Игры сделанные своими руками в детском саду. Дидактические игры по развитию речи (своими руками)

Дидактическая игра – прекрасный способ учиться с удовольствием. Этот метод хорошо подходит для любого возраста, поскольку организационный процесс занятия позволяет усваивать информацию в занимательной форме, задействуя сразу несколько уровней восприятия. Особенно рекомендованы игры для развития речи дошкольникам, ведь именно в период до 7 лет идет формирование образного восприятия, внимательности, памяти, критического мышления.

Через общение ребенок познает мир, задавая бесконечное число вопросов об окружающей реальности, стараясь выяснить как можно больше. Язык – главный инструмент человека, носитель культурных и научных знаний, особого кода языковой среды, и все это передается от взрослых к детям по мере того, как малыш учится общаться.

С помощью дидактической забавы, несложной и занимательной, процесс познания протекает гораздо быстрее и, что немаловажно, – веселее. Заниматься с ребенком можно всегда, в любой обстановке, от наставника при этом не требуется обязательного педагогического образования.

Преимущества языковой разминки можно перечислять до бесконечности, но, если выделять основное, нужно отметить, что дидактические игры по развитию речи помогают малышу:

  • говорить четко, внятно, осмыслено;
  • узнать больше слов, расширить лексикон;
  • понимать смысл используемых выражений, употреблять их соответственно ситуации;
  • освоить навык рассказчика;
  • развить воображение.

Важно! Заниматься можно и нужно как можно чаще, используя каждый удобный предлог, чтобы превратить обычный диалог в занятие, привлечь внимание ребенка, заинтересовать его.

Существует три основные методики, которые в равной степени активно используются педагогами и родителями при занятиях по со школьниками:

  1. Игра с предметами – здесь используются игрушки, любые подручные предметы. Цель – научить ребенка связывать слово с определенным объектом, показать (и рассказать), какие функции он может выполнять. Для демонстрации используют кукол, вещи из домашнего обихода, собранные на улице листья, камешки. С предметами необходимо взаимодействовать малышу – определить, что перед ним находится, разложить объекты по величине, форме, цвету и т. д.;
  2. Настольная – проводится с использованием специально отпечатанного материала, картинок, надписей, схем. Ребенок учится подбирать парные рисунки, запоминать спрятанные, узнает счет и абстрактные понятия (лото, детское домино);
  3. Словесная – не использует других инструментов, кроме речи. Она строится на диалоге между ребенком и взрослым, где для малыша одинаково важно слушать чужие слова и говорить самому.

Большой популярностью пользуется пальчиковая разминка. Легко и весело играть пальчиками и развивать речь, ведь желание что-то делать руками проявляется у малышей достаточно рано, а занятие, подкрепленное действием, – полезно и наглядно. Известно, что развитие мелкой моторики благотворно влияет на речевые центры. Примером самой простой забавы могут послужить всем известные «ладушки» или «сорока-ворона».

Направленность занятий также бывает различна. В зависимости от специфики выделяют:

  • игры на формирование словарного запаса;
  • игры на развитие культуры речи;
  • игры для постановки четкого произношения и работа с фонемами;
  • игры на развитие грамматического строя речи.


Все занятия необходимо планировать заранее, вовлекая ребенка в процесс при помощи разнообразных средств. Малыш должен быть заинтересован в происходящем, хорошее настроение и отзывчивость во время занятия гарантируют результативность проведенной сессии.

Внимание! Обязательно использование новых предметов, методов, повышение сложности задач. Подача со стороны взрослого должна быть выразительной, цепляющей. Монотонное повторение одного и того же усыпляет внимание, надоедает и перестает давать результаты.

Выбор методики зависит от цели, направленности, от возраста ребенка, уровня его подготовленности. Игры по развитию речи для детей, занимающихся в подготовительной группе, выбираются самые простые, не требующие особенных навыков. Необходимо учитывать специфику ошибок и потребностей ребенка в этом возрасте: у дошколят еще плохо развита способность к связной речи, они часто совершают смысловые, логические ошибки, путают времена и падежные формы. Справиться с этими проблемами поможет тренировка.

Задание из разряда предметных. Для него необходим реквизит – 4 бумажных домика, обозначенных «он», «она», «оно», «они»; набор ярких карточек с рисунками одушевленных существ (животные) и неодушевленными предметами (фрукты, овощи, цветы и т. д.). Цель забавы – научить ребенка понимать род и число, для этого все карточки необходимо «отвести» в свой домик, надпись на котором соответствует роду изображения на рисунке.


«Бросок мяча»

Помогает наработать активный языковой багаж. Бросая мячик ребенку, взрослый произносит любое слово, например, «пол», задача малыша – назвать антоним – «потолок».

Игры по развитию речи в старшей группе сложные, побуждающие ребенка к непосредственному участию в процессе творчества. Задействуются ранее полученные навыки, развлечение становится более изощренным, изобретательным.

«Сочиняем стихи»

Полностью словесная, обучает ребенка правильно ставить падежные окончания с помощью известных или самостоятельно сочиненных строчек, в которых активно используется перечисление предметов.

«Сочинение рассказа»

Развивает логику, фантазию, повествовательные навыки. Ребенок получает стопку с карточками различных предметов и существ, цель – сочинить небольшую историю, в которой будет фигурировать все, что изображено на карточках.

Как сделать дидактические игры своими руками

Дидактические игры по развитию речи несложно смастерить своими руками. Зачастую весь реквизит создается дома, с помощью подручных средств.

Вам понадобится:

  • бумага (обычная писчая, для принтера, плотный картон);
  • краски, карандаши;
  • принтер (предпочтительно цветной);
  • ножницы;
  • клей;
  • шаблоны;
  • старые журналы с яркими картинками.

Важно подобрать правильный дидактический материал: большую пользу окажет колода карточек с изображениями растений, животных, предметов, людей различного возраста, занятых разными делами. Их можно нарисовать самостоятельно, вырезать или распечатать. Каждая карточка с рисунком должна быть подписана печатными буквами.

Игрушки для развития речи должны легко помещаться в сумке, чтобы их можно было взять с собой на время поездки, отдыха.

Вывод

Интересные, увлекательные занятия помогут ребенку быстро и легко освоить навык устной речи и чтения, развить фантазию, сделать словарный запас более богатым и выразительным.

Развивать речь малыша мы можем даже в самом юном возрасте. Кроха может учиться, начиная с самого простого – мелкой моторики. Именно за счет нее, ребенок может в более подготовленной форме в итоге изучать новые слова и строить из них более сложные предложения. Развивать речь и мелкую моторику рекомендуется с помощью интересных, познавательных дидактических игр, которые можно сделать своими руками . Рассмотрим некоторые особо актуальные примеры игр, которые рекомендуют воспитатели, психологи и опытные мамочки.

Дидактическая игра по развитию речи с помощью тактильных карточек

Сенсорное восприятие материал во время дидактических игр с малышом дает отличный результат. Наклейте на плотный картон ткани разных фактур и цветов. Можете собрать радугу, можете сделать просто разные цвета. Обыграйте карточки по своему усмотрению.

Задача малыша состоит в том, чтобы беря в руки карточку и трогая ее, они называют цвет и свои ощущения. Ткань может быть бархатистой, жесткого плетения, меховая. Возможно сделать два вида карточек и собирать их как лото. В данном случае все зависит от вас и ваших задач. В любом случае рассказывая про каждую карточку малышу вы сможете разнообразить его речь и восприятие окружающих его предметов.

Для деток постарше вы можете сделать из различных материалов на картоне цифры или буквы. Кстати, именно за счет тактильных карточек буквы и цифры рекомендуют изучать . Их можно сделать самим, а можете приобрести готовые наборы. В данной дидактической игре ваш малыш развивает навыки счета, изучает буквы и может искать картинки совмещая их с той буквой, с которой начинаются эти слова.

Игра "Чей малыш?"

Любимая всеми мамами игра, в которой малыш узнает много интересного и развивает свою речь . Это как раз та дидактическая игра составить которую вы сможете как самостоятельно – распечатав или нарисовав картинки интересных вашему малышу животных, так и приобрести недорогие варианты в книжных магазинах. В любом случае даже составляя несколько игр одновременно вы можете привить вашему ребенку внимательность и аккуратность. При разделении на группы животных и птиц, кроха выучит различные названия как мам, так и их малышей. Сможет в дальнейшем их использовать в своих рассказах. В дальнейшем используя эту дидактическую игру вы сможете рассказывать не просто про животных на картинке, но и пояснять среду их обитания, особенности проживания, как эти животные взаимодействуют друг с другом, как малыш может с ними увидится и пообщаться. То есть, кроме развития своей речи, ребенок расширяет еще и свой кругозор.

Развиваем речь по сказке с помощью игрушек созданных своими руками

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Именно так и происходит. Каждая сказка призвана учить. А если персонажей сказки переложить на дидактическую игру , то ваши занятия с ребенком станут не просто интересными, но и познавательными. Подготовить персонажей вы можете непосредственно под каждую сказку отдельно. А можете нарисовать или вырезать из картона тех, с которыми малыш любит играть больше всего. Речь малыша можно развивать с помощью простых вариантов:

  • Пересказывая сказки с уже известными персонажами. Например, для первых сказок хорошо подходит "Репка", "Теремок", "Колобок". Запоминая последовательность действий, участвующих персонажей – ребенок запоминает и саму сказку. Пересказ ее станет более интересным и с точки зрения развития речи более полезным, если кроха привнесет туда свои мысли и идеи развития событий. Как правило, после того, как малыш очень хорошо запомнил сказку, он начинает вносить в нее свои коррективы, намеренно призывая родителей слушать, потому что теперь никто не знает ее финала. Если ребенок только начинает участвовать в таких дидактических играх , то можете учиться пересказывать с помощью наводящих вопросов, помогая переставлять персонажей сказки в нужно последовательности. Постепенно ваш малыш с удовольствием будет играть в такие сказки.

Итоги

Какие бы не были ваши финансовые возможности, но для ребенка сделанная совместно игрушка будет иметь большую ценность. Поэтому даже дидактический материал для игры вы можете не только сделать своими руками , но и с помощью него развивать речь, внимательность, аккуратность, память вашего малыша. А проведенное время в совместных занятиях и играх окажут решающую роль на общее развитие.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Дидактические игры - это разновидность игр в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры специально созданы педагогами для обучения детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Это один из методов активного обучения дошкольников и учеников начальной школы, и это не случайно. Ребенок не будет сидеть и слушать нудную лекцию или доклад, он ничего не запомнит, потому что ему это не интересно. Ребенок любит играть. Поэтому педагогика соединила приятное с полезным, играя в дидактические игры, ребенок обучается, сам того не подозревая. Ему интересно. Он запоминает. Множество дидактических игр на совершенно разные темы мы предлагаем воспитателям и учителям начальных классов, а также родителям на сайте 7гуру.

© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.
При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.
Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)

Дидактическая игра «Барон Мюнхгаузен»

Цель: формировать навык образования имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Пособие представляет собой карту размером 30x20 см с изображением барона Мюнхгаузена, летящего в облаках на пушечном ядре, и набор предметных картинок размером 10x10 см.
Логопед. Дети, посмотрите на карту с изображением барона Мюнхгаузена. Храбрый барон, как известно, летал на пушечном ядре высоко в небе. Сверху ему все казалось очень маленьким. Он смотрел на все сверху вниз и удивлялся: «Какое же отсюда все крошечное! Маленькие
домики, деревца, человечки». Сейчас я буду показывать картинки, а вы скажете, что на них нарисовано, а потом назовете их так, как про них сказал бы Мюнхгаузен, если бы увидел сверху. Например, дом. Как про него скажет Мюнхгаузен?
Дети. Домик.
При затруднении логопед оказывает детям помощь в виде наводящих вопросов.
Предъявляя картинку, логопед спрашивает: «Что это?» Дети отвечают (допустимы односложные ответы). Затем логопед прикрепляет картинку на карту с Мюнхгаузеном.
Логопед. А как барон Мюнхгаузен скажет, увидев это сверху маленьким?
(Применяется сопряженное и отраженное проговаривание.)

По сюжетным картинкам (изображенные ниже 10х15) можно составлять описательные рассказы, используя существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Например:

Где пролетал Барон Мюнхгаузен? Что он видел? Или кого видел?

ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ «Кто что ест?».

Главная цель использования прищепок в игре - это развитие тонких движений пальчиков, что благотворно влияет на речевую зону мозга.

Игры с прищепками развивают не только мелкую моторику рук, а также развивают воображение и коммуникативную функцию речи, закрепляют сенсорные навыки и пространственные представления.

Знакомим малыша с прищепками, показываем и рассказываем, где мама их использует в быту, показываем, как прищепка умеет раскрывать и закрывать "ротик", даём ребёнку самостоятельно помочь прищепке раскрыть и закрыть "ротик", если малышу трудно, помогите ему и подскажите, что пальчики надо сжимать сильнее.
Затем предлагаем малышу поиграть с прищепками. Для начала можно поиграть в простые игры.

Оборудование: круг, 12 картинок с едой; 12 картинок животных на прищепках, стихи о животных.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ИГРАХ С ПРИЩЕПКАМИ

Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания, памяти, речевой практики.

Для игры я вырезала несколько фигурок из цветного картона. На эти фигурки мы потом будем крепить прищепки разных цветов. В процессе игры можно разучивать с детьми и цвета, и стихотворения о данных объектах.

СОЛНЫШКО

(На фигуру круга жёлтого цвета крепим прищепки такого же цвета - это лучи солнца)

Солнышко утром
Рано встаёт.
Лучики тянет -

Тепло нам даёт
.

ТУЧКА И ДОЖДЬ

(На фигуру облака синего или голубого цвета крепим прищепки такого же цвета - это дождик)

Тучка по небу гуляла -
Все дождинки растеряла.

ЁЛОЧКА

(На треугольную фигуру зелёного цвета крепим прищепки такого же цвета - это еловые ветки)

Ёлочка наша вдруг загрустила,
Лапы еловые вниз опустила.

ОВОЩИ - СВЕКЛА, МОРКОВЬ, РЕПА

(На фигуру свеклы красного цвета крепим прищепки зелёного цвета - это ботва)

Урожай мы собирали
И ботву всю оборвали.
Мы листочки прикрепляем -

Сразу об овощи узнаем.

ЁЖИК

Ёжик, ёжик, где гулял?
Где колючки потерял?
Ты беги скорей к нам, ёжик.
Мы сейчас тебе поможем.

Ещё можно поиграть с этими прищепками в игру «Чего не хватает?» Например: У цветка лепестков, у зайца ушей и хвоста, у моркови ботвы; затем спрашиваем ребенка: сколько лепестков у цветка? Какого они цвета?

Дидактическая игра «Почтальон».

Цель: формировать навык употребления имен существительных в родительном, дательном и именительном падежах. Развивать связную речь детей.
Пособие представляет собой вырезанное по контуру изображение почтальона с сумкой и конвертом в руках, набор открыток, изображения животных и птиц (количество карточек и лексический материал определяются логопедом в зависимости от уровня речевого развития детей). Карточки - имитация конвертов с изображением животного или птицы, означают адресата (того, кому предназначено письмо) или адресанта (того, от кого это письмо).
Письмо
корове от курицы. Письмо лисе от мышки. Письмо бабочке

от улитки.
Логопед. Лесной почтальон попросил нас помочь ему разнести письма. Вы будете брать письмо, смотреть картинки и говорить, кому оно и от кого.
При затруднении логопед оказывает помощь наводящими вопросами. Игра продолжается до тех пор, пока почтальон не разнесет все «письма» и открытки.



По открыткам можно составлять предложения, рассказы; задавать ребенку наводящие вопросы по теме открытки. Например: Кто на ней изображен? Для кого цветы? Какой праздник скоро будем отмечать? И т.п.

Игра «Дидактическая коробочка» — своими руками: ознакомление с цветом, развитие речи, развитие мелкой моторики, ознакомление с временами года.

Автор игры – учитель –дефектолог Маханева Ольга. Ольга работает с детьми от двух до десяти лет. Эта игра получила премию «За лучшую речевую игру» на нашем конкурсе развивающих игр своими руками Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру – к успеху!» — 2015. Это уже не первая игра Ольги, которая получает призы в конкурсе, ведь Ольга уже третий год участвует в нашем проекте и всегда делится своими идеями с другими педагогами и родителями.

Описание игры «Дидактическая коробочка»

Игра «Дидактическая коробочка» изготовлена из круглой жестяной коробки из-под конфет или печенья. Дно и крышка коробочки изнутри обклеены разноцветным фетром по секторам. Боковая грань крышки обклеена магнитной лентой.

Дно дидактической коробочки состоит из секторов четырех основных цветов — синий (зима), зеленый (весна), красный (лето), желтый (весна).

Крышка дидактической коробочки изнутри разделена на восемь секторов в соответствии с цветами радуги плюс белый цвет.

Крышка коробки снаружи разделена на 4 сектора и проклеена белым, серым, оранжевым, коричневым фетром. Это основные цвета шерсти животных, которые можно называть: зайчик белый, лиса оранжевая, медведь коричневый, волк серый.

Боковая часть крышки дидактической коробочки проклеена магнитной лентой. На нее можно прикреплять плоскостные черно –белые изображения зверей или птиц, называя их окрас и нюансы оттенков (бурый, рыжий).

Теперь добавляем кубики:

— на первом кубике – изображения лесных животных (на одной грани – одно животное),

— на втором кубике – действия животных (как они могут передвигаться),

— на третьем кубике – окрас животных (белый, серый, рыжий, коричневый, серо-белый, бело –рыжий и т.д.),

— на четвертом кубике – цифры или точки.

Пример игры с кубиками Вы найдете в статье

Как использовать игру «Дидактическая коробочка»

Игру можно использовать для знакомства детей с цветом, с временами года, геометрическими фигурами, развития мелкой моторики (упражнения с использованием прищепок), развития речи ребенка.

Варианты заданий с игрой:

— подбери пару (прикрепить красные прищепки к красному сектору, желтые – к желтому и так далее в соответствии с цветом секторов),

— назови, какого цвета животные – игра с крышкой коробки (речевая грамматическая игра для освоения согласования прилагательных и существительных: зайчик серЫЙ, мышка серАЯ, кошки серЫЕ). Размещаем фигурку животного на боковой магнитной панели крышки в соответствующем по цвету секторе и называем животное и его цвет,

— времена года (разложить картинки с признаками времен года по секторам и объяснить свой выбор – почему ребенок считает, что на картинке изображена весна, а не лето или осень),

— развитие мелкой моторики: а) прикрепление прищепок разных цветов в соответствии с цветом секторов, или б)прищепок с фигурками на бортик коробки. (Например, в игре «найди свой домик». Если бантик у игрушки синего цвета, то его домик – синий. И фигурку животного нужно прикрепить на синий сектор. Если красного – то красный и т.п.),

— классификация. Задание – разложить геометрические фигуры разной формы, размера, толщины по цвету по секторам в коробку (ребенку нужно выделить ведущий признак – цвет, не обращая внимания на разную толщину фигурок и их размер и форму)

— собери месяца года (называем месяца каждого времени года, если ребенок правильно назвал месяц, то он прикрепляет прищепку на соответствующий сектор).

— найди соседей (назвать соседей месяца – например, соседи января – это декабрь и февраль).

Коробку можно также использовать как домик –теремок для режиссерских игр с детьми.

Желаем Вам интересных игр!

Loading...Loading...