Символы власти в российской империи. Что символизируют скипетр и держава? Царские регалии

Символы, святыни и награды Российской державы. часть 1 Кузнецов Александр

Регалии царской власти: корона, скипетр, держава

Корона, скипетр, держава – это регалии, знаки царской, королевской и императорской власти, общепринятые во всех государствах, где такая власть существует. Происхождением своим регалии обязаны, в основном, античному миру. Так, корона ведет начало от венка, который в древнем мире возлагался на голову победителя в состязаниях. Затем он превратился в знак почести, воздаваемой отличившемуся на войне, – военачальнику или должностному лицу, став таким образом знаком служебного отличия (императорский венец). Из него и образовалась корона (головной убор), получившая в странах Европы широкое распространение как атрибут власти еще в раннее средневековье.

В отечественной литературе издавна существовала версия, что к числу русских царских регалий принадлежит одна из старейших средневековых корон, якобы присланная в дар великому князю Киевскому Владимиру Мономаху византийским императором Константином Мономахом. Вместе с «шапкой Мономаха» от византийского императора якобы был прислан и скипетр.

Шапка Мономаха

Истоки этого атрибута власти и достоинства европейских монархов также лежат в античности. Скипетр считался необходимой принадлежностью Зевса (Юпитера) и его супруги Геры (Юноны). Как непременный знак достоинства, скипетр использовался античными правителями и должностными лицами (кроме императоров), например, римскими консулами. Скипетр, как обязательная регалия власти, присутствовал при коронации государей во всей Европе. В ХVI в. он упоминается и в чине венчания русских царей

Известен рассказ англичанина Горсея, очевидца коронации Федора Ивановича сына Ивана Грозного: «На голове царя был драгоценный венец, а в правой руке царский жезл, сделанный из кости однорога, трех футов с половиною длиною, обсаженный дорогими каменьями, который был куплен прежним царем у аугсбургских купцов в 1581 году за семь тысяч фунтов стерлингов». В других источниках сообщается, что венчание на царство Федора Ивановича во всем было подобно «посажению на стол» Ивана Грозного, с той только разницей, что митрополит подал в руки нового царя скипетр. Однако изображение скипетра на печатях этого времени не было принято, как и державы (иначе – «яблока», «яблока державного», «яблока самодержавного», «яблока царского чина», «державы Российского царствия»), хотя в качестве атрибута власти она была известна русским государям с ХVI века. Во время венчания на царство Бориса Годунова 1-го сентября 1598 года патриарх Иов подал царю вместе с обычными регалиями еще и державу. При этом он произнес: «Яко убо сие яблоко приим в руце свои держаши, тако держи и вся царствия, данныя тебе от Бога, соблюда их от врагов внешних».

«Большой наряд» Михаила Федоровича (шапка, скипетр, держава). 1627–1628 гг.

Венчание на царство родоначальника дома Романовых царя Михаила Федоровича происходило уже по четко составленному «сценарию», который не менялся до ХVIII века: вместе с крестом, бармами и царским венцом митрополит (или патриарх) передавал царю в правую руку скипетр, а в левую – державу. При венчании на царство Михаила Федоровича перед тем, как передать регалии митрополиту, скипетр держал князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, а державу – князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

К жалованной грамоте царя Богдану Хмельницкому от 27 марта 1654 года приложена печать «нового типа»: двуглавый орел с распахнутыми крыльями (на груди в щитке – всадник, поражающий дракона), в правой лапе орла – скипетр, в левой – держава, над головами орла – три короны практически на одной линии, средняя – с крестом. Форма корон одинаковая, западноевропейская. Под орлом – символическое изображение воссоединения Левобережной Украины с Россией. Печать с аналогичным рисунком употреблялась в Малороссийском Приказе.

Печать царя Алексея Михайловича. 1667 г.

Круг к большой государственной печати царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Мастер Василий Кононов. 1683 г. Серебро

После Андрусовского перемирия, завершившего Русско-польскую войну 1654–1667 годов и признавшего присоединение к России земель Левобережной Украины, в Русском государстве была «учинена» новая большая государственная печать. Она знаменита тем, что ее официальное описание, внесенное в Полное Собрание законов Российской империи, является и первым постановлением российского законодательства о форме и значении Государственного герба. Уже 4 июня 1667 года в статье наказа, данного переводчику Посольского приказа Василию Боушу, который отправлялся с царскими грамотами к курфюрсту Бранденбурга и к герцогу Курляндии, подчеркивается: «Буде ему в Курлянской земле Якубус Князь или ближние его лица, также и в Бранденбурской земле Курфистр или ближние его люди или их приставы учнут говорити, для чего ныне его царского величества в печати над орлом три коруны с прочими изображеньми? И Василью им говорити: орел двоеглавый есть герб державы великого государя нашего, его царского величества, над которым три коруны изображенны, знаменающие три великие: Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства, покоряющиеся Богохра-нимой и высочайшей его царского величества, милостивейшего нашего государя державе и повелению». Далее идет описание, которое несколько месяцев спустя объявлялось не только «в окрестные государства», но и российским подданным. 14 декабря 1667 года в именном указе «О титуле царском и о государственной печати» читаем «Описание печати Российского государства: «Орел двоеглавный есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, Его Царскаго Величества Российскаго Царствия, на котором три коруны изображены, знаменующия три великия, Казанское, Астраханское, Сибирское, славныя Царства, покаряющияся Богом хранимому и высочайшей Его Царскаго Величества милостивейшаго Государя державе и повелению; на правой стороне орла три грады суть, а по описании в титле, Великия и Малыя и Белыя России, на левой стороне орла три грады своими писаньми образуют Восточных и Западных и Северных; под орлом знак отчича и дедича (отца и деда – Н. С. ); на персех (на груди – Н. С. ) изображение наследника; в пазнок-тех (в когтях – Н. С. ) скипетр и яблоко (держава – Н. С. ), собою являют милостивейшаго Государя Его Царскаго Величества Самодержца и Обладателя».

Опытнейший кодификатор и правовед Михаил Михайлович Сперанский – светило русской бюрократии, исходя из текста указа, впоследствии однозначно квалифицировал это изображение как «герб державный». Подобную печать с соответствующим новым именем употребляли цари Федор Алексеевич, Иван Алексеевич в совместном правлении с Петром Алексеевичем и сам Петр Алексеевич – Петр I.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Драгоценности царской семьи (По материалам Э. Максимовой)Семья Николая II увезла в 1918 году свои ценности в сибирское изгнание, в Тобольск. Большая часть ценностей осталась там после того, как семью этапировали в Екатеринбург. ОГПУ неоднократно приступало к поискам. Самые

Из книги Энциклопедия символов автора Рошаль Виктория Михайловна

Жезл, посох, скипетр Посох с крюком и цеп ТутанхамонаЖезл, посох и скипетр – древние эмблемы сверхъестественной силы.Жезл – символ превращения, связанный с колдовством и таинственными существами. Посох – символ мужской силы и власти, часто связан с энергией деревьев,

Из книги Символика тюрем [Нравы уголовного мира всех стран и народов] автора Трус Николай Валентинович

Тюрьма в царской России: из воспоминаний Наконец, дело наше подходило к концу. В Комитет же водили редко. Нам позволяли иногда выходить на полчаса в сени. Вскоре принесли обыкновенные вопросы для подсудимых: который кому год? какого исповедания? и т. д. Вслед за тем стали

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

Установление царской власти Иван IV Грозный – первый русский царь (с 1547 г.).1533–1584 гг. – правление Ивана Васильевича IV Грозного.1547 г. – коронация Ивана IV в Успенском соборе Кремля. Московское княжество становится царством.Титул: Царь и Великий князь всея Руси.1547 г., июнь –

Из книги Календарь антирелигиозника на 1941 год автора Михневич Д. Е.

Из книги Политология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

29. РЕСУРСЫ ВЛАСТИ И СРЕДСТВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ Источники власти разнообразны, как и средства воздействия на объекты власти для выполнения поставленных задач.Ресурсами власти называют потенциальные средства, которые могут использоваться, но еще не используются или

Из книги Тайны драгоценных камней автора Старцев Руслан Владимирович

Династические регалии Драгоценные камни испокон веков играли важную роль не только в религии и в медицине, но и в качестве династических регалий монархов: королей, императоров, царей. Сапфиры украшали короны многих монархических династий Европы, Византии, Древнего Рима

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЕ) автора БСЭ

БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СК) автора БСЭ

Из книги Большая книга афоризмов автора

Великая держава См. также «Внешняя политика», «Нация» Большая империя, как и большой пирог, начинает крошиться с краев. Бенджамин Франклин Чем меньше граждане, тем больше кажется империя. Станислав Ежи Лец Другие нации «используют силу»; мы, британцы, «демонстрируем

Из книги Мысли, афоризмы, цитаты. Политика, журналистика, правосудие автора Душенко Константин Васильевич

Из книги По следам шпионов Александра Дюма в столице Универсиады-2013 автора Курносов Валерий

XII. Таинственные масоны на царской дороге «Во время своих походов мы столкнулись с ректором Казанского университета, что был основан императором Александром в 1804 году. Спасенья не было, и мы должны были следовать за ним в его учреждение», – написал далее в своих путевых

В среду, 30 декабря, Центробанк России сообщил о том, что То есть над двуглавым орлом появятся три короны, на груди у него будет изображен щит со всадником, пронзающим дракона, в правой лапе орла будет зажат скипетр, а в левой — держава.

Скипетр

Скипетр (с др.-греч. «σκῆπτρον» — опираться на палку) — символ земной власти монарха. Первообраз скипетра — пастушеский посох.

Считается, что предшественник скипетра впервые начали использовать египетские фараоны. Позже он стал атрибутом полководцев и вождей, его изготавливали из золота, серебра, слоновой кости, украшали драгоценными камнями и резьбой. В состав атрибутов русской царской власти скипетр вошёл в 1584 году при венчании на царство Фёдора Иоанновича . В торжественных случаях московские цари держали скипетр в правой руке, когда же это было невозможно, его несли перед царем особые стряпчие. Скипетры московских царей хранятся в Оружейной палате в Москве.

Держава

Держава (со ст. слав. «дрьжава» — власть) — символ власти монарха, данной Богом. Она представляет собой золотой шар с короной или крестом.

В Россию держава перешла из Польши (там она называлась jabłko — «яблоко»), она была впервые использована при венчании на царство Лжедмитрия I в 1605 году. Державы московских царей хранятся в Оружейной палате в Москве.

Это касается и такого символа верховной власти как скипетр. Он появился на Руси поздно. Правда, его изображение было на древнейших монетах князей Владимира и Ярослава начала XI в. Но там скипетр был простым подражанием византийской композиции. Говорилось о скипетре и в той молитве, которую читали при венчании князей: "Царь царствующим, Господь господствующим". Читали ли ее ранее 1498 г. или нет, неизвестно, поскольку нет данных об обряде поставления князей до 1498 г. Но даже если в процедуре венчания и до 1498 г. участвовала церковь, то сам скипетр отсутствовал.

На миниатюрах XV-XVI вв. эмблемами власти князей был не скипетр, а посох с различными навершиями - у князей и церковных иерархов, а в домонгольское время даже просто мечи. С посохом великие князья и церковные иерархи выходили на посольские аудиенции, на церковные службы и т.д. Скипетр был введен в царский обиход тотчас после завоевания Казанского ханства. Именно это завоевание придавало законность новому титулу Грозного - "царь", который Иван IV носил уже с 1547 г. Так полагали он сам и его окружение. Вместе с Казанской "землицей" он как бы унаследовал и положение хана, которого на Руси называли царем.

Овеществить притязания на этот титул, который долго и упорно отказывались признавать и в Великом княжестве Литовском и в Короне Польской, должен был скипетр. Эта регалия очень древнего происхождения. Она восходит ко временам античности, где скипетр был непременной принадлежностью Зевса (Юпитера) и Геры (Юноны), затем консулов, а также византийских императоров, исполнявших (с 542 г. пожизненно) консульские обязанности. Скипетр должен был уравнять русского царя с остальными государями Европы.

Впервые в письменных источниках он упоминается в завещании Грозного, правда, почти в неузнаваемой форме. Во второй половине XVI в. именно скипетр стал символизировать царскую власть. В литературных произведениях, посвященных Смуте, появились своеобразные выражения с упоминанием скипетра. "Скипетродержавным корнем" называли последнего Рюриковича - царя Федора Иоанновича; словосочетание "скипетр державы" означал просто верховную власть.

Конрад Буссов, немец, находившийся на русской службе, описывал драматическую сцену передачи власти царем Федором в момент его смерти. Федор, по его словам "протянул скипетр старшему из четырех братьев Никитичей (Романовых. - Авт.), Федору Никитичу, поскольку тот был ближе всех к трону и скипетру". Он отказался от этой чести, как и три его брата. Л так как умиравшему царю надоело ждать вручения царского скипетра, то он сказал: "Ну, кто хочет, тот пусть и берет скипетр, а мне невмоготу больше держать его". Тогда правитель (Борис Годунов. - Авт.)... протянул руку и через голову Никитичей и других важных персон, столь долго заставлявших упрашивать себя, схватил его.

Держава

Годунов "схватил" не только скипетр, он ввел в царский обиход и державу, которая именовалась в ту пору и у нас и в Речи Посполитой "яблоком ". В церемонию венчания вошло не только вручение скипетра, но и державы: "Сие яблоко - знамение твоего царствия. Как это яблоко держишь в своей руке, так держи и все царство, данное тебе от Бога, защищая их от врагов непоколебимо". Но этого завета Годунов выполнить не сумел.

На протяжении XVI-XIX вв. было создано очень много роскошных скипетров и держав. Особенно выделяются скипетр и держава большого наряда Михаила Романова. Сочетание ярких эмалей и крупных драгоценных камней создает ощущение необычайной роскоши и парадности. Яблоко разделено на два полушария, на верхнем из которых, состоящем из 4 частей, находятся изображения сцен из жизни царя Давида (помазание его пророком Самуилом на царство, победа Давида над Голиафом, возвращение с победой, гонение от Саула). Скипетр, состоящий из четырех столбиков, также усыпан драгоценными камнями и завершается золотым двуглавым орлом.

Для этих "младших" сравнительно с шапкой регалий создавали особые подставки. На церемонии по бокам от трона "на высоких серебряных ножках стояли два грифона, из коих один держал государственное яблоко, а другой - обнаженный меч" (Г.Паэрле). А во время венчания царя Алексея Михайловича 28 сентября 1645 г. особый невысокий аналой был поставлен специально для "яблока самодержавного Московского государства и других государств Российского царства" и скипетра, который отождествлялся с "царским чином".

Петр Великий скипетру придавал особое значение. Во время коронации своей супруги, царствовавшей после его смерти под именем Екатерины 1, он ни на секунду не выпускал из рук именно скипетра. Других регалий у Петра не было. С самим первым императором связано появление лишь одной регалии, которая и была изображена на государственном гербе 1856 г., - мантии, или "сени". 20 октября 1721 г. по случаю заключения Ништадтского мира сенаторы преподнесли царю титул "императора всероссийского, Отца отечества и Великого". Сенаторы и члены Синода облекли победителя шведов в императорскую мантию, подбитую горностаем, на лицевой стороне которой по золотой парче были вытканы черные орлы (желтый и черный - это цвета тогдашнего российского флага). Тип мантии сохранился до 1917 г. В такую же мантию облачали и последнего всероссийского императора Николая II Романова.

Герб с двуглавым орлом как символ государственности

На этом можно закончить обзор герба Романовых, одновременно служившего и государственным гербом Российской империи. И эмблемы, изображенные на нем, и различные знаки власти появлялись постепенно. Расширялась территория Русского государства и Российского царства, а затем и Российской империи, и в гербе добавлялись новые эмблемы, созданные услужливыми геральдистами при дворах всех государей, начиная с Ивана IV. Пестрота государственного герба соответствовала пестроте того населения, которое обитало на покоренных землях. Изменялся характер власти, и ее знаками становились новые регалии, которыми пользовались и "братья" русского государя в многоликой семье европейских, да и не только европейских, сюзеренов, монархов, королей и императоров. Менялись представления о происхождении великокняжеской, царской и императорской власти, и вместе с ними преобразовались сами регалии, складывались теории их происхождения и значимости.

В течение всего повествования мы говорили о гербе с двуглавым орлом как о символе государственности - будь то Великого княжества всея Руси, будь то Российского царства или Российской империи. Стал ли двуглавый герб символом русской нации, подобно тому как сделался таковым польский "белый орел"?

Пожалуй, на этот вопрос трудно ответить утвердительно. Двуглавый орел появился на Руси как символ ее освобождения, символ равноправия недавно угнетенной страны, но герб России не смог стать национальным символом уже потому, что сама Россия с середины XVI в. была многонациональным государством, - притом весьма своеобразным.

Двуглавый орел быстро - уже при Иване Грозном - потерял характер национальной эмблемы и был превращен в символ угнетения собственно русского и других народов Восточной Европы, а потом и Северной Азии.

Гипертрофия государственных начал XVI-XX вв. сопровождалась поглощением всех и всяких видов национального самосознания, в том числе и формально изобразительных. Снова вводя двуглавого орла как государственную эмблему России, мы должны помнить о трагических и горьких уроках прошлого, которые народы нашей страны усваивали под сенью двуглавого орла. Пусть же на этот раз он останется навсегда символом пробуждения и возрождения, каким был в "тихую весну" при Иване III.

Атрибутикой царской власти подчеркивалась мощь и богатство государства Российского: золотое убранство дворцовых палат, изобилие драгоценных камений, масштабность сооружений, грандиозность церемоний и множество предметов, без которых не мыслим ни один русский царь.

1

Золотое яблоко

Золотой шар, увенчанный крестом или короной, — держава — впервые была использована в качестве символа русского самодержавия в 1557 году. Проделав долгий путь, держава пришла к русским монархам из Польши, впервые приняв участие в церемонии венчания Лжедмитрия I. В Польше, заметим, держава именовалась яблоком, являясь библейским символом познания. В русской христианской традиции держава символизирует Царство Небесное. С момента правления Павла I держава представляла собой синий, увенчанный крестом, яхонтовый шар, усыпанный бриллиантами.

2

Пастушеский посох

Атрибутом русской власти скипетр стал в 1584 году во время венчания на царство Федора Иоанновича. Так появилось понятие «скипетродержатель». Само же слово «скипетр» — древне-греческое. Считается, что прообразом скипетра был пастушеский посох, который в руках архиереев наделялся символизмом пастырской власти. С ходом времени скипетр не только был существенно укорочен, но и своим оформлением уже мало походил на скромный пастушеский посох. В 1667 году скипетр появился в правой лапе двуглавого орла - государственного герба России.

3

«На золотом крыльце сидели…»

Трон, или престол, — один из важнейших символов власти, сначала княжеской, потом царской. Подобно крыльцу дома, которое создавали для всеобщего любования и восхищения, с особенным трепетом подходили и к созданию трона, при этом обычно их делали несколько. Один устанавливали в Успенском соборе Московского Кремля - этот трон участвовал в церковной процедуре миропомазания самодержца. Другой - в резных палатах Кремля. На этот престол царь садился после светской процедуры принятия власти, на нем он также принимал послов и влиятельных лиц. Существовали еще и «мобильные» троны - они путешествовали с царем и появлялись в тех случаях, когда надо было максимально убедительно представить царскую власть.

4

«Тяжела ты, шапка Мономаха»

«Шапка золотая» упоминается во всех духовных грамотах, начиная с момента правления Ивана Калиты. Символ-корона российского самодержавия был предположительно изготовлен восточными мастерами в конце XIII - начале XIV века и подарен византийским императором Константином Мономахом своему внуку Владимиру. Последним царем, который примерял реликвию, стал Петр I. Некоторые исследователи утверждают, что шапка Мономаха является не мужским, а женским головным убором - под меховой оторочкой, якобы, остались приспособления для височных украшений. Да и изготовлена была шапка спустя 200 лет после смерти Владимира Мономаха. Что ж, даже если история появления этого атрибута царской власти - всего лишь легенда, это не помешало ему стать образцом, по которому изготавливались все последующие царские венцы.

5

Византийские оплечья

Обычай носить оплечья, или бармы, пришел на Русь из Византии. Там они являлись частью парадных одеяний императоров. По преданию, бармы прислал для Владимира Мономаха византийский правитель Алексей I Комнин. Летописное упоминание барм относится к 1216 году - расшитые золотом оплечья носили все князья. С середины XVI века бармы становятся непременным атрибутом царского венчания на царство. С золоченого блюда в алтаре их в определенный момент подавали митрополиту епископы, которые, в свою очередь, получали их от архимандритов. После троекратного целования и поклонения, митрополит возлагал благословенные крестом бармы на царя, после чего следовало возложение венца.

6

«Ох, рано, встает охрана»

По обе стороны от трона всяк входящий мог видеть двух рослых красавцев, царских оруженосцев и телохранителей — рынд. Они были не только эффектным «атрибутом» на церемониях приемов иностранных послов, но и сопровождали царя во время походов и поездок. Облачению рынд можно позавидовать: горностаевые шубы, сафьяновые сапоги, песцовые шапки… Место по правую руку было почетнее, отсюда и пошло понятие «местничество». Борьбу за почетное звание царского рынды вели молодцы самых лучших фамилий.

7

За семью печатями

Первой известной печатью XII века, вырезанной из металла, стал оттиск князя Мстислава Владимировича и его сына Всеволода. К XVIII веку русские цари пользовались печатями-перстнями, настольными оттисками и печатями-подвесками. Маленький вес последних позволял носить их на шнурке или на цепочке у пояса. Печати резались по металлу или из камня. Чуть позже излюбленным материалом становится горный хрусталь и его разновидности. Интересно, что с XVII века стали производить печати со съемной легендой - текстом, что позволяло новому царю использовать печать своего предшественника. В конце XVII века русские цари имели более двух десятков различных печатей, а печать европейского гравера Иоганна Гендлингера с могучим двуглавым орлом служила российским монархам более века, вплоть до конца правления Николая I.

Окунаясь вглубь веков, попробуем разобраться, что означают скипетр и держава в российской истории.

Скипетр представляет собой фигурный жезл. Его выполняли из серебра, слоновой кости, золота, обрамляли самоцветами и использовали геральдическую символику. В истории России скипетр - это преемник царского посоха, являющийся символом власти великих князей и царей.

Говоря о символах монархической власти, нужно остановиться на державе - золотом шаре с крестом и короной. Поверхность сферы обычно украшалась самоцветами и символикой. От древнерусского слова «държа», которое означает «власть», и произошло это название. Скипетр и держава русских царей являются древнейшими из инсигний самодержавной власти.

Державные шары, или державные яблоки - так они назывались на Руси, также служили атрибутами власти римских, германских и др. императоров.

Короны в Российской Империи

Останавливаясь на регалиях российских императоров, стоит особо выделить Для коронаций в царстве пользовались Шапкой Мономаха.

В России обряд первой императорской коронации был проведен над женой Петра Великого Екатериной Алексеевной, впоследствии ставшей Екатериной Первой. Именно для Екатерины I специально изготовили первую в России императорскую корону.

Шапка Мономаха - древняя регалия

Упоминание о Шапке Мономаха появилось еще в XVI в. в «Сказании о князьях Владимирских». В нем говорится о Константине Мономахе - византийском императоре, правившем в XI веке. Отсюда и название. Вероятнее всего, Иван Калита был первым ее обладателем. По имеющимся искусствоведческим данным, изготовлена Шапка Мономаха была на Востоке в XIV в. Это самая древняя корона России. Ее не носили как повседневный головной убор, а использовали, венчая российских монархов период с 1498-го по 1682-й год. Корона состоит из золотых пластин с узорами. На верху короны находится крест, инкрустированный драгоценными камнями. Шапка Мономаха обрамлена соболиным мехом. Вес венца без меха - 698 граммов.

Таким образом, Шапка Мономаха, так же как скипетр и держава, является символом России еще с допетровских времен. Кстати, ей приписывают лечебные свойства. Так, считается, что она способна избавить от разных недугов, особенно от головной боли.

Скипетр и держава царя Бориса Годунова

Появление таких понятий и предметов, как скипетр и держава в качестве символов власти российского государства, связано с царствование Бориса Годунова. Они были заказаны в мастерам при дворе Рудольфа II. Изготовление происходило в Эгере (современный город Хэб). Ювелиры при создании комплекта следовали традициям Ренессанса.

И хотя существует легенда, гласящая, что скипетр и держава были посланы еще в XI ст. князю Владимиру Мономаху, в действительности они были подарены царю Борису Великим посольством императора Рудольфа II, который правил В 1604 году они нашли свое применение в составе его великого наряда.

Мономахов скипетр был изготовлен из золота с деталями из эмали. В качестве украшений были использованы двадцать бриллиантов, большой изумруд, а также иные драгоценные камни. Держава имеет эмалированную инкрустацию. На деталях изображены сцены времен царствования Давида. Украшена держава 37 большими жемчужинами, 58 бриллиантами, 89 рубинами, а также изумрудами и турмалинами.

Корона - важнейшая регалия Михаила Федоровича Романова

Царю принадлежала корона из «Большого наряда». Ее изготовил в 1627 году дьякон Эфим Телепнев. Он был главным мастером в Оружейной палате. Венец короны состоит из двух ярусов. Внизу на внешнем каркасе находится восьмизубчатая диадема. Корона обрамлена соболиным мехом с драгоценными камнями. Уже после XVIII века корона «Большого наряда» стала короной «Царства Астраханского».

Утраченные регалии Российской Империи

До наших дней сохранились лишь некоторые регалии. Они нашли достойное место для существования в Оружейной Но многие из них безвозвратно утрачены. К таким можно отнести «Большой венец» Царя Федора I Ивановича. Говоря об этом произведении искусства, нужно сказать о его несказанной уникальности. Корону изготовили в Стамбуле в конце XVI века. В качестве дара Патриарх Константинопольский Еремий II переслал корону Царю Федору I Ивановичу, который был последним из рода Рюриковичей. «Большой венец» надевался царями лишь на важные торжества. Около 1680 года корону разобрали. Впоследствии ее детали были использованы для «диамантовых шапок» Ивана V и Петра I.

Корона, скипетр и держава на царском гербе

В 1604 г. у Лжедмитрия, на малой его печати, появилось изображение трех корон под орлом. Такое изображение появилось впервые и просуществовало недолго. Однако уже в 1625 году вместо креста между главами орла возникла третья корона. Это изображение появилось при царе Михаиле Фёдоровиче на малой государственной печати. Так же сделали в 1645 году для его сына Алексея на Большой государственной печати.

Державы и скипетра на гербе не было до времен царствования Михаила Фёдоровича. В 1667 году с изображением государственных регалий власти появилась государственная печать царя Алексея Михайловича. Впервые четвертого июня 1667 года царем дается официальное и четкое разъяснение символики, связанной с тремя коронами. Каждая из корон, изображенная на гербе и печати, соответствует царствам -Сибирскому, Казанскому, Астраханскому. А скипетр и держава России означают «Самодержавец и Обладатель». А уже в 1667 году, 14 декабря, появляется первый Указ о гербе.

Корона, скипетр и держава на гербе России

Спустя века, 25 декабря 2000 года, принимается конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации». Этот символ государства представлен геральдическим щитом. Он четырехугольный, красного цвета. Нижние углы у него закруглены.

В центре расположен с двумя головами, каждая из которых увенчана малой короной, а над ними возвышается одна большая корона. Значение трех корон является олицетворением не только суверенитета всей РФ, но и ее частей, то есть субъектов. Также на гербе изображены скипетр и держава. Фото регалий поражают своей красотой. В правой лапе орел держит скипетр, а в левой - державу.

Скипетр и держава России являются символами единого государства и власти. Также на груди орла имеется изображение серебряного всадника на коне. Человек убивает копьём чёрного дракона. Допускается воспроизводить герб Российской Федерации не только в цветном исполнении, но и в однотонном. При необходимости его можно изображать без геральдического щита.

Loading...Loading...