Доступные финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы: понятие, виды, источники формирования

В процессе распределения стоимости СОП у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных доходов и накоплений. Совокупность фондов денежных ср-в, находящихся в распоряжении хоз.субъектов, гос-ва, домашних хоз-в, наз –ся финансовыми ресурсами.

Источниками фин.ресурсов выступают:

· на уровне хоз.субъектов (п/п)- прибыль, амортизация, доходы от продажи ценных бумаг, банк.кредит, проценты, дивиденды по цен.бумагам, выпускаемым др.эмитентами.

· На уровне населения – з/пл, премии, надбавки к з/пл., социальн.выплаты, командировочные расходы, доходы от предпринимательской деят-ти, от операций с личным имуществом, пенсии, пособия, стипендии, потребит.кредит.

· На уровне гос-ва – доходы от гос. и муниципальных п/п, доходы от приватизации имущества, доходы от внешнеэкономич.деят-ти, налоговые доходы, гос. кредит, эмиссия денег, доходы от эмиссии цен.бумаг.

Объем фин.ресурсов зависит от вел-ны ВВП и НД, т.е. чем выше ВВП, а, след-но НД, тем выше налог.отчисления хоз.субъектов.

ÞСубъектами фин.ресурсов выступают :

1. домохозяйства

2. предприятия, орг-ции, компании, т.е.юр.лица, владеющими фин.ресурсами

3. гос-во в форме бюджетных и внебюджетных фондов

Чем больше самостоятельности у физ. и юр.лиц, тем больше возможности у них формирования фин.ресурсов. А это обеспечивает увеличение поступлений фин.ресурсов гос-ву.

ÞОбъектами фин.ресурсов явл-ся фин.отношения, в рез-те действия которых образуются целевые ден.фонды. Они концентрируются в 2-х блоках:

1. Децентрализованные фин.ресурсы , которые созд-ся на микроуровне. На п/п идет процесс вычленения из состава валового дохода конкретных форм первичного дохода (прибыли, оплаты труда), происходит процесс накопления капитала в форме амортизац.фонда, выручки от выбывшего имущества и др. В домашнем хоз-ве также происходит обособление конкретных целевых фондов- для потребления, для отдыха, для товаров длительного пользования.

Источники финансовых ресурсов на микроуровне:

· Источники собственных финансовых ресурсов (например, выручка дает возможность формировать ресурсы предприятия): внешняя экономическая деятельность предприятия; богатство предприятия (станки и пр., т.е. все, что можно продать).

· Средства предприятия, которые приравниваются к собственным (это средства предприятия, которые ему не принадлежат, но находятся в его распоряжении): зарплата(выступает в форме устойчивых пассивов); отпускные деньги (начисляются, но находятся в распоряжении предприятия).

· Привлеченные средства (это средства, которые мобилизуются предприятием на финансовом рынке - рынок ценных бумаг (РЦБ), ссудных капиталов и т.п.): заемные средства; путем продажи акций и облигаций.


· Источники, которые получают предприятия в порядке перераспределения средств: от министерств, вышестоящих инстанций, из бюджета; страховые возмещения (страхование – способ перераспределения средств).

2. Централизованные фин.ресурсы , создаваемые на макроуровне, которые включают доходы бюджетов всех уровней и доходов внебюджетных фондов.

Источники финансовых ресурсов на макроуровне:

1. ВВП (первая группа финансовых источников).

2. Доходы от внешнеэкономической деятельности (сейчас наши статистические органы переходят к системе национальных счетов (СНС), которая помогает найти ВВП, НД и т.п.).

3. Национальное богатство.

4. Привлеченные (заемные) ресурсы.

Основные виды финансовых ресурсов на макроуровне:

I. Кредиты МВФ и других международных организаций, плюс внутренние кредиты Центробанка.

II. Налоги.

III. Отчисления во внебюджетные фонды.

IV. Платежи населения в местный бюджет.

V. Прочие.


Финансы

1. Сущность финансов, их место и роль в системе товарно-денежных отношений рыночного хозяйства.

Финансы (франц. finances – денежные средства, от старофранц. finer – платить, оплачивать), совокупность экономических отношений в процессе создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств

Финансы – это система ден. отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных. средств.

Ден. фонды формируются на макро- и микроуровнях. На макроуровне к ним относятся гос. бюджет, го­с. внебюджетные фонды, гос. фонды страхования, которые представляют собой систему ден. от­ношений между государством, с одной стороны, и юр. и физ. лицами - с другой. С помощью публичных финансов исследуется процесс формирования и использования государственных доходов и расходов.

На микроуровне - это фонды собственных, заемных и привлеченных средств. Ден. отношения на микроуровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными под­разделениями, между администрацией предприятия и его работ­никами, между предприятиями и финансово-кредитной систе­мой и т. д. Объектом изучения финансов хозяйствующих субъектов выступает образование и использование их капитала, доходов и денежных фондов (потребления, накопления и резервных).

^ Признаки финансов :

1)денежный характер: финансы-это всегда ден. отношения, но не любое ден. отношение - всегда финансовое отношение.

2)распределительный (пере-) хар-р (2-ая стадия воспроизводственного процесса)

Сферой возникновения и функционирования финансов является вторая стадия общественного воспроизводства, где происходит распределение ВВП по целевому назначению (на фонды возмеще­ния, потребления и прибыль) и субъектам хозяйствования. Благодаря финансам осуществляются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех звеньях народного хозяйства и непроизводственной сфере.

3)фондовый характер (ден.фонды): использование фин. ресурсов осуществляется через де­нежные фонды специального назначения.

4)формирование доходов в форме фин.ресурсов

5)регулирование гос-вом (налоги, учетная ставка)

Важным условием возникновения и развития финансов является сфера распространения товарно-денежных отношений. Чем шире представлена эта сфера, тем большее значение в хоз. системе имеют и финансы.

^ Роль финансов :1)фин.обеспечение-предприятие и гос-во нуждается в финансах для обеспечения воспроизводственных процессов;2)необходимы для общественного развития (оборона страны, гос.управление, охрана окруж.среды);3)фин.регулирование экон.процессов;

4)фин.стимулирование эффект. использования всех видов эконом.ресуров

2. Финансовые ресурсы, их виды, источники, факторы роста. Резервы увеличения финансовых ресурсов России в современных условиях.

Финансовые ресурсы - это совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, накоплений и капитала , так и за счёт различного вида поступлений.Они образуются:

- у предприятий в форме прибыли, остающейся в их распоряжении и амортизационных отчислений (чистый денежный поток);

-у работников (домохозяйств ) в форме чистой оплаты труда, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, выплат из чистой прибыли акционерам и участникам, оплаты труда бюджетникам, выплат из внебюджетных фондов социального направления;

- у государства - фин. ресурсы принимают форму бюджетных и внебюджетных фон­дов, имеющих строго целевое назначение

^ Фин. ресурсы образуются у хозяйствующих субъектов (предприятий и корпо­раций) из выручки от продажи товаров (работ, услуг), а у госу­дарства за счет налогов и сборов, взимаемых с юр. и физ. лиц в бесспорном порядке.

^ Виды фин.ресурсов:

1) по праву собственности

а) собственные фин. ресурсы принадлежат самому хозяйствующему субъекту и их использование не влечет за собой возможности утери контроля над деятельностью предприятия (прибыль, А-ые отчисления)

б) заемные ресурсы не являются собственность данного предприятия и предоставляются на условиях срочности, платности, возвратности (кредиты)

в)привлеченные ресурсы – средства, не принадлежащие предприятию, но временно находящиеся в его обороте (задолженность по оплате труда работникам, задолженность в бюджет и внебюджетные фонды).

^ На предприятии основа нормал. функционирования -наличие достаточного объема финансовых ресурсов - это все источники ден.средств, аккумулируемых предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счет собственных доходов и накоплений, так и за счет различного вида поступлений. Первоначально фин. ресурсы появляются в момент создания предприятия и отражаются в уставном фонде. Исходя из целесообразности, предприятия могут создавать или не создавать фонды и резервы из нераспределенной прибыли, используемые как дополнительные ис­точники финансирования за­трат:1) фонд накопления -используется на научно-исследов. работы, освоение новых видов продукции, технологич. процессов, т.е.на расширение произ-ва.2) фонд потребления- источник средств предприятия для социаль­ного развития, материального стимулирования работающих.3)резервные или страховые фонды - формируется предприятием в раз­мерах 10-50% (при соответствующих формах собственности создание резерва обя­зательно, пример - акционерные общества). Необходимость создания ре­зерва заключается в том, что в рыночной экономике пред­приятия являются субъектами рисковой деятельности, поэто­му созда­ется резерв на случай прекращения дея­тельности предприятия для покрытия возможной кредитор­ской задолженнос­ти. Помимо прибыли предприятие может зачислять в фонд эмисси­онных доход - разницу между номинальной и продажной ценой акций (добавочный капитал) и др.

3. Основные направления использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и субъектами власти. Пути оптимизации структуры расходования финансовых ресурсов.

^ Субъект хозяйствования: в процессе использования доходов предприятия происходит:

♦ его распределение (первичное разделение на составляющие эле­менты (С + V+m));

♦ перераспределение - при уплате налогов из прибыли в бюджет­ную систему государства;

♦ конкретное расходование образованных за счет прибыли денеж­ных фондов, которое сопровождается встречным движением сто­имости в товарной форме (Д - Т и Т - Д);

♦ приобретение за счет средств, направляемых на капитальные вло­жения, проектно-сметной документации, материалов и оборудо­вания для строительства. В этой функции финансы определяют превращение денежной формы стоимости в товарную и обратно.

^ Затраты предприятия , осуществляемые в процессе хозяйственной деятельности:

1) на воспроизводство произв-ых фондов обеспечивают непрерывность производства и создают условия для реализации продукции;2) на социально-культурные мероприятия - повышение квалификации работников, подготовку кадров и др.3) операционные расходы - на проведение НИР, изобретательство, переоценку осн. фондов и др.4) на производство и реализацию продукции (работ, услуг) занимают наибольший удел. вес во всех расходах предприятия.

^ Субъект власти: гос-во за счет полученных доходов (в форме налогов и сборов) осуществляет их использование на цели, предусмотренные в федераль­ном и региональных бюджетах.

^ Гос. расходы предназначены для удовлетворения потребностей общества в области развития эк-и и соц. сферы, управления гос-вом, укрепления его обороно­способности и национальной безопасности и др. При этом конкретные направления гос. расходов определяются различными функциями (эконом., соц., управленческой, оборонной, политической), выполняемыми гос-ом.

Фин-ие расходов бюджетов в части превышения их объема над величиной доходов осущ-ся за счет поступле­ний из источников финансирования дефицита бюджетов: привлечение ден. средств в формах займов, осуществляемых путем размещения гос. ц. б., и кредитов, полученных от кредитных организаций; получения бюджетных ссуд и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней; поступления средств от продажи имущества, находящегося в гос. собственности, и др.

Необходимость в муницип. расходах обусловлена удовлетворением потребностей граждан, связанных с местом непосредственного проживания (содержание муници­п. жилищного фонда, транспортное обслуживание населе­ния, благоустройство территорий, охрана общественного поряд­ка и др.). Многообра­зие видов муницип. расходов зависит от функций органов местного самоуправления; уровня социально-экономического развития муницип. образования; задач, решаемых органа­ми местного самоуправления на том или ином этапе развития.

С целью сбалансированности местных бюджетов органы местного самоуправления осуществляют привлечение средств на внутреннем фин. рынке (в формах размещения муници­п. ц.б, бюджетных ссуд и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней) и возмездное отчуждение муницип. имущества (путем его продажи).

4. Современная финансовая система России, характеристика ее сфер и звеньев. Перспективы развития финансовой системы России.

Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

^ Фин. система имеет много звеньев, каждое из которых представляет сферу фин.отношений. Она включает :

1) децентрализованные финансы-в распоряжении предприятия из доходов (звенья-коммерческие предприятия, некоммерческие, кредитные, страховые организации);

2) централизованные финансы -аккумулирует гос-во за счет налогов, тамож.пошлин и др. (звенья-гос.бюджеты, внебюджетные фонды, гос.кредит, гос.страхование, гос.предприят.)

3)финансы домашний хозяйств

Целевое назначение любой сферы финансовой системы определяется ее ролью в воспроизводственном процессе:

1)гос. финансы аккумулируют и используют ресурсы для выполнения гос. функций и удовлетворения общественных потребностей Эта сфера фин. отношений имеет приоритет перед другими, т.к. в составе потребностей расширенного воспроизводства важное место занимают те, что связаны с существованием государства.

2) назначение фин. ресурсов сферы страхования – создание фонда средств для предупреждений или минимизации последствий произошедших страховых случаев (личное, имущественное, соц., медиц. страхование);

3) финансы предприятий, учреждений, организаций служат цели производства и удовлетворения потребностей общества в товарах, услугах и т.д. Основой системы финансов России являются финансы предприятий и корпоративных структур (ФПГ и холдинговых компаний). Это утверждение вызвано тем, что доходы предпринимателей являются источником фин. ресур­сов всех звеньев фин. системы государства.

4)выделение сферы домохозяйств правомочно, т.к. имеется вполне определенная цель в воспроизводственном процессе – предъявление спроса для личного потребления.

Перспективы : в большинстве современных национальных фин. систем доминирует одна из двух основных моделей фин. рынков: банковская (континентально-европейская) или фондовая (американская). Для банковской модели финансовых рынков характерно преобладание в качестве основных фин. посредников депозитных институтов (коммерческих и сберегательных банков, кредитных союзов), концентрирующих потоки сбережений и осуществляющих финансирование инвестиций в экономике. В странах, где сложилась фондовая модель фин. рынков, трансформация сбережений в инвестиции происходит на фондовых рынках. Основными фин. посредниками являются страховые компании, пенсионные, венчурные, взаимные фонды, инвестиционные банки.

Главную роль в развитии российской финансовой системы, должно сыграть улучшение информационного обеспечение фин. рынка и его сегментов: необходимо создать разветвленную рыночную инфраструктуру, позволяющую заемщику найти соответствующего инвестора, инвестору – долг для эффективного размещения своих средств и, возможно, его рефинансирование, не затрачивая на это избыточного времени и средств.

5. Финансовое регулирование, его роль и формы. Механизм государственного финансового регулирования на макро- и микро- уровнях.

Гос.финансовое регулирование – это метод осуществления государством функций управления экономическими и социальными процессами при использовании финансов. Объектом его приложения является бюджет, гос. долг, налоговая и банковская системы, рынок, кредитные отношения. Фин. регулирование – это регулирование гос. бюджета, его дефицита или профицита, а также гос. долга. Экономическое (косвенное) регулирование в широком смысле слова включает в себя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику.

1)бюджетно-налоговое

Процесс фин. регулирования основан на использовании системы аккумуляции средств и их расходования. Сильная сторона политики изъятия средств - эффективность воздействия на конъюнктурные колебания. Политика же фин. затрат позволяет поддерживать общее развитие страны.

2)кредитно-денежное, осн.направления:

Важнейшим инструментом стабилизац. ден. политики являются операции на открытом рынке ц.б. Объектом сделок, как правило, являются краткосрочные долговые обязательства гос-ва или краткосрочные заемные обязательства – облигации. С возникающей необходимостью сжатия кредитной массы ЦБРФ принимает решение о продаже определенного количества государственных облигаций;

Политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования

Изменение нормы обязательных резервов банков, т. е. той суммы, которую коммерч. банки обязаны хранить в ЦБРФ

Воздействие гос-ва на экономику осуществляется через систему законодательных актов, гос. и муницип. законодательных и представительных органов власти, посредством цен и тарифов, экспортных и импортных пошлин. Гос.ф инансовое регулирование заключается в регламентировании распределительных отношений в обществе и на отдельных предприятиях. Так, при создании и распределении стоимости ВВП в рамках конкретного предприятия РФ гос-во сегодня регулирует:

1) состав затрат, относимых на себестоимость продукции;

2) размер некоторых видов затрат, относимых на себестоимость продукции в целях начисления налогооблагаемой прибыли (расходы на командировки, представительские, рекламу, образование, оплату процентов за банковский кредит);

3) методы применения амортизационных отчислений основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся

предметов, а также сроки полезного использования амортизируемых основных фондов в целях исчисления налогооблагаемой прибыли;

4) объекты и ставки налогообложения, включая социальный налог;

5) сроки и порядок списания с баланса обязательств предприятия;

6) состав внереализационных расходов, принимаемых в расчет налогооблагаемой

Значительная часть финансовых отношений предприятий регламентирована гражданским законодательством: величина и порядок формирования уставного и резервного капитала для предприятий различных организационно-правовых форм; порядок размещения и выкупа акций,

приватизация, ликвидация, слияние и разделение предприятий; порядок очередности списания средств с расчетного счета и др.

^ 6. Объективные предпосылки и возможности использования финансов в общественном воспроизводстве. Характеристика финансов как экономического инструмента.

Финансовые ресурсы - это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств, т.е. это деньги, обслуживающие финансовые отношения. Они образуются в процессе материального производства, где создается новая стоимость и возникают ВВП и НД. Поэтому объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и НД.

Именно финансовые ресурсы позволяют отделить категорию финансов от категории цены и других стоимостных категорий. Финансовые ресурсы являются материально - вещественным воплощением самих финансовых отношений. Финансовые ресурсы, выступая в денежной форме, отличаются от других ресурсов. Они относительно обособлены в своих функциях, поэтому существует необходимость в обеспечении увязки финансовых ресурсов с другими ресурсами.

Преимущества аккумулирования средств виде денежных фондов:

1) Возможности увязываются с потребностями,

2) Ресурсы концентрируются на определенных направлениях,

3) Общественные, коллективные и личные потребности согласуются друг с другом.

Направления использования финансовых ресурсов:

1) расширенное воспроизводство,

2) материальное стимулирование,

3) удовлетворение потребностей общества.

Субъекты финансовых ресурсов:

1) домохозяйства;

2) предприятия, объединения, компании и т.д., т.е. юридические лица, владеющие децентрализованными финансовыми ресурсами;

3) государство в форме различных бюджетов и внебюджетных фондов.

Соотношение между ними определяется степенью самостоятельности каждого из них и устанавливается государством.

Объекты финансовых ресурсов:

1) децентрализованные финансовые ресурсы создаются на микроуровне в процессе образования фондов прибыли, оплаты труда, амортизационного фонда, выручки от выбывшего имущества и др.

2) централизованные финансовые ресурсы создаются на макроуровне и включают доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов.

Состав финансовых ресурсов:

1) собственные средства: а) на уровне предприятий и домохо- зяйств - прибыль, зарплата, доходы домохозяйств; б) на уровне государства - доходы от госпредприятий, приватизации, от внешнеэкономической деятельности;

2) мобилизованные на рынке: а) на уровне предприятий и домохозяйств - продажа-покупка ценных бумаг, банковский кредит; б) на уровне государства - эмиссия ценных бумаг и денег, государственный кредит;

3) средства, поступившие в порядке перераспределения: а) на уровне предприятий и домохозяйств - проценты и дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими владельцами; б) на уровне государства - обязательные платежи (налоги, сборы, пошлины).

Источниками финансовых ресурсов выступают все три элемента стоимости общественного продукта (M, V, C), но степень участия каждого из них различна. Для расширения производства (увеличения элемента “C ”) надо привлекать дополнительные ресурсы.

Финансовые источники делятся на:

1) источники, которые действуют на макроуровне (уровне государства);

2) источники, которые действуют на микроуровне (уровне предприятия).

Самый важный источник финансовых ресурсов - стоимость ВВП страны, который состоит из C+V+M (капитал + зарплата + прибыль).

V + M - основные источники финансовых ресурсов на макроуровне.

Элемент V , являясь личным доходом трудящегося, как правило, зарплатой, выступает в качестве источника финансовых ресурсов по 3-ем направлениям:

1) налоги (из зарплаты должны выплачиваться);

2) страховые платежи;

3) прочие платежи (как профсоюзные взносы, взносы в спецфонды и т.д.)

Таким образом, элемент V участвует в создании финансовых ресурсов на макроуровне.

Элемент М - прибавочная стоимость, прибыль. Является основным источником финансовых ресурсов.

Источники финансовых ресурсов на макроуровне:

1. ВВП (первая группа финансовых источников).

2. Доходы от внешнеэкономической деятельности (сейчас наши статистические органы переходят к системе национальных счетов (СНС), которая помогает найти ВВП, НД и т.п.).

3. Национальное богатство.

4. Привлеченные (заемные) ресурсы.

Основные виды финансовых ресурсов на макроуровне:

I. Кредиты МВФ и других международных организаций, плюс внутренние кредиты Центробанка.

II. Налоги.

III. Отчисления во внебюджетные фонды.

IV. Платежи населения в местный бюджет.

V. Прочие.

Основные виды финансовых ресурсов на микроуровне:

I. Прибыль.

II. Амортизация.

III. Кредитные инвестиции.

IV. Страховые возмещения.

V. Выручка от реализации выбывшего имущества.

VI. Устойчивые пассивы.

VII. Мобилизация внутренних ресурсов в строительстве.

VIII. Паевые и другие взносы членов товариществ и кооперативов.

IX. Доходы от продажи собственных ценных бумаг.

X. Финансовые ресурсы по перечислению от вышестоящих структур.

XI. Бюджетные субсидии.

XII. Прочие.

Они направляются на следующие цели:

a) капиталовложения;

b) увеличение оборотных средств;

c) финансирование НТП;

d) проведение природоохранных мероприятий;

e) обеспечение потребностей социального характера (жилищный фонд, сфера дошкольных учреждений, оздоровительные лагеря, дома культуры);

f) прочие аналогичные цели.

Резервы – часть финансовых ресурсов, которая предназначена для финансирования потребностей возникающих непредвиденно, и направленные как на простое, так и на расширенное воспроизводство и потребление. Страховые резервы – часть финансовых ресурсов, направленная на возмещение ущерба по страховым случаям. Страховые финансовые резервы – финансовые резервы страховых компаний. Эти резервы необходимы, когда текущих средств не хватает на выплаты.


5. Финансовая система, её сферы и звенья.

Наличие у финансовых отношений специфических признаков, особых форм образования и использования денежных фондов позволяет выделить финансовые отношения в сферы и звенья - финансовую систему.

Термин «финансовая система» имеет два значения:

· совокупность финансовых отношений между хозяйствующими субъектами, домохозяйствами и государством,

· совокупность учреждений, участвующих в финансовых отношениях или занимающихся их регулированием и контролем.

Финансовая система состоит из трех сфер, а те, в свою очередь, - из звеньев:

1) Государственные финансы (централизованные фонды):

· Федеральный бюджет,

· Региональные бюджеты,

· Местные бюджеты,

· Внебюджетные фонды,

· Финансы государственных предприятий

2) Финансы предприятий и учреждений (децентрализованные фонды):

· Финансы предприятий,

· Финансы домашнего хозяйства

3) Страхование (специфические фонды, включающие в т.ч. технические резервы).

Сферы децентрализованных и централизованных финансов различаются методами формирования и использования фондов денежных средств. Государственные финансы - это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства (вторая подсистема). Страховыми звеньями финансовой системы применяются другие формы и методы образования и использования денежных фондов. Децентрализованные фонды предприятий образуются из денежных доходов и накоплений самих же предприятий.

Децентрализованные финансы , особенно финансы предприятий, являются основой финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. Их состояние определяет степень обеспеченности централизованных денежных средств финансовыми ресурсами .

В условиях рынка предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы предприятия покрываются за счет собственных доходов, обладают финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, распоряжаются прибылью, формируют фонды, изыскивают средства, используя ресурсы финансового рынка - кредиты банков, эмиссию, облигации депозитные сертификаты и прочие его инструменты.

Финансы домашнего хозяйства (отношения по формированию и использованию семейного бюджета) имеют исключительно важное значение по регулированию платежеспособного спроса страны. Определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятия.

Централизованная сфера находится в собственности государства и включает бюджетную систему и внебюджетно-социальные фонды.

Бюджет государства состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. В доходной части госбюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. В расходной части госбюджета указываются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры.

Действующая бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

1) федеральный бюджет,

2) региональные бюджеты (в т.ч. республиканские, краевые, областные, автономной области, автономных округов, г. Москвы и Санкт-Петербурга),

3) местные бюджеты (в т.ч. районные, городские, поселковые, сельские).

Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий бюджет. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет - статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы.

Государственные финансы должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение НТП, повышение эффективности производства и рост жизненного уровня населения. За счет централизованных фондов обеспечивается расширение производства на макроуровне.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение - расширять социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей социальной инфраструктуры.

К социальным фондам относятся

1) Пенсионный фонд,

2) Фонд социального страхования,

3) Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

Страхование - это особая экономическая деятельность, где объектом купли-продажи выступает страховая защищенность, поскольку все хозяйствующие субъекты работают в условиях риска. Фонды страхования обеспечивают возмещение понесенных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.

Функции страхования:

1) Распределительная

· Рисковая

· Предупредительная

· Сберегательная

2) Контрольная

Основные виды страхования:

1. Социальное страхование. Речь идет о системе денежных отношений по формированию Пенсионного фонда, установлению различного рода льгот и т.д. Отношения эти возникают между государством и хозяйствующими субъектами, между государством и гражданами, между федеральными властями и субъектами Федерации.

2. Имущественное страхование. В соответствии с ним страхуется практически все имущество: дома, автомобили, урожаи, животные и т.д.

3. Личное страхование. Это наиболее распространенный вид страхования, когда осуществляется страхование жизни.

4. Международное страхование. Получают распространение международные страховые полисы, когда, оплатив такой полис, можно отправиться на лечение за границу.

5. Страхование вкладов граждан.

6. Страхование ответственности.

7. Страхование экономических рисков.

Осуществление финансовых отношений предполагает наличие у предприятия финансовых ресурсов. Однако естественным условием функционирования предприятия выступает ограниченность всех ресурсов, в том числе и финансовых, по отношению к возможности их использования. Отсюда и задача обеспечения финансовых потребностей предприятия рассматривается как первоочередная в управлении финансами.

Финансовые ресурсы предприятия - это совокупность денежных средств в форме доходов и внешних поступлений, предназначенных для обеспечения текущих затрат, выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по обеспечению расширенного воспроизводства и экономического стимулирования работающих. Формирование финансовых ресурсов осуществляется из различных источников, которые подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние источники образуются за счет собственных и приравненных к ним средств и связаны с результатами хозяйствования. Внешние источники представляют собой поступления ресурсов на предприятие извне.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов, происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный капитал (акционерный или складочный капитал).


Эти средства передаются предприятию во временное пользование на условиях платности и возвратности. В составе финансовых ресурсов, формируемых в порядке перераспределения, в последние годы повышается роль развивающегося страхового рынка, предоставляющего предприятию страховые возмещения по рискам. Прошедшая в стране приватизация государственной собственности вызвала к жизни новые источники финансовых ресурсов в виде паевых, долевых и иных взносов учредителей, а также доходов по ценным бумагам, эмитируемых другими предприятиями, доходов от хранения денежных средств на депозитных счетах в финансово-кредитных учреждениях, доходов от сдачи имущества в аренду.

Особо следует остановиться на заметно снизившейся роли бюджетных ассигнований . В недавнем прошлом они занимали важное место в финансовых ресурсах, причем получали их предприятия чаще всего на безвозмездной основе. В настоящее время бюджетные и отраслевые финансовые источники занимают все меньшую роль в структуре финансовых ресурсов предприятия, и предназначены на строго ограниченный перечень затрат. Структура финансовых ресурсов предприятий неодинакова и зависит от организационно-правовой формы предприятия, а также от его вида и отраслевой принадлежности. Направления использования финансовых ресурсов.

Поскольку основной задачей коммерческой организации является максимальное извлечение прибыли, постоянно возникает проблема выбора направления использования финансовых ресурсов: вложения с целью расширения основной деятельности коммерческой организации или вложения в другие активы. Как известно, экономическое значение прибыли связано с получением результата от вложений в наиболее доходные активы.

Можно выделить следующие основные направления использования финансовых ресурсов коммерческой организации:

Капитальные вложения.

Расширение оборотных фондов.

Осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР ).

Уплата налогов.

Размещение в ценные бумаги других эмитентов, банковские депозиты и другие активы.

Распределение прибыли между собственниками организации.

Стимулирование работников организации и поддержка членов их семей.

Благотворительные цели.

Если стратегия коммерческой организации связана с сохранением и расширением ее позиции на рынке, то необходимы капитальные вложения (инвестиции в основные фонды (капитал)). Капитальные вложения — это одно из важнейших направлений использования финансовых ресурсов коммерческой организации. В российских условиях весьма актуально увеличение объемов капитальных вложений в связи с необходимостью обновления оборудования, внедрения ресурсосберегающих технологий и других инноваций, так как процент не только морального, но и физического износа оборудования весьма велик.
Инвестиции в основные фонды коммерческой организации осуществляются за счет следующих источников: амортизации, прибыли коммерческой организации, долгосрочных банковских кредитов, бюджетных кредитов и инвестиций, поступлений от размещения на финансовом рынке акций, поступлений от размещения долгосрочных ценных бумаг.

Кроме расширенного воспроизводства основных фондов часть прибыли организации может быть направлена на расширение оборотных фондов — закупку дополнительного сырья, материалов. Для этой цели могут также привлекаться краткосрочные банковские кредиты, использоваться средства, поступающие в порядке перераспределения от основной («материнской») компании, и т.д.

Большое значение для развития бизнеса имеет участие коммерческой организации в научных исследованиях. Опыт зарубежных стран показывает, что организации, осуществляющие инновации, менее подвержены риску банкротства и обеспечивают высокий уровень рентабельности. Следовательно, часть прибыли коммерческой организации, а также средства, поступившие в порядке целевого финансирования (например, бюджетные средства), могут быть предназначены для осуществления научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Как уже было отмечено, отчисления от прибыли могут направляться в отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР. Такие отчисления уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Прибыль как денежный доход коммерческой организации подлежит налогообложению. Для определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организации доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы уменьшаются на соответствующие произведенные расходы.

Для дальнейших накоплений коммерческая организация может осуществлять вложения не только в собственное производство, но и в другие активы. Такими активами могут быть доли в уставных капиталах других организаций (в том числе акции других эмитентов); долговые ценные бумаги (облигации, векселя, в том числе государственные и муниципальные ценные бумаги); банковские депозиты; передача денежных средств другим организациям на основе договоров займа; приобретение имущества для дальнейшей передачи его в лизинг и др.

Названные вложения могут быть разными по срокам: от нескольких часов (такие услуги предлагают банки для краткосрочных вложений) до нескольких лет. Основными принципами размещения временно свободных финансовых ресурсов являются ликвидность активов (они в любой момент легко должны превращаться в платежные средства) и диверсификация (в рыночных условиях непредсказуемости вложений тем больше вероятность сохранения средств, чем больше набор активов, в которые осуществляются вложения).

Одно из главных отличий коммерческих организаций от некоммерческих состоит в том, что полученная прибыль коммерческих организаций распределяется между собственниками этой организации. Акционерные общества выплачивают дивиденды владельцам простых и привилегированных акций; товарищества, общества с ограниченной ответственностью распределяют прибыль соответственно с долей участия в уставном (складском) капитале. Прибыль унитарных предприятий, если собственником не принято другое решение, может поступать в виде неналоговых доходов в соответствующий бюджет.

Финансовые ресурсы коммерческой организации могут быть источником расходов, связанных со стимулированием работников и поддержкой членов их семей.

Финансовые ресурсы организаций (прибыль, поступления) в настоящее время используются также на благотворительные цели.

Финансовые ресурсы организации (предприятия) - это совокупность собственных денежных доходов в наличной и безналичной форме и поступлений извне (привлеченных и заемных), аккумулируемых организацией (предприятием) и предназначенных для выполнения финансовых обязательств, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с развитием производства.

Следует выделить понятие «капитал » - часть финансовых ресурсов, вложенных в производство и приносящих доход по завершении оборота. Другими словами, капитал - это превращенная форма финансовых ресурсов.

По источникам образования финансовые ресурсы подразделяются на собственные (внутренние) и привлеченные на разных условиях (внешние), мобилизуемые на финансовом рынке и поступающие в порядке перераспределения.

Основную долю в собственных финансовых ресурсах составляет прибыль, остающаяся в распоряжении организации (предприятия) и распределяемая решением руководящих органов управления. В зависимости от финансовой политики организации (предприятия) прибыль, остающаяся в ее распоряжении, может быть использована следующим образом:

  • направлена на потребление в полном объеме;
  • инвестирована полностью в другие проекты, не связанные с деятельностью организации;
  • реинвестирована в развитие организации в полном объеме;
  • распределена по первым трем направлениям.

Очевидно, последний вариант наиболее предпочтителен, важно лишь соблюдать экономически обоснованные пропорции ее распределения.

Вторым по значимости источником собственных финансовых ресурсов служат амортизационные отчисления - денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Они имеют двойственный характер, так как включаются в состав затрат на производство продукции и затем в составе выручки от реализации продукции поступают на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства.

Накопленные амортизационные отчисления образуют амортизационный фонд, предназначенный для воспроизводства изношенных основных фондов.

Не вся прибыль остается в распоряжении организации (предприятия), часть ее в виде налогов и других обязательных платежей поступает в бюджетную систему. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (предприятия), распределяется решением руководящих органов управления на цели накопления и потребления и резервы. Прибыль, направляемая на накопление, используется на развитие производства и способствует росту имущества предприятия. Прибыль, направляемая на потребление, используется для решения социальных задач.

Привлеченные, или внешние, источники формирования финансовых ресурсов можно разделить на собственные, заемные, поступающие в порядке перераспределения и бюджетные ассигнования. Это деление обусловлено формой вложения капитала. На рынке капиталов, возможны два варианта привлечения денежных средств: долевое и долговое финансирование. При долевом финансировании осуществляется эмиссия и размещение своих акций на фондовом рынке. Второй вариант предполагает выпуск и размещение облигаций (срочных ценных бумаг), т.е. предоставление капитала на основе облигационного займа. Если внешние инвесторы вкладывают денежные средства в качестве предпринимательского капитала, то результатом такого вложения становится образование привлеченных собственных финансовых ресурсов.

Предпринимательский капитал представляет собой капитал, вложенный в уставный капитал другой организации (предприятия) в целях извлечения прибыли или участия в управлении организацией (предприятием).

Ссудный капитал передается организации (предприятию) во временное пользование на условиях платности и возвратности в виде кредитов банков, выданных на разные сроки, средств других организаций (предприятий) в виде векселей, облигационных займов.

Средства, мобилизуемые на финансовом рынке, включают средства от продажи собственных акций и облигаций, а также других видов ценных бумаг.

К средствам, поступающим в порядке перераспределения, относятся страховое возмещение по наступившим рискам, финансовые ресурсы, поступающие от концернов, ассоциаций, головных компаний, дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, бюджетные субсидии.

Бюджетные ассигнования могут использоваться как на безвозвратной, так и на возвратной основе. Как правило, они выделяются для финансирования государственных заказов, отдельных инвестиционных программ или в качестве краткосрочной государственной поддержки организаций (предприятий), продукция которых имеет общегосударственное значение.

Финансовые ресурсы используются организацией (предприятием) в процессе производственной и инвестиционной деятельности. Они находятся в постоянном движении и пребывают в денежной форме лишь в виде остатков денежных средств на расчетном счету в коммерческом банке и в кассе организации (предприятия).

Заботясь о финансовой устойчивости и стабильном месте в рыночном хозяйстве, организация (предприятие) распределяет свои финансовые ресурсы по видам деятельности и во времени. Углубление этих процессов в современной рыночной экономике приводит к усложнению финансовой работы, использованию в практике специальных финансовых инструментов.

Loading...Loading...