Проблемные вопросы блока «Человек». Обществознание

Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Человек выступает как

организм (наделенный психикой);
индивид (принадлежащий роду homo sapiens);
индивидуальность (характеризующая отличие одного индивида от другого);
субъект (производящий изменения в окружающем мире, других людях и в себе самом);
носитель ролей (половых, профессиональных, конвенциальных и др.);
Я-образ (система представлений, самооценка, уровень притязаний и др.);
личность (системное социальное качество индивида, его персонализация, отраженная субъектность в других людях и в самом себе как в другом).

Человек является предметом изучения ряда наук: антропологии, социологии, этнографии, педагогики, анатомии, физиологии и др. Практически вся психология обращена к проблеме человека как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении. Объективно существующее многообразие проявлений Ч. в эволюции природы, истории общества и в его собственной жизни создало образы Ч., явно или скрыто существующие в культуре на определенных этапах ее развития.

В социологических, психологических и педагогических представлениях существуют следующие “образы Ч.”, оказывающие непосредственное влияние на исследование и практическую работу с людьми: “ощущающий Ч.” (Ч. как сумма знаний, умений и навыков; Ч. “как устройство по переработке информации”); “Ч. - потребитель” (нуждающийся Ч. как система инстинктов и потребностей); “запрограммированный Ч.” (в поведенческих науках - Ч. как система реакций, в социальных - как репертуар социальных ролей); “деятельностный Ч.” (Ч., осуществляющий выбор; Ч. как выразитель смыслов и ценностей). Образ “ощущающего Ч.”, наиболее ярко описанный Э.Б. де Кондильяком в виде статуи, рождающейся в ходе усвоения разных чувств, стал основой для разработки в XIX в. психологии сознания (В. Вундт), а во второй половине XX в. - когнитивной психологии. Последняя опирается на т.н. компьютерную метафору, согласно которой Ч. - это устройство по переработке информации.

Если в практическом человекознании, в т.ч. в педагогике, исходят из образа “ощущающего Ч.”, то личность сводится к сумме знаний, ее действия расцениваются как продукт прошлого опыта, а процесс воспитания личности подменяется убеждениями, уговорами, т. е. чисто словесными воздействиями. В результате преобладания подобного подхода в обучении и воспитании Ч. происходит процесс “обнищания души при обогащении информацией”. Образ Ч. как вместилища нужд, инстинктов и влечений утвердился в ряде направлений в психологии прежде всего под влиянием психоанализа.

Согласно З. Фрейду , развитие “нуждающегося Ч.” идет через непрекращающиеся конфликты, разыгрывающиеся одновременно во внешнем и внутреннем планах: во внешнем - между личностью и обществом, во внутреннем - между такими субстанциями личности, как Сверх-Я (социальные нормы, запреты, цензура совести), Я (осознаваемый мир личности) и Оно (неосознанные нереализованные и подавленные влечения). Многие направления - индивидуальная психология (А. Адлер), аналитическая психология (К. Юнг), неопсихоанализ (Э. Фромм и др.) исходили в своих представлениях из образа “Ч. нуждающегося”, выводя психологические закономерности из исследования динамики реализации и удовлетворения различных потребностей и мотивов.

Если в педагогике, в технологии обучения и воспитания опираются на образ “Ч. нуждающегося”, то невольно проектируется особый тип личности - интеллектуально пассивного потребителя информации. Образ “запрограммированного Ч.”, оформившийся в разных сферах человекознания, определяет представления о Ч. в социобиологии (развитие Ч. как развертывание генетических программ), бихевиоризме, рефлексологии и необихевиоризме (развитие Ч. как обогащение рефлекторных программ поведения), социологических и социально-психологических ролевых концепциях Ч. (поведение как разыгрывание усвоенных в ходе социализации ролевых программ и сценариев жизни).

Если трактовка Ч. в психологии основывается на образе “запрограммированного Ч.”, то воздействие так или иначе сводится к удачному подбору стимулов и подкреплений, на которые должны послушно реагировать “живые социальные автоматы”. Образ “Ч.-деятеля” - основа для построения культурно-исторической психологии, системно-деятельностного подхода к пониманию личности, гуманистического социального психоанализа и экзистенциальной логотерапии. Если концепции личности исходят из образа “Ч.-деятеля”, то личность понимается как субъект ответственного выбора, порождаемый жизнью в обществе, стремящийся к достижению целей и отстаивающий своими деяниями тот или иной социальный образ жизни, а в центр педагогического процесса ставится поиск оптимальных форм организации совместной деятельности и общения между людьми.

От образов Ч. в культуре и науке зависят как конкретные действия по отношению к нему, так и теоретические схемы анализа развития личности. Преобладание образов “ощущающего Ч.”, “нуждающегося Ч.” и “запрограммированного Ч.” во многом обусловило реальный факт несовпадения индивида, личности и индивидуальности и обособленное становление биоэнергетической, социогенетической и персоногенетической ориентаций человекознания. В центре внимания представителей биогенетической ориентации находятся проблемы развития Ч. как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга, органические побуждения и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе.

В основе созревания индивида лежат преимущественно потребностные процессы организма, которые изучаются в психофизиологии индивидуальных различий, психогенетике, психосоматике, нейропсихологии, психоэндокринологии и сексологии. Представители разных течений социогенетической ориентации изучают преимущественно процессы социализации Ч., освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций, формирование социального и национального характера Ч. как типичного члена той или иной общности.

Проблемы социализации, или, в широком смысле, социальной адаптации Ч., разрабатываются главным образом в социальной психологии, этнопсихологии, исторической психологии. В центре внимания персоногенетической ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации, личностного выбора, поиска смысла жизни. С изучением всех этих проявлений Ч. связана психология личности, разные аспекты которой освещаются в психоанализе, индивидуальной психологии и гуманистической психологии.

В обособлении биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений проявляется метафизическая схема детерминации развития личности под влиянием двух факторов - среды и наследственности. В рамках историко-эволюционного подхода разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития Ч. В этой схеме свойства Ч. как индивида рассматриваются как “безличные” предпосылки развития личности, которые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития. Социальная среда также представляет собой источник, а не “фактор”, непосредственно определяющий поведение Ч.

Будучи условием осуществления деятельности Ч., социальная среда несет те нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с которыми сталкивается индивид. Основаниями и движущей силой развития Ч. выступает совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение Ч. в мире людей, приобщение его к культуре. Через преобразование в своих поступках и деяниях мира, других людей и себя идет самоосуществление, самореализация и персонализация Ч.

  • Станислава Стариковская
  • 01.02.2017
  • 244230

  • Личные качества человека – это сложные, биологически и социально обусловленные компоненты личности. Собрав воедино все личностные качества человека, можно получить его полный психологический портрет. Качества личности принято разделяются на положительные и отрицательные. Что же это за качества и может ли личность состоять из одних только положительных качеств? Какими бывают качества личности Качества личности выражают особенности

    • Станислава Стариковская
    • 13.01.2017
    • 4721

    • Романтическое настроение – это и внутренняя установка и внешняя атмосфера романтики. Романтическое настроение, как и любое другое, создается собственными усилиями. Как создать романтическое настроение и атмосферу 14 февраля? Как создать романтическое настроение? В основе настроения всегда эмоции, в основе романтического настроения – восторг, радость, признательность, восхищение, нежность, страсть, счастье, любовь и другие положительные эмоции. Когда

      • Станислава Стариковская
      • 05.01.2017
      • 6736

      • Психологи утверждают: чтобы быть счастливым, нужно жить здесь и сейчас, радоваться жизни и любить ее. Время – понятие относительное и по сути человек живет все время только в настоящем моменте, оглядываться назад бессмысленно, что было, то прошло. Но жизнь конечна. Когда-нибудь все равно наступит момент, когда она вся (для отдельно взятого индивида) окажется в прошлом.

        • Станислава Стариковская
        • 23.12.2016
        • 5635

        • О направленности как структурном элементе личности впервые заговорили отечественные психологи (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, другие). Функции направленности личности во многом совпадают с функциями мотивации, так как направленность личности – это совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения и жизнедеятельности. Направленность как структурный компонент личности Человек становится

          • Станислава Стариковская
          • 21.12.2016
          • 10629

          • Что может быть общего у преступника и святого? Что может сделать объективно не слишком привлекательного человека секс-символом? Что не отказался бы получить каждый человек при рождении? Ответ – харизматичность! Вместе с тем, не все знают, что такое харизма и даже у ученых остается много сомнений по поводу этого феномена. Определение харизмы Слово «харизма» от греческого «милость, дар

            • Администратор
            • 20.12.2016
            • 6460

Тема: ЛИЧНОСТЬ

Человек, как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств, является личностью. Наряду с понятием личности мы используем такие термины как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны.

Индивид - конкретный человек, как представитель рода «homo sapiens», носитель предпосылок (задатков) человеческого развития.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально приобретенных свойств.

Личность – на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется и проявляется его социальная сущность.

Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической, природной его стороны. При этом имеется в виду достаточный уровень социальной зрелости - маленький ребенок или психически больной человек не могут считаться личностью.

Существенная трудность состоит в том, что между всеми нами очень много различий. Люди отличаются не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем 5 млрд. людей на нашей планете не встретишь 2-х в точности похожих друг на друга.

Термин личность (personality) происходит от латинского слова «persona», обозначающего маску, которую надевал актер во время представления в древнегреческой драме. По сути, этот термин изначально указывал на комическую и трагическую фигуру в театральном действии.

Сегодня в психологии существуют различные подходы к описанию и пониманию личности.

Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.

Личность – существо активное и сознательное. Она может выбирать тот или иной образ жизни: смириться с положением угнетенного или бороться против несправедливости, отдать свою жизнь обществу или жить личными интересами.

Структура личности.

Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру. В структуру личности обычно включают: способности – понимаются как индивидуально-устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности; темперамент – это психическое свойство личности, от которого зависит реакция человека на других людей и социальные обстоятельства; характер – это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека, его поступки, выражающиеся в его отношениях окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе; направленность – это такое психическое свойство личности, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности; волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей; эмоции – это переживание человека своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает; мотивация – совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности; самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей; самосознание – это образ себя и отношение к себе; самоконтроль – регуляция своей личностью своего состояния.

2. Биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия (труда), обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, творческой активностью и нравственно-этическими качествами (самосознанием).

3. Биосоциальное существо, т.е. живое существо, обладающее мышлением, сознанием и членораздельной речью, нравственно-этическими качествами, способностью производить орудия (труда) и пользоваться ими (в процессе общественного производства).

4. Высшая ступень (развития) живых организмов на Земле.

5. Высшая ступень развития жизни на Земле, социальное существо, производящее орудия труда, преобразующее природу, обладающее сознанием и членораздельной речью.

6. Высшее на Земле живое существо.

7. (Высшее) живое существо (организм), (в отличие от животного) обладающее мышлением (мысли) и речью, способностью производить орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного труда.

8. Высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесною речью.

9. Высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесной речью, нравственными понятиями и совестью.

10. Высший представитель отряда приматов.

11. Двойственное существо - природное и общественное.

12. Достаточно сложная информационная система, являющаяся элементом биосферы и основой её верхней, на настоящем этапе развития, ступени - общества.

13. Живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретённого.

14. Живое существо, в отличие от животного обладаюшее даром речи, мысли и способностью создавать и использовать орудия в процессе общественного труда.

15. Живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи, мысли и способностью производить орудия труда и пользоваться ими.

16. Живое существо, наделённое духом, душой и разумом.

17. Живое существо, наделённое духом, разумом и способностью к общественной жизни.

18. Живое существо, обладающее даром мышления и речи.

19. Живое существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

20. Живой одухотворённый организм.

21. Животное (и млекопитающее) культурное, способное резервивовать и сообщать опыт.

22. Животное несостоявшееся, обреченное своей биологической неполноценностью на поиск "противоестественных" способов существования.

23.Животное общественное.

24. Животное политическое, т.е. обладающее даром социальности.

25. Животное, производящее орудия.

26. Животное разумное, социальное.

27. Животное с высокоразвитым мозгом, сложной социальной организацией и трудовой деятельностью, формирующими сознание и делающими малозаметными биологические первоосновы организма.

28. Животное символическое.

29. Идеальное существо, воплотившее в себе телесно-чувственную субстанцию, одушевлённую разумом, духовностью.

30. Индивид, входящий в определенную систему общественных отношений.

31. Индивидуальное бытие общественных отношений.

32. Лицо, являющееся носителем каких-либо внутренних характерных качеств, свойств, принадлежащее к какой-либо среде, обществу и т.п.

33. Личность как воплощение высоких моральных и интеллектуальных свойств.

34. Материя, стремящаяся познать себя, достигшая уровня самопознания.

35. Мыслящее, но главным образом волящее и чувствующее существо.

36. Носитель и организатор отношений в обществе.

37. Носитель каких-либо качеств, свойств (обычно с определением).

38. Носитель разума, возникший на одной из планет Солнечной системы - Земле - около миллиона лет назад.

39. Носитель ролей (половых, профессиональных, конвенциальных и др.).

40.Обладатель лучших интеллектуальных или моральных качеств.

41. Общественное существо, мыслящее, производящее орудия труда и обладающее речью, которое возникло на Земле вследствие исторического развития организмов от простых к более сложным и представляет собой самую высокую степень их развития.

42. Общественное существо, обладающее сознанием и разумом.

43. Общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

44. Общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно–исторической деятельности и культуры, выступивший в этом процессе своего самоосуществления как личность.

45.Общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на основе общественно-трудовой деятельности.

46. Общественное существо, представляющее собой высшую ступень развития жизни на Земле, способное производить орудия труда и с их помощью воздействовать на окружающий мир, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и членораздельной речью.

47. Общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и членораздельной речью.

48. Один из видов животного царства с высокоразвитым мозгом, сложной социальной организацией и трудовой деятельностью, формирующими сознание и делающими малозаметными биологические первоосновы организма.

49. Организм, наделённый психикой.

50. Особый род сущего, творец исторического развития, культуры, субъект социального творчества.

51. Разумное, общественное млекопитающее животное (существо), выступающее в процессе своего существования как личность, творец культуры, истории и цивилизации.

52. Разумное, общественное существо, выступающее в процессе своего существования как личность.

53. Разумное существо, способное к абстрактному мышлению и объективному восприятию мира.

54. Самый умный примат.

55. Свободное нравственное существо, личность, у которой максимум ответственности, воли, цельности, чистоты, ума и могущества.

56. Свободное существо, творящее мир из полноты собственной сущности, (во имя свободы, предназначения, во имя смысла бытия Человека).

57. Система, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное, социальное и духовное образуют нерасторжимое единство.

58. Социальное существо, то есть осознающий себя субъект, в сочетании с инстинктивным природным и очеловеченным миром.

59. Совокупность всех общественных отношений.

60. Способное к разуму существо, обладающее телом, душой и умом.

61. Стремление быть Человеком.

62. Субъект всех общественных отношений.

63. Субъект духовной деятельности, создающий мир культуры, носитель общезначимого сознания, всеобщего идеального начала - духа, разума.

64. Субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо (представитель вида homo sapiens), генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами.

65. Субъект исторического процесса, творец всей материальной и духовной культуры.

66. Субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

67. Субьект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле.

68. Субъект, производящий изменения в окружающем мире, других людях и в себе самом.

69. Существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности.

70. Существо природно-общественное.

71. Существо чувственно-телесное.

72. Творец истории, цивилизации и культуры, всей материальной и духовной культуры на Земле.

73. Тот, у кого ум поднят до разума и (главнее) выше, чем тело; у кого развита воля - он может отвечать за то, что он сам решил; у кого высокий уровень культуры и порядок с самооценкой (собою доволен, не комплексую); кто ведет человеческий образ жизни, для кого характерна активная созидательная свобода; у кого и насколько есть совесть и личная ответственность за происходящее в его жизни и вокруг него.

74. Целостное биосоциальное существо.

ЧЕЛОВЕК - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Ч. как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в к-рой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Ч. является предметом изучения ряда наук:
антропологии, социологии, этнографии, педагогики, анатомии, физиологии и др. Психология изучает в Ч. его психику и ее развитие (см. Социогенез), его индивидуально-психологические особенности (см. Индивидуальность, Личность), роли, к-рые он выполняет в социальной жизни, деятельность и общение. Практически вся психология обращена к проблеме Ч. как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении, прежде всего в трудовой деятельности.

ЧЕЛОВЕК - особый род сущего, творец исторического развития, культуры, субъект социального творчества. Ч. - биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами. В совр. философии схвачены существенные черты, отражающие своеобразие человека как земного творения: его бытие социально; у него есть разум и ценности; он постоянно развивается; в нем сильна драма между сознанием и бессознательным; ему присуща общительность; он возвышается над природным царством. Укажем на основные вехи в философском постижении Ч. Одна из древнейших интуиции - истолкование Ч. как своеобразного ключа к разгадке тайн универсума - получила отражение в восточной и западной мифологии, в античной философии. Ч. на ранних ступенях развития не отделял себя от остальной природы. Он теснейшим образом ощущал свою генетическую, неразрывную связь со всем органическим миром, о чем свидетельствует, в частности, буддизм. Древнейшая мифология не расчленяет картину мира: природа, человек, божество в ней слитны. Процесс познания с самого начала "отягощен" способностью Ч. оценивать реальность как "очеловеченную", созданную по его меркам. Это находит свое выражение в антропоморфизме, т.е. бессознательном восприятии космоса и божества как живых существ, подобных самому Ч. В древней мифологии и философии Ч. выступает как малый мир (микрокосм) и большой мир (макрокосм). Представление о их параллелизме и изоморфное™ - одна из древнейших натурфилософских концепций. Об этом свидетельствует космогоническая мифологема "вселенского человека" (инд. пуруша в Ведах, сканд. Имир в "Эдде", кит. Пань-Гу). Наиболее развернутая типология философских постижений Ч. в европ. философии принадлежит Шелеру. Он выделяет пять концепций Ч.: теистическую (иудейскую и христианскую) трактовку Ч.; античную концепцию "человека разумного", к-рая выражена у Анаксагора, а у Платона и Аристотеля оформлена в философских категориях; натуралистические, позитивистские и прагматические учения, толкующие Ч. как homo faber ("человек деятельный"); представление о Ч. как свихнувшейся обезьяне, помешанной на "духе"; воззрение, согласно к-рому Ч. и его самосознание оценивается чрезмерно восторженно, что присуще совр. философии. Многие философы усматривают уникальность Ч. в том, что он обладает разумом. Эта идея концептуально оформляется еще в древнегреческой философии. В античной философии сложилась еще одна версия, согласно к-рой Ч. понимается как "политическое животное", т.е. обладающее даром социальности. Принципиально новый поворот в осмыслении Ч. содержится в христианстве. Рождается представление о Ч. как идеальном существе, воплотившем в себе телесно-чувственную субстанцию, одушевленную разумом, духовностью. Ч. рассматривается как центр и высшая цель мироздания. Наряду с такими мировоззренческими установками, как природоцентризм, теоцентризм, социоцентризм рождается антропоцентризм. Христианство явилось почвой европ. персоналистской традиции. Ч. внутри этой традиции оценивается как суперценность. Созданный по образу и подобию Божьему, Ч. обладает свободой воли, находится перед выбором индивидуализма и универсализма. По мнению Бубера, в истории человеч. духа различаются эпохи, когда обостренное чувство одиночества, хрупкости и неустроенности Ч. рождает антропологическое мышление. В такие эпохи возникают глубокие философские мысли о Ч., обсуждаются проблемы человеч. природы, понятия любви, греха, совести, святости, спасения. Бубер писал, что первым через семь с лишним столетий после Аристотеля поставил гл. антропол. вопрос Бл. Августин. Постижение Ч. начинается у нею с вопроса:

"Добр или зол человек?" Ощущение одиночества, падшести, покинутости впервые возникает именно в философии Августина. В философии Фомы Аквинского рождается новый христ. космос. Личность оказывается самым благородным существом во всей разумной природе. Новый всплеск антропол. мышления фиксируется в позднем средневековье, когда постепенно распадается антропоцентрическая картина мира. Возрожденческий идеал Ч. сопряжен с поиском своеобразия Ч. Так рождается проблема индивида, индивидуальности как поиск самобытности Ч. Возрожденческий индивидуализм порождает стихийное самоутверждение Ч. В европ. сознании возникает идея гуманизма, прославляющая Ч. как высшую ценность. Трагизм и негарантированность человеч. существования обозначается затем в формуле провозвестника новой постренессансной эпохи Паскаля "Человек - мыслящий тростник". Паскаль говорит о бренности, о вселенском страхе Ч. Острейшее самосознание одинокой личности сменяется в эпоху Просвещения либерально-просветительскими представлениями о неисчерпаемых возможностях независимой и разумной личности. Культ автономного Ч. - развитие персоналистской линии европ. сознания. Нем. классич. философия принесла с собой множество философских догадок и прозрений о Ч. Они выстраивались вокруг проблемы свободы и духа Ч. В трудах Канта родилась идея создания особой сферы философского знания - философской антропологии. 19 в. вошел в историю философии как антропол. век. Была сделана попытка изложить учение о Ч., обозначить соотношение социального и бессознательного в Ч. Критика панлогизма была сопряжена с изучением биол. природы Ч. Воскрешается христ. идея близости Я и Ты в философии Л. Фейербаха. В 19 в. романтики высказали догадку, что человеч. бытие значительно богаче его социального измерения. Возникло обостренное внимание к человеч. самочувствию, к тончайшим нюансам человеч. состояний. Философы обратили внимание на богатство и неисчерпаемость личностного мира Ч. В поле их зрения попали любовь, творчество, смерть как факты человеч. бытия. После рождения философской антропологии Канта Ч. осмысливается как мыслящее, но главным образом волящее и чувствующее существо (Шопенгауэр, Кьеркегор). Философы жизни поставили вопрос о том, что Ч. "плохо укоренен в природе", является "халтурой природы", "еще не установившимся животным" (Ницше). Обсуждается проблема возвращения Ч. к биол., инстинктуальной подоснове (противопоставление "дионисийского" и "аполлонического" человека). Значительным открытием 19 в. явилась идея Маркса, что антропология должна быть переосмыслена через проблему социальности, что человеч. природа исторична. Индивидуальное и истор. развитие Ч. - процесс присвоения и воспроизведения социокультурного опыта человечества, "абсолютного движения становления" (Маркс) человеч. в Ч. Марксово понимание Ч. получило последующую разработку в трудах представителей Франкфурт, школы, отечеств, философов. Они показали, что история человечества - прежде всего летопись постоянного развития Ч. и одновременно растущего отчуждения. Отчужденный Ч. не только чужд другим людям, он лишен человечности и в естественном, природном, и духовном смысле. Такое отчуждение от человеч. сущности ведет к экзистенциальному эгоизму и формулируется как превращение Ч. в средство своего индивидуального существования. В процессе отчуждения Ч. в известном смысле лишается даже своего тела и окружающей его природы, а также своего духовного Я, себя самого как человеч. существа.

В 19-20 вв. огромный вклад в постижение Ч. внесла русская философия, обнаружившая персоналистский пафос в противовес зап. позитивизму. Она развила понятие аскезы, концепцию цельности духа, проповедь универсального всеединства. Рассматривая божеств, и человеч. природу Ч., русская философия толковала Ч. как точку пересечения двух миров (Бердяев ) - микрокосма и макрокосма.

Трактуя Ч. как "символическое животное", зап. неокантианство по-новому поставило проблемы антропогенеза, уникальности Ч. В трудах Шелера, Гелена философская антропология обнаружила себя как определенное течение нем. философской мысли. Введя понятие бессознательного, психоанализ определил его место в философской антропологии. Последователи Фрейда (Юнг, Фромм )сформулировали вопрос о Ч. как вместилище архетипов, о вечности экзистенциального поиска. Появление экзистенциализма значительно расширило представление о человеч. бытии. Экзистенциализм продемонстрировал специфический тип философствования. Он приковал внимание к индивидуальным смысло-жизненным вопросам (вины и ответственности, решения и выбора, отношения Ч. к своему призванию и к смерти). Экзистенциализм дал трактовку основных тем - элемента случайности в судьбе Ч., бессилия разума, отчуждения, неизбежности смерти, одиночества. Проблемой и установкой экзистенциализма стал стоич. антиисторизм. В персонализме личность предстала как фундаментальная онтологическая категория, основное проявление бытия. Другое направление - структурализм - стало рассматривать личность как отложения многочисленных ушедших веков.

В настоящее время постижение Ч. сопровождается расцветом философско-антропол. мысли, антропол. ренессансом.

Лит.: Несмелов В.И. Наука о человеке. Т. 1-2. Каз., 1905-06; Бердяев Н.А. О назначении человека. Париж, 1931; 1993; Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1965; Cassirer E. An Essay on Man. New Haven; L., 1944; Buber М. Das Problem des Menschen. Hdlb., 1948; Rothacker E. Probleme der Kulturanthropologie. Bonn, 1948; Idem. Philosophische Anthropologie. Bonn, 1964; Dempf A. Theoretische Anthropologie. Bern, 1950; Marcel G. L"homme problematique. P., 1955; Plessner H. Philosophische Anthropologie. Fr./M., 1970; Кассирер Э. Избранное: Опыт о человеке. М., 1998.
П. С. Гуревич. Культурология XX век. Энциклопедия. Том первый
А-Л. С-П., Университетская книга. 1998

Часть1 . Задания уровня А.

A1 . Индивидуальность – это

1)специфические черты, присущие человеку как биологическому

организму

2)темперамент человека, его характер

3)неповторимое своеобразие как природного, так и

общественного в человеке

4)совокупность человеческих потребностей и способностей

A2. Признаком, отличающим человека от животного, является

1)проявление активности

2)целеполагание

3)приспособление к среде обитания

4)взаимодействие с окружающим миром

A3 . Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?

А. В человеке самой природой заложено умение жить в

обществе.

Б. Личность может формироваться только в человеческом

обществе.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

A4 . Результаты производственной, общественной и духовной

деятельности человека и общества в совокупности можно

1)культурой

2)экономикой

3)мировоззрением

4)историей

A5 . Деятельность человека и поведение животного характеризуются

1)выдвижением целей

2)механизмом самоконтроля

3)осознанным выбором средств

4)удовлетворением потребностей

A6 . Труд в отличие от общения

1)является потребностью человека

2)может доставлять человеку удовольствие

3)непосредственно преобразует предметы окружающей среды

4)предполагает наличие цели

A7 . Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека является синонимом вседозволенности.

Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных

связей и взаимодействий.

1)Верно только А.

2)Верно только Б.

3)Верны оба суждения.

4)Оба суждения неверны.

A8 . К потребностям человека, обусловленным его биологической

природой, относятся потребности в

1)самосохранении

2)самореализации

3)самопознании

4)самообразовании

A9. Качества личности проявляются в

1)чертах человека как биологического организма

2)наследственной предрасположенности

3)особенностях темперамента

4)социально-преобразующей деятельности

A10 . Верны ли следующие суждения о проявлении индивидуального и

общественного в человеке?

А.Индивидуальное и общественное в человеке – результат

биологической эволюции.

Б.Индивидуальное и общественное развитие человека никак не

связаны друг с другом.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

А11 . И человек, и животные способны

1)использовать предметы природы

2)изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда

3)передавать трудовые навыки последующим поколениям

4)осознавать собственные потребности

А12 . У таких видов человеческой деятельности, как общение и

игра, общим является то, что они

1)допускают использование определённых правил или норм

2)предполагают обязательное наличие партнёра

3)носят условный характер

4)предписывают обязательное соблюдение ритуалов

постепенной эволюции от человекообразной обезьяны к собственно человеку?

1) И.И. Мечников

2) И.П. Павлов

3) Ч. Дарвин

4) Ж. Кювье

А14 . Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсут­ствует у

животного?

1) обменные процессы

2) творческая активность

3) работа органов чувств

4) потребность в пище

А15 . В познавательной деятельности в отличие от трудовой:

1) средства должны соответствовать целям

2) цель состоит в получении достоверного знания

3) субъектом выступает отдельная личность

4) результатом является новый продукт

А16 . Личность формируется под воздействием:

1) биологической программы

2) природной среды

3) социализации

А17 . Ученик для учителя является:

1) объектом деятельности

2)конкурентом

3)субъектом деятельности

4)коллегой

А18. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и созидательной деятельности.

Б. Новорожденный человек является личностью.

1) верно А

2) верно Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А19 . К агентам вторичной социализации не относятся:

1) радиожурналист

2) двоюродный брат

3) преподаватель вуза

4) руководитель предприятия?

А20 . Верны ли суждения?

Официальные межличностные отношения:

А. Строятся в зависимости от индивидуальных особенностей личности.

Б. Стандартизированы и обезличены.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А21 . Закончите утверждение: Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, скорее всего, основывается на способности человека

1) вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов;

2) давать отпор любым агрессивным выпадам против него;

3) приспосабливаться к условиям окружающей среды, не всегда для него благоприятной;

4) к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т.д.)

А22 . К экзистенциальным относятся потребности в:

1) комфорте

2) общении

3) познании

4) самоуважении

А23 . Верны ли следующие суждения о самосознании?

А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.

Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением дру­гих людей о себе.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А24 . Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек остается частью природного мира.

Б. Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции.

5) верно только А

6) верно только Б

7) верны оба суждения

8) оба суждения неверны

А25 . Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях чело­века?

А. Гениальным человека делает природа.

Б. Умственная одаренность - качество, обусловленное биологической природой человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А26 . К практической деятельности относится

1) производство материальных благ

2) познание законов развития природы

3) формирование религиозных представлений о мире

4) сочинение музыки

А27 . Деятельность в отличие от общения

1) является потребностью человека

2) может доставлять человеку удовольствие

3) предполагает наличие цели

4) непосредственно преобразует предметы окружающей среды

А28 . Верны ли следующие утверждения о свободе личности?

А. Свобода человека предполагает ответственность человека перед об­ществом за свои действия и поступки.

Б. Свобода - это возможность выбора способа действия для достиже­ния какой-либо цели.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А29 . Из приведенного ниже списка выберите правильный ответ.

Человек как отдельный представитель человеческой общности, носи­тель индивидуально свободных черт называется:

1) деятелем

2) индивидом

3) лидером

4) личностью

А30. «Вторая природа», или «неорганическое тело», человека - это

1) Мир социально-искусственных предметов, созданных человеком.

2) Мир сверхъестественного, таинственного и загадочного.

3) Сфера истинного и настоящего в отличие от повседневной, скучной и однообразной жизни.

4) Результат преодоления или отрицания первой - естественно-биологической природы человека.

А31 . Природа человека

1) Это врожденная биопсихическая конституция, общая для всех людей.

2) Есть не что иное, как совокупность его базовых потребностей.

3) Представляет собой основные и неизменные качества человека.

4) Это совокупность таких качеств, как разум, совесть, долг, дар обще­ния.

А32 . К потребностям человека, обусловленным обществом, относится по­требность в

1) трудовой деятельности

2) сохранении рода

3) самосохранении

4) физической активности

А33 . Отличительным признаком понятия «личность» является (-ются)

1) членораздельная речь

2) сознание и мышление

3) способность брать ответственность на себя

4) наличие физических потребностей

А34. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Идеальное «Я» - это представление о том, каким хотят меня ви­деть окружающие.

Б. Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А35 . Основным фактором формирования личности является

1) природная среда

2) общение с окружающими

3) механизм наследственности

4) врожденные склонности

А36 . Личность – это

1) человек, живущий в обществе и обладающий системой социально значимых черт, свойств и качеств

2) темперамент человека, его характер

3) неповторимые психофизиологические особенности человека

4) совокупность оригинальных человеческих способностей

А37 . Верны ли следующие суждения о выделении человека из природы?

А. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него сознания

и разума.

Б. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него

определённого набора инстинктов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно и А, и Б

4) оба суждения неверны

А38 . Понятие «индивидуальность» фиксирует:

1) единичного представителя человеческого рода

2) особенности темперамента человека, его характер

3) трудовую активность человека

4) неповторимое оригинальное своеобразие человека, подразумевая не только его внешний облик, но и совокупность социально значимых качеств.

А39 . Ориентирами человеческой деятельности являются:

1) ценности

2) влечения

3) потребности

4) интересы.

А40 . Верны ли следующие суждения о формировании преемственности в поведении

человека?

А. Функции врождённых инстинктов, свойственные животным, у человека

заменяются нормами (правилами).

Б. Своеобразной программой поведения человека выступает культура.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно и А, и Б

4) оба суждения неверны

А41 . Какой признак характеризует человека как личность?

1) активная жизненная позиция

2) физическое и психическое здоровье

3) принадлежность в виду homo sapiens

4) особенности внешности

А42 . «Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных

свойств». Данное утверждение является примером

1) художественного образа

2) мифологического знания

3) религиозной нормы

4) научного знания

А43. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с

другими людьми, характеризуют его как

1) индивида

2) индивидуальность

3) организм

4) личность

А44 . Общее в деятельности изобретателей, писателей, художников то, что она является

1) административной

2) практической

3) материальной

4) творческой

А45 . И человеку, и животному свойственны потребности в

1) самореализации

2) самосохранении

3) самопознании

4) самообразовании

А46 . Человек в отличие от животного способен

1) совершать привычные действия

2) предварительно обдумывать своё поведение

3) проявлять эмоции

4) заботиться о потомстве

А47 . В отличие от животного человек способен

1) реагировать с помощью чувств

2) вырабатывать условные рефлексы

3) удовлетворять потребности

4) прогнозировать результаты действий

А48. К социальным потребностям человека относится потребность

2) питаться

4) общаться

А49. Научные открытия представляют собой результат деятельности

1) материально-производственной

2) социально-преобразовательной

3) практической

4) духовной

А50. Игра, учение, труд выступают в качестве

1) критериев истины

2) видов деятельности

3) социальных качеств

4) биологических потребностей

А51 . Укажите один из признаков человеческой деятельности, отличающий её от

поведения животных:

1) проявление активности

2) целеполагание

3) приспособление к среде обитания

4) взаимодействие с окружающим миром

А52 . Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»?

1) самообразование

2) самопознание

3) самосохранение

4) самолюбование

А53 . Результатом самопознания, в частности, является

1) накопление знаний о человека и природе

2) познание ценностей общества

3) изучение социальных норм

4) представление о своих способностях

А54 . Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях

1) собственной внешности

2) различных типов темперамента

3) моральных и правовых норм

4) взаимодействия человека и природы

А55 . Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-

исторической деятельности, является характеристикой его

1) социальной сущности

2) биологической природы

3) физиологических особенностей

4) психологических качеств

А56 . Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической,

психологической и социальной. Социальная составляющая включает

1) знания и умения

2) чувства и волю

3) физическое развитие

4) возрастные особенности

А57 . Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность – продукт биологической эволюции.

Б. Максимальное влияние на личность оказывает общество.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А58 . Верны ли следующие суждения о связи деятельности и общения?

А. Общение – это сторона любой совместной деятельности, поскольку

деятельность предполагает взаимодействие.

Б. Общение – это особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями,

действиями.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А59 . Основой человеческого существования является

1) потребительство

2) деятельность

А60 . Активность человека, имеющая нравственный или безнравственный смысл,

Называется

1) показухой

2) поведением

3) самовыражение

4) презентацией

А61 . Воля – это

1) власть над собой, управление своими действиями, сознательное регулирование своего поведения

2) способность дать сдачи обидчику

3) умение выступать принципиально против любой точки зрения, кроме своей

4) способность к самой опасной и жестокой борьбе

А62. Высший нравственный смысл человеческой деятельности придаёт

1) самоотдача

2) материальная выгода

3) гордость за совершённое

4) наслаждение мастерством.

Не забудьте перенести все записанные в тексте экзаменационной работы ответы в бланк ответов № 1 (без пробелов между цифрами и буквами).

Часть 2. Задания уровня В.

В1 . Завершите фразу: «Характерное для человека проявление активности, выражающееся в преобразовании внутреннего и внешнего мира, - это

В2 . Какому понятию соответствует следующее определение?

«Психические свойства, которые являются условиями успешного вы­полнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности».

_________

ВЗ. Установите соответствие между приведенными в первом столбце опре­делениями и приведенными во втором столбце понятиями.

В4. Восполните пробел в приведенной ниже схеме

В5 . Завершите фразу: «Осознанный образ результата, на достижение которого направлена

деятельность, это_____________________________________________ ».

Ответ: _____________________________

В6 . Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, раскрываю­щие его социальную природу.

1) Способность к совместной преобразовательной деятельности

2) Стремление к самореализации

3) Умение приспосабливаться к природным условиям

4) Устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

5) Потребность в воде, пище, отдыхе

6) Способность к самосохранению

Ответ: ___________________________

В7. Установите соответствие между типами потребностей человека, дан­ными в первом столбце, и примерами их проявлений - во втором.

Ответ: __________________________

В8. Бригада строителей возводит жилой объект. Найдите в приведенном списке субъекты данной деятельности.

1) Плотники

2) Каменщики

3) Строящийся дом

4) Крановщики

5) Подъемные краны

6) Правила техники безопасности

7) Строительные материалы

Ответ: _________________________________

В9 . Установите соответствие между двумя списками, в одном из которых названы основные функции общения, а в другом они описаны.Отметьте в приведенном ниже списке отличительные характеристики человека.

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: __________________________

В10 .Ниже приведены характеристики общения как диалога, но допущены ошибки. Исключите их из списка.

а) Равноправие партнеров

б) Активность каждого участника

в) Уважение к мнению собеседника

г) Готовность к взаимопониманию

д) Стремление во что бы то ни стало переубедить соперника

е) Высокомерие

ж) Незнание имени собеседника

Ответ: ________________________________

В11 . Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные только твор­ческой деятельности.

1) Доступность для использования

2) Уникальность

3) Практическая значимость

4) Воспроизводимость образца

5) Принципиальная новизна

Ответ: _________________________________

В12. Установите соответствие между видами деятельности, данными в пер­вом столбце, и их характеристиками, данными во втором.

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: _______________________________

В13. Завершите фразу:

«В основе потребностей человека лежат...»

Ответ: ________________________________________________________________

В14. Найдите в приведенном ниже списке отличительные

характеристики человека.

1)существо биологическое

2)сознательно выдвигает цели деятельности

3)живет среди себе подобных

4)обладает способностью к творчеству

5)производит орудия труда с помощью других орудий

6)обладает врожденными инстинктами самосохранения

Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.

Ответ: __________________________.

В15. Установите соответствие между видами потребностей человека

и их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в

второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: ______________________

В16 . Установите соответствие между видами деятельности и

особенностями их проявления: к каждой позиции, данной в

первом столбце, подберите соответствующую позицию из

второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: ______________________

В17 . Социальными характеристиками человека обусловлены его

потребности … (Обведите цифры, под которыми указаны верные

1) в трудовой деятельности

3) в отдыхе

4) в созидании

6) в социальной активности

7) в воздухе

9) в общении с другими людьми

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: ___________________

В18.

Это человек как носитель сознания, наделённый

рядом важных социальных свойств: способностью обучаться,

трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни

общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные

чувства и т.д.

Ответ: __________________

В19. Назовите понятие, соответствующее определению.

Это самые простые заученные движения,

выполнение которых не требует специальных усилий, например,

бытовые действия: застёгивание пуговиц, причёсывание,

шитьё, действия ножом и вилкой за едой и т.д.

Ответ: ___________________

В20

Самостоятельное использование целых систем освоенных

человеком навыков, сознательная группировка их в

определённой последовательности, оценка результатов

действий, способы действий - _______.

Ответ: ____________________

В21

Науки антропология, анатомия, физиология, биохимия и т.д.

изучают человека как ____________ (1) организм. Человек как

______________ (2), как субъект _______________ (3) жизни –

предмет изучения психологии, философии, социологии, этики,

педагогики, правоведения и других наук.

Ответ: 1 _________________, 2 ________________, 3 ______________

В22 . Назовите понятие, соответствующее определению.

Сочетание способностей, которое обеспечивает возможность

творческого выполнения какой-либо деятельности, называется

К данной деятельности.

Ответ: __________________

В23 . Вставьте слова вместо пропусков.

Как вы думаете, что Л.Н. Толстой считал проявлениями страха

перед своей совестью?

1) пьянство

2) курение

3) болтливость

Ответ: ______________

В24 . Назовите понятие, соответствующее определению.

Это акт нравственной деятельности,

нравственного поиска, который выражается в сознательном

предпочтении определённой системы жизненных ценностей,

линии поведения.

Ответ: ______________

В25. «Зачем я живу? Какова цель моего существования? Как я

должен жить, чтобы моё существование наполнилось достойным

виду ______________.

Ответ: _______________

В26 . Немецкий психолог и педагог Э.Шпрангер (1882-1963)

предложил типологию личности, включающую следующие типы:

религиозный, эстетический, политический, социальный,

теоретический, экономический.

Установите соответствие характеристик и типов личностей,

подставив в таблицу к цифре из левой колонки букву из

ХАРАКТЕРИСТИКА

ТИП ЛИЧНОСТИ

1)воплощает стремление к господству, к распределению социальных ролей, навязывает своё нормативное поле общения

А) религиозный

2)тяготеет к общению в неролевой ситуации; в общении самовыражается. Ярко индивидуалистичен

Б) эстетический

3)главное – общение с Абсолютом (Богом). Это общение становится ролью-призванием. Всё остальное приобретает второстепенное значение

В) политический

4)для него общение – форма самоотдачи. Основная форма жизни – любовь. Вживаясь в объект любви, может принять любую форму жизнедеятельности

Г) экономический

5)основа поведения – прагматическая ориентация. В общении стремится прежде всего к достижению пользы

Д) теоретический

6)отличает всепоглощающая страсть к познанию. Не столько общается, сколько исследует объекты общения

Е) социальный

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: ___________________

В27. Установите соответствие между науками, в той или иной мере,

в том или ином аспекте изучающими человека, и их кратким

описанием.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

1) анатомия

А) наука о строении организмов

2) педагогика

Б) наука ос наиболее общих законах развития природы, общества и сознания

3) философия

В) наука о функциях, отправлениях организма

4) социология

Г) наука о биологической природе человека

5) физиология

Д) наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности

6) антропология

Е) наука, изучающая входящие в состав организмов химические вещества

7) психология

Ж) наука об обществе, отношениях людей и групп в нём

8) биохимия

З) наука о воспитании и обучении

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: __________________

В28 . Установите соответствие между некоторыми способностями и их проявлениями (результатами).

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: _________________

В29 . Какие существуют две основные оценочные точки зрения на

человека:

1) оптимистическая

2) синтетическая

3) экономическая

4) политическая

5) пессимистическая

6) художественная

Ответ: __________________

В30 . Какие две основные стороны составляют сущность человека:

1) классовая

2) биологическая (природная)

3) космическая

4) социальная

5) экономическая

6) мистическая

Ответ: ___________________

В31 . Отметьте, какие понятия входят как составные части в

продуктивную человеческую деятельность:

1) неизменность

2) бессознательные движения

3) активность

4) взаимодействие

5) бесцельность

6) следование инстинкту

7) сознательное изменение

8) целенаправленность

9) реализация себя.

Ответ: ________________

В32 . Выделите основные виды деятельности по содержанию:

2) трудовая

3) игровая

4) учебная

5) медицинская

6) коммерческая

Ответ: _________________

Часть 3. Задания уровня С.

С1 . Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, кото­рые составляют биологическую основу деятельности человека как су­щества социального.

С2 . Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека». Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в челове­ка»? Сформулируйте три суждения.

СЗ. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетиче­ски запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственно­сти». В чем проявляется свобода человека от «деспотизма ответствен­ности»? Сформулируйте не менее трех утверждений.

С4 . Постройте логическую цепочку, основанную на высказывании русско­го публициста и критика В.Г. Белинского: «Без цели нет деятельно­сти, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни».

Объясните, какую роль в жизни человека играют интересы, цели, дея­тельность? Какова связь между ними?

С5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. ... машина не цель. Самолет - не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг. ... Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу - прокладыва­ли железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям.

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека - создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявля­ются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий... Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить кры­ло, сделать его незаметным - уже не крыло, прикрепленное к фюзе­ляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из поч­ки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя от­нять. Машина на пределе своего развития - уже не машина. Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина - пользуясь ею, постепенно о ней за­бываешь.

А. де Сент-Экзюпери. Планета людей

1) Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности людей.

2) Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две
отличительные черты деятельности человека.

3) Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин считать творческим? Аргументируйте свой ответ с по­мощью текста. Дайте определение творческой деятельности.

4) Что является конечной целью преобразовательной деятельности чело­
века, по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.

С6. Конфликт между убеждениями и непосредственными интересами под­стерегает человека на каждом шагу: убеждение в том, что нужно гово­рить правду, и нежелание обидеть человека; убеждение в том, что нужно прийти на помощь человеку, который подвергся нападению, и опасение, что, оказывая помощь, можешь пострадать сам...

Продолжите этот перечень. О каких типах конфликтов в данном случае идет речь? Те ли это конфликты, которых следует избегать? В чем вы ви­дите проявление сознательного и бессознательного в данном примере?

С7 . Отто фон Бисмарк писал: «Свобода - это роскошь, которую не каж­дый может себе позволить».

Как соотносятся свобода и необходимость? Ответ подтвердите приме­рами.

С8 . Выберите одно из предложенных ниже высказываний. В бланке

ответов № 2 запишите полный номер выбранного вами задания,

перепишите содержание высказывания, а затем дайте

развернутый ответ.

Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу

поднятой проблемы. В ответе следует использовать

соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь

на факты общественной жизни и собственный жизненный опыт,

привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

1) «Человек вне общества - или бог, или зверь». (Аристотель)

2) «Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое

«как». (Ф.Ницше)

3) «Человек есть принципиальная новизна в природе». (Н.Бердяев)

4) «Человек – не вещь, а живое существо, которое

можно понять только в длительном процессе его развития. В

любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может

стать, и чем он, возможно, еще и станет» (Э. Фромм)

ОТВЕТЫ

Уровень А

№ задания

ответ

Часть 2. Уровень В

№ задания

ответ

деятельность

творчество

потребности

личность

1)биологический, 2)личность, 3)общественной

Талантом

нравственный выбор

смысл жизни

В;Б;А;Е;Г;Д

А;З;Б;Ж;В;Г;Д;Е

Часть 3. Уровень С .

С1 . Правильный ответ может содержать следующие характеристики:

прямохождение;

развитая кисть руки;

сложноорганизованный мозг;

возможность видеть в трех измерениях;

пластичность потребностей.

Могут быть приведены другие характеристики.

С2. Правильный ответ может содержать следующие суждения, например:

человек - существо общественное, социальное, а не только биологиче­ское;

понятия индивид - индивидуальность - личность представляют со­бой различные аспекты рассмотрения проблемы «человека», они раз­личаются;

личностью человек становится в процессе социализации (воспитания, обучения, общения с себе подобными);

вне общества - общения с себе подобными, развитие мышления, речи невозможны.

Могут быть приведены и другие имеющие основание суждения.

СЗ . Правильный ответ может содержать следующие утверждения:

человек - существо общественное и сознательное;

в отличие от животного обладает целеполаганием; способность человека к творчеству не является наследственной; человек способен сознательно управлять своими инстинктами.

Допускаются иные формулировки ответа.

С4 . В ответе должны присутствовать следующие позиции:

логическая цепочка: интерес - цель - деятельность - жизнь; интересы лежат в основе цели, цель определяет деятельность и смысл жизни;

цель - это то, ради чего предпринимаются действия, идеал желаемого результата, в основе нее лежат мотивы, обусловленные интересами;

мотивы - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворе­нием потребностей - биологических, социальных, идеальных;

особую роль в мотивации играют интересы - осознанные потребно­сти, имеющие для людей существенное значение, именно они придают ценностный смысл деятельности человека.

Допускаются другие формулировки позиций, не искажающие смысла ответа.

С5 . Содержание верных ответов на задания к тексту.

1) Могут быть указаны: создание машин, орудий, механизмов, железных дорог, заводов, нефтяных скважин.

2) В ответе могут быть указаны и проиллюстрированы с опорой на текст такие черты человеческой деятельности, как: целесообразность, практическая полезность, наличие результата; сознательный, продуктивный, преобразующий, общественный характер деятельности.

3) Правильный ответ должен быть утвердительным; аргумент:
автором описано появление нового, более совершенного качества ре­зультатов труда человека;

творческую деятельность следует определить как деятельность, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее.

4) По мнению автора, «все это для того и создавалось, чтобы служить людям»; конечная цель любой преобразовательной деятельности - служение людям. Например: трудовая деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей людей.

Могут быть приведены и другие примеры.

С6 . Правильный ответ предполагает следующее:

возможен конфликт между желаниями и возможностями; между сове­стью и желанием; долгом и настроением и т.д.;

речь идет о внутренних конфликтах;

в данном случае речь идет о конфликте между неосознанными чувст­вами, интуицией, источником которых является совесть, и разумом (сознанием), подчас оценивающим наши добрые поступки как нецеле­сообразные, невыгодные, а подчас и глупые.

Иные формулировки допускаются без искажения смысла.

С7 . При утвердительном ответе на первый вопрос следует указать, что сво­бода - это возможность выбора способа действия для достижения ка­кой-либо цели, которая зависит от человека, его образования, воспита­ния, установок, мотивов, интересов.

Во втором ответе следует дать определения свободы и необходимости в деятельности человека. Необходимость - это зависимость личности от объективных обстоятельств. Свобода человека предполагает его от­ветственность перед обществом за свои действия и поступки. Напри­мер, опоздание на занятия влечет за собой порицание, нарушение пра­вил дорожного движения чревато последствиями. По мере развития свободы мера ответственности увеличивается. Сегодня происходит смещение центра тяжести ответственности с коллектива на личность. При ответе на второй вопрос одинаково важны как владение понятия­ми обществоведческого курса, так и их применения для анализа кон­кретных ситуаций (примеров).

Loading...Loading...