Благодарственные псалмы. Чтение псалтири на всякую потребу

Благодарю Тебя, Сладосте вечная, несравненная, без числа превосходящая все сладости земные, плотские и грубые, Сладосте нетленная, животворная, святая, тихая, легкая, премирная, прерадостная, неиссякающая; благодарю Тя, яко и сии тленные сладости мне даровал еси ко вкушению, наслаждению, да, хотя отчасти, познаю, сколь сладок Ты, что Ты весь сладость, весь желание. Осияваясь светом вещественным, говорю: слава Тебе, Свете незаходимый, пресладостный и всерадостный, яко сим тленным, но прекрасным светом - образом Твоего неприступного божественного света нас осияваеши, да от сего света вещественного востекаем непрестанно мыслью к Тебе, вечному, незаходимому Свету, и да стремимся чистотой жития достигнуть Твоего всеблаженного созерцания.

Иная молитва святого Иоанна Кронштадтского

Сладосте моя безконечная, Господи Иисусе Христе, каких сладостей не дал Ты мне вкусить в бытии моем временном! Благодарю Тебя, Милосте моя, Сладосте моя! Но если земные сладости так многочисленны, разнообразны, приятны, то каковы сладости небесные, духовные: они поистине безконечны, безчисленны, невообразимо приятны. Не лиши убо меня, многомилостивый, прещедрый Господи, и небесных Твоих сладостей, ихже уготовал еси любящим Тя. Не лиши их и прочих людей Твоих! Даждь нам всем познати Тя, Господи, Сладость нашу!

Песнь хвалебная по подобию псалмов Давидовых (из творений св. Иоанна Кронштадтского)

Господь - бытие мое; Господь - избавление от вечной смерти; Господь - вечный живот мой; Господь - очищение и избавление от множества прегрешений и освящение мое; Господь - сила в немощи моей, пространство в тесноте моей, упование в малодушии и унынии моем; Господь - свет во тьме моей, мир в смятении моем; Господь - заступник в искушениях моих. Он - мышление мое, желание мое, деятельность моя; Он - свет души и тела, пища, питие, одеяние мое, щит мой, оружие мое. Все для меня Господь!

Псалом 103

Благослови, душе моя, Господа. Господи Боже мой, возвеличился еси зело; во исповедание и в велелепоту облеклся еси; одеяйся светом яко ризою, простираяй небо яко кожу; покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй облаки на восхождение Свое, ходяй на крылу ветреню; творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный. Основаяй землю на тверди ея: не преклонится в век века. Бездна яко риза одеяние ея, на горах станут воды; от запрещения Твоего побегнут, от гласа грома Твоего убоятся. Восходят горы, и низходят поля в место, еже основал еси им. Предел положил еси, егоже не прейдут, ниже обратятся покрьгги землю. Посылаяй источники в дебрех, посреде гор пройдут воды. Напаяют вся звери сельныя, ждут онагри в жажду свою. На тых птицы небесныя привитают; от среды камения дадят глас. Напаяяй горы от превыспренних Своих; от плода дел Твоих насытится земля. Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли; и вино веселит сердце человека, умастити лице елеем, и хлеб сердце человека укрепит. Насытятся древа польская, кедри ливанстии, ихже еси насадил. Тамо птицы вогнездятся, еродиево жилище предводительствует ими. Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем. Сотворил есть луну во времена, солнце позна запад свой. Положил еси тьму, и бысть нощь, в неиже пройдут вси зверие дубравнии, скимни рыкающии, восхитити и взыскати от Бога пищу себе. Возсия солнце, и собрашася, и в ложах своих лягут. Изыдет человек на дело свое, и на делание свое до вечера. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси: исполнися земля твари Твоея. Сие море великое и пространное, тамо гади, ихже несть числа, животная малая с великими. Тамо корабли преплавают, змий сей, егоже создал еси ругатися ему. Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу Тебе им, соберут, отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости. Отвращшу же Тебе лице, возмятутся; отымеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли. Буди слава Господня во веки; возвеселится Господь о делех Своих; призираяй на землю, и творяй ю трястися, прикасаяйся горам, и дымятся. Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь; да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе. Да исчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им. Благослови, душе моя, Господа. Солнце позна запад свой, положил еси тьму и бысть нощь. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси.

Псалом 116

Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его, вси людие, яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век.

Псалом 145

Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения. Изыдет дух его и возвратится в землю свою. В той день погибнут вся помышления его. Блажен, ему же Бог Иаковль Помощник его, Упование его на Господа Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя. Господь умудряет слепцы. Господь возводит низверженныя. Господь любит праведники. Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род.

Псалом 148

Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, вси Ангели Его, хвалите Его, вся силы Его. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, вся звезды и свет. Хвалите Его Небеса небес и вода, яже превыше небес. Да восхвалят имя Господне: яко Той рече, и быша, Той повеле, и создашася. Постави я в век и в век века, повеление положи, и не мимоидет. Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны: огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его, горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри, зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты. Царие земстии и вси людие, князи и вси судии земстии, юноши и девы, старцы с юнотами, да восхвалят имя Господне, яко вознесеся имя Того Единаго, исповедание Его на земли и на небеси. И вознесет рог людей Своих, песнь всем преподобным Его, сыновом Израилевым, людем, приближающимся Ему.

Чтение псалтири на всякую потребу. Лечение Божественными псалмами.

Псалтирь — это книга Ветхого Завета,

составленная из псалмов Царя и Пророка Давида.

Содержит в себе 150 псалмов , впоследствии был добавлен 151-ый.

Псалмы - это хвалебные песнопения, молитвенные прошения.

Их читают или поют.

Псалтирь одна из наиболее используемых книг многими православными христианами.

Более того, в первые века по Рождестве Христовом многие христиане знали Псалтирь наизусть.

Основой Православного богослужения является именно Псалтирь. Псалтирь читается мирянами с поминовением живых и усопших, с просьбами к Господу в житейских нуждах, скорбях, духовных испытаниях.

Чтение псалтири на всякую потребу

Преподобный Арсений Каппадокийский использовал псалмы для благословения, подходящие к различным случаям;

особенно в тех случаях, когда не имелось церковного чинопоследования на особую потребность.

Греческий первоисточник можно найти в издании "0 Герон Паисиос" иеромонаха Христодула, Святая Гора Афон, 1994 год.

(Цифрой указан номер псалма, а затем указано, при какой нужде его следует читать)

Предметный указатель псалмов

Сельское хозяйство : 1, 26, 30, 50, 52, 62, 66, 71, 83, 124, 147, 148.

Животные враждебные : 63, 123, 147.

Дети : 22, 76, 109, 113, 114.

Смерть и усопшие : 33, 150.

Бедствия : 17, 21, 30, 50, 62, 68, 85, 89.

Здоровье телесное : 5, 12, 28, 36, 37, 44, 56, 58, 63, 79, 86, 88, 95, 102, 108, 122, 125, 128, 145, 146.

Здоровье душевное : 4, 7, 8, 9, 11, 24, 27, 41, 55, 56, 60, 61, 69, 70, 80, 81, 84, 97, 100, 103, 128, 136, 138.

Здоровье женщины : 18, 19, 40, 67, 75, 10 142, 145.

Законы и правительство : 14, 16, 32, 36, 47, 51, 59, 72, 82, 84, 93, 101, 108, 110, 137, 140, 141, 143.

От нечистых духов : 5, 6, 8, 9, 13, 33, 57, 65, 90, 94, 96, 121.

Мир и война : 26, 33, 42, 73, 78, 93, 107, 111, 117, 118, 120, 127, 131, 132, 135, 140, 141, 143.

Мир в семье и между друзьями : 10, 19, 22, 35, 41, 43, 45, 54, 65, 76, 86, 94, 109, 116, 126, 127, 139.

Имущество : 14, 15, 23, 47, 83, 124.

Защита : 9, 13, 34, 47, 48, 57, 90, 133.

Общественные вопросы : 20, 32, 35, 38, 51, 53, 59, 77, 80, 81, 87, 93, 101, 110, 112, 113, 114, 119, 124, 137, 140.

Духовные вопросы : 3, 9, 24, 25, 29, 49, 50, 57, 72, 91, 98, 99, 100, 104, 105, 108, 115, 119, 130, 134, 136, 149.

Путешествия : 28, 29, 31, 92, 135, 150.

Работа : 2, 38, 39, 46, 48, 51, 52, 57, 60, 64, 74, 81, 83, 100, 101, 103, 129, 137, 140, 144.

Благодарственные и хвалебные : 33, 65, 66, 91, 95, 96, 102, 103, 116, 145, 149, 150.

Прославляющие Бога : 8, 17, 92, 102, 103.

Назидательные : 1, 32, 40, 45, 84, 89, 100, 111, 126.

Изливающие скорбь : 3, 12, 16, 37, 54, 87, 141, 142.

Выражающие надежду на Бога : 53, 85, 90, 111, 120.

С просьбой о защите и помощи : 3, 4, 24, 40, 54, 69, 142.

Покаянные : 38, 50.

Выражающие радость : 32, 83, 114.

  • Чтобы уберечься от тяжких грехов: 18
  • Против нападений бесовских: 45, 67
  • При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: 4, 7, 36, 51
  • Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: 11
  • Для смирения духа: 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138
  • Когда враги продолжают искать твоей погибели: 34, 25, 42
  • В благодарность за победу над врагом: 17
  • Во время скорби и в несчастиях: 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142
  • При унынии и в безотчетной скорби: 90, 26, 101
  • В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: 90, 3, 37, 2, 49, 53, 58, 139
  • В обстояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: 16, 85, 87, 140
  • Когда просишь милости и щедрот у Бога: 66
  • Если желаешь научиться, как должно приность благодарение Господу: 28
  • Чтобы не скупиться и подавать милостыню: 40
  • Восхваляя Господа: 23, 88, 92, 95, 110, 112, 113, 114, 133, 138
  • В болезнях: 29, 46, 69
  • В смятении душевном: 30
  • В душевном уязвлении: 36, 39, 53, 69
  • В утешение угнетаемым: 19
  • От порчи и колдунов: 49, 53, 58, 63, 139
  • Когда имеешь потребность исподевания истинного Бога: 9, 74, 104, 105, 106, 107, 117, 135, 137
  • О прощении грехов и в покаянии: 50, 6, 24, 56, 129
  • В радости духовной: 102, 103
  • Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: 13, 52
  • Чтобы не соблазниться, когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби: 72
  • В благодарность за всякое благодеяние Божие: 33, 145, 149, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 148
  • Перед выходом из дома: 31
  • В дороге: 41, 42, 62, 142
  • Перед посевом: 64
  • От покраж: 51
  • От потопления: 68
  • От мороза: 147
  • В гонениях: 53, 55, 56, 141
  • О даровании мирной кончины: 38
  • О желании переселиться в вечные селения: 83
  • По усопшим: 118
  • Если одолевает лукавый: 142, 67

Лечение Божественными псалмами

Николай Катаев

Лечение Божественными псалмами св. царя Давида
По благословению архиепископа Германа, Волгоградского и Камышинского

Составлен иереем Димитрием (Бегечев-Ильин), в 1996 году.
Жития святых, предания старцев содержат много примеров исцеления души и тела страждущих чтением псалмов.

Святой Дух наполнял уста псалмопевца Давида, когда он в нужде, искал покаяния, защиты, радости, благодати.

Каждый псалом открывает конкретную ипостась Господню в милосердии, миротворчестве, правосудии и позволяет нам по образу и подобию укрепить это свойство в себе.

ПСАЛОМ ЧИТАЕТСЯ ОТ 3 ДО 24 РАЗ В СУТКИ!

(По Св. Преп. Лаврентию Черниговскому).

Правило, данное Пахомию Великому от Ангела, содержит молитвы читаемые ежечасно. Монашеское правило требует чтение избранных псалмов в соответствии с 3, 6, 9 часами.

Со страхом Божиим и верою приступите, помните, что псалмы - это не заклинание, а святые молитвы.

. Начальнику хора. Псалом Давида.

. Когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии.

«В конец. Псалом Давиду, внегда внити к нему Нафану Пророку, внегда вниде к Вирсавии жене Уриеве» . Надписание псалма ясно показывает нам его содержание, и самыя речения в псалме достаточно открывают глубину его смысла. Надлежит же знать, что псалом заключает в себе и предвещание будущаго; почему и надписывается: "в конец" , – чем дается знать, что пророчество будет иметь исполнение. Но никто да не затрудняет себя вопросом: ужели великий Давид во время покаяния сподоблен был пророчественной благодати? Сие можно дознать и из других псалмов, в которых приносит он исповедание. Ибо и в шестом псалме предвозвестил будущий суд, и говорит: «несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе?» (). И в псалме тридцать первом ублажает без труда приявших оставление грехов, что дарует обыкновенно единая благодать крещения. И в предлежащем псалме точными словами дает нам видеть, что не лишен был благодати Духа; ибо говорит: «Духа Твого благаго не отъими от Мене » . Не о том просит Давид, чтобы подана ему была благодать Духа, но молит, чтобы не была у него отъята оная. Посему, просвещаемый лучем благодати и провидя пророческими очами, что и народ, над которым он царствует, впадет в беззакония, и в наказание за оныя будет порабощен и преселен в Вавилон, написал он настоящий псалом, и собственныя врачуя им язвы, и уготовляя в нем приличное врачество, как народу своему, так и всякому из нас, кто только уязвлен, и имеет нужду во врачевании.

. Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.

«Помилуй мя Боже по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое» . И божественному Давиду, и плененному народу, и всякому из нас, если только болезнует кто, приличны предложенныя речения, потому что великия язвы имеют нужду в соразмерных врачествах, и кто впал в тяжкий недуг, тот требует большаго о нем попечения; кто много прегрешил, для того нужно великое человеколюбие. Посему-то великий Давид умоляет явить ему великую милость, весь источник щедрот излить на греховный струп, потому что иначе и не могли быть изглажены следы греха. Справедливо же прегрешение называет беззаконием, потому что в нем заключается сугубое преступление закона.

. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня.

«Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя» . Ты даровал уже мне оставление грехов чрез Пророка Нафана, говорит Давид, и как бы некими прижиганиям и сечениям, подверг меня всякаго рода бедствиям, но прияв в себя великое зловоние греха, еще требую чистительных врачеств. Посему снова омой меня, Владыка, чтобы стереть всю греховную скверну.

. Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.

«Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну» . И по оставлении Тобою греха моего, не предаю его забвению, но непрестанно вижу образы худых моих дел, и те беззакония, на которыя я отважился, и ночью мечтаются во сне, и днем представляются в мысли. Так поступать согрешающим повелевает и сам Бог чрез Пророка Исаию, ибо говорит: «Аз есмь заглаждаяй беззакония твоя, и не помяну неправд твоих, Ты же помяни, и да судимся: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися» (). Согласно с сим и сам блаженный Давид написал в тридцать первом псалме: «рех, исповем на мя беззаконие мое Господеви: и Ты оставил еси нечестие сердца моего» ().

. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.

«Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих» . Многих и великих даров насладившись от Тебя, говорит Пророк, воздал я за них противным, отважившись сделать воспрещенное законом. Не то разумеет он, что не сделал обиды Урии (потому что причинил обиду и ему и жене его), но что величайшее беззаконие учинено им против самаго Бога, который избрал его, из пастыря овец соделал царем, явил победителем врагов и преизобильно наделил благами всякаго рода. Хорошо присовокуплено им: «лукавое пред Тобою сотворих» . О сем упоминает и история; ибо сказано: соделанное оказалось злым пред Господем (). Представляя же, что говорит сие народ в пленении, должно понимать так: «Тебе единому согреших» , то есть, неблагодарным оказался я за дары Твои, преступил данные мне законы, насладившись благами всякаго рода, не был за то признателен; не сделав же никакой обиды Вавилонянам, великия терплю от них обиды.

«Яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти» , то есть, сам я для себя стал виновником зол, а Твоя правда просиявает во всем. Ибо, если так разсудить, предложить на среду, что Тобою для меня сделано и сравнить с этим то, на что я отважился, то явишься Ты и правдивым и человеколюбивым, а я окажусь и беззаконным и неблагодарным. Поэтому речение: "яко" не означает здесь причины: не для того согрешил сам Давид, или потом и народ, да оправдится Бог, а напротив того, и по учинении ими греха, открывается Божия правда, потому что Бог всячески промышляет и о Давиде, и о народе его, и о всех человеках.

. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.

«Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» . Издревле и с самаго начала, говорит Пророк, грех возобладал естеством нашим, потому что преступление заповеди предшествовало Евину зачатию. По преступлении, по произнесении Божия приговора, лишившись уже рая, «Адам позна Еву жену свою, и заченши роди Каина» (). Поэтому Пророк хочет сказать, что грех, возобладав над нашими прародителями, в роде нашем проложил себе некий путь и стезю. Сие говорит и блаженный Павел: «единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, в немже вси согрешиша» (). Сие и Бог всяческих изрек досточудному Ною: «прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности во все дни» (). Все же это научает нас, что сила греха не есть сила естественная (а если бы действительно так было, то мы были бы свободны от наказания); но что естество, смущаемое страстями, склонно к падению. Посему не брак обвиняет Пророк, как предполагали некоторые, и беззаконием называет не брачное общение, как неразумно полагали иные, в таком именно смысле понимая слова: «в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» . Напротив того, выставляет он на вид то беззаконие, на которое древле отважились прародители человеков, и говорит, что оно соделалось источником сих пороков, то есть, если бы они не согрешили, то не подпали бы и смерти в наказание за грех; а не быв смертными, не подлежали бы тлению; с нетлением же, без сомнения, было бы соединено безстрастие, а пока водворялось бы безстрастие, не имел бы места и грех. Но поелику прародители согрешили, то преданы они тлению, а сделавшись тленными, таковых родили и детей; и их, как тленных, сопровождают вожделения и страх, удовольствия и скорби, гнев и зависть. Со всем этим и с тем, что от сего раждается, борется разсудок, и победив, прославляется и украшается победными венцами, а уступив над собою победу, подвергается стыду и наказанию. Вместо: "роди" Симмах выразился: «носила во чреве».

. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою].

«Се бо, истину возлюбил еси» . Судишь же Ты так, говорит Пророк, и одних наказываешь, а других увенчиваешь, потому что любишь истину. Но любя истину и ведая немощь естества, окажи снисхождение просящим врачеств.

«Безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси». Не почитаю себя достойным какого-либо извинения, после стольких даров соделавшись неблагодарным, Не только утвердил Ты меня на царском престоле, но сподобил и пророчественной благодати, открыл мне, что будет по прошествии долгаго времени, безвестное для других соделал известным для меня, так что и другим возвестил я вочеловечение, спасительное страдание и воскресение единороднаго Сына Твоего, спасение вселенной, щедрое оставление грехов, велелепные и божественные дары святаго крещения. Всему этому предварительно наученный всесвятым Духом Твоим, умоляю о том, чтобы и мне причастным быть той благодати, о которой вопию и предвозвещаю другим.

. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.

«Окропиши мя иссопом, и очищуся: омыеши мя, и паче снега убелюся» . Ибо единой дар крещения может произвести сие очищение. Дать же очищение сие Господь всяческих обещал чрез Пророка Исаию. Сказав: «измыйтеся, чисти будете, отъимите лукавства от сердец ваших" , чрез несколько слов изрек Он: «аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю» (). И сам великий Давид в шестьдесят седьмом псалме предвещает это, ибо говорит: «внегда разнствит Небесный цари, оснежатся в Селмоне» (). Посему это же говорит и здесь, а именно: имею нужду в той благодати, которая будет дана всем человекам, потому что она одна может вполне соделать меня чистым и дать мне белизну снега. А что иссоп ни мало не дает отпущения грехов, не трудно дознать сие из Моисеевых писаний, ибо человекоубийцу и похитителя чуждаго ложа не окроплениями очищал закон, но подвергал смертному наказанию. Посему иссоп служит указанием на что-либо другое. Ибо в Египте иссопом воскропив овчую кровь на праги, избегли руки Погубляющаго; и это было образом спасительных страданий. И здесь указуются кровь, спасительное древо и спасение, подаваемое приступающим с верою.

. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.

«Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя» , то есть, сего веселия исполни слух мой, обетовав совершенное очищение, чтобы радость объяла у меня все телесные члены, и кости, смиренныя ныне злостраданием, снова процвели и восприяли свою крепость.

. Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.

«Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти» . Воззри, говорит Пророк, не на совершенныя мною беззакония, но на меня, оплакивающаго оныя.

. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.

«Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» . поелику постигла меня греховная старость, то обнови меня человеколюбием Твоим. Сие чрез Пророка Иезекииля обещал Владыка и пленникам в Вавилоне, ибо говорит: "дам им сердце ново, и дух нов» (), разумеет же не всесвятаго Духа, но возбуждение разумной силы, то есть: обучив вас продолжительным сим вразумлением, и показав вам, какие плоды приносит грех, сделаю, что изберете добродетель. Сего и здесь испрашивал блаженный Давид, то есть, просил обновить поврежденное сердце его и укрепить разумную силу, чтобы идти ему путем Божественным.

. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.

«Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отъими от Мене » . Из слов сих ясно дознаем, что Давид не был лишен благодати всесвятаго Духа, ибо не просит о том, чтобы восприять Духа, как лишенному, но умоляет не лишать его Духа и не удалять от него Божественнаго о нем попечения. Ибо лицем назвал здесь промыслительность.

. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.

«Воздаждь ми радость спасения Твоего, и духом владычним утверди мя» . Умоляет о том чтобы и впредь иметь ему то, чего не утратил, то есть, благодать Духа; а что утратил, о том просит, чтобы снова восприять сие; утрачено же было радование о Боге. Всяким веселием наслаждался я, говорит Пророк, когда имел великое дерзновение пред Тобою, Владыка, а теперь, лишившись онаго, утратил и благодушие. Лишило же меня дерзновения рабство сластолюбию. Посему умоляю, чтобы ум мой восприял прежнее владычество, и, порабощенный страстям, снова возвратил себе власть над ними.

. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.

«Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся» . Снова пользуясь Твоим человеколюбием, буду я образцом покаяния для любящих жизнь беззаконную; буду же и провозвестником Твоей благости, людей злочестивых и беззаконных убежду прибегнуть к Тебе с молением.

. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.

«Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего» . Давид непрестанно содержит в памяти убиение Урии. Сие дал видеть и в самом начале псалма: «грех мой предо мною есть выну» .

«Возрадуется язык мой правде Твоей». Симмах перевел сие так: «возглаголет язык мой милость Твою». Не буду молчать, получив оставление грехов, но не престану песнословить Тебя, поведая милости Твои.

. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою.

«Господи, устне мои отверзиши, и уста моя возвестят хвалу Твою» . Грех обыкновенно связывает язык, заграждает уста, гнетет и принуждает молчать. Посему Пророк умоляет, чтобы ему, получив оставление грехов, возыметь прежнее дерзновение, и подвигнуть язык к песнопению.

. Ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.

«Яко . Согласно и сие с сказанным в предыдущем псалме. Там слышали мы, глаголет Бог всяческих: «не прииму от дому Твоего тельцев, ниже от стад Твоих козлов» (). И божественный Давид, вняв сему Божию слову, справедливо сказал: «яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши» . Ты изрек, говорит Пророк, что не угодны Тебе жертвы безсловесных, посему принесу Тебе жертву угодную.

. Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

«Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» . Угодная и приятная Тебе, Богу нашему, жертва, говорит Пророк, – смиренный образ мыслей. Посему много смирив сердце, и как бы сокрушив, и до крайности истончив оное, принесу Тебе угодную жертву. Сими же словами выразились и блаженные отроки в пещи, ибо сказали: «сердцем сокрушенным и духом смиренным да прияты будем пред Тобою, яко во всесожжениях овнов и юнцев тучных" (). Ибо мужественные оные отроки отсюда дознав, какая жертва угодна Богу, принесли в дар Владыке смирение в образе мыслей и сокрушение сердца.

. Облагодетельствуй, [Господи,] по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима.

. Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

«Ублажи Господи благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския» .

«Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы» . Из сих речений видим, что псалом исполнен пророчества. Ибо слова сии приличны тем, которые принуждены были жить в Вавилоне, желали освобождения от рабства и оплакивали запустение города. Они умоляют, чтобы город сподобился помилования и возвратил себе прежнее благополучие, когда исправлены будут его ограды и возобновится в нем Богослужение по закону. Ибо теперь, говорят они, живя в чужой стране, не можем приносить установленныя Тебе жертвы: потому что закон повелевает приносить жертвы в оном одном городе. Но если дано будет нам возвратиться и снова воздвигнуть храм, то будем тогда приносить Тебе жертвы, установленныя законом. Весьма приличны им и сии слова: «Господи устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» . Ибо их это изречение: «како воспоем песнь Господню на земли чуждей?» (). Но конец псалма сего заключает в себе и другое пророчество. поелику выше говорил Пророк о дарах всесвятаго Духа, а потом, простираясь далее, показал, что Бог всяческих не благоугождается жертвами по закону, то умоляет, чтобы явлен был новый Сион, соградился на земле Иерусалим небесный, и как можно скорее установилось новое жительство, приносящее Богу не безсловесныя жертвы, но «возношение и жертву правды» , всесожжения разумныя и живыя, о которых говорит блаженный Павел: «молю вас, братия, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше» (). Ибо божественный Давид, как дознавший «безвестная и тайная премудрости» Божией, говорит сие, зная, что в новом завете будет совершенное оставление грехов, а потому и сам желая достигнуть скорейшаго и совершеннаго освобождения от грехов, вожделевая мгновеннаго и решительнаго очищения.

Благослови, душе моя, Господа. Господи Боже мой, возвеличился еси зело; во исповедание и в велелепоту облеклся еси; одеяйся светом яко ризою, простираяй небо яко кожу; покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй облаки на восхождение Свое, ходяй на крылу ветреню; творяй Ан-гелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный. Основаяй землю на тверди ея: не преклонится в век века. Бездна яко риза одеяние ея, на горах станут воды; от запрещения Твоего побегнут, от гласа грома Твоего убоятся. Восходят горы, и низходят поля в место, еже основал еси им. Предел положил еси, егоже не прейдут, ниже обратятся покрьгги землю. Посылаяй источники в дебрех, посреде гор пройдут воды. Напаяют вся звери сельныя, ждут онагри в жажду свою. На тых птицы небесныя привитают; от среды камения дадят глас. Напаяяй горы от превыспренних Своих; от плода дел Твоих насытится земля. Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли; и вино веселит сердце человека, умастити лице елеем, и хлеб сердце человека укрепит. Насытятся древа польская, кедри ливанстии, ихже еси насадил. Тамо птицы вогнездятся, еродиево жилище предводи-тельствует ими. Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем. Сотворил есть луну во времена, солнце позна запад свой. Положил еси тьму, и бысть нощь, в неиже пройдут вси зверие дубравнии, скимни рыкающии, восхитити и взыскати от Бога пищу себе. Возсия солнце, и собрашася, и в ложах своих лягут. Изыдет человек на дело свое, и на делание свое до вечера. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси: исполнися земля твари Твоея. Сие море великое и пространное, тамо гади, ихже несть числа, животная малая с великими. Тамо корабли преплавают, змий сей, егоже создал еси ругатися ему. Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу Тебе им, соберут, отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости. Отвращшу же Тебе лице, возмятутся; отымеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли. Буди слава Господня во веки; возвеселится Господь о делех Своих; призираяй на землю, и творяй ю трястися, прикасаяйся горам, и дымятся. Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь; да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе. Да исчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им. Благослови, душе моя, Господа. Солнце позна запад свой, положил еси тьму и бысть нощь. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси.

Псалом 116 Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его, вси людие, яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век.

Псалом 145

Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения. Изыдет дух его и возвратится в землю свою. В той день погибнут вся помышления его. Блажен, ему же Бог Иаковль Помощник его, Упование его на Господа Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя. Господь умудряет слепцы. Господь возводит низверженныя. Господь любит праведники. Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род.

Псалом 148

Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, вси Ангели Его, хвалите Его, вся силы Его. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, вся звезды и свет. Хвалите Его Небеса небес и вода, яже превыше небес. Да восхвалят имя Господне: яко Той рече, и быша, Той повеле, и создашася. Постави я в век и в век века, повеление положи, и не мимоидет. Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны: огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его, горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри, зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты. Царие земстии и вси людие, князи и вси судии земстии, юноши и девы, старцы с юнотами, да восхвалят имя Господне, яко вознесеся имя Того Единаго, исповедание Его на земли и на небеси. И вознесет рог людей Своих, песнь всем преподобным Его, сыновом Израилевым, людем, приближающимся Ему.

Надписание: В конец, псалом, песнь Давиду, песнь Иеремиева и Иезекиилева, людей преселения, егда хотяху исходити. Перевод: В конец, псалом, песнь Давида, песнь Иеремии и Иезекииля, людей переселенных, когда готовились они ко исходу из плена. Давид предназначил псаломскую песнь для «людей преселения, егда хотяху исходити ». В 586 г. до Р. Х. Иерусалим и храм будут разрушены за грехи народа, а народ будет переселен на берега Вавилонских рек. Плен Вавилонский, если считать от первой группы уведенных, будет длиться 70 лет. Когда время гнева Божия кончится, царь Кир своим указом (538 г. от Р.Х.) освободит евреев, вернет им священные сосуды храма, и народ сможет идти на родину. Пойдут не все, а кто захочет (42 тысячи): для кого земля Обетованная свята, кому дороги развалины града и храма, кто считает, что имеет долг пред Богом восстановить храм, служение и воспеть Господу в единственном заповеданном Богом месте. Священная песнь могла быть пета только на Обетованной земле, поэтому благочестивые восклицали: "Како воспоем песнь Господню на земли чуждей" (Пс. 136,4). Некоторые толковники воспринимают 64 Пс. именно как пророчество о возвращении святого Израиля из Вавилона .

Плен Вавилонский - образ плена духовного : человеческая природа пленена грехом, диаволом и смертью. Нельзя воспевать песнь Господню в Вавилоне. Вавилон переводится как «смешение». Если жизнь представляет смешение добра со злом и последнее побеждает, то такая жизнь не является песней Богу. Следует оставить Вавилон, грех, и начать восхождение, которое завершится в Небесном Иерусалиме: там человек воспоет Богу «песнь Господню» . Пред нами - молитва о Благодати Божией , которую одождит Господь на мир в последние времена (отсюда: «к конец »), о радости возвращающихся домой из плена смерти, страстей и диавола. От этого плена спасет Христос, поэтому «люди преселения » - это люди, ожидающие пришествия Христова - язычники и лучшая часть иудеев. Дождя Благодати жаждала иссохшая земля языческого мира, образом которой также был Вавилон. Апостольская проповедь выведет язычников из духовного Вавилона и введет в Церковь Христову. И свт. Афанасий пишет: «В этом псалме пророк вводит лице язычников, уверовавших во Христа , которые укоряют мудрецов века сего, себе же просят отпущения прежнего нечестия» (АВ), а также преображения. Они готовы к пути, к восхождению. И христиане - «люди преселения »: нам отчизна - Небо, а на земле мы учимся восходить на высоту смирения, послушания и богоугождения.

Первоначальная надпись не содержала исторического указания, связанного с именами великих пророков: «Последняя же и большая половина этого надписания, состоящая из слов: песнь Иеремиева и Иезекиилева, людей преселения, егда хотяху исходити , по мнению блж. Феодорита, прибавлена кем-нибудь из позднейших переписчиков псалмов» (ГР). Пророк Иеремия вообще не был в плену Вавилонском. Иезекииль жил там, но умер, как и Иеремия, ранее семидесятилетнего срока пленения. Надписание это говорит «только о том, что эти пророки предсказывали о Вавилонском плене и о возвращении из него иудеев» (ГР) . В этой песне живет трепетная любовь человека к Богом данной земле, к земному отечеству - прообразу Отечества Небесного. Такой любовью были проникнуты книги и души святых пророков Иеремии и Иезекииля. Возможно, этот псалом любили воспевать «сами пленные иудеи, люди преселения, мечтавшие о приближении предназначенного времени освобождения из плена и уже готовившиеся к возвращению в свое отечество (егда хотяху исходити )» (ГР). Большинство из них не знали и не помнили Иудеи, но псалом воссоздавал ее образ. Многие иудеи страшились оставлять обжитое место и привычный быт, но эта песнь вела их на родину. Пророки жаждали освобождения своего народа из плена нечестия, и псалом таинственно показывал дорогу исходящим.

Псалом этот пророческий, мессианский и благодарственный . Этим псалмом царь Давид воспел благодарственную песнь Богу «после обильного, долго ожидаемого дождя , оживившего природу» (ИО), - таков ближайший повод для благодарения. Тот дождь - образ действия Благодать Святого Духа в Церкви: пророк благодарит Бога за грядущую Благодать.

Не сокровища Вавилона, а Бог - предмет устремлений человека: Ему - песнь, Ему - молитва. И возносить их подобает в Сионе, в Иерусалиме: ст.2. Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, и Тебе воздастся молитва во Иерусалиме. Перевод: Тебе подобает песнь, Боже, на Сионе, и Тебе вознесется молитва в Иерусалиме. «С того времени как построена была на горе Сион царем Давидом новая скиния, а сыном его Соломоном храм в Иерусалиме, у иудеев твердо и навсегда установилось убеждение, что нет другого места, более приличного для поклонения Богу и для достодолжного чествования Его, для принесения установленных Ему жертв и молитвословий, как Иерусалим. В этом смысле говорила и самарянская женщина Господу Иисусу Христу: "И вы (иудеи) глаголите, яко во Иерусалимех есть место, идеже кланятися подобает " (Ин. 4:20)» (ГР). Там место священных песнопений - так вернемся же туда!

И древнему Израилю, и обратившемуся ко Христу языческому миру, и вообще всякой свободной во Христе душе подобает воспевать Богу песнь и воздавать молитвы. И петь человек будет сердцем и жизнью «или в Иерусалиме земном, который есть Церковь , или в Иерусалиме небесном » (АВ). Сион и Иерусалим отцы Церкви обычно толкуют одинаково: «Слова св. Кирилла: Сионом называет горнюю и небесную и также находящуюся долу на земли Церковь » (ЕЗ). В Церкви поет очищенный Таинствами - в Царстве Божием воспоет святой. Слова 2 ст. доказывают верующей душе, что следует оставить свой Вавилон и подвигнуться от слабости к святости, от плена греха к свободе восхождения.

Ст. 3. Услыши молитву мою, к Тебе всяка плоть приидет. Перевод: Услышь молитву мою! К Тебе всяк живущий приходит. Возле Тебя - цель моего пути, моего восхождения в Иерусалим. Здесь Давид говорит о Небесном Иерусалиме , там селение Божие: там обитает Судия, который будет судить после общего воскресения каждого приходящего - во плоти . «Давид говорит это о совокупном воскресении всех людей вообще , во время которого все имеющие воскреснуть познают Бога» (ЕЗ). Давид не мог иметь в виду храм на Сионе: туда не «всяка плоть приидет ».

Иногда «плоть » понимается как образ приземленности, греховности души : к Богу придет душа, живущая по плоти. Она должна прийти к Нему, еще будучи на земле, - не для суда, а для преображения: «Оригена: К Тебе, Боже, Который одухотворяет плоть , приидет всякая плоть. Ибо душа, сделавшаяся по причине греха плотью, изменится и сделается духом » (ЕЗ). Преображение, обо жение может быть только во Христе и через уподобление Христу. К Нему человек приходит еще во плоти: любовью, верой и творением заповедей.

«Этим благовествует о призвании всех язычников , по сказанному у Иоиля: излию от духа Моего на всяку плоть (Иоил. 2, 28)» (АВ). Они были плотью, но «с явлением Христа Спасителя на землю, Дух Святый излил на них Благодать Свою, и они, одухотворенные, пришли к Богу, чтобы воздать Ему хвалы и молитвы в Небесном Иерусалиме (Евр. 12:22)» (ГР). Здесь, в 3 ст., звучит кроткая просьба: пришедший от покаяния отождествляет себя не с духом, радостно смотрящим на Бога своего, а с плотью, которая не видит Бога от нечистоты греха. Вот я, плотский, молю об очищении плоти моей, о просвещении и оживлении духа моего. Так может молиться обратившийся к Богу вчерашний язычник, раскаявшийся иудей, современник Давида и наш современник.

И молится он об очищении : ст. 4. Словеса беззаконник премогоша нас, и нечестия наша Ты очистиши. Перевод: Опутали нас беззаконники речами своими; но Ты очистишь нас от нечестия. Это одновременно исповедание, молитва и пророчество. Мы не устояли в той славе, к которой предназначены, - но Ты очисти нас, пришедших к Тебе покаянием. Нечестие наше - от слов безбожников, и учения их превозмогли нас, ибо мы плоть (3 ст.). Кто эти беззаконники и какие речи превозмогли благочестие согрешивших? «Под именем беззаконников одни из толковников, как блж. Феодорит и Евфимий Зигабен, разумеют вавилонян» (ГР), среди которых жили иудеи . Бывало, иудеи служили и Богу, и идолам, но теперь с надеждой обратились к Богу. Или смысл более общий: «Словесами беззаконников называет мудрость мудрецов века сего , от которой изнемогли они, утратив истинное ведение» (АВ). «Мудрость» эта - мирская, бесовская - освещает дорогу вниз, а не вверх, она уводит прочь от спасения. Каждое время имеет своих «мудрецов века сего », которые покушаются на истины Божественные. На их стороне ложь князя века сего - отца лжи. Человечество теряло Бога и духовные силы, когда принимало идеи Вольтера, Дарвина, Толстого, философов, ересиархов и прочих «учителей ». «Словеса беззаконник» обольстили Россию в 20 веке, и мы имели свой Вавилонский плен длиной в 70 лет. Теперь раскаявшиеся свидетельствуют, что слова мудрецов века сего были бессильны сотворить какое-либо благо: только у Тебя - очищение и подлинная творческая сила . Не бессильной лжемудрости, но преображения желает душа.

Очисти и прими нас во дворы Твои! Так хотели бы молиться кающиеся, однако, по смирению не смеют, но исповедуют блаженным того, кого примет Господь: ст. 5-6. Блажен, егоже избрал еси и приял, вселится во дворех Твоих. Исполнимся во благих дому Твоего: свят храм Твой, дивен в правде. Перевод: Блажен, кого избрал Ты и принял, вселится он во дворы Твои. Насытимся мы благами дома Твоего. Свят храм Твой. Дивна правда Твоя. Здесь молитва о Царстве, исповедание своего недостоинства и пророчество.

« Блажен, егоже избрал еси и приял, вселится во дворех Твоих ». Здесь Давид называет блаженными тех, кого Бог избрал по предведению и по окончании доброй благочестивой земной жизни примет их и поселит во дворах Небесного Иерусалима . Давид пророчествовал о вечности Царства, когда Небо было закрыто, но он видел блаженство граждан вечной страны. «Бог избирает готового подвизаться и совершать течение, победившего уже берет к Себе на небо , … где и определяет ему наследство в своих дворах , о которых говорил Апостолам: в дому Отца Моего обителей много » (в ЕЗ). Об этих избранных будет говорить Господь: Ибо много званных, а мало избранных (Мф. 22:14). «Много званных , потому что Господь всех призывает стать наследниками Царства Небесного и приглашает на брачный пир. Мало же избранных , ибо немного людей идет путем спасения. Большинство, предпочитая земные блага, под разными предлогами уклоняется от небесного пира» (иеромонах Иов (Гумеров)). И Апостол Павел писал об этих блаженных избранниках: «Ибо, кого Он предузнал (*видя его будущую прекрасную жизнь во Христе), тем (*этой доброй жизнью) и предопределил (быть) подобным образу Сыну Своего (* преподобным), дыбы Он (* Имеющий особое наследие от Отца) был первородным между многими братьями; а кого Он предопределил, тех и призвал (* к служению); а кого призвал, тех и оправдал (*помог их правде одержать победу); а кого оправдал, тех и прославил (*введя в Царство Славы)» (Рим. 8,29-39).

Но прежде, чем воспринятый Богом человек вселится в Небесные дворы, он должен причаститься Небу на земле. И Давид пророчествует: «Исполнимся во благих дому Твоего». «Дома также Божии суть и поместные храмы и церкви » (ЕЗ). «Дом Твой» - Церковь на земле, где христианин обретает в Таинствах полноту Благодати («исполнимся во благих »). Эта полнота недоступна для Ветхозаветной церкви. «Благими дому называет различные дарования Духа . Ибо сказано: овому Духом дается слово премудрости, иному же слово разума (1 Кор. 12, 8) и другие дарования» (АВ). Кто обрел полноту благ дома Твоего, тот блажен. Вечными обителями таковых будет Царство Божие, дворы Твои. Ветхозаветные праведники обретут Благодать, когда их выведет на просторы Царства нисшедший до ада Господь.

«Свят храм Твой» . 1. Свят храм-скиния и храм Иерусалима, свят каждый храм Христов , потому что он «есть храм Бога из святых Святого и поелику исполнен освящения » (ЕЗ). Там незримо особым образом обитает Бог. «Он же и дивен по праведности живущих в нем пристойно праведных мужей» (ЕЗ).

2. Давид говорит не столько о здании, хотя и место то освящено, сколько о происходящем там служении и о святых , которые сделали себя храмом Богу. Храм свят и дивен в правде, потому что в нем живет, действует Бог : «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев » (Пс. 67, 36). Свт. Афанасий: освящены и святы для Бога истинно верующие и праведные ; они - храмы, и Господь в них почивает. То же у Зигабена: «Или храмом Божиим называет добродетельного человека, который есть жилище Божие, как сказано: вы храм Бога живого, как сказал Бог, что вселюсь в них и буду ходить (2Кор.6,16) и опять: (ибо) храм Божий Свят, а храм сей вы (1Кор.3,17)» (ЕЗ).

3. Дивна и свята Плоть Господа: она есть Храм для Его Божества.

«Дивен в правде» . Это словосочетание может быть причислено как к 5 ст., так и к 6 ст. В славянском тексте свят и дивен храм : «свят храм Твой , дивен в правде » (5 ст.). Однако, если учесть еврейский текст, а не греческий перевод, то «дивен в правде» «относится не к храму Божию, а к лику Самого Бога » (ГР): Дивный в правде, услышь нас, Боже . Дивен Бог и совершенна, не привычна для людей правда Его, явленная в Иисусе Христе. Эти слова («дивен в правде ») произносят не только идущие из плена иудеи, не только порвавшие с нечестием жители языческих земель, но все видящие Бога, весь Израиль (Израиль переводится как «ум, видящий Бога» ) - верующие всех концов времени и пространств земли. Так исповедуют и так молятся все, для кого Бог - единственное Упование и Спаситель, кто наблюдает Правду Божию и поэтому исповедует ее дивной . Правда и спасение Божие более всего открыты новозаветному человеку.

Бог «дивен в правде» , потому что дивно, премудро сочетает Правду с Милостью: Он, Единый в Трех Лицах , спасает нас, неправедных, и Сын Божий придет на землю ради покаявшихся грешников: ст. 6. Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концей земли, и сущих в мори далече. Перевод: Услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и плавающих в морях дальних! Давид обращается преимущественно к Спасителю-Христу . Пророк не перечисляет своих просьб, веря во Всеведущего, но исповедует величие Творца и Зиждителя спасения. Впрочем, ясно, что Спасителя он молит о спасении. Ты наш Спаситель и упование самых дальних островов, и правда Твоя совершенна, поэтому услышь нас, причастных к благам дома Твоего, и тех, кто еще не имеет их. 6 ст. «предсказывает спасение всех народов, живущих во вселенной , и словами упование всех напоминает пророчество патриарха Иакова (Быт. 49:10) о лице Господа Иисуса Христа , Спасителя всех людей, Который во все времена ветхозаветной истории был чаянием языков . Концы земли означают здесь живущих во всех странах и во всех краях земли, а слова сущих в мори далече означают живущих на островах морских (Пс. 96:1), не только ближайших к материку земли, но и на самых отдаленных» (ГР). При духовном толковании образов: «Слова Аввы Дорофея: По мнению некоторых, те, которые в концах земли живут, суть находящиеся в крайнем зле ; а которые далеко на море—пребывающие в крайнем неведении , и, однако же, Христос есть и их надежда» (ЕЗ). Дивна правда, являющая милость к грешникам.

Пред взором пророка встают эти «концы земли» - вершины гор и дно морей, ее пространства, моря и острова - и над ними царствует Бог: ст. 7-8. Уготовляяй горы крепостию Своею, препоясан силою, смущаяй глубину морскую, шуму волн его кто постоит? Смятутся языцы. Перевод: Ты утверждаешь горы могуществом Своим, препоясанный силою; возмущаешь глубины моря; пред шумом волн его кто устоит? В смятенье придут народы. « Препоясан силою». «Ты, говорит, Господи, препоясан силою, как поясом, то есть, силою , содержащею такое бесчисленное множество тварей, и совершенством всякого рода. В другом месте говорит он же: оделся Господь силою и препоясался (Пс.92,1)» (ЕЗ). Ты препоясан Силою и передаешь горам крепость Свою, Ты смущаешь вулканами глубину морскую, а поверхность вод поражаешь бурями, которым никакой человек противостоять не может. Все неподвижное, крепкое стоит Твоей крепостью - все изменяющееся, текущее движется по Твоей воле, и кто из этих движимых Тобою устоит, если Ты сообщаешь им движение? Ты подвиг праведных идти в разрушенный Иерусалим, Ты делаешь непреоборимым движение духа ко Христу. И «кто постоит» ? Кто останется стоять, когда Ты велишь идти? Кажется, что вопрос риторический и ответ очевиден - «никто ». Да, гора будет стоять, а река побежит - по закону Твоему, и человек должен идти к Тебе. Но пойдет послушный, а гордый «постоит », поэтому движение людей будет разнонаправленным: к Тебе и от Тебя.

Когда в ответ на чаяния человека придет Спаситель, тогда народы разделятся внутри себя на верующих и неверующих и придут в смятение. Неверующие будут идти прочь от Бога, а верующие - к Богу: тогда «смятутся языцы» . Все будут потрясены истиной Евангельского слова: в нем крепость, глубина и сила. Его действие символизирует шум волн (ГР) и движение в глубинах; «под именем гор, уготованных крепостию Божией, разумеются пророки и апостолы , действовавшие силою благодати Божией» (ГР). Не только народы, но и каждая душа придет в смятение: наш ветхий человек начнет сопротивляться Истине, требующей от него внутреннего изменения, некой жертвы. Дух наш радуется Христу и Истине его, а плотский ум не понимает этой радости. Человек смущается, приходит в смятение, как тот богатый юноша, который получил от Христа совет продать имение и следовать за Ним. Если он примет Христа, тогда Тот Сам преобразит человека, и он последует с радостью за словом Господа. В нем победит Истина Христова и воцарится дивный блаженный мир. Итак, Давид таинственно пророчествует о действии Евангельской проповеди.

В Свое Первое пришествие Бог Слово откроет Себя не только в слове, но и в знамениях - делах Своих . И человек увидит через них Делателя - и возлюбит Его: Ст. 9. И убоятся живущии в концах от знамений Твоих: исходы утра и вечера украсиши. Перевод: И убоятся знамений Твоих живущие у пределов земли. Ты украшаешь приход утра и вечера. «И убоятся живущии в концах от знамений Твоих ». «…Весь настоящий стих можно и нужно понимать как пророчество о временах новозаветной христианской Церкви , когда народы, не только ближайшие, но и живущие в отдаленных пределах земли, убоятся знамений, великих и чудесных дел Божиих, совершенных Христом и Его апостолами » (ГР), и дела эти будут совершаться Богом до последних дней мира. Каждое исцеление, умножение хлебов, превращение воды в вино, воскрешение умерших и сама смерть на Кресте являются не только реальными событиями, видимыми, наблюдаемыми, но знаменуют собой, несут на себе высшие смыслы. Через них Христос открывает Отца, Свои Божественные свойства и волю Божию о человеке. Все концы земли (вся земля), а не только Палестина, увидят многообразные «знамения Твои» (дела Божии) и обрящут веру и святой страх Божий, начало премудрости (Пс. 110, 10). Благоговейный страх-любовь станет орудием богопознания, потому что он привлечет Святой Дух. В более широком смысле, «знамения Твоя » - это дела Божественного Промысла, грозные и радостные знаки Божественного присутствия, Божией руки, когда человек, наблюдая их, с трепетом понимает: от Тебя это было.

«Исходы утра и вечера украсиши ». На восходе и закате солнца небо и земля являют всю силу и разнообразие своих красок; они радуют, восхищают сердце. Красота тварного мира не может сравниться с благодатью богообщения, и Ты украсишь «исходы утра и вечера », словно яркой зарей, церковными службами. И народы «будут радоваться и в начале, и в конце дня, поя Богу и утром, и вечером, Божественные хвалы и священные песнопения» (ГР и ЕЗ). Что происходит на службе? Созерцание, молитва, переживание святых впечатлений. Мы слышим слова Писания и поучения Церкви, просвещаемся от них и от духовных песнопений, уводящих на Небо. Мы участвуем в Таинствах - делах Твоих.

Бог, воплотившись, посетил землю, и - упоил ее, обогатил ее Благодатью Святого Духа. А земля эта - мы, Он бесконечно обогатил нас: ст. 10. Посетил еси землю и упоил еси ю, умножил еси обогатити ю. Река Божия наполнися вод. Уготовал еси пищу им, яко тако (есть) уготование. Переход: Посетил Ты землю и напоил ее, умножил богатства ее. Река Божия наполнилась водами. Посылаешь Ты людям пищу, ибо это угодно Тебе. 1. Ветхозаветный человек мог понимать эти стихи как благодарение за дождь, пришедший после долгой засухи: «…Псалмопевец в переносном смысле рекою назвал здесь вообще обилие дождей , по воле Божией падающих с неба» (ГР). За дождями последует обилие плодов, уготованных Господом в пищу человеку. Давид исповедует милость Промыслителя и Отца.

2. Давид пророчествует о вернувшихся из плена: Бог после освобождения пленников Вавилона посетит «своим промыслом всю Иудейскую землю, которая столько лет не была возделываема» (ЕЗ): насытит ее дождем и прежней милостью.

3. Бог - Единородный Сын: Он посетит землю (народы вселенной) в Свое Первое пришествие и упоит ее Благодатью Святого Духа, послав Его на 50-ый день. «Река Божия». «Слова Феодорита: Река Божия есть благодать Духа , разделяющаяся на потоки и одному льющая слово (дар) премудрости, другому подающая познание и чрез них напояющая вселенную» (в ЕЗ). Пустыня процветет: человек обогатится дарами Духа. И Небесная река Рая наполнится водами, текущими из душ святых. Комментируя слова свт. Афанасия, Зигабен пишет: «Река Божия есть Единородный . Ибо как река начинается от источника, так и Он—от существа родившего Его, почему и Единосущен Ему. Он полон вод, потому что в Нем обитает вся полнота Божества: и мы видели, говорит, славу Его, и она полна благодати и истины» (в ЕЗ). Зигабен пишет: «Река Божия есть сам Спаситель наш, а воды—поучения Его : ибо речные , говорит, стремления веселят град Божий (Пс.45, 5)» (ЕЗ). По мысли свт. Афанасия: река - Евангельское слово, ее воды - Божественные обетования будущим гражданам Небесного Иерусалима: «Таковы oбетoвaния: блажени нищии духом (Mф. 5, 3), и последующие за сим ублажения» (АВ). Вода, которую Господь дает человеку, становится «в нем источником воды, текущей в жизнь вечную » (Ин. 4, 14).

У Господа для нас есть все необходимое - вода и еда . «Пища им». Пища эта - духовная , и уготована она прежде сложения мира, потому что «прежде сложения мира определена тайна о Христе, Который есть хлеб сшедый с небесе и даяй живот миру (Ин. 6, 33, 51)» (АВ). Пища эта - словесная , ее передал Господь Апостолам, чтобы в руках тех она преумножилась. Учитель заповедал «им питать ею алчущие души; ибо так делается приготовление истинной пищи…» (ЕЗ). Христос уготовил нам в пищу Свою Плоть, и человек принимает ее верой и любовью. Он учит Своих последователей, чтобы так мыслили о насущном: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4,34). Как связаны «вода» и «пища »? Обычная пища человеку - от земли, а плодородие земли - от воды. Жизнь человеческого духа - от слова Божия и силы творить его, но для принятия слова и исполнения его нужна живая вода Духа Святого. Его Господь и пошлет Церкви через Крест Свой в день Пятидесятницы.

Итак, растрескавшаяся и бесплодная земля - это люди, живущие сами по себе, без Бога. Господь Своим Первым пришествием посетит землю и упоит ее: милостью к больным и бесноватым, премудростью слова и пути Своего, Любовью Креста . Упоит же землю Дух Святой, посланный Господом. Река Божией Благодати, текущая от Престола Божия на землю, наполнит Церковь Христову водой жизни, водой Духа Святого. Дав воду, Бог даст и пищу - Свое слово, Свое Тело. Пророк писал о будущем как о познанном прошлом, которое открыл ему Бог.

Давид молит о родной земле и о человеке: ст. 11. Бразды ея упой, умножи жита ея: в каплях ея возвеселится возсияющи. Перевод: Борозды пашни напой, умножь злаки на ней! Орошенная дождем, возвеселится она, взращивая их. Капли, сияющие на листах злаков, солнце, играющее в ручьях… Для чад Своих Бог умножил колосья, и после дождя они сияют на солнце - все в благодатных каплях. Эта картина так радостна для человека, любящего землю и красоту сотворенного мира! Подай все это, Господи! Отцы читали здесь просьбу о Благодати, а за образом земли видели человека. «Бразды ея (*земли) упой » . «Браздами называет сердечные глубины » (АВ), они возделаны Крестом, напоены водой святого Крещения (ГР).

«Умножи жита ея». Умножь благочестивые помыслы (АВ). «Произрастения сей земли суть добродетели , а плод оных—вера » (ЕЗ). Итак, человек (земля) просит Бога об обилии воды (Благодати Духа) и умножении зернового хлеба - «жита» (от глагола жити). «Жито» - хлеб Таинств и пшеница слова, предназначенные для усвоения, т.е. исполнения: пищей же для христианина является исполнение воли Божией.

«В каплях ея возвеселится возсияющи» . 1. Земля - душа, «капли ея »- каждодневные дары Божественной милости: «И малые, подаваемые ей, Божественные дарования возвеселят ее» (АВ). 2. Земля возвеселится, когда придет ее Спаситель и будет действовать тихо, кротко, благодатно: «Каковы же ее капли, уразумеешь из сказанного о Христе: Снидет яко дождь на руно, и яко капля, каплющая на землю (Пс. 71, 6)» (АВ).

3. «Капли ее суть поучения , из которых каплют божественные слова; или—мысли, текущие из Божественного писания, которые, как роса, утучняют души и которыми душа увеселяется, цветет и растет» (ЕЗ). Святой переводчик избрал для глаголов повелительное наклонение, хотя в еврейском тексте здесь формы настоящего, - по замечанию еп. Иринея.

Ст. 12-13. Благословиши венец лета Благости Твоея, и поля Твоя исполнятся тука, разботеют красная пустыни, и радостию холми препояшутся. Перевод: Благословишь и увенчаешь Ты времена года благостью Твоей, и поля Твои дадут урожай тучный; плодоносной станет пустыня, и радостью холмы препояшутся. «Венец лета Благости Твоея » - славный конец лета Господня, когда собирают урожай и благодарят Бога. Благослови венец лета, венец года, плоды земли - и тогда Твои поля будут изобильны, и пустыни Твои (целинные земли) украсятся травами, цветами и деревьями, и холмы препояшутся поясами земельных наделов или стадами, или светлыми рощами, но еще более - радостью. Смысл ближайший : Давид молит о благословении своей земли.

Смысл духовный : благослови тех, кого Ты избрал, даруй Промыслом Твоим благой венец их жизни. Пусть жизнь окончится не падением, а венцом, пусть душа созреет для Царства, достигнет преподобия или претерпит мученичество. Благослови чад Твоих - и они примут Благодать (« исполнятся тука» ), принесут плод духовный, украсятся тишиной («разботеют красная пустыни »), с радостью пойдут на дело Божие («радостию холми препояшутся »).

Смысл мессианский. «Лето Благости» - время проповеди Господа . Давид молит Св. Троицу, чтобы пришел Венец всех времен, «Венец лета Благости Твоея », - Господь Иисус Христос: «Лето, или время благости, есть прекрасное время проповеди, которого венец есть Христос, потому что Христос облек и украсил его Своими делами и словами» (ЕЗ). Благослови дело и жизнь Воплотившегося, Который сказал, цитируя прор. Исайю: «Дух Господень на мне; ибо Он помазал Меня, благовестить нищим послал Меня... проповедать лето Господа приятное» (Ис.61, 1). Он - Венец всех времен. Он придет, и тогда то, что Ты возделывал, над чем трудился долгое время («поля Твоя» - народ иудейский ), и чего еще не касалась Твоя преображающая рука («красная пустыни» - народ языческий), - станет тучным, пропитанным водами Христова учения. Тогда, словно холмы цветами или виноградниками, препояшутся радостью возвышенные над суетой люди. Впрочем, венец лета, венец времен проповеди - это терновый венец страстей Христовых. Страсти станут причиной радости о спасенном мире, поэтому так светлы образы 64 Пс. «Выражение: благословишь , то есть, похвалишь и прославишь— можешь, читатель, относить к Отцу ; ибо так Отец прославил Сына, сказав: Сей есть Сын Мой возлюбленный (Матф.3,17)» (ЕЗ)

Смысл эсхатологический . «Венец лета благости » - «время будущего века» (АВ), в нем святые увенчаются, верующие (поля) впитают Благодать, словно поля - влагу, пришедшие от язычества (пустыни) украсятся славой за благочестие. Холмами и горами называет предстоятелей Церквей, Апостолов, которые препояшутся особой радостью (АВ).

Ст. 14. Одеяшася овни овчин, и удолия умножат пшеницу, воззовут, ибо воспоют. Перевод: Оденутся руном ягнята, и в долинах обильно уродится пшеница. Воззовут все к Тебе и воспоют. По благословению Твоему овны оденутся мягкой волной, а долины - золотой пшеницей. И воззовут к Богу, и станет песней бытие их.

Давид пророчествует о Новозаветной Церкви : «По изъяснению св. отцов (Афанасия Великого, Феодорита и др.), под овнами овчими , в таинственном смысле, нужно разуметь народных правителей, архиереев и священников, которые святым крещением и благодатию священства оделись во Христа » (ГР). Или: «Овни овечии суть Апостолы, как водители и властители словесных Христовых стад; они то облеклись благодатью Св. Духа во время Пятидесятницы, как сказано выше: оставайтесь в городе Иерусалиме, пока не облечетесь силою свыше (Лук.24,49)» (ЕЗ). «У долия» - долины, низменности - они принесут обильный плод, потому что примут благословение от Бога, примут жизнь и прославят Творца бытием своим: «Воззовут, ибо воспоют». В духовном смысле: «удолия» - «бесплодные прежде души язычников и впоследствии с верою во Христа исполнившиеся плодов духовных (Гал. 5,22-23)» (ГР). «Удолия, после того как изменятся на лучшее и умножат духовные плоды, непрестанно будут возносить Тебе песнопения» (АВ).

А теперь обратимся к началу 64 Пс. «Тебе подобает песнь , Боже, в Сионе », - и спасенное Тобою творение воспоет Тебе: удолия « воспоют ». «Тебе воздастся молитва во Иерусалиме», - и спасенное человечество воздаст Тебе благодарственной молитвой в Царстве Славы, в Иерусалиме Небесном: «Воззовут , ибо воспоют» .

Коль славен наш Господь в Сионе. Переложение 64 псалма. М. Херасков

Коль славен наш Господь в Сионе,

Не может изъяснить язык.

Велик Он в небесах на троне,

В былинках на земли велик.

Везде, Господь, везде Ты славен,

В нощи, во дни сияньем равен.

Тебя Твой Агнец златорунный

В Себе изображает нам.

Псалтырью мы десятострунной

Тебе приносим фимиам.

Прими от нас благодаренье,

Как благовонное куренье.

Ты солнцем смертных освещаешь,

Ты любишь, Боже, нас как чад,

Ты нас трапезой насыщаешь

И зиждешь нам в Сионе град.

Ты грешных, Боже, посещаешь

И Плотию Твоей питаешь.

О Боже, во Твое селенье

И взыдет наше умиленье

К Тебе, как утрення роса!

Тебе в сердцах алтарь поставим,

Тебя, Господь, поем и славим!

Слова М. М. Хераскова (1733-1807), музыка Д. С. Бортнянского (1751-1825). Официальный гимн Российской империи . Исполнялся на торжественных церемониях, входил в военный ритуал производства юнкеров в офицеры, звучал после артиллерийского залпа и сигнала горнистов "На молитву, шапки долой!" С 1856 по октябрь 1917 года Спасская башня Московского Кремля ежедневно в 15 и 21 час вызванивала "Коль славен", а в 12 и 18 часов - "Преображенский марш". В 1833 году официальный статус государственного гимна закрепился за "Молитвой Русского народа" ("Боже, Царя храни!") В. А. Жуковского на музыку А. Ф. Львова, но "Коль славен" продолжал сохранять свое значение в качестве церемониального гимна.

Loading...Loading...