Крылатые ракеты томагавк боевое применение. Крылатая ракета «Томагавк» — современный топор войны

После Второй мировой войны на западных флотах сложилось достаточно сложное положение. С одной стороны, с их количеством проблем не было. С другой - были сложности с их качественным составом. В то время у нашей страны уже появились корабли с мощным ракетным вооружением, тогда как у западных держав такого и близко не было. Основу их флотов составляли корабли, вооруженные старыми артиллерийскими системами и торпедами.

На тот период все это выглядело жутким анахронизмом. Исключения составляли только крейсер (прообраз наших ТАКР) "Лонг Бич" и атомный авианосец "Энтерпрайз". Именно поэтому в конце 60-х годов начались лихорадочные работы по созданию управляемых крылатых ракет, которые были способны резко повысить боеспособность флотов. Так рождалась крылатая ракета «Томагавк».

Первые опыты

Конечно, работы по этому направлению велись и до того периода, так что первые образцы появились достаточно быстро, будучи основаны на сравнительно старых разработках. Самым первым вариантом стала ракета калибра 55 дюймов, предназначенная для использования с пусковыми установками типа "Поларис", которые к тому времени уже предполагалось снять с вооружения. Предполагалось, что она сможет лететь на 3000 миль. Использование же устаревших пусковых установок позволяло обойтись «малой кровью» при переоборудовании старых кораблей.

Вторым вариантом стала более миниатюрная ракета калибром 21 дюйм, предназначенная для запуска из торпедных аппаратов подводных лодок. Предполагалось, что в этом случае дальность полета составит порядка 1500 миль. Проще говоря, крылатая ракета (США) «Томагавк» стала бы тем козырем, который бы позволил шантажировать флот СССР. Получилось ли у американцев достичь своей цели? Давайте узнаем.

Победители конкурса

В 1972 году (феноменальная скорость, кстати) уже был выбран окончательный вариант пусковой установки под новые крылатые ракеты. Тогда же было окончательно утверждено положение об исключительно морском их базировании. В январе государственная комиссия уже отобрала двух наиболее многообещающих кандидатов для участия в полномасштабных испытаниях. Первым претендентом была продукция широко известной компании General Dynamics.

Это была модель UBGM-109A. Второй образец выпустила мало кому известная (и плохо лоббируемая) фирма LTV: ракета UBGM-110A. В 1976 году их начали тестировать, запуская ходовые макеты с борта подлодки. В общем-то, никто из высших чинов и не скрывал, что победители заочно уже признали модель 109А.

В начале марта Государственной комиссией принимается решение, что именно американская крылатая ракета «Томагавк» должна будет стать основным калибром всех надводных кораблей США. Через четыре года производится первый пуск опытного образца с борта американского эсминца. В июне этого же года прошли успешные летные испытания лодочного варианта ракеты. Это стало большим событием в истории всей истории флота, так как это был первый запуск с борта подводной лодки. За три последующих года новое вооружение интенсивно изучалось и тестировалось, было произведено около сотни запусков.

В 1983 году представители Пентагона заявили, что новая крылатая ракета «Томагавк» полностью протестирована и готова к началу серийного производства. Примерно в то же время полным ходом шли отечественные разработки в аналогичных областях. Думаем, что вам будет любопытно узнать о сравнительных характеристиках отечественной техники и вооружения возможного противника времен Холодной войны. Итак, крылатые ракеты «Томагавк» и «Калибр», сравнение.

Сравнение с «Калибром»

  • Длина корпуса без стартового ускорителя («Томагавк»/«Калибр») - 5,56/7,2 м.
  • Длина со стартовым усилителем - 6,25/8,1 м.
  • Размах крыльев - 2,67/3,3 м.
  • Масса неядерной боеголовки - 450 кг (США/РФ).
  • Мощность ядерного варианта - 150/100-200 кТ.
  • Скорость полета крылатой ракеты «Томагавк» - 0,7 М.
  • Скорость «Калибра» - 0,7 М.

А вот по дальности полета провести однозначное сравнение нельзя. Дело в том, что на вооружении стоят как новые, так и старые модификации ракет. Старые оснащаются только ядерной боеголовкой и могут пролететь до 2,6 тыс. км. Новые несут на себе неядерную боеголовку, дальность крылатой ракеты «Томагавк» составляет вплоть до 1,6 тыс. км. Отечественные «Калибры» могут нести оба типа начинки, дальность полета составляет 2,5/1,5 тыс. км соответственно. В общем, по этому показателю характеристики вооружений практически никак не отличаются.

Вот чем характеризуются крылатые ракеты «Томагавк» и «Калибр». Сравнение их показывает, что возможности обоих типов вооружения примерно идентичны. Особенно это касается скорости. Американцы всегда отмечали, что этот показатель у их ракет выше. Но последние модернизации «Калибра» летают ничуть не медленнее.

Базовые технические характеристики

Новый образчик вооружения выполнен по самолетной схеме моноплана. Корпус цилиндрический, обтекатель оживальной формы. Крыло может складываться и утапливаться в специальный отсек, расположенный в центральной части ракеты, сзади располагается крестообразный стабилизатор. На изготовление корпуса идут различные варианты алюминиевых сплавов, эпоксидные смолы и углепластик. Все они обладают предельно малым аэродинамическим сопротивлением, так как скорость крылатой ракеты «Томагавк» весьма высока. Любые «шероховатости» при таких характеристиках опасны, так как корпус может попросту развалиться на ходу.

Чтобы максимально понизить заметность устройства для локаторов, на всю поверхность корпуса наносится специальное покрытие. Вообще, в этом плане крылатая ракета «Томагавк» (фото которой вы увидите в статье) заметно лучше конкурентов. Хотя эксперты сходятся во мнении, что превалирующая роль в обеспечении незаметности для локаторов принадлежит схеме полета, при которой ракета летит, максимально используя особенности рельефа местности, и на минимальной высоте.

Характеристики боевой части

Основной «изюминкой» ракеты служит боеголовка W-80. Ее вес составляет 123 килограмма, длина - один метр, диаметр 30 см. Максимальная мощность подрыва - 200 кТ. Взрыв происходит после непосредственного контакта взрывателя с целью. При использовании ядерного боеприпаса диаметр разрушений в густонаселенном районе может достигать трех километров.

Одной из важнейших особенностей, которой отличается крылатая ракета «Томагавк», является очень высокая точность наведения, за счет которой этот боеприпас способен поражать малоразмерные и маневрирующие цели. Вероятность этого составляет от 0,85 до 1,0 (в зависимости от базирования и места старта). Проще говоря, точность крылатой ракеты «Томагавк» очень высока. Неядерная боевая часть обладает некоторым бронебойным действием, может включать в свой состав до 166 бом малого калибра. Вес каждого заряда при этом составляет 1,5 килограмма, все они находятся в 24 связках.

Системы управления и наведения на цель

Высокая точность наведения на цель обеспечивается за счет комбинированной работы сразу нескольких телеметрических систем:

  • Самая простая из них - инерционная.
  • За следование по очертаниям рельефа местности отвечает система TERCOM.
  • Служба электронно-оптической привязки DSMAC позволяет с исключительной точностью подводить летящую ракету непосредственно к цели.

Характеристики схем управления

Наиболее простой системой является инерционная. Масса этого оборудования составляет 11 килограммов, оно работает только на начальном и среднем этапе полета. В ее состав входят: бортовой компьютер, инерциальная платформа и довольно простой высотомер, в основе которого лежит надежный барометр. Три гироскопа определяют величину отклонения корпуса ракеты от заданного курса и трех акселерометров, при помощи которых бортовая электроника с высокой точностью определяет ускорение этих ускорений. Одна только эта система позволяет корректировать курс примерно на 800 метров за каждый час полета.

Куда надежнее и точнее DSMAC, наиболее совершенную версию которой имеют крылатые ракеты «Томагавк BGM 109 A». Нужно заметить, что для работы этого оборудования в память оборудования предварительно должна быть загружена оцифрованная съемка того района, над которым будет пролетать Tomahawk. Это позволяет задать привязку не только к координатам, но и к рельефу местности. Подобную схему, к слову говоря, использует не только американская крылатая ракета «Томагавк», но и отечественный «Гранит».

Сведения о способах и установках запуска

На кораблях для хранения и запуска этого типа вооружения могут быть использованы как штатные торпедные аппараты, так и специальные шахты вертикального старта (что касается подлодок). Если же говорить о надводных кораблях, то на них монтируются контейнерные пусковые установки. Нужно отметить, что корабельная крылатая ракета «Томагавк», характеристики которой мы рассматриваем, хранится в специальной стальной капсуле, будучи «законсервирована» в слое азота под высоким давлением.

Хранение в таких условиях не только позволяет гарантировать нормальную работоспособность устройства на протяжении сразу 30 месяцев, но и помещать его в обычную торпедную шахту без малейших доработок конструкции последней.

Особенности механизмов запуска

На американских подлодках имеется по четыре стандартных торпедных аппарата. Они располагаются по два с каждого борта. Угол расположения - 10-12 градусов, что обеспечивает возможность выполнения торпедного залпа с максимальной глубины. Это обстоятельство позволяет значительно снизить демаскирующие факторы. Труба каждого аппарата состоит из трех секций. Как и в отечественных торпедных шахтах, американские ракеты располагаются на поддерживающих роликах и направляющих. Стрельба инициируется в зависимости от открытия или закрытия крышки аппарата, что делает невозможным «выстрел в ногу», когда торпеда взрывается в самой подлодке.

На задней крышке торпедного аппарата имеется смотровое окно, при помощи которого можно следить за наполнением его полости и состоянием механизмов, манометром. Туда же крепятся выводы от корабельной электроники, которая контролирует процессы открытия крышек аппарата, их закрытие и непосредственный процесс запуска. Крылатая ракета «Томагавк» (характеристики ее вы прочтете в статье) выстреливается из шахты за счет работы гидравлических приводов. Один гидроцилиндр устанавливается на каждые два аппарата на каждый борт, работает он следующим образом:

  • Сперва в систему подается определенный объем сжатого воздуха, который действует одновременно и на шток гидроцилиндра.
  • За счет этого он начинает подавать воду в полость торпедных аппаратов.
  • Так как они заполняются водой быстро, начиная от задней секции, в полости создается избыточное давление, достаточное для выталкивания ракеты или торпеды.
  • Вся конструкция сделана так, что одномоментно с нагнетательной цистерной может быть соединен только один аппарат (то есть два с обеих бортов). Это препятствует неравномерному заполнению полостей торпедных шахт.

Как мы уже говорили, в случае надводных кораблей используются вертикально расположенные пусковые контейнеры. В их случае имеется вышибной пороховой заряд, который позволяет несколько повысить дальность полета крылатой ракеты «Томагавк» за счет экономии ресурса ее маршевого двигателя.

Управление процессом стрельбы

За проведение всех подготовительных этапов и, собственно, запуска, отвечают не только стоящие на боевых постах специалисты, но и система управления стрельбой (она же СУС). Компоненты ее размещаются как в самом торпедном отсеке, так и на командном мостике. Конечно, отдать приказ о произведении запуска можно только с центрального пункта. Туда же выводятся дублирующие приборы, показывающие характеристики ракеты и ее готовность к запуску в режиме реального времени.

Следует отметить одну важную особенность американских флотских соединений. В них используется сложная автоматизированная система корректировки и интеграции. Проще говоря, несколько подлодок и надводных кораблей, на вооружении которых имеются крылатые ракеты «Томагавк», ТТХ которых имеются в статье, могут действовать как единый «организм» и выпускать ракеты по одной и той же цели практически одновременно. С учетом высокой вероятности попадания, даже корабль или наземная группировка противника с мощной и эшелонированной системой ПВО почти наверняка будут уничтожены.

Запуск крылатой ракеты

После поступления приказа на запуск начинается предполетная подготовка, которая должна занимать не более 20 минут. В этот же момент давление в торпедном аппарате сравнивается с таковым на глубине погружения, чтобы старту ракеты ничего не мешало.

Производится ввод всех необходимых для проведения стрельб данных. Когда поступает сигнал, гидравлика выталкивает ракету из шахты. На поверхность она всегда выходит под углом около 50 градусов, что достигается в результате работы систем стабилизации. Вскоре после этого пиропатроны сбрасывают обтекатели, раскрываются крылья и стабилизаторы, включается маршевый двигатель.

За это время ракета успевает взлететь на высоту приблизительно 600 м. На основном участке траектории высота полета не превышает 60 метров, а скорость - достигает 885 км/ч. Сперва наведение и курсовую корректировку осуществляет инерциальная система.

Работы по модернизации

В настоящее время американцы ведут работы, направленные на увеличение дальности полета сразу до трех-четырех тысяч километров. Достичь таких показателей планируется за счет использования новых двигателей, топлива, а также снижения массы самой ракеты. Уже ведутся исследования в области создания новых материалов на базе углепластиков, которые будут очень прочными и легкими, но при этом достаточно дешевыми для того, чтобы их можно было запустить в массовое производство.

Во-вторых, планируется значительно улучшить точность наведения на цель. Достичь этого предполагается за счет внедрения в конструкцию ракеты новых модулей, ответственных за точное спутниковое позиционирование.

В-третьих, американцы были бы не прочь увеличить глубину запуска с 60 метров до (как минимум) 90-120 метров. Если им это удастся, факт пуска «Томагавка» станет еще сложнее засечь. Нужно сказать, что отечественные конструкторы в настоящее время работают практически над теми же задачами, но в отношении нашего «Гранита». Кроме того, ведется работа в области снижения радиолокационной заметности ракеты и противодействия средствам ПВО.

Для этой цели планируется использование более мощных компьютерных систем для тесного взаимодействия со своими устройствами подавления помех. Если все это будет работать в комплексе, а также будет повышена скорость, то «Томагавки» смогут эффективно проходить через многие эшелонированные системы ПВО.

Уникальной возможностью современных КР американского производства является возможность их использования в роли БПЛА: ракета может летать около предполагаемой цели не менее 3,5 часа, причем в это время она передает все полученные данные в центр управления.

Боевое применение

Впервые новые ракеты были широко использованы во время проведения небезызвестной операции "Буря в пустыне", которая была инициирована в 1991 году и направлялась против властей Ирака. С подлодок и кораблей надводной флотилии американцы запустили 288 «Томагавков». Считается, что не менее 85 % из них достигли установленных целей. В ходе многочисленных военных конфликтов, в которых участвовали США с 1991 года по настоящее время, они затратили не менее 2000 крылатых ракет различных модификаций. Впрочем, при этом использовались исключительно неядерные боеприпасы.

Международную политику западных стран (прежде всего Англии) конца XIX — начала XX века историки часто называют «дипломатией канонерок» (gunboat diplomacy) за стремление решать внешнеполитические задачи при помощи угрозы применения военной силы. Если следовать этой аналогии, то внешнюю политику США и их союзников последней четверти XX и начала нынешнего столетия можно смело назвать «дипломатией томагавков». В этом словосочетании «томагавк» означает не излюбленное оружие коренного населения Северной Америки, а легендарную крылатую ракету, которую американцы регулярно применяют в ходе различных локальных конфликтов уже несколько десятков лет.

Этот ракетный комплекс начал разрабатываться еще в первой половине 70-х годов прошлого столетия, на вооружение его приняли в 1983 году и с тех пор он использовался во всех конфликтах, в которых принимали участие США. С момента принятия «Томагавка»на вооружение были созданы десятки модификаций этой крылатой ракеты, которые могут использоваться для поражения самых различных целей. Сегодня на вооружении американских ВМС стоят ракеты BGM-109 четвертого поколения, продолжается их дальнейшее усовершенствование.

«Томагавки» оказались настолько эффективными, что сегодня само их является практически синонимом крылатой ракеты. В разных конфликтах было использовано более 2 тысяч ракет, и несмотря на некоторые промахи и неудачи, это оружие показало себя весьма результативным.

Немного об истории ракеты Tomahawk

Любая крылатая ракета (КР) – это, по сути, летающая бомба (кстати, первые образцы этого оружия так и называли), беспилотный летающий аппарат одноразового применения.

История создания этого вида оружия началась еще в начале 20 века, до начала Первой мировой войны. Однако технический уровень того времени не позволил изготовить действующие системы.

Появлением первой серийной крылатой ракеты человечество обязано сумрачному тевтонскому гению: она была запущена в серию во время Второй Мировой войны. «Фау-1 » принимала активное участие в боевых действиях — гитлеровцы использовали эти КР для ударов по территории Великобритании.

«Фау-1» была оснащена воздушно-реактивным двигателем, ее боевая часть весила от 750 до 1000 килограмм, а дальность полета достигала от 250 до 400 километров.

Немцы называли «Фау-1» «оружием возмездия», и оно действительно было весьма эффективным. Эта ракета была простой и относительно дешевой (по сравнению с «Фау-2 »). Цена одного изделия составляла всего 3,5 тысячи рейхсмарок — примерно 1% от стоимости бомбардировщика с аналогичной бомбовой нагрузкой.

Однако никакое «чудо-оружие» уже не могло спасти гитлеровцев от разгрома. В 1945 году все наработки нацистов в области ракетного оружия попали в руки союзников.

В СССР разработкой крылатых ракет сразу после окончания войны занимался Сергей Павлович Королёв, затем в этом направлении долгие годы работал другой талантливый советский конструктор – Владимир Челомей. После начала ядерной эры все работы в области создания ракетного оружия сразу же приобрели статус стратегических, ибо именно ракеты рассматривались в качестве основного носителя оружия массового поражения.

В 50-е годы в СССР шли разработки межконтинентальной крылатой ракеты «Буря», имевшей две ступени и предназначенной для доставки ядерных зарядов. Однако работы были остановлены по экономическим соображениям. Кроме того, именно в этот период были достигнуты реальные успехи в области создания баллистических ракет.

В США также была разработана крылатая ракета SM-62 Snark с межконтинентальной дальностью полета, она даже некоторое время находилась на боевом дежурстве, но позже была снята с вооружения. Становилось понятно, что в те времена баллистические ракеты оказались намного более эффективным средством доставки ядерного заряда.

Разработки крылатых ракет в Советском Союзе продолжились, но теперь перед конструкторами ставили несколько иные задачи. Советские генералы считали, что подобное оружие – прекрасное средство борьбы против кораблей вероятного противника, особенно беспокоили их американские авианосные ударные группы (АУГ).

В разработку противокорабельного ракетного оружия были вложены огромные ресурсы, благодаря чему появились ПКР «Гранит », «Малахит», «Москит» и «Оникс ». Сегодня ВС России обладают наиболее совершенными образцами противокорабельных крылатых ракет, ничего подобного нет больше ни у одной армии мира.

Создание «Томагавка»

В 1971 году американские адмиралы инспирировали начало разработки стратегических крылатых ракет морского базирования (КРМБ) с возможностью запуска с подводных лодок.

Изначально предполагалось создать два вида КР: тяжелую ракету с дальностью полета до 5500 км и запуском из ракетных пусковых установок ПЛАРБ (диаметром 55 дюймов) и более легкий вариант, который можно было бы запускать прямо из торпедных аппаратов (21 дюйм). Легкая КР должна была иметь дальность полета 2500 километров. Обе ракеты имели дозвуковую скорость полета.

В 1972 году был выбран вариант более легкой ракеты и разработчикам дали задание создать новую ракету SLCM (Submarine-Launched Cruise Missile).

В 1974 году для демонстрационных пусков были выбраны две самые перспективные КР, ими оказались проекты компаний General Dynamics и Ling-Temco-Vought (LTV). Проектам были присвоены аббревиатуры ZBGM-109A и ZBGM-110A соответственно.

Два пуска изделия, созданного в LTV, закончились неудачами, поэтому победителем конкурса была объявлена ракета General Dynamics, и работы по ZBGM-110A были остановлены. Началась доработка КР. В этот же период руководство военно-морского ведомства США решило, что новая ракета должна иметь возможность стартовать и с надводных кораблей, поэтому значение акронима (SLCM) изменили. Теперь разрабатываемый ракетный комплекс стал называться Sea-Launched Cruise Missile, то есть, «крылатая ракета морского базирования».

Однако это было не последняя вводная, с которой столкнулись разработчики ракетного комплекса.

В 1977 году американское руководство инициировало новую программу в области ракетного оружия — JCMP (Joint Cruise Missile Project), целью которого было создание единой (для ВВС и ВМС) крылатой ракеты. В этот период активно шли разработки КР воздушного базирования, и объединение двух программ в одну стало причиной использование во всех ракетах единого двигателя ТРДД Williams F107 и идентичной навигационной системы.

Первоначально морская ракета разрабатывалась в трех различных вариантах, главными отличиями которых была их боевая часть. Был создан вариант с ядерной БЧ, противокорабельная ракета с обычной БЧ и КР с также обычной БЧ, предназначенная для удара по наземным целям.

В 1980 году провели первые испытание морской модификации ракеты: в начале года была запущена ракета с эсминца, а чуть позже «Томагавк» стартовал с подлодки. Оба запуска были успешными.

За три последующих года состоялось более ста запусков «Томагавков» различных модификаций, по результатам этих испытаний была выдана рекомендация о приеме ракетного комплекса на вооружение.

Навигационная система BGM-109 Tomahawk

Основной проблемой использования крылатых ракет против объектов, расположенных на суше, являлось несовершенство систем наведения. Именно поэтому крылатые ракеты очень долго являлись практически синонимами противокорабельного оружия. Радиолокационные системы наведения отлично различали надводные корабли на фоне ровной морской поверхности, но для поражения наземных объектов они не годились.

Создание системы наведения и коррекции курса TERCOM (Terrain Contour Matching) стала настоящим прорывом, сделавшим возможным создание ракеты Tomahawk. Что представляет собой эта система и на каких принципах она работает?

Работа TERCOM основана на сверке данных высотомера с цифровой картой земной поверхности, заложенной в бортовую ЭВМ ракеты.

Это дает «Томагавку» сразу несколько преимуществ, которые и сделали это оружие настолько эффективным:

  1. Полет на предельно малой высоте с огибанием рельефа местности. Это обеспечивает высокую скрытность ракеты и сложность ее уничтожения средствами ПВО. Обнаружить Tomahawk можно только в последний момент, когда что-то предпринимать уже поздно. Не менее сложно разглядеть ракету и сверху на фоне земли: дальность ее обнаружения самолетом не превышает нескольких десятков километров.
  2. Полная автономность полета и наведения на цель: для коррекции курса Tomahawk использует информацию о неровности рельефа. Обмануть ракету можно только изменив его, что является невозможным.

Однако есть у системы TERCOM и недостатки:

  1. Навигационную систему нельзя использовать над водной поверхностью, до начала полета над сушей КР управляется с помощью гироскопов.
  2. Эффективность системы снижается над ровной малоконтрастной местностью, где перепад высот незначителен (степь, пустыня, тундра).
  3. Довольно высокое значение кругового вероятного отклонения (КВО). Оно составляло около 90 метров. Для ракет с ядерной БЧ это не являлось проблемой, но использование обычных БЧ такая погрешность делала проблематичной.

В 1986 году на «Томагавках» была установлена дополнительная система навигации и коррекции полета DSMAC (Digital Scene Matching Area Correlation). Именно с этого момента «Томагавк» из оружия термоядерного Армагеддона превратился в угрозу для всех, кто не любит демократию и не разделяет западные ценности. Новая модификация ракеты получила наименование RGM/UGM-109C Tomahawk Land-Attack Missile.

Как работает DSMAC? Крылатая ракета входит в зону атаки, используя систему TERCOM, а затем начинает сверять изображения местности с цифровыми фотографиями, заложенными в бортовой ЭВМ. Используя такой способ наведения, ракета может попасть в отдельное небольшое здание — КВО новой модификации снизилось до 10 метров.

Крылатые ракеты с подобной системой наведения также имели две модификации: Block-II атаковала выбранную цель на бреющем полете, в то время как Block-IIA перед поражением цели делала «горку» и пикировала на объект, а также могла дистанционно подрываться прямо над ней.

Однако после установки дополнительных сенсоров и увеличения массы БЧ дальность полета RGM/UGM-109C Tomahawk сократилась с 2500 км до 1200. Поэтому в 1993 году появилась новая модификация - Block-III, которая имела уменьшенную массу БЧ (при сохранении ее мощности) и более совершенный двигатель, что увеличило дальность полета Tomahawk до 1600 км. Кроме того, Block-III стала первой ракетой, получившей систему наведения с использованием GPS.

Модификации «Томагавков»

Принимая во внимание активное применение «Томагавков», военное руководство США поставило перед производителем задачу существенно удешевить свое изделие и улучшить некоторые из его характеристик. Так появился RGM/UGM-109E Tactical Tomahawk, принятый на вооружение в 2004 году.

В этой ракете использовали более дешевый пластиковый корпус, более простой двигатель, что почти в два раза снизило ее стоимость. При этом «Топор» стал еще смертоноснее и опаснее.

На ракете использовали более совершенную электронику, она оснащена инерциальной системой наведения, системой TERCOM, а также DSMAC (с возможностью использования инфракрасной картинки местности) и GPS. Кроме того, тактический Tomahawk использует двухстороннюю спутниковую систему связи UHF, что позволяет перенацеливать оружие прямо в полете. Телекамера, установленная на КР, дает возможность оценивать состояние цели в реальном времени и принимать решения о продолжении атаки или ударе по другому объекту.

Сегодня Tactical Tomahawk является основной модификацией ракеты, состоящей на вооружении ВМС США.

В настоящее время идет разработка «Томагавка» следующего поколения. Разработчики обещают устранить в новой ракете самый серьезный недостаток, присущий нынешним модификациям: невозможность поражать движущиеся морские и наземные цели. Кроме того, новый «Топор» будет оснащен современной РЛС миллиметрового диапазона.

Применение BGM-109 Tomahawk

«Томагавк» использовался во всех конфликтах последних десятилетий, в которых принимали участие США. Первым серьезным испытанием для этого оружия стала война в Персидском заливе в 1991 году. За время иракской кампании было выпущено почти 300 КР, подавляющая часть которых успешно выполнила задание.

Позднее КР «Томагавки» использовалис еще в нескольких менее масштабных операциях против Ирака, потом была война в Югославии, вторая иракская кампания (2003 г.), а также операция сил НАТО против Ливии. «Томагавки» применялись и во время конфликта в Афганистане.

В настоящее время ракеты BGM-109 стоят на вооружении ВС США и Великобритании. К этому ракетному комплексу проявляли интерес Голландия и Испания, но сделка так и не состоялась.

Устройство BGM-109 Tomahawk

Крылатая ракета «Томагавк» - это моноплан, оснащенный двумя небольшими складывающими крыльями в центральной части и крестообразным стабилизатором в хвостовой. Фюзеляж цилиндрической формы. Ракета имеет дозвуковую скорость полета.

Корпус состоит из алюминиевых сплавов и (или) специального пластика низкой радиолокационной заметности.

Система управления и наведения является комбинированной, она состоит из трех составляющих:

  • инерциальной;
  • по рельефу местности (TERCOM);
  • электронно-оптической (DSMAC);
  • с помощью GPS.

На противокорабельных модификациях стоит радиолокационная система наведения.

Для запуска ракет с подводных лодок используются торпедные аппараты (для старых модификаций) или специальные пусковые установки. Для пуска с надводных кораблей применяют специальные пусковые установки Мк143 или УВП Мк41.

В головной части КР расположена система наведения и управления полетом, за ней – боевая часть и топливный бак. В задней части ракеты находится двухконтурный турбореактивный двигатель с выдвижным воздухозаборником.

К хвостовой части крепится ускоритель, придающий начальное ускорение. Он выносит ракету на высоту 300-400 метров, после чего отделяется. Затем сбрасывается хвостовой обтекатель, раскрываются стабилизатор и крылья, включается маршевый двигатель. Ракета выходит на заданную высоту (15-50 м) и скорость (880 км/ч). Такая скорость является довольно небольшой для ракеты, но она позволяет наиболее экономно использовать топливо.

Боевая часть ракеты может быть самой разной: ядерной, полубронебойной, фугасно-осколочной, кассетной, проникающей или бетонобойной. Масса БЧ разных модификаций ракеты также различается.

Достоинства и недостатки BGM-109 Tomahawk

«Томагавк» - это, несомненно, высокоэффективное оружие. Универсальное, дешевое, способное решать множество задач. Конечно же, у него есть недостатки, но плюсов гораздо больше.

Достоинства:

  • за счет низкой высоты полета и использования специальных материалов «Томагавки» являются серьезной проблемой для средств ПВО;
  • ракеты обладают весьма высокой точностью;
  • это оружие не подпадает под действие соглашений о крылатых ракетах;
  • КР «Томагавк» имеют низкую стоимость обслуживания (если сравнивать с баллистическими ракетами);
  • данное оружие относительно дешево в производстве: стоимость одной ракеты на 2014 год составляла 1,45 млн долларов, для некоторых модификаций она может достигать 2 млн долларов;
  • универсальность: различные виды боевых частей, а также разные способы поражения объектов позволяют применять Tomahawk против самых различных целей.

Если сравнивать стоимость использования этих КР с проведением полномасштабной воздушной операции с применением сотен самолетов, подавлением вражеской ПВО и установкой помех, то она покажется просто смешной. Нынешние модификации этих ракет могут быстро и эффективно уничтожать стационарные объекты противника: аэродромы, штабы, склады и узлы связи. Весьма успешно применялись «Томагавки» и против гражданской инфраструктуры противника.

Используя эти ракеты, можно довольно быстро вогнать страну «в каменный век», а ее армию превратить в неорганизованную толпу. Задачей «Томагавков» является нанесение первого удара по противнику, подготовка условий для дальнейшей работы авиации или военного вторжения.

Есть у нынешних модификаций «Топора» и недостатки:

  • невысокая скорость полета;
  • дальность полета конвенционной ракеты ниже, чем у КР с ядерной БЧ (2500 против 1600 км);
  • невозможность атаковать движущиеся цели.

Еще можно добавить, что КР не может маневрировать с большими перегрузками для противодействия системам ПВО, а также применять ложные цели.

В настоящий момент работы над модернизацией крылатой ракеты продолжаются. Они направлены на продление дальности ее полета, увеличение боевой части, а также над тем, чтобы сделать ракету еще «умнее». Последние модификации «Томагавков», по сути, являются настоящими БПЛА : они могут барражировать в заданном районе 3,5 часа, выбирая себе наиболее достойную «жертву». При этом все данные, собранные сенсорами КР, передаются в пункт управления.

Технические характеристики BGM-109 Tomahawk

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Президент США Дональд Трамп объявил о начале бомбардировки Сирии в ответ на «применение химического оружия диктатором Башаром Асадом». По данным Пентагона, в операции 14 апреля было использовано вдвое больше ракет, чем в аналогичном ударе в апреле 2017 года (59). Сколько тратили Соединенные Штаты на крупные ракетные атаки - в справке “Ъ”.


24–25 марта 1986 года американские военные нанесли ракетные удары по военным объектам в районе ливийского города Сирт. Ранее США обвинили страну в поддержке международного терроризма. Операция получила название «Огонь в прерии», в ходе нее было выпущено 6 противокорабельных ракет «Гарпун». Стоимость ракет составляла $4,3 млн.

15–16 апреля 1986 года ВВС США нанесли удары по Триполи и Бенгази (Ливия). Операция «Эльдорадо каньон» стала ответом на взрыв американского самолета и теракт в ночном клубе в Западном Берлине. Было выпущено 48 противолокационных ракет «Шрайк» и «Харм». Совокупная стоимость ударов составила около $7 млн, исходя из средней цены за ракету в $145,5 тыс.

3–4 сентября 1996 года США провели в Ираке операцию «Удар в пустыне», направленную против режима Саддама Хусейна. Поводом стало его вмешательство в конфликт на курдских территориях вопреки резолюции ООН. В первый день операции США выпустили по позициям воздушных сил Ирака 27 крылатых ракет «Томагавк», во второй - 17. Нанесенные удары обошлись США примерно в $62 млн при средней цене за ракету в $1,41 млн.

20 августа 1998 года после терактов в посольствах США в Кении и Танзании была проведена операция возмездия «Безграничная досягаемость». Американские крылатые ракеты атаковали фармакологическую фабрику в Судане и тренировочные лагеря «Аль-Каиды» в Афганистане. В общей сложности в Красном море и Персидском заливе было выпущено 75–100 крылатых ракет «Томагавк» (общая стоимость - до $141 млн) .

17–19 декабря 1998 года США в рамках операции «Лиса пустыни» США и Великобритания нанесли ракетно-бомбовые удары по Ираку. Причиной назывался отказ Ирака от сотрудничества с комиссией ООН по оружию массового поражения. Удары наносились по 97 целям, было выпущено 415 ракет морского и воздушного базирования «Томагавк». Совокупно запуски могли стоить США примерно $585,2 млн.

7 октября 2001 года США в ответ на теракты 11 сентября начали операцию «Несокрушимая свобода» в Афганистане. Она началась с ракетно-бомбовых ударов по Кабулу и Кандагару. В первый день по ним выпустили около 50 крылатых ракет «Томагавк» ($70,5 млн).

19 марта 2011 года США и Великобритания провели обстрел территории Ливии крылатыми ракетами с кораблей в Средиземном море. По заявлениям коалиции, по целям было выпущено более 110 ракет «Томагавк» ($155,1 млн). С этого началась военная операция «Начало Одиссеи», длившаяся до конца марта 2011 года.

В ночь на 7 апреля 2017 года военные силы США выпустили 59 крылатых ракет «Томагавк» по сирийскому аэродрому Шайрат в провинции Хомс. Исходя из средней цены за ракету, этот удар мог обойтись американцам примерно в $83 млн.

Ракетный комплекс "Tomahawk" морского базирования включает крылатые ракеты с надводным или подводным стартом, пусковые установки, систему управления ракетной стрельбой и вспомогательное оборудование.

Крылатая ракета (КР) "Tomahawk" BGM-109 создана в двух основных вариантах: стратегическом (модификации A,C,D ) - для стрельбы по наземным объектам и тактическом (модификации B,E ) - для уничтожения надводных кораблей. Их конструктивно-схемное построение и летно-технические характеристики идентичны. Все варианты благодаря модульному принципу построения отличаются друг от друга только головной частью.

Состав

КР выполнена по самолетной схеме (моноплан), имеет корпус цилиндрической формы с оживальным обтекателем головной части, складывающееся и утапливаемое в корпус крыло в центральной части и крестообразный стабилизатор в хвостовой. Корпус изготовлен из прочных алюминиевых сплавов, графитоэпоксидного пластика и радиопрозрачных материалов. Для уменьшения радиолокационной заметности на корпус, крыло и стабилизатор нанесено специальное покрытие.

Боевой частью стратегической ядерной КР "Tomahawk" BGM-109A служит боеголовка W-80 (масса 123кг, длина около 1м, диаметр 0.27м и мощность 200кт). Подрыв производится контактным взрывателем. Радиус зоны разрушения 3км. Высокая точность стрельбы и значительная мощность ядерной боеголовки стратегической КР "Tomahawk" BGM-109A позволяют с высокой эффективностью поражать сильно защищенные малоразмерные цели. По оценке американских специалистов, вероятность уничтожения защищенного объекта, выдерживающего избыточное давление 70 кг/см 2 , одной КР "Tomahawk" составляет 0.85, а БРПЛ "Poseidon-СЗ" - 0.10.

Стратегическая неядерная КР BGM-109C снаряжена моноблочной (полубронебойной) БЧ, a BGM-109D - кассетной, которая включает до 166 малокалиберных бомб BLU-97B комбинированного действия (масса каждой 1.5кг) в 24 связках.

Система управления и наведения КР "Tomahawk" BGM-109 A/С/D представляет собой комбинацию следующих подсистем (см.схему ):

  • инерциальной,
  • корреляционной по контуру рельефа местности TERCOM (Terrain Contour Matching),
  • электронно-оптической корреляционной DSMAC (Digital Scene Matching Area Correlator).

Инерциальная подсистема управления работает на начальном и среднем участках полета ракеты (масса 11кг). Она включает бортовую ЭВМ, инерциальную платформу и барометрический высотомер. Инерциальная платформа состоит из трех гироскопов для измерения угловых отклонений ракеты в системе координат и трех акселерометров, определяющих ускорения этих отклонений. Подсистема обеспечивает определение места КР с точностью 0.8км за 1ч полета.

В систему управления и наведения стратегических КР с обычной боевой частью BGM-109C и D включена электронно-оптическая корреляционная подсистема DSMAC , которая позволяет существенно повысить точность стрельбы (КВО - до 10м). В ней используются цифровые картины предварительно отснятых районов местности по маршруту полета КР.

Для хранения и запуска ракет "Tomahawk" на ПЛА используются штатные торпедные аппараты (ТА) или специальные установки вертикального пуска (УВП) Мк45 (см. схему , фото ), а на надводных кораблях-установки контейнерного типа Мк143 (см. схему , фото1 , фото2 ) или УВП Мк41 .

Для хранения лодочного варианта ракеты применяется стальная капсула (масса 454кг), заполненная азотом под небольшим давлением (см. , ). Это позволяет сохранять ракету в готовности к применению в течение 30 месяцев. Капсула с ракетой загружается в ТА или УВП как обычная торпеда.

Американские ПЛА имеют по четыре носовых гидравлических ТА, размещенных побортно (по два) под углом 10-12° к диаметральной плоскости корабля и обеспечивающих стрельбу с больших глубин, что значительно снижает демаскирующие факторы. Трубы ТА изготовлены из трех секций: носовой, центральной и кормовой. Загрузка и правильное расположение капсулы с КР в трубах ТА осуществляются с помощью направляющих планок и поддерживающих роликов. Механизм стрельбы связан с приводами открывания и закрывания крышек аппарата. Задняя крышка оборудована водомерно-смотровым окном, позволяющим следить за заполнением (осушением) ТА, манометром, а также кабельным вводом, соединяющим приборы управления КР с пультом управления стрельбой. Гидравлическая система выстреливания КР имеет импульсный воздушный цилиндр высокого давления, гидроусилитель и нагреватель водяной системы. На каждую группу из двух труб ТА одного борта установлен гидроцилиндр. Гидравлическая система действует следующим образом. При подаче воздуха высокого давления из корабельной магистрали в воздушный цилиндр одновременно с перемещением его поршня перемещается сидящий на одном штоке с ним поршень гидроцилиндра. Последний работает на свою группу ТА и подает воду в них через нагнетательную цистерну, соединяющуюся с каждым аппаратом посредством щелевых прорезей. При движении поршня вода из нагнетательной цистерны под давлением поступает сначала в кормовую часть трубы ТА, а затем через отверстия в капсулу, создавая избыточное давление, необходимое для выброса ракеты из ТА. Рычаги привода открывания передних крышек ТА сблокированы таким образом, что одновременно может быть открыта только одна крышка в группе, а следовательно, один аппарат будет свединен с нагнетательной цистерной.

Управление стрельбой, контроль за состоянием КР в ТА и УВП, их проверка, координация запуска и учет расхода ракет осуществляются с помощью системы управления стрельбой (СУС). Ее компоненты на ПЛА размещаются в центральном посту и торпедном отсеке. В центральном посту лодки находятся пульт управления, ЭВМ и блок преобразования данных. Отображение информации и вывод контрольных данных производятся на индикаторной панели пульта управления. На надводных кораблях СУС хранится в контейнере, установленном в помещении корабельного поста управления оружием. В системе используется математическое обеспечение и интерфейсы для ЭВМ, позволяющие выдавать целеуказание и координировать стрельбу КР "Tomahawk" по наземным объектам с одного корабля другим кораблям соединения или группы.

Функционирование ракетного комплекса происходит следующим образом. С получением приказа на применение ракетного оружия командир объявляет тревогу и переводит корабль в повышенную техническую готовность. Начинается предстартовая подготовка ракетного комплекса, на что затрачивается около 20мин. На ПЛА при стрельбе из ТА морская вода подается в трубу аппарата и через отверстия поступает в капсулу с КР. В этот момент в ракете начинает действовать устройство, создающее внутри ее корпуса избыточное давление, примерно равное внешнему, что предохраняет корпус КР от деформации. Лодка выходит на глубину пуска (30-60м) и снижает скорость хода до нескольких узлов. В систему управления и наведения КР вводятся необходимые для стрельбы данные. Затем открывается крышка ТА, срабатывает гидравлическая система выброса КР, и ракета выталкивается из капсулы. Последняя эжектируется из трубы ТА через некоторое время после выхода ракеты. Ракета связана с контейнером фалом длиной 12м, при разрыве которого (через 5с прохождения подводного участка траектории) происходит снятие ступени предохранения и включение стартового РДТТ. По мере прохождения толщи воды давление внутри корпуса КР снижается до нормального (атмосферного), и она выходит из-под воды на поверхность под углом 50°.

При стрельбе из УВП Мк45 открывается крышка шахты, включается система выброса ракеты, и избыточное давление, создаваемое газогенератором, выталкивает ракету из шахты. При выходе она разрушает мембрану капсулы, сдерживавшей давление морской воды, вертикально выходит на поверхность и, осуществив разворот, переходит на запрограммированную траекторию полета. Через 4-6с после выхода КР из-под воды или с окончанием работы стартового РДТТ пиротехническими зарядами сбрасывается хвостовой термообтекатель и раскрывается стабилизатор ракеты. В течение этого времени КР выходит на высоту 300-400м. Затем на нисходящей ветви стартового участка длиной около 4км раскрываются консоли крыла, выдвигается воздухозаборник, отстреливается за счет пироболтов стартовый РДТТ, включается маршевый двигатель, и КР переходит на заданную траекторию полета (через 60с после старта). Высота полета ракеты снижается до 15-60м, а скорость - до 885км/ч. Управление ракетой при ее полете над морем осуществляется инерциальной подсистемой управления, которая обеспечивает вывод КР в первый район коррекции (как правило, он отстоит от берега на несколько километров). Размеры этого района зависят от точности определения места стартовой платформы и ошибки инерциальной подсистемы управления КР, накапливаемой за время полета ракеты над водной поверхностью.

Наряду с оснащением кораблей ракетным оружием "Tomahawk" США проводят широкомасштабную программу развития и совершенствования крылатых ракет морского базирования, которая предусматривает:

  • Увеличение дальности стрельбы до 3-4тыс.км за счет разработки более эффективных двигателей и топлив, снижения массо-габаритных характеристик.В частности, замена ТРДД F-107 его модификацией, по оценке американских специалистов, дает рост тяги на 19 проц. и уменьшение расхода топлива на 3%. Благодаря замене существующего турбовентиляторного двигателя винтовентиляторным в сочетании со специальным газогенератором дальность полета возрастет на 50% при неизменных массо-габаритных характеристиках ракеты.
  • улучшение точности наведения на цель до нескольких метров за счет оснащения КР приемной аппаратурой системы спутниковой навигации NAVSTAR и лазерным локатором. В него входят активный инфракрасный датчик переднего обзора и лазер на С0 2 . Лазерный локатор дает возможность осуществлять селекцию неподвижных целей, навигационное обеспечение и коррекцию скорости.
  • увеличение глубин пуска КР с ПЛА при использовании более мощного стартового РДТТ;
  • снижение воздействия средств ПВО и ПРО при боевом применении крылатых ракет. Снизить воздействие средств ПВО и повысить боевую устойчивость КР предполагается за счет уменьшения ее радиолокационной заметности, увеличения количества программ полетов, возможности их быстрой замены или корректировки во время полета ракеты. С этой целью планируется применять более производительные ЭВМ и спутниковую связь.

Новейшая модификация RGM/UGM-109E Tac Tom Block 4 (тактический «Томагавк») предлагалась флоту в 1998 году фирмой Raytheon как дешевая замена ракетам предыдущего поколения. Главной целью программы Tac Tom была ракета, которая станет значительно, почти втрое дешевле (569 тысяч долларов) в производстве, чем прежняя модель TLAM-C/D Block 3 (около полутора миллионов долларов).

Корпус ракеты, включая аэродинамические поверхности, почти полностью выполнен из углепластиковых материалов. С четырех до трех сокращено количество перьев стабилизатора. На ракете установлен более дешевый турбовентиляторный двигатель Williams F415-WR-400/402. Недостатком нового изделия оказалась невозможность стрельбы через торпедный аппарат. Система наведения обладает новыми возможностями идентификации целей и перенацеливания в полете. Ракету можно повторно запрограммировать в полете через спутниковую (ультравысокочастотную) связь на 15 любых заранее предопределенных дополнительных целей. У ракеты существует техническая возможность барражировать в районе предполагаемой цели в течение трех с половиной часов на удалении четырехсот километров от точки пуска до получения команды на поражение цели или же ее можно использовать в качестве беспилотного летательного аппарата для доразведки уже пораженной цели.

Общий заказ ВМС на новую ракету в период с 1999 по 2015 год составил более трех тысяч единиц.

В 2014 году компания Raytheon начала тестовые полеты усовершенствованной модификации Block IV для атаки надводных и ограниченно подвижных наземных целей. Новая активная радиолокационная ГСН IMS-280 с АФАР X-band (2) диапазона 10-12 ГГц (длина волны - 2,5 см) способна по отраженному электромагнитному сигналу, сравнивая его с архивом сигнатур потенциальных целей, хранящихся в бортовом компьютере, автономно определять: «свой»-«чужой» корабль или же гражданское судно. В зависимости от ответа, ракета самостоятельно принимает решение, какую цель атаковать. Новая ГСН будет установливаться вместо оптико-электронного модуля AN/DXQ-1 DSMAC. Общий объем топлива сокращается до 360 килограммов,операционная дальность полета ракеты - с 1600 до 1200 километров.

Тактико-технические характеристики

Дальность стрельбы,км
BGM-109A при пуске с надводного корабля 2500
BGM-109С/D при пуске с надводного корабля 1250
BGM-109С/D при пуске с подводной лодки 900
Скорость полета максимальная, км/час 1200
Скорость полета средняя, км/час 885
Длина ракеты, м 6.25
Диаметр корпуса ракеты, м 0.53
Размах крыльев, м 2.62
Стартовый вес,кг
BGM-109A 1450
BGM-109С/D 1500
Боевая часть
BGM-109A ядерная
BGM-109С полубронебойная - 120кг
BGM-109D кассетная - 120кг
Маршевый двигатель F-107
Топливо RJ-4
Масса топлива, кг 550
Вес сухого двигателя, кг 64
Тяга, кг 272
Длина, мм 940
Диаметр, мм 305

Ракетный комплекс "Томагавк" морского базирования включает крылатые ракеты с надводным или подводным стартом, пусковые установки, систему управления ракетной стрельбой и вспомогательное оборудование.
К началу 70-х годов советский ВМФ стал самым современным технически и технологически и одним из самых мощных морских флотов в мире. Новенькие корабли советского ВМФ: крейсеры 58-го проекта, эсминцы 61-го проекта, атомные подводные лодки 675-го проекта, вооруженные КР большой дальности комплексов П-35 (дальность пуска — 350 км), П-15 (85 км) и П-5Д (500 км) соответственно. Потрясающий "экстерьер" кораблей и их мощное ракетное вооружение поражали воображение и вызывали обоснованную зависть натовских флотоводцев. Большинство надводных кораблей их флотов были заложены еще во времена Второй мировой войны. Натовские надводные корабли, их дизельные и атомные ПЛ вооружены были артиллерийскими системами и торпедным оружием. К тому времени подобное оснащение военно-морских сил выглядело абсолютным анахронизмом. Исключение составляли только 41 ПЛАРБ ВМС США, которые к флоту имели исключительно формальную привязанность, и единичные экземпляры современных кораблей — атомный крейсер УРО "Лонг Бич" и атомный авианосец "Энтерпрайз".
В 1971 году руководство американского морского флота инициировало программу создания стратегической крылатой ракеты для атомных ПЛ. На начальном этапе рассматривались два варианта крылатых ракет (КР).
Первый вариант. Это большая КР калибра 55 дюймов под пусковые установки ракет "Поларис" UGM-27, снимаемых с вооружения. Этот вариант предусматривал принять на вооружение тяжелую КР подводного старта большой дальности полета — до 3000 миль и размещение ракет на борту десяти ПЛАРБ типов "Джордж Вашингтон" и "Этен Аллен" в пусковых установках ракет "Поларис". Тем самым ПЛАРБ становились носителями стратегических крылатых ракет ПЛАРК.
Второй вариант. Малая КР калибра 21 дюйм дальностью полета до 1500 миль под 533-мм торпедные аппараты подводных лодок.
В июне 1972 года был выбран вариант КР под торпедные аппараты. Тогда же программа получила наименование SLCM (Sea Launched Cruise Missile) — крылатая ракета морского базирования. В январе были отобраны два самых многообещающих проекта для участия в конкурсных испытаниях. Первый — фирмы General Dynamics: ракета UBGM-109A, второй — фирмы LTV: ракета UBGM-110A. В феврале 1976-го начались испытания макетов ракет с ПЛ из подводного положения. Ракета BGM-109A была объявлена победителем конкурса еще на начальном этапе испытаний.
В марте того же года флотское начальство принимает решение, что SLCM должна стать основным оперативно-тактическим и стратегическим оружием надводных кораблей. В марте 1980 года состоялось первое летное испытание ракеты BGM-109A, пуск произведен с борта эсминца ВМС США Merrill (DD-976). В июне этого же года прошли успешные летные испытания лодочного варианта ракеты. Это событие стало знаковым в истории ракетного оружия на море: произведен первый в мире пуск стратегической КР с борта подводной лодки ВМС США Guitarro SSN-665. В течение трех лет проводились интенсивные летные испытания ракет BGM-109A, произведено более 100 ракетных тестов. В результате в марте 1983 года представитель ВМС США по связям с общественностью объявил: "Ракета достигла эксплуатационной готовности и рекомендуется к принятию на вооружение".
Крылатая ракета "Томагавк" BGM-109 создана в двух основных вариантах: стратегическом (модификации A,C,D) - для стрельбы по наземным объектам и тактическом (модификации B,E) - для уничтожения надводных кораблей. Их конструктивно-схемное построение и летно-технические характеристики идентичны. Все варианты благодаря модульному принципу построения отличаются друг от друга только головной частью.
Состав
КР выполнена по самолетной схеме (моноплан), имеет корпус цилиндрической формы с оживальным обтекателем головной части, складывающееся и утапливаемое в корпус крыло в центральной части и крестообразный стабилизатор в хвостовой. Корпус изготовлен из прочных алюминиевых сплавов, графитоэпоксидного пластика и радиопрозрачных материалов. Для уменьшения радиолокационной заметности на корпус, крыло и стабилизатор нанесено специальное покрытие.

Боевой частью стратегической ядерной КР "Томагавк" BGM-109A служит боеголовка W-80 (масса 123кг, длина около 1м, диаметр 0.27м и мощность 200кт). Подрыв производится контактным взрывателем. Радиус зоны разрушения 3км. Высокая точность стрельбы и значительная мощность ядерной боеголовки стратегической КР "Tomahawk" BGM-109A позволяют с высокой эффективностью поражать сильно защищенные малоразмерные цели. По оценке американских специалистов, вероятность уничтожения защищенного объекта, выдерживающего избыточное давление 70 кг/см2, одной КР "Томагавк" составляет 0.85, а БРПЛ "Poseidon-СЗ" - 0.10.
Стратегическая неядерная КР BGM-109C снаряжена моноблочной (полубронебойной) БЧ, a BGM-109D - кассетной, которая включает до 166 малокалиберных бомб BLU-97B комбинированного действия (масса каждой 1.5кг) в 24 связках.
Система управления и наведения КР "Томагавк" BGM-109 A/С/D представляет собой комбинацию следующих подсистем (см.схему):
инерциальной,
корреляционной по контуру рельефа местности TERCOM (Terrain Contour Matching),
электронно-оптической корреляционной DSMAC (Digital Scene Matching Area Correlator).
Инерциальная подсистема управления работает на начальном и среднем участках полета ракеты (масса 11кг). Она включает бортовую ЭВМ, инерциальную платформу и барометрический высотомер. Инерциальная платформа состоит из трех гироскопов для измерения угловых отклонений ракеты в системе координат и трех акселерометров, определяющих ускорения этих отклонений. Подсистема обеспечивает определение места КР с точностью 0.8км за 1ч полета.
В систему управления и наведения стратегических КР с обычной боевой частью BGM-109C и D включена электронно-оптическая корреляционная подсистема DSMAC , которая позволяет существенно повысить точность стрельбы (КВО - до 10м). В ней используются цифровые картины предварительно отснятых районов местности по маршруту полета КР.

Для хранения и запуска ракет "Томагавк" на ПЛА используются штатные торпедные аппараты (ТА) или специальные установки вертикального пуска (УВП) Мк45 (см. схему), а на надводных кораблях-установки контейнерного типа Мк143 (см. схему, фото1, фото2) или УВП Мк41. Для хранения лодочного варианта ракеты применяется стальная капсула (масса 454кг), заполненная азотом под небольшим давлением. Это позволяет сохранять ракету в готовности к применению в течение 30 месяцев. Капсула с ракетой загружается в ТА или УВП как обычная торпеда.


Принцип действия навигационных систем TERCOM и DSMAC на КР "Томагавк"
Вот как сам главный конструктор ракеты Роберт Олдридж — ведущий инженер General Dynamics — описывал свое изделие в журнале "Нейшн" в статье "Пентагон на тропе войны" от 27 марта 1982 года: "Стратегический вариант ракеты рассчитан на то, чтобы пролететь со скоростью 0,7 Маха максимально возможное расстояние на высоте около 20 000 футов. Это считается для ракеты небольшой скоростью, но она обеспечивает наибольшую экономию топлива и следовательно, увеличивает радиус действия. Инерциальная система наведения, управляющая автопилотом во время полета, периодически перестраивается с учетом меняющихся условий при помощи датчика под названием TERCOM. TERCOM может следовать по заранее запрограммированному маршруту с такой точностью, можно сказать, убийственной, что ракета способна уничтожить мишени, даже сверхзащищенные и практически недоступные для более мощных ракет, например, МБР(ред. Dave77777. Тут разработчик явно слукавил). Когда ракета достигает вражеской территории, система наведения переводит ее на столь малую высоту, что позволяет ей избежать обнаружения радиолокационными средствами, и даже если радиолокатор засечет цель, "Томагавк" на экране будет похож на чайку (ред. Dave77777 "Чайка" Газ-13). В пределах 50 миль от мишени ракета снижается на высоту всего 50 футов, увеличивая при этом скорость до 1,2 Маха для последнего броска".
Функционирование ракетного комплекса происходит следующим образом. С получением приказа на применение ракетного оружия командир объявляет тревогу и переводит корабль в повышенную техническую готовность. Начинается предстартовая подготовка ракетного комплекса, на что затрачивается около 20мин. На ПЛА при стрельбе из ТА морская вода подается в трубу аппарата и через отверстия поступает в капсулу с КР. В этот момент в ракете начинает действовать устройство, создающее внутри ее корпуса избыточное давление, примерно равное внешнему, что предохраняет корпус КР от деформации. Лодка выходит на глубину пуска (30-60м) и снижает скорость хода до нескольких узлов. В систему управления и наведения КР вводятся необходимые для стрельбы данные. Затем открывается крышка ТА, срабатывает гидравлическая система выброса КР, и ракета выталкивается из капсулы. Последняя эжектируется из трубы ТА через некоторое время после выхода ракеты. Ракета связана с контейнером фалом длиной 12м, при разрыве которого (через 5с прохождения подводного участка траектории) происходит снятие ступени предохранения и включение стартового РДТТ. По мере прохождения толщи воды давление внутри корпуса КР снижается до нормального (атмосферного), и она выходит из-под воды на поверхность под углом 50°.
При стрельбе из УВП Мк45 открывается крышка шахты, включается система выброса ракеты, и избыточное давление, создаваемое газогенератором, выталкивает ракету из шахты. При выходе она разрушает мембрану капсулы, сдерживавшей давление морской воды, вертикально выходит на поверхность и, осуществив разворот, переходит на запрограммированную траекторию полета. Через 4-6с после выхода КР из-под воды или с окончанием работы стартового РДТТ пиротехническими зарядами сбрасывается хвостовой термообтекатель и раскрывается стабилизатор ракеты. В течение этого времени КР выходит на высоту 300-400м. Затем на нисходящей ветви стартового участка длиной около 4км раскрываются консоли крыла, выдвигается воздухозаборник, отстреливается за счет пироболтов стартовый РДТТ, включается маршевый двигатель, и КР переходит на заданную траекторию полета (через 60с после старта). Высота полета ракеты снижается до 15-60м, а скорость - до 885км/ч. Управление ракетой при ее полете над морем осуществляется инерциальной подсистемой управления, которая обеспечивает вывод КР в первый район коррекции (как правило, он отстоит от берега на несколько километров). Размеры этого района зависят от точности определения места стартовой платформы и ошибки инерциальной подсистемы управления КР, накапливаемой за время полета ракеты над водной поверхностью.

Наряду с оснащением кораблей ракетным оружием "Томагавк" США проводят широкомасштабную программу развития и совершенствования крылатых ракет морского базирования, которая предусматривает:
Увеличение дальности стрельбы до 3-4тыс.км за счет разработки более эффективных двигателей и топлив, снижения массо-габаритных характеристик.В частности, замена ТРДД F-107 его модификацией, по оценке американских специалистов, дает рост тяги на 19 проц. и уменьшение расхода топлива на 3%. Благодаря замене существующего турбовентиляторного двигателя винтовентиляторным в сочетании со специальным газогенератором дальность полета возрастет на 50% при неизменных массо-габаритных характеристиках ракеты.
улучшение точности наведения на цель до нескольких метров за счет оснащения КР приемной аппаратурой системы спутниковой навигации NAVSTAR и лазерным локатором. В него входят активный инфракрасный датчик переднего обзора и лазер на С02. Лазерный локатор дает возможность осуществлять селекцию неподвижных целей, навигационное обеспечение и коррекцию скорости.
увеличение глубин пуска КР с ПЛА при использовании более мощного стартового РДТТ;
снижение воздействия средств ПВО и ПРО при боевом применении крылатых ракет. Снизить воздействие средств ПВО и повысить боевую устойчивость КР предполагается за счет уменьшения ее радиолокационной заметности, увеличения количества программ полетов, возможности их быстрой замены или корректировки во время полета ракеты. С этой целью планируется применять более производительные ЭВМ и спутниковую связь.
Томагавки воздушного базирования
Стараясь удешивить производство КР компания General Dynamics модернизировала ракету AGM-109 для использования ее с воздушных носителей. Был модернизирован двигатель ракеты. Дорогая инерционная система навигации LN-35 была заменена бесплатформенная интегрированной навигационной системой оснащенной с набором лазерных гироскопов. Воздушное базирование сделано ненужным стартовый ускоритель, необходимый для выброса ракеты из-под воды или ракетной шахты. Навигационные системы были перенесены в хвостовую часть ракеты, освободив место для модульной БЧ.
AGM-109H крылатая ракета средней дальности AGM-109H воздушного базирования. Эта КР с дальностью стрельбы до 550 км предназначена для вывода из строя взлетно-посадочных полос аэродромов. Ракету оснащена кассетной боевой частью, содержащей 28 малокалиберных бетонобойных боеприпасов BLU-106/В. Такой боеприпас весом около 19 кг имеет цилиндрический корпус длиной 110,5 см и диаметром 10 см с крестообразным складывающимся хвостовым оперением, в котором размещаются боевая часть, твердотопливный ускоритель и тормозной парашют. Отстрел боеприпасов производится в направлении, перпендикулярном оси ракеты, последовательно по команде, поступающей от бортовой системы наведения. Темп отстрела должен задаваться в соответствии с высотой и скоростью полета КР для того, чтобы нанести максимальное поражение бетонированной ВПП или укрытиям для самолетов.
После отстрела боеприпас тормозится парашютом и ориентируется под углом около 60° относительно земной поверхности. Затем парашют сбрасывается, и боеприпас разгоняется в направлении цели с помощью твердотопливного ускорителя. Боевая часть, содержащая 3 кг взрывчатого вещества, имеет бронебойный наконечник. За счет высокой кинетической энергии он пробивает бетонное покрытие цели, боеприпас проникает внутрь ее, после чего производится подрыв заряда ВВ. В иностранной прессе отмечается, что BLU-106/В весьма эффективен при действиях как по ВПП, так и по железобетонным укрытиям для самолетов. Носителем ракеты AGM-109H должны были стать B-52G и F-16, хотя крепление ракеты подходит и к другим типам самолетов ВВС США.
AGM-109L крылатая ракета средней дальности воздушного базирования. Предназначена для поражения наземных и морских целей. Навигация ракеты отличается наличием инфракрасной головки самонаведениякоторая, аналогичной, установленой на ракете AGM 65D "Мейверик". AGM-109L оснащена осколочно-фугасной боевой частью WDU-18/B массой 222 кг. Носителем AGM-109L должен был стать палубный штурмовик А-6Е.
AGM-109G крылатая ракета наземного базирования. Ракета конструктивно была выполнена из отдельных функциональных модулей, включавших комбинированную систему управления, ядерную боевую часть, топливные отсеки, выдвижные крылья, маршевый турбовентиляторный двигатель F107-WR-400, хвостовое оперение и твердотопливный стартовый ускоритель. Ракета помещалась в герметичную капсулу с разрываемой защитной диафрагмой. Капсулу устанавливали на транспортно-пусковую установку (ТПУ), смонтированную на автомобильном полуприцепе и представлявшую собой бронированный контейнер на четыре ракеты. В качестве буксировщика использовался тягач М818 концерна МАН


Боевое применение
широкомасштабной военной операции "Буря в пустыне" в 1991 году против Ирака. С надводных кораблей и подводных лодок ВМС США, развернутых на позициях в Средиземном и Красном морях, а также в Персидском заливе, было выполнено 288 пусков КР Tomahawk, из них 261 ракета модификации TLAM-C, 27 — TLAM-D. 85 процентов из них достигли целей. В последнее десятилетие ракета Tomahawk стала основным средством бомбо-штурмовых ударов во всех крупных операциях, проводимых ВС США: "Лис пустыни" (Ирак, декабрь 1998 г.), "Союзническая сила" (Сербия, апрель-май 1999 г.), "Несгибаемая свобода" (Афганистан, октябрь 2001 г.), "Свобода Ираку" (Ирак, март-апрель 2003 г.). В ходе этих операций израсходовано более 2000 ракет Tomahawk морского и воздушного базирования.
RGM/UGM-109E Tac Tom Block 4 (тактический "Томагавк") - эта модификация ракеты — в 1998 году предлагалась флоту фирмой Raytheon как дешевая замена ракетам предыдущего поколения. Главной целью программы Tac Tom была ракета, которая станет обходиться в производстве значительно дешевле (приблизительно на половину), чем современная TLAM-C/D Block 3. Корпус ракеты, включая аэродинамические поверхности, почти полностью выполнен из углепластиковых материалов. Сокращено с четырех до трех количество перьев стабилизатора. На ракете установлен более дешевый турбовентиляторный двигатель Williams F415-WR-400/402. Недостаток новой ракеты — невозможность стрельбы ракетой через торпедный аппарат, только из специальных вертикальных пусковых установок Mk 45 ПЛ. Система наведения обладает новыми возможностями идентификации целей и перенацеливания в полете. Ракета может быть повторно запрограммирована в полете через спутниковую УВЧ-связь на 15 любых заранее предопределенных дополнительных целей. Существует техническая возможность у ракеты барражировать в районе предполагаемой цели в течение 3,5 часа на удалении 400 км от точки пуска до получения команды на поражение цели или же использовать ракету в качестве БЛА для доразведки уже пораженной цели. Общий заказ ВМС на новую ракету в период с 2003 по 2008 г. составил 1353 единицы. КРМБ "Тактический Томахок" Block 4 начали поступать на вооружение ВМС США в 2004 г. Всего планируется закупить 2200 КРМБ данного типа.

ХАРАКТЕРИСТИКИ


Дальность стрельбы,км

BGM-109A при пуске с надводного корабля

2500

BGM-109С/D при пуске с надводного корабля

1250

BGM-109С/D при пуске с подводной лодки

900

Скорость полета максимальная, км/час

1200

Скорость полета средняя, км/час

885

Длина ракеты, м

6.25

Диаметр корпуса ракеты, м

0.53

Размах крыльев, м

2.62

Стартовый вес,кг

BGM-109A

1450

BGM-109С/D

1500

Боевая часть

BGM-109A

ядерная

BGM-109С

полубронебойная - 120кг

BGM-109D

кассетная - 120кг

Маршевый двигатель F-107

Топливо

RJ-4

Масса топлива, кг

550

Вес сухого двигателя, кг

64

Тяга, кг

272

Длина, мм

940

Диаметр, мм

305

Источники

Loading...Loading...