Северный дачник - новости, каталог, консультации. Жизнь русской крестьянки в xvi—xvii веках Тайны последних государей из рода Ивана Калиты

По данным историка А. И. Копанева, а также экономиста и демографа Б. Ц. Урланиса, население России в середине XVI в. составляло примерно 9–10 млн человек, к концу столетия – 11–12 млн. Около 90% из них были крестьяне.

Среди типов поселений, в которых жили крестьяне, можно выделить следующие:

а) село – 20–30 дворов, центр церковного прихода. Как правило, село было центром вотчины;

б) слобода – поселение крестьян, призванных на льготных условиях из других земель;

в) деревня – 3–5 дворов. Название происходит от слова “дерть” – целина. Деревни обычно возникали в результате перехода крестьян на новые земли;

г) починок – 1–3 двора. Термин возник от слова “почну” – начать. Это маленькое поселение на свежевозделанной земле;

д) пустоши, селища, печища – запустевшие, брошенные поселения. Они различались по степени опустошенности. Земля пустошей еще вносилась в земельные переписи как пригодная для сельскохозяйственного использования, а печище считалось совсем погибшим – от него оставались только сгоревшие остовы печей.

В центре России плотность расположения населенных пунктов была такова, что, по образному выражению современников, из одной деревни в другую можно докричаться. Расстояние между ними составляло 1–2 км. Таким образом, центр страны представлял собой пространство, покрытое лесами, обрабатываемыми полями и несколькими тысячами маленьких поселений-деревень в три – пять дворов каждая с населением от пяти до нескольких десятков человек. Чем дальше от городских центров, тем больше преобладали леса и угодья, а количество поселений и обрабатываемых земель уменьшалось.

В течение первой половины XVI в., как показано А. Л. Шапиро, растет число сел, деревень и починков. Во второй половине столетия количественный рост замедляется, зато начинают увеличиваться размеры существующих сельских поселений, возрастает их дворность, т.е. количество дворов в каждом поселении. Укрупнение поселений способствовало складыванию больших пахотных массивов, изживанию дробности землепользования.

В XVI в. сельское население социально неоднородно. Наиболее благополучным было лично свободное черносошное (государственное) крестьянство, несшее государево тягло, но при этом избавленное от дополнительных владельческих повинностей.

Владельческие крестьяне (светских и церковных землевладельцев) имели значительное социальное расслоение. На вершине социальной пирамиды были крестьяне-старожильцы – прочно стоявшие на ногах сельчане, много лет живущие и работающие у одного и того же землевладельца.

Пришлые крестьяне – новоприходцы – на новом месте из-за своего безземелья арендовали землю. При этом они получали от землевладельца временные налоговые льготы при условии выполнения для господина некоторых работ. Обычно новоприходцев отправляли поднимать целину, возрождать заброшенные деревни. Через несколько лет, когда заканчивался льготный период, новоприходцы вливались в основную массу крестьянства и становились старожильцами. Либо, если не выполняли оговоренных условий, должны были платить хозяину неустойку – так называемый заряд.

Крестьян, не имевших земли и арендовавших ее у землевладельца за половину урожая, называли половниками. Однако в силу чрезмерных масштабов эксплуатации половничество не имело в XVI в. значительного распространения. Преимущественно в монастырских хозяйствах выделяется особая группа наемных работников – так называемых детенышей, формируемая из свободных “гулящих” людей, “казаков”. Они происходили из безземельной и не владевшей имуществом маргинальной бедноты.

Своеобразной формой ухода от чрезмерной эксплуатации был переход крестьянина в бобыльство или в холопство. Бобылями называли бедных крестьян, которые выходили из тягла (из-за неспособности его выплачивать) и начинали “жить за господином” на его земле, выполняя работы на землевладельца. Бобыли могли быть пашенными (выполняли барщину) и непашенными (работали в хозяйстве помещика). Они были лично свободными, их зависимость наступала по договору (“ряду”) и имела экономическое происхождение.

Совершенно разорившийся крестьянин, запутавшийся в долгах, мог продать или заложить себя в холопство – полную личную, рабскую зависимость от господина. Самопродажа в холопы увеличивалась в голодные и неурожайные годы: человек терял свободу, но сохранял жизнь, потому что хозяин был обязан его содержать. Кроме того, налогов и долгов холоп мог больше не платить. В голодные годы неурожая, самопродажа в холопы приобретала угрожающие масштабы.

Основной сферой деятельности крестьянства было сельское хозяйство, прежде всего – земледелие. Русские крестьяне сеяли в XVI в. около 30 разных видов растений (рожь, пшеницу, ячмень, овес, гречиху, просо и т.д.). Наиболее распространенной являлась комбинация из ржи (озимые) и овса (яровые). В XVI в. среди посевов увеличивается доля технических культур, прежде всего льна, конопли, хмеля.

Развивается огородничество, некоторые районы начинают специализироваться именно на поставках огородных овощей (например, в округе Ростова Великого массово выращивался лук). Наибольшее распространение имели репа, капуста, морковь, свекла, огурцы, лук, чеснок. Постепенно распространялись фруктовые сады, в которых сажали яблони, сливы, вишни, в южных районах – дыни и арбузы.

Урожайность колебалась в зависимости от района, плодородия почвы, сельскохозяйственной культуры от сам-три до сам-четыре. Эти показатели сходны со среднеевропейскими цифрами для XVI в. Примерно такой же была урожайность зерновых в Германии, Польше, других странах. Там, где начиналось развитие капиталистического производства (Нидерланды, Англия), урожайность была выше – сам-десять и более.

Из систем земледелия продолжали существовать подсека (особенно в колонизируемых лесных районах), перелог (поле засевается несколько лет подряд, затем отдыхает, потом снова распахивается и т.д.) и пашня наездом (крестьяне находят новую территорию, распахивают, потом приезжают для сбора урожая и затем забрасывают эту землю). Наиболее распространенным было трехполье, которое усовершенствовали так называемым ротационным циклом (участок делился на шесть полей, в которых и происходила последовательная смена культур).

Размеры обрабатываемой земли на крестьянский двор сильно варьировались в зависимости от местности, социально-экономической ситуации. Они могли колебаться от 2 до 20 десятин. Очевидна тенденция их уменьшения к 1570–1580-м гг. По-видимому, это было связано с демографическими последствиями опричнины и Ливонской войны. Уменьшилось количество работников, а соответственно сократились и площади земель, которые они были способны обрабатывать.

Уменьшение дохода от крестьянского хозяйства вызывало рост поборов, особенно во владельческих хозяйствах, которые усилением эксплуатации пытались компенсировать убытки в условиях кризиса 1570–1580-х гг. В результате крестьянин еще больше сокращал свою запашку, чтобы платить меньше налогов (в начале XVII в. встречаются кадастры, в которых за крестьянскими дворами записано до 0,5 десятины земли).

Какой выход искали крестьяне в случае малоземелья? В XVI в. имела место практика аренды земли “под оброк”, т.е. с обязанностью платежа специального оброка. Причем таким образом арендовались как сельскохозяйственные земли, так и угодья под выпасы, промыслы, рыболовство и т.д. Тем самым крестьянское хозяйство могло состоять как из “тяглых” земель, т.е. обложенных повинностями и переписанных государевыми писцами, так и из дополнительных “оброчных”, арендованных.

Особое распространение практика аренды за “пятый или шестой сноп” получила в последней трети столетия. Для государства она была невыгодна, поскольку получалось, что “переобложенные” повинностями наделы сокращались до минимума (соответственно падал и размер взимаемых налогов). А реальная экономическая жизнь расцветала на арендованных землях, но доход шел в карман арендатора и арендодателя. Другое дело, что в конце XVI в. у властей зачастую не было выхода: запустело большое количество вотчинных и поместных земель, и лучше было их сдавать хотя бы “под оброк”, чем допускать, чтобы они стояли пустыми. При этом в конце XVI в. были существенно подняты расценки за аренду (ранее она составляла от 12 до 30 коп. за обжу пахотной земли, а в 1597 г. была установлена цена от 40 до 60 коп.).

Почву обрабатывали сохами (одно-, двух- и трехзубыми). Пахали в основном на лошадях. В XVI в. самой распространенной становится соха с полицей, т.е. с отвальной доской, которая увлекает с собой взрыхленную землю и отваливает се в сторону. Такая соха тщательнее обрабатывала почву, уничтожала сорняки и позволяла запахивать удобрения. Плуг с железным лемехом был распространен меньше. В XVI в. получает развитие унавоживание почвы, причем “возить гной (навоз) на поля” становится одной из крестьянских повинностей.

Развивалось скотоводство. На одно крестьянское хозяйство в среднем приходилось по одной или две лошади и коровы. Кроме того, держали мелкий скот (овец, коз), домашнюю птицу. Из пород мелкого скота преобладало овцеводство, которое помимо мяса и молока обеспечивало шкурами и теплой одеждой.

Породистость скота была низкой, преобладали примитивные породы, дававшие мало молока и отличавшиеся скромным весом (по археологическим данным, средняя корова в XVI в. весила до 300 кг; сегодня средний вес породистой коровы – 500 кг, быка – 900 кг).

Не существовало деления на мясные и молочные породы. Скот держали во дворах под открытым небом или в специальных плетневых загонах, для теплоты обложенных навозом. Молодых животных, а также весь скот в холодное время года, могли держать в избах, если позволяло место. В течение XVI в. постепенно происходит переход от открытого загонного содержания скота к его переводу в специальное крытое помещение (хлев).

В хозяйстве крестьян огромную роль играли промыслы, составлявшие в совокупном доходе двора до 20%. Из них в первую очередь стоит отметить рыболовство (в том числе в специально вырытых и зарыбленных прудах), бортничество, изготовление деревянной и глиняной посуды, смолокурение, железоделание и т.д.

Крестьянское хозяйство рассматривалось как главный источник дохода для государства. Крестьянские повинности делились на государево тягло и оброк, барщину, назначаемые землевладельцами.

К тяглу относились (перечислены главнейшие повинности):

1) дань – прямые денежные платежи; сохранялась как наследие монголо-татарского ига, когда дань для татар собирала Москва. Орды давно уже не было, но сбор дани Москвой остался. В 1530–1540-6 гг. в Новгородской земле этот платеж составлял 4–5 коп. с обжи;

2) корм – сборы для кормленщиков-наместников и волостелей (до середины XVI в., затем заменены кормленым окупом в пользу государства);

3) посошная повинность – из крестьян формировалась так называемая посоха, сопровождавшая русское войско в любом походе. Это своеобразные “чернорабочие войны”, которые использовались для любой черной работы: тащили на себе орудия, строили временные укрепления, лагеря, после сражения закапывали трупы и т.д.;

4) ямская повинность – крестьяне должны были предоставлять подводы и лошадей для нужд государственного сообщения, перевозок. Со второй половины XVI в. вместо этой повинности начинают взиматься “ямские деньги”;

5) тамга – сбор пошлин с клеймения коней. Клеймо (тамга, тавро) указывало на владельца;

6) постройная повинность – участие крестьян в качестве разнорабочих в строительстве крепостей, мостов, дорог и т.д.;

7) пищальные деньги – специальный сбор для обеспечения армии огнестрельным оружием. Кроме того, со второй половины XVI в. получает распространение специальный сбор для производства пороха – “жемчужные деньги”; во второй половине XVI в. также вводится сбор полоняничных денег на выкуп пленных, в основном из Крымского ханства;

8) устройство рыбных прудов для государя.

Владельческий оброк делился на издолье (взимался зерном: отдавалось от пятой части до половины урожая на тяглых землях либо каждый четвертый или шестой сноп на оброчных землях) и посп (продуктами, например, посопный хлеб).

В XVI в. крестьяне также выполняли принудительные работы на землевладельца – барщину. Господские земли обрабатывали большей частью не крестьяне, а пашенные холопы, причем заметна тенденция перевода барщинных земель на оброк. Барщинных земель было сравнительно немного (есть данные, что они в начале XVI в. соотносились с оброчными как один к пяти).

Всего по различным повинностям крестьяне в XVI в. отдавали около 30% годового дохода. Вначале крестьяне платили “по силе”, т.е. кто сколько сможет. После составления в конце XV – XVI в. писцовых описаний земель (кадастров) они начали платить “по книгам”. Единицей налогообложения выступали земельные площади. На черносошных землях они назывались сохами, во владельческих селах – вытями. Их размер различался по регионам.

В целом налогообложение крестьянства в XVI в. было сравнительно невелико (в последующие столетия крестьяне станут отдавать гораздо больше, например, при Петре I число повинностей возрастет примерно до 40).

В Про лютых зверей коркодилов

"В лета 7090 … того же лета изыдоша коркодилы лютии из реки и путь затвориша, людей много поядаша, и ужосашося люди и молиша Бога по всей земле. И паки спряташася, а иных избиша. Того же году представися царевич Иван Иванович, в Слободе, декабря в 14 день." Псковская летопись. Архивский 2-й список.

"Коркодил - зверь водный, егда имать человека ясти, плачет и рыдает, а ясти не перестает"
Азбуковник конца XVI, "Сказания русского народа", т. II. СПб., 1849 г. Картинки у a_dedushkin подсмотрел.

Это то что писал о священных животных литвы Сигизмунд Герберштейн, побывавший в России в 1526 году:

"Эта область (Жемайтия - Г.Б.) изобилует рощами и лесами, в которых иногда можно видеть привидений… Там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят в своих домах (вроде пенатов) неких змей на четырех (коротких) лапках, напоминающих ящериц, с черным жирным телом, не более трех пядей в длину; называются они giwoites… В установленные дни они производят в домах очищающие обряды и, когда змеи выползают к поставленной пище, всем семейством со страхом поклоняются им до тех пор, пока те, насытившись, не вернутся на свое место. Если с ними случается какое-либо несчастье, они приписывают это тому, что плохо кормили и принимали домашнее божество (змею)"

Свидетельство 1589 года агента Английской торговой компании Джерома Горсея. Он ехал из Польши в Россию и по дороге столкнулся со странным явлением:

"Я выехал из Варшавы вечером, переехал через реку, где на берегу лежал ядовитый мертвый крокодил, которому мои люди разорвали брюхо копьями. При этом распространилось такое зловоние, что я был им отравлен и пролежал больной в ближайшей деревне, где встретил такое сочувствие и христианскую помощь, что чудесно поправился"

«Сказание о князьях Словене и Русе» «Хронограф» 1679 года.
"Болший сын оного князя Словена - Волхов бесоугодный и чародей, лют в людех тогда бысть и бесовскими ухищрении и мечты творя и преобразуяся во образ лютого зверя коркодела и залегаше в той реце Волхове водный путь. И непоклоняющихся ему овых пожираше, овых изверзая потопляше."

"Наше же христианское истинное слово... О сем окаянном чародеи и волхве - яко зло разбиен бысть и удавлен от бесов в реце Волхове и мечтании бесовскими окаянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на брег против волховного оного городка, иже ныне зовется Перыня. И со многим плачем от невеглас ту погребен бысть окаянный с великою тризною поганскою. И могилу ссыпаша над ним вельми высоку, яко есть поганым. И по трех убо днех окаянного того тризнища просядеся земля и пожре мерзкое тело коркоделово. И могила его просыпася над ним купно во дно адово, иже и доныне, якоже поведают, знак ямы тоя стоит не наполняйся"

"Лета 1719 июня 4 дня. Была в уезде буря великая, и смерч и град, и многие скоты и всякая живность погибли… И упал с неба змий, Божьим гневом опаленный, и смердел отвратно. И, помня Указ Божьей милостью Государя нашего Всероссийского Петра Алексеевича от лета 1718 о Куншткаморе и сбору для ея диковин разных, монструзов и уродов всяких, каменьев небесных и разных чудес, змия сего бросили в бочку с крепким двойным вином.

В длину сей монструз от пасти до конца хвоста спаленного в десять аршин и пять вершков, и зубья в пасти той, яко у щуки, но, более того, и кривые, а спереди еще более в два вершка, а крылья, яко у нетопыря кожаные, и одно крыло от хребта Змиева длиной аж в девять аршин и десять вершков, а хвост зело длинен, уж в четыре аршина и пять вершков, лапы голые, с когтями, яко у орла и более, и лапы на крыльях четырехперстные с когтями ж, а глаза блеклы, но весьма свирепы"
Подписана бумага земским комиссаром Василием Штыковым, архив города Арзамаса

Баба Яга едет на свинье драться в коркодилом. Русский лубок.

Знали ли вы, что Псковские летописцы, оказывается, были альтернативщиками? И это за много веков до того, как появился ютуб! Не верится? Давайте посмотрим. Итак, 7 альтернативных взглядов на русскую историю от псковских летописцев.

Ссылка на Псковскую летопись

Ссылка на карту

Но перед этим небольшая справка. Псковские летописи, изданные в 1837 при иждивении Общества истории и древностей Российских, при Московском университете, известным русским историком, коллекционером, журналистом и публицистом Михаилом Петровичем Погодиным. Бо́льшая часть напечатанных в тогдашней орфографии древних летописей была предоставлена русским историком, археографом и управляющим Московским главным архивом Николаем Николаевичем Бантыш-Каменским.

Издатель Михаил Погодин в своей книге отметил: “Этот список написан мною слово в слово, без малейших отмен и пропусков”. В другом месте введения он пишет: “Когда жил первый псковский летописец, неизвестно”. Из предисловия становится ясно, что, по мнению церковников 19-го века, он жил в 14-ом веке, то есть события русской древности были написаны - самое раннее - в 14-ом, а самое позднее - в 15-ом веке, и велись вплоть до середины 17-го.

Псковские летописи начинаются так: “От 7-го Собора до последняго Собора, до преложения книг священных от Грек на словенский язык СВЯТЫМ КИРИЛЛОМ ФИЛОСОФОМ - лет 77… А от ПРЕЛОЖЕНИЯ КНИГ до крещения Русской земли лет 70 и лето.” Во-первых, тут речь идёт только о преложении, то есть ПЕРЕВОДЕ священных книг греков на славянский язык. О создании алфавита нет ни слова. Во-вторых, даты не совпадают с официальными.

В разных местах так называемого “первого списка” Псковских летописей даты одних и тех же событий отличаются. Эта околесица происходит потому, что датировки притянуты за уши - задним числом. О том, как это делалось, мы рассказываем в ролике “Античности не было”. И вообще: куда делся Мефодий, коллега Кирилла? И почему мы говорим “кириллица”, а не “мефодица”? Да потому что никакого Мефодия, как живого человека, не было. Вероятнее всего, Мефодий - это второе имя вышеназванного философа, данное, например, при крещении, или что-то вроде прозвища, ведь имя Мефодий означает “методичный”, “упорядоченный”, то есть это синоним прилежности.

Оказывается, Орда утверждала на Руси правителей не до пресловутой Куликовской битвы, а намного… намнооого дольше. Например, Василий 2-ой по прозвищу Тёмный долго спорил с Дмитрием Шемякой за право занять престол. Разборка была мучительной и долгой. Но историки не уточняют, что оба князя били челом великому хану, чтобы тот разобрался и остановил выбор на ком-то одном. А ведь это, на секундочку - 15-ый век, Куликовская битва давно позади. Во Псковской летописи мы читаем запись от 1431-го года: “Того же лета Князь Великий Василей Васильевич поиде в Орду ко Царю княжения ради Великого на Руской земли (то есть великий хан был царём, императором Руси), и поиде на Успенье Святыя Богородица (сейчас это 28 августа) с дары многими. А за ним поиде Князь Великий Юрий Дмитриевич в Орду ко Царю княжения ради великого, а поиде на Воздвиженье Честнаго Креста (то есть через месяц) з дары многими”.

Оба князя, и оба Великих, и оба со взятками для царя, то есть императора. Кто больше даст. Наступил июнь-июль 1432-го. И что же мы видим? Оба князя возвращаются из Орды, не получив добро на княжение. В нашем ролике о книге австрийского посла Сигизмунда Герберштейна мы рассказывали, что согласно этому источнику фактически ни Куликовская битва, ни стояние на Угре не лишили татар прямого политического влияния на жизнь Русского государства, и ещё в первой половине 16-ого века политический центр Руси находился в Орде.

А продолжительность московского пути в 12 месяцев подсказывает нам, что великие князья ехали до своего Царя несколько тысяч километров. Вот вам для сравнения схематичная карта под названием “Путь Московии в Катай”, составленная англичанами в 1598 году (издана в 1677-ом). На ней подробно описан маршрут, который отмечен словами: “Москвичи обычно трудятся 9 месяцев в пути из Катая”. Неужели, именно по этой дороге ехали великие московские князья в регион Катай, а точнее, в город Ханбалык, ко двору великого хана?

Во Псковских летописях можно найти важное сообщение о том, что в 1625 году, при первых Романовых, имело место крупнейшее наводнение от Западной и Восточной Европы до Греции.

Чем дольше сидел он, создавая текст, тем меньше становилось в бутылке и тем ярче и революционне становились идеи!
Вот здесь, 0,5... (хотя нет, тут как мнимум 0,7) литра подошли к концу:

Но и это еще не все. Описание постройки стен Иерусалима, приведенное в книге Неемии, по всем параметрам совпадает с описанием постройки Московского Кремля (по расшифровке Носовского и Фоменко), которое производилось... тоже в XVI веке.

Автор поставил точку. Победоносно икнул, показал средний палец невидимым оппонентам, вытер сбегающую по побдордку слюну и держась за стену, по сложной траектории, пошёл спать. По пути вытирая об пол ногу, измазанную Фоменко(-м), в которое только что наступил.

"И еще такой вопрос: в чем причина того, что Сатана стал воплощением зла?"

Начну с Библейской цитаты: "И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня? (Захария 3, 1,2)"

Так вот дело в том, что без сатаны, то бишь без Зла, совершенствование и возвышение человека просто НЕВОЗМОЖНО! Мне кажется, что Бог заранее знал о том что Сатана восстанет, подобно тому, как знал что Иисус будет распят, но всё равно допустил это. И это было Ему угодно. Сейчас поясню:

Это подобно тому, как это было у патриарха Иакова в пустыне. "И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; (Бытие 32, 24)"

Дело в том, что без этого противоборства человек не достиг даже того малого, чего достигает в жизни. И тогда стоит задуматься о роли препятствий в жизни человека. Тех препятствий, которые обычно человек проклинает, желая избежать их и избавиться от них, но благодаря которым, то есть, преодолевая которые, он в конечном итоге и совершает свои достижения.

Так мне стало понятно, что без помощи, точнее, без противоборства сатаны, то бишь противоборства сатане, человек не может совершить путь восхождения и совершенствования. Именно поэтому Бог допускает к верующему искушения от лукавого, чтобы верующий мог испытать свою веру, научиться владеть духовным оружием и научился владеть своим духом.

Вот отсюда Бог, Иисус - воплощение добра, а сатана - воплощение зла, а вместе они и рождают борьбу этих самых противоположностей, а для чего, для того, что бы человек не был роботом, лишённым собственной мысли, а был Творцом здесь, на земле, для того что бы совершенствовался и становился сильным в лице Бога!

"Например, православие заменило прямое обращение к И.Х. на обращение к Богу через святых, попов и т.д. Также ввело поклонение мощам святых и прочее и прочее. Конечно, в медицине существует эффект плацебо, но зачем так издеваться над людьми? Так что, я думаю, если уж верить, то не через православие. Для начала..."

Да, действительно и я уже это писал, что проблема современной религии, это огромное количество ритуалов, из-за которых люди начинают верить не в Бога, не в силу молитвы, а в магические предметы в обход Бога, они начинают верить в силу той же самой свечки как волшебной палочки, как средство от всех болезней, не думая о том, что предметы сами по себе ничего не делают, всё делает молитва. Сам неоднократно становился свидетелем такой картины: Ксёндз сказал что сейчас будет освещает еду на Пасху например, люди сразу толкаясь, пихаясь, начинают доставать еду, всё открывают, разворачивают, потом начинают жадно поднимать всё вверх, а то ни дай Бог капелька святой воды не попадёт на его еду, ведь без этого еда не станет святой. Я смотрю на этих людей и понимаю, что истинная ценность веры, ценность Бога, уходит на задний план и её заменяет вера в магию. Все эти ритуалы задумывались для того, что бы помочь людям понять и прочувствовать таинство молитвы, а вышло то что мы видим сейчас. Сегодняшняя религия далека от Бога. Буквально сегодня наткнулся на видео и вам советую посмотреть:

"Просто никогда не слышал таких трактовок Бога от высшей части духовенства. Может быть есть такие?"

На этот счёт я думал достаточно много времени. В Библии сказано что Бог сотворил Адама и Еву по своему образу и подобию и поселил их в Раю. Так вот человека в своей биологической оболочке Бог в Раю поселить не мог, а поселить он мог там что? Душу! Так может быть Бог создал Душу человека по своему образу и подобию, тогда возможно Бог, это совершенная энергия, воплощение Добра и Справедливости. В Христианстве запрещают изображать Бога на иконах, так как Бога никто не видел и не могут знать как он выглядит. Так может у Бога нет никакой оболочки, может Он эта некая энергия, которая пропитывает всю вселенную, но разум пределы которой мы просто не в состоянии определить? Заметьте это не противоречит Библии, а наоборот объясняет как Бог одновременно может следить за всеми, просто может Бог есть везде?

"Хорошо, для начала скажите: с благословения Бога уничтожались целые народы? Он устроил потоп? Он истребил Содом и Гоморру? Один из городов был уничтожен обманом: вначале устроили обрезание, а потом, пока все мужчины этого города были еще больны, убили всех. Там много таких примеров, не буду их приводить?"

Интересный вопрос. Почему Бог так любил свой народ, что разом всех уничтожил? Так вот ответ на мой взгляд понятен! Так вот Бог делал эти ужасные на первый взгляд действия из-за любви к миру который Он создал! Божия любовь к сотворенному Им миру предполагает самое резкое неприятие того, что этот мир оскверняет, разрушает и уродует. Как повествует Библия:
«Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт.6:11,12).
Божий суд, проявившийся на этот раз в Потопе, направлен на избавление мироздания от зла и, поэтому, является проявлением любви. Исцеление мира от зла (или хотя бы уменьшение его масштабов) возможно только двумя путями - либо те, кто творят зло, раскаиваются и изменяют свои пути, либо Бог просто физически лишает их возможности творить зло дальше.
Люди, жившие до Потопа, извратили путь свой, и извратили настолько, что никакие другие средства пресечения зла были уже невозможны. Их цивилизация оказалась настолько порочна, что остановить все то зло, которая она творила, можно было только физически смыв ее с лица земли.
Теперь ты спросишь: И он просто убил всех этих людей? Та вот физическая смерть (для всех рано или поздно неизбежная) далеко не самое страшное, что может случиться с человеком. Когда Бог посылает человеку смерть, которая кажется нам безвременной, в этом может проявляться забота о его вечном спасении. Зло, которому предавались допотопные люди, было губительно не только для мироздания в целом, но и для них самих. Потоп лишил их возможности чинить зло не только другим, но и самим себе!

Эта "плёнка" в современном христианстве занимает больше места, чем изначальное учение И.Х. Так что уж лучше верить по-своему, чем ходить за толпой и соблюдать ритуалы "плёнки"?

Нет, я не против всех этих ритуалов. Я акцентировал внимание на том, что ритуалы нужны людям, а не Богу. Богу нужна молитва..

В ветхом завете Он показывал множество самых разных чудес, интересна ваша точка зрения, это был Бог или нет?

Конечно это был Бог. Вы сравните время пожалуйста и не забудьте, что Богу нужна была мощная база на тысячелетия для создания современной религии, ведь без тех чудес, сейчас врятли кто нибудь бы верил в Бога. А сейчас людям достаточно тех незаметных мелких чудес, которые творит Бог каждый день, и собственно Библии, где собрана та база нашей веры.

Вы уж определитель, вы "за" христианство или у вас вообще своя точка зрения насчет Бога.

Вот здесь действительно жестковато вышло, я хотел сказать что Бог это нечто совершенное, лишённая несправедливости сущность

Да, мурашки по спине лезут, только по другой причине.

Я высказал свою точку зрения и мой первый опыт чтения Библии был именно таким!

Ответ прост: невозможно доказать отсутствие чего-либо.

Возьми не Бога, а Христа. В принципе для доказательства Бога было бы достаточно доказательство души человека. Я имел в виду что человек до сих пор не может дать рациональных доказательств, которые покажут, что не было Христа, что вся религия построена на лжи.

Прошу ещё вопросов) И как сделать цветной текст?)

Я конечно понимаю, что ты пытался написать нечто эпическое, но вышло простая, обработанная современным миром, мысль неверующего человека. Вот посмотри ты, как неверующий человек заходишь в церковь и видишь алтарь, где люди принимают в образе хлеба и вина, кровь и тело Христа, где ксёндз колдует с "магическими" свечами избавляя от болезней, где поливают святой водой, изгоняя злых духов, где люди часами стоят, что бы поклониться каким-то реликвиям. И что же, смотря на это, думаешь ты Куда я попал, что это за "секта", куча людей поклоняются каким-то предметам, обливаются святой водой и т.д. И что же ты чувствуешь? Церковь это сборище фанатиков, которые верят в свечку, как волшебную в палочку, верят в святую воду как средство от всех болезней, что люди верят не в Бога, а в некую магию. И тебе кажется это абсолютно абсурдным, лишённым всякого смысла, ты не можешь понять как в это можно верить и отсюда рождается мысль, вполне логичная, что религия подчиняет людей? И в этом месте ты, мой друг совершаешь большую ошибку. Ты упираешься в плёнку, останавливаешься, глядя на неё и думаешь, как можно в это верить, забывая что это всего лишь плёнка, размеры которой ты не можешь понять, под которой скрыт тот самый "живой", настоящий Бог, в которого верят некоторые люди, Почему я сказал некоторые? Потому, что попы, как ты говоришь, завлекают людей в церковь, создавая эти самые ритуалы: сегодня мы будем молиться определённому святому, что бы не болело горло, завтра уже другому, что бы не было аварий и т. д. И тут они совершают большую ошибку. Своими ритуалами, они превращают, не специально, людей верящих не в Бога, а в магию. Люди уже не думают про Бога, а думают в нелепые действия, благодаря которым у них повыситься здоровье, благополучие и т. д. Сама церковь НЕ верит в чудотворную силу святой воды или свечки - она верит в силу молитвы - силу диалога с Богом. А эти предметы - лишь средства для понимания людей. Вот помолился человек, и думает, что это всего лишь слова, а вот попала "святая" вода (которая является по сути обычной водой) на человека и всё, он думает что теперь всё измениться, теперь будет и счастье и здоровье. Для такого человека ничего не измениться, ведь он верит не в Бога, а в магию. И к сожалению не желание большинства людей понять силу молитвы приводит в веру в ту самую магию. А вера, истинная вера, которую сегодня можно только слегка увидеть в современных храмах, очень глубока и это не банальные слова - вера в живого Бога действительно очень глубока и очень далека от современного неверующего, а так же и большинства "верующих", как многие себя называют, людей. Вот и получается что ты, как и большое количество людей просто смотрят на современную магию в церквях и конечно, глядя на это просто не возможно поверить в того самого Бога, которого все так пытаются найти. А потом кричат на форумах что религия - средство подчинения, что Бога не существует, что это всё заговор и т.д. А вы пытались искать Бога? Не того Бога которого рисуют нам с детства, а настоящего Бога? Скептик, я читал многие твои коментарии. Так вот из таких как ты, то есть людей с логичным, рациональным мнением, которые в начале пытаются отрицать всю теорию существования Бога, но потом пытаются взглянуть глубже в религию и понять ту самую суть которая скрыта от большинства людей, потом и получаются самые ярые верующие, ибо это люди которые верят не в магию, а в живого Бога. Свидетелем этого в мои всего лишь 18 лет, я становился не раз. Вот и получается следующая цепочка: Люди не верят -> Попы или Ксендзы пытаются искренне (поверьте большинство таких людей это действительно хорошие, без всяких злых помыслов истинно верующие люди, а не те личности - участники теории заговоров, о которых часто пишет СМИ) загнать людей к вере в Бога, но делая ошибку, пытаются создавать некие магические ритуалы, в которые люди охотно верят, для того что бы привлечь людей -> В итоге люди начинают верить в ту самую магию, тем самым создаваясь фанатиками религии -> Такие люди как вы, может быть и пытались когда нибудь найти Бога, но упирались в эту плёнку, которая к сожалению растёт с каждым днём, и делая логичный вывод, что церковь - сборище фанатиков, отступали, и пишите теперь, убеждённые в своей правоте, подобные коментарии. И это цепочка делает всё больше из людей либо неверующих, либо фанатиков веры, и это очень печально. Мой вам совет, попробуйте найти Ксендза и просто поговорить с ним о Боге или найти какую нибудь хорошую книжку про Бога. Недавно я прочитал книгу "Молитва Иависа" хотя и не была она сильно идеальной, но многие интересные мысли я оттуда взял.

Бог не хочет видеть нас рабами, он дал нам свободную волю, и предоставил выбор. Заметьте, что нет человека на земле который не слышал о Боге. Каждый человек делает свой выбор: верить или не верить, точнее как бы я сказал посмотреть на религию поверхностно (здесь два варианта: не поверить или стать фанатиком веры) или попытаться взглянуть в её суть (и вот тут понять что есть Бог и стать истинно верующим). Теперь попытаюсь ответить на вопрос: Почему Бог, если он существует, не покажет людям "чудо", что бы все сразу и безоговорочно поверили. Так вот ответ прост: Бог, как я уже говорил, не хочет делать людей рабами. Он даёт людям возможность разобраться и сделать свой выбор. Он каждый день творит маленькие чудеса, персонально, для каждого человека, но которые большинство людей даже не замечают, так вот истинно верующему хватило бы и такого чуда)Бог не может сделать большое чудо, в которое поверили бы все, ибо сделав такое чудо, люди моментально станут фанатиками или рабами религии, а придя к Богу самостоятельно, без всяких знаков, человек становиться великим и в глазах людей и в глазах Бога. И вот те самые фанатики или рабы религии стали бы слишком уязвимы к противоположной стороне Бога - Дьяволу. Понеслась, скажете вы, но ведь это простая истина: если есть свет, есть тьма; если есть холод, есть тепло; если есть Бог есть и Дьявол. Так вот подумайте что бы могло произойти, если бы Бог показал себя? Если смотреть поверхностно, то даа, все верят счастье и покой, но на самом деле всё не так, всё совсем не так. Все эти люди которые бы поревели после очевидного чуда, были бы слишком слабы и уязвимы для Дьявола, их вера была бы слишком изменчива и они стали бы его жертвой очень быстро. Отвечая на любой свой вопрос такого плана подумайте что бы было, если бы всё было так как вы говорите. Теперь о том, что многие представляют Бога, как старца, летающего на облачке и наблюдающего за человеком. Я думаю что Бог не есть личность вообще, Бог это энергия, энергия абсолютного добра (добра в полноте этого слова), чистая энергия справедливости ну и сделайте вывод кто такой Дьявол. Теперь насчёт Библии. Несомненно Библия интерпретировалась огромное количество раз. Но дело в том что Библия это книга не для Бога, это книга для людей, и не важно сколько раз я рассказывал и пересказывал разными путями красную шапочку (не удачный пример), важно то что я передам смысл. Так и в Библии неважно сколько людей пересказывали её смысл, да многое может быть скрыто, многое утеряно, но ведь сам смысл Бога сокрыт в Библии до сих пор! На протяжении всей Библии говориться, что Бог есть Любовь, Бог есть Справедливость и наконец Бог есть Добро! Вот что должен понять человек! Не могли люди ни сейчас ни в 16 веке и вообще человек не мог просто сесть и придумать Библию.

(Продолжение) Библия рассказана людям через Бога, через Христа. Никакая земная Книга не может жить столько времени и до сих пор давать людям ответы и новые вопросы. Попробуй скептик, открой Библию, соберись с мыслями и попробуй впитать смысл каждого слова и мурашки поползут по спине. Кто бы там не говорил, нет в Библии никаких противоречий, всё что там написано нужно только правильно пояснить и всё станет понятно. Поймите ни 2000 лет назад, ни в 8 в. до н.э. (тогда когда писался старый завет, когда люди толком и писать не умели), ни в 16 веке, ни теперь человек, пользуясь только своим мозгом просто не мог написать Библию, не мог бы выстроить такую логичную цепочку. Почему до сих пор нет никаких рациональных теорий, что Бога нет? Думаете, что запрещает церковь? Ничего подобного, их просто нет, а наоборот, с каждым днём появляется всё больше доказательств, да хоть в лице этого сайта, что есть что то такое, что мы не способны понять. Сколько проводилось исследований на подлинность той самой Туринской плащаницы, на которой изображён лик Христа, наука не может дать объяснение как оно могло там появиться! И думаете, опять запрещает церковь? О, нет друзья, люди бы с удовольствием доказывали бы уже давно на весь мир о фальсификации к примеру этой самой реликвии, но этого не происходит. Посмотрите на то, как народ разоблачает даже самые удивительные, на первый взгляд рукотворные "чудеса", а до сих пор не может доказать несуществование Христа? Наоборот, люди с развитием науки всё больше убеждаются в том, что действительно был такой человек, как Иисус. Понимаете, в Библии всё слишком логично, что бы её написал человек без помощи Бога. Посмотрите на Заповеди: до сих пор они отражают все человеческие грехи, а они ведь написаны в 15 в. до н.э. Я являюсь католиком, регулярно посещаю костёл и я очень долго думал есть ли Бог на самом деле, читал много книг, статей в пользу и против существования Бога, на сегодняшний день я уверен, что Бог есть и с каждым днём убеждаюсь в этом. Я чувствую Его помощь и поддержку. Господи, сколько было казалось бы безвыходных ситуаций, но стоило только искренне помолиться и я просто удивлялся как всё решалось. Да порой я просто сидел, обдумывая что произошло и просто не верил как так всё могло решиться, как будто один на миллиард! Так же заметьте, что все религии мира похожи: везде есть высшая сила - Бог, есть Спаситель, смысл каждой религии творить Добро, молиться Богу. Да, есть много отростков, но мне кажется, я даже уверен, что первоисточник один, да что то пересказывалось с меньшими подробностями, что то с большими, что по одному, что то по другому и мы имеем то что имеем сейчас. Я знаю, что многие читают это сморщив лицо, но просто попытайтесь понять, не зря религия живёт столько лет. Просто попытайтесь почитать несколько книг, просто откройте Библию на любой странице и попытайтесь уловить смысл каждого слова. И вы откроете для себя тот дивный и чудесный мир, который открыл для себя я! Аминь (если кто не знает это означает подтверждение своих слов)

Ахаха. Такую чушь мог написать только больной человек. По детской книжке он узнал, что евангелисты жили в 16 веке! Гениально! В христианском Вестминстерском аббатстве было назначено обсуждение евангелистов! Эпическая чушь.

Бояре

Боярские дворы были окружены частоколом, и над ними возвышались 3-4 этажные бревенчатые башни, "повалуши"; бояре жили в "светлицах" со слюдяными окошками, а вокруг располагались службы, овины, хлевы, конюшни, обслуживаемые десятками дворовых холопов. Сокровенной частью боярской усадьбы был женский "терем": по восточному обычаю бояре держали своих женщин взаперти на женской половине дома.

Одевались бояре также на восточный манер: они носили парчовые халаты с длинными рукавами, колпаки, кафтаны и шубы; эта одежда отличалась от татарской только тем, что застегивалась на другую сторону. Герберштейн писал, что бояре во все дни предавались пьянству; пиры продолжались по несколько суток и количество блюд исчислялось десятками; даже церковь порицала бояр за неуемное стремление "насыщати беспрестанно тело и утучневати". Тучность почиталась за признак знатности, и, чтобы выпятить живот, его подпоясывали как можно ниже; другим свидетельством благородства была окладистая борода непомерной длины - и бояре соревновались друг с другом по части того, что считали дородностью.

Бояре были потомками викингов, которые когда-то завоевали страну славян и обратили часть из них в рабов-холопов. От далеких времен Киевской Руси у бояр остались "вотчины" - деревни, населенные рабами; у бояр были свои дружины из "боевых холопов" и "детей боярских", и, участвуя в походах, бояре приводили в вотчины новых рабов-пленных. В вотчинах жили и свободные крестьяне: бояре привлекали на свои земли неустроенных одиночек, давали им ссуды на обзаведение, но потом понемногу увеличивали повинности и обращали должников в кабалу. Уйти от хозяина работники могли, лишь заплатив "пожилое" и дождавшись очередного Юрьева дня (26 ноября) - но размеры "пожилого" были такими, что уйти удавалось немногим.

Бояре были полными хозяевами в своей вотчине, которая была для них "отчиной" и "отечеством"; могли казнить своих людей, могли миловать; княжеские наместники не могли входить в боярские села, и боярин был обязан князю лишь уплатой "дани" - налога, который раньше платили хану. По старинному обычаю боярин со своей дружиной мог наняться на службу к любому князю, даже в Литву - и при этом сохранял свою вотчину. Бояре служили "тысячниками" и "сотниками", наместниками в городах или волостелями в сельских волостях и получали за это "корм" - часть собираемых с поселян налогов. Наместник был судьей и воеводой; он судил и поддерживал порядок с помощью своих "тиунов" и "доводчиков", но ему не доверяли сбор налогов; их собирали посланные великим князем "писцы и даньщики".

Наместничество обычно давалось на год или два, а потом боярин возвращался в свою вотчину и жил там почти независимым владетелем. Бояре считали себя хозяевами земли русской; простые люди, завидев боярина, должны были "бить челом" - склоняться головой до земли, а встречаясь друг с другом, бояре обнимались и целовались, как теперь обнимаются и целуются правители суверенных государств. Среди московских бояр было много князей, покорившихся "государю всея Руси" и перешедших на службу в Москву, и много татарских "царевичей", получивших вотчины в Касимове и Звенигороде; примерно шестая часть боярских фамилий происходила из татар и четвертая часть - из Литвы. Пришедшие служить в Москву князья "подсиживали" старых бояр, и между ними начинались распри из-за "мест", где кому сидеть на пирах, и кто кому должен подчиняться по службе.

Спорщики вспоминали, кто из родни и на каких должностях служил великому князю, вели "местнический счет" и иной раз доходили до драки, били друг друга кулаками и таскали за бороды - впрочем, на Западе бывало и хуже, там бароны сражались на дуэлях или вели частные войны. Великий князь умел привести к порядку своих бояр, и Герберштейн писал, что московский государь своей властью "превосходит всех монархов мира". Это, конечно, было преувеличение: со времен Киевской Руси князья не принимали решений без совета со своими дружинниками-боярами, "Боярской думой", - и хотя Василий иногда решал дела "сам-третей у постели", традиция оставалась традицией.

Кроме того, при Василии III еще оставалось два удельных княжества; ими владели братья Василия, Андрей и Юрий. Василий III окончательно подчинил Псков и Рязань и лишил местных бояр власти - так же, как его отец лишил вотчин бояр в Новгороде. В Пскове, в Новгороде и в Литве еще сохранялись традиции Киевской Руси, там правили бояре и там собиралось вече, где бояре по своей воле ставили князя - "какого похотят". Чтобы противостоять татарам, "Государь всея Руси" стремился объединить страну и прекратить распри: ведь именно распри князей и бояр погубили Русь во времена Батыя.

Бояре же хотели сохранить свою власть и в надежде смотрели на милую их сердцу Литву с ее вечами и радами, на которые допускались только "высокородные паны". В те времена "отечество" означало не огромную Россию, а маленькую боярскую вотчину, и новгородские бояре попытались передать свое отечество - Новгород - королю Казимиру. Иван III казнил сто новгородских бояр, а у остальных отнял вотчины и освободил их рабов - простой народ радовался делам князя, а бояре называли Ивана III "Грозным". Следуя заветам отца, Василий III лишил вотчин бояр Рязани и Пскова - но московские бояре еще сохраняли свою силу, и главная борьба была впереди.

Крестьяне

Как ни велики были боярские вотчины, основную часть населения Руси составляли не боярские холопы, а свободные "черносошные" крестьяне, жившие на землях великого князя. Как в прежние времена, крестьяне жили общинными "мирами" - маленькими деревнями в несколько домов, и некоторые из этих "миров" по-прежнему пахали на подсеках - вырубленных и выжженных участках леса. На подсеке все работы производились вместе, вместе рубили лес и вместе пахали - пней при этом не корчевали, и это вызывало удивление иностранцев, привыкших к ровным полям Европы.

В XVI веке большая часть лесов была уже сведена и крестьянам приходилось пахать на старых подсеках, "пустошах". Теперь пахари могли работать и в одиночку; там, где земли не хватало, поля были разделены на семейные наделы, но время от времени переделялись. Это была обычная система земледелия, бытовавшая во всех странах в эпоху расселения земледельцев и освоения лесов. Однако в Западной Европе эта эпоха первоначальной колонизации пришлась на I тысячелетие до нашей эры, а на Русь она пришла много позже, поэтому община с переделами была давно забыта на Западе, там восторжествовала частная собственность - а на Руси сохранился коллективизм и общинный быт.

Многие работы проводились общинниками коллективно - этот обычай назывался "помочи". Все вместе строили дома, вывозили навоз на поля, косили; если в семье заболел кормилец, то вся община помогала пахать его поле. Женщины вместе трепали лен, пряли, рубили капусту; молодежь после таких работ устраивала вечеринки, "капустки" и "посиделки" с песнями и плясками до глубокой ночи - потом в дом вносили солому и устраивались спать попарно; если девушке не нравился доставшийся ей парень, то она пряталась от него на печи - это называлось "дае гарбуза". Детей, которые рождались после такой "капустки", называли "капустничками", и поскольку отец ребенка был неизвестен, то говорили, что их нашли в капусте.

Сыновей женили в 16-18 лет, а дочерей в 12-13, причем свадьбу праздновала вся община: деревня жениха разыгрывала "набег" на деревню невесты с целью ее "украсть"; жених назывался "князем", его сопровождала "дружина" во главе с "боярами" и "тысяцким", знаменосец-"хорунжий" нес знамя. Община невесты делала вид, что обороняется; навстречу жениху выходили парни с дубинками и начинались переговоры; в конце концов, жених "выкупал" невесту у парней и у братьев; родители невесты по перенятому у татар обычаю получали калым - однако этот выкуп был не столь велик, как у мусульман. Укрытую покрывалом невесту усаживали в повозку - ее лица никто не видел, и поэтому-то девушку и называли "не веста", "неизвестная". Жених трижды обходил вокруг повозки и, слегка ударяя невесту кнутом, говорил: "Оставь отцовское, прими мое!" - вероятно, этот обычай и имел в виду Герберштейн, когда писал, что русские женщины считают побои символом любви.

Свадьба заканчивалась трехдневным пиром, в котором участвовала вся деревня; на такой пир в прошлом веке уходило 20-30 ведер водки - но в XVI столетии крестьяне пили не водку, а мед и пиво. Татарские обычаи отозвались на Руси запрещением крестьянам пить спиртное во все дни, кроме свадеб и больших праздников, - тогда, на Рождество, Пасху, Троицу, вся деревня собиралась на пир-братание, "братчину"; возле деревенской часовни ставили столы, выносили иконы и, помолившись, приступали к пиршеству. На братчинах мирили поссорившихся и творили общинный суд; выбирали старосту и десятского. Волостелям и их людям было запрещено приходить на братчины без приглашения, просить угощение и вмешиваться в дела общины: "Если же кто позовет к себе тиуна или доводчика пить на пир или на братчину, то они, пивши, тут не ночуют, ночуют в другой деревне и насадок с пиров и братчин не берут".

Братчина судила по мелким проступкам; серьезные дела решал волостель - "но без старосты и без лучших людей волостель и его тиун суда не судят", говорят грамоты. Налоги собирал даньщик вместе со старостой, сверяясь с "переписной книгой", где были переписаны все дворы с количеством пахотной земли, высеиваемого хлеба и скашиваемого сена, а также указывалось, сколько надо платить "дани" и "корма". Даньщик не смел взять больше положенного, однако если со времен переписи какой-то хозяин умер, то до новой переписи "мир" должен был платить за него. Налоги составляли около четверти урожая, и крестьяне жили довольно зажиточно, средняя семья имела 2-3 коровы, 3-4 лошади и 12-15 десятин пашни - в 4-5 раз больше, чем в конце XIX века!

Однако приходилось много работать, если в прежние времена на подсеке урожай достигал сам-10, то в поле он был втрое меньше; поля надо было удобрять навозом и чередовать культуры: так появилась трехпольная система, когда один год сеяли озимую рожь, другой год - яровые культуры, а на третий год оставляли землю под паром. Перед посевом поле пахали три раза специальной сохой с отвалом, которая не просто царапала землю, как раньше, а переворачивала пласты - но и при всех этих новшествах земля быстро "выпахивалась", и через 20-30 лет надо было искать новые поля - если они еще оставались в округе.

Короткое северное лето не давало крестьянину времени для отдыха, и в страду работали от восхода до заката. Крестьяне не знали, что такое роскошь; избы были маленькими, в одну комнату, одежда - домотканные рубахи, но на ногах носили сапоги, а не лапти, как позже. Грамотный крестьянин был редкостью, развлечения были грубыми: ходившие по деревням скоморохи устраивали схватки с прирученными медведями, показывали "блудные" представления и "сквернословили". Русское "сквернословие" состояло в основном из татарских слов, которые из-за ненависти, которую питали к татарам на Руси, прибрели ругательный смысл: голова - "башка", старуха - "карга", старик - "бабай", здоровяк - "болван"; тюркское выражение "бель мес" ("не понимаю") превратилось в "балбеса".

Юродивые


Сродни скоморохам были юродивые, собратья восточных дервишей. "Они ходят совершенно нагими даже зимой в самые сильные морозы, - свидетельствует заезжий иноземец, - посреди тела перевязаны лохмотьями, а многие еще с веригами на шее... Их считают пророками и весьма святыми мужами, поэтому и дозволяют им говорить свободно, все, что хотят, хотя бы даже о самом боге... Вот почему блаженных народ очень любит, ибо они... указывают на недостатки знатных, о которых никто другой и говорить не смеет..."

Развлечения


Любимым развлечением были кулачные бои: на масленицу одна деревня выходила на другую драться на кулаках, и дрались до крови, бывали и убитые. Суд тоже часто сводился к поединку на кулаках - хотя Иван III издал Судебник с писаными законами. В семье суд и расправу творил муж: "Если жена, или сын или дочь слова и приказания не слушают, - говорит "Домострой", - не боятся, не делают того, что муж, отец или мать повелевают, то их плетью постегать, смотря по вине; а бить их наедине, не при людях наказывать. За какую-либо вину не бить по уху, по лицу, под сердце кулаком, пинком, не колотить посохом, ничем железным и деревянным не ударять. Тот, кто в сердцах так бьет, может большой вред причинить: слепоту, глухоту, повреждение руки или ноги. Должно бить плетью: и разумно, и больно, и страшно, и здорово. Когда вина велика, когда ослушание или небрежение было значительное, то снять рубашку и плеткой вежливенько побить, за руки держа, да, побив, чтобы гнева не было, сказать ласковое слово".

Образование


Дела с образованием обстояли плохо у всех сословий: половина бояр не могла "руку к письму приложить". "А преж всего в Российском царстве многие училища бывали, грамоте и писати, и пети гораздо много было..." - жаловались священники на церковном соборе. Центрами грамотности оставались монастыри: там хранились книги, уцелевшие еще со времен нашествия, сборники "греческой премудрости"; один из таких сборников, "Шестоднев" Иоанна Болгарина, содержал выдержки из Аристотеля, Платона и Демокрита. Из Византии пришли на Русь и начатки математических знаний; таблица умножения называлась "счет греческих купцов", а числа записывали на греческий манер, с помощью букв. Так же, как в Греции, самым популярным чтением были жития святых; Русь продолжала питаться греческой культурой, и монахи ездили учиться в Грецию, где на горе Афон располагались знаменитые монастыри.

На Афоне учился и священник Нил Сорский, известный своей проповедью нестяжательства: он говорил, что монахи не должны копить богатства, а жить от "трудов рук своих". Эти проповеди не нравились русским архиереям, и один из них, Иосиф Волоцкий, вступил в спор с отшельником, доказывая, что "богатства церкви - божье богатство". Нестяжателей поддерживал и Максим Грек, ученый монах с Афона, приглашенный на Русь для исправления богослужебных книг: от многократного переписывания в них появились пропуски и ошибки.

Максим Грек учился во Флоренции, был знаком с Савонаролой и итальянскими гуманистами. Он принес в далекую северную страну дух свободомыслия и не побоялся прямо сказать Василию III, что в своем стремлении к самодержавию великий князь не желает знать ни греческого, ни римского закона: отказывает в верховенстве над русской церковью, как константинопольскому патриарху, так и римскому папе. Ученый грек был схвачен и предан суду; его обвинили в том, что он неверно правил книги, "заглаживал" святые слова; Максим был сослан в монастырь и там, сидя в заточении, написал "многие книги душеполезные" - в том числе "Грамматику греческую и русскую".

Русская церковь настороженно следила за учеными иноземцами, опасаясь, что они принесут "ересь". Такой случай уже был в конце XV века, когда в Новгород приехал еврейский купец Схария; он привез много книг и "соблазнил" в иудейскую веру немало новгородцев. Среди еретических книг был "Трактат о сфере" испанского иудея Иоанна де Скрабоско - он был переведен на русский язык, и, возможно, что из этой книги на Руси узнали о сферичности Земли. Другая еретическая книга, "Шестокрыл" Иммануэла бен-Якоба, была использована новгородским архиепископом Геннадием для составления таблиц, определяющих дату пасхи.

Однако, позаимствовав у новгородских иудеев их знания, Геннадий подверг "еретиков" жестокой казни: на них одели берестяные шлемы с надписью "се есть сатанино воинство", посадили на лошадей лицом назад и возили по городу под улюлюканье прохожих; потом шлемы подожгли и многие "еретики" умерли от ожогов. "Шестокрыл" был запрещен церковью - так же, как астрологические альманахи с предсказаниями, завезенные на Русь немцем Николаем из Любека; все это относилось к "злым ересям": "рафли, шестокрыл, остоломия, альманах, звездочет, аристотелевы врата и иные коби бесовские".

Церковь не советовала смотреть на небо: когда Герберштейн спросил о широте Москвы, ему не без опаски ответили, что по "неверному слуху" будет 58 градусов. Немецкий посол взял астролябию и занялся измерениями - у него получилось 50 градусов (в действительности - 56 градусов). Герберштейн предлагал русским дипломатам европейские карты и просил у них карту России, но ничего не добился: на Руси еще не было географических карт. Правда, писцы и даньщики в целях учета измеряли поля и делали "чертежи"; при этом в качестве руководства часто использовался трактат арабского математика ал-Газали, переведенный на русский язык, должно быть, по приказу какого-нибудь баскака.

Будучи в Москве Герберштейн попросил боярина Ляцкого составить карту России, но прошло двадцать лет прежде чем Ляцкой смог выполнить эту просьбу. Это была необычная карта: по арабской традиции юг на ней располагался вверху, а север - внизу; недалеко от Твери на карте было изображено загадочное озеро, из которого вытекали Волга, Днепр и Даугава. Во времена составления карты Ляцкой жил в Литве; он служил польскому королю Сигизмунду, и карта была создана не из добрых намерений: она лежала на столе короля, когда он готовил новый поход на Русь. Литва и Русь были исконно враждебны друг другу, но сама по себе Литва не была опасным противником. Наибольшее зло для Руси заключалось в том, что Литва находилась в династической унии с Польшей, и польский король был вместе с тем Великим князем Литовским - противником Руси была не только Литва, но и Польша.

Loading...Loading...