Монастыри мордовии на карте. Республика мордовия

В Мордовии 13 монастырей. Я была во всех и хочу рассказать о своих впечатлениях от их посещения. А подробно об истории наших монастырей можно узнать, прочитав книгу С.Б. Бахмустова «Монастыри Мордовии».

Мое советское детство не прошло бесследно – я человек верующий, но без фанатизма. И мои поездки в монастыри не паломнические туры, а любопытство и интерес ко всему новому, незнакомому и не до конца понятному.


В далеком 1998 году со школьниками мы были на экскурсии в Пайгармском Параскево-Вознесенском женском монастыре. Его только-только вернули верующим. Память цепко хранит ощущения той поездки – разруха, бедность и холод. Но нас очень тепло встретили, все показали, рассказали историю монастыря, накормили и даже дали с собой в дорогу яблок. А экскурсовод у нас тогда был замечательный – Сергей Борисович Бахмустов.


Пораженная увиденным, я тогда подумала: как же сильно надо верить в Бога и любить его, чтобы жить в таких суровых условиях и по крупицам, медленно вдыхать жизнь в эти стены. Игуменья Серафима и ее верные соратницы сделали очень много для возрождения монастыря.


Прошло время и сейчас монастырь в Пайгарме место очень уютное и ухоженное.


Много паломников приезжает туда ежедневно. И я бываю там несколько раз в году – ведь там находится частичка нашей семьи, с которой связано очень много теплых воспоминаний. Это икона Божией Матери «Скоропослушница».

Икону эту, написанную на Афоне в 1901 году, вынесла из горящей сельской церкви и спрятала у себя дома моя прабабушка Нюрочка. А было это в 30-х годах прошлого века в селе Саитовка Нижегородской области. С этой иконой родился в 1934 году мой папа, с ней родились мы с братом. И долгие 70 лет матушка «Скоропослушница» всегда была рядом с нами, оберегала и защищала от бед. И уже больше десяти лет икона находится в Пайгармском монастыре.

Мы скучаем по ней, как по близкому, родному человеку и приезжаем повидаться, побыть рядом с ней, поблагодарить за все.

**********

Двенадцать лет назад, возвращаясь с учениками из экологической экспедиции из Мордовского государственного заповедника им П. Г. Смидовича, по пути заехали в Санаксарский Рождество-Богородичный мужской монастырь.

А 6 июня в монастыре умер схиигумен Иероним и мы были в числе первых, посетивших могилу старца.

Детство мое прошло на Химмаше, и практически каждый день я видела, как Верендяйкины возвращались со службы из Никольской церкви. Батюшка всегда в строгом черном костюме, с бородой и мы, играя на улице, показывали на него пальцем: «Поп идет».

А теперь сотни паломников ежедневно приезжают, чтобы поклониться праху этого удивительного человека.

Неподалеку от монастыря, в деревне Алексеевка установлен памятный знак на месте, где была усадьба Ф. Ушакова. А на окраине деревни обустроен Святой источник – Монахов родник. За водой сюда приезжают не только со всего района, но, как рассказывают местные жители, даже из Сарова.

**********

Третьим моим монастырем была мужская Казанская Ключевская пустынь в селе Тургенево.

И снова оказалась я там случайно – заехали с учениками по пути из села Баево, родины С.Д.Эрьзи. Шла Троицкая неделя, в храме пахло свежескошенной травой, было тепло и уютно. Поклонились чудотворной иконе Казанской Божией Матери, попили водички из святого родника, полюбовались открывающимися от монастыря бескрайними просторами. Поистине, благодатное место.





В Чуфарово и Курилово мы поехали специально. Просто потому, что мне интересно было увидеть все своими глазами, познакомиться с историей этих мест.

После этой поездки все монастыри для меня разделились на две группы. К первой относятся монастыри, в которых активно идут строительные или восстановительные работы, территории которых огорожены высокими кирпичными заборами, где убранство храмов все больше блещет позолотой, где много паломников и туристов.

Вторая группа – монастыри, которые живут очень скромно, аскетично, даже бедно. Туда не ведут асфальтированные дороги, очень редки туристы, нет высоких кирпичных заборов. Там нет денег не только на новое строительство, но даже на то, чтобы заменить облупившуюся от времени краску на новую.

В Чуфаровском Свято-Троицком монастыре одновременно идет строительство колокольни и новых зданий, благоустройство территории. Высокий кирпичный забор отделяет монастырь от внешнего мира.


Посетили восстановленный храм Новомученников Российских и могилу основателя монастыря Игнатия Вершина. В то время она еще находилась за монастырскими стенами. В настоящее время останки перезахоронены на монастырском кладбище.


От могилы открывается необыкновенно-красивый вид.



Надо обязательно съездить туда еще раз, побывать на месте захоронения жертв политических репрессий и набрать водички из монастырского родника.


**********

Куриловский Свято-Тихвинский женский монастырь хоть и находится недалеко от Чуфарова, сильно от него отличается. Все скромно и по-женски уютно. Все строения выкрашены в радостный голубой цвет, словно поле незабудок раскинулось по округе.


Травяные дорожки, кусты роз, вязаные коврики на крылечках и кошки, уютно свернувшиеся клубочком на них.

Там нет туристов, там протекает спокойная, именно монастырская жизнь. Там хочется остаться пожить, побыть наедине с собой.

**********


К первой группе монастырей я бы отнесла еще два – Макаровский Иоанно-Богословский мужской монастырь и Покрово-Селищенский Свято-Варсонофиевский женский.

Построено большое количество новых симпатичных церквушек, новые кельи с кондиционерами, огромная гостиница для паломников, детский православный лагерь – целый городок на большой площади. Но, на мой взгляд, чем больше строится и хорошеет монастырь внешне, тем меньше духовности остается в его стенах. Коммерция вытеснила все.


В Макаровский монастырь всегда приезжало огромное число паломников из всех уголков страны. И практически все они приезжали к батюшке Феофану. Как все эти люди на фотографии.


Я была в монастыре уже после его кончины – нет паломников.


**********





Восхищает своей красотой собор Воскресения Христова.

Необыкновенно-красивы Святые Врата – Семисвечник.



Угловая башня ограды с ангелом.

Квадратная башня.

На территории монастыря много цветов, яблоневый сад, прудик с кувшинками. Еще много строений, назначения которых я не знаю.

В этом корпусе живут дети, оставшиеся без попечения родителей.

Было видно, что в монастыре им хорошо – весело щебеча, прошли они мимо меня. Старшие занялись делами на кухне, а младшенькая скакала рядом на швабре. Прискакала ко мне и радостно сообщила: «Я - Женя. Мне пять лет. А тебе сколько?» И, получив ответ, поскакала дальше.


Вечерняя служба проходила в церкви Святителя Варсонофия. Было много монахинь разного возраста и много прихожан.


Недалеко от монастыря есть Святой источник Донской иконы Божией Матери. Более благоустроенного источника на территории Мордовии я не встречала.




**********


Спасо-Преображенский мужской монастырь в Учхозе находится в фазе активного строительства, но там еще столько работы впереди – край непочатый. Но и то, что уже сделано радует и впечатляет.










**********


Если в другие монастыри можно зайти в любое время дня, то в Инсарский Свято-Ольгинский женский монастырь попасть непросто. Хоть и расположен он в самом центре города, монастырские ворота закрыты наглухо. Жизнь там уединенная, закрытая. Видимо, надо заранее договариваться о посещении. Мне посчастливилось побывать в нем, посетить монастырскую церковь.



Маленький монастырский дворик ухожен, как это всегда бывает в женских монастырях.



**********


О Свято-Троицком женском монастыре в Старом Ковыляе могу только сказать – возрождается. Медленно, не так активно, как в других местах, но заметны изменения в лучшую сторону. Жизнь налаживается.


Дата основания : 1901

Статус : действ.

Адрес : респ. Мордовия, Ковылкинский р-н, с. Кимляй

Женская община, созданная в 1870-х усилиями К. Е. Ахлестиной (позже - игум. Екатерины), на Флегонтовой горе, где в 1856-1870 подвизался пустынник старец Флегонт Островский. С 1889 приписана к Успенскому Краснослободскому монастырю, Статус общины получила в 1896, а монастыря в 1901. После революции закрыт, на территории располагались совхоз, затем детдом, практически все постройки разрушены. В 1997 восстановлен как мужской.

Ближняя пустынь Иоанно-Богословского Макаровского монастыря

Дата основания : 2007

Статус : действ.

Адрес

Скит, построенный в роще, чуть севернее монастыря, начиная с 2007, по инициативе митр. Мордовского Варсонофия. Здесь возведены девять небольших деревянных церквей, звонница, кельи, обширное здание паломнического центра.

Варсонофиевский Покровско-Селищенский женский монастырь

Дата основания : 1996

Архитектор : 2005-2010: Курбатов В. В. (ограда)

Статус : действ.

Адрес : респ. Мордовия, Зубово-Полянский р-н, с. Покровские Селищи

Женский монастырь, открытый в 1996 при восстанавливаемой Покровской церкви усилиями сельского священника иеромонаха (ныне игумена) Алексия (Дегаева).

Дальняя пустынь Иоанно-Богословского Макаровского монастыря

Дата основания : нач. 2010-х

Статус : сохр.

Адрес : респ. Мордовия, г. Саранск, с. Макаровка, ул. Нагорная

Скит для братии Макаровского монастыря, строящийся севернее основного комплекса построек монастыря и "Ближнего скита" монастыря. Сооружены несколько церквей и келейные корпуса, здесь же помещены детский лагерь, тепличное хозяйство и пр.

Макаровский Иоанно-Богословский монастырь

Дата основания : 1995

Статус : действ.

Адрес : Республика Мордовия, г. Саранск, с. Макаровка, ул. Нагорная

Мужской монастырь, организованный в 1995 при восстанавливаемом храмовом ансамбле в селе Макаровка. Храмовый комплекс - уникальный ансамбль памятников в духе московского барокко. Большая часть построек сооружена в 1-й пол. XVIII в., в том числе ограда с башнями (воссоздана в 1970-х) и многоярусная надвратная колокольня. Активно посещается, в кон. 2000-х рядом со старой территорией выстроен обширный центр паломнического туризма.

Краснослободский Преображенский мужской монастырь

Дата основания : 1655

Статус : действ.

Адрес : респ. Мордовия, Краснослободский р-н, пос. Преображенский

Мужской монастырь, основанный недалеко от города Краснослободска старцем Дионисием в сер. XVII в., официально открыт в 1655. Отстроен в камне как единый ансамбль строит. Геннадием на рубеже XVIII-XIX вв. Закрыт в 1928, постройки заняты сельским профтехучилищем. Восстановлен в 1994 как женский, с 1995 мужской.

Параскево-Вознесенский Пайгармский женский монастырь

Дата основания : 1884

Архитектор : 2006 - Нежданов С. М.: (колокольня)

Статус : действ.

Адрес : респ. Мордовия, Рузаевский р-н, с. Пайгарма

Женский монастырь, расположенный у почитаемого с XVIII в. Пятницкого источника. Основан в 1865 дворянкой М. М. Киселевой и послушницей П. С. Смирновой (позже - игумения Параскева) как женская община, в 1884 получил cтатус монастыря. К нач. ХХ в. многолюдный монастырь с большим хозяйством, школами, приютом, больницей и богадельней. Закрыт в нач. 1920-х. Постройки были заняты больницей, затем складами, военной частью, ограда и колокольня сломаны. Восстановлен в 1994.

Покровский Дракинский мужской монастырь

Дата основания : 1998

Статус : действ.

Адрес : респ. Мордовия, Торбеевский р-н, с. Дракино

Мужской монастырь, устроенный в 1998 при действующем Покровском храме села Дракино.

Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь

Дата основания : 1659

Архитектор : 1781-1820 - Былинин Ф. И. (Филарет): - строительство по собств. проекту

Статус : действ.

Адрес : Республика Мордовия, Темниковский р-н, Санаксарский монастырь

В живописнейшем уголке Мордовии хранится подлинная жемчужина – православная обитель с удивительным именем "Санаксарский монастырь". Возможно, это название происходит от слова «синаксарь» – так называли на Руси краткие жития святых, или от мордовского «санав сара», что означает болотистую местность, или от лежащего в низине у его стен озера Санаксар.

Свято-Ольгинский монастырь

Дата основания : ок. 1900

Статус : действ.

Адрес

В сер. 1880-х настоятельница Пайгармского монастыря игумения Параскева купила в Инсаре небольшой участок земли рядом с Базарной площадью и построила небольшую гостиницу для монахинь, приезжавших в уездную столицу по делам. В сер. 1890-х живший по соседству с подворьем коллежский асессор Александр Алексеевич Дельфинский предложил иг. Параскеве часть своей усадьбы, выходившей углом как на Базарную площадь, так и на ул. Московскую. Игуменья дар приняла, но расширять подворье не стала, т. к. денег свободных в ту пору у монастыря не имелось.

Свято-Тихвинский женский монастырь

Дата основания : 1890

Статус : действ.

Адрес : Россия, Республика Мордовия, г. Инсар.

Инсарский Свято-Ольгинский (во имя св. равноапостольной великой княгини Ольги) женский монастырь возник в кон. XIX в. как подворье Пайгармского Параскево-Вознесенского монастыря. В комплекс, кроме храма, входили два корпуса, жилой и хозяйственный, а также отдельно стоящая колокольня.

Троицкий Чуфаровский мужской монастырь

Дата основания : 1885

Статус : действ.

Адрес : респ. Мордовия, Ромодановский р-н, с. Большое Чуфарово

Женский монастырь, основанный при помощи местного уроженца, пустынножителя старца Игнатия Вершинина. В 1868 получил статус женской богадельни, в 1877 - женской общины, в 1885 - монастыря. Кирпичные келейные корпуса и ограда выстроены в 1870-х. Окончательно закрыт в 1924, постройки заняты тюрьмой, частично разрушены. Позже занят детдомом, ПТУ, к 1990-м в основном заброшен. Восстановлен в 1994 как мужской, выстроены новая ограда, ряд корпусов.

Свято-Троицкий женский монастырь (Старый Ковыляй)

Санаксарский мужской монастырь расположен в Республике Мордовия, Темниковский район. Относится к Краснослободской епархии Русской православной церкви. Стены обители одной стороной стоят прямо над водой реки Мокши, с другой их окаймляет лес.

Как добраться до монастыря

Ближайшие к обители населенные пункты - город Темников и деревня Алексеевка. Путь от Темникова до Санаксарского монастыря составляет 4 км. Необходимо пересечь пешеходный мост через Мокшу и следовать пешком. Возможна поездка на такси, ее стоимость примерно равна 250 RUR.

Добраться до Темникова можно:

  • На автомобиле . Расстояние от Москвы составляет 540 км на восток по трассе М-5 «Урал» через Рязань. Вдоль дороги часто встречаются кафе, гостевые дома и заправочные станции. Дорожное покрытие асфальтобетонное.
  • На автобусе . В Темников из Москвы курсирует ежедневный автобусный рейс. Стоимость билета для одного пассажира составляет 1000 RUR, время в пути 9 часов.
  • Паломнические туры. Санаксарский монастырь включен в программы экскурсий, выезжающих из различных городов России. Трехдневный тур из Москвы с заездом в Дивеево и Муром обойдется в 5200 RUR - 7500 RUR. Двухдневный тур из Саратова с маршрутом Дивеево-Санаксары стоит от 2600 RUR для одного человека.

  1. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  2. Церковь Владимирской иконы Божией Матери
  3. Колокольня монастыря
  4. Церковь Воскресения Христова
  5. Часовня-усыпальница схиигумена Иеронима
  6. Монастырская постройка
  7. Келейный корпус (XVIII в.)
  8. Келейный корпус (XVIII в.)
  9. Больничный корпус
  10. Келейный корпус (XVIII в.)
  11. Трапезный корпус (XVIII в.)
  12. Настоятельский корпус (XVIII в.)
  13. Казначейский корпус
  14. Гостиничный корпус
  15. Башни и стены ограды
  16. Внешняя каменная ограда (XVIII в.)
  17. Памятник адмиралу Федору Ушакову

История возникновения

Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь был основан в 1659 году дворянином Лукой Есюковым. Первые постройки были выполнены из дерева, братия малочисленна. Отец Феодосий, первый игумен обители, затем его последователи в течение века прикладывали усилия для развития монастыря. Однако известностью, богатством монастырь не обладал и пришел в упадок.

Интересный факт: Свое название обитель получила от одноименного озера, расположенного неподалеку. В переводе с местного наречия «санаксар» означает «лежащий в болотистой местности».

В конце XVIII века с приходом преподобного отца Феодора начался расцвет обители. За период 1776-1810 гг. были возведены каменные постройки:

  • Главная церковь Рождества Богородицы;
  • Надвратная церковь с колокольней;
  • Больничная Владимирская церковь;
  • Кладбищенская церковь Воскресения Христова;
  • Двухэтажные корпуса для братии, мастерских, трапезной;
  • Внешние стены с двумя башнями.

Крупным благодетелем Санаксар стал бывший адмирал флота Российской Империи Федор Федорович Ушаков. Он купил деревню Алексеевку неподалеку от монастыря и поселился там. Во время постов жил в одной из келий, соблюдал устав наравне с братией. При жизни жертвовал крупные суммы на монастырские нужды, а после смерти завещал похоронить себя в его стенах.

Интересный факт: В середине XIX века братия Санаксарского монастыря пополнялась из дворян, бывших военных.

Благополучие пошло на спад к началу XX века. Среди монахов бродили большевистские идеи, нравы пришли в упадок.

В 1920 г. в результате бунта был свергнут настоятель, святыни осквернили, а имущество перешло к мародерам. Были разрушены главы храмов, разорено кладбище, испорчены художественные росписи. Монастырские помещения использовались в качестве конюшен, гаражей сельской школы механизаторов, складов.

Возрождение и реставрация обители начались в 70-е годы решением Советских властей о сохранении памятника архитектуры. В разряд действующих монастырь перешел в 1991 г.

Погода и климат

Климат местности, на которой расположен Санаксарский монастырь, относится к умеренно-континентальному. Погодные условия примерно одинаковы с центральным регионом России. Температуры воздуха варьируются от -10 в январе до +30 в июле.

Паломничество к Санаксарской святыне доступно круглый год.

Мощи и святыни монастыря

На территории Санаксарского мужского монастыря действуют 4 церкви и часовня-усыпальница схиигумена Иеронима. Имеется церковная лавка, торгующая сувенирами, иконами, книгами, церковной утварью. Да и весь архитектурный ансамбль в стиле барокко не оставляет равнодушными посетителей.

Паломники из разных городов России едут в Санаксары, чтобы поклонится святыням:

  • Чудотворной иконе Казанской Божией матери;
  • Иконе Пресвятой Богородицы;
  • Мощам преподобного Феодора;
  • Мощам праведного воина Феодора Ушакова и памятнику в его честь;
  • Мощам преподобного Александра-исповедника.

В обители находится один святой источник, за её пределами второй - имени святого Феодосия. На территории устроены две закрытые купели, оборудованные перилами и ступенями.

Полезная информация

В Санаксарском монастыре для паломников обустроены гостиные дома. Мужчины размещаются внутри обители, женщины - за её пределами. Максимальный срок пребывания - 3 суток. Если планируют ночевать в монастыре, заранее узнают у гостинника наличие свободных мест. Проживание и питание в монастырской трапезной для гостей бесплатны.

Интересный факт: Возле ворот обители имеется лавка, торгующая вкусной выпечкой монастырского приготовления.

Посещение святой обители требует соблюдения правил поведения и внешнего вида:

  • Перед воротами монастыря совершают поясной поклон и троекратное крестное знамение;
  • На территории обители, в храмах, в гостином помещении не допускаются громкие разговоры, суета, шум;
  • Паломники, оставшиеся на ночлег, строго соблюдают внутренний распорядок, присутствуют на всех службах;
  • Одежду выбирают с длинным рукавом, чистую и опрятную. На женщинах обязательно должны быть юбки и платки;
  • Не допускается применение косметики, оставляющей следы при лобзании;
  • При обращении к духовному лицу сначала испрашивают благословение, только после этого переходят к сути вопроса.

В Санаксарском монастыре принимают верующих, желающих потрудиться во славу Божию. Оплатой за работу служит кров и еда.

Санаксарский мужской монастырь насчитывает 359 лет своей истории, в течение которой происходили взлеты и падения. Паломничество в святое место, молитва на церковной службе, омовение в купели святого источника подарят умиротворение и покой, а икона Казанской Божией Матери обладает способностью исцеления болезней.

Санаксарский монастырь в Мордовии существует более 350 лет. На протяжении многих веков он является важным центром православия в регионе. Несмотря на долгие десятилетия запустения и осквернения, сегодня обитель принимает десятки тысяч паломников, которые приезжают туда, чтобы поклониться многочисленным святыням монастыря.

Основание

Санаксарский монастырь в Мордовии основан в 1659 году, когда на российском престоле находился царь Алексей Михайлович. Место для пустыни на левом берегу реки Мокши, в трех верстах от города Темникова, было отдано ей в дар писцом, происходящим из местных дворян, — Лукой Евсюковым. Он же пригласил из Старо-Кадомского монастыря ее первого настоятеля — игумена Феодосия. В 1676 году был построен первый храм обители, освященный в честь иконы Божией Матери Владимирской.

При игумене Феодоре

К 1750 годам Санаксарский Богородицкий монастырь, тогда еще имеющий статус пустыни, пришел в запустение. Причиной стало отсутствие благотворителей, а также замены почившим членам братии. В связи с этим было решено приписать обитель к которая находилась в расцвете.

Возродилась Санаксарская святыня только при настоятеле Феодоре (в миру Иван Ушаков). За этот период, продлившийся более 10 лет (1764—1774), она стал духовным центром России наряду с Саровым. 7 марта 1765 года был издан высочайший указ, согласно которому Санаксары стали официально именоваться монастырем.

Настоятель Феодор происходил из небогатого дворянского рода и был младшим братом отца знаменитого русского флотоводца Ф. Ф. Ушакова. Он принял постриг в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 году в Александро-Невской обители. С 1754 года монах Феодор жил в Санаксарах. Всего он провел в служении Господу 45 лет своей жизни и был похоронен в построенном им же самим храме. В 2004 году Феодор был представлен к почитанию преподобным Архиерейским собором РПЦ.

Игумен Иоил

Во второй половине 18 века обитель имела много сановитых почитателей в обеих столицах, поэтому получала от них щедрые пожертвования. В 1774 году настоятелем стал иеромонах Иоиль. Он был одним из 11 отставных гвардейцев-учеников преподобного Феодора и управлял монастырем четыре года.

Масштабное строительство

При Иоиле были освящены соборная теплая церковь и храм Преображения Господня, расположенный под колокольнею. Спустя 2 года монастырь был обнесен стеной. Она имела 33 сажени в длину и восемь аршин в вышину. В ней были сделаны проездные ворота, на углах 2 башни. В одной из них, расположенной на берегу реки Мокша, была устроена часовня, в другой — 2 кельи.

В конце 18-го века

Санаксарский монастырь в Мордовии продолжал обустраиваться и при настоятелях Венедикте и Вениамине. При них был построен 2-этажный каменный корпус, где размещались кельи. В одной из них по возвращении из Соловков поселился первый настоятель обители преподобный Феодор Ушаков.

В 1784-1785 годах вокруг монастыря, для укрепления стен, построили внешнюю каменную ограду, защитившую обитель со стороны реки, озера Санаксар и лугов.

В конце 18-го столетия там постоянно проживало до 100 человек монахов и послушников. Кроме того, в обители принимали богомольцев любого звания и на время пребывания обеспечивали кровом и пищей.

В 19-м веке

В официальном документе, датируемом 1802 годом, содержится характеристика Санаксарской обители, согласно которой она «не уступает самым лучшим монастырям Российским». В другой записке того же периода упоминается, что большинство членов братии являются бывшими военными, принадлежащими к дворянскому сословию.

В 1810 году недалеко от Санаксарского монастыря, в приобретенной на собственные деньги деревне Алексеевка поселился Федор Ушаков. Он стал его главным благотворителем и тратил большие суммы для помощи братии и обустройства обители. Очень часто, особенно в период Великого поста, известный великий русский флотоводец селился в одной из келий и дни напролет молился вместе с братией, разделяя с ней скудную трапезу. Еще при жизни он завещал похоронить себя в Санаксарском монастыре. Когда 2 октября 1817 года адмирал Федор Ушаков скончался, его тело жители Темникова отнесли на руках в обитель и захоронили на его территории.

В начале прошлого столетия

(где находится - см. ниже) с 1895-го управлялся настоятелем Августином, который принял постриг после отставки из армии, где служил каптенармусом в гвардейском Волынском полку. Он сделал немало для благоустройства обители, а после его кончины в 1915 году руководство братией было возложено на Александра Уродова.

В 1918 году революционные настроения проникли через монастырские стены, и взбунтовавшаяся часть монахов сместила настоятеля, и он был взят под стражу. Позже игумен стал настоятелем Свияжской Макарьевской, а затем наместником Седмиезерной пустыни.

В 1920 годы в монастыре действовала коммуна «Новая жизнь». В течение нескольких лет обитель разоряли и грабили все, кто только мог. В итоге в 1929 году он был закрыт.

Период с 1930 по 1991 год

После закрытия Санаксары (монастырь в Мордовии) начал разрушаться как в результате набегов мародеров, так и под воздействием природных факторов. Первой «жертвой» мародеров стала часовня над могилой адмирала Ф. Ушакова. Кроме того, было разрушено и перекопано монастырское кладбище. Вандалы сбили главы с храмов, изуродовали росписи, устроили конюшню в притворе соборного храма.

Позже постройки обители передали в ведение школы сельских механизаторов и в некоторых из них организовали гаражи. Такая ситуация продолжалась до 70-х годов, когда советские власти решили восстановить Санасары как памятник, имеющий ценность с точки зрения архитектуры.

Восстановление

Горбачевская перестройка положила начало радикальным изменениям в сознании жителей бывшего Советского Союза в отношении религии и веры в бога. Не осталась в стороне и Мордовия. Санаксарский мужской монастырь был передан верующим постановлением Совета министров республики от 7 мая 1991 года. Через 2 недели, на Святую Троицу, наместник обители совершил там первую литургию.

Монастырь сегодня

В обители сегодня действует несколько храмов. В их числе:

  • собор Рождества пресвятой Богородицы;
  • церковь Преображения господня;
  • храм Владимирской иконы Божьей матери;
  • церковь Воскресенья Христова;
  • усыпальница-часовня схииигумена Иеронима.

В обители хранятся почитаемые иконы преподобных Александра Исповедника и Феодора Санаксарского, а также Пресвятой Богородицы.

Монастырь известен и своими святыми источниками. Главный из них находится в лесу, у дороги, которая ведет в обитель. Из него паломники могут испить или набрать в дальний путь прохладной святой водицы. Кроме того, там есть две купели для омовений, заключенные в терема. В купальнях есть поручни со ступенями, что позволяет пользоваться ими немощным и пожилым людям.

В монастыре действует церковная лавка. В ней представлен большой ассортимент включая иконы, крестики, лампады, свечи, а также книги, сувениры, аудио- и видеокассеты православной тематики.

Как добраться

Адрес обители: г. Темников (431220), Россия, Мордовия, Санаксарский монастырь. Добраться туда можно:

  • Из Нижнего Новгорода или Арзамаса проехать автобусом до Дивеево. Далее автобусным маршрутом Вознесенск — Теньгушево — Темников.
  • По железной дороге до станций Потьма или Зубова Поляна. Далее примерно 100 км на автобусе до Темникова. Затем пройти пешком.
  • Из Темникова проехать на автобусе до деревни Алексеевка. Пройти 2 км пешком.
  • Из Темникова пройти пешком пройти через город до реки Мокшу. Переправиться на другой берег по мосту. Пройти 4 км пешком.
  • Выехать из Москвы или Саранска на автобусе, следующем до города Темникова.

Теперь вы знаете, чем примечателен Санаксарский монастырь в Мордовии, где захоронен Ушаков.

В Мордовии 13 монастырей. Я была во всех и хочу рассказать о своих впечатлениях от их посещения. А подробно об истории наших монастырей можно узнать, прочитав книгу С.Б. Бахмустова «Монастыри Мордовии».

Мое советское детство не прошло бесследно – я человек верующий, но без фанатизма. И мои поездки в монастыри не паломнические туры, а любопытство и интерес ко всему новому, незнакомому и не до конца понятному.


В далеком 1998 году со школьниками мы были на экскурсии в Пайгармском Параскево-Вознесенском женском монастыре. Его только-только вернули верующим. Память цепко хранит ощущения той поездки – разруха, бедность и холод. Но нас очень тепло встретили, все показали, рассказали историю монастыря, накормили и даже дали с собой в дорогу яблок. А экскурсовод у нас тогда был замечательный – Сергей Борисович Бахмустов.


Пораженная увиденным, я тогда подумала: как же сильно надо верить в Бога и любить его, чтобы жить в таких суровых условиях и по крупицам, медленно вдыхать жизнь в эти стены. Игуменья Серафима и ее верные соратницы сделали очень много для возрождения монастыря.


Прошло время и сейчас монастырь в Пайгарме место очень уютное и ухоженное.


Много паломников приезжает туда ежедневно. И я бываю там несколько раз в году – ведь там находится частичка нашей семьи, с которой связано очень много теплых воспоминаний. Это икона Божией Матери «Скоропослушница».

Икону эту, написанную на Афоне в 1901 году, вынесла из горящей сельской церкви и спрятала у себя дома моя прабабушка Нюрочка. А было это в 30-х годах прошлого века в селе Саитовка Нижегородской области. С этой иконой родился в 1934 году мой папа, с ней родились мы с братом. И долгие 70 лет матушка «Скоропослушница» всегда была рядом с нами, оберегала и защищала от бед. И уже больше десяти лет икона находится в Пайгармском монастыре.

Мы скучаем по ней, как по близкому, родному человеку и приезжаем повидаться, побыть рядом с ней, поблагодарить за все.

**********

Двенадцать лет назад, возвращаясь с учениками из экологической экспедиции из Мордовского государственного заповедника им П. Г. Смидовича, по пути заехали в Санаксарский Рождество-Богородичный мужской монастырь.

А 6 июня в монастыре умер схиигумен Иероним и мы были в числе первых, посетивших могилу старца.

Детство мое прошло на Химмаше, и практически каждый день я видела, как Верендяйкины возвращались со службы из Никольской церкви. Батюшка всегда в строгом черном костюме, с бородой и мы, играя на улице, показывали на него пальцем: «Поп идет».

А теперь сотни паломников ежедневно приезжают, чтобы поклониться праху этого удивительного человека.

Неподалеку от монастыря, в деревне Алексеевка установлен памятный знак на месте, где была усадьба Ф. Ушакова. А на окраине деревни обустроен Святой источник – Монахов родник. За водой сюда приезжают не только со всего района, но, как рассказывают местные жители, даже из Сарова.

**********

Третьим моим монастырем была мужская Казанская Ключевская пустынь в селе Тургенево.

И снова оказалась я там случайно – заехали с учениками по пути из села Баево, родины С.Д.Эрьзи. Шла Троицкая неделя, в храме пахло свежескошенной травой, было тепло и уютно. Поклонились чудотворной иконе Казанской Божией Матери, попили водички из святого родника, полюбовались открывающимися от монастыря бескрайними просторами. Поистине, благодатное место.





В Чуфарово и Курилово мы поехали специально. Просто потому, что мне интересно было увидеть все своими глазами, познакомиться с историей этих мест.

После этой поездки все монастыри для меня разделились на две группы. К первой относятся монастыри, в которых активно идут строительные или восстановительные работы, территории которых огорожены высокими кирпичными заборами, где убранство храмов все больше блещет позолотой, где много паломников и туристов.

Вторая группа – монастыри, которые живут очень скромно, аскетично, даже бедно. Туда не ведут асфальтированные дороги, очень редки туристы, нет высоких кирпичных заборов. Там нет денег не только на новое строительство, но даже на то, чтобы заменить облупившуюся от времени краску на новую.

В Чуфаровском Свято-Троицком монастыре одновременно идет строительство колокольни и новых зданий, благоустройство территории. Высокий кирпичный забор отделяет монастырь от внешнего мира.


Посетили восстановленный храм Новомученников Российских и могилу основателя монастыря Игнатия Вершина. В то время она еще находилась за монастырскими стенами. В настоящее время останки перезахоронены на монастырском кладбище.


От могилы открывается необыкновенно-красивый вид.



Надо обязательно съездить туда еще раз, побывать на месте захоронения жертв политических репрессий и набрать водички из монастырского родника.


**********

Куриловский Свято-Тихвинский женский монастырь хоть и находится недалеко от Чуфарова, сильно от него отличается. Все скромно и по-женски уютно. Все строения выкрашены в радостный голубой цвет, словно поле незабудок раскинулось по округе.


Травяные дорожки, кусты роз, вязаные коврики на крылечках и кошки, уютно свернувшиеся клубочком на них.

Там нет туристов, там протекает спокойная, именно монастырская жизнь. Там хочется остаться пожить, побыть наедине с собой.

**********


К первой группе монастырей я бы отнесла еще два – Макаровский Иоанно-Богословский мужской монастырь и Покрово-Селищенский Свято-Варсонофиевский женский.

Построено большое количество новых симпатичных церквушек, новые кельи с кондиционерами, огромная гостиница для паломников, детский православный лагерь – целый городок на большой площади. Но, на мой взгляд, чем больше строится и хорошеет монастырь внешне, тем меньше духовности остается в его стенах. Коммерция вытеснила все.


В Макаровский монастырь всегда приезжало огромное число паломников из всех уголков страны. И практически все они приезжали к батюшке Феофану. Как все эти люди на фотографии.


Я была в монастыре уже после его кончины – нет паломников.


**********





Восхищает своей красотой собор Воскресения Христова.

Необыкновенно-красивы Святые Врата – Семисвечник.



Угловая башня ограды с ангелом.

Квадратная башня.

На территории монастыря много цветов, яблоневый сад, прудик с кувшинками. Еще много строений, назначения которых я не знаю.

В этом корпусе живут дети, оставшиеся без попечения родителей.

Было видно, что в монастыре им хорошо – весело щебеча, прошли они мимо меня. Старшие занялись делами на кухне, а младшенькая скакала рядом на швабре. Прискакала ко мне и радостно сообщила: «Я - Женя. Мне пять лет. А тебе сколько?» И, получив ответ, поскакала дальше.


Вечерняя служба проходила в церкви Святителя Варсонофия. Было много монахинь разного возраста и много прихожан.


Недалеко от монастыря есть Святой источник Донской иконы Божией Матери. Более благоустроенного источника на территории Мордовии я не встречала.




**********


Спасо-Преображенский мужской монастырь в Учхозе находится в фазе активного строительства, но там еще столько работы впереди – край непочатый. Но и то, что уже сделано радует и впечатляет.










**********


Если в другие монастыри можно зайти в любое время дня, то в Инсарский Свято-Ольгинский женский монастырь попасть непросто. Хоть и расположен он в самом центре города, монастырские ворота закрыты наглухо. Жизнь там уединенная, закрытая. Видимо, надо заранее договариваться о посещении. Мне посчастливилось побывать в нем, посетить монастырскую церковь.



Маленький монастырский дворик ухожен, как это всегда бывает в женских монастырях.



**********


О Свято-Троицком женском монастыре в Старом Ковыляе могу только сказать – возрождается. Медленно, не так активно, как в других местах, но заметны изменения в лучшую сторону. Жизнь налаживается.


Loading...Loading...