7 законов философии в рассказе маленький принц. Анализ «Маленький принц» Сент-Экзюпери

«Маленький принц» как философская сказка

Сказка создается в самое тяжелое для Сент-Экзюпери время, в Нью-Йорке, где оказывается автор в вынужденной эмиграции и откуда рвется на фронт. Но сведения до него доходят неутешительные: немцы полностью оккупировали территорию Франции. Обо всем этом Сент-Экзюпери говорит в открытом «Письме к заложнику», адресованном оставшемуся в Европе литератору Леону Верту. Перед угрозой фашистской чумы Сент-Экзюпери призывает к единению, ибо «Франция - превыше всего». Послание было сразу напечатано в Канаде и США, читалось по свободному радио. И вслед за ним следует публикация «Маленького принца» («Le Petit prince», 1943). Историческая рама у них общая - вторая мировая война, необходимость активной защиты высших ценностей. Сказка имеет общий с посланием адресат - она также посвящена Леону Верту, который живет во Франции и «очень нуждается в утешении». Лишь постскриптум - «когда он был маленьким» - обращает сказку в иное время - пору детства. Можно было бы определить эти годы, но такое высчитывание бесполезно, потому что детство у Сент-Экзюпери не хронологическое, а психологическое понятие, огромный край, откуда приходит каждый. «Откуда я родом? - задает себе вопрос и сам же на него отвечает,- Я родом из моего детства, словно из какой-то страны...» И сказано это в самой суровой книге Сент- Экзюпери, в «Военном летчике», осененном предчувствием собственной гибели. В «Маленьком принце» уже строй сказки напоминает о детстве. Фантастичен ее сюжет - встреча потерпевшего аварию в Сахаре летчика с пришельцем иных миров - забавным крошечным человечком. Как и положено в сказке. Маленький принц свободно передвигается в пространстве, посещая одну планету за другой. Люди, животные и растения имеют голоса, слышат и понимают друг друга. Мир предстает единым в его первозданной, присущей детскому взгляду простоте, что не исключает возможности таинственных превращений. Простое и сложное в нем сближены, возможность чуда кроется в обыденных вещах. Сказочный принц просит летчика нарисовать барашка совсем так, как это делают обычные дети. В полученном рисунке малыш видит то, что взрослым не разглядеть. Противопоставление детей и взрослых проходит через всю сказку. И вопреки привычному - это дети учат взрослых зоркости, доброте и верности, дети обладают высшей мудростью. Такой взгляд отчасти напоминает нам о традициях просветителей XVIII века - Вольтера и Руссо. Но у «Маленького принца» Экзюпери иной исторический контекст, он рожден в XX веке, в годы войны, когда фашизм из угрозы превратился в реальность, когда защита моральных ценностей приобрела политический характер, не теряя философского смысла.

«Маленький принц» - философская сказка. Ее главная проблема - поиск смысла жизни, как и в «Планете людей», связывается с вопросом о том, что такое смерть. И в самый центр повествования выдвинута проблема любви. В своеобразии их решения и сила, и величие Сент-Экзюпери, и дыхание времени Сопротивления. Чтобы убедить читателя в возможности найти подлинный смысл жизни, Сент-Экзюпери демонстрирует смыслы ложные. Вереница людских страстей-пороков (и загубленных жизней) предстает в эпизодах посещения принцем разных астероидов. Подружиться Маленький принц мог бы лишь с фонарщиком. Хотя фонарщик тоже единственный обитатель своей планеты, он не так нелеп, как король или пьяница. Он верен данному однажды слову - гасить по утрам и ‘зажигать фонарь вечером. Он занят делом и думает не только о себе. Именно это и сближает его с Маленьким принцем, постоянно возвращающимся мыслями к оставленной на своей планете Розе.

Роза - образ женщины. Вы встречались с ним в средневековой литературе, в знаменитом «Романе о Розе». Он проходит через всю европейскую лирику. Биографы отыскали ему параллель и биографии писателя, в его жене Консуэлло, отделенной от Сент-Экзюпери войной, оставшейся как бы в другом мире. Образ розы в сказке лишен конкретно-бытовых черт. О ней известно лишь то, что она имеет шипы и прекрасна, как и положено Розе. Маленькому принцу трудно с ней ужиться, ибо Роза изводит его капризами и обидами. Позже принц признается летчику, что сожалеет о своем уходе, о том, что он сердился на Розу, а не глядел на нее и не дышал ее ароматом, что он был слишком молод и не умел любить.

Слово «любовь» - многозначно. Нет двух людей, которые понимали бы под ним совершенно одно и то же. К тому же каждый иск вкладывает в понятие любви свой смысл. У Сент-Экзюпери любовь - понятие ключевое. В сказку, заказанную издателем как рождественская история для детей, он вкладывает мысли, которые обдумывал всю жизнь. От первых опытов 20-х годов до незавершенной «Цитадели» проводится мысль о любви - шнетственности, бережности за дорогое существо. В сказке «Маленький принц» это и аллегория тревоги; покинутую Розу может съесть барашек, и сложное понятие - apprivoiser - приручать кого-либо. История с цветком проясняется через другую историю - Лиса. Маленький принц встречает его неприрученным. Лис знает только кур, на которых он охотится, и людей С ружьями, которые охотятся на него, материальные блага и страх. Это, скучная жизнь, потому что все куры одинаковы и охотники тоже одинаковы. Но для прирученного (apprivoise) жизнь озаряется новым светом, он начинает видеть и слышать то, что прежде не замечал - шаги любимого, пшеничное поле, напоминающее золото волос, время, наполненное ожиданием встречи. Создать узы непросто. На пути Маленького принца однажды встречается целый сад роз, и принц чувствует себя обманутым и обедневшим: он верил, что его Роза единственная во вселенной, а в одном только саду пять тысяч таких же, как его красавица. Но секрет в том , что Роза принца все - таки неповторима : «Le Petit prince s’en fut revoir les roses:-Vous n’etes pas du tout semblables a ma rose, vous n’etes rien encore, leur dit-il. Personne ne vous a apprivoisees et vous n’avez apprivoise personne. Vous etes comme etait mon renard. Ce n’etait qu’un renard semblable a cent mille autres. Mais j’en ai fait mon ami, et il est maintenant unique au monde.» («Маленький принц пошел взглянуть на розы.- Вы ничуть не похожи на мою Розу,- сказал он им.- Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он - единственный в целом свете»). В этом главный урок науки любви Сент-Экзюпери: любовь - труд. Дорогим становится тот, о ком заботился, кому отдал душу, кого приручил. Красота не встречается. Она создается любовью. И создавший любовь за нее в ответе.

Так с темой любви смыкается тема подвига. Маленький принц возвращается на свою планету, чтобы защищать Розу. Цена этого возвращения - отказ от земного существования, смерть. У Змеи, к которой обращается за помощью принц, «хороший яд». Маленькому принцу больно и страшно. И пилот не хочет поверить в его исчезновение. Ему легче представить себе, что это дурной сон. Финал сказки трагичен. И все-таки в этой трагедии звучит светлая нота. Летчик смотрит на звезды и слышит смех Маленького принца. Смерти нет, пока жива память. Финал «Маленького принца» возвращает нас к авторскому посвящению, к теме ответственности за свою землю и своих любимых. Многими нитями сказка связана с духовной биографией Сент-Экзюпери, вплоть до трагической гибели писателя, «исчезнувшего», пропавшего без вести над Средиземным морем в грозном военном 1944 году. Это и биография тех, кто участвовал в Сопротивлении. И в самом широком философском смысле - это история о любви, жизни и смерти.

Одно из самых известных и самых любимых произведений XX века - «Маленький принц» - было написано незадолго до смерти автора. В эту не по-детски взрослую сказку Экзюпери вложил свои детские воспоминания, глубоко личные переживания и любовь к человеческому.

Одно из самых известных и самых любимых произведений XX века - «Маленький принц» - было написано незадолго до смерти автора. В эту не по-детски взрослую сказку Экзюпери вложил свои детские воспоминания, глубоко личные переживания и любовь к человеческому.

С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной.

Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить.

Пытаясь охватить мир сегодняшний, мы черпаем из словаря, сложившегося в мире вчерашнем. И нам кажется, будто в прошлом жизнь была созвучнее человеческой природе, - но это лишь потому, что она созвучнее нашему языку.

Тоска - это когда жаждешь увидеть чего-то, сам не знаешь чего… Оно существует, это неведомое и желанное, но его не высказать словом.

Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать.

У каждого человека свои звезды.

Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.

Одни только дети знают, чего ищут. Они отдают всю душу тряпочной кукле, и она становится им очень-очень дорога, и если ее у них отнимут, дети плачут.

Земля помогает нам понять самих себя, как не помогут никакие книги. Ибо земля нам сопротивляется.

Совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять.

Сажая дуб, смешно мечтать, что скоро найдешь приют в его тени.

Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму.

Все наши богатства - прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить.

Человек познает себя в борьбе с препятствиями.

Спасенье в том, чтобы сделать первый шаг. Еще один шаг. С него-то все и начинается заново.

Быть человеком - это и значит чувствовать, что ты за все в ответе.

Старых друзей наскоро не создашь.

Что толку в политических учениях, которые сулят расцвет человека, если мы не знаем заранее, какого же человека они вырастят?

Царство человечье внутри нас

Призвание помогает освободить в себе человека, - но надо еще, чтобы человек мог дать волю своему призванию.

Истина человека - то, что делает его человеком.

Можно одурманить немцев спесью от того, что они - немцы и соотечественники Бетховена. Так можно вскружить голову и последнему трубочисту. И это куда проще, чем в трубочисте пробудить Бетховена.

Со смертью каждого человека умирает неведомый мир.

Любить - это не значит смотреть друг на друга, любить - значит вместе смотреть в одном направлении.

Истина - не то, что доказуемо, истина - это простота.

Все мы - кто смутно, кто яснее - ощущаем: нужно пробудиться к жизни. Но сколько открывается ложных путей.

Кто долго жил всепоглощающей любовью, а потом ее утратил, иной раз устает от своего благородного одиночества. И, смиренно возвращаясь к жизни, находит счастье в самой заурядной привязанности.

Истина не лежит на поверхности.

С того часа, как оружием стали самолет и иприт, война сделалась просто бойней.

Победа достается тому, кто сгниет последним. И оба противника гниют заживо.

В нашем мире все живое тяготеет к себе подобному, даже цветы, клонясь под ветром, смешиваются с другими цветами, лебедю знакомы все лебеди - и только люди замыкаются в одиночестве.

То, что дает смысл жизни, дает смысл и смерти.

Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы.

Быть может, это и красиво - умереть, чтобы завоевать новые земли, но современная война разрушает все то, ради чего она будто бы ведется.

Слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться.

Хорошо, когда в споре между различными цивилизациями рождается нечто новое, более совершенное, но чудовищно, когда они пожирают друг друга.

В урочный час жизнь распадается, как стручок, отдавая зерна.

Животное и в старости сохраняет изящество. Почему же так изуродована благородная глина, из которой вылеплен человек?

Мучительно не уродство этой бесформенной человеческой глины. Но в каждом из этих людей, быть может, убит Моцарт.

Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека.

Это Вам будет интересно:

Настоящая женщина и Настоящий мужчина. Все просто.

Нас НЕ учили быть счастливыми

Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы - команда одного корабля.

Из расплавленной лавы, из того теста, из которого слеплены звезды, из чудом зародившейся живой клетки вышли мы - люди - и поднимались все выше, ступень за ступенью, и вот мы пишем кантаты и измеряем созвездия. опубликовано

Сочинение

Читая произведения А. де Сент-Экзюпери, острее ощущаешь красоту мира и силу человеческого влечения к братству. Писатель и пилот погиб за три недели до освобождения родной Франции (1944) - он не возвратился на базу из боевой задачи, но его книги продолжают помогать нам лучше понимать себя и окружающий мир.

Философская сказка «Маленький принц» была написана Экзюпери незадолго до гибели. Мудрость ее намеков не всегда можно передать формулами и словами. Полутоны и оттенки аллегорических образов такие же нежные, как и утонченные рисунки, которыми автор иллюстрировал свое произведение.

Маленький принц - главный персонаж сказки - показан нам в путешествии, в движении, в поиске, хотя он и понимает, что время от времени надо останавливаться и оглядываться назад и вокруг: если идти прямо перед собой, куда глаза смотрят, то далеко не зайдешь. На разных планетах он встречается с их взрослыми жителями, которые за цифрами доходов, честолюбием, жадностью забыли о своем человеческом призвании.

На Земле Маленький принц попадается в сад с множеством роз. В эту трудную для малыша минуту, когда он ощущает потрясение от мысли, что роза обманывала его, говоря о своей неповторимости, появляется Лиса. Он говорит о бездонности человеческого сердца, учит истинному пониманию любви, которая гибнет в суете жизни. Никогда поговорить искренне, заглянуть внутрь самого себя, задуматься о смысле жизни. Чтобы иметь друзей, надо дарить им всю душу, отдавать самое дорогое - свое время: «Твоя Роза такая дорога тебе из-за того, что ты отдавал ей столько времени». И Принц понимает: его Роза - единая в мире, так как он ее «приручил». Каждое чувство, в том числе и любовь, надо заслужить беспрерывной душевной работой. «Хорошо видит только сердце. Главнейшего глазам не видно». Надо уметь быть отданным в дружбе и любви, нельзя пассивно относиться к злу, так как каждый отвечает не только за собственную судьбу.

Вбирая моральные уроки небольшого, но такого емкого по своему смыслу произведения, можно согласиться с мнением О. Прасолова, русского поэта: «Сент-Экзюпери написал о Маленьком принце незадолго до своего конца… наверное, человеческие души всегда выдают свой последний лебедино-чистий, прощальный вопль…». Эта сказка - своеобразное завещание мудрого человека нам, что остались на этой неидеальной планете. И сказка ли вообще это? Припомним пустыню, в которой летчик, который потерпел крушение, встречает Маленького принца. В любой экстремальной ситуации перед человеком, бывает, проходит вся его жизнь. Вспоминается хорошее, но чаще - то, где и когда ты проявил трусливость и непорядочность. Человек «вдруг» прозревает и осознает что-то такое, что недооценивала или на что не обращала внимания на протяжении всей жизни, и потому с его уст в эти моменты истины и прозрения вырывается мольба: «Господи! Отведи бедствие, и я стану лучше, более благородным и великодушным!»

Так маленький герой помог летчику острее и внимательнее посмотреть на жизнь, на свое место в ней и по-новому все это оценить. Рассказчик возвращается к друзьям совсем другим человеком: он понял, как надо дружить, что надо ценить и чего опасаться, т.е. он стал мудрее и менее легкомысленным. Маленький принц научил его жить. Именно в пустыне, вдалеке от суеты, которая целиком поглощает нас и наши души, там, где в одиночестве пророки и пустынники узнавали большие истины, летчик, тоже в одиночестве приблизился к пониманию смысла жизни. Но пустыня - это еще и символ одиночества человека: «С людьми тоже одиноко…».

Волшебная, печальная притча, «загримированная под сказку» (О. Панфилов)! Моральные и философские проблемы раскрываются в ней с помощью утонченных афоризмов, которые потом сопровождают нас в нашей жизни, правя за моральные ориентиры: «себя судить намного тяжелее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, ты на самом деле мудрый», «Напыщенные люди являются глухими ко всему, кроме похвалы», «Но глаза не видят. Надо искать сердцем».

Это произведение принуждает и нас по-иному посмотреть на окружающий мир и людей. Каждый из новорожденных воображается таким же загадочным и таинственным малышом, как тот, что явился на планету Земля из собственной крохотной планеты. Эти Маленькие принцы явились, чтобы познать наш мир, стать более умными, опытными, научиться искать и видеть сердцем. У каждого из них будут свои заботы, каждый будет отвечать за кого-то, за что-то и осознает свою обязанность глубоко - так, как ощутил Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери свою обязанность перед единой и неповторимой розой. И пусть их всегда сопровождает победа над страшными баобабами!

Другие сочинения по этому произведению

Мы в ответе за тех, кого приручили (по повести А. Сент-Экзюпери «Маленький принц») Раскрытие жизненных ценностей в сказке «Маленький принц» Размышление о сказке Экзюпери «Маленький принц» Сочинение по сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" Характеристика образа Маленького принца Характеристика образа Лиса Нравственно-философские уроки сказочной повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Нравственно философское содержание сказки «Маленький принц» Зорко одно лишь сердце Самого главного глазами не увидишь Краткое содержание – Экзюпери «Маленький принц» «Маленький принц»: Земля и земляне, взрослые и дети - какие они "Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил" (По сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц") (2) Путешествия маленького принца (по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц") (2) Сказка для детей и взрослых (по произведению А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц") (1) "Самого главного глазами не увидишь" (по сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц") (1) Нужно сохранить мир человечества (по сказке «Маленький принц») Сказка для детей и взрослых (по произведению А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц") (2) Сочинение-миниатюра по сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц” Характеристика образа Розы Безумен ли фонарщик? (Сочинение-миниатюра по сказке Антуана де Сент-Экзюпери \ "Зорко одно лишь сердце" (по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц") Сочинение по сказке Антуана де Сент-Экзюпери Антуан де Сент-Экзюпери и его «Маленький принц» Безумен ли фонарщик (Сочинение миниатюра по сказке Антуана де Сент Экзюпери "Маленький принц") Самого главного глазами не увидишь (по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц») Антуан де Сент-Экзюпери («Маленький принц») Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц» Сент-Экзюпери "МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ" Повесть (1943)

Философская сказка А.-С. Экзюпери «Маленький принц» (система образов, аллегория, основная проблематика)

“Мы жители одной планеты, пассажиры одного корабля” - говорил Экзюпери, он мечтал о спасении всего человечеств, он был готов спасти каждого на этой земле, он жил ради нее. Ему была чужда роль пассивного фиксатора происходящих событий, он всегда был в центре. В связи с этим Экзюпери писал: “Мне всегда была ненавистна роль наблюдателя”.

Новые замечательные люди живут в произведениях Экзюпери. У них великолепные, удивительные качества, которые открывает нам писатель. Они ищут пропавшего друга над Кордильерами или рисуют барашка для маленького гостя с другой планеты, они чисты и доверчивы, обладают огромной детской душой, не способной на подлость.

Сама история о “Маленьком принце” возникла из одного из сюжетов “Планеты людей”. Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне. У Экзюпери существуют ключевые, любимые образы-символы. Здесь, например, к ним ведут сюжетные линии: это поиски воды изнемогающими от жажды летчиками, их физические страдания и удивительное спасение. Символ жизни - вода, утоляет жажду затерянных в песках людей, источник всего существующего на земле, пища и плоть каждого, та субстанция, которая дает возможность возрождения.

В “Маленьком принце” Экзюпери наполнит этот символ глубоким философским содержанием. Первооснова жизни - вода, одна из вечных истин, непоколебимая вещь, обладающая великой мудростью. Обезвоженная пустыня - это символ мира, опустошенного войной, хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью и эгоизмом. Это мир, в котором человек умирает от духовной жажды.

Спасение человечества от грядущей неизбежной катастрофы - одна из основных тем в творчестве писателя. Ее он активно развивает в произведении “Маленький принц”.

“Любить -- это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении” -- эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки. “Маленький принц” был написан в 1943 году, и трагедия Европы во второй мировой войне, воспоминания писателя о разгромленной, оккупированной Франции накладывают свой отпечаток на произведение. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, живую искру в душах людей. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением.

Сказка-притча “Маленький принц” написана не только для детей, но и для взрослых, которые еще не вполне утратили детскую впечатлительность, по-детски открытый взгляд на мир и способность фантазировать. Сам автор обладал таким по-детски вострым зрением.

То, что “Маленький принц” -- сказка, мы определяют по имеющимся в повести сказочным признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза).

В первую очередь, это философская сказка. И, следовательно, за казалось бы простым и незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл. Автор затрагивает в ней отвлеченном виде через иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы и многие другие.

Главная трагедия “взрослых” героев Сент-Экзюпери не столько в том, что они подчинены материальному миру, сколько в том, что они “растеряли” все духовные качества и стали бессмысленно существовать, а не жить в полном смысле этого слова.

Поскольку это философское произведение, то автор ставит глобальные темы в обобщенно-отвлеченном виде. Он рассматривает тему Зла в двух аспектах: с одной стороны - это “микрозло”, то есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя опустошенность жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие пороки. Но Экзюпери вовсе не пессимист. Он верит в то, что человечество, подобно Маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый человек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его жизненный путь.

Второй аспект темы зла можно условно озаглавить “макрозлом”. Баобабы - это персонифицированный образ зла вообще. Одно из толкований этого метафорического образа связано с фашизмом. Сент-Экзюпери хотел, чтобы люди заботливо выкорчевывали несущие в себе зло “баобабы”, грозившие разорвать планету на части.

Только человек с богатым внутренним миром и стремящийся к духовному самосовершенствованию имеет право называться Личностью. К сожалению, обитатели маленьких планет и планеты Земли забыли об этой простой истине и уподобились бездумной и безликой толпе.

Так же неразрешим конфликт между главным героем и обитателями планет (“странными взрослыми”). Взрослые никогда не поймут принца-ребенка. Они чужды друг другу. Обыватели слепы и глухи к зову сердца, порыву души. Их трагедия в том, что они не стремятся стать Личностью. “Серьезные люди” живут в собственном, искусственно созданном мирке, отгородившись от остальных (у каждого своя планета!) и считают его истинным смыслом бытия! Эти безликие маски никогда не узнают, что такое истинная любовь, дружба и красота.

Из этой темы вытекает основной принцип романтизма - принцип двоемирия. Миру обывателя, которому не доступно духовное начало и миру художника (Маленький принц, автор, Лис, Роза), которому присущи нравственные качества, никогда не соприкоснуться.

В разговоре с географом затрагивается еще одна важная эстетическая тема - эфемерность прекрасного. “Красота недолговечна”, - горестно замечает главный герой. Поэтому Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относится ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя - красоту души и сердца.

Но самое главное о прекрасном Маленький принц узнает от Лиса. Внешне красивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств у ребенка-созерцателя. Они мертвы для него. Главный герой открывает истину для себя, автора и читателей - прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом.

Непонимание, отчужденность людей - это еще одна важная философская тема. Сент-Экзюпери не просто затрагивает тему непонимания между взрослым и ребенком, а тему непонимания и одиночества в космическом масштабе.

Омертвелость человеческой души приводит к одиночеству. Человек судит о других только по “внешней оболочке”, не видя главного в человеке - его внутренней нравственной красоты: “Когда взрослым говоришь: “Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыши голуби”, они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: “Я видел дом за сто тысяч франков”, - и тогда они восклицают: “Какая красота!”

Одиноким, никем не понятым чувствует себя и автор. Его одиночество среди людей близко одиночеству Маленького принца. Истинное дарование человека, его талант под силу понять лишь людям с открытым и чистым сердцем. Именно поэтому так легко и быстро Маленький принц обретает друга в лице автора, именно поэтому принц понимает автора без слов и готов открыть другу все тайники собственного сердца.

Одна из ключевых философских тем сказки “Маленький принц” - тема бытия. Она делится на реальное бытие - существование и идеальное бытие - сущность. Реальное бытие временное, преходящее, а идеальное - вечное, неизменное. Смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы постичь, максимально приблизиться к сущности.

“Серьезные люди” с Земли и с планет-астероидов растворены в реальном бытии и не стремятся постичь сущность непреходящих ценностей. А душа автора и маленького принца не скованы льдом безразличия, омертвелости. Поэтому им открывается истинное видение мира: они узнают цену истинной дружбы, любви и красоты. Это тема “зоркости” сердца, умения “видеть” сердцем, понимать без слов.

Написанные в традиции романтической философской сказки образы глубоко символичны. Образы именно символичны, так как мы можем только угадывать, что хотел сказать автор, и трактовать каждый образ в зависимости от личного восприятия. Основными образами-символами являются Маленький принц, Лис, Роза и пустыня.

Маленький принц - это символ человека - странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни.

Пустыня - это символ духовной жажды. Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце.

В повести две сюжетные линии: рассказчика и связанная с ним тема мира взрослых людей и -- линия Маленького принца, история его жизни.

Роза - это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина - красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. “Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. - Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас…”

Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с определенным жизненным явлением, воплощенном в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью... По мнению Сент-Экзюпери, они воплощали в себе доведенные до абсурда наиболее распространенные человеческие пороки. Не случайно именно здесь у героя возникают первые сомнения в правильности человеческих суждений.

За недоумением маленького героя скрывается горечь самого писателя по поводу того, что происходит на земле. Сент-Экзюпери заставляет читателя посмотреть на привычные явления под иным углом зрения. “Главного глазами не увидишь. Зорко только сердце!” -- утверждает автор.

Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения: приручать -- значит создать узы любви, единения душ. Любовь не только связывает нас с другими существами, но и помогает лучше понимать окружающий мир, делает богаче нашу собственную жизнь. И еще один секрет открывает Лис малышу: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь... Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу... Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”.

Глубокий смысл скрывается в образе-символе планеты, на которую возвращается Маленький принц. Это символ человеческой души, символ дома человеческого сердца. Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать.

Истовая вера автора в существование скрытых родников придают финалу сказки-притчи жизнеутверждающее звучание. В повести заложен мощный созидательный момент, вера в улучшение и изменение несправедливого порядка вещей. Жизненные устремления героев находятся в гармонии с нравственным вселенским началом. В их слиянии смысл и общая направленность произведения.

Композиция произведения весьма своеобразна. Парабола - основной компонент структуры традиционной притчи. “Маленький принц” не исключение. Выглядит это так: действие происходит в конкретном времени и конкретной ситуации. Сюжет развивается следующим образом: происходит движение по кривой, которое достигнув высшей точки накала, вновь возвращается к исходной точке. Особенность такого сюжетостроения в том, что, вернувшись к исходной точке, сюжет обретает новый философско-этический смысл. Новую точку зрения на проблему, находит решение.

Человек XXI века в Республике Казахстан, где стоит задача воспитать поликультурную личность, должен обладать всеми компетенциями, которые востребованы в обществе. Поэтому именно образцы мировой художественной литературы во многом должны оказывать влияние на человека. Таким образом, лучшие литературные произведения в гуманитарном обществе, в обществе, где человек является не среднестатистической единицей, а значимым субъектом, личностью социально важной, популярность таких произведений, как «Маленький Принц» А. де Сент-Экзюпери, необычайно вырастает.
Новизна данного исследования заключается в том, что сегодня в общественную жизнь широко внедряется научно-технической прогресс: сотовые телефоны, компьютеры, смартфоны, iPad’ы и прочие современные технические средства, а наши старые добрые друзья – книги – уже не пользуются той популярностью и любовью, которую вызывали еще 20-30 лет назад. И именно афористичность этого произведения как раз очень глубоко отражает нравственные проблемы, важные в любое время, в любом обществе, оснащенном самыми новейшими технологиями.
Актуальным это произведение будет оставаться еще многие годы, ведь в нем подняты многие проблемы общества в целом. И воспитание толерантности не исключение. Этой теме была посвящена конференция ОБСЕ в городе Астана 28-30 июня 2010 г., что подтверждает ее немаловажность.
Главной задачей, поставленной перед исследователями философского произведения «Маленький Принц», является раскрытие жизненных ценностей человека, их значимости, выделение основных нравственных проблем.
В качестве гипотезы выдвигается утверждение: «Маленький принц» является философским произведением. Автор пытается дать нравственные уроки, уроки жизни. Таким образом, сказка-притча Экзюпери становится гимном лучшим качествам человека.
Писатель Антуан де Сент-Экзюпери – поразительный пример единства творчества и собственной жизни. В своих произведениях он писал о своей работе, о товарищах, о тех местах, где летал и работал и главное – о небе. Все свои годы он писал одно-единственное произведение – собственную жизнь.
Он был всесторонне развитым, человеком необычайно яркой одарённости. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, живую искру в душах людей. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением. В произведении прослеживаются такие качества человека, как милосердие, честность, доброта, толерантность, гуманизм и доверие.
Экзюпери старается воспитать ответственность личности за свои поступки, научить «старательно выкорчевывать баобабы». Писатель дает совет людям: «как надо жить, чтобы обрести мир, любовь, счастье». Автор предостерегает нас не растрачивать жизнь на бессмысленные поступки, но глупые притязания, стремится раскрыть подлинные человеческие ценности и смысл жизни.
Выводом по данной части можно взять слова Г. Берегового, летчика-космонавта СССР: «…ведь всякий, кто молод, начиная жизнь, как бы уходит в долгий и трудный полет. И хорошо, очень хорошо, если спутником каждого юноши и подростка в начале его полета станет его надежный друг, человек большой и светлой души – летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери».
Это философская сказка, и, следовательно, за простым, незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл. Автор через иносказания, метафоры и символы обозначает темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы и многие другие.
Первая глава повести отражает проблему “отцов” и “детей”, вечную проблему поколений. Летчик рассуждает так: “Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать”. Эта фраза служит исходным моментом в последующем развитии темы “отцов” и “детей”, в сложном пути взрослого летчика к пониманию ребенка, к возвращению автора в свое детство.
Писатель рассматривает тему Зла в двух аспектах: с одной стороны – это “микрозло”, то есть зло внутри отдельно взятого человека. Второй аспект темы зла можно условно озаглавить “макрозлом”. Баобабы – это персонифицированный образ зла вообще.
Одна из ключевых философских тем сказки “Маленький принц” – тема бытия. Она делится на реальное бытие – существование и идеальное бытие – сущность. Реальное бытие временное, преходящее, а идеальное – вечное, неизменное. Смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы постичь, максимально приблизиться к сущности.
Непонимание, отчужденность людей – это еще одна важная философская тема. Сент-Экзюпери не просто затрагивает тему непонимания между взрослым и ребенком, а тему непонимания и одиночества в космическом масштабе.
В «Маленьком принце» Антуан де Сент-Экзюпери отражает собственные размышления, сомнения, искания. И главным из них является поиск ответа на единственный вопрос: «Как сохранить человека, не убив в нем Моцарта?» Для писателя, который всю жизнь опирался на вековые традиции гуманизма, важнее всего было найти способы защитить лучшие качества в человеке – естественность, справедливость, ответственность за свои поступки, чувство прекрасного, доброту и природную мудрость.
Поставленный вопрос так и остается открытым. Почему так несправедливо устроена жизнь на Земле? Как сделать так, чтобы дети, чьи сердца открыты добру и красоте, не превращались в суетливых, озабоченных подсчетом звезд деловых людей и не презирали Фонарщика, чтобы не предавали друзей, умели видеть счастье в одной-единственной розе и утолять жажду родниковой водой? Ответ нужно искать в самом человеке. Каждый должен задать себе эти вопросы и постараться найти решение всех проблем, начиная с себя.
У Экзюпери существуют ключевые, любимые образы-символы. Издавна в сказках Лис (не лиса!) является символом мудрости и знания жизни. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает, наконец, то, что искал. К нему возвращаются утраченные ясность и чистота сознания. Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы.
Согласно мифологии Змея стережет источники мудрости или бессмертия, олицетворяет собой волшебные силы. В сказке она соединяет в себе чудодейственную силу и горестное знание судьбы человеческой: “Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел”.
Глубокий смысл скрывается в образе-символе планеты, на которую возвращается Маленький принц. Это символ человеческой души, символ дома человеческого сердца. Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. “Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, – задумчиво сказал он /Маленький принц/. – Наверное, затем, чтоб рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою”. Герои сказки, пройдя тернистый путь, обрели свою звезду, и автор верит в то, что и читатель найдет свою далекую звезду.
“Любить – это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении”, – эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки.
Главное, для чего написана эта сказка, это то, чтобы эту истину запомнили дети и не прошли мимо основного – надо быть верным в любви и дружбе, нужно прислушиваться к голосу сердца, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относиться к злу, каждый в ответе не только за свою судьбу, но и за судьбу другого человека.

Loading...Loading...