Куда и почему исчез таинственный сибирский город Мангазея? Что такое Мангазея? Первый русский заполярный город XVII века в Сибири. Новая Мангазея Чем была известна мангазея в 17 веке

По сибирским меркам, Таз – не особо крупная река. К тому же, в сравнении с обскими, ее берега сегодня выглядят почти девственно пустынными: на протяжении более 300 км километров, отделяющих устье Таза, где стоят поселки Тазовский (райцентр), Газсале и Тибейсале, до другого райцентра – поселка Красноселькуп, населенных пунктов не встретишь. Но есть на этом отрезке водного пути урочище, представляющее собой предмет особой гордости местного населения: проплывая мимо него, экипажи судов салютуют протяжной сиреной. Урочище расположено в устье небольшой речки - правого притока Таза, близ практически заброшенного поселка Сидоровск. Ненцы называют это место Тахаравыхард – «Разрушенный город», а в исторических источниках оно известно как Мангезея.

Еще в XIV веке поморы именовали местность к востоку от Оби «Мангазеей» - по названию одного из местных самодийских племен. Чуть позже появилось название «Златокипящая Мангазея» - из-за богатств этого края, прежде всего пушнины. Позднее так стали называть и город. Удачный рейс в эти края, занимавший обычно два года, мог обеспечить какого-нибудь устюгского купца на долгие годы. Во второй половине XIV века на р.Таз, около впадения маленькой реки Осетровки, появилось небольшое зимовье и промысловый стан. Сюда приходили на морских судах – кочах с запада, с Онеги, Двины, Пинеги, Мезени за соболевыми и куньими шкурками, моржовым клыком, мамонтовыми бивнями.

Богатый край не мог долго оставаться вне сферы интересов государства. Уже в 1600 году из Тобольска с целью основания городка-крепости на р.Таз были посланы князья Мирон Шаховской и Данила Хрипунов с сотней казаков. Судьба этой экспедиции была печальной – после того, как в шторм на Тазовской губе несколько кочей было разбито, отряд подвергся нападению воинственных ненцев, отбросивших тобольцев назад к Оби. В следующий, 1601 г, новый отряд Василия Мосальского и Савлука Пушкина все-таки поднялся по р.Таз, и в начале лесной зоны, на месте промыслового зимовья, поставил Мангазейский острог.

Острог стоял на высоком холме. Там располагались воеводский двор, съезжая изба (в которой велись дела) и тюрьма. Вскоре около него стал образовываться посад – избы промышленников, амбары, ремесленные постройки. Богатство этого края как магнитом притягивало людей – каждый год несколько караванов, за короткую летнюю навигацию, приходило сюда с запада путем, известным как «Мангазейский морской ход». Шли вдоль полярного побережья, переваливаясь через Ямал по волоку между реками Мутная и Зеленая (ныне – Мордыяха и Сеяха) чтобы не обходить его северную оконечность, обычно закрытую льдами. В Мангазею везли продукты, металлические предметы, обменный материал для местного населения (ножи, зеркала и бусы). Назад кочи уходили на следующий год, после зимовки, нагруженные мехами. Так как меха весили гораздо меньше, нередка была ситуация когда из трех пришедших кочей один продавали в Мангазее – многие постройки города были сделаны из кочевых досок и бревен.

Уже к 1610 г. острог был заменен деревянным кремлем с четырьмя угловыми башнями и одной проезжей. Мудрые строители отделили его от посада свободным от строений 40-50 метровым полем, что впоследствии спасло посад от пожара в кремле, а кремль – от пожаров в посаде. В отличие от других подобных поселений Сибири, мангазейский посад не был огражден тыном – местные жители явно не пытались напасть на Мангазею (во всяком случае, в ее истории не известно ни одной подобной попытки).

В 1619 г. царь Михаил Федорович, обеспокоенный бесконтрольными плаваниями англичан и голландцев в Белом и Баренцевом морях, а также их торговлей с поморами, запретил под страхом смерти плавание вдоль полярного побережья. На Ямальском волоке был поставлен отряд стрельцов, рубивший головы всем, кто пытался этим путем достичь Мангазеи. Запрет морского плавания изменил условия существования города. Пришлось налаживать снабжение с Оби, из Верхотурья и Тобольска, удлинился и усложнился путь к Мангазее. Со временем проблемы были решены, и этот северный «непашенный» город снова стал снабжаться так, как снабжался сам Тобольск: удивленные археологи находят ямы, забытые скорлупками лесного ореха (лещины), сливовыми и вишневыми косточками. Впрочем, вывозить «мягкое золото» стало менее выгодно, и впоследствии этот фактор сыграл свою роль в истории Мангазеи.

По разным данным, постоянное население Мангазеи составляло до 1200 человек, причем зимой как минимум удваивалось за счет зимующих между походами с «большой земли» и обратно. Десятки кочей из разных городов стояли вдоль берега р.Таз, по ее притокам – Ратиловке и Осетровке. Сбором ясака с местного населения и податей с купцов Мангазея довольно ощутимо пополняла московскую казну.

Несмотря на трудность и явную неэффективность, в заполярных условиях разводили кур, коров, лошадей. Улицы посада были замощены досками, что для заполярных русских поселений в то время было несомненной редкостью. В свободное время мангазейцы играли в зернь (кости) и даже шахматы. Правда борьба с азартными играми (в число которых шахматы тоже входили) в то время велась едва ли не более жестко, чем в наше время: играть можно было только в банях, или специальной избе на окраине посада. К нарушителям этого порядка применялись различные наказания, а сами предметы игр отбирались и сбрасывались в специальную яму около приказной избы. Эту яму нашли при раскопках, результатом чего является крупнейшая коллекция средневековых шахматных фигурок.

В истории Мангазеи был только один случай, когда ее крепостные орудия по-настоящему заговорили. Первое время в Мангазею назначали не одного воеводу, а сразу двух – считалось, что один человек с таким сложным хозяйством не справится. В 1629 г. в город прибыли очередные двое воевод – Андрей Палицын и Григорий Кокорев. Их связывали старые разногласия, которые во время пребывания в Мангазее вылились в открытую вражду. Кокорев со сторонниками занял кремль, Палицын – посад. Трехлетняя борьба воевод с применением пушек и пищалей привела к тому, что значительная часть посада (гостиный двор, купеческие амбары и т.д.) была разрушена. Встревоженный многочисленными жалобами-доносами царь отрядил тобольского дьяка изучить ситуацию на месте, а Палицына и Кокорева отозвал в Москву. Они не понесли никакого наказания, однако после этого случая в Мангазею стали назначать только одного воеводу.

После отъезда сварливых воевод город довольно долго залечивал раны, но новый удар был нанесен ему катастрофическим пожаром 1642 г., в котором сгорел кремль вместе со всеми постройками. После пожара кремль был восстановлен на том же самом месте.

Причина оставления Мангазеи населением до сих пор достоверно не установлена. Запрет морского пути сыграл здесь свою роль, но он не был определяющим. Высказываются предположения что поголовье пушного зверя в бассейнах Пура и Таза уменьшилось из-за интенсивного промысла, а как транзитный транспортный узел с Енисея на Обь Мангазея была не очень удобна. Возможно, что на это наложилось и обострение отношений с местными племенами. Так или иначе, в 1672 году стрелецкий гарнизон был переведен на Енисей, где была основана Новая Мангазея (район нынешнего г.Туруханск). За стрельцами последовали и жители посада. Река Таз опустела.

В приполярном климате здания города разрушались очень долго. Некоторое время после того, как Мангазея была брошена, на этом месте стояло ясачное зимовье, потом рыбацкий стан. Еще в начале XX века на городище можно было увидеть остатки стен и одну башню. Сейчас на месте Мангазеи – покрытая редкими деревьями и высокотравьем поляна. Нетронутые археологами обвалившиеся здания посада образуют небольшие холмики, внизу которых под травой можно обнаружить несгнившие еще бревна нижних венцов срубов. Продолжается начатое в 1960-х годах экспедицией М.И.Белова археологическое изучение этого места.

Если вам доведется побывать в Мангазее, обязательно посмотрите на нее с реки – на стройные ели на высоком обрыве. Представьте на месте их башни и стены кремля, а правее – там, где берег понижается к устью Мангазейки (так теперь называется Осетровка) – здания посада с высокой башней гостиного двора, украшенной часами.

Мангазея прожила короткую для города жизнь – всего 71 год. Но ее значение для освоения огромных пространств севера Сибири трудно переоценить. Крупнейшие в мире газовые месторождения – Уренгойское, Медвежье, Заполярное, Русское, находятся на территории России. И в этом немалая заслуга принадлежит забытому ныне маленькому заполярному городу.

Будут еще праздники на мангазейских улицах – путешественников, археологов, туристов. Счастлив будет тот, кто увидит ее великолепные руины!

Мангазейское городище в 2007 г.

Бревна кремля.

Реконструкция Мангазеи, выполненная экспедицией М.И.Белова.


Столб на слиянии Таза и Мангазейки.

Древняя гавань. Раньше уровень воды был выше, и здесь стояли поморские кочи.

Следы раскопок.

Более вкусной красной смородины мы не встречали за все время экспедиции.

Извлеченная археологами деталь коча - форштевень или ахтерштевень. Длина около 2 м, вес более 100 кг.

Доски бортового набора в кочах пришивались еловым корнем.

Таким видели Таз мангазейские воеводы.

Берег под городищем. Здесь иногда можно найти монеты и другие предметы.

Эрозия берегов разрушает Мангазею. Выходящая на реку стена кремля вместе с двумя башнями уже обрушилась в реку. По всему берегу попадаются торчащие из обрывов бревна и доски.

Лагерь археологов. Эта группа работает на Мангазее уже седьмой год.

Крест на месте главного храма Мангазеи - Троицкой церкви.

Общий вид городища.

Бревна кремля.

Иногда можно найти вырубы, по которым складывались постройки.

Это поле отделяло кремль от посада.

Здание разрушено, но под слоем травы можно еще увидеть несгнившие бревна нижних венцов.

Закат над островом.

Вид Мангазейского городища с реки.

Кремль. Вольная реконструкция)

Россия, Сибирь, Легендарная Мангазея. Село Туруханск.

Мангазея- первый русский город Восточной Сибири, основан в 1600 году на правом берегу реки Таза, вел значительную торговлю и считался главным пунктом Нижне-Енисейского края, после двух пожаров обеднел настолько, что во 2-й половине XVII века окончательно запустел.

Местоположение и проезд

Аллегорический город

Село на берегу реки Нижняя Тунгуска, приток Енисея.
Географические координаты : Широта 65°47′36″N (65.793214);Долгота 87°57′33″E (87.95917).
Проезд из Москвы: самолетом до Красноярска-4 час. 30 мин, далее самолетом до аэропорта Туруханска-2 час. 30 мин или из Красноярска по Енисею на речном транспорте (речной вокзал на берегу Енисея в г. Красноярск)

Проезд из Санкт-Петербурга:самолетом до Красноярска-4 час. 50 мин, далее самолетом до аэропорта Туруханска-2 час. 30 мин или из Красноярска по Енисею на речном транспорте (речной вокзал на берегу Енисея в г. Красноярск)
Расстояние от Москвы- 5500 км., от Санкт-Петербурга- 6200 км.

Что посетить.Краткая история и интересные места

Что посетить. Интересные исторические и географические объекты.
В селе существует вся инфраструктура современного населенного пункта: Школы, детские сады, магазины, аэропорт.
Краткая история и описание этих земель.

В описаниях голландских экспедиций, сделанных Яном ван-Линшотеном и опубликованных в 1601 году с весьма интересными картами того времени, говорится, что вторая голландская экспедиция, состоящая из 6 судов, нагруженных товарами и деньгами, прибыла к Югорскому Шару 19 августа 1595 года, где встретила лед. От русских промышленников и самоедского князька она собрала чрезвычайно интересные сведения, что лед в скором времени исчезнет и что лето продолжится еще 7 недель, и что иногда пловучий лед держится в проливе все лето, что зимой пролив замерзает, но море по обе стороны пролива не замерзает; наконец, что русские корабли, нагруженные товарами, ходят ежегодно через пролив этот мимо Оби на реку Енисей, где зимуют, что жители по реке Енисей православного вероисповедания. Вместе с тем самоеды дали экспедиции также верные сведения о дальнейших берегах Ледовитого океана, лежащих за Енисеем.

Экспедиции удалось вскоре выйти в Карское море, но увидев плавающий лед и боясь подвергать опасности от льдов суда, нагруженные дорогими товарами, суда решили вернуться в Голландию.
Уже тогда, очевидно, было развито широко торговое судоходство между северным побережьем России и сибирскими реками- Обью и Енисеем. Все это ясно показывает, что путь по Ледовитому океану вдоль северных берегов России в Сибирь по воде, был еще раньше пройден русскими промышленниками и торговцами. Трудно сказать, кто и когда прошел первым по этому пути, но вероятнее всего, что честь принадлежит предприимчивым и отважным новгородцам. Профессор Буцинский , автор книги «Мангазея и Мангазейский уезд» высказывает мнение, что морской путь в Мангазею известен был новгородцам и суздальским колонистам задолго до основания Архангельска и на основании некоторых исторических указаний считает, что новгородцы еще в 1364 г. ходили именно из устьев Северной Двины, Белым морем, Карским морем и речками полуострова Ямала в Обскую губу на реку Обь и воевали тамошних инородцев. Некоторые историки склонны относить начало этих плаваний даже к XI веку. В „Историческом описании Российской коммерции» Чулкова читаем: „жители Северной страны для получения мягкой рухляди как прежде, так и по построении города Архангельска, ездили на реку Обь и до Мангазеи». Новгородцы совершали плавание ради обдорских и тазовских или мангазейских самоедов, у которых был в изобилии драгоценный пушной товар. Лерберг, имея в виду упомянутые выше попытки голландцев и англичан в XVI и XVII век пробраться в Северный океан через Карское море, замечает: „каких трудов и несчастий избавились бы голландские и английские мореплаватели, отыскивая северо-восточный путь в Индию, если бы могли пользоваться гидрографическими познаниями, которые в Великом Новгороде известны были за несколько сот лет до того». Мангазея была известна русским и инородцам северной Руси задолго до завоевания в 1581 г. Сибири Ермаком , торговля и промыслы в тамошнем крае давно привлекали туда предприимчивых людей. Но Московское правительство долгое время об этом ничего или очень мало знало, и только в самом конце XVI века до него начали доходить на этот счет разные сведения. На основами летописных данных известно, что в 1598 г. Царь Феодор Иоаннович отправил в Мангазею и на Енисей Федора Дьякова с товарищами для «проведания» этих стран и для обложения тамошних инородцев ясаком (натуральный налог, который до середины XIX в. народы Сибири платили преимущественно пушниной). Дьяков возвратился в Москву в 1600 г. Конечно, торговые люди, продолжает проф. Буцинский, проведали о посылке Дьякова и знали, чем она должна кончиться: правительство построит город в Мангазее, и тогда их вольной торговле в том краю настанет конец. И вот они, забегая вперед, в 1599 г., просят Царя Бориса „пожаловать их, разрешить им ездить для торговли и промыслов в Мангазею морем и рекою Обью, на реки Пур, Таз и Енисей и торговать «повольно» (Свободно, вольно, беспрепятственно) с самоедами, которые живут по тем рекам». Борис Федорович пожаловал челобитчиков,-разрешил им вольную торговлю в тех местах, но с тем, чтобы они выплачивали в государеву казну обыкновенную десятинную пошлину и не торговали заповедными товарами. Эта грамота дана в январе 1600 года.

Начальное расположение города Мангазея (по Карте Енисейской губернии (из Атласа Азиатской России 1914 года)

В следующем 1601 году, в царствование Бориса Годунова, был основан город Мангазея, в 200 верстах выше устья реки Таза, впадающей в Обский залив. Город этот в короткий промежуток, времени становится центром торговли, куда стекаются для менового торга отважные промышленные люди и торговцы со всей северной России.
Вся эта огромная территория, занятая Мангазейским уездом, соответствовавшая, приблизительно, нынешнему Туруханскому району, называлась тогда „заморской государевой вотчиной», и морской путь туда по „студеному морю» назывался „старым».
По описанию, город Мангазея имел 5 башен, а между ними стены, вышиною по полторы сажени (3 метра). в которых главным образом и ютились хаты местного населения. Внутри города было две церкви (Троицкая и Успенская), воеводский двор, съезжая изба, таможенная изба, гостиный двор, торговая баня, амбары, лавки и тюрьма.
Ежегодно там устраивалась ярмарка, когда торговые и промышленные люди с торгов и промыслов возвращались на Русь, и временно собиралось свыше двух тысяч человек приезжих гостей. Служилые люди, казаки и стрельцы, духовенство, толмачи составляли постоянное население города. Обороты торговли с Мангазеей для того времени доходили до крупных цифр, привозилось товаров на несколько сот тысяч рублей, много поступало средств и в государеву казну.
Кроме ясака, который собирался с инородцев мехами, были установлены разнообразные пошлины, крайне отягощавшие торговцев и промышленников, как-то: поголовные, амбарные, лавочные, поживотные, проезжие, отъезжие и др., но самая главная пошлина-это десятинная с промыслов, с купли и продажи всяких товаров и разных съестных припасов, которые торговые и промышленные люди привозили в Мангазею, за исключением хлеба, который пропускался безпошлинно. Потом была установлена пошлина и на хлеб, привозившийся сначала с Руси, но с развитием хлебопашества в Верхотурском, Туринском и Тюменском уздах доставляется по притокам р. Оби в Тазовскую Губу и Мангазею. В этих сибирских уездах в урожайные годы пуд муки стоил несколько копеек, а в Мангазее и Туруханске он продавался по 50 коп., по рублю и по 2 рубля.
Но кроме установленных пошлин крупною статьею денежных доходов в Мангазее была продажа вина и меду, там был открыт государев кабак.
Однако Тобольский воевода князь Куракин (в 1616 г.), не сочувствовавший торговым сношениям морем с Сибирью, начал писать в Москву, что „торговые и промышленные люди ходят кочами (Коч, в разных говорах — коча, кочмора, кочмара) – это судно, приспособленное как для плавания по битому льду, так и для волока.) от Архангельского города на Карскую губу и на волок в Мангазею, а другая дорога с моря в Енисейское устье большими судами, и что немцы нанимали русских людей, чтобы их от Архангельского города провели в Мангазею.
Сообщая в Москву сведения о морском пути в Мангазею, воевода князь Куракин высказывал свои опасения, что им могут воспользоваться немцы, „а по здешнему, государь», писал этот воевода: „по сибирскому смотря делу, некоторыми обычаи немцам в Мангазею торговать ездити позволить не можно; да не токмо им ездити (ездить), иное, государь, и русским людям морем в Мангазею от Архангельского города для немцев ездить не велеть, чтоб на них смотря немцы дороги не узнали и проехав бы воинские многие люди сибирским городам какие порухи не учинили».(не захватили бы землю).

По полученным на допросе воеводой сведениям- от Архангельского города ход к Мангазее близок: „по вся годы многие торговые и промышленные люди ходят кочами со всякими немецкими товарами и хлебными запасами и поспевают до Мангазеи в 4- 4 1/2 недели».
Эти донесения так всполошили московское правительство Михаила Федоровича , что в том же году было запрещено под страхом великой опалы и казни плавать этим путем в Мангазею и обратно, а всех торговых и промышленных людей приказано было направлять в Мангазею и из Мангазеи на г. Березов и Тобольск через Верхотурскую заставу. А одного из рассказчиков про немецких людей Еремку Савина даже велено „за то, что чает он по вся годы немецких людей приходу», бити батоги нещадно, чтобы, на то смотря, иным было неповадно воровством смуту затевать». Эти распоряжения, наносившие смертельный удар морской торговле и закрывшие сибирское северное поморье не только от Европы, но и от самой России, вызвали на имя Царя челобитную торговых и промышленных людей всех городов, которые ходят для торгов своих и промыслов в Мангазею. В челобитной своей они писали, - чтобы „их пожаловать, велеть им из Мангазеи к Руси и в Мангазею с Руси ходить позволить большим морем и через Камень по прежнему, чтобы им впредь без промыслов не быть, а государевой соболиной казне в их без торжищ и без промыслу в десятой пошлине убытку не было». И Царь пожаловал торговых и промышленных людей всех городов и велел им ходить с Руси в Мангазею и из Мангазеи на Русь большим морем и через Камень по прежнему; он велит только скрывать этот ход, чтоб об нем не проведали немцы.
Но воевода князь Куракин не успокоился на этом. В своих дальнейших отписках в Москву он продолжает настаивать на воспрещении плавать в Мангазею большим морем, так как невозможно будет пошлину собирать, поэтому необходимо направлять торговых и промышленных людей в Сибирь и обратно только сухим путем, через заставы. Тогда „государеве пошлине прибыль будет вдвое», и кроме того немецкие люди по следам русских могут пробраться в Мангазею и на Енисей и тогда государевой казне наверно будет ущерб. В заключение своей отписки князь Куракин добавляет, что о заказе государевом в сибирские и в поморские города к воеводам он писал, а „укрепится ль тот заказ или нет, и мне холопу твоему того неведомо, потому: места дальние, а поморские городы присуд не сибирский, и моих, холопа твоего отписок не слушают. И буде, государь, которыми мерами корабельной ход морем в Мангазею проищется, а мне бы в том от тебя государя в опале не быть».
Эти сообщения еще более испугали московское правительство, и в своих ответных грамотах оно приказывает: „а будет которые русские люди пойдут в Мангазею большим морем и учнут (начнут) с немцами торговать мимо нашего указу, а тем их не послушанием и воровством и изменою немцы или иные какие иноземцы в Сибирь дорогу отыщут, и тем людям, за то их воровство и за измену, быть казненным злыми смертьми и домы (дома) их велим разорить до основания».
Князь Куракин добился таким образом в конце концов того, что в 1620 году было повелело запереть морской ход в Сибирь и русским людям под страхом смертной казни, а для преграждения пути по волоку на реках Мутной (река Муртыяха) и Зеленой (река Сёяха) построить остроги.
„На остров Матвеев (Матвеев остров, Заполярный район, НАО, Россия, Широта: 69°27′58″N (69.466068); Долгота 58°31′53″E (58.531295) и и на Югорский Шар (пролив Югорский Шар, Заполярный район, НАО, Россия, Широта 69°43′33″N (69.725837); Долгота 60°33′56″E (60.56548) летом отправлялась стража, которая должна была собирать пошлины с промышленников и торговцев в пользу казны. Этот сбор производился с большими стеснениями и лихоимством. Такие меры имели до того гибельное влияние на русское, собственно, беломорское мореходство, что к концу XVII столетия не только купцы, но и зверопромышленники прекратили морские плавания на восток и даже на Новую Землю и ограничились только ближайшими водами».
С тех пор Мангазея быстро идет к упадку, становится мало кому нужной. Pусские торговцы и зыряне привозили на реки Таз и Енисей разные железные, медные, оловянные и деревянные изделия, мужские и женские рубахи, поношенные и новые, разноцветные зипуны английского и сермяжного сукна и пр. Плавания свои они совершали по Ледовитому океану без всяких морских карт, даже без компаса, на небольших судах-кочах, и между тем о крушениях на морском пути нет и помину. Весь путь морской из устьев Двины при благоприятной погоде совершался в один месяц, а если выплывали из Мезени, Пинеги, Печоры, то достигали Мангазеи гораздо скорее.
Для всех этих двинян, мезенцев, пинежан, устюжан, которые главным образом и вели там торговлю, морской путь был гораздо ближе и легче, чем тот, который установило московское правительство через Верхотурье и Тобольск. Одно только плавание из Тобольска до Мангазеи, при благоприятной погоде, требовало 8 недель, а при неблагоприятных условиях продолжалось и 13 недель, и суда часто терпели аварии в Обской губе. Да сколько еще нужно было времени для жителей северных губерний, чтобы добраться с товарами до г. Тобольска.

К концу царствования Михаила Федоровича торговля города Мангазеи значительно пала. К тому же и местные промыслы сократились: соболи и бобры опромышлялись, начали создаваться новые торговые центры. Наконец и некоторые случайные обстоятельства имели большое влияние на падение города Мангазеи, а именно: с 1641 г. и до 1644 г. в этот город не пришло ни одной кочи с хлебом: все они были разбиты бурями в Обской губе. И в Мангазее настал великий голод. К довершению несчастья в 1643 г. город почти весь выгорел: сгорели воеводский двор, государевы амбары, съезжая изба, некоторые городские стены, а оставшиеся от пожара постройки были или разломаны, или раскрыты.
Хотя из Казанского дворца и шлются распоряжения возобновить, построить погоревшие здания, но исполнить приказ оказывается уже невозможным, - не под силу для местного населения, которого, как оказалось, оставалось небольшое число: „нас служилых людишек всего 94 человека, отвечали в Москву, да из них 70 человек посылаются на государевы службы по ясачным зимовьям и с ясаком в Москву, 10 человек сидят в тюрьме и остается в Мангазейском городе для сбережения государевой казны всего 14 человек. Да и те, за не приходом судов с провиантом, терпят голод и разбегаются. Существование Мангазеи приносило уже один только вред торговым и промышленным людям, лишнюю тяготу, попадать в нее сделалось более доступным кружным путем, через Енисейск и Туруханск, чем через Обскую губу; между тем московское правительство продолжало сохранять этот город до самого 1672 года, когда он, наконец, был перенесен к устью р. Турухана на Енисее. В нынешнем Туруханске и в селе Монастырском при впадении реки Нижней Тунгуски в р. Енисей сохраняются и некоторые реликвии старой Мангазеи.

Башня при Туруханской церкви, где висят голландские колокола, привезенные из Мангазеи

И по настоящее время можно видеть на высокой, отдельно стоящей деревянной колокольне при церкви в Туруханске колокола, перевезенные из Мангазеи и доставленные туда, без сомнения, северным морским путем с голландской надписью следующего содержания „Anno 1616 haeccampana svmtibrei pvr peclesemens estoflata honore dei et bsannae» (с голландского перевести не удалось).
Мангазея перестает существовать, и совершенно исчезает с лица земли торговый город. На месте старой Мангазеи находится лишь небольшая построенная впоследствии часовня.
Что касается до значения Мангазеи в истории торговли сибирского края, то, как пишет князь М. А. Оболенский ясно видно, что она начинала уже занимать важное место, и, если бы не гибельная таможенная система, так деспотически господствовавшая над нашей древней торговлей, то нет сомнения, что Мангазея скоро стала бы одним из главных торговых пунктов Сибири. За это ручалось самое местоположение Мангазеи, исключавшее необходимость возить товары сухим путем и, напротив, представлявшее огромные выгоды водных сообщений, которые начинали уже становиться обыкновенными. Крайний север Сибири, говорит проф. Буцинский , Обдория и Мангазея был известен русским людям гораздо ранее, чем средняя или южная полосы этого края. А между тем в историческом отношении упомянутая местность для многих и очень многих-terra incognita, неведомая земля, покрытая мраком глубокой старины. И не удивительно Обдорск, но крайней мере, напоминает ныне существующий город Обдорск, а Мангазея давным давно сошла с географических карт. Та часть Сибири, которая в XVI и XVII веках известна была под именем Мангазеи, ныне ничем не обращает на себя внимания; поэтому глухому, неприветливому краю в настоящее время только бродят со своими оленями и собаками самоеды. А в старину было время, когда в этом крае кипела жизнь, процветали торговля и промышленность, доставлялись большие выгоды и московским Царям, и их подданным: о нем когда-то говорили, как говорят о стране, текущей медом и млеком. Ведь Мангазея в старину это золотое дно, своего рода Калифорния, куда жадно стремились за добычей драгоценного пушного зверя жители нынешних северных губерний: Архангельской, Вологодской, Пермской и др.
С воспрещением морских плаваний в Мангазею всякое морское торговое движение прекращается более чем на 250 лет, а северный морской торговый путь не только забыт, но исчезла даже вера в возможность плаваний по Карскому морю, считавшемуся впоследствии непроходимым ледником. „После экспедиции Вуда (1676 г.) плавания собственно с целью открытия северо-восточного прохода почти прекращаются, и наступает 200-летний промежуток до плавания Норденшельда на «Веге» в 1878- 1879 г.г., окончательно решившая этот вековой вопрос.

Замечательные люди Туруханска.
Суслов Иннокентий Михайлович -Историк и этнограф, минералог, общественный и политический деятель. Родился в семье дьячка и учительницы музыкальной школы.
Анатолий Седельников , поэт, погибший в годы войны под Люблином в Польше (1944 год).
Шестаков Юрий Григорьевич Заслуженный штурман-испытатель СССР (18.08.1977), полковник. Родился 20 апреля 1927 года в селе Торхан Заиграевского района (Бурятия). Детство провёл в городе Туруханск Красноярского края.
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий - С 1923 по 1925 год здесь отбывал ссылку выдающийся хирург и доктор медицины, лауреат Сталинской премии позже епископ Красноярский и Енисейский, причисленный Православной церковью к лику святых.
Ариадна Эфрон — С 1949 по 1955 год в Туруханск выслали дочь Марины Цветаевой Ариадну Эфрон.

История названия(топоним).
Название:

  1. По имени местного племени ненцев.
  2. Слово «Мангазея» скорее всего- испорченное сибирским произношением-«Магазин», здесь раньше был устроен запасной склад (магазин) для хранения провианта, выдаваемого бесплатно крещеным самоедам, но есть и другие объяснения.

Видео

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Фото и изображения


Современный вид на село Туруханск с берега Енисея.


Да, сегодня, спустя 400 лет, мало кому известно даже название Мангазея. А ведь когда - то, в середине 17 века М. была одним из самых крупных городов, находящихся за полярным кругом, в зоне вечной мерзлоты. И весь Таймыр, включая и современную территорию Норильского промышленного района, входил в состав Мангазейского уезда. История Мангазеи это начало нашей Норильской истории.

Для многих путешественников, отправлявшихся на север, "Земля Мангазейская" была сказочной страной. Об этой загадочной, полной зверья местности в народе на протяжении веков слагались легенды.

Легендарное Лукоморье, в сказках Пушкина, - это и есть часть обширной территории Мангазейской округи, побережье Обской губы. Вот она карта Лукоморья 17 века. Ее подлинник хранится в Голландии. Но автор, место создания и датировка неизвестны.

Чертеж "Море мангазейско с урочищи", как и вообще все русские чертежи того времени, развернут с юга на север. На чертеже составитель еще не разделяет Обскую и Тазовскую губу, по понятиям 16-17 веков это единое Мангазейское море.

Карта условна. Представленные на ней территории не совпадают с изображениями на современных картах. Но не смотря на неточности древний чертеж содержит не только ценные физико - географические данные, но и необходимые этнографические и биологические сведения. На нем указаны глубины, цвет и характер воды, расселение ненецких племен и животный мир. В центре губы сделана надпись: "Вода пресна. Отдыхают трижды днем. Рыба в ней кит и белуга и нерпа". Современные ихтиологические исследования подтверждают эту характеристику.

Слово "Мангазея" зырянского происхождения. Оно означает "край земли" или "земля вблизи моря".

Поморским крестьянам путь в Мангазею был давно и хорошо известен. Мангазейский морской ход. - Арктический путь связывающий Поморье с Сибирью проходил вдоль побережья Печорского моря, через пролив Югорский шар в Карское море, пересекая Ямальский полуостров по системе рек и озер с запада на восток и выходя в Обскую и Тазовскую губу. Именно здесь у впадении р. Таз в Обскую губу поморскими промышленниками и купцами, по утверждениям историков, не позднее 1572 года был основан опорный пункт - Тазовский городок.

Это место было удобно и для стоянки поморских судов - кочей - главных ледовых кораблей того времени.

Глядя, на современные, мощные суда ледокольного класса, стоящие на причалах Дудинского порта. Невольно думаешь: это какими же мужеством и отвагой нужно было обладать, чтобы отправится в плавание по морям северного ледовитого океана на коче, таком утлом суденышке. Чертеж коча, созданный неизвестным средневековым автором помог воссоздать ученым внешний облик судна.

На лицевой стороне доски, обнаруженной при раскопках Мангазеи показано все судно, а на оборотной его отдельные части: бортовой набор и овальная линия обвода. Это не столько рисунок, сколько своеобразный строительный чертеж того времени. Пользуясь им, опытный плотник мог определить нужные ему пропорции главных частей судна, получить сведения о рулевом устройстве и ботовом наборе, расположить мачты.

Кочи появились на Руси на побережье Белого и Баренцева морей в 16 веке. Название судна происходит от понятия "коца", что значит ледовая защита. По ватерлинии судна набивались железные скобы, на которые намораживался лед. Оно как бы одевалось в ледяную шубу. Корабль имел корпус яйцеобразной формы. За эту особенность мангазейские кочи называли круглыми судами. При схождении льдов корпус судна выжимался на поверхность, не получая повреждений. Паруса шились из полотна и ровдуги, выделанной оленьей замши. Это были первые русские суда морского класса приспособленные для арктического мореплавания.

Небольшая грузоподъемность кочей, 6-8 тонн позволяла им плавать вдоль самой кромки берега, где вода долгое время, не замерзала. Это хорошо видно на картине художника С. Морозова "Землепроходцы петровского времени 1700г." Холст. Масло.

Заснеженные просторы Севера издавна привлекали к себе русских и иностранных путешественников. Одни из них, стремясь к неизведанному, жаждали новых открытий, другие искали славы, третьи способы быстрого обогащения. На протяжении многих веков Сибирь была и остается источником богатств, источником пополнения государственной казны.

Если сегодня главные богатства Сибири: рудные запасы, нефтяные и газовые месторождения, то в прошлом Сибирь славилась богатством пушных, морских и рыбных промыслов, обилием мамонтовой кости.

Мамонтовая кость в огромных количествах доставлялась в центральные области страны и за ее пределы. Изделия из нее пользовались спросом и на местном рынке. Из кости мамонта изготавливали пуговицы, предметы быта и детали оленьей упряжи: игла для плетения сетей, нащечники.

Товары, завозимые на север русскими купцами: предметы домашнего обихода, огнестрельное оружие (кремниевое ружье), украшения, бисер, крупные голубые бусины, которые на Руси назывались одекуем, стоили баснословно дорого и шли в обмен на мягкую рухлядь, шкурки пушных зверей, соболя, горностая, бобра, песца.

Обмен был явно неравноценным. Металлический котел стоил столько, сколько вмещал в себя шкурок соболя.

Дорогой бисер местными племенами использовался при изготовлении украшений и вышивки одежды.

Именно богатые собольи промыслы Мангазеиской округи, слава о которых распространилась по всей Руси, привлекают к себе внимания московского государя.

В 1600 г. царь Борис Годунов посылает на р. Таз и Енисей из Тобольска сотню стрельцов и казаков под предводительством князя Мирона Шаховского и стрелецкого головы Данилы Хрипунова. В Обской губе кочи попали в бурю, часть участников экспедиции погибла. Оставшиеся в живых подверглись нападению со стороны ненецких племен, издавна обитавших в Мангазейской округе, и вынуждены были вернуться обратно в Березов.

Позже, зимой Мирон Шаховской с небольшим отрядом на лыжах, вновь отправляется в поход в низовья Таза, где летом 1601 года, на месте поморского городка зарубает острог.

У Мангазеи удивительная судьба с ее именем связаны многие славные страницы истории Руси и Сибири первые походы за Урал, географические открытя у самого Студеного моря, развитие торговли и промыслов в тайге и тундре.

Судьба была немилостива. Недолго просуществовал северный город. Через 70 лет он был оставлен жителями и вскоре забыт.

Планомерные археологические исследования легендарной Мнгазеи начались по инициативе Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Комплексная историко-географическая экспедиция под руководством доктора исторических наук профессора Белова в течение нескольких полевых сезонов исследовала культурный слой, и остатки деревянных сооружений городища площадью более 3 гектаров...

Участникам экспедиции пришлось приложить немало усилий, так как вся площадь памятника была покрыта мощным слоем дерна, поросла лесом и кустарником.

"Нырните в воду, ледяные змеи.

Раздвинься ты, завеса снеговая,

Врата злато кипящей Мангазеи

Передо мной и вами открывая!"

Леонид Мартынов

Археологами было обнаружено свыше тысячи предметов, характеризующих жизнь древнего города. Итогом работ стала двухтомная монография М. Белова.

Находки экспедиции Белова позволили воссоздать картину большого русского средневекового города, насчитывающего около 500 строений, с богатыми воеводскими усадьбами, куполами церквей, ремесленными мастерскими и гостиным двором. С числом жителей до 2000 человек.

В 1607 году при воеводах Давыде Жеребцове и Курдюке Давыдове началось строительство городских оборонительных сооружений, состоящих из сплошных городен - клетей. К этому времени относится и строительство пяти башен кремля. В которых несли службу стрельцы, наблюдавшие за Мангазейской округой. В состав Мангазейского гарнизона входило 100 стрельцов.

За стенами кремля, общая протяженность которых составила более 280 метров находились приказная изба - администрация воеводы, стрелецкие сторожки, воеводские усадьбы, зеркально отражающие одна другую. В отдаленные русские города назначались по два воеводы одновременно.

Останки воеводского двора обнаруженные при раскопках.

Здесь же разместилось одно из самых значительных культовых сооружений города - пятиглавая Троицкая церковь. Церковь играла значительную роль в жизни города. Она являлась хранительницей царской казны и в то же время заимодавцем давала средства жителям посада на развитие торгов, промыслов и ремесел.

Под полом церкви археологами были обнаружены захоронения. Погребения производились на месте сгоревшей церкви еще до повторного строительства. Такова традиция. Впоследствии Михаил Белов, на основании архивных документов предположил, что здесь были захоронены люди знатного происхождения воевода - Григорий Теряев, его жена, кто-то из приближенных, две его дочери и племянница.

Они погибли, возвращаясь осенью 1643 года из Тобольска, с караваном, груженным хлебными запасами для голодающей Мангазеи. Григорий Теряев пытался доставить по морскому пути хлеб, пожертвовав ради этого не только своей жизнью, но и жизнью своих близких.

На протяжении всего периода своего существования М. Являлась центром русской культуры и православия на севере страны.

До сих пор жива в народной памяти легенда, связанная с еще одним культовым сооружением города. В начале 20 века верующие посещали на городище строение часовней Василия Мангазейского. Имя Василия Мангазейского в Сибири 17-18 веков было широко известно, как имя защитника бедных и обездоленных. Это был культ промышленников-землепроходцев.

Легенда рассказывает: Василий отрок работал по найму у злого и свирепого Мангазейского богача. Однажды в доме у купца случилась кража, о чем он донес воеводе, обвинив в воровстве Василия. Расправа не замедлила свершится. Обвиненного пытали в кремле, в съезжей избе, но он начисто отрицал свою вину. Тогда рассвирепевший купец, ударив мальчика в висок связкой ключей, убил его.

Чтобы скрыть убийство, купец и воевода решили захоронить тело в наскоро сколоченном гробу, на пустыре. Позднее, спустя много лет, после грандиозного пожара 1742 года, когда горела почти вся Мангазея. Гроб проломав вымостку вышел из земли наружу. Очевидно его выжила на поверхность мерзлота. Убиенного обнаружили.

На средства богомольцев на месте явления гроба была выстроена часовня.

В 60-х годах настоятель Туруханского Троицкого монастыря Тихон пытался тайно увезти мощи на Енисей. Но, по словам настоятеля, гроб поднялся в воздух и не дался ему. В легенде вымысел тесно переплетается с реально происходившими событиями. При раскопках археологами были найдены часовня, под развалинами которой обнаружилось культовое захоронение, с останками конечностей. Возможно поп Тихон все же увез часть скелета в Туруханск, оставив остальные кости в Мангазее, на месте захоронения.

Тайны церкви Троицы и часовни Василия Мангазейского оказались далеко не единственными в череде удивительных открытий и неожиданных сюрпризов открывшихся перед учеными, исследовавшими этот загадочный русский город. Но об этом мы расскажем в следующей передачи.

На территории посада находился двухэтажный гостиный двор, насчитывающий более 20 амбаров и лавок, наполненных товарами со всех концов света.

Вот в таком виде он предстал перед археологами.

Нет не даром по всей Руси, шла слава о Мангазее, как о злато кипящей землице. Торговля хлебом, заморскими и русскими товарами в обмен на пушнину приносила артелям купцов и промышленников баснословные барыши. Один рубль вложенный в экономику Мангазеи давал прирост в 32 рубля.

Ежегодно М. Выбрасывала на внутренний рынок страны до ста тысяч шкурок соболя на общую сумму 500 тысяч рублей. Доход, на тот период равный ежегодному доходу царского двора.

В городе, стоящем на берегу реки, особенно хорошо были развиты рыбные промыслы. Об этом свидетельствуют множество находок, характеризующих данный вид деятельности. Деревянные поплавки, берестяные грузила различных форм.

В Мангазее стоящей на вечной мерзлоте, не сеяли хлеб. Ежегодно в город приходили целые кораваны судов, груженных хлебными запасами, насчитывающие от 20 до 30 кочей. Но выращивали коз, овец, свиней. Разводили коров и лошадей. На лошадях передвигались только по городу, за пределами городских стен лежала болотистая тундра.

Не смотря на большие расстояния во времени и пространстве разделяющие древнюю Мангазею и Норильск явно прослеживаются, общие арктические черты, присущие облику этих заполярных городов. Древний город также, как и Норильск, стоял на вечной мерзлоте, на сваях. Не на железобетонных конечно.

Срубы домов устанавливались на слои замороженной щепы с берестяными прокладками, которая предохраняла их от влаги и способствовала сохранению мерзлоты.

Так, что первый опыт строительства домов на сваях принадлежит все же мангазейцам.

Ремесла: гончарное, кожевенное, косторезное.

Но главная сенсация Мангазеи - это находка литейного двора. На развалинах которого были обнаружены тигли - керамические горшки для плавки медной руды. Анализ найденных остатков меди произведенный в 1978 году в институте геологии Арктики показал, что в них присутствует никель.

В подлинном документе, заключении экспертизы медной руды, НН Урванцев доктор геолого-минералогических наук, один из первооткрывателей норильского месторождения приходит к выводу, что мангазейцы плавили карбонатную норильскую руду.

Окисные руды выходят на поверхность, легкоплавки, хорошо заметны благодаря зеленому или синему цвету. Ими пользовались еще люди бронзового века.

Мы находимся у подножия Норильских гор. Возможно, именно здесь, время от времени, добывалась в нужных количествах руда и вывозилась в Мангазею на оленьих упряжках. Несмотря на огромное расстояние в 400 км., между Норильским зимовьем, основанным предположительно в 20-30 гг. 17 века и Мангазеей, существовали в тот период довольно устойчивые связи.

Сегодня Норильский комбинат производит миллионы тон, меди, никеля, кобальта. А начало было положено еще в крохотных средневековых литейных мастерских и примитивных печах, не имеющих почти ничего общего с современными заводами- гигантами.

Предприимчивые мангазейские рудознатцы первыми предприняли попытку начать промышленное освоение норильского месторождения, еще за долго до строительства Сотниковской медеплавильной печи.

Мангазейская медь, выплавляемая в тиглях в очень малых количествах шла на всякого рода поделки и украшения: крестики, перстеньки, подвески, которые всегда пользовались широким спросом у местного населения.

Но Мангазея это не только ремесленный и культурный центр, это форпост продвижения русских на Север и восток Сибири. Отсюда, в поисках новых земель и пушных богатств отправлялись первопроходцы дальше, "встреч солнцу", на Енисей и Лену. Волоковые пути пересекали с запада на восток весь внутренний Таймыр.

В 1610 году русские торговые люди во главе с Кондратием Курочкиным проплыли вниз по Енисею, назвав вновь открытую землю Пясидой. Что значит безлесье. Именно так называли в прошлом наш полуостров. Местные племена обитающие на вновь открытых земелях были немедленно обложены данью - ясаком...

Сборщик ясака на Таймыре мангазеец Ивашка Патрикеев писал в челобитной царю Михаилу Федоровичу.

В 17 веке на Таймыре появляются первые русские поселения - Хантайка, Хатанга. Волочанка, Некоторые из них до ныне сохранили свои древние русские названия, как, например стоящее на волоке селение Волочанка.

Название местности Норильск и р. Норильская тоже, по мнению Урванцева, имеют старинное русское происхождение, "норилом" или "нырялом" у рыбаков называется гибкий шест, для подводной ловли рыбы. От слова "норило" реку стали называть Норилкой, а затем и город получает такое же название...

До сих пор время сохранило молчаливые свидетельства давно ушедших от нас эпох в виде следов волока в тундре или оставшихся от той поры предметов. Снимки сделанные на Таймыре участниками экспедиции Владимира Козлова, предпринятой в 1989 году, по инициативе Главного управления охраны памятников истории и культуры Министерства культуры России, свидетельствуют об этом более, чем красноречиво.

Встречаются останки старых промысловых изб и целых поселков, существовавшие в 17 веке и более позднее время, в виде развалин срубов с полу истлевшими бревнами или пластин деревянной черепицы. Следы некогда кипевшей здесь жизни.

С трудом верится, но нынешняя столица Таймыра Дудинка когда - то тоже начиналась с подобного зимовья, затерянного в бескрайних снежных просторах севера.

В 1667 году мангазейский стрелец Иван Сорокин поставил пониже Дудины реки ясачное зимовье. Вновь основанное поселение было одновременно удобной точкой для дальнейшего освоение новых земель на востоке.

Смещение торговых путей на Енисей и Лену хищническое истребление соболя в Мангазейской округе мздоимство и жадность воевод, настроивших против себя местные племена, привели к запустению и постепенному разрушению города. По инициативе воевод административная столица была перенесена в более безопасное место Туруханское зимовье, построенное магазейцами еще в 1607 году, и получила название Новая Мангазея.

В 1672 году по приказу царя Алексея Михайловича Мангазею покинул последний стрелецкий гарнизон. Город некогда гремевший своими подвигами, ремеслами и богатствами ушел в забвение.

источник http://www.osanor.ru/np/glavnay/pochti%20vce%20o%20taimire/goroda/disk/mangazey.html

Мангазея была первым русским заполярным городом, построенным на севере Западной Сибири. Этот город называли «златокипящей вотчиной», сюда стремились за непростым русским северным счастьем, которое строилось на труде и взимовыручке.

Великое продвижение русского народа в Сибирь окутано тайнами и легендами. Освоение Сибири - подвиг русских людей, перед которым бледнеют предприятия «разных Кортецов и Пизаров» в Америке. Одна из таких тайн связана с легендарной Мангазеей, сказочным городом, в котором жили предприимчивые поморы, отважные мореходы и землепроходцы, открывшие миру самый северный полуостров Евразии - Таймырский.
В конце XV и начале XVI вв. Сибирь активно осваивалась «неутомимыми трудами нашего нашего народа». И, как справедливо заметил М.В. Ломоносов, «поморские жители с Двины и из других мест, что около Белого моря, главное имеют участие».

В ходе движения поморов «встречь солнца» (на восток) на территории Сибири появляются постоянные селения - деревянные «крепостицы», зимовья и остроги. одним из первых таких городских поселений была Мангазея, построенная в низовьях реки Таза. Она стала первым заполярным морским и речным портом Сибири. И вел в нее Мангазейский морской ход. Так называли в те далекие времена первую арктическую магистраль, связывающее Белое и Баренцево моря с Карским.

Почему Мангазея?

Сказочное название, столь непривычное для русских городов, хранит свою тайну. Есть версия, согласно которой название «Мангазея» пошло от имени жившего в тех краях ненецкого племени Малгонзеи. По мнению историка Никитина, название молгонзея восходит к коми-зырянскому молгон - «крайний» «конечный» - и обозначает «окраинный народ». Мы не знаем точной даты основания города, примерно известно, что он существовал уже в начале XVII века.

В зимнее время на нартах, а в летнее на кочах, карабасах и стругах через полярные моря, болота и мелкие притоки в Мангазею приходили большие массы торгового и промышленного люда. Люди называли Мангазею «златокипящей государевой вотчиной», имея в виду ее пушные богатства. Ради них сюда стремились отважные торговцы и охотники, готовы были терпеть лишения, лишь бы потом разбогатеть.

Святые Русского Севера

Что же представлял собой этот «украсно украшенный» город? В нем имелись деревянная крепость-кремль, крепостная стена, посад, кладбище, три церкви, гостинный двор, «государевы житницы». Мангазея не отличалась от других рубленных средневековых городов поморского Севера. В этот приполярный край поморы принесли и память о святых Русского Севера: Прокопии Устюжском, Соловецких чудотворцах, митрополите Филиппе. Одна из церквей была возведена в честь почитаемых на Севере Михаила Малеина и Макария Желтоводского. Почитаемый по всему Поморью Николай Чудотворец имел свой придел в соборной Троицкой церкви. Был здесь и свой святой - Василий Мангазейский, который считался покровителем промышленного люда.

Церкви и другие постройки стояли на вечной мерзлоте, поэтому фундаменты зданий укреплялись на слое замороженной строительной щепы.

Мир

Мангазейская община («мир») отличалась от земских миров на родине поморов тем, что она объединяла не территорию, не волость и не уезд с постоянным населением, а тех торговых и промышленных людей, которые оказались в «златокипящей вотчине». Кто попадал в Мангазею становился своим. Суровый быт сплачивал людей.

Сведения о Мангазее очень отрывчатые, и больше покрыты тайной. Существовала и летопись Мангазеи, но пропала. Богатый город как быстро появился, так быстро и исчез. Его существование продлилось не более семидесяти лет. До конца не понятны причины, почему люди ушли отсюда в Новую Мангазею - Туруханск. Она как сказочный град Китеж исчезла, но сохранилась в памяти народной как край сказочного богатства, где сбываются мечты.

Мангазея была первым русским заполярным городом, построенным на севере Западной Сибири. Этот город называли "златокипящей вотчиной", сюда стремились за непростым русским северным счастьем, которое строилось на труде и взимовыручке.

Неутомимые труды

Великое продвижение русского народа в Сибирь окутано тайнами и легендами. Освоение Сибири - подвиг русских людей, перед которым бледнеют предприятия «разных Кортецов и Пизаров» в Америке. Одна из таких тайн связана с легендарной Мангазеей, сказочным городом, в котором жили предприимчивые поморы, отважные мореходы и землепроходцы, открывшие миру самый северный полуостров Евразии - Таймырский.
В конце XV и начале XVI вв. Сибирь активно осваивалась «неутомимыми трудами нашего нашего народа». И, как справедливо заметил М.В. Ломоносов, «поморские жители с Двины и из других мест, что около Белого моря, главное имеют участие».

В ходе движения поморов «встречь солнца» (на восток) на территории Сибири появляются постоянные селения - деревянные «крепостицы», зимовья и остроги. одним из первых таких городских поселений была Мангазея, построенная в низовьях реки Таза. Она стала первым заполярным морским и речным портом Сибири. И вел в нее Мангазейский морской ход. Так называли в те далекие времена первую арктическую магистраль, связывающее Белое и Баренцево моря с Карским.

Почему Мангазея?

Сказочное название, столь непривычное для русских городов, хранит свою тайну. Есть версия, согласно которой название «Мангазея» пошло от имени жившего в тех краях ненецкого племени Малгонзеи. По мнению историка Никитина, название молгонзея восходит к коми-зырянскому молгон - «крайний» «конечный» - и обозначает «окраинный народ». Мы не знаем точной даты основания города, примерно известно, что он существовал уже в начале XVII века.

В зимнее время на нартах, а в летнее на кочах, карабасах и стругах через полярные моря, болота и мелкие притоки в Мангазею приходили большие массы торгового и промышленного люда. Люди называли Мангазею «златокипящей государевой вотчиной», имея в виду ее пушные богатства. Ради них сюда стремились отважные торговцы и охотники, готовы были терпеть лишения, лишь бы потом разбогатеть.

Святые Русского Севера

Что же представлял собой этот «украсно украшенный» город? В нем имелись деревянная крепость-кремль, крепостная стена, посад, кладбище, три церкви, гостинный двор, «государевы житницы». Мангазея не отличалась от других рубленных средневековых городов поморского Севера. В этот приполярный край поморы принесли и память о святых Русского Севера: Прокопии Устюжском, Соловецких чудотворцах, митрополите Филиппе. Одна из церквей была возведена в честь почитаемых на Севере Михаила Малеина и Макария Желтоводского. Почитаемый по всему Поморью Николай Чудотворец имел свой придел в соборной Троицкой церкви. Был здесь и свой святой - Василий Мангазейский, который считался покровителем промышленного люда.

Церкви и другие постройки стояли на вечной мерзлоте, поэтому фундаменты зданий укреплялись на слое замороженной строительной щепы.

Мир

Мангазейская община («мир») отличалась от земских миров на родине поморов тем, что она объединяла не территорию, не волость и не уезд с постоянным населением, а тех торговых и промышленных людей, которые оказались в «златокипящей вотчине». Кто попадал в Мангазею становился своим. Суровый быт сплачивал людей.

Сведения о Мангазее очень отрывчатые, и больше покрыты тайной. Существовала и летопись Мангазеи, но пропала. Богатый город как быстро появился, так быстро и исчез. Его существование продлилось не более семидесяти лет. До конца не понятны причины, почему люди ушли отсюда в Новую Мангазею - Туруханск. Она как сказочный град Китеж исчезла, но сохранилась в памяти народной как край сказочного богатства, где сбываются мечты.

Loading...Loading...