Деревня пушкин смысл названия. "Деревня" (Пушкин): анализ стихотворения (подробный)

В статье будет подробно рассмотрено одно из известнейших стихотворений Александра Сергеевича Пушкина и проведен его анализ. «Деревня» (Пушкин) - произведение, отразившее политические взгляды поэта, его мнение о и роли русского крестьянства в жизни страны.

Особенности поэзии Пушкина

Творчество великого поэта делится на несколько этапов. Однако все они объединены рядом тем и особенностей, которые возникли еще в ранний период становления Пушкина. Особенно сильно повлияло на формирование художественного сознания писателя общение с декабристами и известными литераторами. Также на развитие его литературных способностей оказали влияние русский фольклор и западноевропейская культура и литература.

Второй этап творчества поэта, относящийся к послелицейской поре, отражает анализ стиха «Деревня». Пушкин в этот период вел активную политическую и общественную жизнь, особенно остро его волновала необходимость принятия реформ, которые помогли бы изменить самодержавное устройство России. Последующие периоды творчества поэта связаны со ссылками. В них начинают преобладать романтические, философские, а позднее и реалистические мотивы.

Анализ: «Деревня» (Пушкин)

Анализ любого стихотворения проводится по определенному плану, который может быть следующим:

  • История создания.
  • Тема и идея.
  • Лирическое «Я».
  • Композиция.
  • Стихотворный размер.
  • Изобразительно-выразительные средства.

История создания стихотворения

Как было отмечено выше, стихотворение относится ко второму, петербургскому периоду творчества поэта и было написано в 1819 году. Активная тайные встречи с декабристами, общение с Чаадаевым и Рылеевым - все повлияло на тематику стихотворения «Деревня». Анализ пушкинского стихотворения включает высказывания поэта о деспотизме самодержавия, о политической и социальной несвободе людей, о бесчеловечности крепостничества.

Тема и идея

Главная тема произведения - проблема крепостного права. Пушкин стремится показать его губительность, варварство и антигуманизм. Чтобы акцентировать внимание на жестокости и несправедливом отношении к народу, поэт прибегает к противопоставлению. Структурный анализ стиха «Деревня» (Пушкин) позволяет говорить о двухчастной композиции.

Первая часть стихотворения (заканчивается словами «В душевной зреют глубине…») отражает идиллическую картину деревенской жизни. Пушкин воспевает ее покой, природную красоту, гармонию, она дарит вдохновение и способствует творчеству и поэтическим занятиям, нравственно очищает. Вторая часть звучит резким противопоставлением, где поэт открыто высказывается против самодержавного деспотизма, указывает на страдание угнетенного народа, на противоестественность крепостничества и жестокость рабского строя.

Образ лирического героя

Лирический герой - человек, способный ценить красоту и гармонию мира, существующего по законам природы, каким и является деревня. Для него это идиллический мир, «приют спокойствия… и вдохновенья», здесь он обретает свободу. Поэт рисует райскую картину: нивы, луга, «сад с его прохладой и цветами», «светлые ручьи», «мирный шум дубрав».

Герой в первой части выступает романтиком с тонко организованной душой и способностью чувствовать прекрасное, во второй части - с гражданской позиции, что подтверждает анализ. «Деревня» (Пушкин) - произведение, где лирическое «Я» поэта резко преображается, романтик превращается в политического деятеля, прекрасно понимающего недостатки монархического строя своей страны. Примечателен образ помещиков: «Барство дикое, без чувства, без закона…» Эта невежественная угнетающая сила живет за счет «рабства тощего».

Лирический герой горько сожалеет, что его голос не может «сердца тревожить», поэтому он не в силах изменить творящийся в стране произвол. Его заветная мечта увидеть «зарю свободы просвещенной», чтобы помещики прекратили присваивать «и труд, и собственность, и время земледельца».

Композиция и стихотворный размер

Стихотворение написано в форме ораторского выступления, в котором поэт высказывает мысли и идеи прогрессивных людей своего времени. Начинается повествование обращением к деревенским красотам и описанием идиллии. Подобное вступление абсолютно соответствует Продолжая развивать свои мысли в выбранном стиле, поэт одинаково выстраивает вторую и третью строфы. Этот же прием он использует и во второй части, начиная строфы со слова «здесь». Обилие восклицательных и вопросительных предложений также определено ораторским стилем. Пушкин неспроста обращается к подобному композиционному построению. Его стихотворение - призыв не только по содержанию, но и по форме. Это открытое выступление, которое требует устранения возникшей столетия назад несправедливости.

Структурный анализ произведения «Деревня» Пушкина позволяет заключить, что стихотворение написано чередующимся с четырехстопным. Рифмовка перекрестная, мужская рифма (1-я, 3-я строки) чередуется с женской (2-я, 4-я строки).

Изобразительно-выразительные средства

Различно не только содержание, но и разных частей стихотворения «Деревня». Анализ пушкинского произведения можно продолжить тем, что поэт интонационно выстраивает начало так, что читатель погружается в мир спокойствия и дружелюбия. Эта атмосфера создается благодаря эпитетам: «мирный шум», «тишина полей», «лазурные равнины».

Вторая часть более экспрессивна, поэт возмущен и взволнован. Отсюда множество слов с яркой эмоциональной окраской: «барство дикое», «неумолимый владелец», «пагуб людей», «тягостный ярем».

Вывод

Выступление против крепостного права - такова основная тема стихотворения «Деревня». Краткий анализ пушкинского произведения показал, что поэт восстает против тирании самовластия и желает справедливости и свободы для русского народа.

Стихотворение “Деревня” было написано Пушкиным в 1819 году, в так называемый “петербургский” период его творчества. Для поэта это было временем активного участия в общественно-политической жизни страны, посещения тайного союза декабристов, дружбы с Рылеевым, Луниным, Чаадаевым. Наиболее важными для Пушкина вопросами в этот период являлись общественное устройство России, социальная и политическая несвобода многих людей, деспотичность самодержавно-крепостнической системы управления...

Так, стихотворение “Деревня” поэт посвящает проблеме крепостного права, волновавшей многих мыслящих людей того времени. Стихотворение имеет двухчастную композицию: первая часть (до слов “...но мысль ужасная...”) представляет собой идиллию, в то время как вторая - политическую декларацию, воззвание к сильным мира сего.

Деревня для лирического героя - это, с одной стороны, “пустынный уголок”, некий идеальный мир, где царят тишина и гармония. В этом краю, “приюта спокойствия, трудов и вдохновенья”, герой обретает духовную свободу, предается “творческим думам”. Образы этой части стихотворения: “темный сад с его прохладой и цветами”, “светлые ручьи”, “нивы полосаты”, “в дали рассыпанные хаты”, “мельницы крылаты”, - несомненно, романтизированы, что создает идиллическую картину покоя и умиротворения. Но совсем другая сторона жизни в деревне открывается нам во второй части, где поэт безжалостно обличает безобразие социальных отношений, произвол помещиков и бесправное положение народа. “Барство дикое” и “рабство тощее”, основные образы этой части, воплощают “невежества убийственный позор”, всю неправильность и бесчеловечность крепостного права. Лирический герой отождествляемый с самим поэтом, называющий себя “другом человечества”, не приемлет этой несправедливости и беззакония, желает “тревожить сердца...” людей, обнажая бесчинства помещиков и безысходность жизни крестьян, мечтает увидеть “народ неугнетенный” и “отечество свободы просвещенной”. Мир же, окружающий героя, полный жестокости и насилия, мир, где одни “тягостный ярем до гроба влекут”, а другие, “не видя слез, не внемля стона”, “присвоили себе и труд, и собственность, и время земледельца”, выглядит особенно безобразно на фоне прекрасной, гармоничной природы, царства “счастья и забвенья”. Таким образом создается контраст между двумя частями стихотворения, позволяющий с особой силой выявить идею ущербности, невозможности существования крепостного права.

Поэтом используется и множество изобразительно-выразительных средств языка. В первой части они создают романтическую и умиротворенную атмосферу: “льется дней моих поток”, “мельницы крылатые”, “озер лазурные равнины”, “мирный шум дубрав”, “тишина полей”. А во второй части изобразительные средства используются поэтом, чтобы с наибольшей яркостью обличить безобразие социального строя: “...насильственной лозой”, “чуждый плуг”, “измученные рабы”, “неумолимый владелец”. Кроме того, последние семь строк стихотворения наполнены риторическими вопросами и восклицаниями, ибо имеют характер воззвания к окружающим, выражают возмущение лирического героя и его нежелание мириться с несправедливым устройством общества.

Размер стихотворения - шестистопный ямб. Рифма - как мужская, так и женская, как перекрестная, так и кольцевая:

Приветствую тебя, пустынный уголок (женская),

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья (мужская),

Где льется дней моих невидимый поток (ж.)

На лоне счастья и забвенья (м.)

(перекрестная рифма а-б-а-б).

Я твой - люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят

(кольцевая рифма а-б-б-а).

Стихотворение «Деревня» вызвало гнев и недовольство правительства. Ведь именно в нем великий русский поэт обличает «барство дикое», которое превратило в «тягостный ярем» жизнь обычных людей. А ведь именно их трудами и строится та прекрасная картина, которая описана в первой части стихотворения.

История создания

Анализ «Деревни» Пушкина школьник может начать с истории создания произведения. Написано оно было в 1819 году. Когда юный поэт после выпуска из лицея получил должность коллежского секретаря в Петербурге, он даже и не подозревал о том, что уже по прошествии трех лет сам Александр I будет рад сослать его в Сибирь, а может, даже на Соловецкие острова. Только лишь благодаря ходатайству близких друзей поэта - В. Жуковского, А. Карамзина, А. Тургенева - приговор было решено заменить ссылкой на юг России.

Недовольство царя

За что же обрушился гнев царя, который победил наполеоновскую армию и в честь которого на Дворцовой площади стоял овеянный славой «Александрийский столп»? Причиной были вольнолюбивые произведения поэта. Царь как-то раз даже упрекнул тогдашнего руководителя лицея Е. А. Энгельгардта за то, что его выпускник «наводнил Россию своими возмутительными произведениями». Пушкин не был членом ни одного тайного общества, которых тогда существовало множество. Ведь для этого у него был слишком непредсказуемый и вспыльчивый характер. Однако получилось так, что всего лишь за одно стихотворение, в котором великий русский поэт свободно выражал свои мысли, он был сослан на юг. Ведь именно это произведение было пропитано надеждами на то, что страну могут ожидать великие реформы.

Что обличал поэт

В то время поэт работал над созданием поэмы «Руслан и Людмила», которую начал еще во время своего обучения в Царскосельском лицее. Но, наконец-то оказавшись на свободе после шести лет обучения, поэт начинает писать о «вольности святой». И свое первое произведение, относящееся к жанру оды, он так и назвал - «Вольность». В нем он осуждал тиранов, которые пренебрегают законами. А в произведении «Деревня», которое было написано по прошествии двух лет, великий русский поэт гневно осуждает крепостное право.

Продолжая анализ «Деревни» Пушкина, можно указать, что это произведение является социально-политическим монологом. Оно затрагивает те социальные проблемы, которые глубоко волновали автора. По своим убеждениям Пушкин был сторонником конституционной монархии, при этом он обличал крепостное право, указывая, что освобождение людей должно было произойти по мановению правителя. При жизни поэта была напечатана лишь первая часть произведения. Вторая распространялась только в списках. Целиком стихотворение было издано Герценом за рубежом в 1856 году, а в России - в 1870-м.

Художественные средства

Делая литературный анализ «Деревни» Пушкина, учащийся для хорошей оценки может описать и те художественные средства, которые использовал поэт. Большую роль в стихотворении играют противопоставления, антонимические образы, например, «барство дикое» - «тягостный ярем». Поэт включает в произведение и восклицания, которые свойственны жанру оды, а также риторические вопросы. Подобные приемы, как правило, используются в публицистическом стиле памфлета. Мы видим, что в «Деревне» Пушкина средства выразительности используются самые разные. Также особое звучание произведению придает его размер - шестистопный ямб. По-другому он называется «александрийским стихом» и часто используется в одах.

Возвышенное и обличительное произведение

Произведение Пушкина полно обличительного пафоса, старославянских терминов, а также античных образов (здесь сказывается влияние классицизма). Немало в нем и торжественных, высокопарных оборотов. После того как была опубликована первая часть произведения, император Александр I велел выразить поэту благодарность, а после распространения второй - сослал великого поэта на юг России. Проводя анализ «Деревни» Пушкина, можно упомянуть и одну из наиболее интересных особенностей стихотворения. Это его композиция - поэт использует прием жанрового смещения. Первая часть больше похожа на сентиментальную пастораль, вторая ближе к политическому памфлету.

Идиллическое место

В начале Стихотворения «Деревня» Пушкина читатель погружается в идиллическую картину деревни. Первые строфы, несомненно, можно отнести к идиллической пейзажной лирике. Здесь картины, которые нарисованы поэтом, дышат красотой и спокойствием. Он пишет, что в этой местности живет совершенно иными нравственными ценностями. И для великого русского поэта в особенности важно то, что в деревне он имеет возможность творить. Большая часть образов, упомянутых в первой части стихотворения «Деревня» Пушкина романтизированы. Это «темный сад», «нивы полосаты».

Деревня для поэта - это место тишины и спокойствия. Здесь он, наконец, обретает духовную свободу. Эпитеты в «Деревне» Пушкина создают картину умиротворения. Этот тихий уголок намного дороже поэту, нежели «порочный двор Цирцей», или, к примеру, «роскошные пиры». Лирический герой уверен, что найдет покой в творчестве в этом идиллическом месте, однако мечты его не осуществились. Интонация первой части произведения - спокойная, дружественная. Поэт тщательно занимается подбором эпитетов, которые использует в большом количестве. Это помогает ему передать картину деревенского пейзажа.

Барский произвол

Иногда в качестве домашнего задания школьнику дается вопрос о том, что и чему противопоставлено в «Деревне» Пушкина. Гуманистические идеалы поэта противопоставляются картине жестокости и рабства. Здесь используется прием антитезы. Действительность разрушила все его думы о спокойствии в деревне. Совершенно другую окраску имеет вторая часть произведения. Она не была пропущена цензурой, и вместо нее поэту пришлось поставить четыре строки многоточия. В ней Александр Сергеевич беспощадно обличает тех, кто оказался властителем людей к их погибели.

Антитеза

Данный композиционный прием - контрастность между первой частью произведения и заключительной - призван оказать большое воздействие на читателя. И с его помощью поэту удается еще больше усилить то впечатление от обличающего изображения тирании, не дающей людям жить свободно, воплощать свои жизненные устремления.

Картины этого произвола ужасают тем, что любой человек мог бы оказаться на месте крепостных, которые в тяжком труде теряют человеческий облик. С помощью своего поэтического дара Пушкин мастерски изображает образы «бар», и делает это опосредованно - читатель видит то, во что превращается жизнь крепостного крестьянина из-за этого произвола. Основные определения, которые даются поэтом во второй части, - это «барство дикое», «барство тощее». С их помощью становится ясной тема «Деревни» Пушкина - несправедливость крепостного ига.

Поэт-гражданин

И поэт-мечтатель превращается таким образом в достойного гражданина - он теперь выступает не от имени частного лица, но от всего передового общества, которое стремится предоставить свободу народу от крепостного ига. Великий русский поэт понимает, что все в стране решает правитель. И он надеется, что когда-нибудь это рабство будет отменено по «манию царя», и в конце концов для российского государства наконец-то наступит кардинально новая эра над «отечеством свободы просвещенной», когда угнетенный человек получит свои права, и больше не будет должен отдавать свою жизнь на алтарь жизненного благоустройства избалованных и жестоких помещиков.

Мы рассмотрели историю создания «Деревни» Пушкина, особенности этого произведения, создавшего столько трудностей для поэта, но послужившего для него способом выразить свое мнение о несправедливости. В произведении поэт не дает ответа, как именно нужно бороться с несправедливостью. Настроение рассказчика нельзя назвать бунтарским. Внутренний мир его богат, однако в нем читатель может увидеть и те понятия, которые являются для лирического героя самыми ценными - это следование истине, покой, свобода, творчество.

Стихотворение «Деревня» Пушкина, анализ которого мы проведем, показательно для понимания того, что лирику трудно разделить по тематическому признаку. Рамки одной темы тесны для этой элегии. В ней найдена новая форма воплощения вольнолюбивых мотивов, но, кроме этого, создана картина сельской природы, а также выражены мысли об истории, литературе, творчестве.

Главным художественным средством в стихотворении «Деревня», по жанровой природе близком элегии (от греч. «печальная песня», жанровая форма в лирике, стихотворение, выражающее сосредоточенное размышление или являющееся эмоциональным монологом, передающим печаль лирического героя от сознания морально-политических несовершенств или от любовных неурядиц), является антитеза. Антитеза (от греч. «противоположение») — это открыто выраженное противопоставление, контраст, который не скрыт за другими соотношениями, а выявлен благодаря художественным особенностям произведения. В «Деревне» развернутая антитеза возникает между двумя частями стихотворения. Первая состоит из трех строф, опубликованных в 1826 г. под названием «Уединение». В них использован вольный ямб. В начальном четверостишии повторяется сочетание трех строчек шестистопного ямба с четырехстопным завершением, которое является постоянным в первой русской элегии, принадлежащей В.А. Жуковскому («Вечер», 1806). Как и в ней, лирическому герою, пребывающему на лоне природы, дороги приметы пейзажа — «мирный шум дубров», «тишина полей». О прохладе темного сада, ароматах цветов и сена, переливах воды в ручьях и озерах идет речь во второй строфе, продолжающей обрисовку сельской гармонии. Мысль о том, что в природе внимательному наблюдателю открывается не только красота, но и равновесие цветов, звуков, запахов, звучала у Жуковского. Оно не бросалось в глаза, было «тихим» («Как тихая твоя гармония приятна!..» — «Вечер»), но умиротворяло душу, заставляя верить в осмысленность бытия.

Взору лирического героя Пушкина во всем видятся «следы довольства»: луг уставлен скирдами сена, на озере белеет парус рыбаря, нивы распаханы, по берегу бродят стада, вращаются крылья мельниц, топятся печи в овинах, где сушится зерно.

Богатство и многообразие человеческого быта дополняют гармоничное сочетание цветов и звуков в природе (темный сад — светлые ручьи, лазурные озера — желтые нивы; тишина полей — шум ручьев). Все движется, переливается, составляет «подвижную картину». Над ней веет ветер, разносящий ароматы цветов и дым, вырывающийся из труб овинов.

«Рассыпанная» («Вдали рассыпанные хаты...») по земле жизнь заставляет лирического героя забывать о заблуждениях, внушенных ему столичным времяпрепровождением. Оно было роскошно, пиры сменялись забавами, его очаровывали великосветские цирцеи (Цирцея, или Кирка, — в греческой мифологи имя волшебницы, удерживавшей на своем острове Одиссея, — Гомер. «Одиссея», X), но там не было места для «трудов и вдохновенья». Душа ожила только в «пустынном уголке», успокоенная тишиной природы. Во внутреннем мире лирического героя воцаряется гармония, поток его дней «льется», он не обращает внимания на время, погрузившись в размышления. Для всех забвение внешнего существования кажется «праздностью», но в действительности интенсивная внутренняя жизнь — это труд, приносящий счастье. В первой строфе элегии не только начинается создание картины природы, которая станет антитезой тому, во что люди превратили мирный уголок, но и привлекается внимание к причинам отказа от суетности и ложных очарований:

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Я твой — я променял порочный двор цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубров, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.

В третьей строфе лирический герой возвращается к намеченной в начале художественной цели, обрисовка пейзажа (прототипическими были впечатления от природы, увиденной поэтом в Михайловском, родовом имении, которое он посетил в юности) уступает место лирическому излиянию, характеризующему его интересы. Ощущая себя освобожденным от оков светского многолюдства, от влияния толпы, поклоняющейся злодеям и глупцам, он обретает истинное наслаждение в одиночестве: наедине с собой ищет ответы на свои сомнения в трудах историков и писателей («Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!», оракул — лат. «прорицатель»). Там его нравственное чувство находит отклик, доставляющий радость, блаженство. Его правота подтверждается истинами, открытыми в другие эпохи. Независимо от времени для человека ценными остаются свобода, сочувствие, самостоятельность мышления— те гуманистические идеалы, которые воодушевляют творца: пробуждают душу от «сна угрюмого», «к трудам рождают жар». В них зерно истины, зреющее в нем, чтобы дать прекрасные исходы в творчестве.

Важнейшими для лирического героя представляются просветительские требования: он не просто стремится к пониманию трудов защитников народных интересов и проповедников разумных преобразований в обществе, но учится «закон боготворить», вслушивается в «застенчивую мольбу», готов обличать «величие неправое». Вторая часть стихотворения, из-за появления которой оно не было опубликовано полностью, содержит резкую критику главного порока социальной жизни в России — крепостного права. «Мысль ужасная» о нем омрачает размышления, побуждает забыть и о красотах природы, и о творческих планах. Ни одно из внутренних ощущений не заглушает стонов, доносящихся с «цветущих нив», не заслоняет зрелища «убийственного позора», заметного «везде», в целом «здесь», в России. Долготерпение народа и невежество «барства дикого» — те нравственные пороки, которые отдаляют человечество («друг человечества» — определение, значимое для просветительской характеристики взглядов лирического героя) от «избраннейшего» дня — «прекрасной зари» свободы. В завершающих строчках, как и в стихотворении «К Чаадаеву», звучит реминисценция из радищевской оды «Вольность», на что указывает и шестистопный ямб финала (в тексте элегии такие шестистопные строчки чередуются с четырехстопными, это чередование имеет нерегулярный характер, образуя вольный ямб).

Между первой и второй частями стихотворения «Деревня» (Пушкин), анализ которого нас интересует, существует развернутая антитеза. Ее основой становятся гуманистические идеалы лирического героя, которым противопоставлена картина рабства. Его «застенчивой мольбе» (внимать ей с участьем должен научиться каждый, кто способен освободиться «от суетных оков») необходимо выражение, которое может найти только поэт, кому дан «грозный дар», позволяющий «сердца тревожить». Таким образом, важным моментом в содержании стихотворения становятся размышления о роли художника в общественных схватках. Он не один из тех, кто в открытой борьбе сражается с самовластьем, а сознающий свою исключительность вития (оратор, красноречивый человек), взывающий к народам и царям, повышая действенность нравоучения, благодаря выразительной силе искусства:

Почто в груди моей горит бесплодный жар?

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

В рассказе о приметах крепостной жизни особое значение имеют эпитеты, усиливающие реалистическое по своей достоверности и конкретности изображение действительности. Невежество — «убийственный» порок, ярем неволи «тягостен» для всех, владельцы душ — «дикие», «неумолимые», «бесчувственные»; рабы «измученные», покорные «насильственной лозе», обреченные склоняться «на чуждый плуг», не смеющие «надежд и склонностей в душе питать». Они труженики, «земледельцы», но их «собственность и время» присвоили себе, подобно завоевателям, помещики, превратившие их в рабов. Социальные различия возникли «на пагубу людей», доказательством чего становится представленное полотно. И его детали, и стилистические особенности не оставляют сомнения в том, что лирическому герою важно не только осудить беззаконие, но и выявить бесчувственность «злодеев», поднявших на ближнего «бич», не замечающих слез и стонов, мучающих «дев юных», «младых сыновей», их стареющих родителей. Лирическое излияние акцентирует эмоциональный накал переживания, рассказ превращается в гневное осуждение, независимо от смыслового плана. Оценивая его, Александр I, получивший от автора список элегии, отозвался о стихотворении неожиданно спокойно, как о выражении «добрых чувств». Действительно, в финале элегии лирический герой, ожидающий зари свободы, ее восход связывает с «манией» (действием) царя:

Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Однако можно даже не вспоминать о том, в чем состояла суть «отчизны призыванья» («К Чаадаеву»), обрисованная в других стихах, посвященных вольнолюбивым устремлениям. Достаточно внимательно прислушаться к голосу лирического героя «Деревни», обращающемуся к сердцам, душам друзей человечества («Но мысль ужасная здесь душу омрачает...», «О, если б голос мой умел сердца тревожить!»), чтобы поставить элегию в один ряд с ними, выделив ее как открытый протест против устоев российского общества. Как и в оде «Вольность», главным является бунтарский пафос (непосредственно-эмоциональное отношение автора к реальности, по выражению В.Г. Белинского, «идея — страсть»), который очевиден при анализе художественных особенностей произведения. Его образный ряд, эмоциональное наполнение несут на себе отпечаток «грозных» предчувствий свидетелей векового угнетения народа, превратившегося для пушкинского поколения в оскорбительный архаизм (от греч. «древний»), «убийственный позор», доставшиеся в наследство и требующие немедленного вмешательства. У читателя «Деревни», захваченного тревогой лирического героя, страстностью его разоблачений, невольно должен был возникнуть вопрос, что случится, если молодые не увидят действий власти, устраняющих социальные недостатки. В элегии не дается ответа, как бороться с угнетением народа, ее художественная цель не включает призывов к мятежу. Настроение лирического героя далеко от отвлеченного бунтарства. Наряду с достоверностью детализированной картины сельского быта в стихотворении «Деревня» Пушкина присутствует и психологическая конкретика. Внутренний мир богат и разнообразен, но в нем заметна доминанта (от лат. «господствующий»): следование истине, покой, умиротворенность, величие, блаженство — самые значимые понятия, определяющие счастливое бытие, — недостижимы без освобождения от социальной и духовной неволи; человек должен быть хозяином своей судьбы, выбирая «праздность вольную», следование творческим стремлениям «свободной души» или борьбу за наступление эры «свободы посвященной», согласуясь с движениями своего сердца, прислушиваясь к тому, что «в душевной зреет глубине».

За выражением конкретной эмоциональной настроенности, окрашивающей в неповторимые тона образы каждого из стихотворений, где главной является свободолюбивая тематика, видна характеристика духовного мира их автора. Среди героев его лирических произведений — борцы за социальную справедливость, и в то же время «задумчивые певцы» («Вольность»), мыслители, ищущие истину, мирные ленивцы, погруженные в созерцание природы, забывающие на ее лоне о «роскошных пирах, забавах, заблужденьях» («Деревня»). Каждому из этих состояний автор готов сказать: «Я твой...» (там же), воплощая психологическую конкретику переживаний. Рассматривая его творчество, нельзя забывать ни частности, ни общее. Кроме того, в восприятии мира Пушкиным заметна такая динамика, что без контекста и временной перспективы стихотворение оценить невозможно. Политические аспекты вольнолюбия в начале 1820-х годов отходят на второй план, уступая место романтическому возвышению идеала свободы. Однако уже в 1827 г. появляются стихотворения, в которых дается итоговая оценка вклада своего поколения в исторический процесс.

Loading...Loading...