Куда поступать если ты не. В какой вуз лучше поступать девушкам? После школы: учиться или работать


На самом деле, вы можете стать кем угодно – медицинским работником, секретарем, слесарем, программистом, менеджером, юристом и так далее. Можете получать высокую заработную плату и занимать руководящие должности. Среднее специальное образование не закрывает перспективы в построении карьеры. Важно лишь понять, чего вы действительно хотите, и выбрать лучшее учебное заведение из возможных вариантов. Еще не знаете где учиться и на кого после 9 класса? Этот материал для вас.

Вы окончили 9 класс и сдали ОГЭ. Что дальше?

Выбирайте среднее специальное учебное заведение и получайте образование. Либо уходите в армию, идите работать, стройте свою жизнь иначе. Выбор в любом случае остается за вами. Но лучшее решение – получить образование, которое станет фундаментом успешной карьеры в будущем. Перед вами открывается масса возможностей и перспектив – стоит ими воспользоваться.

Существует мнение, что выпускники 9 классов обречены на тяжелую, низкооплачиваемую работу. Это не так. Не обязательно оканчивать 11 классов и даже получать высшее образование, чтобы сделать карьеру и занять самые высокие руководящие должности.

Почему? Во-первых, многие рабочие специальности являются более востребованными, чем профессии, получаемые в ВУЗах. Если взять ситуацию по всем регионам России, то сварщики высокого разряда в среднем зарабатывают больше, чем окончившие университеты и академии юристы. Не поленитесь открыть любой популярный сайт вакансий и сравнить заработные платы. Вы удивитесь разнице – часто она не в пользу обладателей высшего образования.

Ваша задача – выбрать лучшее учебное заведение из возможных. Средние специальные учебные заведения есть практически в каждом районном центре всех регионов России. Но поговорка «где родился – там и пригодился» в вашем случае не должна работать. Выбирайте из максимального числа вариантов, не бойтесь уезжать из дома. С общежитиями в средних специальных образовательных учреждениях дела обстоят лучше, чем у ВУЗов. Поступить проще, учиться вполне по силам каждому сдавшему экзамены выпускнику. Поэтому дерзайте.

Куда пойти учиться после 9 класса? Техникум, училище, колледж

Каждое учебное заведение из перечисленных относится к числу средних специальных. Соответственно вид получаемого в них образования – средний. При этом в одних образовательных учреждений необходимо учиться 2-3 года, в других – от 3-4 лет. Обучение может быть построено по школьной или ВУЗовской системе. Также есть несколько негласных различий, в частности обуславливающих преимущества при дальнейшем поступлении в ВУЗ.

Ключевые особенности колледжей

Эти учебные заведения проводят обучение по программам базового и углубленного уровня. В среднем студенты учатся 3-4 года. Чаще всего колледжи представляют собой структурное подразделения ВУЗов и закрепляются за конкретным высшим учебным заведением. После получения среднего специального образования выпускники могут пройти ускоренную подготовку по программам высшего образования. При этом часто они имеют негласные преимущества при поступлении в «родительский» ВУЗ.

Подготовка в колледжах организована по системе высших учебных заведений. Студенты посещают лекции и семинары (теория), проходят практикумы. Раз в семестр они сдают сессии. Для получения среднего специального образования достаточно отучиться 3 года. Для прохождения углубленной подготовки необходимо отучиться еще 1 год.

Разница будет не только в уровне подготовки, но и в специальности, указанной в дипломе.

Пример: 3 года обучения – это специальность «техник», 4 года – «старший техник». Поступить в ВУЗ также проще после прохождения углубленной подготовки.

Ключевые особенности техникумов

Это средние специальные учебные заведения, которые реализуют образовательные программы базового уровня. Обучение, как правило, строится по школьной системе – большинство учащихся техникумов никогда не сталкиваются с сессиями, парами и семинарами, с практикумами и другими показателями ВУЗовской образовательной программы.

Задача техникума – подготовить специалиста узкого профиля, преимущественно, по рабочим специальностям. Это слесари, сварщики, водители, повара, парикмахеры и многие другие. Однако есть возможность получить профессию, связанную исключительно с умственным трудом – например, стать юристом, бухгалтером и даже программистом.

Ключевые особенности училищ

По организации преподавательской деятельности они схожи с колледжами. Выпускники получают среднее специальное или начальное профессиональное образование. Соответственно могут работать сразу после завершения обучения или продолжать учиться дальше.

Но стоит также отметить, что в России с каждым годом становится все меньше ПТУ. Причиной тому – стремление учебных заведений этого типа к преобразованию в ПУ – профессиональные училища, реализующие программы высшего образования. Если объектом вашего внимания становится училище, то уточните, не находится ли оно в стадии реорганизации.

Как выбрать профессию? ТОП-50 самых востребованных

Если вы обратите внимание на число специальностей, которые предлагают средние специальные учебные заведения, то удивитесь многообразию выбора. Однако выбор сужается при ограничении числа подходящих для поступления ССУЗов до 2-3. Большинство из них готовят специалистов по 10-15 самым востребованным специальностям. Остальные ведут образовательную деятельность по определенному профилю – например, питание и торговля, юриспруденция, финансы, машиностроение и так далее.

Мы составили для вас ТОП-50 профессий, которые пользовались наибольшей популярностью у выпускников прошлых лет. Это не исчерпывающий список, но возможно именно в нем вы найдете специальность по душе.

Рабочие специальности

Специальности сферы умственного труда

бухгалтер

водитель

финансист

оператор ЧПУ

документовед

медработник

спасатель

механизатор

менеджер

фрезеровщик

секретарь

электротехник

полицейский

электрик

экспедитор

машинист

продавец-кассир

проектировщик

зубной техник

строитель

управляющий

воспитатель

программист

официант

медсестра

экономист

оператор

автослесарь

диспетчер

кондитер

монтажник

фармацевт

Дополнительно стоит отметить многочисленные творческие профессии – дизайнер, визажист, стилист, культуролог, актер, музыкант и так далее. Средние специальные образовательные учреждения проводят подготовку более чем по 250-ти специальностям. Естественно, не каждый ССУЗ может позволить себе одновременно реализовывать более сотни образовательных программ. Потому есть смысл обратить внимание не только на учебные заведения в вашем населенном пункте, но и на варианты из других городов и регионов России.

Выбирайте профессию, которая вам по душе, но при этом ориентируйтесь на перспективы. Например, вы всегда мечтали стать дизайнером. Вероятность того, что вы станете именитым кутюрье, окончив провинциальный техникум, крайне мала. А вот хорошим дизайнером интерьера и даже веб-дизайнеров – довольно высока. Понятно, что все будет зависеть от вас. Как и в ВУЗе, студентам необходимо уделять массу времени самостоятельной подготовке, чтобы добиться успеха в построении карьеры.

Чем стоит руководствоваться при выборе профессии:

  • Популярностью профессии у работодателей.
  • Уровнем заработных плат.
  • Качеством образования в выбранных учебных заведениях.
  • Вашими интересами и способностями.
  • Тем, сколько времени вы готовы уделить самостоятельной подготовке.

Еще один важный критерий выбора – это предметы, которые вы выбрали для сдачи ОГЭ. Подавляющее большинство средних специальных учебных заведений принимают студентов именно на основании их результатов. Однако в ряде случаев можно сдать и внутренние экзамены – эту возможность необходимо заранее уточнить в приемной комиссии.

Реально ли получить высшее образование

Вполне, но не сразу. В зависимости от вида выбранного вами учебного заведения, вы можете получить среднее специальное или начальное профессиональное образование.

Далее вы сможете поступить в ВУЗ, в частности на программы ускоренного образования (если оно соответствует вашему профилю обучения). Практика показывает, что проще всего поступить в ВУЗ после окончания прикрепленного к нему колледжа.

Но даже в том случае, если вы пересмотрите свои интересы и решите получить высшее образование совершенно по другому профилю – вы сможете это сделать. Но в большинстве случаев для этого придется сдать ЕГЭ или внутренние экзамены ВУЗа и начать обучение с начала. Ускоренная образовательная программа предполагает 3-3.5 года обучения, полная – от 4 и более.

Какие перспективы открываются перед выпускниками 9 классов

Распространенное мнение о том, что перед выпускниками 9 классов закрыты все двери в мир головокружительных карьер и высоких должностей – это миф. Все будет зависеть от выпускника, который совсем скоро станет студентом, от правильности его выбора, навыков и стремлений. В любой отрасли можно сделать отличную карьеру, если проявить инициативу и доказать свое профессиональное превосходство.

Задумайтесь: практически у каждой семьи есть родственники или знакомые, которые могут послужить ярким примером. Они получали рабочую специальность, начинали трудиться и добивались профессиональных успехов. После этого они становились руководителями, открывали собственные предприятия, пользовались уважением в обществе, имели профессиональный вес. Потому все будет зависеть только от вас, от вашего желания учиться, работать и добиваться успеха.

По мнению экспертов, одной из наиболее перспективных сфер обучения для выпускников 9-х классов является сегмент информационных технологий.

Получая базовую специальность программиста или системного администратора, вы можете начать свой путь в одной из сотни веб-специальностей, которым еще не учат в ВУЗах, либо программа ВУЗовской подготовки не соответствует быстро меняющимся реалиям. Задумайтесь об этом: вполне возможно, что вы захотите получить специальность, которая попросту отсутствует в университетах и академиях.

Вместо заключения: преимущества поступления

Выпускники 9 классов, поступающие в средние специальные учебные заведения, получают некоторые преимущества в сравнении с абитуриентами ВУЗов. Стоит оговориться, что в России наблюдается дефицит многих рабочих специальностей. Потому государство акцентирует внимание на необходимости подготовки отсутствующих кадров и щедро финансирует данную отрасль. Результат – больше бюджетных мест, возможность оказания всесторонней финансовой поддержки студентам на период обучения, выплата стипендий и предоставление мест в общежитиях.

Какие преимущества это дает выпускникам 9 классов, поступающим в ССУЗы:

  • Проще поступить на бюджет.
  • Проще учиться – никто не стремится вас отчислить.
  • Проще получить общежитие.
  • Большой выбор специальностей.
  • Реальные перспективы трудоустройства.

Что же касается уровня заработных плат, то здесь вам также не придется разочароваться. На основании усредненных по оплате труда молодых специалистов в России можно сказать, что выпускники средних специальных и высших профессиональных учебных заведений получают примерно одинаковые зарплаты на старте карьеры в аналогичных специальностях.

Поэтому, если вы еще не решили, кем пойти учиться после 9 класса – сделайте свой выбор на основании личных предпочтений и данных о средних зарплатах в отрасли. Это поможет вам сделать максимально корректный, правильный и обоснованный выбор.

Евгения Кузинер

Редактор портала Info-Profi, сотрудник центра молодежных исследований НИУ ВШЭ – Спб, специалист по профессиональной ориентации.

Многие задаются вопросом, где и на кого учиться, чтобы стать предпринимателем? Что же, на самом деле, предпринимателем, конечно, становятся по факту предпринимательской деятельности. Но есть несколько способов, получить знания, которые помогут вам стать успешным предпринимателем.

Вы можете получить эти знания из книг, тренингов, курсов, бесплатных видео на Youtube и даже формальных образовательных программ. В этой статье мы расскажем обо всех возможностях, а также расскажем, знания из каких сфер нужны предпринимателю.

И я вам сразу предложу несколько видео для начала.

Выступление молодого миллионера из Ижевска Аяза Шабутдинова, его опыт в бизнесе и много чего еще интересного.

Выступление бизнес-тренера из Украины Ицхака Пинтосевича на актуальную для всех жителей России тему, как стать миллиардером.

Бизнес-дзен от предпринимателя и Интернет-маркетолога Руслана Татунашвили. Вообще, это видео посмотрите сами и рекомендуйте тем людям, которые находятся в трудной жизненной ситуации, которым сейчас тяжело.

Предприниматель Артем Агабеков, какие советы он бы дал себе 20-летнему (полезно не только 20-летним).

Статьи

Несколько полезных статей на нашем сайте:

Курсы онлайн

И если будет возможность, сходите на его тренинг.

Посмотрите несколько видео Ицхака Пинтосевича и подпишитесь на канал его тренинговой компании .

Что касается самой специальности «предприниматель», если вы хотите учиться именно ей, пожалуй, ее лучше взять как магистерскую специальность после бакалавриата по маркетингу.

На кого нужно учиться, чтобы иметь больше всего шансов преуспеть в любом бизнесе?

Маркетолог — это та профессия, которая является «ключом» к любому бизнесу. Если вы не хотите жестко специализировать и быть программистом или инженером, но хотите иметь возможность работать в любом бизнесе, учитесь на маркетолога. Маркетинг и продажи — это 50% успеха абсолютно в любой отрасли.

Так что учитесь на маркетолога, поработайте во время учебы продавцом (можно продавать рекламу в журнале или на радио или продавать бытовую технику, не важно), и вы получите прекрасный фундамент для успеха в бизнесе.

Где учиться на предпринимателя или на маркетолога?

Существует ли официальная профессия «предприниматель»?

В России есть официальный классификатор профессий и должностей (ОКПДТР), в нем собраны все должности и профессии, которые официально существуют в стране, включая профессию «президент». Профессия «предприниматель» в нем пока отсутствует. Официально предприниматель — это статус («индивидуальный предприниматель»), а не профессия.

Неофициально предприниматель — это все же профессия, в любых документах, в частности, в анкете при заявлении на визу можно указывать «предприниматель» в качестве профессии.

Название

Где и на кого учиться, чтобы стать предпринимателем

На предпринимателя учат в некоторых Вузах. Вы также можете получить знания самостоятельно из книг и бесплатных видео. Мы расскажем обо всех этих возможностях.

У выпускников средней школы очень тревожная пора. Делать жизнь с кого? На кого пойти учиться? Куда пойти? Кем быть? Как выбирать? Немало и таких ребят, которые просто не знают, чего они хотят. Родители знают… Они нередко объясняют: «пойдешь учиться туда, куда получится». Или:» учиться будешь там, где наших денег хватит». В большинстве образовательных учреждений в выпускных классах ведется серьёзная Приглашают преподавателей вузов и выпускников, выпускают «информационные бюллетени», проводят интересные специализированные классные часы, беседы… А в душе у ребят тревожное, щемящее ощущение: как бы не ошибиться. Трудное дело - выбор. Если ничего не интересно, тогда всё просто - всё равно где 5 лет отсидеть, потом жизнь покажет, что по специальности можно и не работать. А 5 лет как не бывало. А если интересно, но не престижно, или не денежно?

Так на кого пойти учиться? Может быть, вначале постараться взглянуть на себя со

Стороны? Умею ли я общаться со сверстниками, а со старшими товарищами? Коммуникабелен ли или интереснее поразмышлять в тишине наедине с собой о высоком? Рационален ли мой ум или приоритетно живу эмоциями, чувствами? И тогда первый выбор для себя - лирик или физик? Затем второй шаг: где могу приобрести знания - в своем городе, в соседнем, в столице? Третий шаг: почитать в прессе - а какие нынче

Ведь от того, в какой степени специалист востребован, зависит будущее благополучие его и его близких, возможность дальнейшего карьерного роста и многое другое. К сожалению, часто решающими становятся практические соображения или мода, или романтические представления. В 60-е годы ХХ века мечтали о покорении космоса, в 90-е - о профессии юриста и бухгалтера. Считалось, что они «самые хлебные». Но вот нынче их переизбыток. На глазах нынешних выпускников меняются технологии и уровень производства.

Так на кого пойти учиться после 11 класса? Очевидно, что предпочтение будет отдаваться профессионалам в сфере информационных и нанотехнологий, руководителям инновационных предприятий и сферы бизнеса. Не все способны стать инженерами. Но все интуитивно понимают, что без элементарных знаний в сфере юриспруденции и экономики стать востребованным специалистом любого профиля довольно сложно. Поэтому, решая для себя вопрос «на кого лучше пойти учиться», будущий абитуриент должен понимать, что бюджетные места на эти специальности очень ограничены, что означает высокий конкурс, а коммерческие места их ждут только, если семья готова принять на себя финансовые обязательства по обучению.

По прогнозам, на ближайшее десятилетие в лидеры вырвутся инженерные специальности. В реальном секторе экономики требуются технологи, эксплуатационщики и маркетологи. Это тем более актуально, ведь высококвалифицированные кадры советского периода или вышли на пенсию, или ушли из профессии, инженерно-техническая молодежь 90-х и нулевых годов стремилась покинуть Родину или переквалифицировалась, как говорится, «в управдомы».

Но еще более острые потребности в высококвалифицированных кадрах в сфере образовательной и здравоохранения: престижно, интересно, модно, но… безденежно. Вот это дилемма!

Наконец, вообще не главное иметь престижные «корочки» для уважающих себя выпускников, если они знают, что у них голова на плечах и руки, что называется, «золотые».

Давно в России не было такого острого спроса на квалифицированные рабочие кадры. Токари, фрезеровщики, наладчики оборудования, системные администраторы, логисты… Молодежь, способная обслуживать "сложную" технику, настолько востребована, что компании готовы за свой счет обучать, платить более высокую зарплату. Особый интерес у работодателей вызывает программного обеспечения,веб-дизайнеры и профессионалы в области IT-безопасности.

Очень привлекательны также в России специализации "Наноматериалы" и "Нанотехнологии в электронике". В будущем, вероятно, круг специализаций в этой сфере будет шире.

Однако как продвигать продукцию на рынке, как повысить объём продаж, как занять место под солнцем своей компании в условиях жесткой конкуренции - вот тут нужны серьезные , психологи и другие специалисты по оптимизации управления материальными и информационными потоками.

На кого пойти учиться? Прислушайтесь к себе, присмотритесь к окружающему миру, не идите на поводу у сиюминутного настроения, не отвергайте ни одного совета, но решайте всё сами.

Любой человек обременен потребностями. В числе прочего нам нужны общественное признание, материальные блага и жизненные удобства. Чтобы всем этим обладать, надо "хорошо зарабатывать на жизнь". А финансовое благополучие целиком зависит от правильного выбора профессии, наличия необходимых знаний и успешной реализации умений.

Какие специальности среди предлагаемых сегодня вузами к изучению наиболее популярны среди абитуриентов-2007? И какие профессии предпочтут, например, выпускники-2012? На основе исследования компании Begin Group редакция "О&К" составила своеобразный рейтинг-справочник перспективных направлений и снабдила их комментариями известных и уважаемых в профессиональном сообществе людей.

Итак, представляем 12 специальностей, которые (мы в этом уверены) будут востребованы через пять-семь лет: политология; юриспруденция; менеджмент организации; финансы и кредит; бухгалтерский учет, анализ и аудит; мировая экономика; экономика и управление на предприятии; реклама; маркетинг; связи с общественностью, психология; IT-технологии.

Испытание властью

Политика - особая сфера человеческой деятельности, непосредственно связанная с властью, государством, управлением делами общества. В своей работе политику приходится решать всевозможные задачи, умело лавируя между интересами различных социальных групп в поисках компромиссов. Психологи считают, что власть развращает. Поэтому политический лидер априори должен быть доступным, открытым, честным, чутким и человечным, а также совестливым и бескорыстным - к данному выводу пришли депутаты и многие ученые нашей страны при обсуждении проблем морали и политики. Кроме того, такой человек должен быть высокообразованным и компетентным, ему необходимо обладать острым умом и широким кругозором. Французский император Наполеон говорил: "Большая политика - это всего лишь здравый смысл, примененный к большим делам". Между тем попасть в большую политику непросто, фундамент надо закладывать с молодости. Первым шагом политической карьеры может стать получение высшего образования. Данная профессия сулит власть и деньги, а потому привлекает все больше молодежи. Конкурс на факультеты политологии достигает семи-десяти человек на место. Абитуриенты сдают экзамены по русскому и иностранному языкам, истории и обществознанию. Надо заметить, что обучение здесь в основном платное. Высокую стоимость (80–150 тыс. руб. в год) оправдывает перспектива удачного трудоустройства в учреждения МИД, федеральные, исполнительные и законодательные органы власти.

Элла Памфилова, председатель Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека:

Политика, политология и все, что с этим связано, по моему глубокому убеждению, являются вторичными сферами профессиональной деятельности людей. На политика нельзя просто выучиться в образовательном учреждении. Невозможно стать политиком, равно как и политологом, без определенного жизненного багажа, иного профессионального опыта. Нужно, чтобы человек набил шишек, научился разбираться в людях и взаимодействовать с ними, умел руководить и имел массу других качеств, свидетельствующих о его зрелости и способности менять жизнь к лучшему. Политика - это инструмент для достижения неких мировоззренческих целей. А политология - наука публично рассуждать, теоретизировать о том, какой должна быть политика и проводящие ее политики.

Наверное, многих молодых людей прельщает в этой профессии некоторая публичность, возможность высказывать свое суждение в средствах массовой информации, быть в центре общественного внимания. Однако не нужно обольщаться. Считаю, что у нас очень скудное дискуссионное политологическое поле. Область политологии по-прежнему монополизирована узкой прослойкой "элитных" представителей, которые мнят себя великими мыслителями наших дней. Только они вещают в СМИ на эти темы. Здесь вы не увидите серьезного разнообразия суждений, здесь нет особой конкуренции. Это поле очень унылое и убогое. Те, кто монополизировал эту площадку, не очень-то пускают сюда молодые амбициозные силы. А необходимость в приходе новых людей и свежих идей просто перезрела. Россия сделает прорыв в культурной, социальной, экономической и политической областях лишь в том случае, если обеспечит высокий уровень конкурентной среды во всех сферах жизнедеятельности, включая политику и политологию. Нужна конкуренция идей, действий, новых предложений, в результате которых молодые талантливые люди смогут прорваться через этот закостеневший монопольный редут в политике, бизнесе, финансах, информации и т. д.

Дмитрий Слизовский, заместитель заведующего кафедрой политических наук РУДН, доктор исторических наук, профессор:

Во-первых, в расхожем, литературно-художественном и вымышленном отображении для массового потребления политолог - это "преуспевающий модный политтехнолог, виртуозный манипулятор, "социальный энергетик" и успешный игрок", которого приглашают для создания "стратегии победы". Возможно, что этот, повторяю, вымышленный образ кого-то увлечет и привлечет к профессии политолога. А почему и нет? Навыки и умения улавливать кипучую социальную энергию, питающую огромные "машины политики", - разве не столь же привлекательная профессия, сравнимая по восторгу и переживаниям с вулканологами, ядерными физиками, исследователыми ледового океана, спортсменами, финансистами.

Во-вторых, политологическое образование сегодня - в основном гуманитарное. По большому счету, на стадии бакалавриата лучший вариант образования и самообразования суть философия, история, иностранные языки, информатика и восемь-десять общепрофессиональных дисциплин: политическая история, философия политики, теория политики, психология и социология политики и т. д. Не стоит игнорировать и пренебрегать именно таким "шлейфом" гуманитарных и специальных дисциплин. Здесь база общей фундаментальной подготовки помогает развить навыки и способности интеллектуального мышления и мыслительного аппарата к сложному умственному труду. Я бы рассматривал политологию как профессию для людей с ярко выраженной одаренностью к политической деятельности либо сознательно идущих в эту профессию и готовых со страстью жить за счет и ради политики и политической науки. А для этого мало быть гуманитарно подкованным. Надо приобрести конкретные навыки и умения по отдельным смежным политологическим специальностям. В наиболее продвинутых вузах страны, в частности РУДН, решают эту проблему следующим образом. В содержательном плане учебно-образовательного процесса в РУДН видят помимо развития традиционных для университета заслуг и успехов возможность концентрации усилий через подготовку и внедрение в учебные рабочие планы дисциплин: 1) по законотворческой деятельности (дисциплины близкие к юриспруденции, но не подменяющие последние); 2) по государственной бюджетной политике (условно близкие к группе экономического профиля); 3) по анализу многофакторных политических действий с помощью компьютерных имитаций и применения, например, методов анализа системной динамики (Analysis of Dynamic System - ADS) и анализа иерархических процессов (Analytical Hierarchy Process - АНР). Через указанные виды содержательной деятельности во многом решается проблема наполнения неопределенной в профессиональном плане политологии как образовательного направления и специфической профессии примерно десятью узкопрофессиональными, с конкретным набором навыков и умений специальностями: стратегического и локального (отраслевой) аналитика, эксперта, консультанта, публичного политика (депутаты различных уровней), помощника депутата, партийного организатора и руководителя, PR-политтехнолога, политического журналиста, политического менеджера, администратора-управленца, теоретика политической науки, преподавателя и т. д. Принципиальное значение придается закреплению в ходе обучения у студентов конкретных навыков, умений, компетенций. В свою очередь, эти же направления учебной работы логично перерастают в соответствующие направления научной работы как для магистров и аспирантов, так и для самих преподавателей. На очереди задача - структурировать весь состав профессорско-преподавательского и студенческого коллектива по конкретным научно-исследовательским направлениям в форме научно-исследовательских групп (школ). Обязательно участие в таких группах студентов всех курсов, магистров, аспирантов. Важно, что этой форме работы придается организационная закрепленность, публичность, создается положительный имидж и поддержка (финансовая, моральная, информационно-рекламная) со стороны кафедр и факультета гуманитарных и социальных наук.

В-третьих, в реальном измерении политолог - это профессионал в сфере политики. А это явление наполнено чрезвычайно широким смыслом и, по замечанию известного ученого М. Вебера, "охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству". Естественно, что тот же Вебер передал нам свое понимание политики как призвания и профессии. Нам и сегодня ничто не мешает принимать и понимать профессионала-политолога в самом объемном и верном смысле как призвание и профессию.

Какие же радости и удовольствия может предложить карьера политолога и какие личные предпосылки для этого она предусматривает для тех, кто ступает на этот путь?

Сегодня еще нет ясности, какую форму примет политика как профессия. Ясно, что политика уже стала одной из фабрик, одним из крупных и постоянно действующих предприятий. Это интеллектуальные индустрии. Они все больше поглощают людей в качестве своеобразной рабочей силы. И потому есть немало шансов для политически одаренных людей заняться удовлетворительной для них политической карьерой. Более того, профессия политолога и политика дает чувство власти даже на формально скромных должностях. Было бы опрометчиво полагать, что каждого здесь ждет успех, тем более человеческое счастье. Для того и другого мало обучаться профессии политолога. Надо еще иметь такие качества, как внутренняя ориентация на существо дела, чувство ответственности и за дело, и за себя, острый глазомер или интуиция.

Служитель закона

Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности. Правовая безграмотность обывателей обеспечивает юристов заработком уже не одно столетие. Баснословные гонорары адвокатов не дают покоя молодым умам. Почти все хотят быть юристами. Между тем защита прав и свобод граждан - дело не из простых. "Доскональное знание законодательства, аналитический склад ума, усидчивость, внимание к деталям, ответственность - вот далеко не полный перечень требований к этому специалисту, - поясняет юрисконсульт ЗАО "Инвестиционная группа "КапиталЪ" Евгений Лапенков. - Не секрет, что по специальности работают не больше половины всех выпускников юридических факультетов. Остальные, несмотря на полученный диплом, не приживаются в профессии. Ведь помимо всего прочего юрист должен уметь артистично "жонглировать" словами, владеть искусством убеждать, обладать деловым шармом и главное - способностью внушать доверие".

Чтобы поступить на факультет юриспруденции, надо сдать экзамены по русскому языку и литературе, а также успешно пройти собеседование по основам права. Обучение на платном отделении обойдется в 50–150 тыс. руб. в год. Цена зависит от статуса учреждения и выбранной специализации. Для выпускников открыты двери всюду: в органах власти, налоговых службах, на таможнях, в других государственных и коммерческих структурах. Зарплата от 25 тыс. руб. в месяц.

Павел Крашенинников, председатель Комитета Государственной думы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству:

Специальность "юриспруденция" считается одной из самых престижных во всем мире. Труд юристов, как правило, хорошо оплачивается и используется во всех областях экономики, науки, образования, культуры. Хорошие специалисты в данной области нужны повсеместно, но, к сожалению, должен отметить, что в нашей стране за последние годы в деле подготовки этой категории кадров произошла явная девальвация. Появилось огромное количество людей с дипломами юридических вузов и факультетов, хотя на самом деле квалифицированных специалистов, на мой взгляд, поубавилось. Только в Москве представителей данного профиля выпускают сотни вузов, тогда как в советское время их было в столице всего пять-шесть. Поверьте, мне не очень нравится советский период нашей истории, но нужно смотреть правде в глаза. Тогда в образовательных юридических центрах были сконцентрированы лучшие преподавательские и научные силы. И если в ту пору выпускников этих вузов не хватало, чтобы покрыть потребности в кадрах различных отраслей и предприятий, то сейчас наблюдается явное перепроизводство. Но беда не только в этом. Резко упало качество подготовки студентов в области юриспруденции. По-моему, действующая процедура лицензирования и аккредитации вузов сегодня довольно формальна. Следует принимать какие-то меры, ужесточать требования к уровню обучения и качеству подготовки молодых специалистов. Если Министерство образования и науки РФ не способно выполнять свои функции по строгому лицензированию и аккредитации вузов, нужно эти права отдать Министерству юстиции. Оно, надеюсь, наведет порядок.

Конечно, чтобы оздоровить ситуацию, придется принять какие-то дополнительные меры, поднять уровень зарплаты профессорско-преподавательского состава. Может быть, установить квалификационные признаки для педагогов, чтобы привлечь к этой работе самых опытных. Я часто выступаю с лекциями в юридических вузах и вижу, в каком плачевном состоянии находятся некоторые из них. Посмотришь конспекты студентов - впечатление такое, что преподаватели сами читают только учебники и по ним составляют лекции.

Конечно, в деле подготовки хорошего специалиста многое зависит от учебного заведения и преподавателей. Но не меньшее значение имеют воля, желание учиться и осваивать профессию самого молодого человека. Возможности для успешной учебы сейчас почти идеальные. Не проблема купить любую книжку. В Интернете легко найти что угодно. А если знаешь иностранные языки, можно стать специалистом экстракласса. Поэтому возьму на себя труд посоветовать ребятам проявлять активность, не ждать милостей от природы и внешних обстоятельств. Нужно "рыть землю", усердно заниматься. Необходимо разумно сочетать учебу и отдых, а некоторыми развлечениями стоит пожертвовать, чтобы увлечение досугом не стало препятствием на пути овладения профессией. Помните: многое зависит и от вас тоже.

Управляющий с умом

Потребность в квалифицированных менеджерах, топ-менеджерах и руководителях, способных быстро и адекватно реагировать на все изменения рынка и вести бизнес грамотно, растет с каждым днем. Необходимость в специальных знаниях осознают и многие карьеристы, мечтающие выгодно отличаться от конкурентов. Учиться и учить других "управлению" становится тенденцией времени. Поэтому практически во всех вузах появился факультет менеджмента. Образовательные учреждения знакомят будущих управленцев с кадровыми технологиями, обучают эффективной организации финансовых служб предприятий и учреждений различных форм собственности. Особое внимание уделяют экономическим и правовым дисциплинам, психологии управления. В процессе обучения широко используют современные технологии бизнес-образования: деловые игры, online-конференции с применением персональных компьютеров и т. п. Абитуриенты сдают вступительные экзамены по математике, иностранному языку, обществознанию и русскому языку. Задания - испытания по обществознанию включают в себя вопросы по экономике, что объясняется профилем факультета. Те, кто не прошел по конкурсу на места, обеспеченные государственным финансированием, имеют возможность учиться на основе договора с оплатой обучения от 90 до 250 тыс. руб. в год. Для выпускников открыты двери крупных российских и зарубежных компаний. Заработная плата от 20 тыс. руб. в месяц.

Александр Лившиц, заместитель генерального директора компании "РусАл":

Думаю, без специалистов по управлению не существует никакой бизнес в принципе. По всему миру. Россия - не исключение. Наша экономика за 15 лет проделала огромный путь. Нам пришлось на ходу перестраиваться на систему рыночных отношений и одновременно встраиваться в мировую экономику. Несмотря на многие трудности и недостатки в социальной и экономической областях, Россия добилась колоссальных результатов в этой работе. И обеспечили такой скачок современные управленцы. Практически все топ-менеджеры в "РусАл" - молодые люди. Во всяком случае все они гораздо моложе меня. Старшее поколение, наверное, плохо себе представляет, что в среднем 35-летние профессионалы сегодня ворочают миллиардами долларов. И не только в нашей компании, но в крупном бизнесе вообще. Российское предпринимательство активно выходит на международную арену, транснационализируется по продажам. И нефтяники, и газовики, и металлурги продают свою продукцию по всему миру.

И кто это делает? Кто зарабатывает деньги не только для себя, но и для государства в целом? Современные менеджеры и бизнесмены. А ведь до недавнего времени у нас практически не было своих собственных традиций и наработанной базы в деле обучения, подготовки менеджерских кадров, предпринимателей высочайшего класса. В 1990-е многие из ныне преуспевающих людей нигде, кроме как за границей, не могли получить классное образование. Сегодня ситуация изменилась в лучшую сторону. Появились российские вузы, дающие хорошие знания и профессиональные навыки молодежи. Лично я - сторонник того, чтобы развивать это направление именно в России, богатой не только природными ресурсами, но и талантливыми людьми. Однако, видимо, процесс становления и развития российского бизнес-образования пока находится в начальной фазе. Нам не хватает собственных высококлассных управленцев, приходится брать на работу иностранцев, особенно на уровне топ-менеджмента. Заседания правления "РусАл" проходят наполовину на русском языке, наполовину на английском. Нам нужны талантливые, успешные молодые менеджеры. Принимаем самых умных. Как правило, выпускников российских вузов. "Блатных" не берем - слишком опасно. Обычно начинают молодые специалисты у нас с должностей менеджеров среднего звена. А дальше все зависит от самого человека. Условия для карьерного роста имеет каждый. Тех, кто хорошо работает и старается быть впереди других, мы обязательно заметим. И лучшим обеспечим достойное профессиональное и карьерное продвижение.

Финансовый туз

Профессия финансового директора (менеджера) в настоящее время стала ключевой, жизненно необходимой для каждой организации и экономики страны в целом. Об этом свидетельствует, в частности, то, что общий уровень оплаты труда финансовых работников выше среднего на 15–35 %, причем разрыв увеличивается с карьерным ростом. В надежде получить "хлебную" профессию абитуриенты штурмуют финансовые вузы. Конкурс достигает 15 человек на место. Поступающие обычно сдают от трех до пяти , в том числе математику, русский и английский языки, географию (на международных отделениях), а также проходят тестирование и собеседование. Если постигнет неудача на конкурсных испытаниях, то образование потребует немалых расходов - от 40 до 180 тыс. руб. в год. Но, как говорится, цель оправдывает средства. Обладатели диплома по специальности "финансы и кредит" получают навыки управления капиталом предприятия, в дальнейшем они способны эффективно формировать финансовую и инвестиционную политику. В рамках обучения ребята осваивают кредитные операции, операции с ценными бумагами, валютные операции, международные расчеты, бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение. Также они изучают анализ и планирование производственной программы предприятия, учатся координировать свои действия с другими подразделениями и службами, оценивать любые стратегические, тактические и оперативные решения с точки зрения их влияния на конечные результаты хозяйственной деятельности. В образовательном процессе широко используют современные информационные технологии: популярные пакеты прикладных программ инвестиционного и финансового анализа, средства мультимедиа и глобальную сеть Интернет.

Молодые специалисты имеют все шансы найти престижную и высокооплачиваемую работу. "Финансовые учреждения охотно принимают инициативных и нацеленных на результат ребят, желающих зарабатывать деньги законным путем, - утверждает банкир Леонид Краснер. - Залог успеха состоит в постоянном совершенствовании знаний и навыков".

Сергей Суверов, вице-президент управления торговли корпоративными акциями корпорации CITIGROUP:

Сейчас даже младшие школьники знают, что по специальности "финансы и кредит" в экономических и гуманитарных вузах обучаются в основном молодые люди, которые хотят стать банковскими работниками. Желающих попасть в этот ряд достаточно много. Во времена рыночных преобразований труд банковского служащего стал престижным, хорошо оплачиваемым и, могу добавить, увлекательным делом. Что ему присуще? Кредитная сфера - это род профессиональной деятельности специалистов, как правило, банковских отраслей, занимающихся поиском интересных проектов и предприятий, которые они могли бы профинансировать в долг. Все, казалось бы, довольно просто. На самом деле это не только сложная, но и весьма ответственная многосторонняя работа. Она включает в себя множество компонентов, в том числе способность и необходимость вести широкую аналитическую деятельность, в частности, в сфере кредитных рисков. Это умение анализировать и прогнозировать, насколько платежеспособен и добросовестен заемщик при погашении выданного ему кредита. Это расчетная сфера, то есть организация расчетов банка с фирмами и клиентами. Это бухгалтерская работа, связанная с ведением финансовых расчетов внутри предприятия. Это аудиторская работа, которая заключается в проведении анализа финансово-хозяйственного состояния предприятия и оценке его платежеспособности. И многое другое.

Относительно "Ситибанка" могу сказать, что у нас применяют традиционные формы банковских услуг, связанных с выдачей кредитов юридическим лицам и ссуд населению. Я имею в виду кредитные карточки и весь объем работы по их обслуживанию. Кроме того, наши молодые специалисты активно привлекаются к работе в инвестиционно-банковском секторе, на финансовых рынках.

Меня довольно часто спрашивают, можно ли в банке сделать быструю карьеру. Думаю, такая возможность объективно существует. Очень способным молодым людям порой достаточно пяти-семи лет, чтобы успешно подняться по служебной лестнице от рядового служащего до руководителя среднего и даже высшего звена. Только не надо думать, что такое происходит автоматически или это очень легко. Для хорошей карьеры нужно иметь и демонстрировать большие знания. Огромную трудоспособность, умение кропотливо работать. Организаторские способности. Знание компьютера. Деловую реакцию, умение оперативно реагировать на быстро меняющуюся обстановку. И конечно же определенные личностные качества, располагающие именно к данной профессиональной деятельности.

Непростой счетовод

Времена, когда главного бухгалтера воспринимали как обычного счетовода-учетчика, давно позади. Сегодня это менеджер, обладающий юридическими и финансовыми знаниями, аудитор и грамотный руководитель в одном лице. Каждый день он во всеоружии ждет нового подвоха от переменчивого законодательства и заботится о том, чтобы компания не потеряла деньги. Дабы избежать штрафных санкций и наказаний, бухгалтер должен ориентироваться в правовом поле, быть в курсе отраслевых событий, хорошо разбираться в финансовых вопросах. Исключительное значение в нашей стране придают профессиональной подготовке бухгалтеров. Желающих обучаться по специальности "бухгалтерский учет, анализ и аудит" сегодня немало, конкурс стабильный - пять-семь человек на место. Абитуриенты сдают экзамены по математике, русскому и иностранному языкам. Тот, кто не очень успешно сдал экзамены, получает возможность продолжить образование за 45 тыс. руб. и выше в год.

В процессе обучения студенты постигают теорию бухгалтерского учета, статистику, экономический анализ, автоматизированную обработку информации для БУ и аудита, управленческий и финансовый учет, ревизию и контроль, ценообразование, а также основы управления и правоведение. Обычно проблем с трудоустройством нет. На пятом курсе ребята отправляются на практику и там же присматривают себе будущие места работы. Насколько успешно сложится карьера, целиком зависит от человека. По мнению главного бухгалтера "Интермедсервиса" Екатерины Цыбиной, приходят в эту профессию по-разному, но остаются только те, кто действительно понимает и даже любит свое дело. Зарплата от 20 тыс. руб. в месяц.

Алексей Забелин, ректор Московской финансово-юридической академии:

Интересно было узнать, что профессиональные пристрастия нашей молодежи и западной сближаются. Специальность "бухгалтерский учет, анализ и аудит" входит в перечень наиболее популярных в России. По признанию экспертов, в рейтинге лучших профессий в США также фигурирует профессия бухгалтера. Не знаю, по каким параметрам составляли рейтинг привлекательности у нас, но американский топ-лист, по отзывам прессы, складывался на основе анализа уровня достигнутой зарплаты, получаемого на рабочем месте стресса и характера разъездной работы (то есть учитывали, сколько поездок человеку приходится делать в рабочее время). Оказалось, что американцы - представители сферы бухгалтерии и финансов получают до 110 тыс. долл. в год. Это даже чуть выше, чем у предпринимателей.

Заработки российских бухгалтеров и аудиторов, конечно, скромнее. Хотя в крупных компаниях, банках они достигают нескольких тысяч, а то и десятков тысяч долларов в месяц. Однако никто не платит просто так. Главный бухгалтер любой фирмы, предприятия или организации является правой рукой руководителя и отвечает наравне с ним за состояние финансово-хозяйственной деятельности и правильную уплату налогов. Эта работа очень ответственна, и не только в фигуральном смысле, но и с точки зрения административного и уголовного права.

У многих молодых людей сложилось неправильное представление о бухгалтерском труде как о чем-то скучном и монотонном. Это не так. Да, в основном это "сидячая" профессия, но ею может заниматься только интеллигентный человек. Все дело в отношении к работе. За цифрами и формами отчетности нужно уметь видеть людей и конкретное дело. Здесь при желании можно найти столько элементов творчества, креатива, выдумки в решении проблем и вопросов финансовой и производственной деятельности, что характеру этого труда позавидует иной творческий человек. Способный бухгалтер, консультант-аналитик, аудитор сумеет дать очень важный, полезный деловой совет, рекомендацию и маститому предпринимателю, и руководителю высокого ранга, чтобы поправить пошатнувшиеся дела или сделать бизнес еще более успешным.

Другое значительное преимущество этой специальности - ее универсальность. На каждом предприятии, большом или малом, есть бухгалтер. Поэтому спрос на профессионалов стабилен. Везде требуются хорошие специалисты. Но таковым нельзя стать без соответствующего образования и опыта работы. Этой профессии нужно обязательно учиться. А научившись единожды, постоянно повышать квалификацию, периодически обновлять полученные знания.

Массовый опрос детей 13–15 лет показал: школьники задаются вопросом, куда лучше пойти учиться, задолго до школьного выпуска. Сложность ответа в том, что правильных решений здесь несколько, но плана их принятия нет. Точнее, он есть, но в столь юном возрасте неизвестен.

Для ликвидации пробела предлагаем четкий алгоритм действий по выбору профессии. Начать стоит с уровней учебных заведений, открытых школьникам:

  • Колледж. Принимает абитуриентов после 9 и 11 класса на курсы среднего профессионального образования.
  • Бакалавриат (вуз) – первая ступень высшего образования. В плане поступления его предпочтение сулит больше сложностей (конкурс, тестирование, обязательные дисциплины по ЕГЭ). Зато через 4,5–5,5 года студент получает степень бакалавра.
  • Школа бизнеса – возможность отсрочить решение о выборе профессии, но приобрести навыки, полезные каждому (и возможность начать зарабатывать деньги).
  • Курсы. Здесь многое зависит от качества школы преподавания, состава программы обучения, направления. Практика показывает, их окончание целесообразно параллельно с получением профессии.

Чем руководствоваться при выборе специальности?

Выбор профиля (будущей профессии) – второй важный вопрос. Здесь есть 5 направлений (и до 50 профилей в каждой группе).

  1. Техническое. Все, что касается техники: сборка, наладка, обслуживание, настройка компьютерных сетей. Юношам, тяготеющим к компьютерным играм, информатике, следует пойти учиться на программиста, системного/сетевого администратора (факультет Информационных технологий). Девушкам подойдет профессия дизайнера-технолога.
  2. Экологическое (метеорология, ветеринария, медицина).
  3. Гуманитарное (переводы, педагогика).
  4. Сервисный профиль – торговый (коммерческий, управленческий), гостиничный, маркетинговый (рекламный).
  5. Художественный (творческая профессия, связанная с театром, кино, музыкой).

Руководствоваться при выборе стоит данным списком, предпочтениями, личностными характеристиками, финансовыми возможностями (стоимость образовательных программ сильно отличается). Всегда полезно обратить внимание на аттестат – предметы, по которым у абитуриента самые высокие баллы.

Помощь со стороны при выборе профессии

Выбор профессии не терпит спешки. Здесь важно проанализировать внутренние возможности, задействовать все инструменты поиска, включая внешние инструменты и технологии. Что сюда относится:

  • Помощь семейного совета. Профиль – это не приговор, единожды допустив ошибку, его можно сменить. Но переквалификация требует времени, денег, сил. Ошибаться можно, но не выгодно. А члены семьи с профессиональной подготовкой (высшей, средней специальной) прошли определенный путь, владеют знаниями, готовы советовать.
  • Школьные тесты на профессиональную ориентацию. Анкеты разработаны опытными психологами, экспертами области НОТ, постоянно обновляются, совершенствуются. Результаты тестирования не приоритетны, но могут оказаться полезными при выборе между 2–3 специальностями.
  • Консультация приемной комиссии выбранного учебного учреждения. Серьезные ссузы, вузы заинтересованы в выпуске востребованных специалистов, трудоустройстве выпускников, высоких отметках (которые определяет заинтересованность учащихся). Члены комиссии обязательно откликнутся на просьбу абитуриента дать совет, куда поступать.
  • Посещение Дней открытых дверей образовательных учреждений. Авторитетные вузы (и Университет «Синергия» не исключение) приглашают на мероприятия состоявшихся представителей актуальных профессий с опытом работы в различных сферах. Короткое описание специальности профессионалом нередко помогает принять правильное решение.
  • Рекомендации учителей. Квалифицированный педагог способен объективно оценить способности ученика – обрисовать спектр профессиональных перспектив с учетом его предрасположенностей.

Какую профессию выбрать после выпуска из 11 класса?

Решая, на какую профессию лучше пойти учиться, выпускаясь из школы (11 класс), необходимо ориентироваться:

  • на спрос работодателей (дефицитные специальности, наиболее распространенные вакансии);
  • актуальность профиля (будущее специальности);
  • размер заработной платы (амбиции, уровень цен);
  • набор смежных специализаций.

Сегодня особенно востребованы прикладные специализации – программист, бухгалтер, экономист, переводчик. Топ-10 наиболее перспективных для быстрого трудоустройства (с растущей зарплатой) направлений выглядит так:

  • IT-специалист;
  • маркетолог;
  • финансист (экономист, аудитор, бухгалтер);
  • веб-дизайнер;
  • юрист;
  • финансовый менеджер;
  • сотрудник банка (кредитный эксперт);
  • рекламный агент;
  • актер;
  • переводчик.

Наиболее популярные профессии среди выпускников 9 класса

Школьники, желающие начать карьеру раньше сверстников, выбирают колледж. В этом случае предпочтение стоит отдать профилям, используемым (эффективным, прикладным) в любой сфере коммерческой деятельности:

  • информационные системы (системный администратор, помощник сетевого администратора);
  • правоведение (помощник корпоративного юриста, социальный работник);
  • банковское дело (кассир, консультант);
  • экономист, бухгалтер;
  • дизайнер среды (художник, иллюстратор).

Перечисленные специальности доступны на уровне среднего специального образования (колледж при «Синергии»), открыты для дальнейшего обучения (бакалавриат, магистратура).

Среднее профессиональное образование или высшее образование?

5 лет назад высшее образование пользовалось безусловным предпочтением большинства школьников. Сегодня 60% выпускников 9 и 11 классов склоняются к среднему профессиональному. Оба варианта имеют плюсы и минусы. Здесь нужно рассматривать планы абитуриента на будущее. Колледж – для тех, кто готов приступать к работе, строить карьеру, планирует получить 2 и более специальности. Вуз – выбор целеустремленных студентов, нацеленных на высокую зарплату с первого дня устройства, быстрый профессиональный рост.

Loading...Loading...