Как работать с личной историей. «Изменение личной истории» – одна из лучших техник НЛП

Дон Хуан предлагает Карлосу заняться стиранием его личной истории (III-26). При этом он ссылается не только на необходимость для Карлоса изменить свой образ жизни и способ бытия, но и на то, что подобное изменение может иметь результатом разрушение предопределенности прошлым, тем, что маг назвал «личной историей».

Идея кажется нам странной не только потому, что нам привычно думать о прошлом как о фундаменте, на котором зиждется здание настоящего, но и потому, что мы привыкли считать свое прошлое чем-то неизменным, - что дает нам прекрасный повод ничего в нем не менять. Работая с группами, я не перестаю удивляться, как люди вновь и вновь заявляют, что хотят измениться, и в то же время делают все возможное, чтобы остаться теми же.

Большую часть времени они тратят на оправдание собственного прошлого: «Это потому, что я так и не научился дисциплинировать себя», «Это потому, что я всегда был слабым», «Это потому, что родители всегда слишком сильно опекали меня». Это потому, это потому... И «это потому» всегда оказывается как-то связанным с прошлым.

Стирание личной истории представляет собой магическую возможность, которая с трудом поддается объяснению рациональным логическим мышлением.

Сотрите прошлое - не пытайтесь преодолеть его, просто сотрите. Это не означает, что мы можем стереть сами события, которые когда-то в прошлом случились в нашей жизни. Скорее это разрыв связей, которые мы с ними установили и которые наиболее очевидным образом проявляются в нашем способе бытия и образе жизни.

Если личная история - главное препятствие на пути к изменению, то возможность стереть ее открывает дверь к свободе.

Пытаясь освоить новые способы поведения, мы ощущаем сопротивление - оно проистекает из убеждения в своей неспособности сделать что-то, выходящее за рамки списка когда-либо совершенных нами действий. Мы сопротивляемся переменам. И когда мы пытаемся изменить себя, то обнаруживаем, что главное препятствие, стоящее на этом пути, - наша личная история. Семья и друзья также сопротивляются происходящим в нас изменениям; они хорошо знакомы с нашей личной историей и не позволяют нам действовать за пределами налагаемых ею ограничений. Встреча с неизвестным ставит их лицом к лицу с проблемой - они не знают как вести себя в ситуации, правилам поведения в которой они не обучены, и потому стараются избегать такой ситуации.

На память приходит довольно драматический пример. Несколько лет назад в моем практикуме принимала участие 19-летняя женщина. Ее жизнь была полна проблем - пристрастие к наркотикам, алкоголизм , отсутствие работы, плохие отношения в семье и так далее. Я застал ее погруженной в самоубийственную депрессию, совершенно ослабленную разрушительными привычками. Со временем, приложив усилия, она смогла преодолеть свои проблемы. Она боролась за изменения, отказалась от алкоголя и наркотиков, нашла работу, и мало-помалу ее энергия восстановилась. Однако в результате происшедших с ней изменений ее проблемы с домашними начали усиливаться. Конфликты в семье становились все острее. Однажды она рассказала о ссоре со старшим братом, который обрушился на нее за ее поведение, показавшееся тому весьма странным. Семья не знала, где она проводит свободное время, кто ее новые друзья и каковы причины случившихся с ней неожиданных перемен. Они настолько привыкли считать ее «неисправимой», что нежданно-негаданно и таинственно происшедшее изменение очень встревожило их. Они не могли ее простить. Брат сказал ей: «Что с тобой происходит? Ты сошла с ума, я просто не могу тебя понять! Раньше ты была лучше; будь уж лучше алкоголичкой и наркоманкой, только не сумасшедшей». В конце концов, она выбрала независимость и стала жить собственной жизнью.

Борьба за стирание личной истории - это борьба не только против некоторых въевшихся в сознание элементов нашего бытия: тех, что дают ощущение безопасности, поддерживая тем самым существование эго в той реальности, которая может быть приятна или не очень приятна, однако, по крайней мере, нам знакома. Это борьба с историей, ставшей частью нашего сознания в результате действий наших близких, кому она также дает ощущение безопасности. Нет ничего опаснее для эго, нежели общение с кем-то, кто не поддается классификации. Личная история снабжает нас несколькими ярлыками, с помощью которых мы определяем собственную персону, что позволяет нам свести себя всего лишь к нескольким характеристикам. Точно так же мы классифицируем всех, кто нас окружает, используя для этого аналогичные ярлыки, предоставляемые нам прошлым этих людей, истинным или воображаемым.

Коль скоро мы не можем иметь дело с таинственным, мы предпочитаем иметь дело с ярлыками. Поэтому нас никто не удивляет. Чем быстрее мы способны классифицировать людей, тем больше мы уверены в себе.

Дон Хуан советует Карлосу: если тот желает освободиться от уз того, что думают о нем другие, он должен начать стирать себя. создавая вокруг себя туман, который превратит его в таинственное и непредсказуемое существо. Эта стратегия направлена не только во внешний мир. Мы должны стереть себя до того, чтобы стать тайной для самих себя. Третья заповедь сталкеров требует считать самих себя тайной, такой же, как и все прочие тайны.

Утрата основанной на нашей личной истории уверенности относительно того, кем мы на самом деле являемся, вполне согласуется и взаимодополняется утратой уверенности в том, что мы считали реальным миром. Мы вновь обнаруживаем, что и реальность эго, и внешняя реальность - всего лишь описания. Таким образом, процесс стирания применим не только к личной истории, но и к нашему обычному описанию мира.

Лежащее за пределами описаний поле битвы - это область неизвестного, область, где ничего не известно заранее; это не наше «я» и не внешний мир.

Это место, где мы можем творить, выбирать и быть всем, чем захотим. Это область свободы.

Так что остановить формирование новой Личной Истории можно разными способами, или всеми сразу в любом сочетании и максимально непредсказуемой последовательности:

Можно просто перестать врать себе и окружающим - голый факт без прикрас и гораздо в меньшей степени толкает окружающих на сочинительство. Более того, нормальный человек не имеет обыкновения верить именно фактам, предпочитая верить в истинную ложь хотя бы потому, что она выглядит и красивее, и правдоподобнее… потому что все так делают.

Можно не рассказывать вовсе ничего о себе, но при этом придется избегать формирования постоянного окружения, не привязываясь ни к кому, нигде подолгу не задерживаясь… или научиться «быть невидимым», не привлекать к себе чужого любопытства.

Можно… да! осознанно подкармливать окружение тем, что им хотелось бы услышать! При этом совершенно сознательно сочиняя сказки о себе. Тут тонкость лишь в том, что не следует ни на мгновение забывать где сказки, а где факт - это уже с реализация . Короче - это довольно эффективный вариант, только таит в себе ловушку - можно не заметить, да и поверить в свои сочинения… Хитрость в том, что истории, как придуманные «истинно-ложные», так и реальные лежат в памяти одинаково - в области воспоминаний. Отличить одно от другого самостоятельно можно лишь путем , а не самостоятельно - тут сработает всякий популярный гипноз, психоанализ, и… ваше подробное досье, если над его составлением поработали серьезные спецслужбы, да и то не всегда это поможет, ведь все они неминуемо будут сами сочинять Вашу личную историю, только исходить будут из своих собственных предпочтений и представлений.

После успешно проделанной остановки формирования личной истории, когда появилась освобожденная персональная сила, можно начинать освобождаться от уже сформировавшейся. Тут тоже работает перепроживание, которое позволит освободиться от ненужных представлений о собственной персоне, от моментов, послуживших крепкими кирпичами в здании чувства собственной важности - другого энергоемкого людского элемента, тем самым высвобождая еще порцию персональной силы. Попутно происходит освобождение от самой привязки к этой своей истории - становится очевидно, что в действительности нет в ней ничего Более важного или Менее важного, коли действительность была сильно разбавлена сочинениями, которые оказывают на сиюминутную реальность ничуть не меньшее воздействие, нежели Действительные Факты. Текущая ситуация ведь была сформирована как правдой, так и неправдой, поэтому нет более нужды привязываться ни к одному, ни к другому.

Далее начинается весьма сложный для облечения в слова момент… Есть такая уловка - не относиться слишком серьезно к своим воспоминаниям, типа «я помню, что это со мной происходило, но не слишком доверяю своим воспоминаниям», и в тоже самое время требуется «вспомнить все» - провести полную ревизию своей памяти, очистив ее от «ложных воспоминаний». В этой «ревизии» поможет перепроживание, а в «недоверии воспоминаниям» будет реализовываться сталкинг… ведь правда - как можно быть уверенным, что в том или ином «блоке памяти» царит идеальный порядок?

Ну а «вспомнить все» необходимо для того, чтоб не нарываться то и дело на «бэд-блоки» - вытесненные эпизоды, без которых не может сложиться целостная реальная картина.

Во всей этой работе есть внутреннее противоречие, разрешимое, однако неким мистическим образом. С одной стороны убирается все то «нереальное» (не было такого факта!), что сформировало то человеческое существо, откуда был дан старт, а с другой стороны появляется вполне магическое свойство быть кем угодно, реально, фактически! …лишь внеся в свою теперь уже псевдоличную псевдоисторию те элементы, которых не было… вроде бы. Кто знает, что было на самом деле а чего не было - прошлое фактически не существует, ибо оно ушло, и изменяя свое прошлое изменяешь настоящее… такая вот «Великая Магическая Тайна» имеется. Так что освободившись от личной истории персона получает реальную возможность «изменить прошлое», но в отличие от той же работы, проделываемой при обыкновенном формировании личной истории, это изменение происходит не под внешним влиянием, а согласно своему намерению… по сути являясь « в действии».

Это было про настоящее, а про будущее - его тоже не существует, оно еще НЕ ПРИШЛО, и формируется оно Здесь И Сейчас.

В своих книгах.

Понятие личной истории является во многом интуитивным, но вкратце его можно охарактеризовать как совокупность знаний других людей о воине, а также постоянный процесс обновления личной истории, подтверждения её перед другими людьми, действий в рамках этой личной истории и рассказывания личной истории другим.

Личная история является механизмом сдерживания воина в рамках общества; поступки, не согласующиеся с личной историей, порождают негативные реакции социума, в котором живёт воин.

Для избавления от ограничивающей свободу воина личной истории существует практика стирания личной истории.

Я собираюсь взять твоего отца в качестве примера, чтобы проиллюстрировать мою точку зрения на личную историю. Твой отец знает о тебе все. Поэтому ты для него - как раскрытая книга. Он знает, кто ты такой, что из себя представляешь и чего стоишь. И нет на земле силы, которая могла бы заставить его изменить своё отношение к тебе.
Естественно, такое интимное знание о тебе есть и у всех твоих друзей. У каждого, кто тебя знает, сформировался определённый образ твоей личности. И любым своим действием ты как бы подпитываешь и ещё больше фиксируешь этот образ. Личная история постоянно нуждается в том, чтобы её сохраняли и обновляли. Поэтому ты рассказываешь своим друзьям и родственникам обо всем, что делаешь. С другой стороны, для воина, у которого нет личной истории, нет необходимости в объяснениях, его действия не могут никого рассердить или разочаровать, а самое главное - он не связан ничьими мыслями и ожиданиями».

Стирание личной истории

Стирание личной истории достигается неразглашением сведений о себе другим людям, в особенности близким друзьям и родственникам, а также использованием трёх специальных техник:

  • избавление от чувства собственной важности
  • принятие ответственности за свои поступки
  • использование идеи о собственной смерти как советчика

В помощь стиранию личной истории воин, как учитель, должен обучить своего ученика трем техникам. Они заключаются в избавлении от чувства собственной важности, принятии ответственности за свои поступки и использовании смерти как советчика. Без благоприятного эффекта этих техник стирание личной истории может вызвать в ученике неустойчивость, ненужную и вредную двойственность относительно самого себя и своих поступков.

Карлос Кастанеда «Колесо времени»

Это маленький секрет, который я собирался дать тебе сегодня, - сказал он тихим голосом, - никто не знает моей личной истории. Никто не знает, кто я есть и что я делаю. Даже я не знаю.

Мало-помалу ты должен создать туман вокруг себя. Ты должен стереть все вокруг себя до тех пор, пока ничего нельзя будет считать само собой разумеющимся. Пока ничего уже не останется наверняка или реального. Твоя проблема сейчас в том, что ты слишком реален. Твои усилия слишком реальны. Твои настроения слишком реальны. Не принимай вещи настолько сами собой разумеющимися. Ты должен начать стирать себя.

Карлос Кастанеда «Путешествие в Икстлан»

Ссылки

Loading...Loading...