Железная дева казнь. «Железная дева» - одно из самых страшных орудий пыток для еретиков


Когда речь заходит о самых мучительных средневековых пытках, то при упоминании этого «шкафа» с лицом женщины просто кровь в жилах стынет. «Железная дева» - так называли своеобразный саркофаг с острыми шипами внутри. Вот только помещали туда не мумию, а живого человека.




«Железная дева» была настолько мучительным устройством, что некоторые историки сомневаются в его использовании на самом деле, разве что в качестве инструмента запугивания. Однако в конце XIX-начале ХХ веков были найдены документальные подтверждения применения «железной девы». Вот только изобрели ее не в Средневековье (т. к. церковь вела тщательный учет всех используемых видов пыток), а гораздо позже, примерно в конце XVIII века.



Несчастного помещали в железный шкаф с торчащими внутри острыми шипами. Когда дверца запиралась, 20-сантиметровые шипы вонзались прямо в тело жертве, причем расположены они были таким образом, что не задевали жизненно важные органы. Прокалывались руки, ноги, плечи, живот, ягодицы и глаза. Казнь могла длиться часами, т. к. шипы запирали раны, и кровь сочилась медленно. Закрытое пространство только усугубляло мучения жертвы, вызывая дополнительно клаустрофобию.



На верхушке жуткого саркофага размещался лик Девы Марии, который олицетворял торжество христианской церкви над еретиками.

Средневековая инквизиция не применяла орудие пытки под названием «железная дева» - полую человекоподобную фигуру из железа, утыканную изнутри шипами.


Мария Елифёрова - преподаватель РГГУ, основатель проекта на Planeta.ru по сбору средств на первый независимый журнал по Средневековью:

Этот миф запустил немецкий просветитель Иоганн Филипп Зибенкес в 1793 г. Когда в конце XX века историки принялись изучать пылившиеся в архивах следственные дела инквизиции, в них не обнаружилось ни одного упоминания о «железной деве». Она не упоминается даже в художественной литературе, написанной до 1793 года!

Главное неправдоподобие этого мифа - в том, что в доиндустриальной Европе изготовление металлических изделий такого размера и сложности стоило дорого (ведь вся работа была ручная). А через инквизиционные суды Германии прошло десятки тысяч обвиняемых. Снабжение следователей нужным количеством «железных дев» влетело бы в копеечку. Зачем эти избыточные расходы, если существуют куда более дешёвые способы мучить людей (например, подвешивание за руки к потолочной балке - действительно популярный метод пытки в XV-XVII вв.)? Авторам конца XVIII и XIX веков, жившим в эпоху промышленной металлургии, подобные вопросы не приходили в голову.

«Железные девы» современных музеев являются копиями одного и того же экспоната - «железной девы» из Нюрнберга. Оригинал её утрачен, но и она была создана в начале XIX в. как своего рода археологическая реконструкция по описанию Зибенкеса. Мода на «ужасы Средневековья» зародилась ещё во второй половине XVIII в., когда возник жанр готического романа; пришествие романтизма на рубеже веков дало ей новый импульс. Богатые романтики принялись покупать средневековые дома, картины, вообще любые предметы - в том числе орудия пыток. «Железная дева» была превосходным эксклюзивным товаром для коллекционеров, и тот, кто её сконструировал, обладал замечательным маркетинговым чутьём.


В эту эпоху Европу захлестнула волна подделок под Средневековье и Возрождение: в 1768 г. Томас Чаттертон пытался писать стихи на среднеанглийском языке и выдавать их за сочинения средневекового монаха; в 1796 г. Генри Айрленд сфабриковал «неизвестные пьесы Шекспира»; в 1816-1818 годах Вацлав Ганка подделал две «древнечешские» книги песен и поэм; в 1829 г. Этьен де Ламотт-Лангон выпустил книгу о никогда не существовавших ведовских процессах во Франции.

Это лишь неполный перечень самых знаменитых фальсификаций. Вот на таком фоне и произошло появление «железной девы».

Особенно занятно то, что изобретение и эксплуатация мифа о «железной деве» совпадают по времени со становлением садомазохистской сексуальности в Европе. Маркиз де Сад был современником Зибенкеса; Леопольд фон Захер-Мазох жил во второй половине XIX в., но у него явно были предшественники - мазохистский секс описан в эротическом романе английского писателя Джона Клеланда «Мемуары Фанни Хилл», вышедшем в 1748 г. (в США - в 1821 г.).

Средневековью садомазохистский тип сексуального воображения неизвестен, хотя люди, мучащие своих партнёров в быту, конечно, существовали всегда. Название «железная дева» придумано чрезвычайно эффектно - оно содержит в себе явный оксюморон («дева» ассоциируется с невинностью, нежностью и добродетелью, и вместе с тем - с сексуальной привлекательностью). Назвать орудие пытки «девой» - значит, придать некое подсознательно эротическое направление мыслям читателя. Уравнение «любовная страсть = пытка» - устойчивая метафора в европейской литературе, которая существовала задолго до де Сада, но только у него приняла буквальный смысл.

Как вы думаете, что было самым страшным во времена Средневековья? Отсутствие зубной пасты, хорошего мыла или шампуня? То, что средневековые дискотеки проводились под нудную музыку мандолин? А, может быть, то, что медицина еще не знала прививок и антибиотиков? Или бесконечные войны? Да, наши предки не посещали кинотеатры и не посылали друг другу электронные письма. Но они тоже были изобретателями. И самое страшное, что они изобрели - это инструменты для пыток, инструменты, с помощью которых творилась система христианского правосудия - инквизиция. И для тех, кто жил в Средние века, " Айрон Мейдн" - не название хэви-металл-группы, а один из самых отвратительных гаджетов того времени.

Термин «инквизиция» произошёл от лат. Inquisitio, означающего «допрос, дознание». Термин был широко распространён в правовой сфере ещё до возникновения средневековых церковных учреждений с таким названием, и означал выяснение обстоятельств дела, расследованием, обычно путём допросов, часто с применением силы. И только со временем под инквизицией стали понимать духовные суды над антихристианскими ересями.

Пытки инквизиции имели сотни разновидностей. При этом допросы велись в тайне, а казнь на площадях была зрительно знакома современникам, поэтому ее художники тех времен зарисовывали с достоверностью. А вот пытки инквизиции рисовали, исходя из чужих слов, зачастую, опираясь на воображение. Кое-какие средневековые орудия пыток сохранились и до наших времен, но чаще всего даже музейные экспонаты восстановлены по описаниям. Их вариации поражают воображение. Перед вами двадцатка орудий пыток Средневековья.

20. Башмаки с шипом


Это железные башмаки с острым шипом под пяткой. Шип можно было выкручивать при помощи винта. С выкрученным шипом жертве пыток приходилось стоять на мысках ноги, пока были силы. Встаньте на мыски и проверьте - сколько вы протянете.
Центральная Европа - основное место его популярности. Грешника раздевали догола, сажали на кресло, утыканное шипами. Двигаться было невозможно - иначе на теле появлялись не только колотые раны, но и разрывы. Если инквизиторам и этого казалось мало, они брали в руки шипы или щипцы и терзали жертве конечности.Конечно, у вас под пятками не будет «шпилек наоборот», поэтому грешники терпели намного дольше. Но, когда их силы иссякали, тело само опиралось и на пятку. Дальше все понятно - боль и кровь.

19. Вилка еретика


Четыре шипа - два, впивающихся в подбородок, два - в грудину, не давали жертве совершать никаких движений головой, в том числе и опустить голову ниже.

18. Кресло для ведьминого купания


Грешника привязывали к креслу, подвешенному к длинной жерди, и опускали под воду на какое-то время, потом давали немного глотнуть воздуха, и опять - под воду. Популярное время года для проведения таких пыток - поздняя осень или даже зима. Во льду делали прорубь, и через какое-то время жертва не только задыхалась под водой без воздуха, но и на таком желанном воздухе покрывалась коркой льда. Иногда пытки длились сутками.

17. Испанский сапог


Это такое крепление на ноге с металлической пластинкой, которая с каждым вопросом и последующим отказом отвечать на него, как этого требовалось, затягивалась все сильнее, чтобы переломать человеку кости ног. Для усиления эффекта иногда к пытке подключался инквизитор, который ударял молотом по креплению. Часто после таких пыток все кости жертвы ниже колена были раздроблены, а израненная кожа выглядела, как мешочек для этих костей.

16. Пытки водой


Этот способ был "подсмотрен" инквизиторами на востоке. Грешника привязывали колючей проволокой или крепкими веревками к специальному деревянному приспособлению типа стола с сильно приподнятой серединой - чтобы живот грешника выпирал, как можно дальше. Его рот забивали ветошью или соломой, чтобы он не закрывался, и вставляли в рот трубку, через которую вливали в жертву неимоверное количество воды. Если жертва не прерывала эту пытку для того, чтобы сознаться в чем-то или целью пытки была однозначная смерть, в конце испытания жертву снимали со стола, укладывали на землю, а палач прыгал на ее раздутый живот. Финал понятен и отвратителен.

15. Железный крюк (кошачий коготь)


Понятно, что использовался не для того, чтобы почесать спину. Плоть жертвы разрывалась - медленно, болезненно, вплоть до того, что этими же крюками у нее вырывали не только куски тела, но и ребра.

14. Дыба


Та самая дыба. Их было два основных варианта: вертикальный, когда жертву подвешивали под потолком, вывернув суставы и подвешивая к ее ногам все боольшие тяжести, и горизонтальная, когда тело грешника фиксировалось на дыбе и растягивалось специальным механизмом до той поры, пока у нее не разрывались мускулы и суставы.

13. Четвертование лошадьми.


Жертва привязывалась к четырем лошадям - за руки и ноги. Потом животных пускали вскачь. Вариантов не было - только смерть.

12. Груша


Это приспособление вставлялось в отверстия тела - понятно, что не в рот или уши - и раскрывалось так, чтобы причинять жертве немыслимую боль, разрывая эти отверстия.

11. Очищение души


Во многих католических странах духовенство считало, что все-таки душа грешника может быть очищена. Для этих целей им приходилось использовать или вливание в горло грешника кипящей воды, или закидывание туда же раскаленных углей. Сами понимаете, в заботе о душе места для заботы о теле не находилось.

10. Подвесная клетка


Предполагала два экстремальных способа эксплуатации. В холодную погоду, подобно креслу для ведьминого купания, грешника в этой клетке, подвешенной к длинной жерди, опускали под воду и доставали из нее, заставляя мерзнуть и задыхаться.


А в жару грешник висел в ней на солнцепеке столько дней, сколько мог вытерпеть без капли воды для питья.

9. Пресс для черепа


Как грешник мог как-то раскаяться в чем-то, когда сначала сжимались и крошились его зубы, потом крошилась челюсть, за ней кости черепа - до тех пор, пока из ушей не выливался мозг - мне не понятно. Еще более недоступна для моего сознания информация о том, что в некоторых странах до сих пор в качестве инструмента допроса используется версия этой дробилки.

8. Костер


Это было главным способом искоренения ведьминского влияния на чужие безгрешные души. Сгоревшая душа исключала какую-либо возможность смутить или испачкать безгрешную душу. Какие могут быть сомнения?

7. Бдение или Колыбель Иуды

Ноу-хау принадлежит Ипполит Марсили. В свое время это орудие пытки посчитали лояльным - кости оно не ломало, связки не рвало. Сначала грешника поднимали на веревке, а потом усаживался на Колыбель, причем вершина треугольника вставлялась в те же отверстия, что и Груша. Было больно до такой степени, что грешник терял сознание. Его приподнимали, «откачивали» и снова насаживали на Колыбель. Не думаю, что в минуты просветления грешники благодарили Ипполита за его изобретение.

6. Колыбель

Двоюродная сестра Колыбели Иуды. Не думаю, что картинка оставляет место для воображения, как использовалось это орудие пытки. Тоже порядочная гадость.

5. Айрон Мейдн. Железная дева. Нюрнбергская дева.


Это не «три девицы под окном». Это огромный саркофаг в виде открытой пустой женской фигуры, внутри которой укреплены многочисленные лезвия и острые шипы. Они расположены таким образом, чтобы жизненно важные органы заключенной в саркофаг жертвы не были задеты, поэтому агония приговоренного к казни была долгой и мучительной.


Впервые «Деву» использовали в 1515 году. Приговоренный умирал три дня.

4. Кресло допроса

Центральная Европа - основное место его популярности. Грешника раздевали догола, сажали на кресло, утыканное шипами. Двигаться было невозможно - иначе на теле появлялись не только колотые раны, но и разрывы. Если инквизиторам и этого казалось мало, они брали в руки шипы или щипцы и терзали жертве конечности.

3. Кол


На востоке придумали эту страшную казнь. Дело в том, что человек, которого посадили умело на кол - его конец должен был торчать из горла жертвы (а не так, как нарисовано на этой картинке), мог жить еще несколько дней - страдать физически и морально, поскольку эта казнь была публичной.

2. Пила


Палачи и инквизиторы тех лет проявляли недюжинную изобретательность в своем деле. Лучше нашего они знали, отчего человек испытывает боль, и знали, что в бессознательном состоянии боли он не почувствует. А какая же казнь в Средних веках без садизма? Обычную смерть человек мог встретить повсеместно, дело это было нередкое. А необычная и очень болезненная смерть - распиливание. Жертву подвешивали вниз ногами, чтобы кровь не переставала поставлять кислород в голову, и человек испытал весь ужас боли. Бывало, он доживал то того момента, когда ему медленно-медленно успевали распилить тело до диафрагмы.

1. Колесование


Вы еще читаете этот пост? Вам не дурно? А вы не прячете от знакомых под кроватью комплект BDSM? Нет, нет и нет? Не понимаю, как вы это терпите. Я дописала это с третьей попытки, и каждую считала последней. Ну, тогда вот вам такое орудие пытки, после которого вы раз и навсегда забудете читать такие посты.

Приговорённому к колесованию железным ломом или колесом ломали все крупные кости организма, затем его привязывали к большому колесу, и устанавливали колесо на шест. Приговорённый оказывался лицом вверх, смотря на небо, и умирал так от шока и обезвоживания, часто довольно долго. Страдания умирающего усугубляли клевавшие его птицы. Иногда вместо колеса использовали просто деревянную раму или крест из брёвен.

И, хотя считается, что орудия пытки чаще демонстрировались, чем использовались, тем не менее, не просто так 26 июня ООН провозгласила с 1997 года Международным днем в поддержку жертв пыток.

ЖЕЛЕЗНАЯ ДЕВА ИЗ ТОЛЕДО

Когда французские войска вошли в Толедо во время войны в Испании (1808–1814), генерал Ласаль посетил дворец инквизиции. Многие инструменты пыток поразили воображение даже видавших смерть французских солдат. Один из этих инструментов, единственный в своем роде по изощренности смерти, которую он нес своим жертвам, заслуживает отдельного разговора. В подземном зале, примыкавшем к камере пыток, в нише в стене стояла статуя, сделанная руками монахов и изображавшая деву Марию. На голове у нее был позолоченный нимб, а в правой руке - знамя. С плеч ее ниспадали складки шелкового одеяния, однако под ними была видна кираса. При ближайшем рассмотрении можно было обнаружить, что вся передняя часть фигуры была утыкана шипами остриями наружу. Ее руки имели шарниры и их движение обеспечивалось механизмом, расположенным за перегородкой, в теле железной девы. Одному из слуг инквизиции было приказано показать статую в действии (en manoeuvre, как выразился генерал). Дева медленно раскрыла объятия, будто бы собиралась нежно прижать кого-нибудь к груди. Вместо человека ей подсунули до отказа набитый ранец польского гренадера. Статуя прижала его к груди, и когда по приказу генерала слуга инквизиции разомкнул ее руки, все увидели, что шипы прокололи ранец на глубину двух-трех дюймов, и тот так и остался висеть на груди железной девы из Толедо.

(«Анекдоты Перси», Рьюбен и Шольто Перси,

Лондон, 1820–1823)

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

Дева (др. - инд.) - «бог» - класс богов, распределяемых по трем космическим сферам: небесные - Дьяус, Варуна, Митра и др. адитьи, Сурья, Савитар, Пушан, Вишну, Вивасват, Ушас, Ашвины; атмосферные - Индра, маруты, Ваю, Вата, Трита, Аптья, Апам, Напат, Матаришван, Ахи Будхнья, Аджа

Из книги Энциклопедический словарь (Т-Ф) автора Брокгауз Ф. А.

Толедо Толедо (Toledo, дат. Toletum) – гл. гор. испанской провинции того же имени, на правом бер. р. Того. Окружен зубчатыми стенами; внутри представляет сеть узких, кривых, иногда круто поднимающихся в гору и темных улиц и переулков. Построенный королем Альфонсом Х в XIII стол., на

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТО) автора БСЭ

автора Брайен Лейн

ДЕВА По словам историка Пеннанта, дева появилась в Шотландии стараниями регента Мортона, который подсмотрел ее устройство в Галифаксе (см. Галифакская машина). По внешнему виду она похожа на мольберт художника. Это сооружение высотой в 10 футов имеет внизу, на высоте 4

Из книги Пытки и наказания автора Брайен Лейн

ЖЕЛЕЗНАЯ ДЕВА ИЗ НЮРНБЕРГА Пожалуй, самым печально знаменитым инструментом казни, попавшим в народный фольклор, является железная дева из Нюрнберга. В стране, где она родилась, ее называли Eiserne Jungfrau. Однако и испанский город Толедо претендует на первенство в изобретении

Из книги Год Белки. Зодиакальный прогноз 2012 автора Глоба Павел Павлович

автора Борщ Татьяна

Дева В июне вы окажетесь слишком требовательны к своему окружению. И если не снизить планку, то конфликтов не избежать.Работа, карьера, бизнес. В июне вы – на пике профессиональной активности и вправе рассчитывать на признание за уже достигнутые результаты. Однако не все

Из книги Гороскоп для всей семьи на 2016 год автора Борщ Татьяна

Дева Июль – прекрасный период, чтобы проявить себя в качестве лидера и обзавестись союзниками. А они вам сейчас необходимы!Работа, карьера, бизнес. В первой декаде месяца вы будете с трудом решать проблемы прошлых месяцев. По-прежнему речь идет о финансах, а оппоненты все

Из книги Гороскоп для всей семьи на 2016 год автора Борщ Татьяна

Дева У вас всегда есть четкий график и надолго расписанные планы. Однако в этом месяце позвольте себе шаг в сторону – такая возможность у вас есть.Работа, карьера, бизнес. Август идеален для отдыха и различных семейных мероприятий. Но если вы не можете жить без работы, то

Из книги Гороскоп для всей семьи на 2016 год автора Борщ Татьяна

Дева Ближайший период благоприятен, но очень уж беспокоен и суетлив. Помимо большого объема работы придется еще и крепко потрудиться, чтобы обрести баланс между работой и личной жизнью.Работа, карьера, бизнес. В сентябре вы завершите важный проект и можете готовиться к

Из книги Гороскоп для всей семьи на 2016 год автора Борщ Татьяна

Дева Ваши позиции укрепляются, но это нравится не всем. Поэтому поступайте как опытный полководец – наступая, все время контролируйте свои тылы.Работа, карьера, бизнес. Большая часть месяца очень благоприятна. Вы завершаете важный проект или его основную часть и вправе

Из книги Гороскоп для всей семьи на 2016 год автора Борщ Татьяна

Дева На вас возлагают большие надежды, но иногда они чрезмерны. Вас это тяготит – в самом деле, доколе?Работа, карьера, бизнес. В целом ноябрь для вас удачен. Вы интуитивно выберете оптимальные решения и сможете донести их до партнеров. Отношения с коллегами из других

Из книги Гороскоп для всей семьи на 2016 год автора Борщ Татьяна

Дева Весь месяц вы можете разрываться между семейными делами и рабочими обязанностями. И там, и здесь без вас – ну просто никуда!Работа, карьера, бизнес. Месяц неплох для завершения старых проектов и внесения корректив в новые дела. Работы будет много, но она потребует не

Из книги Огородный календарь автора Вязникова Татьяна В.

Из книги Мадрид. Эскориал, Сеговия, Толедо. Путеводитель автора Бюшер Тобиас

**Толедо В неповторимом облике города **Толедо (Toledo) (10) запечатлелись следы многих культур. От римлян ему достались руины цирка и покровительница, святая мученица Леокадия, жившая в эпоху Диоклетиана. Во времена вестготов, с VI века, Толедо был столицей королевства. Здесь

Замок Сейт. 1654 г.

Тяжелая штора из темно-фиолетового плотного атласа, расшитого золотой нитью, трепетала от ветра, врывающегося в распахнутое настежь окно. Точно живая, она билась о стену, покрытую изысканным мозаичным узором. Этот звук напоминал хлопанье крыльев смертельно раненой птицы, отчаянно стремящейся взлететь, но обреченной умирать, истекая кровью.

Надо было бы закрыть окно, но никто из присутствующих в огромных покоях древнего замка даже не попытался это сделать.

В неясном полумраке их лица были едва различимы. Все четверо стояли возле небольшого мраморного возвышения с золотой купелью на самом верху.

Они ждали.

Их взгляды были прикованы к плотно закрытой двери, ведущей в покои. Они были совершенно не похожи друг на друга: старик с гладкой кожей младенца и глубоко запавшими глазами, в странной одежде, напоминающей птичье оперение; старуха с длинным крючковатым носом, морщинистой шеей и торчащими во все стороны седыми космами, закутанная в парчу и бархат, которые только подчеркивали ее уродство, две молодые девицы с лицами блудниц, разодетые в прозрачные ткани.

Они были разными. И все-таки кое-что объединяло их: выражение нетерпения, едва сдерживаемой страсти, написанное на всех, без исключения, лицах.

Откуда-то слева донесся едва различимый стон или вздох, тихий, почти неуловимый для человеческого уха. Казалось, он шел из глубины отвратительной бронзовой статуи, возвышающейся в центре залы. Фигура напоминала грубо слепленное тело какого-то божества, вероятнее всего – женщины, уродливая голова которой была увенчана подобием диадемы, в которой таинственно мерцали настоящие драгоценные камни. Одна из девиц повернула было голову на звук, но лишь на мгновение, потом она снова уставилась на дверь.

Секунду спустя дверь бесшумно отворилась, пропуская хрупкую женскую фигурку, полускрытую темным покрывалом. Она замерла на пороге, словно в нерешительности, затем легкая ткань соскользнула с плеч и плавно опустилась к ногам прелестной, как ангел, девушки, почти девочки.

Медленно, точно во сне, она сделала шаг по направлению к купели. Затем еще один, и еще. Она двигалась вперед, будто повинуясь приказу, слышному только ей одной, юное, прекрасное тело светилось в полумраке нежным перламутровым светом. Тяжелые, густые волосы волочились за ней по полу, точно золотой шлейф. Широко распахнутые глаза были устремлены куда-то вдаль, за пределы комнаты.

Девушка подняла ногу и поставила ее на мраморную ступеньку. Поднявшись к купели, она осторожно перешагнула через низкий борт и все так же медленно легла, вытянувшись во весь рост.

В полной тишине раздалось глухое бормотание старика, непонятный, пугающие слова срывались с его губ, эхом отдаваясь в каждом уголке огромных покоев.

Розовая кожа юной красавицы окрасилась в красный цвет. Свежая, теплая кровь, которой была наполнена купель, скрыла прекрасное тело.

Голос старика становился все громче, его глаза загорелись дьявольским огнем и наконец произошло то, чего все ожидали с таким нетерпением – кровь в купели заколыхалась, забурлила и захлестнула девушку с головой.

В этот момент все, кто стоял у подножия купели, в едином порыве издали что-то вроде стона, выражающего высшую степень наслаждения. Этот звук был гораздо громче того тихого всхлипа, который донесся со стороны бронзовой статуи…

ГЛАВА 1

Я сидела на жестком неудобном стуле который, ко всему прочему, отчаянно скрипел и испытывала непреодолимое желание задрать голову вверх и завыть на луну. Ну и что, что за окном – жаркий августовский день и вовсю светит солнце. Мне было так тошно, что я прекрасно обошлась бы и без ночного неба.

В просторной аудитории стоял ровный гул голосов, десятки мальчишек и девчонок, вчерашних школьников, сновали мимо меня, как мальки на отмели. Уже пять дней я смотрела на них и все отчетливее понимала, что стала совсем взрослой. Еще вчера я была моложе всех и умнее многих, а теперь… Вон их сколько вокруг: все моложе меня, и ум мой, увы, уже можно считать обычным жизненным опытом. А ведь мне всего двадцать четыре. Или уже?

Подошел серьезный паренек с намечающимся пушком над верхней губой и протянул тоненькую стопку листочков. Так… Посмотрим: аттестат, справка, анкета… Вроде все в порядке. Я занесла его данные в журнал и отложила бумаги в сторону. И так – целый день. Заканчивался срок, отведенный для приема документов, и абитуриенты шли сплошным потоком с утра до вечера.

А еще эти вечные глупые вопросы! За пять дней я сто раз отвечала, что в графе «образование» нужно писать «среднее», тысячу – что мать, торгующую на рынке китайскими шмотками, лучше назвать частным предпринимателем и миллион – что вместо ответа на вопрос о семейном положении надо ставить прочерк, а не перечислять всех имеющихся бабушек и дедушек. И кто только придумал этот вопрос? Откуда у этих малявок мужья и жены, хотя… Да, на сегодняшний день, пожалуй, вопрос актуальный. Акселерация!

Очередная абитуриентка прервала мои размышления и все по новой: аттестат, заявление, анкета, справка… Стоп, а где справка? Я еще раз пересмотрела лежащие на столе листочки. Так и есть, справки из поликлиники не хватало. Пришлось терпеливо объяснять хлопающей глазами толстушке с расстроенным личиком, что без формы У-86 документы принимать не положено. Девчушка, закусив губу, выслушала меня и отошла, понурив голову. Бедняга. Интересно, успеет достать справку или нет? Сейчас в поликлиниках жуткие очереди. Хорошо бы успела.

Я вздохнула, радуясь небольшой передышке.

Когда полгода назад я, Лиза Локтева, приняла решение переехать в этот город, мне казалось, что я поступаю правильно. Собственно говоря, так я думала и сейчас. После неприятного происшествия, в которое я угодила прошлым летом, слишком многое изменилось в моей жизни, что-то ушло из нее. Наверное, именно тогда я окончательно повзрослела.

Но и здесь, на новом месте, все оказалось не так-то просто. Квартиру я менять не стала, в ней осталась Зинка, девчонка-беспризорница, с которой я познакомилась в тот страшный период и которой была обязана спасением собственной жизни. Зинка отговаривала меня от переезда, испробовав для достижения своей цели все мыслимые и немыслимые способы. Но я твердо решила, что должна сменить обстановку, чтобы разобраться в себе и в том, как дальше относиться к жизни.

На новом месте я быстро нашла жилье, обзавелась многочисленными знакомыми и даже серьезным поклонником, вот только с работой не везло. У себя я считалась довольно известным художником и недостатка в заказах не испытывала.

Здесь все было по-другому. За шесть месяцев мне не удалось обзавестись ни одним более-менее постоянным клиентом, зато пришлось убедиться, что город буквально кишит безработными талантливыми художниками, в том числе и теми, кто работал в моей области, а именно – в книжной иллюстрации.

1
Loading...Loading...