило Приставка ПРЕ- пишется: Если обозначает высокую степень качества (возможно заменить приставку словами "очень" и "весьма"), например: презабавный ↔ очень забавный, премилый ↔ весьма милый. Если значение приставки близко к значению приставки пере- (но прямая замена чаще всего невозможна), например: преградить ↔ перегородить, преобразиться ↔ переделать образ, преодолеть ↔ пересилить что-либо, преподавать ↔ передавать знания. Примечание. Не путать приставку пре- с приставкой пред-, которая всегда пишется неизименно с буквой е, например: предчувствовать, предусмотреть, предыдущий, предсказание, представить, предубеждение. Приставка ПРИ- пишется: Если обозначает приближение, например: приехал, примчался, пригнал. Если обозначает присоединение, например: приклеил, прибил, привинтил. Если обозначает пространственную близость, например: привокзальный ↔ около вокзала, приморский ↔ возле моря, пришкольный ↔ около школы. Если обозначает неполноту совершения действия, например: приоткрыл ↔ открыть не до конца, пригнуться ↔ чуть-чуть нагнуться, прикусить ↔ слегка кусить. Примечание. Во многих случаях написание слов, начинающихся с пре-, при-, необходимо проверять по словарю или запоминать, так как: бывает трудно определить значение приставок пре-, при- или они стали частью корня например: приключение, приглашение, природа, пресмыкающиеся, преследовать, признание. слова являются иноязычными например: президент, презент, препарат.

Пре При презабавный ↔ очень забавный, приехал, примчался, пригнал преградить ↔ перегородить, преобразиться приклеил, прибил, привинтил преодолеть ↔ пересилить что-либо, приморский ↔ возле моря и т. д презабавный ↔ очень забавный, приехал, примчался, пригнал преградить ↔ перегородить, преобразиться приклеил, прибил, привинтил

Стих о приставке при и пре Бытуют в русском языке Приставки-сёстры При и Пре. Король Язык им повелел Творить со смыслом на земле. Приставка При работать любит: Пришить, приделать, приголубить, Приклеить, присоединить… Близко к чему-то хочет жить: Приморский и прибрежный быт Её к себе всегда манит. Но любит и присесть, прилечь, К себе внимание привлечь, И действие не до конца свершить… Приставке Пре такой не быть! Она во всём уж очень-очень: Прекрасна, преприятна …Впрочем, Перечить любит всем на свете. И отличить, где Пре, где Пере Так сложно детям в самом деле! И чтобы правильно писать, Преград нигде нам не встречать, Правописанье детям знать, Приставки надо изучать!

Вопросы на засыпку (Могут быть и по другим темам) Как могут получиться сложные слова? Какие могут быть сложносокращённые слова? Какие слова могут быть заимствованными? Вспомните какие бывают падежи? Какие слова называются диалектизмами, а какие профессионализмами?

Подумай и расскажи На каком языке говорят молча? В каком городе спрятались мужское имя и сторона света? По чему ходят часто, а ездят редко? Сколько лет в году? В каком слове «спрятался» напиток и природное явление? Завязать можно, а развязать нельзя? Какие 2 ноты обозначают съедобный продукт? Что разбивается, но никогда не падает? Что падает, но никогда не разбивается Где люди платят за то, что у них отнимают?

Весёлые стишки

Итог Проекта Что мы узнали на сегодняшним уроке? Как узнать где писать приставку пре, а где при? Какие есть значения способов правописания приставок пре, при?

МБОУ «Куркачинская средняя общеобразовательная школа

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Обобщающий урок по теме

« Приставки ПРЕ- и ПРИ-»

(разработка урока по русскому языку для 6 класса)

Разработала:

учитель русского языка

и литературы

Абдуллина Г.И.

Тема : Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 класс

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.

Цели урока:

Обучаюшая : обобщить и систематизировать знания о правописании приставок пре- и при-; углубить понимание условий правильного выбора букв е и и в приставках пре-, при-;

Развивающая :развивать умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость.

Воспитательная :развивать умение творчески подходить к решению учебных задач;

Данный урок является завершающим в разделе «Правописание приставок ПРЕ, ПРИ».

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Целеполагание, посмотрите на доску, тема нашего урока обобщение и систематизация знаний по правописанию приставок пре и при.

Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать сегодня на уроке?

Повторить и закрепить умение правильно писать приставки пре и при

III. . Фронтальный опрос по изученному материалу:

Давайте вспомним, на какие группы делятся все приставки?

-(неизменяемые, на з-с, пре-при)

-А какая группа приставок самая сложная в написании? Почему?

(потому что надо определить значение, а это не всегда легко сделать)

От чего зависит правописание приставок пре/при?

Сколько значений у приставки при?

А сколько у приставки пре?

Перечислите их. Приведите примеры.

IV.Закрепление изученного материала.

1. Вставьте пропущенные буквы,объясните правописание. Кто автор этих строк и какое это произведение?

Владимир Андреевич пр…ближался к родной Кистенёвке. (Пушкин «Дубровский)»

«Боже мой! – пр..рвала барыня,- да она пр..миленькая собачка». (Тургеньев «Муму»)

Час обеда пр..ближался, топот по двору раздался (Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

Ещё ты дремлешь, друг пр..лестный (Зимнее утро»)

2.Выборочный диктант. Распределить слова по группам в зависимости от значения

Пр.ехать, пр.соединить, пр.отстать, пр.храмывать, пр.близиться, присесть, привокзальный. Пришкольный, пришить, прилететь. Прибежать, прикрутить, приморский. Приоткрыть.

(проверка).

Индивидуальная работа (несколько учеников в это время работают по карточкам)

3. Игра «Найдите лишнее слово»

Пр…цепить, пр…интересный, пр…одолеть

Пр..рвать, пр…школьный, пр…скучный

Пр…гореть, пр…увеличить, пр…забавный

Пр…ехать, пр…рвать, пр..шить

Пр…морский, пр..творить, пр…вокзальная

Пр…открыть, пр…близиться, пр…хорошенькая

Пр…винтить, пр…крутить, пр…храбрый

Игра «Собери слова».

ый,пре,ум,н; зл,ой,пре; ый,пре,забав,н; мудр,ый,пре.

Отгадай загадки

Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.

Снеговик =-

Стоит дом:
Кто в него войдёт,
Тот и ум приобретёт.

Школа =-

Прилетели галки в поле
И уселись на снегу...
Стану я учиться в школе -
Разобраться в них смогу!

Учитель =-

Выгоняли рога
Погулять на луга.
И рога вечерком
Прибрели с молочком.

Физкультминутка

4.Цифровой диктант (1-и, 2-е)

Приклеить, преогромный, пригородный, преградить, прискакать, пресмешной, прижечь, преувеличить, прицепить, прервать.

(1,2,1,2,1.2.1.2,1,2)

5.Ученик работает у доски .Я буду зачитывать лексическое значение некоторых слов из «Словаря русского языка» Ожегова, а вы запишите эти слова, выделяя в них приставку.

Лечь ненадолго - прилечь

Сесть на краешек стула - присесть

Заболеть несильно, ненадолго - приболеть

Слегка поднять - приподнять

Временно остановиться - приостановиться

6. Работа по распечатанным листам

1. Вставьте недостающие буквы:

Русский язык пр...вращает тьму в свет, пр...дает значение и вес нашим словам и поступкам, пр...носит радость в сердца, умеет пр...ласкать как мать и пр...открыть тайны жизни подобно мудрому отцу.

2. Замените данные словосочетания одним словом .

глава государства ___________президент

подарить что-либо -презент

оперная певица, исполнительница главных ролей - прима

помеха на дороге - преграда

первое представление пьесы, фильма ______премьера

человек с капризами-

история, передающаяся из уст в уста - предание

близкий знакомый, но не хороший друг- предатель

нарушение правил - преступление

3. Объясните, почему эти слова пишутся по-разному, ответ обоснуйте.

Преемник – приемник_________________________________________________________

придание____________________________________________________________________________________, предание - _________________________________________________

преступить – приступить____________________________________________________

преклонить – приклонить_____________________________________________________

пребывать – прибывать_______________________________________________________

преподать – припадать________________________________________________________

5 Замените словосочетания синонимичными конструкциями с пре- и при-.

Поступить вероломно (предательски), относиться несправедливо (пристрастно), проходить свободно (беспрепятственно), идти сплошным потоком (непрерывным), находиться на собрании (присутствовать), относиться без уважения (с пренебрежением), нарушить верность (предать).

6. Подберите антонимы с приставками пре- и при-, составьте с ними предложения.

Удаляться (приближаться); очень мало (премного); отбавлять (прибавлять); очень злой (предобрый); уважать (презирать); отдалять (приближать); уродливый (прекрасный); последующий (предыдущий).

8. Рефлексия

Что мы узнали на уроке?

Чему научились

9.Выставление оценок. Домашнее задание

Loading...Loading...