Ростовский кремль музей заповедник часы. Один из прекраснейших в России – кремль Ростова Великого

Сложно представить себе без своего кремля. Это система городских укреплений с башнями, крепостными стенами и храмами. Всего на территории России целиком сохранилось 14 кремлей, пять из которых вошли в список Всемирного наследия. Еще более десятка подобных объектов сохранилось фрагментарно.

Визитной карточкой Ростова (не стоит путать этот город с Ростовом-на-Дону) является кремль Ростовский - уникальный в Ярославской области, который входит в Золотое кольцо России. Именно о нем и пойдет речь в данной статье.

Музей-заповедник "Ростовский кремль"

Фото ансамбля, представленные в статье, прекрасно иллюстрируют всю красоту и великолепие этого памятника. Он расположен в живописной местности, на берегу озера Неро. Митрополичий, или Архиерейский двор, - так ранее назывался кремль Ростовский, ведь, по сути, это была резиденция митрополита Ростовской епархии.

Архитектурный ансамбль относится к памятникам оборонительной архитектуры, хотя сам Ростов на время постройки детинца уже не имел какого-либо стратегического военного значения. Сегодня Ростовский кремль - музей, посетить который можно ежедневно, с 10 часов утра до 17:00. А вот на крепостные стены пускают лишь в теплое время года. Входной билет на территорию заповедника стоит 300 рублей для взрослого и 180 рублей - для детей или пенсионеров. Любителям древнерусской архитектуры следует обязательно посетить Ростовский кремль. Фото, приведенные ниже, лишь подчеркнут всё величие этого выдающегося исторического памятника!

Помимо всего этого, архитектурный комплекс еще можно назвать и кинозвездой. Так, декорацией для известной советской ленты "Иван Васильевич меняет профессию" стал именно кремль Ростовский.

История создания комплекса

История Митрополичьего двора довольно интересна, ансамбль пережил несколько непростых моментов в своей биографии. Кремль Ростовский строился в XVII веке на протяжении 14 лет - с 1670 по 1683 год. Его планировали по библейским канонам: в центре - райский сад с озером, окруженный высокими стенами.

Важное и неприятное событие для кремля произошло в 1787 году, когда митрополию перенесли в Ярославль. После этого Митрополичий двор в Ростове постепенно приходит в упадок. Дошло даже до того, что архиереи собирались сдать его на разбор. К счастью, в конце XIX столетия архитектурный ансамбль на деньги купцов был восстановлен. А еще спустя несколько лет здесь учредили музей церковных древностей.

Еще одна печальная страничка в истории Ростовского кремля произошла в 1953 году: многие строения комплекса тогда были повреждены мощным смерчем.

Вот такой бурный и тернистый исторический путь прошел кремль в Ростове. К счастью, наши предки сумели сберечь его до наших дней. И уже в 2013 году Ростовский кремль вошел в почетную десятку "Символов России".

Структура комплекса: соборы Ростовского кремля

Архитектурный ансамбль невероятно удачно вписался в окружающую местность, расположившись на берегу живописного озера Неро. В составе исторического комплекса: 6 храмов, Самуилов корпус, Белая и Красная палаты, Святые Ворота, одиннадцать башен и прочие здания.

Перечислим все церкви Ростовского кремля:

  • Успенский собор;
  • церковь Спаса Нерукотворного;
  • церковь Григория Богослова;
  • храм Иоанна Богослова;
  • церковь Одигитрии;
  • церковь Воскресения (Надвратная).

Церковь Одигитрии

Это самое позднее по времени возведения строение Ростовского кремля. Храм построен в стиле в северо-западном секторе комплекса. От остальных храмов кремля церковь Одигитрии отличается наличием открытого балкона на втором этаже. Снаружи её стены оформлены узорчатым орнаментом, что создает эффект рельефности, если смотреть на строение издалека.

Внутреннее убранство храма также особенно: интерьеры украшают 20 лепных картушей с росписью. В то время, когда архиерейский двор находился в запустении, росписи сильно пострадали. Отреставрировали их лишь в 1912 году, специально к визиту царя Николая II. Повторно обновляли уже в начале третьего тысячелетия. Нынче в церкви Одигитрии расположился один из музеев.

Церковь Спаса Нерукотворного

В 1675 году в пределах Ростовского кремля вырос Главное его отличие от других - это присутствие восьмискатного покрытия в оформлении церкви. Поражает внутреннее оформление храма: аркада, поддерживаемая позолоченными опорами. Стены церкви украшают прекрасные росписи, выполненные в том же 1675 году. Храм Спаса Нерукотворного обновлялся и реставрировался дважды: первый раз - в конце XIX века, а второй - в конце ХХ века.

Центральный купол храма украшает чудесная роспись под названием "Отечество". Она изображает шесть архангелов с пророческими свитками, а своды оформлены главными событиями из Евангелия. На западной стене храма изображен "Страшный суд", а на противоположной находится иконостас.

Церковь Григория Богослова

Эта церковь построена в 1670-х годах на фундаменте Григорьевского монастыря, который существовал на этом месте ранее. К сожалению, первые интерьеры храма сгорели во время пожара в 1730 году. После него внутреннее убранство церкви Григория Богослова было обновлено, в частности, с использованием лепнины.

В конце XIX столетия в храме оборудовали новый иконостас, который был украшен прекрасной позолоченной резьбой.

Церковь Иоанна Богослова

Один из последних храмов Ростовского кремля, сооруженный в 1683 году. Специалисты отмечают, что этот храм отличается своей нарядностью по сравнению с другими церквями архитектурного комплекса. Фасады прекрасно оформлены и характеризуются удивительной гармоничностью форм. Храм пережил несколько трагических событий: два пожара (в 1730 и в 1758 годах) сильно повредили его, а в 1831 году он лишился крыши вследствие сильного ветра. И только в конце XIX века всерьез занялись реставрацией этого сооружения. Однако уже в 1953 году в Ростове случился мощный смерч, от которого церковь Иоанна Богослова вновь сильно пострадала. Но, несмотря на все превратности судьбы, храм удалось сохранить и донести потомкам.

Надвратная церковь Воскресения

В 1670 году была возведена на территории Ростовского кремля и церковь Воскресения. Она расположилась над воротами, на высоком подклете. Фасады церкви усложнены прямоугольными башнями, которые немного выступают из плоскости стен.

Успенский собор и его звонница

Кремля - это главное монументальное сооружение ансамбля. Он был выстроен в 1508-1512 годах на том месте, где ранее находились его предшественники. Храм очень напоминает Успенский собор в Москве по своей архитектуре: пятиглавый, оформленный в простых, но благородных формах. Он выстроен из кирпича, а также белого камня, общая высота собора составляет 60 метров.

Успенский собор украшают разнообразные элементы декора: это филенки, пояса и Благодаря этому храм весьма красив и выразителен, даже в XXI веке он выглядит шикарно.

Рядом расположена звонница Успенского собора, которая была построена намного позже, уже в конце XVII века. Её венчают четыре главы. заказал для этой звонницы отлить 13 больших колоколов, каждый из которых был наделен своей тональностью. В целом же, колокола способны производить гармоничный и приятный звон. На сегодняшний день сохранилось 15 колоколов на звоннице Успенского собора Ростовского кремля.

Стоит также отметить, что в 1991 году и Успенский собор, и его звонница были возвращены Русской Православной Церкви.

Колокола

Колокола Ростовского кремля заслуживают отдельных слов. Самый первый - для архиерейского двора в Ростове - был отлит в 1682 году. Он получил название "Лебедь" и весил всего лишь 500 пудов (в сравнении с последующими колоколами кремля это был маленький вес). Спустя год был отлит следующий - "Полиелейный", вес которого достигал уже 1000 пудов. Оба колокола - дело рук одного мастера - Филиппа Андреева.

Самый большой колокол Ростовского кремля (весом в 2000 пудов!) отлил уже другой мастер - Флор Терентьев в 1688 году. Один только язычок весил более тонны, поэтому раскачивать его приходилось двум сильным мужчинам. Однако по красоте звучания, как утверждают специалисты, ему нет равных в Ростове.

Еще один крупный колокол - "Голодарь" - весил 172 пуда. Его использовали лишь в период Великого поста. Все остальные колокола Ростовского кремля - сравнительно маленькие, весом не более 30 пудов. Почти все они были отлиты в XVII веке, как утверждают историки.

Колокола Ростовского кремля обладают уникальным звоном, красотой которого в свое время были восхищены Берлиоз и Шаляпин. С приходом советской власти все церковные звоны были запрещены. А колокола Ростовского кремля и вовсе планировали уничтожить. Своим спасением они обязаны А. В. Луначарскому, который чудом тогда оказался в Ростове и спас эти ценнейшие памятники.

Заключение

Ростовский кремль - грандиозный памятник истории и архитектуры. Это один из самых значимых ансамблей страны, ежегодно привлекающий до 200 тысяч туристов. Кремль в Ростове - это не только уникальная архитектура и красивейшие храмы. Удивительна и привлекательна и сама потрясающе благодатная атмосфера, царящая на территории этого комплекса.

Ростовский кремль (Митрополичий двор) — бывшая резиденция митрополита Ростовской епархии, расположенная в центре Ростова Великого на берегу озера Неро. За митрополичьим двором закрепилось название «кремль», хотя оно спорно.

В истории мировой культуры известны семь чудес света, являвшиеся в представлении античного общества наиболее прославленными и совершенными достопримечательностями, созданными руками человека. В истории культуры Ростова Великого таких «чудес», известных не только в России, но и в мире, три: Ростовский кремль, ростовские звоны и ростовская финифть.


Надвратный храм - Церковь Воскресения Господня.

Возведение Ростовского кремля - этого бесценного сокровища Ростова Великого - до сих пор остается для меня событием загадочным, необъяснимым. И не только для меня. У многих, кто впервые видит Ростовский кремль, возникает вопрос: для чего в центре русского государства, которому в то время не грозила прямая военная опасность, была возведена такая мощная крепость? Но не менее интересно и другое - на какие средства ростовский митрополит Иона Сысоевич на протяжении тридцати лет занимался этим грандиозным строительством? В своей книге «Ростов» М.Н.Тюнина так ответила на этот вопрос:

«Ростовская митрополия была богатым феодалом. По переписи 1678 года ей принадлежало 16118 крепостных, много земли, леса, соляных варниц, различных угодий и вотчин в уездах: Ростовском, Ярославском, Белоозерском, Велико-Устюжском, Вологодском и других. Для управления ими была создана особая система со штатом в 269 человек. Помимо этого, огромные доходы давали церковные службы, часовни, крестные ходы, кружечные сборы у мощей, икон, вклады богатых людей».

Когда Иона Сысоевич возвращается в Ростов после конфликта с царем, сразу же приступает к строительству митрополичьего двора, больше похожего на крепость. Однако высказанное выше предположение, что он хотел бросить здесь открытый вызов царю, кажется слишком смелым. Есть в этом предположении и другое - так сказать, архитектурное противоречие, на которое в книге «Ростов Великий» обратила внимание М.Н.Тюнина.

На первый взгляд, стены Ростовского кремля действительно похожи на крепостные - в них имеются бойницы, варовые щели, по крытым переходам можно было обойти все одиннадцать башен кремля: две дозорные со смотровыми вышками-стражницами, четыре фланкирующих и пять угловых. Всё как в настоящей крепости, однако Ростовский кремль - не военное сооружение. В те годы, при наличии достаточно сильной артиллерии, фортификация крепостей была уже другая. Вспомним, к примеру, Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге, построенную чуть позже Ростовского кремля. Вот она уже отвечала всем требованиям новой фортификационной науки.

Однако на это замечание можно возразить, что Иона Сысоевич не мог открыто строить современную военную крепость, это сразу вызвало бы подозрения, вот он и использовал старинную архитектуру, чтобы сбить с толку. Но тут следует внимательно приглядеться к стенам Ростовского кремля, обратить внимание на линии боя. Подошвенные бойницы в стенах имеются, а в башнях - отсутствуют. Средней линии вовсе нет, а линию верхнего боя в башнях продолжают окна с наличниками. Окна пробиты и в стенах, под дозорными башнями раньше были даже широкие проездные ворота. Какая же это крепость, если в ней столько слабых, незащищенных мест?

Доводы убедительные, но их тоже легко опровергнуть: в случае военной опасности все эти «слабые места» можно было легко ликвидировать.


Но главное состоит не в том, можно было использовать Ростовский кремль в качестве военной крепости или нет. Патриарх никогда не стал бы воевать с царем. Тем более что к тому времени, когда Иона Сысоевич начал возводить митрополичий двор, Никон,его покровитель,уже официально был лишен патриаршего звания и не мог представлять для царя какой-то реальной угрозы. Как умный и образованный человек, Иона Сысоевич не стал бы посвящать свою жизнь призрачным химерам. Просто это был созидатель по натуре, а богатейшая Ростовская митрополия, которой принадлежали обширные угодья и cвыше полутора десятков тысяч крепостных, позволила ему осуществить его грандиозный архитектурный проект. Вот и всё объяснение, почему в Ростове вырос митрополичий двор, столь похожий на крепость.



Соборная площадь



Ростовский кремль был построен в 1670—1683 гг., по единому замыслу заказчика — митрополита Ионы Сысоевича. Это замысел предполагал создание рая в полном соответствии с библейским описанием: окруженный стенами с башнями райский сад с зеркалом пруда в центре.





Надвратная церковь Воскресения, один из входов на Митрополичий двор.


Звонница Успенского собора



Колокола, в которых запутался Иван Васильевич Бунша, и которыми Жорж Милославский доигрывал "Подмосковные вечера". Вспомнили фильм "Иван Васильевич меняет профессию?"


Под самые большие можно залезть и встать во весь рост. Таблички умоляют не звонить, так что подвиг Милославского остался неповторённым.




Большая часть дошедших до нас зданий кремля была построена много позже собора, в основном, в период правления митрополита Ионы (1652-1690 гг.), который оказал значительное влияние на формирование художественного облика этих сооружений. Так, по его замыслу около 1682г. к юго-востоку от собора была построена звонница. Тогда же московские мастера Филипп и Киприан Андреевы отлили для звонницы два огромных колокола: "Полиелейный" в 1000 пудов и "Лебедь" в 500 пудов. Позже, в 1688 г. мастером Флором Терентьевым был отлит большой колокол в 2000 пудов, получивший имя "Сысой",в память об отце митрополита Ионы. Специально для этого колокола возвели дополнительный башнеобразный объем, примкнувший к северному фасаду прежней звонницы. Он несколько нарушил стройность общей композиции соборной площади, но в то же время придал ей большую живописность. Ценно, что на звоннице полностью сохранился набор из 15 колоколов.


Строительство центральной части кремлевского ансамбля началось с формирования парадного двора, который постепенно окружили в основном культовые и административные здания. Одним из первых здесь в 50-бО-е гг., XVII в. строится двухэтажный корпус Судного приказа. Часть корпуса в XVII в. занимало одно из важнейших учреждений митрополичьего двора -- Судный приказ, который помимо судебных функций был во многом и центром общего управления епархией.


После того, как в 1787 г. митрополия была перенесена из Ростова в Ярославль, Ростовский митрополичий двор утратил значение и постепенно обветшал. Богослужений в храмах ансамбля не велось. Архиереи были готовы продать ансамбль на слом. Однако благодаря просвещенному ростовскому купечеству и на средства купечества в 1860-е и в 1880-е гг. архитектурный комплекс был отреставрирован.


По инициативе А. А. Титова, И. А. Шлякова в октябре 1883 г. в Белой палате кремля был открыт Ростовский музей церковных древностей, с 1886 г. принял под свое покровительство наследник Российского императорского престоле, будущий царь Николая II. В 1910 г. Государственная дума законодательно закрепила общероссийский статус музея, постановив отпускать из казны деньги на его содержание.


Многие памятники ансамбля были повреждены в результате смерча 23 августа 1953 года. Позднее все они были отреставрированы.


По состоянию на осень 2010 г., общественная организация Фонд имени святителя Григория Богослова, при поддержке патриарха Кирилла добивается передачи комплекса Ростовского кремля Русской Православной Церкви.

В октябре 2010 г. губернатор Ярославской Области C.A. Вахруков выступил с заявлением о передаче музея-заповедника «Ростовский кремль» церкви, с выселением музейных фондов в новое здание, и созданием в помещениях кремля архиерейской резиденции и «Всероссийского центра венчания и крещения»


Схема отсюда:http://www.bellabs.ru

Этот проект, однако, вызвал критику со стороны специалистов по охране и изучению объектов искусства, так и массовый протест горожан.

Успенский собор


В 2013 г. Ростовский кремль вошел в десятку "Символов России", победив в медиаконкурсе "Россия-10".




Успенский собор — бывший (до конца XVIII века) кафедральный собор Ростово-Ярославской епархии. Расположен в непосредственной близости с Ростовским кремлём. Имеет отдельно стоящую звонницу. Вместе с Кремлём, построенным позднее (в конце XVII века), образует единый центральный архитектурный ансамбль города, вид на который особенно примечателен со стороны озера Неро.



Успенский собор в Ростове Великом считается первым христианским храмом Залесской Руси.




Собор расположен в историческом центре города. Время строительства первого деревянного храма на этом месте неизвестно. Однако в 1160 году он был уничтожен пожаром. В следующем, 1161 году, по повелению Великого князя Владимирского Андрея Боголюбского была начата постройка белокаменного здания, которое было разрушено пожаром 1204 года. Новая постройка заняла 17 лет. Очередной сильный пожар случился в 1408 году, рухнули своды и глава собора. После чего он был вновь восстановлен из белого камня.


Современная кирпичная церковь была построена в 1508—1512 гг. Точной даты строительства источники не сохранили, потому исследователи предлагали различные датировки. М. А. Ильин присоединялся к мнению Н. Н. Воронина, который связывал последнюю значительную перестройку с 1587 г., с созданием Ростовской митрополии, которой руководил Варлаам, и необходимостью придать центральному собору митрополии подобающий вид. Принятая ныне датировка 1508—1512 гг. обоснована А. Г. Мельником и подтверждена косвенными летописными источниками. В декоративном оформлении кирпичного храма использованы резные белокаменные элементы предыдущих построек.


Предпринятое в конце XVII века митрополитом Ионой Сысоевичем поблизости с собором широкомасштабное строительство Ростовского архиерейского двора, который сейчас обычно именуется кремлём, затронуло некоторыми переделками и собор. В частности, главы приняли новую форму, с южной стороны храма было пристроено нарядное крыльцо-паперть, обращенное в сторону выхода из кремля и служившее для торжественного входа в храм митрополита, следующего из своей резиденции.


После переноса центра епархии в Ярославль ростовские храмы без надлежащего ухода ветшали. Крупные работы по приведению их в порядок были выполнены в начале XIX века.


После революции Успенский собор был передан в пользование общине, а впоследствии закрыт, но не был разрушен.

23 августа 1953 года мощный ураган сорвал купола и крыши многих храмов в центре города, в том числе и Успенского собора. После этого в Ростове начались масштабные реставрационные работы, которыми руководил В. С. Баниге. В процессе реставрации в облике собора были ликвидированы некоторые наслоения.


В частности, невыразительная четырёхскатная кровля было заменена позакомарным покрытием, близким к оригинальному. Однако была сохранена луковичная форма глав времен митрополита Ионы, замену их на шлемовидную форму признали нецелесообразным, так это нарушало стилевое единство с комплексом кремля. В ходе реставрационных работ в соборе были произведены раскопки, которые позволили обнаружить в нижних ярусах белокаменную кладку XII века. В 1991 году собор и звонница были переданы Русской Православной Церкви

В соборе покоятся многие правящие архиереи Ростово-Ярославские с XI по XVIII век, в том числе и Иона Сысоевич, митрополит, чьими заботами был создан архитектурный облик Ростова.

Собор, вместе с построенной позднее звонницей, расположен на примыкающей к Кремлю площадке, обнесенной невысокой кирпичной оградой, построенной в XVIII веке. Проход через ограду — через «Святые ворота» (1754 г.) сводчатый проезд в башенке, состоящей из двух восьмериков на четверике.


Пятиглавый собор сложен из кирпича, а цоколь и выступающие лопатки — из белого камня. Имеет многочисленные декоративные элементы: аркатурно-колончатые пояса, горизонтальные тяги-филенки и др. Высота Собора с крестом достигает 60 м.

Архитектура собора во многом схожа с Московским Успенским собором, она тесно связана с традициями Владимиро-Суздальского зодчества. Пятиглавый храм расчленяется монументальными лопатками на три и четыре прясла, которые заканчиваются килевидными закомарами. Узкие окна, типа бойницы, расположены в два яруса, между ними на середине высоты проходит аркатурный пояс, придающий изящество и легкость монументальному сооружению. В этом пояске проявляется уже влияние московской архитектурной школы.

Главы расположены на высоких световых барабанах, также украшенных аркатурами и горизонтальными филенками. Главки в древности имели другую форму, но при постройке ростовского кремля они были перестроены в стиле всего ансамбля. Кровля здания проходит по закомарам, первоначально она была выполнена из черепицы или лемеха, но сейчас заменена на жестяную на кружалах, повторяющую старую форму.

В летописях сохранились указания о каких-то живописных работах в 1589 году. В 1659 году роспись собора начала артель мастеров С. Дмитриева и Иосифа Владимирова. Работы тянулись долго и в 1669 году к ним подключились костромские мастера Гурий Никитин и Сила Савин. Пожар в 1671 году, поновление фресок в 1779 году и новая роспись в 1843 году уничтожили эти работы. При реставрации в 1950-х годах были обнаружены фрески XVII века, а в некоторых местах за иконостасом и более старые XVI века.

В нижней части стен, которая сохранилась от белокаменного храма, профессором Н. Н. Ворониным обнаружены фрагменты росписи XII века.

Сохранился иконостас в стиле барокко, выполненный в 1730—1740-х годах. Аналогичный иконостас имеется в Горицком монастыре Переславля-Залесского.

Церковь иконы Божьей Матери Одигитрии


Церковь Одигитрии — одна из церквей на Ростовском архиерейском дворе (кремле). Построена в 1692—1693 годах, чуть позже, чем другие здания ансамбля Архиерейского двора, при преемнике Ионы Сысоевича митрополите Иоасафе. Является представителем стиля московского барокко.Последнее по времени самостоятельное сооружение Архиерейского двора

Церковь расположена в северо-западном углу Ростовского кремля и примыкает к стене, окружающий двор. Она строилась, когда стены уже были завершены, и строителям пришлось предпринять специальные усилия для того, чтобы церковь не смотрелась инородно. Церковь прямоугольная в плане (вытянута с востока на запад) и двухэтажная. Лишь верхний этаж использовался как церковь. По периметру второго этажа проходит открытый балкон, что существенным образом отличает церковь Одигитрии от других храмов Ростова, в которых обустроены галереи. Внешние стены раскрашены треугольным орнаментом, издали создающим ощущение рельефа. Раскраска была произведена много позже строительства церкви.


Интерьер церкви также существенно отличается от других ростовских зданий. На сводах и стенах церкви Одигитрии выполнено в общей сложности 20 лепных картушей необычной формы.


Сразу после постройки картуши были расписаны. Ко второй половине XIX века, когда Ростовский Архиерейский двор пребывал в упадке, состояние росписей существенно ухудшилось, и в 1912 году, к приезду Николая II в Ростов, они были поновлены. Затем, между 1920 и 1950 годами, стены церкви вместе с картушами были побелены, и росписи, соответственно, сильно повреждены. В 2001—2003 годах они были открыты, проведена их реставрация.



Церковь Спаса на Сенях


Церковь Спаса на Сенях — домовая церковь Ростовских митрополитов в Ростовском архиерейском доме. Особенностью постройки является: высокий подклет, восьмискатное перекрытие. Вход расположен на гульбище соединяющееся с Самуиловым корпусом, которое служило жильем для митрополитов. Церковь была расписана ростовским попом Тимофеем и ярославскими мастерами Дмитрием Григорьевым, Федором и Иваном Карповыми. Внутри интерьер отличает аркада опирающиеся на золотые столбы.


Надвратная Церковь Иоанна Богослова
Церковь Иоанна Богослова была построена в 1683 году. Эта надвратная церковь является одним из последних храмов времён митрополита Ионы. Исследователи отмечают, что этот памятник истории и архитектуры выглядит более нарядным, чем другие церкви Кремля.








Церковь Вознесения (Исидора Блаженного).
Один из самых древних ростовских храмов (1566, колокольня - XVIII в.)



Общий вид Кремля с колокольни Всесвятской церкви с северо-запада. Ростов Великий, 1911 г

Сушила на погребах.

По другую сторону от центрального двора возвышается большой корпус митрополичьих хором, возведенный при митрополите Ионе примерно в 50 -- начале 70-х гг. XVII в. Он с самого начала предназначался для жительства митрополита, а также для хранения его богатейшей казны. Часть помещений занимал Казенный приказ, ведавший всеми финансовыми делами епархии. До конца XVII в. корпус оставался двухъэтажным. Позже надстроили третий этаж, а в конце XVIII в. здание получило новый декор в духе классицизма. Ныне лишь орнаментальный пояс, типичный для второй половины XVII в., да узкие окна первого этажа, восстановленные реставраторами 1920-х гг., напоминают о древнем облике сооружения.


Ионинская комната в Ростовском музее.


В одном ряду с митрополичьими хоромами располагается комплекс Государских хором (70-80-е гг. XVII в.) или, как его еще называют, "Красная палата". Здание отличается живописной компоновкой объемов, каждый из которых завершен особой крутой кровлей. Еще большую живописность Государским хоромам придает великолепное крыльцо, увенчанное двумя шатрами. Нынешний облик Красная палата получила после капитальной реставрации, проведенной в 1960-х гг.

Портрет отца свт. Димитрия Ростовского. Надпись вверху: Отецъ новоявленнаго чудотворца митрополита Ростовскаго святителя Христова Димития. Внизу: Ава Туптало былъ сотникъ Киевский и жилъ въ нижном Киеве городе от рождения ста трехъ летъ вдень Богоявления Господня втретьем часу дня представился в тысячя семь сотъ третьем году погребенъ вкиевском кириловскомъ монастыре вкоторомъ и ктиторомъ былъ отецъ.

Столовая или Белая палата имеет традиционную для XVI-XVII вв. одностолпную конструкцию. Интерьер хорошо освещают довольно широкие оконные проемы, украшенные так называемым "висячим каменьем"
. Здесь митрополит Иона устраивал торжественные трапезы.

Портрет Ионы III, Митрополита Ростовского, строителя Ростовского кремля и Белой Палаты, писанный при жизни святителя в XVII в. Фотография С. М. Прогудина-Горского в Ростовском музее, 1911 год.

На протяжении 70-80-х гг. XVII в. постепенно, начиная от церкви Воскресения, строятся крепостные стены и башни
митрополичьей резиденции. Мастера снабдили их всеми атрибутами крепостного сооружения, в частности, бойницами подошвенного, косого и верхнего боя. Однако богатство декоративного убранства башен, которые, подобно обычным палатам, имеют широкие окна с наличниками, свидетельствуют, что крепость с самого начала не имела военного значения. Несомненно, в первую очередь она призвана была наглядно продемонстрировать величие Ростовской епархии одной из крупнейших в России.


Изразцовая печь в "Княжьих теремах" Ростовского Митрополичьего двора (XVIII) в Кремле

Строго говоря, кремль вРостове - это вовсе не кремль, то есть не городское укрепление, а резиденция архиереев Ростово-Ярославской епархии, которую в давние времена называли архиерейским или митрополичьим двором. Но потом из-за высоких стен, появившихся во второй половине XVII века, двор иерарха стали именовать крепостью, то есть кремлем. Однако основательные стены служили в те времена уже не столько для защиты, сколько чтобы наглядно показать всем величие Ростовской епархии.

Самый красивый вид на Кремль открывается со стороны озера Неро. Если хотите сделать красивые фотографии - обойдите кремль со стороны озера.

Архитектурный ансамбль Ростовского кремля

«Кремль» состоит из трех частей: в центре ансамбля находится митрополичий двор , на территории которого есть пруд, построено несколько церквей и административных зданий; на север от него - Соборная площадь , на которой находятся Успенский собор и звонница; на юг - Митрополичий сад , примыкающий к берегу озера Неро. Вся территория обнесена крепкими стенами с 11 башнями.

Самое известное здание кремля и одновременно старейшее здание города - величественный пятиглавый Успенский собор , сооруженный в 1508-1512 годах. Остальные постройки появились на территории архиерейского двора позже - большинство из них относится ко второй половине XVII века.

В основном архитектурный ансамбль кремля появился в период правления митрополита Ионы: иерарх обустраивал свое имение и хотел, чтобы оно было подобно небесному граду Иерусалиму. Во времена Ионы появляются и двухэтажный корпус Судного приказа (50-60-е годы XVII столетия), и надвратная церковь Воскресения , соединившая находившимися под ней Святыми воротами Соборную площадь с архиерейским двором, и домашний храм митрополита Ионы , и церковь Спаса Нерукотровного - сооруженные около 1670-х годов, и митрополичьи хоромы, где находилась резиденция церковного иерарха и хранилась его казна, а также государские хоромы («Красная палата») - также построенные во второй половине XVII века, и надвратная церковь Иоанна Богослова 1683 года.

Последней постройкой на митрополичьем дворе стала церковь Одигитрии 1692–1693 годов - она уже выделяется среди более ранних храмов, потому что ей уже придали черты новомодного «московского барокко».

У всего ансамбля кремля есть одна необычная черта: большинство зданий соединены переходами, проложенными на стенах. Кстати, вы их, наверно, уже видели, даже если никогда не были в Ростове - именно по этим переходам в 1970-х годах бегали герои фильма Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».

Музеи Ростовского кремля

На территории Ростовского кремля открыты несколько экспозиций: художественных, краеведческих, исторических. Можно начать осмотр с Государских палат (еще их называют «Красная палата»), где на первом этаже расположен выставочный зал «Музейная гостиная» , в которой гостей знакомят с собраниями музея-заповедника и рассказывают о Ростовской земле. Экспозиция интерактивная: вы можете выбрать нужную вам виртуальную экскурсию или посмотреть слайд-фильм.

Не важно, интересуетесь ли вы историей и архитектурой или приехали в этот город просто хорошо провести выходные, посетить Ростовский кремль стоит: можно не ходить в музеи или выбрать только одну-две интересующие вас экспозиции, можно просто погулять по территории бывшего архиерейского двора, сделать красивые фотографии, подняться на звонницу , пройтись летом по стенам и полюбоваться окрестностями.

Экспозиция «Древнейшее прошлое Ростовской земли» рассказывает о времени от эпохи палеолита до раннего железного века. Гости музея могут видеть черепа и кости мамонтов, шерстистого носорога, северного оленя и других животных, обитавших в этих местах, а также предметы быта первых людей: керамику, боевые топоры.

Продолжение краеведческой темы ждет вас на втором этаже Государских хором (Красной палаты), где работает выставка «Ростовская земля и Ростов в VII - XV веков» . В четырех залах представлены примерно полторы тысячи предметов, рассказывающих о разных периодах истории Ростова. Среди уникальных экспонатов печать киевского князя Ярослава Мудрого и подлинный западноевропейский меч X века.

В Самуиловом корпусе вы можете посмотреть экспозицию «Древнерусское искусство» - это богатая коллекция икон XIII - начала XX веков, лицевого шитья XVI - XVII веков, литья XII - XVI веков, резьбы по дереву и кости XV–XVI веков.

В Белой палате работает экспозиция «Музей церковных древностей» - это опыт реконструкции данного музея, существовавшего в Ростове с 1883-го по начало 1920-х годов. Посетители могут увидеть рукописные и старопечатные книги. оружие, предметы декоративно-прикладного искусства.

В Галерее работает выставка «Русское и западноевропейское барокко» - это представительная коллекция иконописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства XVII-XVIII веков. помимо икон вы можете увидеть шитье, ткани, серебряные изделия.

В кладовой бесстолпной палате размещена любопытная коллекция поддужных колокольчико в. Вы не только узнаете о разных видах таких колокольчиков, но и узнаете о технологии их изготовления.

Для групп по предварительному заказу открыт доступ в Кладовую палату , где хранятся археологические коллекции музея-заповедника.

Ростовский кремль, наверное, второй, после Московского кремля, памятник архитектуры, который визуально знаком многим россиянам. Можно сказать, кто хоть раз видел комедию «Иван Васильевич меняет профессию», тот совершил дистанционную мини экскурсию по Ростовскому кремлю, поскольку множество кадров приключений в царских палатах Ивана Грозного снимали на его территории. Наверняка сразу вспоминается эпизод с погоней, эпизод с колоколами – это все кадры с территории Ростовского кремля.

Данный архитектурно-исторический памятник представляет собой комплекс зданий, храмов и иных сооружений, расположенный на территории около 2 га на берегу озера Неро в Ярославской области. Тот архитектурный комплекс, который есть сейчас, был заложен в 1650 году, вокруг Успенского собора, который, по сути – самый древний храм комплекса и является визитной карточкой всего музея-заповедника.

Местоположение Успенского собора и затем всего комплекса не случайно. До строительства собора в 1512 году здесь были еще четыре деревянные церкви. Так, первая деревянная церковь была построена еще в 991 году при правлении князя Владимира, то есть всего три года спустя после крещения Руси. Но была уничтожена пожаром. Интересно, что в одной из предшествующих строительству Успенского собора церквей в 1314 году один из ростовских бояр окрестил своего сына - младенца Варфоломея – в последствие известного как преподобный Сергий Радонежский.

Сейчас уже не установить, намеренно или случайно, что Успенский собор, построенный в Ростове, оказался очень похож на московский Успенский собор. Но есть детали, которые подарили свою особую уникальность Ростовскому Успенскому собору. Например, самобытный узорчатый аркатурно-колончатый пояс на фасаде собора, который является уникальным архитектурным наследием.

Строительство всего архитектурного ансамбля кремля история связывает с именем митрополита Ионы Сысоевича. Почему же митрополит, который замещал на московском престоле самого опального патриарха Никона, вернулся из столицы в Ростов? Это была ссылка, да самая настоящая ссылка. Политические интриги в Москве привели к тому, что митрополиту Ионе дали предписание уехать в Ростов и не выезжать оттуда.


Ссыльный митрополит решил создать в Ростове центр духовной жизни. Основным замыслом стало строительство Архиерейского (Митрополитичьего) двора, то есть, по сути, резиденции митрополита. Поскольку у митрополита были в подчинении люди, целый штат служащих: дворецкие, клерки, казначей, чиновники разных рангов, священники – до двух сотен человек вместе с домашней прислугой, то строительство началось с возведения административных зданий и жилых районов, а затем строители приступили к церковным сооружениям. Одна из примечательных особенностей - большинство зданий Ростовского кремля - каменные. Но жилые митрополитичьи палаты всегда были деревянными.

Очень редко, но в случае со строительством Ростовского кремля история хранит имя человека, который, похоже, сыграл заметную роль в проектировании и строительстве, и, скорее всего, был главным зодчим комплекса. Его имя - Петр Досаев. О нем известно немного, только то, что он был высококлассным каменщиком и сыном иммигрантов с восточными корнями.

Надо отдать должное мастерству древних зодчих, которые смогли спроектировать и разместить остальные здания и сооружения Ростовского кремля так, что все они объединились в великолепный архитектурный комплекс. Зодчим удалось воплотить в явь замысел митрополита о создании райского уголка, чтобы душа наполнялась высокими чувствами, и возникали чистые мысли. Чего стоит только небольшой прекрасный пруд во внутреннем дворике, в котором отражаются великолепные палаты и церкви комплекса! А вид из галерей на озеро Неро! А прекрасный Митрополичий сад, примыкающий с юга к центральной части комплекса, который был заложен по настоянию митрополита в завершающей стадии строительства.


Согласно записям строительство кремля было завершено в 1693 году. Примечательно, что резиденция митрополита была окружена крепостными стенами с бойницами в конце строительства. Но широкие проемы бойниц, окна с наличниками, богатое убранство башен свидетельствовало о том, что как крепость Ростовский кремль использовать никто не планировал. Кстати, удался и другой замысел митрополита - даже когда строительные работы были не завершены полностью, кремль посещали высшее духовенство и знать. Здесь действительно был центр духовной жизни.

Судьба Ростовского кремля не проста. После того, как митрополит получил приказ перенести свою резиденцию в Ярославль, архитектурный комплекс начал постепенно приходить в упадок. Были и пожары на территории комплекса. Было и время, когда синод хотел разрушить практически весь комплекс, поскольку его содержание было слишком дорогим. Но жители Ростова, богатое купечество, меценаты решили возродить былую славу кремля, как духовного центра. На собранные пожертвования в 19-м веке прошла реконструкция, кремль опять был доступен для посещений, на территории Белой палаты открыли музей церковных древностей. В 1883 году Ростовский кремль получил статус государственного музея-заповедника. Затем была революция, гражданская война, борьба с церковью и религией в обществе. Однако службы в Успенском соборе велись вплоть до 1935 года, когда в свете указаний руководства страны было решено, вообще прекратить всю религиозную деятельность, а местная номенклатура решила превратить Успенский собор в склад кофе-цикорной фабрики, а на территории комплекса стали размещаться различные артели, конторы, делались жилые квартиры. Потом и сильнейший ураган 24 августа 1953 причинил серьезный урон. Но Ростовский кремль выдержал и выстоял! В период с 1954 по 1962 года была проведена серьезная научная реставрация. В 1991 году стали проводить первые богослужения, а также новые реставрационные работы, и сегодня усилиями неправительственных организаций и спонсоров, а также благодаря государственной поддержке Ростовский кремль практически восстановлен во всей его красе.

Для увеличения нажмите на изображение

Об этом удивительном архитектурном комплексе можно писать много. Если вы захотите его посетить, вам не хватит одного дня, чтобы увидеть и осознать всю его самобытность, осмотреть ценности и коллекции, хранящиеся в музеях, на его территории. Многие туристы едут посмотреть на главную святыню Успенского собора – Владимирскую икону Божьей Матери, на Звонницу Успенского собора, чтобы услышать звон и увидеть 15 сохранившихся колоколов. Один из крупнейших колоколов был отлит в 1688 году и назван в память отца митрополита Ионы, простого сельского священника, – Сысой. Возможно, вы захотите посетить церковь Ивана Богослова и увидеть своими глазами фресковый иконостас. Кстати, с фресками Успенского собора связана удивительная . В50-х годах 20 века ученые обнаружили, что под внешними слоями масляной живописи в соборе был еще один слой, состоящие из тех фресок, которые упомянуты в архивах и воспоминаниях очевидцев 16 века. Частично фрески стали появляться под треснутым наружным слоем куполов и подпружных арках. Реставраторам удалось извлечь фрагменты первоначальной росписи алтаря Успенского собора. Почему фрески, в итоге, было приказано закрасить, и чья это была воля, остается загадкой до сих пор.

Кроме того, на территории Ростовского кремля сохранились захоронения многих ростовских князей и духовенства, в том числе и захоронение митрополита Ионы Сысоевича.

Много полезной информации о всех достопримечательностях, можно посмотреть на сайте государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» - http://www.rostmuseum.ru/

История городов России удивительна и многогранна. Порою мы больше знаем о заграничных памятниках архитектуры, чем о российских. Но нам есть чем гордиться. Наши зодчие умели строить на века.

Ростовский кремль (Митрополичий двор или Ростовский архиерейский дом) расположен в центре города Ростова Великого, на берегу озера Неро. Ростовский кремль — уникальный памятник, дающий представление о позднем русском средневековом зодчестве, сохранившийся благодаря усилиям реставраторов и жителей города.

Современное название, — «кремль», — условно. Оно больше относится к внешнему виду, чем к назначению ансамбля. Изначально на территории кремля располагался Ростовский Архиерейский дом, где обитал митрополит Ростовской епархии. Комплекс также носил название «Митрополичий двор».

Архиерейский дом был возведен в 1670-1683 годах по заказу митрополита Ионы Сысоевича, чья идея заключалась в том, чтобы создать архитектурный ансамбль с садом и прудом, напоминающими библейское описание рая, земной образ Горнего Иерусалима. Митрополит Ростовский и Ярославский Иона Сысоевич был незаурядной фигурой, обладавшей большим влиянием. Будучи сподвижником патриарха Никона, после его опалы Иона Сысоевич некоторое время выполнял роль местоблюстителя патриаршего престола. Однако патриархом он не стал, но первым подчинился и принял благословение вернувшегося из ссылки Никона. Епархия митрополита Ионы была одной из самых богатых в России, что позволило ему развернуть масштабное строительство не только в Ростове, но и в Ярославле, Угличе, Великом Устюге.

Второй ключевой фигурой среди создателей кремля был ростовский каменщик Петр Иванович Досаев, который, по всей видимости, руководил строительными работами.

В 1787 году обстоятельства изменились: митрополия была перенесена из Ростова в Ярославль, после чего Ростовский Митрополичий двор потерял свое значение и начал быстро ветшать. Здания были отданы под различные ведомства и склады, в храмах не велось богослужение. Встал вопрос о продаже ансамбля под снос. Однако благодаря влиянию и финансовым вложениям ростовского купечества Ростовский кремль был сохранен и в 1860-1880 годах отреставрирован. Работой по восстановлению комплекса руководили И. А. Шляпков и А. А. Титов.

Вид на Ростовский кремль с северо-запада

В Белой палате Ростовского кремля был открыт музей церковных древностей. В мае 1913 года комплекс посетили Николай II с наследником цесаревичем и великими княжнами.

После завершения реставрационных работ Ростовский кремль был признан «церковно-историческим памятником России». Его церкви были освящены и готовы к богослужению, сохранив при этом музейный статус. В штате музея кремля имелась должность священника. Однако в реальности службы регулярно совершались только в церкви Григория Богослова, которая считалась домовой церковью музея. В остальных храмах Ростовского кремля богослужение проходило в исключительных случаях.

После революции 1917 года Ростовский музей церковных древностей изменил свой статус, став краеведческим музеем.

23 августа 1953 года смерч огромной разрушительной силы пронесся над Ростовом, сильно повредив архитектурный комплекс. На следующий день правительственная комиссия уже работала в кремле, оценивая масштабы разрушений. Было принято решение не просто ликвидировать последствия разрушений, а произвести полную научную реставрацию Ростовского кремля под руководством архитектора В. С. Банинге. Благодаря серьезной научно-исследовательской работе комплекс был восстановлен. В процессе реставрации кремлю были возвращены утраченные ранее элементы. В частности, была восстановлена Красная палата, стальные кровли башен заменили на лемеховые.

В наши дни комплекс Ростовского кремля находится в хорошем состоянии. Недавно на его территории вновь была проведена реставрация. Сейчас в бывшем Архиерейском доме работает Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», предоставляющий возможность увидеть одну из самых интересных достопримечательностей России.

Обзор Ростовского кремля

Ростовский кремль окружен крепостной стеной с 11 башнями. В комплекс кремля также входят: Успенский собор, Звонница Успенского собора, Святые ворота, Церковь Воскресения, Церковь Иоанна Богослова, Церковь Спаса на Сенях, Церковь Одигитрии, Церковь Григория Богослова, Красная палата, «Дом на погребах», Самуилов корпус, Белая палата, пруд, Митрополичий сад.

Успенский собор и Звонница Успенского собора находятся внутри кирпичной стены, однако они вынесены за основную крепостную стену Ростовского кремля. Рядом с ними находятся cеверные Святые ворота в кремль, над которыми стоит Церковь Воскресения.

Слева направо: Успенский собор, Звонница, Святые ворота

На территории кремля имеется гостиница и несколько кафе.

Loading...Loading...